какие технологии используют на уроках истории
Современные педагогические технологии на уроках истории
Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего «фона» системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса.
В этой связи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического образования:
• адаптация детей к современной социокультурной среде;
• активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
• интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.
В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения.
Каждая образовательная технология исходит из вполне определенных свойств обучаемых: опорные конспекты, например, опираются на зрительный канал восприятия и акцентируют внушаемость учащихся. Мы же имеем в классе разных учеников; право- и левополушарных, визуалов, аудиалов и кинестетиков, внушаемых и невнушаемых. Конечно, можно применить мощнейший “учительский гипноз” и подавить индивидуальные особенности учащихся, поступить с ними по образному совету В.Ф. Шаталова, как с огурцами – “суньте в банку с рассолом, и они неизбежно просолятся”. Но! Во-первых, такие технологии прямого авторитарного диктата годятся только при обучении языкам, точным и естественным наукам, где на один вопрос предусмотрен однозначный ответ. Во-вторых, все-таки, технология для ученика, а не ученик для технологии. Поэтому совмещение разнородных технологий в комплексе помогут каждому ученику получить в зоне его ближайшего развития и в соответствии с его природой наилучший обучающий, воспитательный и развивающий результат.
Так, в своей работе я использую следующие современные педагогические технологии:
Методика обучения диалогу. Она достаточно проста, ею постоянно пользуются учителя иностранного языка. Кроме того она заложена в так называемую “методику развивающего обучения”, например Эльконина –Давыдова. Начинаешь с того, что в 5 классе организуешь работу в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику, наподобие: “А что ты мог бы добавить?” или каково твое мнение? После того как это упражнение войдет в привычку, можно организовать проверку д/з в форме “диалоговой змейки”. Текст §, заданного на дом, ученики повторяют в вопросно-ответной форме, по очереди в соответствии с занимаемыми в классе местами, спрашивая и отвечаю друг другу, пока змейка не обежит весь класс. После того как и эта техника станет ученикам привычной, переходим к “ответам-диалогам” у доски. Тема – вопрос-ответ. Затем наступает черед содержательной шлифовки отработанной техники: учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации. Конкурс на лучший вопрос учителю, проблемный ринг, сформулируй к одной фразе как можно больше вопросов и т.д. Если терпения хватит на каждом уроке 5-7 минут в 5-6 классах, то нет больших проблем в 7 классе.
Широко использую технологию критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления т.е. надпредметные умения. Технология хороша тем, что ребята учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексия. Каждой стадии урока соответствуют определенные технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение, трехчастный дневник, зигзаг, инсерт, кластер, шляпы мышления, чтение со стопами, синквейн., толстые и тонкие вопросы. Один из любимых моих приемов технологии РКМ – это портфолио. На уроках истории портфолио – это папка творческих работ ученика или группы учащихся, одна из форм проведения письменной рефлексии.
Приучить учащихся к составлению портфолио представляется достаточно трудной задачей. Составление портфолио является добровольной деятельностью среди учащихся.
Мы с учениками разрабатываем портфолио по истории тематического характера. Например, портфолио по курсу “история 20 века”. Материал, собираемый в портфолио, отбирается его автором самостоятельно в течение учебного года. Внешне портфолио выглядит как набор творческих работ учащихся.
Из всего многообразия приемов, используемых на уроках истории, учащимся предлагается выбрать самые любимые и оформить в папку творческих работ. Таким образом, у ребенка имеется выбор для реализации внутренней потребности в самовыражении, общении и развитии на уроках биологии. В папках у разных ребят мы найдем различные творческие отчеты. Причем одни ученики используют весь спектр, предлагаемых учителем творческих работ, а другие выбирают только одну – две формы.
В папку творческих работ по истории ученикам предлагаются:
А знаете ли Вы, что…
Тесты с вариантами ответов и без них
В основе оценки портфолио лежит самооценка и взаимооценка. На уроках ребята представляют свои творческие работы, обсуждают и оценивают работы одноклассников. Оценивание работ проводится в рамках одного урока, по темам, по итогам года. На выставках портфолио учащиеся также представляют промежуточные или конечные результаты своей деятельности.
– проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
Использование технологии «Дебаты» в обучении школьников содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.
— умение определять и отстаивать свою позицию,
— ораторское мастерство и умение вести диалог;
И в заключении хочется сказать, что любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.
Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Анализ использования современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания учителем Овчинниковой М.А.
Я постоянно работаю над темой «Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания» для максимально полного усвоения учащимися исторического и обществоведческого материалов.
Сформировать у учащихся базовые знания по истории и обществознанию;
Способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма;
Формировать исторически грамотную, креативную, самостоятельную, ответственную и социально-активную личность;
Развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем.
Образовательные технологии, применяемые мной в своей работе:
Проектная и исследовательская деятельность;
Технология группового обучения;
Технология деятельностного подхода;
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Описание некоторых образовательных технологий.
Цель учебной игры: создание игрового состояния, эмоционального отношения ребёнка к исторической и обществоведческой действительности.
Задачи учебной игры:
«проживание» истории или ситуации;
формирование исторического мышления;
успешная социализация современной личности;
развитие мыслительных навыков учащихся.
Деловые игры – моделируют ситуацию прошлого таким образом, что ученик выступает в ней только в роли современника (археолога, писателя, журналиста).
1. Деловые игры с элементами ретроспективности.
В таких играх участвуют как наши современники, так и «очевидцы событий» и ведут диалог о прошлом. Очевидцы могут участвовать в телемостах, конференциях, клубах путешественников, митингах.
2. Тренинговые игры – игры с правилами, основанные на алгоритме действий («Лото», «Поле чудес», тексты с ошибками, ребусы, шарады и т.д.)
3. Реконструктивные игры:
Ø Не ролевые (конкурсные, маршрутные – воображаемые путешествия, заочные экскурсии);
Ø Ролевые – игры, в которых происходит разыгрывание определенных ролей участников исторических событий.
Театрализованные игры – тексты не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры.
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Критическое мышление – разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении задачи.
3 стадии технологии:
-стадия вызова (актуализация, мотивация, целеполагание);
-стадия осмысления содержания (получение новой информации и корректировка целей учащихся);
-стадия рефлексии (размышление, получение нового знания, функция оценки).
Приёмы критического мышления:
Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Для того, чтобы каждый имел свой номер, можно либо рассчитаться на 1, 2, 3, 4, либо раздать карточки разного цвета.
Затем учитель обращает внимание на материал учебника и совместно с учениками ставит цель урока, кратко обсуждается тема. Учитель говорит о том, что к концу урока каждый член группы должен понять тему, но растолковывать ее ученики будут по частям, а потом из частей создается общее знание.
Когда все поняли, создаются новые группы, куда входят только все первые номера, только все вторые номера, только все третьи номера, только все четвертые номера.
Их задача заключается в том, чтобы изучить материал, досконально разобраться, обсудить его, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам. Когда материал изучен, группы возвращаются в свое первоначальное состояние и начинают обучать своих друзей. Первые номера объясняют свою часть, вторые, третьи, четвертые – свою. И теперь каждый ученик владеет всем объемом знаний по параграфу.
Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он прост. Учеников заранее знакомят с системой маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного текста.
Пометки должны быть следующими:
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение.
Игра «Как вы думаете?»
Класс делится на группы, можно и не делиться, если класс маленький. Каждая группа получает своё игровое поле: «Никогда», «Иногда», «Всегда».
Учитель раскладывает карточки с тезисами по полям. Например, «Сталин был диктатором» на поле «Никогда». Если команда (ученик) не согласны с тем, что данная карточка должна лежать в этом поле, то молча переворачивают карточку. Потом обсуждение вслух: согласны или нет и почему.
Приём «составление диаманты»
Диаманта – это стихотворение из шести строк, которое пишется по определённым правилам.
2 глагола к существительному
2 глагола, противоположных предыдущим двум
2 прилагательных, противоположных предыдущим двум
1 существительное, противоположное первому.
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы,
а) напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске;
б) записываете слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме;
в) по мере того, как у вас возникают идеи, вы их записываете;
г) запишите столько идей, сколько придет вам на ум.
