какие техники формирующего оценивания есть

Методичка «Техники формирующего оценивания»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть фото какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть картинку какие техники формирующего оценивания есть. Картинка про какие техники формирующего оценивания есть. Фото какие техники формирующего оценивания естькакие техники формирующего оценивания есть. Смотреть фото какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть картинку какие техники формирующего оценивания есть. Картинка про какие техники формирующего оценивания есть. Фото какие техники формирующего оценивания есть какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть фото какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть картинку какие техники формирующего оценивания есть. Картинка про какие техники формирующего оценивания есть. Фото какие техники формирующего оценивания естьМуниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей г. Хабаровска

«Центр внешкольной работы

«Техники формирующего оценивания»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Давыдкина С.В., методист

В том случае, когда учащиеся и педагог одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Учащиеся должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять когда достигнут планируемый результат.

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

элемент эффективного планирования,

в центре внимания то, как ученики приобретают знания,

является ключевым профессиональным навыком педагога

обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев,

помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты,

развивает способность к самооценке и взаимооценке,

отражает все образовательные достижения;

должна быть постоянным элементом урока.

Формирующее оценивание позволяет педагогов:

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;

может помогать учиться на ошибках;

может помогать понять, что важно;

может помогать понять, что у них получается;

может помогать обнаруживать, что они не знают;

может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Пять принципов формирующего оценивания

Педагог регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

Педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

Педагог осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

Педагог осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:

определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал;

определить, сформирован ли тот или иной практический навык;

сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Как разрабатывать систему критериальной оценки:

критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);

работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;

критерии известны учащимся заранее;

создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей; оцениваться может только то, чему учат.

Чтобы расширить знания и понять, как можно использовать технологию «формирующего оценивания» на занятиях с детьми разных возрастов, мы предлагаем вам ряд методик.

Для работы с детьми младшего школьного возраста можно использовать методику «Светофорик».

Учащимся выдаются три карточки: красная, жёлтая и зелёная. Получив задание педагога, учащиеся оценивают свои возможности и поднимают карточки, сообщая о том, на сколько им под силу выполнить данное задание:

какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть фото какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть картинку какие техники формирующего оценивания есть. Картинка про какие техники формирующего оценивания есть. Фото какие техники формирующего оценивания есть

– я не могу выполнить, я не понял;

– я не совсем разобрался с данным

– мне всё ясно, я с этим заданием справлюсь.

Зажигая вместе светофор на разных этапах занятия, педагог имеет возможность быстро увидеть, готова ли группа продолжить занятие, достигнуты ли результаты, реализованы ли цели и задачи занятия.

Такую методику педагог может использовать и при выполнении ребенком теста, по какой-либо теме. Работая с тестом, учащийся оценивает выполнение задания, закрашивая кружок рядом с его номером:

зеленый – выполнил легко без затруднений;

желтый – с некоторыми затруднениями;

красный – самостоятельно с заданиями не справился.

формирования оценочных суждений»

Методика может использоваться в работе с младшими школьниками. Основана на сравнении поведения сказочных героев и собственного поведения.

Знаю и отвечаю домашнее

Активно участвую в обсуждении

Помогаю, но не мешаю другим.

Знаю домашнее задание, но молчу,

Знаю ответы на вопросы по новой

теме, но никому своего мнения

Не помогаю, но и не мешаю другим.

Пеппи –Длинный чулок

Главное отвечаю я, и не важно

Успеваю поговорить со всеми.

Делаю всем замечания, ведь я

лучше знаю, что правильно.

Рисую, пою, танцую, играю

Мечтаю о своем – мои дела важнее занятия.

И вообще меня здесь нет!

Оценивание учебно-познавательной деятельности и поведения ребенка через «третье лицо» позволяет учащемуся осознать возможность исправления своих ошибок и не ставит на нем клеймо «ты плохой», «ты поступаешь неправильно» или «ты ничего не знаешь» в его глазах и глазах окружающих. Используя эту методику, педагог на каждом занятии раздает детям листы индивидуального оценивания «Кто я сегодня на занятии» (график с изображением героев сказок). После знакомства с характеристиками героев, в конце каждого занятия ребенок самостоятельно оценивает свою деятельность, отмечая свое положение точкой на графике, а затем по просьбе педагога обосновывает свой ответ (почему он относит себя к этому персонажу, тем самым делает анализ своей деятельности). В конце месяца ребенок может наглядно увидеть развитие своей деятельности во время занятий, а педагог может увидеть насколько учащийся был активен.

В работе со школьниками начальных классов можно использовать и карты самооценки. Анализируя такие карты педагог видит, что усвоено учащимися, а над чем нужно поработать, на что обратить внимание. И уже следующее занятие педагог планирует согласно результатам анализа карт самооценивания предыдущего занятия.

Источник

Техники формирующего оценивания

Просмотр содержимого документа
«Техники формирующего оценивания»

Техники формирующего оценивания

Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветны­ми карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, уче­ники делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

Мне было интересно…

Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)
да нет

1.Регулярно выполнял (а) домашние задания

2.По необходимости консультировался (ась) с учителем

3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки

4.Регулярно вел (а)записи в тетради

5.Знаю, как работать со справочной литературой

6.Умею конспектировать тему

7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

8.Делал (а) устное сообщение

9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу

10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово.

11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.

какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть фото какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть картинку какие техники формирующего оценивания есть. Картинка про какие техники формирующего оценивания есть. Фото какие техники формирующего оценивания есть

Методика «Карта самоотчёта»

Позволяет обучать самооцениванию как самых младших учеников, поскольку основана на использовании понятных детям простых символов, так и детей более старшего возраста.

При использовании карты самоотчета применяются различные изображения лампочки, которые соответствуют трем возможным вариантам ответа учащихся на вопросы:

«Этого не было – лампочка не горит»;

«Это было иногда – лампочка горит»;

«Это было часто или всегда – лампочка горит очень ярко».

Использование данной карты позволит ученику проанализировать свой опыт и сделать на основе этих самонаблюдений полезные выводы. Кроме того, карта ещё раз напоминает детям о том, каковы были их учебные задачи, чему они учились, чего ожидает от них учитель.

Подобную карту учитель может составить для любого предмета, обозначив в ней как конкретные предметные умения, так и способы деятельности и общие учебные умения.

какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть фото какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть картинку какие техники формирующего оценивания есть. Картинка про какие техники формирующего оценивания есть. Фото какие техники формирующего оценивания есть

Составление схемы, алгоритма

Найди в тексте слова на данную орфограмму (самопроверка)

Перфокарта «Проверь себя»

Дифференцированное творческое задание

какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть фото какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть картинку какие техники формирующего оценивания есть. Картинка про какие техники формирующего оценивания есть. Фото какие техники формирующего оценивания есть

Мо­жет использоваться для оценки того или иного учебного дей­ствия со стороны учителя, самого ученика или его товари­щей.

Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем. Показатели их до­стижения также определяются очень чётко, так как оценивание предполагает, что выступления учеников будут оцениваться в баллах. Сложив баллы, полученные по каждому критерию, ученики получают суммарную балльную оценку и могут более точно оценить свои выступления и сравнить работы разных групп.

Методика «Карты понятий»

Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.

«Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.

Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:

1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;

2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;

3) оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

Составление карт в группе.

Выборочное заполнение карты понятий.

Карта для выборочных понятий.

Направленный выбор при составлении карт

Рейтинг отражает участие школьников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за её пределами.

За каждое достижение определенного уровня ученику начисляются баллы в рейтинговой таблице.

Рейтинговая оценка способствует: повышению учебной мотивации и ответственности, росту социальной активности, ориентации на успех, формированию более адекватной самооценки.
Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Методика «Карта оценки групповой презентации»

Используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам предлагается заполнить определённую форму, когда они будут смотреть презентацию группы. Ученикам нужно посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы.

При оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:

«+» – отличная работа (трудно улучшить);

«=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);

«—» – слабая работа (многое нужно улучшить).

Методика «Самооценка совместной работы»

какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть фото какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть картинку какие техники формирующего оценивания есть. Картинка про какие техники формирующего оценивания есть. Фото какие техники формирующего оценивания есть

Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: Что самое главное ты узнал сегодня?

Какие вопросы остались для тебя непонятными?

В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному: Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

«Вопросник» (подведение итога)

На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами:

«Что нового вы сегодня узнали?»,

«Какая информация была наиболее интересной?»,

«Что мешало работе и почему?»

Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ.

Методика «Недельные отчёты»

Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.

«Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

1. Чему я научился за эту неделю?

2. Какие вопросы остались для меня неясными?

3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Время для подготовки учителя

Минимальное. Вопросы можно написать на доске

или заранее приготовить формы с вопросами и раз-

Время для подготовки учеников

Ученикам необходимы объяснения относительно

цели таких отчётов. Они должны потренироваться,

чтобы ответить на первый вопрос

Время на уроке не требуется. Отчёт пишется дома

Выполняется индивидуально или группой

Отчёты требуют тщательного анализа. Учитель дол-

жен найти возможность ответить на нетипичные от-

чёты индивидуально, а типичные разобрать в классе

Что ещё нужно иметь в виду

Ученики должны видеть, что отчёты помогают им

в учёбе; в противном случае они не будут воспринимать их серьёзно

обеспечить понимание учениками того, как они учатся;

исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала;

документировать возникающие у учеников вопросы и выбрать наиболее типичные;

дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными;

проследить развитие письменных навыков учеников и их умения строить рассуждение;

обеспечить возможность зафиксировать и измерить эмоциональное удовлетворение учеников или уровень их затруднений при изучении данного материала.

тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли;

задать существенные для него вопросы;

проанализировать собственные знания и процесс учения.

Техника «Сигналы рукой».

Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

ƒ Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3) слово предоставляется тем, кто все понял.

Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»

Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

Внутренний и внеш­ний круг. Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Мини-обзор (проводится в конце урока)

В течение последних минут урока учитель просит учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?». Педагог, просмотрев ответы, отмечает наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентирует внимание на тех пунктах, которые высветились благодаря комментариям учеников.

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Цепочка заметок. Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик пишет ответ и кладёт его в конверт. Учитель, просмотрев все ответы, определяет наилучшие критерии для категоризации ответов, для того, чтобы выделить определённые паттерны ответов.

Тестовые вопросы, составленные учениками.

Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.

Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.

Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении. Оценить качество вопросов, учитель может взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, предварительно их обработав.

Повысить качество выполнения домашнего задания.

Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме.

Развивать критическое мышление.

Строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.

Цели и сущность портфолио.

Портфолио является формой аутентичного, или истинного, оценивания образовательных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих достижений.

Портфолио позволяет решить две задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Портфолио документов включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения. Работы демонстрируют прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.

Портфолио процесса или оценочный. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.

Показательный портфолио. Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ. В портфолио можно включить материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.

Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. Как правило, это итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены: язык, математика, общественные и естественные науки. О подготовленности ученика могут свидетельствовать также эссе, исследовательские или проектные работы по основным предметам и предметам по выбору: технология, музыка, изобразительное искусство.

Портфолио можно оценивать

неформально (экспертная оценка), привлекая для оценки педагогов, родителей и соучеников.

Другой вариант оценивания – это формализация и стандартизация критериев оценки, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения.

Источник

Как оценить успехи учеников: непривычные, но эффективные способы

Что такое формирующее оценивание? Это способ оценки, который не пугает и не угнетает ребёнка, а, наоборот, стимулирует интерес к учёбе

какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть фото какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть картинку какие техники формирующего оценивания есть. Картинка про какие техники формирующего оценивания есть. Фото какие техники формирующего оценивания есть

какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть фото какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть картинку какие техники формирующего оценивания есть. Картинка про какие техники формирующего оценивания есть. Фото какие техники формирующего оценивания есть

Одной из больших тем, которые обсуждали на февральской Международной научно-практической конференции Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) «Тенденции развития образования», стала тема оценивания учебных успехов ребёнка. Не секрет, что оценки — источник стресса для учеников. Мы привыкли к 5-балльной или 10-балльной шкале — а какие ещё есть варианты? Как уйти от карательной педагогики?

Последним исследованиям и лучшим практикам в этой области на конференции был посвящён пленум по внутриклассному оцениванию.

Какой опыт других стран стоит перенять

Елена Ленская, кандидат педагогических наук и директор центра изучения образовательной политики Шанинки, рассказала, какие практики оценивания существуют в других странах.

Оценочная политика школ США:

Именно концентрация внимания на прогрессе, а не на провалах составляет суть формирующего оценивания. В фокусе — индивидуальные достижения каждого ученика, а не сравнение результатов разных людей. Кроме того, результаты формирующего оценивания ни в коем случае не должны фигурировать при выставлении итоговой оценки и влиять на неё.

какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть фото какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть картинку какие техники формирующего оценивания есть. Картинка про какие техники формирующего оценивания есть. Фото какие техники формирующего оценивания есть

Журналистка. Пишет про исследования в сфере образования и пытается разрушить все вредные нейромифы. Любит онлайн-курсы и философию стоиков. Разбирается в поп-культуре и ратует за её использование в процессе обучения.

Оценочная политика школ Финляндии:

Рассматривая опыт Великобритании, Ленская упомянула ряд конкретных инструментов формирующего оценивания, которые применяют учителя начальной школы. Их можно адаптировать и для других ступеней образования. Вот некоторые из этих практик:

Приведённые примеры показывают, что практика формирующего оценивания уже применяется в ряде стран. Можно ли переложить их опыт на нашу систему образования? Какие при этом могут возникнуть трудности?

Как организовать формирующее оценивание

Специалист по управлению образованием Самарского филиала РАНХиГС Галина Голуб отметила, что при формирующем оценивании очень важно, чтобы ученик сам выбирал планку, к которой хочет стремиться. Преподаватель не должен заставлять его работать больше, чем тот хочет.

Она также выделила несколько базовых принципов формирующего оценивания. Вот что требуется для этого от учителя:

Ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Марина Пинская отметила, что формирующее оценивание очень многолико и для его организации существует много инструментов. Главное, что оно даёт возможность развиваться ученикам с разным уровнем подготовки.

Пинская также выделила особую роль обратной связи от ученика к учителю. Можно просто спросить детей, поняли ли они учебный материал, а можно использовать способы получше, чтобы убедиться в том, что они действительно разобрались в теме.

На первый взгляд может показаться, что эти инструменты сложно связать с оценкой, однако в реальности именно они позволяют увидеть прогресс ученика. Просто воспринимать их в таком качестве нам пока непривычно.

Конечно, по словам Пинской, никто не ожидает от учителей быстрого перехода на новый формат, поэтому, если поставить отметку всё же нужно, очень важно делать это по конкретным критериям, которые понимают и сам преподаватель, и ученик.

Четыре плюса формирующего оценивания

А нужно ли всё это учителям и ученикам?

Во время обсуждения темы разные эксперты не раз отметили, что сейчас учителей ругают за отсутствие отметок в журнале. Всему виной стереотип: чем больше отметок, тем лучше поработал учитель. К иному подходу наши учителя попросту не привыкли. Даже сами ученики и их родители боятся отсутствия привычных оценок.

Так, учитель средней школы из Новгородской области Екатерина Батракова поделилась опытом: в процессе введения принципов формирующего оценивания она столкнулась с негативными отзывами самих детей — им было проще воспринимать всё через конкретную отметку. Она также предупредила, что переход к формирующему оцениванию занимает у учителя время и начинает приносить результаты не сразу. Поначалу дети не понимают, зачем смотреть примечания учителя в своей работе, если там не стоит конкретная отметка.

В своей практике Екатерина использовала различные информационные карты, печати и наклейки. По её словам, это и правда мотивировало учеников лучше, чем традиционный подход. Но быстро обнаружились и подводные камни:

какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть фото какие техники формирующего оценивания есть. Смотреть картинку какие техники формирующего оценивания есть. Картинка про какие техники формирующего оценивания есть. Фото какие техники формирующего оценивания есть

В какой-то момент сталкиваешься с реальностью: тебе нужно пять отметок в журнале, чтобы поставить ребёнку оценку в четверти. А у меня не накапливалось этих пяти отметок из-за того, что б ольшую часть работ я оценивала печатями, наклейками и «обратной связью». Мне кажется, работу над введением формирующего оценивания нужно начинать не с учителей, а в принципе с системы образования.

Коллега Екатерины, учитель Ольга Кулешова, связала сопротивление формирующему оцениванию с влиянием нашей привычной культуры, в которой цифры определяют результат. По её мнению, это особенно заметно в реакции на изменения, которая обычно возникает у родителей учащихся. Она предложила представить ситуацию, когда ребёнок сделал в диктанте пятнадцать ошибок, а через некоторое время — семь. Согласитесь, прогресс есть, но в итоге для родителей и для самого ученика это та же двойка.

Формирующее оценивание плохо приживается именно из-за того, что оно тяжело встраивается в существующую систему, — родителям и ребёнку важно видеть оценку, чтобы знать, что всё в порядке и прогресс есть. Именно поэтому ученику вместе с преподавателем важно отвечать на следующие вопросы:

Кулешова отмечает, что это пока тоже непривычная модель. Чтобы начать активно её использовать, нужно время. Основная сложность состоит в том, что переход на новый формат иногда предполагает перестройку учебной программы. Именно в этом учителям и нужна поддержка.

Есть ли будущее у формирующего оценивания

Научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании МГПУ Галина Савиных постаралась переложить «идеальную» теорию формирующего оценивания на реальные условия преподавания в России. Конечно, одномоментно полностью отказаться от отметок в наших школах не получится — хотя бы потому, что сейчас вся работа учителей завязана на электронных дневниках. Но новые практики, по мнению эксперта, можно вводить параллельно с привычными.

Это способ проанализировать, как практики формирующего оценивания работают для учителя и учащихся.

Пожалуй, главный вывод обсуждения: сейчас формирующее оценивание применяют редкие энтузиасты, и при всей своей привлекательности эта практика вряд ли сможет широко распространиться у нас без должной поддержки. Причём поддержки не только на уровне администрации школ, но и на уровне государственной образовательной политики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *