какие танки выпускали в челябинске во время войны

80 лет Челябинскому тракторному заводу

Днем рождения Челябинского тракторного завода – одного из самых крупных российских промышленных объединений, выпускающего высокотехнологичную машиностроительную продукцию, – считается 1 июня 1933-го года. Именно в этот день первый «Сталинец» С-60 мощностью всего в шестьдесят лошадиных сил сошел с производственной линии завода. С этого момента времени в любой точке нашей необъятной страны решение важных технических и технологических задач не обходилось без участия машин, созданных на этом прославленном предприятии. В 1936-ом году челябинские тракторы прекрасно показали свои возможности при прохождении по трассе «Снежного перехода» в Якутии, успешно одолев более двух тысяч километров по труднодоступной местности в условиях пятидесятиградусного мороза. Не подвели эти машины и во время Памирского перехода на территории Туркестанского военного округа, когда путь пролегал через высокогорные точки на уровне четырех тысяч метров.

Эскизный проект ЧТЗ был составлен к весне 1930-го года в специальном проектном бюро Ленинграда. Отдавая себе отчет в том, что строительство предприятия такого уровня, как Челябинский тракторный завод, возможно только при применении всего накопленного мирового опыта, руководство страны решило провести окончательную редакцию в США. В Детройте, центре американской автотракторной индустрии, было создано проектное бюро «Челябинск трактор плэнт». Двенадцать американских и сорок советских специалистов внесли множество изменений в первоначальные эскизы. Вместо намеченных двадцати отдельных корпусов было решено основать три цеха: механический, кузнечный и литейный. Для возможности менять объекты производства, железобетонные опорные конструкции зданий заменили металлическими. Позже в годы войны это позволило быстро перейти на заводе на выпуск танков. 7 июня 1930-го года генеральный план ЧТЗ был завершен, а уже к 10 августу были заложены цеха.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Первые строители встретились с большими трудностями: отсутствовала техника, жилье и медицинская помощь. Не хватало материалов, а к концу 1930-го года резко уменьшилось финансирование стройки. Из прибывших сюда в 1930-ом сорока трех тысяч работников, тридцать восемь тысяч человек уехали к концу года. Над строительством нависла угроза срыва. Однако 11 мая 1931-го года И.В. Сталин заявил, что Челябинский тракторный попадает под особое наблюдение ЦК ВКП (б). После этого сооружение завода пошло ускоренными темпами. В 1932-ом начался развернутый монтаж производственного оборудования, в поставке которого участвовали триста семь компаний США, Германии Франции и Англии, а также более ста двадцати отечественных заводов. В целом удельный вес советского оборудования составил более сорока трех процентов. Сделанное за три года поражало воображение. Бескрайнее поле превратилось в растущий город. Там, где недавно была одна грязь, стояли кирпичные дома и огромные цеха, имелись асфальтированные дороги. В заводском районе имелась фабрика-кухня, клуб, кинотеатр и учебный комбинат.

Первые тракторы, выпускаемые ЧТЗ им. Ленина, работали на лигроиновом топливе, и лишь после значительной реконструкции в 1937-ом году предприятие наладило выпуск новых дизельных транспортных средств, создаваемых на базе С-60, но мощностью на пять лошадиных сил больше своего предшественника. Уже в мае того же года С-65 стал призером Всемирной Парижской выставки, получив заслуженный диплом «Гран-при» от ее организаторов. Серийный выпуск этих экономичных машин был налажен на ЧТЗ 20 июня 1937-го года, благодаря чему предприятие стало пионером отечественного тракторостроения, выпускающим дизельные тягачи. Всего с 1937-го по 1941-ый годы заводом было выпущено около тридцати восьми тысяч тракторов С-65.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

