какие технологии на ваш взгляд сегодня достигли пика своего применения в бизнесе
10 технологий, способных кардинально изменить бизнес уже в 2020 г.
Искусственный интеллект, программные роботы, 5G, дополненная реальность, контейнеры и микросервисы… Все эти технологии, и сами по себе, и во взаимодействии, способны поменять бизнес-среду уже в следующем году.
В начале каждого года в большом количестве появляются прогнозы о том, какие технологии «взорвут» бизнес в текущем году, а начиная с середины — какие непременно сделают это в следующем. В эти списки не так уж часто прорываются новички, но для того, чтобы в них удержаться, технологиям надо существенно прибавить за год. CNews Analytics изучил первые предсказания на 2020-й и выделил десяток наиболее часто упоминаемых технологий и методологий, которым в следующем году прочат важную роль в преобразованиях бизнеса.
1. Искусственный интеллект. ИИ стоит на первых местах практически во всех прогнозах. Несмотря на опасения, что машины отнимут рабочие места у людей, пока благодаря ему компьютеры стали выполнять за людей широкий спектр работ. ИИ-решения способны и автоматически создавать метаданные для звукозаписей с возможностью поиска по ним, и обеспечивать кибербезопасность, анализируя в реальном времени массивы данных о поведении компонент корпоративной сети и выдавая рекомендации по решению возникающих проблем.
2. Кроме того ИИ — основа текстовых и голосовых чат-ботов, пользующихся технологиями обработки естественного языка и анализа тональности высказывания, которые, по прогнозам экспертов, уже в этом году будут внедрены 40% компаний сервисной отрасли. Высокие темпы развития технологий синтеза и понимания речи недавно продемонстрировал голосовой ассистент Google Duplex,собеседники которого не поняли, что имеют дело с машиной.
Некоторые эксперты полагают, что внедрение программных роботов — это лишь первая стадия более общей тенденции «стратегической автоматизации»: применения ИИ для сквозной автоматизации «ручных» бизнес-процессов на предприятии.
4. Методологию Agile, изначально использовавшуюся разработчиками ПО, перенимают и бизнес-структуры. Взаимодействие в географически распределенных командах обеспечивается средствами конференц-связи, которая переживает новый подъем. Не так давно специалисты Массачусетского технологического института провели опрос примерно в трех сотнях компаний, выясняя, какие технические средства помогают создавать наилучшие условия работы сотрудников, и на первое место среди ответов неожиданно вышло видео: инвестиции в видеотехнологии способствуют инновации, слаженному взаимодействию и росту продуктивности.
В дальнейшем эффект присутствия при взаимодействии по видео станет еще более глубоким благодаря технологиям дополненной и виртуальной реальности, предсказывают в МТИ. Соответственно, весьма вероятно и возобновление роста популярности средств объединенных коммуникаций, которые раньше страдали от проблем с надежностью. У новых решений прежних недостатков уже нет, появились новые удобные возможности взаимодействия, в том числе в режиме обмена контентом.
5. Также среди влиятельных технологических течений эксперты упоминают DataOps. Сам этот термин впервые был предложен всего пять лет тому назад в блоге IBM, и сегодня под ним понимают процессно-ориентированную методологию организации работы групп аналитиков и исследователей данных, направленную на повышение качества аналитических сведений и ускорение их получения. Помимо принципов организации деятельности, черпающих идеи из Agile-разработки, DataOps опирается на управление данными при помощи средств машинного обучения и искусственного интеллекта. На сегодня, по данным Gartner, DataOps внедрили лишь меньше 1% участников адресуемого рынка, но аналитики убеждены, что этим организациям гарантировано большое конкурентное преимущество.
6. Вокруг сетей 5G раздута большая шумиха, на них возлагаются большие надежды, хотя работа над стандартами еще не завершена, и до развертывания сетей в общегосударственных масштабах еще могут пройти годы. Тем не менее, в отдельных организациях уже планируют стратегии внедрения систем связи 5G, которые обещают скорость передачи к абоненту и от него на скорости до 20 Гбит/с и до 10 Гбит/с соответственно, а также возможность сохранения соединения при передвижении со скоростью до 500 км/ч.
7. Стандартизация 5G сулит рост применения систем интернета вещей и периферийных вычислений и соответствующее резкое возрастание доступных для анализа потоков данных, к чему предприятиям придется подготовиться путем развертывания надежных архитектур поточной обработки. По информации ассоциации CompTIA приблизительно в трети компаний уверены, что стратегии в области интернета вещей способны обеспечить рост выручки за счет увеличения объемов производства, монетизации данных и продажи продуктов в виде сервисов.
8. Растет интерес к контейнерам и микросервисам, как к технологиям, позволяющим быстро разрабатывать высокомасштабируемые программные системы, в особенности облачные и предназначенные для решений на базе интернета вещей. В частности, широко внедряется Kubernetes, система с открытым кодом, позволяющая автоматизировать развертывание контейнеров и управление ими.
9. Опросы, проведенные Gartner в этом году, свидетельствуют о начале широкого применения «цифровых двойников» — продуктов, процессов и систем, позволяющих контролировать состояние «исходных» физических объектов и предсказывать возможные проблемы до того, как они возникнут. По общему мнению, в ближайшие годы начнут появляться цифровые близнецы организаций, которые позволят вести мониторинг компаний в целом, а не их отдельных систем.
10. И, наконец, что касается блокчейна, вокруг которого тоже немало шума. Возможностей заработать на первичных предложениях монет (ICO) все меньше, но ширится применение распределенных реестров в цепочке поставок, финансовой отрасли и не только, в том числе на базе платформ с открытым кодом, таких как Hyperledger Fabric.
Аналитики Gartner отобрали 12 самых перспективных технологий 2022 года
Консалтинговая компания Gartner в рамках симпозиума Gartner IT Symposium / Xpo Americas анонсировала основные стратегические и технологические тенденции, которые компаниям необходимо изучить в 2022 году.
Генеративный искусственный интеллект (Generative Artificial Intelligence)
Генеративные модели ИИ представляют собой методы машинного обучения, которые изучают контент или объекты и используют их для создания новых, полностью оригинальных данных. Они могут использоваться для создания программных кодов, разработки лекарств, а также в рамках целевого маркетинга. По оценкам Gartner, к 2025 году на генеративный искусственный интеллект будут приходиться около 10% всех производимых данных.
Фабрики данных (Data Fabric)
За последнее десятилетие число разрозненных хранилищ данных и приложений резко выросло, в то время как количество персонала в командах по обработке данных и аналитике либо осталось неизменным, либо сократилось. В связи с этим в мире появляется спрос на фабрики данных — гибкие, но устойчивые интеграции между платформами и бизнес-пользователями. За счет встроенной аналитики с их помощью можно улучшить обработку информации, сократив усилия по управлению данными до 70% и при этом снизить время окупаемости.
Территориально-распределенные предприятия (Distributed Enterprise)
С распространением удаленных и гибридных моделей работы традиционные офисно-ориентированные предприятия, состоящие из географически разбросанных сотрудников, отходят на задний план. Безусловно, подобные перемены требуют серьезных изменений, однако Gartner прогнозирует, что в 2023 году доходы 75% предприятий, использующих преимущества территориально-распределенной модели работы, будут расти на 25% быстрее, чем у их конкурентов.
Облачные платформы (Cloud-Native Platforms)
Облачные платформы необходимы для обеспечения цифрового услуг в любой точке мира. Они предоставляют масштабируемые и эластичные ИТ-возможности для создания технологий, что сокращает время их окупаемости и снижает затраты. По прогнозам Gartner, облачные платформы будут служить основой для более чем 95% новых цифровых инициатив к 2025 году по сравнению с менее чем 40% в 2021 году.
Автономные системы (Autonomic Systems)
Автономные системы заявили о себе уже в 2021 году, — благодаря способности динамически изменять свои собственные алгоритмы без внешнего обновления ПО они могут быстро адаптироваться к новым условиям, как то делают люди. Gartner прогнозирует, что автономные системы станут обычным явлением в области роботов, дронов и производственных машин.
Интеллект в принятии решений (Decision Intelligence)
Интеллект в принятии решений — это практическая дисциплина, используемая для улучшения процесса принятия решений путем четко разработанной системы decision-making, оценки результатов, их управления и улучшения с помощью обратной связи. По предварительным оценкам, в ближайшие два года треть крупных организаций будут использовать данный метод для структурированного принятия решений с целью повышения конкурентного преимущества.
Составные приложения (Composable Applications)
В турбулентные времена в компаниях растет потребность в адаптации к постоянно меняющемуся бизнес-контексту, — для этого необходима такая технологическая архитектура, которая поддерживает быстрое, безопасное и эффективное изменение приложений. Архитектура составного приложения обеспечивает такую адаптируемость, а компания, которые имплементируют данный подход, опередят конкурентов на 80% по скорости реализации новых функций.
Гиперавтоматизация (Hyperautomation)
Гиперавтоматизация обеспечивает ускоренный рост и повышение устойчивости бизнеса за счет быстрой идентификации, проверки и автоматизации как можно большего числа процессов. Исследование Gartner показывает, что наиболее эффективные группы гиперавтоматизации сосредоточены на трех ключевых приоритетах:
Вычисления, укрепляющие конфиденциальность (Privacy-Enhancing Computation, PEC)
Методы PEC, которые защищают личную и конфиденциальную информацию на уровне данных, программного или аппаратного обеспечения, обеспечивают безопасный обмен, объединение и анализ данных без ущерба для конфиденциальности. Gartner ожидает, что к 2025 году 60% крупных компаний будут использовать один или несколько методов вычислений, укрепляющих защиту данных пользователей.
Сеть кибербезопасности (Cybersecurity Mesh)
Архитектура сетей кибербезопасности (CSMA) — распределенный архитектурный подход к гибкому и надежному управлению кибербезопасностью. Она позволяет обеспечить интегрированную структуру безопасности и защиты всех активов, независимо от местонахождения. К 2024 году компании, внедряющие CSMA в свои экосистемы, сократят финансовые потери от определенных инцидентов безопасности на 90%.
Разработка искусственного интеллекта (AI Engineering)
Разработка систем на основе искусственного интеллекта — это комплексный подход к реализации моделей ИИ. К 2025 году 10% предприятий, внедряющих передовые методы разработки ИИ, будут приносить как минимум в три раза больше прибыли от своих усилий в области ИИ, чем 90% предприятий, которые этого не делают.
Совокупный опыт (Total Experience, TX)
Совокупный опыт — это бизнес-стратегия, сочетающая в себе такие элементы как мультиопыт, опыт клиентов, сотрудников и пользователей. Основная цель данного подхода — повысить доверие, удовлетворенность, лояльность и поддержку клиентов и сотрудников. Организации будут увеличивать выручку и прибыль за счет достижения адаптивных и устойчивых бизнес-результатов TX.
Как технологии прокачивают бизнес в 2021 году: 3D-офисы, 4G на Луне, геймификация всего и еще 12 актуальных тенденций
Исследовательская компания Wunderman Thompson Intelligence опубликовала отчет о тенденциях на 2021 год. Отчет содержит 100 прогнозов о том, как технологии влияют на разные области жизни и бизнеса: культуру, торговлю, спорт и другие. Мы выбрали самые интересные — давайте посмотрим, как изменится мир в этом году.
Индустрия потребительских игр стремительно растет — ожидается, что к 2024 году объем рынка достигнет 198 млрд долларов, и это без учета продаж оборудования для дополненной и виртуальной реальности. Цифровые игры начинают использовать на мероприятиях и концертах как элемент вовлечения зрителей. Традиционные игровые пространства превращаются в места, где люди могут собираться и удаленно общаться, в том числе решая вопросы бизнеса.
Например, в 2020 году была запущена площадка Unconventional для проведения виртуальных мероприятий с 3D-аватарками участников и игровыми мирами, сейчас там 50 000 пользователей. Ее широко используют — от проведения деловых встреч до празднования дней рождений. Так как офлайн-мероприятия недоступны из-за пандемии, у людей появился спрос на онлайн-события, связанные с уникальным пользовательским опытом, который ранее они получали в играх.
Игры могут изменить мир в течение следующего десятилетия и стать доминирующими технологическими платформами — как ранее было с социальными сетями.
Индустрия кино и ТВ также смешивается с игровой. Игры привлекают все больше зрителей: так, 1 июля более 160 000 человек смотрели, как геймер Ninja играл в Fortnite на YouTube. Кинофестиваль Tribeca включил игры в число номинаций с 2021 года. В июле 2020 года на канале BuzzFeed Multiplayer появилось новое реалити-шоу The Sims Spark’d, основанное на популярной видеоигре.
При этом крупные компании делают ставки на облачные игры. Например, Facebook добавил облачные игры к своей игровой платформе, а китайская компания Tencent (разработчик мессенджера WeChat) объединилась с телекоммуникационной компанией Huawei, чтобы разработать собственную платформу облачных игр.
Технологические компании инвестируют в облачные потоковые игры, так как именно за ними будущее: пользователям удобнее получать доступ к игре по запросу и с любого устройства. Компании при этом экономят на развертывании собственной инфраструктуры для размещения игровых приложений.
В 2020 году из-за пандемии отменили многие спортивные соревнования, исчезли прямые трансляции спортивных событий, что привело к сближению реального и виртуального спорта с киберспортом.
Например, гонщики уже использовали симуляторы для тренировок, теперь бренды выходят на рынок с решениями для виртуальных гонок, в которых могут участвовать любители. Компания Aston Martin в сентябре выпустила гоночный симулятор AMR-C01 стоимостью 76 300 долларов.
Zwift, онлайн-платформа для тренировок по велоспорту и бегу, провела первую международную велогонку Tour de France в виртуальном режиме. В ней участвовали профессиональные спортсмены и любители. Спортсмены соревновались за призовые места, а любители смогли сравнить свои силы с профессионалами, соперничая с ними на одних и тех же трассах.
А Adidas выпустил умную стельку для кроссовок, которая записывает физические данные во время игры в реальный футбол: количество и силу ударов, скорость бега и так далее. Эти показатели можно загрузить в игру EA Sports FIFA Mobile и сравнить свои результаты с другими игроками.
В 2021 году тенденция сохранится и традиционные виды спорта будут и дальше сливаться с виртуальными.
Фитнес тоже переходит из реального мира в виртуальный. В апреле 2020 года Oculus и Within выпустили новое VR-приложение Supernatural для фитнеса. Для пользователей проводят персонализированные виртуальные тренировки в окружении потрясающих пейзажей.
В 2019 году вышла музыкальная компьютерная игра Beat Saber. Игроки при помощи VR-джойстиков управляют двумя световыми мечами и разрезают летящие в ритм блоки. В 2020 году к игре вышли дополнения контента: новые музыка и упражнения.
Компания Virtuix в 2021 году выпустит беговую дорожку с виртуальной реальностью — Virtuix Omni One. Игрок пристегивается к платформе с помощью ремня, одевает очки-гарнитуру и может ходить, бегать, прыгать, приседать и двигаться боком в играх.
Смешанная реальность (MR) — это объединение виртуального и реального мира. В окружающий мир добавляются виртуальные объекты, которые выглядят как реальные. Например, виртуальная картина на реальной стене в комнате — это смешанная реальность.
Адаптивность и простота использования сделали смешанную реальность новым трендом в игровой индустрии. Оборудование для виртуальной реальности (VR) дорогое и громоздкое, а дополненная реальность (AR) зависима от мобильных устройств. По данным Mordor Intelligence, в 2019 году рынок смешанной реальности оценивался в 382,6 млн долларов и будет расти дальше.
В октябре 2020 года Nintendo выпустила новую игру Mario Kart Live: Home Circuit. Участники игры соревнуются на дистанционно управляемых машинках внутри своих домов, взаимодействуя с элементами виртуального и реального миров.
Индийский телекоммуникационный гигант Reliance Jio анонсировал очки смешанной реальности Jio Glass, в компанию уже инвестировали Facebook и Google. Судя по поданным патентам, аналогичное устройство скоро выпустит Apple.
Смешанная реальность — привлекательное решение для расширения пользовательского опыта. Возможно, скоро она будет использоваться в большинстве развлекательных пространств и на мероприятиях.
Авиакомпании и аэропорты внедряют бесконтактные способы взаимодействия с пассажирами везде, где это возможно. Они стремятся к тому, чтобы пассажиры могли пользоваться мобильными приложениями вместо общедоступных сенсорных панелей и контакта с сотрудниками аэропорта. Это позволяет избегать очередей и скопления людей.
Например, больше компаний начали заранее отправлять уведомления о задержке или отмене рейсов, ввели бесконтактную регистрацию и распечатку багажных бирок, реализовали предварительный заказ питания и онлайн-оплату. А в некоторых аэропортах внедряют систему, которая позволяет сканировать посадочные талоны на расстоянии более 1,5 метра.
Также компании думают о местах в самолете, где невозможно обойтись полностью без касаний, например уборная и бортовые развлекательные системы. Нововведений еще нет, но дизайнеры пробуют переосмыслить эти подходы и свести количество касаний до минимума.
Ведущие технологические бренды начинают осваивать космическое пространство. NASA и Nokia планируют развернуть сеть 4G на Луне. Это улучшит передачу данных и поможет астронавтам управлять луноходами, ориентироваться в пространстве и транслировать видео в реальном времени.
Облачные технологии также выходят за рамки нашей планеты. Аналитики прогнозируют, что к концу десятилетия общий доход от облачных сервисов, связанных с космосом, может составить около 15 млрд долларов. Новые сервисы облачных вычислений могут быть развернуты с использованием низкоорбитальных космических аппаратов и традиционных спутников.
Удаленная работа становится нормой. Многие компании переосмысливают такой формат работы, предлагая новые необычные решения.
Например, компания Dropbox заявила, что теперь она становится virtual-first, то есть в первую очередь ориентируется на виртуальные рабочие места и отказывается от своих реальных офисов. Это необычно, так как в 2017 году компания подписала самый большой договор аренды в истории Сан-Франциско, а теперь сама будет сдавать эти помещения.
Другие компании создают виртуальные офисы, в которых сотрудники могут прогуляться по знакомым помещениям, посетить собрания и просто собраться за чашкой кофе и пообщаться.
В апреле 2020 года Sine Wave Entertainment запустила Breakroom-продукт виртуального мира для удаленных рабочих мест, который предоставляет 3D-офисы таким компаниям, как Virgin Group и Torque Esports. Итальянская энергетическая компания Enel собирает работников в виде аватаров в виртуальных конференц-залах, используя комбинацию технологий дополненной и виртуальной реальности.
Эксперты считают, что время больших офлайн-офисов ушло в прошлое, наступает время распределенной работы.
Цифровая мода и виртуальные гардеробы — одна из тенденций, набирающих популярность. Так, цифровая виртуализация позволяет модным домам демонстрировать свои коллекции, а бренды могут создавать виртуальные пространства с уникальным дизайном.
Виртуальный дом моды The Fabricant создает уникальные дизайны, существующие только в цифровом виде. При помощи 3D-моделирования разрабатывают наряды для аватаров клиентов, которые можно носить только в цифровой среде, например в играх или социальных сетях.
Также пандемия привела к тому, что в автосалонах снизилось количество посетителей, поэтому инновационные компании меняют процесс покупки автомобиля, упрощая выбор через интернет.
Покупатели Volkswagen Australia могут посетить виртуальный выставочный зал, в котором можно увидеть, как будет выглядеть автомобиль в различных условиях, открывать и закрывать двери, взаимодействовать с интерьером и, конечно, совершить покупку. Компания Ford запустила аналогичный AR-сервис, которой позволяет изучить новый автомобиль F-150 в дополненной реальности: посмотреть его внутри и снаружи, оценить, как он будет выглядеть на парковке возле дома.
Розничная торговля продолжает переход в онлайн, предлагая индивидуальный опыт для покупателей, предпочитающих цифровые технологии. Live Commerce — это модель онлайн-продаж, когда инфлюенсеры в режиме реального времени демонстрируют товары для продажи. Формат был популярен на азиатских рынках в течение нескольких лет и сейчас переживает глобальный бум. Теперь в таком формате продается все: от дверных звонков до товаров для макияжа.
В июне 2020 года канадская платформа электронной видеокоммерции Livescale объявила о партнерстве со Shopify — популярной в Северной Америке платформой электронной коммерции. По данным Livescale, с марта 2020 года количество бизнес-запросов увеличилось в пять раз.
Розничные продавцы переходят на формат магазинов без покупателей. Такие торговые точки обслуживают онлайн-магазины. В сентябре 2020 года Whole Foods Market открыла магазин в Нью-Йорке, закрытый для публики. Он предназначен только для доставки товаров и самовывоза. Walmart перепрофилирует четыре своих магазина в США под электронную коммерцию. Похожие решения внедряют и другие сети.
Те розничные магазины, которые продолжают обслуживать покупателей, сталкиваются с желанием людей ограничить контакты при покупке. Поэтому будут развиваться бесконтактные технологии, упрощающие выбор товаров.
Так, магазины косметики уже предлагают покупателям виртуальный мейкап: зеркала позволяют «примерить» помаду, а искусственный интеллект поможет подобрать тени, которые лучше всего подходят к оттенку кожи покупателя.
Благодаря росту электронной коммерции в 2020 году также стала стремительно развиваться сфера доставки. Согласно исследованию Всемирного экономического форума, рост спроса в электронной торговле приведет к увеличению количества транспорта для доставки в 100 крупнейших городах мира на 36% к 2030 году.
В январе 2021 года прошла выставка потребительской электроники Consumer Electronics Show, на которой компании представили свои новые наработки в области доставки:
Есть и другие подтверждения тому, что рынок электротранспорта будет расти. Например, в январе 2020 года британская компания Arrival получила заказ на 10 000 электромобилей от UPS, а также надеется получить инвестиции в размере 85 млн долларов от компании Hyundai для развития производства. А в декабре 2020 года американская компания Canoo опубликовала планы по созданию «полностью электрического многоцелевого средства доставки», выпуск которого ожидается в 2023 году.
По данным IBM, из-за пандемии переход к электронной торговле ускорился на пять лет. Это положительно сказалось на крупных компаниях вроде Amazon. Но малые предприятия с небольшим онлайн-присутствием сильно пострадали из-за снижения посещаемости офлайн-магазинов.
Доминирование крупных игроков вызывает негативную реакцию потребителей, поэтому малые и средние предприятия с небольшим присутствием в интернете ищут новых партнеров:
Британский бренд Burberry и китайская компания Tencent совместно запустили первый «социальный магазин» в Китае, в городе Шэньчжэнь. Мини-программа для WeChat позволяет покупателям записываться для посещения магазина, бронировать примерочные, включать в них свою музыку и заранее выбирать одежду. Также можно забронировать столик в кафе и встречу со стилистами. У каждого пользователя в приложении есть аватар. Постепенно покупатели зарабатывают «социальную валюту», которую можно потратить на одежду для этого аватара или эксклюзивные блюда в меню кафе.
У всех товаров в магазине есть QR-код, который позволяет просмотреть дополнительную информацию о товаре и получить подсказки для стилизации.