какие танцы прославили композитора иоганна штрауса сына
Иоганн Штраус – творец музыки танца для детей и взрослых
Каждый композитор, который когда-либо творил для детей, старался делать это по-своему. Бах отличался стремлением сделать свои произведения поучительными, полезными для музыкального развития. Моцарт стремился сгладить различия между музыкой для детей и взрослых, полагая, что юный ум ничем не хуже воспринимает тайну звука. Чайковский создавал мелодии, будто открывающие незримые сказочные королевства, не только близкие детскому слуху, но и позволяющие взрослым снова почувствовать себя детьми.
Как детский композитор Иоганн Штраус (сын), пожалуй, сделал для детей своего времени, да и для будущих поколений довольно большое дело. Штраус – король вальса, вдохновенный создатель музыки танца, он сделал современную ему танцевальную музыку истинным произведением искусства.
До сих пор вальсы Штрауса занимают главные места на балах и иных классических танцевальных событиях. Для детей он сделал то же, что и для взрослых, – он создал музыку, которая позволяла идеально погружаться в атмосферу танца, ощущать радость, легкость, особенность волнующих моментов движения по бальному залу.
Музыка Штрауса позволила и детям, и взрослым по-новому почувствовать глубину и значение танца в жизни. Его вальсы объединяли движение и симфоническое совершенство.
Нелегкая судьба музыканта
Можно было бы сказать, что Иоганну Штраусу повезло: он родился в семье знаменитого композитора. С юных лет Иоганна окружала музыкальная атмосфера, звуки скрипок и фортепьянных клавиш, нотные листы и выкладки талантливых композиций его отца.
Однако, Иоганн Штраус-отец был человеком непростым: по неясным причинам он запрещал своим детям заниматься музыкой. Увидев музыкальный инструмент в руках сына-Иоганна или кого-то из его братьев, Штраус-старший немедленно отбирал его и яростно отчитывал чадо за неподобающее занятие.
Всем детям известного в Европе композитора «грозили» скучные профессии банкиров, юристов, финансистов. Но Иоганн стремился к музыке и благодаря поддержке своей матери Анны Штраус он сначала получил возможность заниматься дома, а потом и шанс учиться тайком от отца у опытных учителей, весьма довольных талантом юноши.
Родился Иоганн Штраус в Вене 25 октября 1825 года, музыке долгое время учился тайком от отца, а по достижении определенного возраста поступил из-за требований Штрауса-старшего в коммерческое училище. По вечерам Иоганна заставляли работать с финансовыми отчетами, но он все же находил время на учебу.
К 1844 году Иоганн Штраус-сын сумел закончить свое музыкальное образование, его наставниками были опытные и талантливые педагоги Вены, не побоявшиеся гнева Штрауса-старшего, имевшего влияние в музыкальных кругах города и страны.
Благодаря помощи матери, ради будущего сына сумевшей развестись со своим неверным мужем, Иоганн Штраус (сын) получил возможность собрать оркестр и выступать как в Вене, так и в других городах Австрии. Несмотря на недовольство и даже явные попытки вмешаться в судьбу сына, очень скоро Штраус становится в музыкальном мире величиной не меньшей, чем Штраус-старший.
Старания, постоянная учеба, готовность встречать трудности грудью, талант и упорство очень скоро позволили Штраусу-сыну превзойти Штрауса-отца. К 1848 году Иоганн, как и его отец, был назначен капельмейстером, но вскоре разразилась революция. Отец и сын вновь оказались по разные стороны баррикад. По завершении мятежа «бунтовщика» Штрауса-младшего, проникшегося революционными идеями, отдали под суд, но он был оправдан.
Штраус остался в памяти потомков как вдохновенный музыкант
Иоганн Штраус прожил долгую, полную опасностей и приключений, труда во славу музыке и драматических поворотов жизнь. Он долгое время жил в России, был влюблен в русскую Ольгу Смиртинскую в течение пяти лет, пока выступал с концертами при Павловском вокзале в Санкт-Петербурге. Ольга на всю жизнь запомнилась Штраусу, но женой его так и не стала.
У Иоганна Штрауса после влюбленности в Смиртинскую нашлись и иные объекты воздыхания: он трижды был женат, один раз счастливо, второй раз уже на склоне лет быстротечно и не слишком успешно и в третий раз очень благополучно, но недолго.
За свою жизнь Иоганн Штраус написал 168 вальсов и массу других танцевальных музыкальных произведений: польки, мазурки, кадрили, марши. Почти вся музыка Штрауса была тонко и органично связана с танцем.
Под конец жизни он увлекся опереттой – сферой искусства, которую считали не слишком значительной в мире высокой музыкальной классики. Штраус сумел успешно опровергнуть это мнение, создавая работы, ставшие классикой оперетты.
На склоне лет Штраус даже попытался написать музыку для балета, но не успел ее закончить. Своих детей, несмотря на три брака и очень долгую жизнь, у Иоганна Штрауса не было, однако, многие свои успешные произведения он посвятил именно детям.
Детская музыка движения
Музыка Штрауса для детей была написана с любовью и вниманием, он прилагал при ее создании усилий не меньше, если не больше, чем в своих «взрослых» произведениях. Марши и польки Штрауса – бравурные, радостные, динамичные, наполненные движением, внутренним светом, ощущением радостного возбуждения.
Они были созданы для танца, для наслаждения музыкой, ритмом шагов, развлечения, становившегося воплощением настоящего искусства. Вальсы Штрауса – мелодичные, задумчивые, легкие, предназначенные не для танца на земле, но будто для парения в небесах, они становились настоящим откровением для детей, только входивших в мир танца, да и для взрослых были значительны.
Сейчас произведения Штрауса для детей имеют и иное, весьма важное значение. Как произведения Баха служат идеальной основой для начала обучения игре на музыкальных инструментах, так и произведения Штрауса стали прекрасной основой для тех, кто желает освоить искусство классического танца.
По всему миру кадрили, мазурки, но в первую очередь вальсы Штрауса звучат в танцевальных школах, а гениальные мелодии композитора будто ведут юных учеников, осваивающих хитрое искусство танца, шаг за шагом делая все легче и удобнее.
Музыка Штрауса-сына звучит на современных выпускных балах в школах и университетах, на конкурсах и в залах консерваторий. Маэстро вальса не просто создал музыку танца, он сделал так, чтобы с самых юных лет его музыка помогала людям, изучающим это искусство достигать совершенства. Кроме того – именно музыка Штрауса сделала танцы, которым посвящена, явлением вне времени, на все времена.
Иоганн Штраус II (сын)
Фото Все
Видео Все
Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская. Больше, чем любовь
Иоганн Штраус. Венский вальс.
Известные люди Иоганн Штраус Док фильм
Иоганн Штраус — биография
Иоганн Штраус – известный австрийский дирижер и композитор, мировую славу которому принесли его вальсы, яркие, законченные классические произведения.
Детство и юность
Двести лет тому назад танцевальную музыку считали легкомысленным, несерьезным жанром. К композиторам, сочинявшим такую музыку, меломаны относились со снисходительной усмешкой. Однако австрийскому Королю вальса, Иоганну Штраусу-младшему удалось в корне переломить эту ситуацию, он заставил меломанов считаться со своими произведениями.
Он родился в Вене 25 октября 1825 года в семье известного музыканта, Иоганна Штрауса и родители назвали мальчика точно таким же именем. Отец, еврей по национальности и католик по вероисповеданию, был виртуозным скрипачом и композитором, специализировавшимся на сочинении вальсов. Штрауса-старшего не устраивало отношение окружающих к его труду, для своих сыновей он хотел другой, более обеспеченной жизни. Но со временем даже окружающим стало ясно, что родитель просто завидовал своим одаренным сыновьям.
Иоганн Штраус в молодости
По иронии судьбы, три его сына от первой жены – Иоганн, Йозеф, Эдуард унаследовали от знаменитого родителя его музыкальный талант. Ничем иным, кроме музыки, они не хотели заниматься. Однако отец был непреклонен и очень жесток. Он репетировал дома, дети росли под звуки классической музыки, но отец совершенно не хотел, чтобы они повторили его судьбу.
По мнению главы семейства, Иоганн должен был стать банкиром, Йозеф – офицером. Искусству дирижирования, игре на скрипке будущий Король вальса обучался втайне от строгого родителя. Детям разрешалось играть на фортепиано, петь в церковном хоре – на такое послабление отец согласился под давлением матери. Она полагала, что только в этом случае ее сыновья могут считаться людьми, получившими достойное светское образование.
Первой скрипкой в оркестре сурового отца был Франц Амон, именно этот человек научил Штрауса-младшего виртуозно владеть инструментом. В те времена представители младшего поколения обязаны были беспрекословно подчиняться старшим. И только самые большие бунтари и вольнолюбцы нарушали это правило. Юный Штраус не принадлежал к их числу. По желанию отца он пошел на компромисс, стал студентом Политехнического института. В дальнейшей жизни наличие экономического образования очень помогало ему.