В 1939-ом году предприятие расширило ассортимент своей продукции, освоив параллельно производство тягача для артиллерии С-2 или «Сталинец-2». Его мощность составляла уже сто пять лошадиных сил. День 30 марта 1940-го Челябинский завод отметил новым достижением: с его конвейера в этот день сошел 100-тысячный трактор. Дотошные статисты подсчитали, что общая мощность всех выпущенных до этого момента предприятием машин составила шесть миллионов лошадиных сил, что приблизительно равно мощности десяти ДнепроГЭС.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Витающее в воздухе ожидание войны потребовало переориентировки производства, и в 1940-ом на ЧТЗ велась усиленная исследовательская работа и подготовка к производству тяжелых танков (типа КВ) совместно с конструкторами Кировского завода города Ленинграда. Одновременно готовился выпуску топливный насос для двигателей самолетов-бомбардировщиков Т-12. Первый танк был принят на ЧТЗ госкомиссией в последний день 1940-го года.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Официально с 6 октября 1941-го года предприятие стало называться «Кировский завод Наркомата танковой промышленности». Даже после окончания войны в течение двадцати лет челябинцы выпускали свою продукцию именно под маркой Кировского завода.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны
какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны
какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны
какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Помимо тяжелых танков завод выпускал знаменитейшие и широко используемые Т-34, а также СУ-152 (САУ). Всего за военное время Танкоградом были выпущено и отправлено на фронт восемнадцать тысяч самоходных артиллерийских установок и танков различных типов, восемнадцать миллионов заготовок для боеприпасов и сорок девять тысяч дизель-моторов для танков. Несмотря на напряженность обстановки плодотворно работали инженерные умы предприятия, которыми в течение войны было создано тринадцать новых типов САУ и танков, а также шесть типов дизель-моторов для этих боевых машин. За самоотверженный труд и выдающиеся достижения коллективу завода за весь военный период тридцать три раза присуждалось Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, как победителю Всесоюзного соревнования. Два знамени даже были оставлены на предприятии на вечное хранение. 5 августа 1944-го года за заслуги в освоении и производстве новых видов техники и неоценимую помощь армии завод был награжден Орденом Красной Звезды и Орденом Ленина. Второй Орден Ленина Конструкторское бюро завода получило за достижения в разработке и производстве танковых дизелей 30 апреля 1945-го года.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

По окончании войны работа предприятия вновь вошла в мирное русло, и 5 января 1946-го завод выпустил свое первое послевоенное детище, трактор «Сталинец-80» или С-80, в котором уже использовалась кабина закрытого типа. С середины июля 1946-го года предприятие наладило массовое производство этой незаменимой для послевоенного восстановления хозяйства машины, которая впоследствии широко использовалась не только при освоении залежных целинных земель, но и во время строительства самых крупных и масштабных объектов Советского Союза. К слову, из всего парка машин, выполнявших земляные работы при строительстве Волго-Донского канала, тракторы ЧТЗ составляли более половины имеющейся техники и выполнили большую часть работ.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Историческим для Челябинского тракторного является день 20 июня 1958-го года, когда предприятию, наконец, было возвращено его первоначальное название. К тому моменту завод уже осваивал производство новой машины Т-100, которая в 1961-ом стала обладателем золотой медали международной выставки. Трактор Т-100 (получивший в народе прозвище «сотка») отличался высоким для шестидесятых годов уровнем комфорта внутри кабины, в ней имелось мягкое сиденье, освещение, принудительная вентиляция. Ряд машин этого типа находится в эксплуатации до сих пор. Тягач выпускался предприятием вплоть до 1963-го года, когда в производство была внедрена его улучшенная модель Т-100М (108 лошадиных сил), также удостоенная высшей международной награды в 1968-ом.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

К 1964-му году ЧТЗ производил уже двадцать две модели трактора Т-100М, среди которых значительную часть занимали машины с повышенной производительностью и надежностью для проведения работ в болотистой местности, зоне вечной мерзлоты, а также на песчаных почвах. А еще в январе 1961-го года Челябинский завод запустил в серийное производство совершенно новый тип дизель-электрических тракторов ДЭТ-250, имеющих мощность в триста десять лошадиных сил и троекратно награжденных впоследствии медалями международных выставок (в 1960-ом, 1965-ом и 1966-ом).

