какие технические изобретения были сделаны в 19 веке
Изобретение фотографии в 19 веке
Одно из выдающихся научно-технических открытий 19 века — фотография, т. е. получение устойчивых изображений на светочувствительных материалах под действием световых лучей,— явилось результатом деятельности многих европейских ученых и изобретателей. Решающих успехов на последней стадии опытов достигли французские исследователи Ж. Н. Ньепс и Л. Ж. М. Дагер. По имени последнего сам способ получил название дагерротипии. Но только в 1840-е гг., когда в результате усовершенствований фотографического метода удалось получать с негативов любое количество позитивных отпечатков на светочувствительной бумаге (а не один, как при способе Дагера), начался период широкого применения фотографии.
Автомобильный транспорт 19 века
В конце 19 века возник новый вид транспорта — автомобильный. В 1885-1886 гг. немецкие инженеры К. Бенц и Г. Даймлер сконструировали первые образцы автомобилей, а с 1890-х гг. в ряде стран началось промышленное производство автомобилей, что повлекло за собой усиленное строительство шоссейных дорог. Успеху автомобилей содействовало введение в 1895 г. ирландским изобретателем Дж. Данлопом пневматических резиновых шин.
Паровое судоходство
Первым пароходом, получившим практическое применение, было речное судно «Клермонт», построенное в 1807 г. американским изобретателем Робертом Фултоном. Конструкция паровых судов в течение долгого времени повторяла установившиеся формы парусных судов, причем пароходы сохраняли дополнительную парусную оснастку. Большую роль сыграло введение гребного винта, устройство которого было предложено чешским инженером Иосифом Ресселем и немного позднее шведским инженером Дж. Эриксоном. С 1840-х гг. железо начало служить материалом для обшивки пароходов, а затем для постройки судовых корпусов.
С кон. 1860-х гг. на морских судах стали применять поршневые паровые машины, а с 1894-1895 гг. были предприняты первые опыты по замене поршневых двигателей паровыми турбинами, что значительно увеличило мощность и скорость морских и океанских паровых судов. Для развития мировой торговли большое значение имело строительство каналов. В 1869 г. открылся Суэцкий канал, который сразу приобрел огромное международное значение, сократив путь из Англии или Нидерландов в Индию почти на 13 тыс. км.
Первый телеграф
В 1-й четверти 19 века на всем европейском континенте получил распространение оптический телеграф.
В 1832 г. русский конструктор и инженер П. JI. Шиллинг продемонстрировал созданный им электромагнитный телеграф, передающий знаки посредством условного положения стрелок в аппарате станции. Над усовершенствованием электромагнитного телеграфа работали С. Ф. Б. Морзе в США, К. А. Штейн-гейль в Германии, Б. С. Якоби в России. Наибольшее распространение получил аппарат Морзе.
Достижением следующих десятилетий явилось изобретение в 1850 г. Б. С. Якоби буквопечатающего телеграфного аппарата. Однако широкое распространение получил сконструированный в 1855 г. буквопечатающий аппарат американского конструктора Д. Э. Юза. В 1876 г. французский механик Э. Бодо запатентовал первый практически пригодный пятикратный телеграфный аппарат, позволяющий одновременно посылать пять сообщений.С 1840-х гг. начинается прокладка телеграфных подводных кабелей между наиболее развитыми странами, а также между метрополиями и колониями.
Не менее широкое распространение получила и другая отрасль электротехники — конструирование и практическое применение телефонной аппаратуры. В 1860-1870-е гг. начались опыты по созданию телефона. В 1876 г. американский изобретатель А. Белл получил патент на первый практически пригодный телефон. Через два года Т. Эдисон и Д. Юз независимо друг от друга предложили конструкцию микрофона, отсутствовавшего в аппарате Белла. Первая телефонная станция была построена в 1877 г. в США, в 1879 г.— в Париже, в 1881 г.— в Берлине, Петербурге, Москве, Одессе, Риге и Варшаве. В 1889 г. американский изобретатель А. Б. Строуджер получил патент на автоматическую телефонную станцию.
В 1895 г. русский ученый и изобретатель А. С. Попов продемонстрировал первый радиоприемник, позволяющий принимать и передавать сигналы на расстояние без проводов. Вначале новая отрасль техники связи на всех языках называлась «сигнализацией без проводов» или «телеграфирование без проводов». Термин «радио» появился после I Международной конференции по беспроволочному телеграфированию в 1903 г., где он был рекомендован к употреблению
20 интересных технологий, которыми начали пользоваться уже в 19 веке
Какие технологии появились в 19 веке.
19 век полон изобретений, которые стали настоящим прорывом в развитии научно-технической сферы. Именно в то время были созданы вещи, без которых мы не представляем нашу современную жизнь.
Сегодня наша редакция решила рассказать вам об интересных изобретениях, которые появились намного раньше, чем вы предполагали.
1. Электрические часы
Это аналог современных часов, которые использовали электричество в качестве источника питания. Первый прототип был продемонстрирован Францисом Роналдсом в 1814 году, но часы оказались очень неточными. Второй вариант был представлен уже через год итальянским физиком Джузеппе Замбони. А в 1840 году шотландский механик и изобретатель Александр Бэйн стал первым, кто запатентовал часы с электромагнитным маятником. Эта разработка стала важным шагом к следующему изобретению Бэйна.
2. Факс
Хоть мы и не пользуемся факсом сегодня, наверняка вам будет сложно поверить в то, что первый прототип популярного устройства 2000-х появился в 19 веке!
В 1843 году уже знакомый нам Александр Бэйн получил британский патент на факсимильный аппарат. Работая на экспериментальном устройстве в промежутке между 1843 и 1846 годами, он смог синхронизировать движение маятников двух часов, находящихся примерно в 70 километрах друг от друга, и с помощью полученного сигнала построчно отсканировать изображение.
Позднее его устройство было усовершенствовано британским ученым Фредериком Бэйкуэллом, который для передачи изображения использовал вращающиеся барабаны, покрытые фольгой, диэлектрический материал и бумагу, обработанную химическим образом. Свою разработку он презентовал в 1851 году на Великой выставке в Лондоне.
А в 1855 году итальянский изобретатель Джованни Казелли представил схожее устройство, которое назвал Пантелеграф. Аппарат использовался на линиях связи Москва-Петербург (1866-68 гг.), Париж-Марсель и Париж-Лион.
А это уже более поздние факсимильные аппараты:
Научные открытия и великие изобретения XIX века
От пара к двигателю внутреннего сгорания
XIX век стал революционным в области транспортных технологий. Многими из них в усовершенствованном виде люди продолжают пользоваться до сегодняшнего дня и, без сомнения, будут эксплуатировать их ещё многие годы. Необычные изобретения той поры носили принципиальный, основополагающий характер, определяя векторные направления движения технической цивилизации.
Развитие наземного транспорта
Первая половина девятнадцатого века стала золотой эпохой пара. Двигатель, основанный на использовании этого агрегатного состояния воды, был создан ещё в XVIII веке, но наиболее полную реализацию получил уже в следующем столетии. Изначально использующийся на фабриках, заводах и мельницах, в 1804 году он встал на колёса. Учёный, ставший автором одного из самых великих изобретений человечества — железной дороги, носил имя Ричард Тревитик и был родом из Англии.
И хотя его изделие было маломощным и сил его хватало лишь на то, чтобы перемещать в пространстве само себя и маленькую тележку с пассажирами, был открыт принцип передвижения по рельсам. Уже через 10 лет миру представили практичный локомотив «Блюхер» Джорджа Стефенсона, и далее паровоз стал развиваться по пути увеличения мощности. В третьей четверти столетия были изобретены пневмотормоз и железнодорожная автосцепка.
Получил дальнейшее развитие и автомобильный транспорт. От паровой самоходной машины, появившейся в 1769 году, пришлось отказаться в силу её неуправляемости. Но с начала XIX в. разворачиваются изыскания в области двигателей внутреннего сгорания. В первой половине в качестве топлива пробовался газ, но удовлетворительных результатов добились инженеры, использовавшие бензин. Прорыв пришёлся на конец века:
В этот же период появляются сельскохозяйственный уборочный комбайн и трактор с бензиновым мотором. И в течение всего столетия, начиная с появления в 1817 году «машины для ходьбы» Карла Дреза, создаётся, модифицируется и принимает к 1885 всем знакомый облик — современный велосипед.
Покорение водных пространств
В области кораблестроения обессмертил своё имя Роберт Фултон, создавший первую флотилию (3 боевых единицы) подводных лодок «Наутилус» и в 1807 году поставивший гребное колесо с паровым двигателем на небольшое пассажирское судно.
В это же время другой изобретатель Стивен Джонс создавал проект корабля с гребным винтом, но этому предвидению суждено было реализоваться несколько позже. А пока символом прогресса на море стал пароход с колесом. В 1819 году парусник «Саванна» с паровым двигателем пересёк Атлантику, а в 1938 — судно «Сириус» преодолело тот же путь только за счёт силы пара.
Рубеж 50−60-х годов ознаменовался широким внедрением гребного винта и появлением цельнометаллических монстров уничтожения — броненосцев. С их спуском на воду начался закат многовековой истории парусников. Тогда же были изготовлены механическая подлодка и самодвижущаяся торпеда.
В 1881 увидело свет изобретение, крайне важное для сохранности скоропортящихся грузов. В океан вышел рефрижераторный корабль австрало-новозеландской компании, оснащённый мощнейшими холодильными установками. Отныне улову не грозила скорая гибель из-за высоких температур в южных широтах.
С увеличением мощности и манёвренности судов пришла пора и последних великих географических открытий. В конце концов на земле не осталось суши, на которую не ступала бы нога исследователя. Карта мира приняла окончательный вид, и теперь только время вносит в неё свои изменения.
Начало освоения шестого океана
Мечта о покорении неба сопутствовала человечеству с незапамятной древности. К XIX столетию никого уже не удивляли монгольфьеры и шарльеры — неуправляемые воздушные шары, наполненные газом или паром.
Они использовались Наполеоном в разведывательных целях, в русской и австрийской армиях предпринимались неудачные попытки применять их в качестве бомбардировщиков. Но зависимость от ветра делала эти эксперименты малоэффективными.
С 1850-х годов начинается активный поиск возможностей управления воздухоплавательными аппаратами. В 1852 был совершён удачный полёт на дирижабле конструкции Жиффара, снабжённом паровым мотором и винтом. Вершиной этих изысканий стало появление в 1900 году цеппелинов (жёстких дирижаблей), способных перевозить большое количество пассажиров и грузов и оснащённых бензиновыми двигателями внутреннего сгорания.
Одновременно изучались возможности полёта на аппаратах тяжелее воздуха и создавалась база для появления авиации. Работы велись в направлении монопланов (машин в виде единого крыла). Агрегат с одним двигателем, был разработан Феликсом дю Темпле в 1874 году, а двухмоторный — русским изобретателем Александром Можайским в 1882.
Между этими научными открытиями в 1877 году был осуществлён успешный запуск первого в мире беспилотного вертолёта с паровым двигателем. Это произошло в Милане. Конструкция инженера Энрико Форланини поднялась на 13 метров, где оставалась в течение 20 секунд.
Внедрение в жизнь электричества
Мировая промышленная революция XIX в. ставила перед учёными и инженерами настолько сложные технические задачи, что одного практического опыта для их решения уже не хватало. Требовалась серьёзная теоретическая база. Это и предопределило растущую роль математики, физики, химии и механики в прикладных областях науки.
Новый вид энергии
Результаты изучения природы электричества, ставшие научной основой электротехники, открыли широчайший спектр его применения:
Они совершили революцию в быту, устранили зависимость человечества от продолжительности светового дня, смогли изменить характер культурных и общественных отношений. Невероятные достижения в этой области великих изобретателей: Майкла Фарадея и Томаса Эдисона, Александра Белла и Вернера фон Сименса, Николы Теслы и Александра Попова — внесли их имена в историю цивилизации.
Список этот можно было бы расширить многократно. К сожалению, специализация ряда изобретений делает имена их авторов известными только узкому кругу профессионалов. Так Фрэнк Спрейг усовершенствовал электрический трамвай, Джозеф Генри изобрёл электромагнит с многослойной обмоткой, Джеймс Линдсей — лампу накаливания, а Айз МакГаффни — бытовой пылесос. Представитель России — инженер Николай Славянов — в 1888 году открыл принципы электросварки на металлических электродах под слоем флюса, что позволило соединять детали в кратчайшие сроки.
Свет и способы электрической связи
А начиналось всё в 1800 году с изобретения итальянца Алессандро Вольта, который создал первый гальванический элемент — предшественник современной батарейки. Уже через год великий российский учёный Василий Владимирович Петров, собрав из нескольких тысяч таких элементов мощную батарею, получил вольтову дугу, ставшую прообразом сварки и источником света.
Следующим знаковым шагом стало изобретение Майклом Фарадеем генератора, способного превращать механическую энергию в электрическую. Оно пришлось на 1831 г., и на его базе была создана демонстрационная модель электродвигателя. А уже в 1834 году появилось и его практическое воплощение. По Неве против течения прошла лодка, оснащённая таким мотором, с 14 пассажирами на борту. Заслуга в этом принадлежала русскому исследователю Б. С. Якоби.
С сороковых годов велись работы по созданию ламп накаливания. Ток, проходящий через металлическую нить, разогревал её до состояния яркого свечения. Однако волосок быстро перегорал и во всём мире велись работы по поиску материалов и сплавов, способных продлить ему срок службы. Выход нашёл Александр Николаевич Лодыгин, использовав как оболочку стеклянную колбу, из которой откачали весь воздух, а в качестве нити — спираль из тугоплавкого вольфрама.
Для русской науки стало характерной чертой находить интересные решения трудных проблем. И самым хорошим примером этого является создание великим русским учёным Дмитрием Ивановичем Менделеевым его Периодической таблицы. Это открытие систематизировало знания о природе веществ и устанавливало связь между свойствами элемента и его атомной массой.
Значительным достижением стало и последовательное появление:
Наиболее ярко проявили себя в этой области Александр Белл, кроме телефона (1876) создавший в том же году громкоговоритель и металлоискатель (1882), и Томас Эдисон, который не только усовершенствовал телефон с помощью угольного микрофона (делит авторство с Берлинером), но и изобрёл фонограф и тикерный аппарат.
Проблему приоритета открытия радио каждая страна до сих пор решает по-своему, но история подсказывает, что оно было независимо-коллективным. Никола Тесла изобрёл радиопередатчик, Александр Попов — аппарат, принимающий сигналы, Маркони — систему радиосвязи, и, наконец, тот же Тесла — радиоуправление. И всё это уложилось в период с 1893 по 1888 г.
Бытовые открытия и маленькие свершения
К числу изобретений, не претендующих на глобальное значение в мировой истории, но сыгравших заметную роль в жизни каждого человека, можно отнести:
Орудия убийства, медицина и искусство
Утверждение, что война есть двигатель прогресса, и в этом веке нашло своё подтверждение. Выше уже упоминались морские монстры — броненосцы и летательные аппараты, используемые в целях разведки и бомбардировки. Не отставали от них и наземные войска.
Рост уничтожающей мощи вооружения
Среди средств убийства особо стоит выделить три изобретения, качественно изменивших войну и превративших её в откровенную бойню:
Появление колючей проволоки, электроприводных морских мин и синтезирование иприта — приятный бонус всем милитаристам.
Открытия в медицине
Но там, где кому-то потребно людей убивать, всегда найдутся и те, кто придёт им на помощь. Использование на практике новых видов вооружения дало необыкновенный толчок к развитию полевой военной хирургии. В 1842 году появляется анестезия. В 1853 стараниями доктора-изобретателя Чарльза Праваза — шприц. В Японии синтезируется эпинефрин (синтетический адреналин).
«Остановись, мгновенье, ты…»
И именно XIX в. подарил людям то, чем они живут и постят друг другу в начале века теперешнего. В 1839 году были созданы первые фотографии. Луи Дагер, Уильям Тальбот и Жозеф Ньепс нашли способ закрепления изображения на стеклянной пластине. Этот продукт стал известен под названием дагерротип. Уже через год Тальбот патентует способ создания негатива и переведения его в позитив на хлоросеребряной бумаге. Ряд последовательных открытий, получение фотоматериалов и изобретение плёнки в 1887 году значительно упростили процесс фотографирования, сделали его доступным и быстрым.
Настала очередь застывшему изображению ожить. Материально-техническая база была готова. Изобретатели экспериментировали с системами, которые могли бы создать возможность анимированной записи, пока в 1895 году не добились этого. Братья Люмьер в результате непростого и очень трудоёмкого процесса сумели сделать несколько роликов по 15—20 сек., на которых отснятые персонажи двигались, раскланивались и разговаривали.
Сегодня без фото и кинематографии человек не может представить себе современной жизни, а дальнейшее развитие технологий привело к тому, что ими можно заниматься и без специальной подготовки.
Изобретения 19 века в России и научно-технические открытия в Европе – список кратко
Научно-технические изобретения 19 века способствовали росту промышленного производства и ускорению обмена информацией в мире. Почти все они были сделаны в развитых странах Европы и в США.
Изобретения первой половины XIX века
Видным изобретателем начала XIX в. стал американец Роберт Фултон. В 1800–1807 годах он создал подводную лодку и первый пароход, который имел практическое применение на реке Гудзон.
Рис. 1. Изобретения XIX века.
В 1803 году русский физик Василий Петров изобрел электрическую дуговую сварку. В Российской империи были в 19 веке свои изобретатели, но из-за общей отсталости аграрной страны и ее огромных размеров технические новшества внедрялись медленно.
В Англии главным среди изобретений первой четверти XIX века следует считать паровоз-локомотив Джорджа Стефенсона, который в 1814 году уже применялся на практике. Он же разработал европейскую ширину колеи в 1435 мм. В 1825 году открылась первая в мире железнодорожная линия общественного пользования между городами Дарлингтон и Стоктон. Поезда на ней разгонялись до 39 км/ч, а некоторые из разработанных Стефенсоном паровозов использовались до конца XIX века.
В 1820-е годы были сделаны следующие изобретения: электромотор, электромагнит, газовая плита и спички. В 1830-е были изобретены реле, телеграф Шиллинга, шрифт Брайля, лампа накаливания. В 1838–1839 годах появились азбука Морзе, фотография и современный велосипед.
В 1840-е годы были изобретены: анестезия, минеральное удобрение суперфосфат, копёр и английская булавка. К 1850 году в ведущих странах шло бурное строительство железных дорог и пароходов.
Рис. 2. Изобретения XIX века в Европе.
Изобретения второй половины XIX века
В 1852 году француз Жан Фуко изобрел гироскоп, а американец Элиша Отис — безопасный лифт. К другим известным изобретениям 1850-х относятся: планёр, шприц, целлулоид, подводный телеграфный кабель, нефтяная скважина и линолеум.
В 1860-е годы некоторые изобретения были связаны с Гражданской войной в США: появились броненосец, картечница, магазинная винтовка и механическая подводная лодка, которая использовалась южанами в Гражданской войне.
К европейским изобретениям тех лет следует отнести пастеризацию, маргарин, мартеновскую печь, динамит, метрополитен в Лондоне, гектограф русского инженера Алисова и периодическую систему элементов Дмитрия Менделеева.
В 1870-е годы были изобретены джинсы, телефон, трамвай на канатной тяге, фонограф и ковшовая турбина. Выдающимся изобретателем того периода стал американец Томас Эдисон.
К 1880-м годам относится изобретение электросварки русским инженером Николаем Бенардосом, а также трамвая и троллейбуса немцем Вернером фон Сименсом. Александр Можайский в 1882 году создал моноплан с двумя двигателями. В 1885 году были изобретены мотоцикл, пулемет и трансформатор. В 1886 году Готтлиб Даймлер создал бензиновый двигатель внутреннего сгорания, а в 1887 году — один из первых автомобилей. В 1888 году русский механик-самоучка Федор Блинов изобрел гусеничный трактор, а Николай Славянов — электросварку.
Список научных открытий и изобретений XIX века в Европе можно представить в таблице:
Изобретения 19 века
Изобретения 19 века заложили научный и практический фундамент открытий и изобретений 20 века. Девятнадцатый век стал трамплином для рывка цивилизации. В этой статье я расскажу о самых значимых и выдающихся научных достижениях девятнадцатого века. Десятки тысяч изобретений, новые технологии, фундаментальные научные открытия. Автомобили, авиация, выход в космическое пространство, электроника… Можно долго заниматься перечислением. Все это стало возможным в 20-ом веке благодаря научным и техническим изобретениям века девятнадцатого.
К сожалению, в одной статье невозможно подробно рассказать о каждом изобретении, созданном в позапрошлом веке. Поэтому в этой статье, обо всех изобретениях будет рассказано настолько коротко, насколько это возможно.
Изобретения 19 века. Эпоха пара. Рельсы
Девятнадцатый век стал золотым для паровых машин. Изобретенная в восемнадцатом столетии, она всё больше совершенствовалась, и к середине века девятнадцатого использовалась практически везде. Заводы, фабрики, мельницы…
А еще в 1804 году англичанин Ричард Тревитик установил паровую машину на колеса. А колеса опирались на металлические рельсы. Получился первый паровоз. Разумеется, он был очень несовершенен и использовался в качестве занятной игрушки. Мощности паровой машины хватало лишь на передвижение самого паровоза, да небольшой тележки с пассажирами. О практическом использовании этой конструкции речи не шло.
Но ведь паровую машину можно поставить и помощнее. Тогда и грузов паровоз сможет перевозить больше. Конечно, железо дорого и создание железной дороги влетит в копеечку. Но хозяева угольных шахт и рудников умели считать деньги. И с середины тридцатых годов позапрошлого века по равнинам Метрополии, шипя паром и распугивая лошадей и коров, пошли первые паровозы.
Изобретения 19 века. Эпоха пара. Реки и моря
А первый пароход, готовый к практическому использованию, а не являющийся очередной игрушкой, зашлепал по Гудзону гребными колесами в 1807 году. Его изобретатель, Роберт Фултон, установил паровую машину на небольшое речное судно. Мощность двигателя была невелика, но всё-же пароход делал до пяти узлов в час без помощи ветра. Пароход был пассажирским, но поначалу мало кто отваживался ступить на борт столь необычной конструкции. Но постепенно дело наладилось. Ведь пароходы меньше зависели от капризов природы.
В 1819 году Саванна, судно с парусной оснасткой и вспомогательной паровой машиной, впервые пересекло Атлантический океан. Большую часть пути моряки использовали попутный ветер, а паровой двигатель использовали во время штиля. А спустя 19 лет пароход Сириус совершил переход через Атлантику только с помощью пара.
В 1838 году англичанин Френсис Смит установил вместо громоздких гребных колес винт, который обладал гораздо меньшими размерами и позволял кораблю развивать большую скорость. С внедрением винтовых пароходов пришел конец многовековой эпохе красавцев парусников.
Изобретения 19 века. Электричество
В девятнадцатом веке опыты с электричеством привели к созданию множества приборов и механизмов. Ученые и изобретатели проводили множество экспериментов, вывели основополагающие формулы и понятия, используемые и в нашем, 21 веке.
В 1800 году итальянский изобретатель Алессандро Вольта собирает первый гальванический элемент – прообраз современной батарейки. Диск из меди, затем тряпочка, смоченная в кислоте, далее кусочек цинка. Такой бутерброд создает электрическое напряжение. А если соединять такие элементы между собой, получается батарея. Её напряжение и мощность напрямую зависят от количества гальванических элементов.
1802 год, русский ученый Василий Петров, сконструировав батарею из нескольких тысяч элементов, получает Вольтову дугу, прообраз современной сварки и источник света.
В 1834 году русский ученый Б. С. Якоби конструирует первый электродвигатель с вращающимся якорем. Этот мотор уже может найти практическое применение. Лодка, приводимая в движение этим электромотором, идет против течения по Неве, везя 14 пассажиров.
Изобретения 19 века. Электрическая лампочка
Начиная с сороковых годов девятнадцатого века, идут эксперименты по созданию ламп накаливания. Ток, пропущенный через тонкую металлическую проволоку разогревает её до яркого свечения. К сожалению, металлический волосок очень быстро перегорает, и изобретатели бьются над увеличением срока службы лампочки. В ход идут различные металлы и материалы. Наконец, в девяностых годах девятнадцатого века русский ученый Александр Николаевич Лодыгин представляет ту электрическую лампочку, к которой мы привыкли. Это стеклянная колба, из которой выкачан воздух, в качестве нити накаливания используется спираль из тугоплавкого вольфрама.
Изобретения 19 века. Телефон
В 1876 году американец Александр Белл патентует «говорящий телеграф», прообраз современного телефона. Этот аппарат еще несовершенен, качество и дальность связи оставляют желать лучшего. Отсутствует привычный всем звонок и для вызова абонента нужно свистеть в трубку специальным свистком.
Буквально через год Томас Эдисон совершенствует телефон, устанавливая угольный микрофон. Теперь абонентам не надо истошно вопить в трубку. Дальность связи увеличивается, появляется привычная телефонная трубка и звонок.
Изобретения 19 века. Телеграф
Телеграф тоже был изобретен в начале девятнадцатого века. Первые образцы были очень несовершенны, но затем произошел качественный скачек. Использование электромагнита позволило быстрее отправлять и принимать сообщения. А вот существующая легенда об изобретателе телеграфной азбуки Семуэле Морзе не совсем верна. Морзе изобрел сам принцип кодирования — сочетание коротких и длительных импульсов. Но саму азбуку, числовую и буквенную, создал Альфред Вейл. Телеграфные линии со временем опутали всю Землю. Появились подводные кабели, связавшие Америку и Европу. Огромная скорость передачи данных тоже внесла существенную лепту в развитие науки.
Изобретения 19 века. Радио
Радио тоже появилось в девятнадцатом веке, в самом его конце. Принято считать, что первый радиоприемник изобрел Маркони. Хотя его открытию предшествовали работы и других ученых, и во многих странах первенство этого изобретателя часто ставят под сомнение.
К примеру, в России изобретателем радио считают Александра Степановича Попова. В 1895 году он представил свой прибор, названный грозоотметчиком. Молния во время грозы вызывала электромагнитный импульс. С антенны этот импульс поступал в когерер – стеклянную колбу с металлическими опилками. Электрическое сопротивление резко уменьшалось, ток шёл через проволочную обмотку электромагнита звонка, раздавался сигнал. Затем Попов неоднократно модернизировал своё изобретение. Приемопередатчики были установлены на боевых кораблях Российского Военного Флота, дальность связи достигала двадцати километров. Первое радио даже спасло жизни рыбаков, отколовшихся на льдине в Финском заливе.
Изобретения 19 века. Автомобиль
История автомобиля тоже берет свое начало в девятнадцатом веке. Конечно, знатоки истории могут вспомнить и паровой автомобиль француза Кюньо, первый выезд которой состоялся в 1770 году, кстати, первый выезд закончился и первым ДТП, паровая телега врезалась в стену. Изобретение Кюньо нельзя считать настоящим автомобилем, это больше технический курьез.
Изобретателем же настоящего автомобиля, который подходит для повседневного практического применения, с большой долей уверенности можно считать Даймлера Бенца.
Первый выезд на своем автомобиле Бенц совершил в 1885 году. Это был трехколесный экипаж, с бензиновым мотором, простейшим карбюратором, электрическим зажиганием и водяным охлаждением. Был даже дифференциал! Мощность двигателя составляла чуть менее одной лошадиной силы. Моторный экипаж разгонялся до 16 километров в час, чего при рессорной подвеске и простейшем рулевом управлении, вполне хватало.
Конечно, автомобилю Бенца предшествовали и другие изобретения. Так, бензиновый, а точнее газовый, двигатель был создан в 1860 году. Это был двухтактный мотор, в качестве горючего использовавший смесь светильного газа и воздуха. Зажигание было искровым. По своей конструкции он напоминал паровую машину, но был легче и не требовал времени для розжига топки. Мощность двигателя составляла порядка 12 лошадиных сил.
В 1876 году немецкий инженер и изобретатель, Николаус Отто, сконструировал уже четырехтактный газовый двигатель. Он получился более экономичным и тихим, хотя и более сложным. В теории двигателей внутреннего сгорания даже есть термин «Цикл Отто», названный в честь создателя этой силовой установки.
В 1885 году два инженера, Даймлер и Майбах конструируют легкий и компактный карбюраторный двигатель, работающий на бензине. Этот агрегат устанавливает на свой трехколесный экипаж Бенц.
В 1897 году Рудольф Дизель собирает двигатель, в котором воспламенение смеси воздуха и топлива происходит от сильного сжатия, а не от искры. В теории такой двигатель должен оказаться экономичней карбюраторного. Наконец двигатель собран и теория подтверждается. Теперь грузовики и суда используют двигатели, именуемые дизелями.
Конечно, изобретаются еще десятки и сотни автомобильных мелочей, вроде катушки зажигания, рулевого управления, фар, и многого другого, сделавшего автомобиль удобным и безопасным.
Изобретения 19 века. Фотография
В 19 веке появилось еще одно изобретение, без которого сейчас, кажется, немыслимо существование. Это фотография.
Камера – обскура, ящик с отверстием в передней стенке, известна еще с давних времен. Еще китайские ученые заметили, что если комната плотно задрапирована шторами, и на шторе есть маленькое отверстие, то в яркий солнечный день на противоположной стене появляется изображение пейзажа за окном, хотя и перевернутое. Этим феноменом часто пользовались фокусники и нерадивые художники.
Но только в 1826 году француз Жозеф Ньепс нашел более практичное применение ящику, собирающему свет. На лист стекла Жозеф нанес тонкий слой асфальтового лака. Затем первую фотопластинку установили в аппарат и… Для того, чтобы получилось изображение, нужно было ждать около двадцати минут. И если для пейзажей это не считалось критичным, то желающие запечатлеть себя в вечности должны были постараться. Ведь малейшее движение приводило к испорченному, размытому кадру. Да и процесс получения изображения не походил еще на ставший привычным в двадцатом веке, а стоимость такой «фотки» была очень велика.
Спустя несколько лет появились более чувствительные к свету химические реактивы, теперь не нужно было сидеть, уставившись в одну точку и бояться чихнуть. В 1870-х годах появилась фотобумага, а спустя десять лет на смену тяжелым и хрупким стеклянным пластинкам пришла фотопленка.
История фотографии настолько интересна, что мы обязательно посвятим ей отдельную большую статью.
Изобретения 19 века. Грамофон
А вот устройство, позволяющее записывать и воспроизводить звук, появилось почти на рубеже веков. В конце ноября 1877 года изобретатель Томас Эдисон представил свое очередное изобретение. Это был ящик с пружинным механизмом внутри, длинным цилиндром, покрытым фольгой и рупором снаружи. Когда механизм был запущен, многим показалось, что произошло чудо. Из металлического раструба доносились, пусть тихо и неразборчиво, звуки детской песенки про девочку, приведшую в школу своего ягненка. Причем песенку исполнял сам изобретатель.
Вскоре Эдисон усовершенствовал сой прибор, назвав его фонографом. Вместо фольги стали использоваться цилиндрики из воска. Качество записи и воспроизведения улучшилось.
Если вместо воскового цилиндрика использовать диск из прочного материала, то громкость и длительность звучания увеличатся. Впервые диск из шеллка использовал в 1887 году Эмиль Берлиннер. Аппарат, названный граммофоном, завоевал большую популярность, ведь штамповать пластинки с записями оказалось намного быстрее и дешевле, чем записывать музыку на цилиндрики из мягкого воска.
А вскоре появились и первые звукозаписывающие компании. Но это уже история двадцатого века.
Изобретения 19 века. Военное дело
Царица полей, артиллерия, тоже претерпела похожие изменения. Со второй половины девятнадцатого века стволы орудий стали нарезными, резко повысив точность и дальность стрельбы. Заряжение теперь происходило с казенной части, а вместо ядер стали использовать цилиндрические снаряды. Стволы орудий отливались теперь не из чугуна, а из более прочной стали.
Изобретения 19 века. Спичка
В девятнадцатом веке было придумано очень много вещей, подчас незаметных в быту. Были изобретены спички, самая вроде бы простая и обычная вещь, но для появления этой маленькой деревянной палочки понадобились открытия химиков и конструкторов. Были созданы специальные станки для массового производства спичек.
Изобретения 19 века. Велосипед
Первым велосипедом можно считать запатентованный в 1817 году немецким профессором Карлом фон Дрез двухколесный самокат, который он называл «машиной для бега». С тех самых пор велосипед постоянно модернизируются:
1830г. — Томас МакКолл из Шотландии изобретает двухколесный велосипед
1860г. — Пьер Мишо из Франции модернизирует велосипед, добавив к нему педали
1870г. — Джеймс Старли из Франции создает модификацию велосипеда с большим колесом
1885г. — Джон Кемп из Австралии делает велосипед более безопасным
1960г. в США появляется гоночный велосипед
В середине 1970-х годов в США появляется горный велосипед.
Изобретения 19 века. Стетоскоп
Вспомните поход к врачу – терапевту. Холодное прикосновение к телу металлического кругляша, команды «Дышите — не дышите». Это стетоскоп. Он появился в 1819 году из-за нежелания французского врача Рене Лаэннека приставлять ухо к телу пациента. Сначала эскулап использовал трубочки из бумаги, потом из дерева, ну а потом стетоскоп был усовершенствован, стал еще удобней, и современные приборы используют те –же принципы действия, сто и первые бумажные трубки.
Изобретения 19 века. Метроном
Для обучения начинающих музыкантов, для получения чувства ритма в девятнадцатом веке изобрели метроном, несложный механический прибор, который равномерно издавал щелчки. Частота звуков регулировалась перемещением специального грузика по шкале маятника.
Изобретения 19 века. Металлические перья
Изобретения 19 века. Азбука для слепых
Будучи еще малышом, изобретатель азбуки для слепых, Луи Брайль ослеп сам. Это не помешало ему выучиться, стать педагогом, и изобрести специальный метод обьемной печати, теперь буквы можно было осязать пальцами. Азбука Брайля используется и поныне, благодаря ей люди, потерявшие зрение или слепые с рождения, смогли получить знания, устроиться на интеллектуальную работу.
Изобретения 19 века. Зерноуборочный комбайн
В 1836 году на одном из безкрайних пшеничных полей Калифорнии появилась занятная конструкция. Несколько лошадей тянули повозку, которая шумела, скрипела, взвизгивала, пугала ворон и добропорядочных фермеров. На повозке вразнобой вертелись зыбчатые колеса, грохотали цепи и сверкали лезвия ножей. Этот механический монстр пожирал пшеницу и выплевывал никому не нужную солому. А пшеница скапливалась во чреве чудовища. Это был первый зерноуборочный комбайн. Позднее комбайны стали еще более производительны, но и требовали всё больше тяговой силы, до сорока лошадей или волов тянули по полям механических монстров. Под конец девятнадцатого века паровая машина пришла на помощь лошадкам.
Изобретения 19 века. Швейная машинка
А первые швейные машинки тоже появились в девятнадцатом веке. Первые конструкции были далеки от идеала, например, ткань нужно было подавать вертикально, а скорость подачи контролировалась вручную. Изобретатель Айзек Зингер устранил многие недостатки и вскоре основал собственное производство. Марка «Zinger» существует и поныне.
Изобретения 19 века. Пневматические шины
Ну а еще пневматические шины, изобретенные шотландцем Джоном Данлопом, заядлым велосипедистом, хотя шинами он сначала оснастил трехколесный велосипед своего сынишки.
Да и собственно резина, производное каучука, тоже изобретение середины позапрошлого века. Сам по себе каучук при всех его достоинствах дубел в мороз и лип к рукам при жаре. Но добавление серы и сажи исправило этот недостаток.
Изобретения 19 века. Стальной плуг
В 1830 году американский кузнец – молодец Джон Дир выковал первый стальной плуг, фермеры стали больше собирать урожая, да и лошадкам стало полегче. А под маркой «John Deere» и сейчас выпускаются трактора и прочая сельхозтехника.
Изобретения 19 века. Водолазный костюм
В 1840 году рыбы и другие водные обитатели всполошились. По дну ходило страшное двуногое существо с несколькими огромными круглыми глазами. У чудовища была пара щупалец и длинная тонкая кишка, уходящая вверх. Время от времени монстр с ревом выдыхал множество воздушных пузырей. Обитатели водного мира не ведали, что стали свидетелями испытаний первого водолазного костюма.
Изобретения 19 века. Английская булавка
Даже простая английская булавка изобретена в 1849 году. Хотя её изобрел вполне американский предприимчивый инженер, и первым получил патент, но англичанин Чарльз Роулей смог раскрутить это изобретение и теперь это Английская булавка.
Изобретения 19 века. Шприц
Шприц. И он появился в девятнадцатом веке. И практически одновременно, в 1853 году два врача, шотландец Вуд и француз Праванс, создали один их самых востребованных медицинских приборов.
Изобретения 19 века. Железобетон
Француз Монье, садовник, занимался выращиванием и продажей разной экзотической растительности. Небольшие деревца он высаживал в цементные кадки. Но вот беда – кадки часто лопались. Однажды садовник связал из железных прутьев каркас и залил его цементным раствором. Кадки перестали трескаться. Так, по официальной версии, изобрели железобетон.
Изобретения 19 века. Джинсы
Совсем далекие от моды парни на фото хотели удобную и носкую рабочую одежду, а получились джинсы, штаны из крепкой хлопчатобумажной ткани. В 1873 году на джинсы был получен патент. Особенно они приглянулись золотоискателям Калифорнии, а со временем появились в каждом платяном шкафу.
Изобретения 19 века. Маргарин
Маргарин, ставший заменителем сливочного масла, появился в семидесятых годах девятнадцатого века. В химической лаборатории удалось смешать растительный жир, воду, красители и соль в единое целое. Теперь изобретением французских химиков пользуются домохозяйки, повара и огромные транснациональные компании.
Перечислять можно еще долго. Да и каждое изобретение интересно по своему, в каждом есть занятные факты и своя история.
Мы должны быть благодарны нашим предкам, ученым, изобретателям, просто смелым людям, не боящимся тогда, в эпоху домыслов и суеверий, давать жизнь своим изобретениям. Ведь часто темные и недалекие обыватели Англии, Франции, Германии, считали машины и механизмы порождением тьмы и колдовством. Да и правительства стран не всегда шли навстречу изобретателям, часто запрещая и ограничивая. Не было такого, как сейчас, доступа к информации, книги стоили дорого, а в научные библиотеки не всегда можно было попасть.
Но трудности не оставляли энтузиастов, уверенных в себе и своем деле. Эдисон, Яблочков, Попов, Маркони, Тесла, Лилиенталь и многие другие внесли огромный научный вклад в прогресс человечества.