6. Приём «составление синквейна»
Синквейн – стихотворение из пяти строк, которое пишется по определённым правилам.
предложение из 4-х слов
Сражается, завоёвывает, стремится
Он был великим полководцем
7. «Тонкий, толстый вопрос».
Приём таблица «тонких и толстых» вопросов формирует умение ставить вопросы разного уровня сложности. Он используется на любой стадии урока. На стадии вызова – это те вопросы, на которые учащиеся хотят получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления вопросы ставятся учащимися по ходу чтения, или слушания материала. При рефлексии – для демонстрации понимания пройденного материала.
Приём «составления хайку» я видел (я был…) …
Маркировочная таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней 3 колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее.
В каждую из колонок нужно разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Приём «маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Можно попросить учащихся выполнить таблицу дома.
3 смысловые вопроса на группу. Создаётся 6 групп.
2 группы изучают один и тот же вопрос.
1 группа готовит пересказ этого вопроса.
2 группы готовят вопросы по этой теме.
1 группа занимается презентацией.
9. Приём «Корзина идей» (понятий, идей).
Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что ученики вместе знают по теме.
Все сведения кратко записываются учителем в виде тезисов в «корзинке идей» (без комментариев) даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Учащиеся читают текст определенными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения учитель задает вопросы, затем обсуждается второй кусок и т.д. Когда весь текст прочитан, учитель предлагает ученикам две какие-либо цитаты для сравнения, подходящие по теме. Таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказывать свои взгляды. Вопросы, которые задает учитель для стимулирования критического мышления критического мышления, должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащихся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предложения.
Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу, чтобы понять, что я пишу». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Технология группового обучения.
1. Главная ценность – приоритет интересов личности.
2. Процесс достижения цели реализуется благодаря дифференциации средств её достижения.
3. Позиция учителя как организатора.
Этапы группового взаимодействия:
1. Разминка (обсуждение эпиграфа, игровой момент, инсценирование)
— Можно использовать приём «Мягкая посадка»- дети в начале урока все стоят, учитель задаёт каждому по вопросу, ответивший садится.
В – Временное правительство
В конце игры можно попросить учащихся отметить 3 слова, без которых невозможно понятие «революция».
2. Объединение учащихся в группы.
— работа в малых группах (диада, триады);
— ролевое распределение в группах по 4-5 человек (спикер, критик, содокладчик, хранитель времени, секретарь).
Принципы формирования в группы:
— свободный (по желанию учащихся);
3. Организация учебной деятельности в группе:
— усвоение учебных задач, стоящих перед группой;
— процесс поиска лучшего решения;
— суммирование мнений, подведение итогов;
— презентация группового решения, поставленной задачи.
Эффективность этого этапа зависит от желания детей к самоанализу.
— нельзя говорить то, что уже сказано;
— нельзя отказаться от сообщения своего мнения;
— нельзя прятать за высказыванием своего дурного настроения.
На этапе рефлексии я использую приёмы критического мышления:
Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания позволяют мне сформировать социально смелую, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности.
Статья»Современные технологии на уроках истории и обществознания»
Статья кратко знакомит с современными технологиями на уроках истории и обществознания.
Содержимое разработки
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Что? Кто? Когда? Кем? и т.д.
Как? Зачем? В связи с чем? Почему? и т. д.
Приём «Корзина идей» (понятий, идей). Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить, что знают или думают обучающиеся по теме урока. Все сведения кратко записываются учителем в виде тезисов в «корзинке идей» (без комментариев) даже если они ошибочны. В корзину идей «сбрасываются » факты, мнения все то, что непосредственно имеет отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются Написание эссе. Неотъемлемой часть экзамена по обществознанию является написание эссе. Смысл этого приёма: «Я пишу, чтобы понять, что я пишу». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументация. Здоровьесберегающие технологии. Организация учебного процесса таким образом, что бы снизить утомляемость обучающихся. Проведение дидактических игр, физкультминуток, групповой и парной работы, смена вида деятельности обучающихся на уроке, создание благоприятного психологического климата в классе. Использование современных образовательных технологий способствует повышению активности обучающихся на уроках, позволяет эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность, усиливает наглядность и эмоциональную наполняемость урока. И в заключение хочется сказать, что любой метод, технология признается прогрессивным, если дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали или описали. Литература 1. Коротаева. Е. В.Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М., 2003. 2.Селевко. Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Статья «Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание опыта работы в качестве учителя-предметника
Учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории Нуждиной И.А.
В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
Проблема: В нашем образовательном центре обучаются учащиеся с 5 по 11 класс. В 5-й класс обучающиеся приходят из разных школ города. Самым трудным для нас является период адаптации, так как дети приходят с разным уровнем подготовки знаний и мотивации. Особенно это заметно на таких предметах, ка история и обществознание, так как объем и качество освоения материала резко возрастает. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить, но как это сделать. В этом мне помогут современные образовательные технологии. Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической деятельности повысить мотивацию к изучению таких предметов как история и обществознание, добиться повышения результатов качества знаний при помощи современных образовательных технологий.
Тема инновационного педагогического опыта: «Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство повышения эффективности обучения».
Актуальность и перспективность опыта. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьёзные цели и достигать их, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках истории и обществознания.
Реализация в России государственных программ («Единая информационная образовательная среда», «Компьютеризация школ» и др.) активизировала интерес к применению в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, всеми участниками педагогического процесса – учащимися, учителями. Мы, учителя, рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.
Моё педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Новые образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках истории и обществознания, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении данной задачи.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, добиться высоких результатов качества обученности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан.
Наличие теоретической базы опыта. Требования федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории и обществознанию нацеливает учителя на поиск новых учебно- методических комплектов которые помогут ему формировать у учащихся ключевые компетенции. Анализируя предлагаемые учебно-методические комплекты по истории и обществознанию выбор был сделан на УМК История России под редакцией А.В. Торкунова (5-9 классы), а по обществознанию УМК под ред. Л. Н. Боголюбова (5-11 классы). Линия учебников создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
В своей педагогической деятельности я опираюсь и на труды педагогов: теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; теория аксиолого-компетентнотного подхода О.С. Гладышевой; труды Ушинского, Сухомлинского.
Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии:
— гуманизация образования и личностно ориентированный подход;
— интеллектуальное развитие детей, их самостоятельности;
— доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
— внимание к индивидуальности человека, его личности;
— чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.
Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это даёт возможность учителю работать дифференцированно и индивидуально, а также экономит время. Всё это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использованию их в своей практике.
На своих уроках я применяю современные образовательные технологии. Это позволяет мне успешно реализовывать принципы личностно ориентированного обучения, когда во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность.
Среди приоритетных технологий выделяю:
— технология проблемно-поискового обучения;
— технология интеграции в образовании;
— технологии дифференцированного обучения;
Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажёром знаний, презентаций результатов собственной деятельности.
Применение компьютерных программных средств на уроках истории и обществознания позволяет решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.
Результаты использования ИКТ на уроке :
— повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;
— применяется индивидуальный подход;
— повышается степень наглядности при изложении учебного материала;
— развивается творческий потенциал детей;
— появляются возможности для моделирования учебного процесса;
— снижается утомляемость учащихся;
— сокращается время на опрос.
Решение проблемы зависит от применения технологий и методов, способствующих активизации обучающихся, формированию ценностных ориентиров. Поэтому на практике организую такие формы учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.
Я активно использует технологию проблемного обучения на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности и т.п.
Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.
Например, при изучении Бородинского сражения знакомлю учащихся с различными мнениями о результатах и последствиях этого сражения: а) Бородинская битва завершилась поражением русской армии, которая не смогла воспрепятствовать дальнейшему продвижению Наполеона.
б) Русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова.
в) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны позднейшие успехи русской армии.
Ребята высказывают свои суждения, сравнивают планы Наполеона и Кутузова перед сражением, спорят. В споре рождается истина. Они приходят к выводу, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, его армия понесла невосполнимый моральный урон, была потеряна половина войска.
Результаты использования данной технологии:
— совершенствуется умение учащихся обосновывать свою позицию;
— воспитывается уважение к чужой точке зрения;
— активизируется познавательная деятельность учащихся;
— увеличивается количество творческих работ;
— учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.
Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА.
На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках истории и обществознания, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках. На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.
На уроках контроля применяю разноуровневые тестовые задания (элементы технологии уровневой дифференциации). Составляю тесты сама при помощи интернет ресурсов или использую готовые контрольно измерительные материалы Смирнова Ю.А., изд. Экзамен.
Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.
Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Я активно использую эту технологию. На уроках истории в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных авторов, осуществляю связь с уроками литературы и искусства. На своих уроках я использую музыкальные произведения, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии.
Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний за пределами материала учебника.
ТЕХНОЛОГИЯ АМО (Активных Методов Обучения)
«Галерея портретов», «Найди ошибку», «Поэтическая страничка»
Цель: эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой.
Постановка учебной задачи
Цель: эффективно провести постановку целей обучения.
«Кластер», «Мозговой штурм»
Цель: представить обучающимся основные направления движения, для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Организация самостоятельной работы над темой
Цель: научиться обсуждать и анализировать данную тему
«Мудрый совет», «Письмо самому себе»
Цель: оценить приобретенные знания и умения, выявить свои успехи и подвести итоги урока.
Формирование совокупности УУД, приобретение предметных знаний и достижений метапредметных результатов.
Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, рефлексии.
Урок – основная форма организации учебной деятельности школьников, а потому считаю важным обратиться к основным требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии и их элементы применяю на уроках и во внеурочное время. Я всегда внимательно отношусь к состоянию здоровья учащихся на уроке, систематически организую физкультурные паузы, в качестве релаксации на уроке активно использую музыку, создаю благоприятный психологический климат на уроке. Используя технические средства обучения, обеспечиваю оптимальные нагрузки при определении объёма заданий. Осуществляю чередование видов деятельности, предупреждающее переутомления учащихся.
Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. Во внимание также принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.
Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний, разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал. Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы. Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.
Дистанционные образовательные технологии и технологии электронного обучения
Авторские онлайн-тренажеры для проверки знаний учащихся и фронтальной работы.
Метапредметные эвристические задания для выполнения в дистанционном режиме (на Гугл-диске)
Вебинары (виртуальные уроки) на виртуальной площадке Mirapolis позволяет организовать дистанционное обучение, проводить тестирование, интерактивные лекции для обучающихся и родителей, проводить индивидуальную работу с учащимися при подготовке к конкурсам, олимпиадам, конференциям.
ИКТ способствуют реализации метапредметного подхода в обучении. Применение технологии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (виртуальных уроков) продиктовано необходимостью интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемым, обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами.
Результативность представленного опыта.
Применение инновационных методик и современных образовательных технологий позволило добиться высоких предметных и метапредметных результатов по истории
Наблюдается положительная динамика при усвоении предметных и метапредметных знаний. Положительная динамика наблюдается и в участии обучающихся в различных олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах, а также в результатах этого участия.
Мною была проведена диагностика сформированности личностных УУД (Смыслообразование: мотивация) по методике А.Д. Андреева (Мотивация к учению) в разные периоды с обучающимися классов в которых преподаю.
Сформированность личностных УУД
2015 год 7 «Б» и 7 «В» класс в 2017 году 9 «Б» и 9 «В»
Сформированность учебных мотивов
Частично сформированы учебные мотивы
Недостаточная сформированность учебных мотивов
Следует отметить следующие результаты представленного опыта:
Высокий бал на ОГЭ (выше окружного и регионального значения 2017 год);
Расширение коммуникативных способностей, раскрытие потенциала;
Развитие навыков самооценки;
Совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся;
Сформированность потребности в здоровом образе жизни.
Сформированность потребности в здоровом образе жизни (анкетирование, наблюдение)
2016 год 8 «В» класс
Не имеют вредных привычек и отрицательно к ним относятся
Терпимо относятся к вредным привычкам
Имели в прошлом вредную привычку (курение)
Положительно относятся к вредным привычкам
Таким образом, применение многопланновых действий открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, привело к развитию устойчивого познавательного интереса, усилению мотивации учащихся к учению и как результат привело к высокому предметному, метапредметным результатам, формированию совокупности УУД.