Без остановки производства тягачей, в конце шестидесятых началась крупная реконструкция предприятия и его полное перевооружение в соответствии с новыми требованиями времени и подготовкой к изготовлению тракторов нового поколения Т-130. Строительство новых мощностей и работы по реконструкции ЧТЗ 26 мая 1970-го года получили статус Всесоюзной комсомольской стройки. А уже 22 января 1971-го завод получил очередную награду, Орден Ленина, за отличные показатели при выполнении задач пятилетнего плана развития производства. Именно на базе этого завода 10 ноября 1971-го года было создано первое в истории советского машиностроения производственное объединение «ЧТЗ им. Ленина», объединившее еще четыре производственных филиала.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

С 1992-го года начался новый этап в жизни ЧТЗ. Сначала 30 апреля Правительством РФ было принято решение о его приватизации. Затем 1 октября производственное объединение по решению собрания акционеров превратилось в ОАО «УРАЛТРАК». Но спустя три с половиной года, 27 апреля 1996-го, то же собрание вынесло решение об изменении названия на ОАО «Челябинский тракторный завод». Сложная ситуация в стране, неправильная финансовая политика, несмотря на востребованность продукции предприятия на рынке, привела в 1998-ом году к признанию ЧТЗ банкротом и его полной реорганизации. Однако легендарному предприятию удалось выжить, после проведенных изменений на рынке появился новый машиностроительный гигант, названный ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

В торжественной обстановке проходило празднование семидесятилетия завода 1 июня 2003-го года, когда из ворот предприятия на обозрение горожан проследовала целая колонна машин, в которой были представлены все выпускаемые в разное время предприятием модели тракторов. В параде тягачей участвовали и уже ставший легендой С-65, и более поздние модернизированные марки тракторов. Среди образцов военной техники можно было видеть как «старичка» Т-34, так и находящиеся в арсенале современной Российской армии БМП-1 и Т-72. Проследовавшая по главной улице Челябинска колонна дала возможность жителям города воочию увидеть выпускаемые заводом инженерные машины, колесную и малогабаритную технику. В дальнейшем эта интереснейшая экспозиция была установлена на подготовленной демонстрационной площадке, которую за несколько дней посетили несколько десятков тысяч жителей и гостей города.

Отдельные модели тракторов, созданных на ЧТЗ, неоднократно становились дипломантами конкурса хорошо известного среди отечественных производителей под названием «100 лучших товаров России»: в декабре 2004-го года этой чести была удостоена модель ДЭТ-320, в декабре 2010-го – трактор Т13 и погрузчик ПК-65, а в 2011-ом – бульдозер Б-8. Кроме того само предприятие было отмечено наградами за высокое качество выпускаемой продукции. Очередным свидетельством признания авторитетности завода стало избрание генерального директора ЧТЗ В. Платонова на пост главы комитета Торгово-промышленной палаты России в июле 2006-го года.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Получение европейского сертификата качества на одну из выпускаемых предприятием моделей техники (бульдозер Б11) в июне 2009-го и сертификата по охране труда в июне 2010-го года открыло дорогу для ЧТЗ на рынок Евросоюза с возможностью организации совместного производства. Итогом плодотворного сотрудничества с итальянскими партнерами стал запущенный в сентябре 2010-го литейный мини-завод. А в январе того же года предприятие приступило к испытанию новейших бульдозеров с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

В марте 2011-го года корпорацией Уралвагонзавод был приобретен контрольный пакет акций ЧТЗ (63,3%), что в сумме с уже принадлежавшими данному предприятию акциями составило около 80%. Соглашение между УВЗ и ЧТЗ было по праву названо «Сделкой 2011 года». Основным направлением производства завода в составе УВЗ стал выпуск дорожно-строительной техники гражданского назначения. Таким образом, сегодня ЧТЗ – это одно из самых крупных производственных объединений России, которое может предложить российским и зарубежным потребителям не только тракторы, бульдозеры и инженерные машины высокого качества, но и трубоукладчики высокой грузоподъемности, виброкатки, погрузчики и дизельные двигатели, а также дизель-генераторные установки и дизель-гидравлические станции, запчасти к тракторам собственного производства, мини-тракторы и коммунальные машины. В последние годы с продукцией завода познакомились не только в бывших советских республиках, но и в шестнадцати странах дальнего зарубежья, включая государства Восточной Европы, Вьетнам, Индию, Индонезию, Арабские Эмираты и многие другие. Крупные экспортные заказы для иностранных государств, а также внутренние заказы Рослесхоза, нефтяных и газовых корпораций позволили предприятию, наконец, решить все финансовые проблемы и впервые за много лет возобновить прием персонала на работу.

Источник

Танкоград: первый конвейер тяжелых танков

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Сегодня в массовом сознании танки КВ и ИС-2 почему-то недооценены, все больше вспоминают Т-34. Но именно тяжелые танки своим натиском и мощью прорывали вражескую оборону, приближая День Победы. Машины шли в бой прямо с конвейера гигантского комбината, созданного на базе Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Этот один из крупнейших центров танковой промышленности стал известен во всем мире как Танкоград.

В годы войны здесь были созданы более десяти видов тяжелых танков и самоходных артиллерийских установок. Танкоград передал фронту в общей сложности 18 тыс. боевых машин и 48,5 тыс. танковых двигателей. Эти рекорды впечатляют даже сегодня, спустя 75 лет после Победы.

Строительство завода-гиганта

Индустриализация 1930-х годов поставила перед страной новую масштабную задачу – создание отечественного тракторостроения. В апреле 1929 года был принят план на следующую пятилетку, согласно которому в СССР должно было появиться несколько новых заводов по производству тракторов. Один из них было решено построить в Челябинске.

На Челябинском тракторном заводе впервые в стране должно было быть организовано крупносерийное производство гусеничных тракторов. По плану ЧТЗ должен выдавать порядка 40 тыс. машин ежегодно – это почти вдвое больше общего показателя Сталинградского и Харьковского тракторных заводов. Кроме того, в то время аналогов такому тракторному производству не было ни в США, ни в Европе. Проектирование передового предприятия требовало самых передовых технологий. Было решено прибегнуть к международному опыту.

В январе 1930 года начались переговоры с американской компанией Caterpillar. Но договориться так и не удалось – спустя три месяца переговоры ни к чему не привели. В такой ситуации советская сторона решает создать в Детройте, на тот момент центре автомобильной промышленности США, проектное бюро «Челябинск трактор плэнт». Здесь над планом будущего завода работают лучшие специалисты – 40 советских и 12 американских.

В первоначальный план завода было внесено несколько кардинальных изменений. К примеру, вместо 20 отдельных цехов, остались только три корпуса: механический, литейный и кузнечный, а железобетонные опоры здания было решено заменить на металлические. Это позволило расширить корпуса, и завод в будущем смог оперативно перейти с тракторов на танки.

В июне 1930 года генплан Челябинского тракторного завода был готов, а уже в начале августа того же года началось строительство цехов. Первый трактор был выпущен 15 мая 1933 года, а спустя две недели состоялось официальное открытие Челябинского тракторного завода им. Сталина. Тот объем работы, который удалось провести за три года, впечатляет и сегодня. Пустырь превратился в целый город – помимо огромных современных цехов, были построены кирпичные дома, учебный комбинат, асфальтированные дороги и даже кинотеатр.

За несколько лет ЧТЗ вышел на международный уровень. В мае 1937 года на выставке в Париже два челябинских трактора удостоились Гран-при. Иностранным специалистам не верилось, что такие продвинутые машины сделаны на заводе, которому исполнилось всего четыре года. Спустя семь лет после пуска предприятия – 30 марта 1940 года – на ЧТЗ собран 100-тысячный по счету трактор.

Рождение Танкограда

В самом проекте Челябинского тракторного завода была заложена возможность выпуска не только гражданской продукции, но и военного назначения. Проект предусматривал организацию массового производства танков и артиллерийских тягачей. Первые танки на ЧТЗ были выпущены еще до начала войны. В 1940 году в Челябинске был налажен выпуск тяжелых танков «КВ» («Клим Ворошилов») разработки Ленинградского Кировского завода. До июня 1941 года здесь было изготовлено 25 танков «КВ-1».

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

С началом войны ЧТЗ не просто переходит на военные рельсы, он превратился в гигантский комбинат, аналогов которому не было ни в одной стране. Осенью 1941 года в Челябинск эвакуированы два крупных предприятия – Ленинградский Кировский завод и Харьковский моторный завод №75. На ЧТЗ были эвакуированы не только ленинградцы и харьковчане. Это и московские заводы – станкостроительный «Красный пролетарий», № 7 – шлифовальных станков, часть производства электромашиностроительного завода «Динамо» имени Кирова, а также Воронежский завод резиново-паронитовых изделий. Сюда же, в Челябинск, прибывает лаборатория электротермии, которая занималась закалкой стали токами высокой частоты, специализированный проектно-технологический институт, а также перебазировалось конструкторское бюро Военной академии моторизации и механизации. Так был создан самый мощный в мире комбинат по крупносерийному производству тяжелых танков и танковых моторов – Танкоград.

Пожалуй, нет подобных примеров в истории, когда такие крупные заводы за несколько дней, под бомбежками, «разбирали» и грузили в эшелоны, а затем запускали буквально на пустом месте. Оборудование разгружали с поездов и ставили на фундаменты будущих цехов под открытым небом. В таких условиях, прямо на морозе, начиналось производство, а параллельно возводились стены и крыши будущих цехов. Так, на заводе построили 17 новых цехов общей площадью 100 тыс. кв. метров, заново смонтировано 17 тыс. станков.

И все это стало возможно благодаря титанической стойкости рабочих предприятий. Около трех десятков тысяч работников с семьями были отправлены на Урал. Эшелоны приходили в Челябинск с осени 1941 года по январь 1942 года. Жизненные условия были очень суровыми: уральская зима, отсутствие топлива, люди спали в холодных бараках, а иногда прямо в цехах, в собираемых танках. Но все бытовые проблемы казались призрачными – советской армии срочно нужны танки. И огромный Танкоград работал для фронта и Победы.

Челябинские «тридцатьчетверки»

В истории танкостроения не было таких примеров, чтобы всего за один месяц предприятие освоило новую машину. И это в самый разгар войны. Завод подвергся реконструкции: за несколько дней было установлено более тысячи новых станков, около 700 перенесли из одного цеха в другой. Нужно было успеть сконструировать и приготовить несколько тысяч штампов, инструментов, а тысячи специалистов обучить, как работать с ними. Чертежи деталей танка Т-34 цеха получают 22 июля 1942 года, а спустя месяц готова первая челябинская «тридцатьчетверка».

К концу 1943 года завод собирал по 25 танков Т-34 ежедневно. Кстати, один из них можно увидеть сегодня на склоне Мамаева кургана – знаменитый танк №18 «Челябинский колхозник».

Тяжелый «Иосиф Сталин»

Не приостанавливая выпуск средних танков Т-34, завод продолжает производство и совершенствование тяжелых танков. В 1943 году челябинским танкостроителям было поручено освоить новый танк. Над этим заданием трудились более 600 инженеров, находясь практически круглосуточно на рабочих местах. Так родился еще один рекорд ЧТЗ – в ночь на 31 октября 1943 года досрочно в серию вышли тяжелые танки ИС-2 (аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин»).

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Маневренность, толстая броня, мощная пушка были оценены по достоинству, и танк ИС-2 быстро стал основной машиной в тяжелых танковых полках и оставался на вооружении еще очень долгое время.

Танки Победы

Серия тяжелых танков «Иосиф Сталин» вскоре получила свое продолжение – в августе 1944-го челябинский конструктор Михаил Балжи закончил работу над созданием танка ИС-3. Среди нововведений – новая форма корпуса и башни (говорят, что к этому Балжи пришел, когда смотрел на обычную мыльницу), а также оптическая система управления наводкой, которая предусматривала боевые действия на дальности до 2,5 км. В те годы ни одна страна не могла похвастаться подобными машинами.

Еще один рекорд Танкограда 1944 года – запуск конвейера сборки тяжелых танков. В результате заводская себестоимость тяжелого танка сократилась на сто с лишним тысяч рублей. Танки серии ИС теперь лишь немногим выходили дороже среднего танка Т-34, а затраты труда на изготовление тяжелого танка сократились в четыре раза.

Созданный под конец войны, ИС-3 не успел показать себя на поле боя, но его первый выход оказался эффектным. Танки ИС-3 проехали на военном параде в 1945 году в Берлине, в котором приняли участие войска СССР, США, Англии и Франции. По словам Жукова, новый советский танк произвел «неизгладимое впечатление на иностранцев». Может быть, именно поэтому ИС-3 часто называют символом Победы, а может, и потому, что именно этот танк оказался последним сошедшим с конвейера Танкограда в День Победы.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Ранним утром 9 мая 1945 года на Челябинском заводе ночная смена заканчивала свою работу, а в Москве началась историческая передача – Левитан зачитывал сообщение о капитуляции Германии.