Портрет Иоганна Штрауса со скрипкой
Так, на пике своей популярности Штраус-младший основал несколько оркестров, работавших в Вене. С каждым из этих коллективов он, как дирижер, выступал только с одним произведением. Затем молодой человек отправлялся к другому оркестру, и вновь меломаны слышали одно-единственное произведение. Тем самым юный маэстро удовлетворял желание публики видеть и слышать его работу, одновременно увеличивая свой доход в несколько раз.
Его мать, Анна Штрайм, очень опасалась за карьеру сына. Штраус-старший ревниво отслеживал успехи молодого конкурента, и она боялась, что композитор будет мешать непослушному отпрыску. Отец не был примерным семьянином, к тому моменту он очень редко бывал дома, отдавая все свое время любовнице Эмилии Трамбуш. Когда вконец измученная жена подала на развод, Штраус-старший взбесился. Забыв о собственных грехах и нехристианском поведении, он оставил Анну и сыновей практически без средств к существованию, лишил их всех наследства. В выигрыше оказались дети от Трамбуш, которых к тому моменту было уже семеро.
Разошлись Штраусы и о взглядах на революционные веяния 1840-х годов. Отец поддерживал Габсбургов, сыну импонировали восставшие против этой династии. Он стал автором «Марша восставших», это произведение получила в народе другое название «Венская Марсельеза». Когда взбунтовавшиеся австрийцы потерпели поражение, молодой композитор попал под суд. Ретроградные взгляды Штрауса-старшего тоже не помогли ему, наоборот, сыграли злую шутку, публика постепенно охладела к творчеству немолодого дирижера.
Отец по отношению к сыну был настоящим злым гением. Когда он скончался от скарлатины, карьера молодого музыканта резко пошла вверх. Но сын, не отличавшийся злопамятностью, посвятил своему родителю вальс, стал издавать партитуры музыкальных произведений Штрауса-старшего.
Музыкальная карьера
Талант невозможно утаить от самого себя и окружающих – как не старался отец, у его сына уже к 19 годам был собственный оркестр. Юный дирижер дебютировал в игорном заведении, расположенном вблизи от Вены. Отец сделал все возможное, чтобы его талантливый сын не получил достойной площадки для выступления. Салоны и императорский дворец закрыли двери перед молодым композитором.
Иоганн Штраус
Когда отец скончался, его оркестр пожелал работать под руководством Штрауса-младшего. Объединив музыкальные коллективы, дирижер стал гастролировать по всей стране. Его оркестр приглашали во дворец Франца-Иосифа. Оркестр исполнял вальсы, марши, польки молодого Штрауса, произведения его отца.
Выдающийся музыкант не был таким ревнивым к славе, как его отец. Он считал себя обыкновенным, только очень популярным, а Эдуарда и Йосифа – невероятно талантливыми, и не боялся, что они превзойдут его. Штраусы с их блестящими способностями были нарасхват, работы хватало всем троим, обижаться на невостребованность никому из них не приходилось.
Вскоре об этом композиторе и дирижере узнал весь музыкальный мир. Его с восторгом принимали в России, Польше, Германии, Чехии, Румынии. Знатоки утверждали, что этот композитор создает необыкновенные мелодии, которые просто льются из него, как вода из хрустального источника.
Австрийского композитора называют основоположником венских вальсов, особых, мелодичных произведений, построенных из вступления, основы, состоящей из 4-5 построений, заключения. За весь период своей деятельности Штраус-младший написал 168 вальсов, многие из которых стали любимыми произведениями меломанов разных стран.
Прекрасными жемчужинами огромной коллекции вальсов считаются произведения, созданные для придворных балов. Самое длинное из них – вальс «Сказки венского леса», в который композитор включил мотивы народного творчества. Большую популярность заслужили еще два произведения из этого же цикла – «Радуйтесь жизни» и «Голубой Дунай». Последний вальс был впервые исполнен на Парижской выставке, его считают неофициальным гимном страны.
Очень востребованным стал еще один вальс этого композитора. Его название – «Весенние голоса». Это произведение, впервые исполненное на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», стало атрибутом всех балов и светских раутов. В европейских странах этот вальс давно считают символом новогодних торжеств.
Благодарные потомки очень бережно отнеслись к наследию великого композитора. В 20 веке на основе его вальсов было создано несколько балетов. Произведения великого композитора музыкальные критики считают настоящими шедеврами, а не простой танцевальной музыкой.
Когда Штраусу было 45 лет, должность придворного музыканта он передал Эдуарду. Сам композитор увлекся сочинением оперетт, балета, комической оперы. Он стал автором пятнадцати оперетт, основоположником этого жанра. Его «Летучую мышь», «Богиню разума», «Цыганского барона» знают все любители классической музыки.
Иоганн Штраус с оркестром
В тот же период композитор отправился в Соединенные Штаты. Он дал четырнадцать концертов, поставил мировой рекорд, поскольку дирижировал огромным оркестром в тысячу музыкантов. Но подобные «подвиги» не пришлись ему по вкусу, впоследствии Штраус наотрез отказывался от таких неудобных, но очень выгодных предложений.
Чтобы попасть в Америку, ему пришлось отказаться от контракта с Царскосельскими железными дорогами, громадного гонорара. Если бы Штраус согласился работать в России, ему бы выплатили 22 тысячи рублей, что по тем временам было просто баснословной суммой.
Личная жизнь
Штраус, неоднократно посещавший Россию с концертами, встретил здесь свою первую любовь, Ольгу Смирнитскую. Однако родители барышни ответили потенциальному жениху отказом, они не хотели отпускать дочь за границу. Музыкант долго не мог смириться с таким решением Смирнитских, писал своей возлюбленной длинные письма.
Иоганн Штраус с женой Генриеттой Халупецкой
Девушка вышла замуж за русского офицера, после этого композитор, которому уже не на что было надеяться, женился на оперной диве Халупецкой. Его супруга внешне очень напоминала Ольгу. Несмотря на свою бурную молодость, Генриетта, имевшая семерых незаконнорожденных детей от разных отцов, стала для Штрауса настоящей Музой и верной подругой.
Именно эта женщина подарила композитору блестящую идею, с ее легкой руки он занялся сочинением оперетт. Когда любимая Йетти скончалась, музыкант вступил во второй брак с Анжеликой Дитрих. Он был очень увлечен этой женщиной, едва смог дождаться окончания положенного траура. Но этот скоропалительный брак был непродолжительным, через 5 лет супруги развелись.
Иоганн Штраус с семьей
Третьей женой Иоганна стала Адель Дойч. Овдовевшая женщина воспитывала дочь, совместных детей у этой пары не было. Чтобы оформить законный брак, музыкант из католиков стал протестантом и гражданином Германии.
Причина смерти
В июне 1899 года музыкант скончался. Он берег себя, не соглашался на концерты, но не смог отказаться от важного выступления, посвященного юбилею оперетты «Летучая мышь».
Памятник Иоганну Штраусу
После концерта композитор простудился, не смог справиться с пневмонией. Его прах покоится на кладбище Вены.
Произведения
Оперетты
Вальсы
Ссылки
Иоганн Батист Штраус II
Иоганн Батист Штраус родился 25 октября 1825 года в Вене.
Иоганн с ранних лет учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке.
Вскоре отец отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом.
В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, в т.ч. Франца Амона. Они дали ему блестящие рекомендации для получения лицензии на профессию. Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей. После развода родителей при поддержке своей матери сын смог полностью сосредоточиться на карьере композитора.
Уже совсем скоро Штраусу удалось набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).
Усилила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали.
Иоганн Штраус сын в молодости
В 1849 году Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех.
Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша. В 1852 году ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах. Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».
В 1870-е годы оркестр Штрауса гастролирует по Великобритании, Франции, США. На Бостонском музыкальном фестивале Штраус ставит мировой рекорд, управляя оркестром более чем из 1000 музыкантов. В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту «Индиго и сорок разбойников», хорошо принятую публикой. Всего он написал 15 оперетт.
В 1874 новая оперетта «Летучая мышь» поначалу большой популярности не имеет, но всё же многие годы не сходила со сцены венских театров. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции (Густав Малер, Гамбург).
В 1880 году Штраус едет в Париж проводить в последний путь Оффенбаха.
В 1895 году 70-летие Штрауса отмечала вся музыкальная Европа.
За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.
В последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. Штраус был похоронен на Центральном кладбище Вены.
Все свое состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Адели досталась только рента. Она пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге.
После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело.
Личная жизнь Иоганна Штрауса (сына):
Иоганн Штраус и жена Адель Дойч
Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.
Оперетты и театральные постановки Иоганна Штрауса (сына):
Знаменитые вальсы и марши Иоганна Штрауса (сына):
последнее обновление информации: 23.11.2020
Иоганн Штраус-сын. Биография «короля вальса»
Иоганн Штраус-младший — первый сын знаменитого Иоганна Батиста Штрауса. 15 октября 1844 года состоялся дебют молодого дирижёра в казино, в пригороде Вены. А с 1852 года его оркестр играл при дворе нового императора.
Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))
Иоганн Штраус-младший (Johann Strauß (Sohn)) родился 25.10.1825 г. Он был первым сыном знаменитого Иоганна Батиста Штрауса и его первой жены – Анны.
Отец мальчика в то время уже был известным деятелем искусств. Оркестр, в котором Штраус-старший выступал в роли дирижёра-солиста, собирал полные залы. Под его польки и вальсы танцевала вся Вена.
Дети в семье Штраусов рождались один за другим. Отец не хотел, чтобы дети повторяли его путь, и запрещал им брать в руки скрипку (играть на фортепиано не возбранялось). Маленький Иоганн при содействии матери тайно брал уроки скрипки.
Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))
В годы учёбы юноша подрабатывал уроками фортепиано в семьях. Свой заработок он отдавал за обучение мастерству игры на скрипке, втайне мечтая превзойти отца. Штраус-старший к тому времени завёл вторую семью. От любовницы Эмилии у него тоже рождались дети.
Иоганн-младший в 19 лет собрал собственную капеллу и решил стать дирижёром. Он подал прошение в венский магистрат. Узнав о его решении, разгневанный отец окончательно оставил семью. Мать подала на развод.
15.10.1844 года состоялся дебют молодого дирижёра. Штраус-сын со своим оркестром выступил в казино, в пригороде Вены. Публика высоко оценила его мастерство. Иоганну-старшему было тогда всего сорок лет. Отец был талантлив и полон сил, имел связи при дворе. Между музыкантами началась борьба. Отец играл при дворе и на светских балах — на долю сына оставались казино и кафе.
Во время революции 1848 года политические убеждения сына и отца разошлись. Старший Штраус поддерживал Габсбургов — сын играл «Марсельезу» для повстанцев. Отец вдруг утратил симпатии публики. Поклонники отвернулись от него, залы начали пустовать. Это подорвало его здоровье. Штраус-старший умер в 1849 г. В жизни сына начались перемены.
Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))
Прославленный отцовский оркестр перешёл к сыну. С 1852 года оркестр молодого Штрауса играл при дворе нового императора, Франца-Иосифа I.
Летом 1854 г. представители железнодорожной компании из России явились к Штраусу. Маэстро предложили контракт на выступления в Павловском парке. Иоганн согласился, и уже в мае 1856 года он играл для русской публики и для членов императорской семьи. В Вене его заменил младший брат – Йозеф, который к тому времени тоже стал дирижёром.
В России Штраус провёл пять сезонов. Он серьёзно увлекся русской девушкой, Ольгой Смирнитской. Сразу после разрыва с ней композитор женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая стала для него женой, секретарём и советчиком. В конце 60-х начале 70-х годов Иоганн создал лучшие вальсы: «Прощание с Петербургом», «Сказки Венского леса», «На голубом Дунае». Летом 1869 года в России выступали оба брата – Иоганн и Йозеф. К сожалению, Йозеф был уже болен и вскоре умер.
После смерти брата Иоганн продолжил работу с удвоенной энергией. Он больше не хотел быть «придворным дирижёром» (это место занял младший брат – Эдуард). Амбициозная Етти посоветовала мужу начать серьёзную работу. Иоганн стал работать над опереттой. Первый музыкальный спектакль состоялся весной 1874 г. (он назывался «Индиго и сорок разбойников»). Публика была в восторге. Третьим крупным произведением стала «Летучая мышь». Штраус преодолел новую ступень славы, но в душе он боялся, что когда-нибудь талант и муза покинут его.
Штраус успешно гастролировал, собирал полные залы в столицах России, Англии, Франции и Америки. Он жил в роскоши, входил в высшее общество Вены.
Умерла Йетти Трефц. На какое-то время это выбило Иоганна из колеи. (Позже он женится второй и третий раз.)
Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))
К своему шестидесятилетнему юбилею композитор написал оперетту «Цыганский барон». Она была поставлена во всех крупных австрийских и немецких театрах. А Иоганн решил обратиться к опере — возраст и опыт требовали серьёзной музыки. Его друг Иоганнес Брамс отговорил композитора от этой идеи – не без труда! Брамс был отчасти прав – это могло закончиться для Штрауса провалом. Однако крушение мечты подорвало веру композитора в собственный талант. Новая оперетта — «Венская кровь» — оказалась неудачной.
Штраус перестал выступать, мало появлялся на публике. Его уговорили дирижировать оркестром по случаю 25-летнего юбилея «Летучей мыши». Это было последнее выступление маэстро. Во время спектакля он простудился, началась пневмония. 30.06.1899 г. Иоганн Штраус умер.
Надгробный памятник Штраусу на Центральном кладбище
Хоронила великого Маэстро вся Вена. Всё состояние Штраус завещал Венскому музыкальному обществу.