Праздники прошли, на ЧТЗ наступили рабочие будни. Страна постепенно переходит на гражданские рельсы, и у завода начинается совсем другая, мирная, история. Впереди новые вершины: миллионный трактор с конвейера, покорение пустынь Африки и снегов Антарктиды, бульдозер ЧТЗ попал даже в Книгу рекордов Гиннесса.

В послевоенный период завод продолжил и выпуск танков, вплоть до 1992 года. Сегодня Челябинский тракторный завод входит в состав концерна «Уралвагонзавод» и продолжает славные традиции военного времени, оставаясь основным изготовителем дизельных двигателей для бронетанковых войск России. Челябинские двигатели стоят на самой передовой технике: танках Т-72, Т-90 на платформе «Армата», БМПТ «Терминатор», современных артиллерийских самоходных установках. Их производство осуществляется на высокотехнологичном оборудовании уже новым поколением заводчан, потомков танкоградцев.

События, связанные с этим

Когда «Базальт» тверже алмаза

Иркутский авиазавод: бомбардировщики для фронта

Источник

Выставка военной техники в Челябинске (Танкоград) (Часть 1)

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Доброе время суток дорогие потомки победителей великой отечественной войны. В честь великого праздника Дня победы над фашисткой Германией, хочу представить вам фотографии с выставки военной техники в Челябинске.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Челябинск во время Великой Отечественной война (материалы взяты с Википедии)
Во время Великой Отечественной войны Челябинск играл большую роль как тыловой город. Челябинск принял тысячи эвакуированных граждан. Население города выросло с 270 до 650 тысяч человек. На базе более двух сотен эвакуированных в 1941 году предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. В Челябинске с 1941 по 1945 год размещался народный комиссариат танковой промышленности, один из крупнейших промышленных наркоматов СССР. Кроме того, в городе размещались наркомат боеприпасов, наркомат среднего машиностроения, наркомат электростанций. С 21 августа 1943 года Челябинск являлся городом республиканского (РСФСР) подчинения.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя — Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным, огромное производство переключилось на выпуск танков. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня. Впервые в мировой практике танкостроения сборка среднего танка была поставлена на конвейер. За период Великой Отечественной Войны в Челябинске было выпущено 60 тыс. танковых дизелей. С 1943 года на ЧТЗ выпускались самоходно-артиллерийские установки СУ-152, а затем и ИСУ-152. Всего за годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране.

На заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 — знаменитых «Катюш».

Предприятия города в годы войны производили дизель-моторы, боеприпасы (патроны, мины, бомбы, фугасы, реактивные снаряды), электрооборудование для боевых машин, детали для танков и автомобилей ЗИС, бронированные стекла для самолетов и другую необходимую для победы продукцию. К концу войны в каждом третьем танке и боевом самолете была челябинская сталь.

Не малую роль сыграл Челябинск в войне. И я посвящаю эти фотографии своему любимому городу как ветерану отечественной войны, а так же непосредственно самим ветеранам, которым мы безгранично благодарны.
СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Для съемок был специально выбран пасмурный денек что бы техника выглядела более естественно

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

На некоторой технике даже есть капельки дождя что предает больше шарму.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

И так о каждой технике по порядку.

Боевая машина БМ-21 (комплекс «Град»)

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

Принята на вооружение в 1963 году. Калибр снаряда — 122 мм. Количество снарядов для залпа: 40 штук. Максимальная дальность поражения цели до 40 км, минимальная — не более 1,6 км. Артиллерийская часть монтируется на доработанных типах шасси грузовых автомобилей семейств «Урал-375» или «Урал-4320» в зависимости от модификации. Модификация «Град-1» монтируется на «ЗИЛ-131». Скорость передвижения боевых машин 75—90 км/ч. В систему входит комплекс автоматизированного управления огнём «Виварий».

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

БТР 60 ПБ плавающий

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

БТР-60, имевший также официальное, но значительно менее распространённое обозначение БТР-60П — советский бронетранспортёр. Создан в 1956—1959 годах для оснащения мотострелковых подразделений и замены в них устаревшего БТР-152, от которого он отличался значительно улучшенной проходимостью, позволявшей ему следовать за танками на поле боя, и способностью плавать. БТР-60 стал первым в серии советских четырёхосных бронетранспортёров, развитие и производство которой продолжается до сих пор. БТР-60 производился серийно, неоднократно модернизируясь, с 1960 по 1976 год на Горьковском автомобильном заводе, затем на Курганском заводе колёсных тягачей (КЗКТ) до 1987 года; всего было выпущено, по разным данным, от 10 000 до 25 000 машин. Также производился по лицензии в Румынии, под обозначением TAB-71.

Являлся основным бронетранспортёром советских мотострелковых частей в 1960-е годы, в 1970-е — 1980-е был в основном вытеснен БТР-70 и БТР-80. Применялся советскими войсками в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в Афганской войне. Поставлялся как СССР, так и Румынией в десятки других стран, применялся во множестве региональных конфликтов и, несмотря на постепенную замену более современной техникой, на 2007 год всё ещё состоит на вооружении приблизительно 47 государств.

какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть фото какие танки выпускали в челябинске во время войны. Смотреть картинку какие танки выпускали в челябинске во время войны. Картинка про какие танки выпускали в челябинске во время войны. Фото какие танки выпускали в челябинске во время войны

В 1950-х годах основным бронетранспортёром мотострелковых подразделений Советской Армии был БТР-152, созданный на шасси трёхосного полноприводного грузового автомобиля ЗИС-151. Хотя он отличался хорошей надёжностью, подвижностью и высокой для своей компоновочной схемы проходимостью, военных последняя всё ещё не удовлетворяла, так как БТР-152 не мог преодолевать широкие траншеи и действовать на поле боя совместно с танками[4]. В качестве наиболее эффективной меры для повышения проходимости колёсных машин конструкторами рассматривалось равномерное расположение мостов. В начале 1957 года был построен опытный БТР-Э152В с равномерным расположением мостов, показавший значительный прирост проходимости, хотя и выявивший проблемы с управляемостью такой схемы, которые потребовали сделать управляемыми не только передние, но и задние колёса[5].

Разработка бронетранспортёра ГАЗ-49, носившего также заводское обозначение БТРП — «бронированное транспортное средство плавающее», началась в КБ ГАЗа под руководством В. А. Дедкова зимой 1956 года, а первый прототип был готов к середине 1958 года. От первых серийных БТР-60 прототип отличался двигательной установкой из одного карбюраторного двигателя ГАЗ-40П мощностью 90 л. с., который со всей очевидностью был слишком слаб для 10-тонной машины. Попытка установить вместо него дизельный двигатель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. также не увенчалась успехом — двигатель оказался слишком тяжёлым и создавал серьёзный перевес машины на корму. В отсутствие других подходящих силовых установок, было решено установить на бронетранспортёр спарку из двух ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями, каждый из которых работал на два моста. Модифицированный таким образом прототип был готов к осени 1959 года[6].

БТР-60П
Помимо ГАЗа, во второй половине 1950-х годов созданием перспективного плавающего бронетранспортёра повышенной проходимости занимались параллельно, фактически на конкурсной основе, сразу несколько конструкторских бюро: Академия танковых и механизированных войск и СКБ Кутаисского автозавода с «Объектом 1015»; Бюро внешних заказов ЗИЛа с ЗИЛ-153; Алтайский тракторный завод с «Объектом 19» и Мытищинский машиностроительный завод с БТР на базе ММЗ-560. ЗИЛ-153, Объект 1015 и ГАЗ-49 были внешне и конструктивно очень схожи между собой, Объект 19 же относился скорее к классу БМП и имел колёсно-гусеничную схему. Все эти машины отличались рядом конструктивных новшеств, но в итоге для массового производства был выбран ГАЗ-49, как более простой, дешёвый, надёжный и технологичный. Дополнительным фактором, сыгравшим роль в принятии этого решения, стала силовая установка ГАЗ-49. Несмотря на то, что внутренняя приёмная комиссия Минавтопрома назвала подобное решение «авантюрным» и «безграмотным», оно очень понравилось военным, поскольку при выходе из строя одного из двигателей бронетранспортёр мог продолжать движение со скоростью до 60 км/ч по шоссе. В результате ГАЗ-49 был приказом Министерства обороны от 13 ноября 1959 года принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-60П (П — «плавающий»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *