какие телеканалы были в ссср
Телевидение в СССР: сколько каналов было на ТВ, какие программы смотрели и какое качество тогда было
Так сложилось, что сейчас люди телевизор вообще почти не смотрят – телевещание нашим современникам заменил интернет почти на 100%. Хорошо ли это? Конечно, намного удобнее посмотреть фильм, шоу, юмористическую или познавательную передачу с компьютерного экрана или на смартфоне без привязки ко времени вещания и с возможностью поставить видео на паузу. С другой стороны, стало меньше контроля за выпускаемым в эфир видео-контентом, да и пропал тот дух советского времени, когда семьи в полном составе собирались вечером перед телевизором для просмотра выпуска новостей или патриотического фильма.
Советская семья перед телевизором
Сколько телеканалов было в СССР
Более или менее стабильное телевещание в Советском Союзе началось с 1932 года. До этого времени лишь проводились эксперименты по трансформации и передаче сигналов, кроме того, разрабатывались приемлемые модели телевизоров, первым из которых в серию вошел Б-1. До 1949 года вещание осуществляли:
До конца 40-х годов передач как таковых не было, на раннем советском телевидении демонстрировались, в основном, фильмы исключительно патриотического содержания, а также редкие новости.
Развлекательные передачи стартовали с 1949 года – первой из них стала трансляция в записи футбольного матча на стадионе «Динамо» в Москве.
С начала 60-х гг. телевещание стало регулярным, появились первые программы, некоторые из которых выходят в эфир до сих пор. Среди них:
Федеральных каналов было всего два, причем, так называемый «Второй» работал, скажем так, от случая к случаю – стабильного вещания не было.
Однако нельзя сказать, что в СССР было только два телеканала. В отдельных регионах и республиках Советского Союза начали появляться собственные телецентры, иногда и не по одному. Кроме того, некоторые умельцы научились настраивать телевизоры так, чтобы «ловить» и свои местные каналы, и национальные, и, заодно, каналы из соседних субъектов. Иные даже до того доходили, что настраивались на иностранные телепередачи, но это было в единичных случаях в приграничных областях.
Таким образом, основных каналов поначалу было действительно 2, но со временем в отдельных местностях их число увеличивалось за счет региональных телецентров, и количество телеканалов местами доходило до 5. Правда, особого разнообразия в сетке вещания не было.
Что показывали
Разнообразия не было, да, но вместе с этим на ТВ практически отсутствовали такие бичи современного вещания, как:
Советскую власть можно любить, можно ненавидеть, но спорить с фактами бессмысленно – она заботилась о том, чтобы ее гражданин развивался во всех смыслах, в том числе, с помощью регулярного телевещания.
Чуть ли не в первых рядах по популярности стояли научно-познавательные развивающие телепередачи, в том числе, упоминавшаяся выше «В мире животных», а также:
В одном ряду с научпопом стояли патриотические программы, например, «Служу Советскому Союзу» и развивающие для детей вроде «АБВГДейки».
Телевещание позднесоветского периода было разбавлено развлекательными передачами («Смехопанорама», «Вокруг смеха» и пр.), а также фильмами и мультиками, причем, исключительно советского производства. Уже потом, начиная с 1989 года, в эфир начали постепенно просачиваться телематериалы из-за рубежа, но в штучных количествах и в первую очередь на коммерческих каналах, начало которым положил «2х2».
СОДЕРЖАНИЕ
История
В 1938 году началось телевещание в Москве и Ленинграде под эгидой Всесоюзного комитета по радиосвязи и радиовещанию при Совнаркоме СССР (Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР).
1 октября 1934 года были произведены первые в России телевизоры. B-2 имел экран 3 × 4 см и механическое растровое сканирование в 30 строк со скоростью 12,5 кадров в секунду. 15 ноября 1934 года в Москве состоялась первая телетрансляция. Это был концерт. Затем, 15 октября 1935 года, в эфир вышел первый фильм.
К золотому юбилейному году Октябрьской революции в 1967 году цветные передачи SECAM дебютировали как в Москве, так и в Ленинграде на соответствующих местных телеканалах. К 1973 году советское телевидение превратилось в шесть полноценных общенациональных каналов, а также республиканские и региональные станции, обслуживающие все республики и общины меньшинств.
Расстояние и география
Советский телестандарт
Советский стандарт вещательного телевидения использовал Систему D ( OIRT VHF-диапазон с R-каналами в диапазоне от R1 до R12) и System K (панъевропейский / африканский UHF- диапазон) с SECAM в качестве стандарта системы цветности. Полученную систему обычно называют «SECAM D / K».
Советские телеканалы
Услуги регионального телевидения
Помимо национальных телеканалов, каждая из республик Советского Союза (RSS) и Автономных Советских Социалистических Республик Советского Союза (ARSS) имела свою собственную государственную радио- и телекомпанию или государственные комитеты по телерадиовещанию. Региональная компания или комитет имели возможность транслировать региональные программы на русском или местном языке вместе с официальным расписанием Первой программы. Региональная компания или комитет могли транслировать дополнительные каналы только для своей зоны покрытия. Рядом с ними был ряд городских телевизионных станций, которые служили ретрансляторами национальных программ с местным отказом от новостей и текущих событий.
Советские спутниковые службы
В 1990 году было 90 спутников Orbita, обеспечивающих программирование 900 главных передатчиков и более 4000 ретрансляционных станций. Самыми известными советскими спутниками были спутники » Молния» (или «Молния»). Остальные спутниковые группы были названы спутниками « Горизонт» («Горизонт»), «Экран» («Экран») и «Стационар» («Стационарные»). Люди, проживающие за пределами Советского Союза, которые использовали спутниковое телевидение TVRO, могли принимать советские передачи.
Передачи были сдвинуты по времени, чтобы противостоять проблемам географии и часовых поясов Советского Союза. Национальные телеканалы выходили в эфир только часть дня, уступая место в расписании временному сдвигу. Существовало два типа советского сдвига времени: один на основе аналогичной радиопрограммы и «двойные» программы, которые представляли собой комбинированный сдвиг во времени для разных часовых поясов.
Только Первая программа была сдвинута по времени по образцу аналогичной радиопрограммы, Всесоюзной Первой программы Советского радио. Телеканал Орбита-1 транслировался в часовых поясах UTC +11, +12 и +13 часовых поясов. ТВ Орбита-2 транслировалось в часовых поясах UTC +9 и +10, ТВ Орбита-3 в часовых поясах UTC +7 и +8, ТВ Орбита-4 в UTC +5 и +6 и Первая программа в часовых поясах. UTC +2, +3 и +4.
Все остальные общенациональные телеканалы (Всесоюзная, Московская, Четвертая и Ленинградская программы) использовали «двойной» программный композитный формат сдвига по времени.
Программирование
До конца 1980-х годов на советском телевидении не было рекламы. Даже тогда они были редкостью, потому что немногие компании могли выпускать рекламу о себе.
Фильмы для ТВ
Четырехсерийный сериал 1965 года « Призыв к огню, опасность близко» считается первым советским мини-сериалом. Это историческая драма, действие которой происходит во время Второй мировой войны, в которой советские партизаны проникают на территорию Германии и направляют огонь регулярной Советской армии для уничтожения немецкого аэродрома. В 1970-е годы простой пыл уступил место более тонкому взаимодействию патриотизма, семьи и повседневной жизни в традиционных жанрах криминальной драмы, шпионского шоу или триллера. Один из самых популярных советских мини-сериалов « Семнадцать мгновений весны» о советском шпионе, действовавшем в нацистской Германии, был снят в 1972 году. Этот 12-серийный мини-сериал сочетал в себе элементы политического триллера и документальной драмы и включал отрывки из кинохроники того времени. Первоначально производившийся в черно-белом формате с соотношением сторон 4: 3, он был раскрашен и переформатирован для широкоэкранных телевизоров в 2009 году.
Голубой экран: как развивалось советское телевидение?
Телевидение для советского народа играло большую роль. У экранов телевизора собирались целыми семьями – посмотреть новости, фильмы, любимые передачи. Сегодня телевидение празднует своей юбилей – ровно 90 лет назад, 1 октября 1931 года, началось регулярное вещание.
История телевидения в нашей стране началась еще в далеком 1921 году, за год до создания Советского Союза. Тогда о нем впервые упомянули в печати – речь шла о работе Нижегородской радиолаборатории под руководством радиотехника Михаила Бонч-Бруевича. Уже в 1923 году из Всесоюзного Электротехнического института в Москве поступили сообщения об успешных экспериментах по передаче видеосигналов на большие расстояния. Чуть позже директор Физико-технического института, профессор Абрам Иоффе предложил российскому инженеру Льву Термену заняться разработкой техники для беспроводного «дальновидения». Изобретатель свое дело знал и смог создать несколько вариантов приемно-передающих систем. Одну из них разместили в Наркомате обороны – на экране хорошо удавалось различать мужчин и женщин, неплохо были видны очертания лица. Огромный прогресс для того времени!
«С 1 октября 1931 года в Москве впервые в СССР начинаются регулярные передачи движущихся изображений (телевидения) по радио. Передачи организованы Московским радиовещательным узлом НКПиТ под руководством ВЭИ и будут происходить через радиостанцию МОСПС (волна 379 м) ежедневно с 24.00 до 0.30 мин…», – писала газета «Известия».
Тогда было запущено Телевидение имени Горького – первый канал в истории телевидения СССР, который осуществлял регулярное эфирное вещание. Изначально передачи шли по 30 минут ежедневно, а позже – 12 раз в месяц по 60 минут.
Вещание программ, рассчитанных на системы с механической разверткой, продолжалось до 1940 года, до тех пор пока не были разработаны приемные и принимающие телевизионные трубки, которые позволили увеличить число строк разложения. Телевидение развивалось с большой скоростью, однако после начала Великой Отечественной войны телевещание было прекращено. Возобновилось оно 7 мая 1945 года, а уже чуть больше чем через полгода стало регулярным. В 1949 году был выпущен «КВН-49» – первый по-настоящему массовый телевизор. Стоил он 1200 дореформенных рублей и был доступным только для обеспеченных семей – нужно было отдать за него примерно две средние зарплаты. И если раньше телевидение использовалось только для показа театральных спектаклей, концертов и фильмов, то 1 мая 1949 года с помощью передвижной телестанции впервые была осуществлена прямая трансляция парада и праздничной демонстрации на Дворцовой площади.
Начиная с 1950-х годов телевизионное вещание стало распространяться по всей территории страны, в 1951 году была создана Центральная студия телевидения, где транслировались телеспектакли, фильмы, новостные передачи, музыкальные программы. Главным телевизионным и радиовещательным центром стал телецентр на Шаболовке. Здесь же находилась программная дирекция ЦСТ (позже – Центрального телевидения), отсюда выходили в эфир «Последние известия» и «Телевизионные новости». А в 1967 году, к юбилею Октябрьской революции, Центральное телевидение обзавелось новым техническим центром и вещательной башней. Начались регулярные передачи цветного телевидения. Центральное телевидение смогли увидеть не только москвичи, но и жители Крайнего Севера, Дальнего Востока, республик Центральной Азии. К началу 1970-х в СССР уже вещало четыре программы (телеканала). Возникли популярные передачи: «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Клуб кинопутешественников», «Время», «КВН», «Что? Где? Когда?»
К началу перестройки советская система телерадиовещания была одной из самых крупных и технологически совершенных в мире: четыре эфирных канала, потенциальная аудитория которых – 200 миллионов человек, 160 программных телерадиоцентров, 18 тысяч телевизионных и 2 тысячи радиовещательных передатчиков, 10 связных спутников и 500 тысяч километров кабельных и радиорелейных линий. С распадом Советского Союза, 27 декабря 1991 года, закончило свое существование и Центральное телевидение.
Центральное телевидение Советского Союза
Телевидение Советского Союза можно назвать одним из самых передовых и масштабных для своего времени. У экранов телевизоров собирались семьями и не отрываясь смотрели прямые трансляции, новости, развлекательные передачи и телеспектакли. Наполнение передач подбиралось тщательно для того, чтобы сделать программы насыщенными и качественными. Дикторы проходили строгий отбор – их образ должен был соответствовать советским идеалам.
«Это было шедеврально, даже несмотря на скудность технических средств»: каким было советское телевидение?
История телевидения в СССР берет свое начало еще в далеком 1931 году. Тогда, 1 мая, в Праздник Весны и Труда, состоялась первая экспериментальная телевизионная передача механического телевидения. Зрителям была показана лишь одна небольшая фотография, без звукового сопровождения. Уже через 5 месяцев, 1 октября 1931 года, начались регулярные передачи механического телевидения. Было запущено Телевидение имени Горького – первый канал в истории телевидения СССР, который осуществлял регулярное эфирное вещание. Изначально передачи шли по 30 минут ежедневно, а позже – 12 раз в месяц по 60 минут.
После начала Великой Отечественной войны телевещание было прекращено. Возобновилось оно 7 мая 1945 года, а уже чуть больше чем через полгода стало регулярным. В 1951 году была создана Центральная студия телевидения, здесь транслировались телеспектакли, фильмы, новостные передачи и музыкальные программы. Главным телевизионным и радиовещательным центром стал телецентр на Шаболовке, здесь же находилась программная дирекция ЦСТ (а позже – Центрального телевидения), отсюда выходили в эфир «Последние известия» и «Телевизионные новости». А в 1967 году, к юбилею Октябрьской революции, Центральное телевидение обзавелось новым техническим центром и вещательной башней. Новый телеобъект позволил улучшить качество приема изображения, устранить помехи при приеме телепрограмм, а уже через три дня после открытия Останкино состоялась первая цветная телевизионная передача с Красной площади – показывали парад трудящихся. В этом же году была запущена спутниковая телевизионная сеть «Орбита» и введены в эксплуатацию первые 20 станций. Центральное телевидение смогли увидеть не только москвичи, но и жители Крайнего Севера, Дальнего Востока, республик Центральной Азии. Первую программу формировали в Москве, а четыре ее дубля, в зависимости от часовых поясов, в записи транслировали в соответствующий регион. СССР стал единственной страной в мире, где было поясное вещание – 11 часовых поясов. И в каждом из них люди «смотрели Москву» в удобное для них время. Таким образом, уже к середине шестидесятых Центральное телевидение вещало на всей территории Советского Союза. А контролировал и направлял новое искусство Государственный комитет СССР по радиовещанию и телевидению. Вскоре в этом названии радио и телевидение поменялись местами.
«Гостелерадио было структурным подразделением Совета министров СССР. В него входило то самое ЦТ, Всесоюзное радио, радиовещание на зарубежные страны, а также Телевизионные технические центры, которые находились в каждом областном центре нашей огромной страны», – рассказывает Председатель МТРК «Мир» Радик Батыршин.
К началу семидесятых в СССР вещали уже четыре телеканала – тогда они назывались программами. Эфир был разнообразным: молодежные и музыкальные передачи, театральные постановки, народное творчество, спорт, а также регулярные вставки программ из регионов и союзных республик.
«В каждой союзной республике был свой Госкомитет по ТВ и радиовещанию. Он подчинялся с одной стороны Совету министров союзной республики, скажем, Казахской ССР, и с другой стороны Гостелерадио СССР, поэтому была с одной стороны вертикаль, а с другой стороны горизонталь. В автономных республиках областное ТВ имело статус республиканской, но автономной республики. Поэтому оно было на голову ниже Гостелерадио. Были областные студии ТВ, которые были еще ниже. Они отличались от республиканской автономной республики уровнем оснащения, количеством редакций. Понятно, что самые лучшие и передовые технологии обкатывались на ЦТ, в провинциальных студиях ЦТ людям доставалось то, что прошло испытание временем в Москве», – поясняет Радик Батыршин.
Вскоре Гостелерадио возглавил Сергей Лапин. Период его правления ознаменован глобальной реорганизацией Центрального телевидения. Среднесуточный объем вещания вырос практически в два раза, а во второй половине семидесятых годов к спутнику «Молния» прибавились спутники «Радуга», «Экран» и «Горизонт», благодаря которым возможность космической телевизионной трансляции существенно увеличилась. Кроме того, к Московской Олимпиаде был построен Олимпийский телерадиокомплекс, который стал самым большим в мире.
Сергей Лапин прославился своей строгостью и жесткостью управления, все четко контролировалось: от сюжета передач до внешнего вида диктора. Однако, несмотря на такую цензуру, советское телевидение эпохи Лапина было профессиональным и качественным:
«Мы же с ностальгией вспоминаем телеспектакли, которые тогда снимались в Советском Союзе. Это было шедеврально с точки зрения драматургии, даже несмотря на скудность технических средств. Поэтому сейчас ТВ стало простым. Что такое сейчас ТВ? Это всего лишь компьютер, выдающий в той или иной очередности файлы, которые сделаны на таких же компьютерах. Современные камеры – это тоже всего лишь компьютеры с объективами. Ничего особенного. Такой же есть у каждого нашего телезрителя в виде смартфона. Их возможности сопоставимы. Это не кинокамера кино, которую мог взять только человек, который отучился во ВГИКе», – считает Радик Батыршин.
Фасад Центрального телевидения: за что могли уволить первых дикторов?
«В СССР секса нет»: как мир увидел Советский Союз без прикрас
Первый телемост с использованием космических средств связи между СССР и США был проведен 38 лет назад – 5 сентября 1982 года. Идея проведения такого события возникла во время рок-фестиваля «Мы», который проходил недалеко от Лос-Анджелеса.
«Один из сооснователей компании Apple – Стив Возняк – решил сделать технопарк в Калифорнии и провести там рок-концерты. Что с его точки зрения могло наиболее ярко охарактеризовать техническое достижение в то время? Конечно, телемост. Он предложил провести такую связь с Красной площадью. Идея получила поддержку, и со стороны Советского Союза было организован концерт с артистами. Но главный продюсер с американской стороны, когда увидел нашу картинку на большом экране у себя в парке в Калифорнии, подошел к рубильнику и вырубил связь. Сказал, что это не может быть сигнал из Москвы, что это какая-то провокация КГБ и, скорее всего, они находятся в этом же парке. Мы, разумеется, руководству об этом ничего не сказали. В программе «Время» сделали заявление о том, что состоялся первый в истории космический мост – «Москва – Космос – Калифорния», – рассказывает Павел Корчагин.
Следующий телемост «Москва – Калифорния» прошел через год, он был посвящен фестивалю фильмов для детей. В 1985 году советские ветераны, режиссеры и журналисты через телемост «Москва – Сан-Диего» обсудили с американцами 40-летие окончания Второй мировой войны.
Самым нашумевшим стал телемост «Ленинград – Сиэтл» 1985 года, который в декабре провели ведущий Владимир Познер и Фил Донахью.
«Люди с улицы шарахались от нас, потому что мы ходили с камерой и говорили: «Мы хотим пригласить вас для участия в космическом телемосте с Америкой». Думали, что мы их разыгрываем. Но многие согласились и пришли в очень хорошем настроении. А потом увидели очень большую агрессию со стороны американских участников. И если бы не один американский рыбак (он так и представился – рыбак), который встал и сказал: «Мы для чего здесь? Мы и так ругаемся из года в год, а здесь мы собрались для того, чтобы нормально поговорить, как люди». И после этого наступил перелом и пошел нормальный разговор», – вспоминает Павел Корчагин.
В процессе проведения телемоста обсуждались политическое вопросы: южнокорейский сбитый самолет, война в Афганистане, ссылка правозащитника Андрея Сахарова и многое другое. В СССР телемост длился больше часа, а увидеть его смогли около 180 миллионов человек. Правда, советский зритель смог посмотреть его в записи лишь 19 февраля 1986 года.
«Обсуждали диссидентов, Сахарова, сбитый корейский самолет, привилегии коммунистической партии. Говорили о том, как люди, занимающие высокие посты, живут на больших дачах и их обслуживают слуги, а народ не может купить нормальных продуктов. Много чего обсуждали. Но не все, разумеется, вышло в эфир. Было много нелепостей. Мне, например, служба безопасности запретила отсматривать те пленки, которые мы отсняли. Я говорю: «Это мы снимали эти пленки, как это я не имею права их отстматривать? Я нахожусь в аппаратной, мне нужно их монтировать». Они отвечали: «Нет, монтировать можете, но разрешения смотреть у вас нет», – делится Павел Корчагин.
17 июля 1986 году по Первой программе ЦТ показали телемост между Ленинградом и Бостоном, который назывался «Женщины говорят с женщинами». Именно тогда и была произнесена фраза, ставшая крылатой: «В СССР секса нет».
«Познер настоял, чтобы этот эпизод оставили. Но на самом деле эта женщина была юристом, она хотела сказать, что у нас нет секса на телевидении. Потому что зашел разговор о том, что много секса в кино и на ТВ в Америке. Она пыталась сказать об этом, но ее кто-то прервал», – говорит Павел Корчагин.
Телемосты стали не только технологическим прорывом. Приоткрылся «железный занавес». Весь мир увидел Советский Союз без прикрас, без монтажа и без цензуры. Это был триумф возможностей и профессионализма Центрального телевидения СССР.
Советское ТВ: заметки из будущего. 80-е: советское телевидение от эпохи «застоя» до краха СССР
На 80-е годы прошлого века приходится самый сложный период в жизни огромного государства, называвшегося Союзом Советских Социалистических Республик. Итогом десятилетия, о котором далее пойдет речь, явился практически полный распад СССР. А далее пошло по нарастающей: междоусобные войны между бывшими соседями, пустые полки магазинов, огромные очереди за товарами, самые сумасшедшие обещания ранее никому не известных людей вывести страну из кризиса за короткое время, шараханье руководства как во внешней, так и во внутренней политике с отказом во имя новых друзей от всех прежних. Иногда думается – как же мы все это пережили? А ведь телевидение этого времени переживало все перипетии вместе со своей страной.
Чтобы полнее охарактеризовать положение в СССР в то время, добавлю, что в период с ноября 1982 по март 1985 года из жизни один за другим ушли трое советских генсеков (если кто не в курсе – на тот момент это практически единовластные руководители страны): Леонид Брежнев – на 76 году, Юрий Андропов – на 70, Константин Черненко – на 74. Пришедший им на смену новый молодой и энергичный Генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачев (в марте 85 года ему исполнилось всего 54 года) казался тогда идеальным руководителем. Страна к этому времени находилась не просто в состоянии глубокого застоя, но даже можно сказать — полной депрессии.
В 1981 году состоялся XXVI съезд КПСС. Советское телевидение передавало прямой репортаж открытия партийного форума и транслировало часть доклада Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева съезду. Чисто внешне это производило впечатление благополучной прежней жизни, и, кстати говоря, было практически последним появлением Леонида Ильича на телеэкранах страны в прямом эфире.
Однако это десятилетие на отечественном ТВ было в мировом масштабе представлено еще раньше: в 1980 году в столице Советского Союза были проведены летние Олимпийские Игры. К этому, имевшему большое международное значение событию в Москве, в Останкино был построен «Олимпийский телерадиокомплекс» (ОТРК), вошедший составной частью в «Телевизионный технический центр». В ОТРК имелось 22 телевизионных и 70 радиостудий, крупное кинопроизводство и другие технические службы. Кроме того, к нему были подключены трансляционные пункты на спортивных московских сооружениях. После ввода в эксплуатацию ОТРК телецентр в Останкино стал самым большим в мире.
«Картинка» с олимпийских стадионов создавалась при помощи 255 стационарных и 27 ручных телевизионных камер. Кроме того, американская компания Эн-Би-Си (NBC) располагала дополнительно 23 стационарными и пятью переносными камерами. Подавляющее большинство стационарных телекамер, работавших на стадионах и в Олимпийском центре, были разработаны советскими конструкторами и изготовлены отечественной промышленностью. Широко здесь были внедрены функционально новые устройства: электронная рирпроекция, электронные часы, телесуфлер, буквопечать в изображение, электрическое раскрашивание фона, то есть аппаратура, которая обеспечивала уровень технологии подготовки программ, отвечающей самым высоким требованиям того времени.
Олимпиада закончилась, а современное оборудование осталось. И чтобы его как-то использовать, был придуман первый в истории телемост СССР — США, который состоялся в сентябре 1982 года. С американской стороны показывали молодежный музыкальный фестиваль в Лос-Анджелесе, а с советской — массовку на 200 человек в студии «Останкино». Таким образом, участники фестиваля в США и москвичи в Останкино получили возможность непосредственного общения друг с другом. И наши люди увидели своими глазами, как выглядят «они», те, кого наша пропаганда называла своими вероятными врагами. «Они» оказались совсем не такими, как нам рисовали СМИ, поэтому, чтобы уберечь советского зрителя от разочарований, телемосты на некоторое время проводить перестали.
12 января 1980 года на телеэкранах появилось новая передача Центрального телевидения «Наш адрес — Советский Союз». Она знакомила зрителей с творчеством участников художественной самодеятельности.
1 января 1982 года была введена в действие Вторая общесоюзная программа ЦТ. По своему статусу она являлась культурно-образовательной. Значительное место в ней занимали культурно-информационные, научно-популярные, музыкальные, художественные, документальные и детские передачи. 6 января 1985 года по этой программе был показан первый выпуск ритмической гимнастики (аэробики): помните, когда всем надоевшая физзарядка начала транслироваться при помощи молодых улыбчивых людей и под музыку? Этот стартовый выпуск вела известная фигуристка Наталья Линичук. Всего было снято двенадцать различных комплексов аэробики с разными ведущими. Выпуски транслировались до 1991 года.
В 1982 году из московского цирка на Цветном бульваре Центральное телевидение организовало запись новой передачи, идея которой принадлежала популярнейшей в те годы певице Алле Пугачевой. Речь идет о программе «Новогодний аттракцион», ведущими первого выпуска были Алла Пугачева, Спартак Мишулин и Игорь Кио, а все действие происходило на арене цирка. В передаче принимали участие звезды эстрады, как отечественной, так и зарубежной, артисты кино, театра и, конечно же, цирковая труппа. Программа длительностью более двух часов выходила в эфир второго января, после программы «Время».
Это десятилетие начиналось с показа фильмов, многие из которых смотрят до сих пор. Например, только в 1980 – 1983 годах году были отсняты и показаны такие советские сериалы, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Маленькие трагедии», «Приключения Электроника», «Долгая дорога в дюнах», «Синдикат-2», «Частное лицо», «Каникулы Кроша», «Мелодия на два голоса» и т.д.
Ранее мы уже описывали появление на экранах некоторых популярных передач, в том числе и «Кинопанорамы». Так вот, в начале 80-х вести эту программу стал знаменитый кинорежиссер Эльдар Рязанов. С его приходом слегка «увядшая» «Кинопанорама» вновь ожила и заиграла всеми своими гранями.
Только что завершился показ пятисерийного телефильма «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина, главные роли в котором исполнили Владимир Высоцкий и Владимир Конкин. Мало сказать, что фильм удался — он был разобран советскими зрителями на цитаты, а мальчишки играли в «Шарапова и Жеглова». На волне всеобщей эйфории режиссер «Кинопанорамы» Ксения Маринина и ее ведущий Эльдар Рязанов решили посвятить один из выпусков программы фильму «Место встречи изменить нельзя».
Однако в процессе съемок получилась передача с человеком-легендой тех лет – актером, певцом и автором песен, исполнителем главной роли Глеба Жеглова в этом фильме Владимиром Высоцким. Сюжет был отснят и смонтирован в январе 1980 года. В передаче Владимир Семенович рассказывал о себе и пел свои песни – ничего крамольного, однако цензура запретила выпуск в эфир этого сюжета. И на телеэкранах он появился спустя семь лет, в эпоху, когда уже все разрешалось…
10 ноября 1982 года все внешнее благолепие резко прервалось. Страну постигла утрата – скончался казавшийся вечным руководитель государства Л.И. Брежнев. Вечером этого дня были внезапно отменены все запланированные передачи, а на следующее утро страна услышала щемящую мелодию реквиема, которая предваряла сообщение о смерти. В день похорон советское Центральное телевидение устроило прямую трансляцию этого траурного события.
Вообще, начало 80-х годов – это была череда похорон высшего советского руководства. 16 декабря 1980 года умер Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, 25 января 1982 года – идеолог КПСС, «серый кардинал» партии М.А. Суслов, 29 мая 1983 года – руководитель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС – А.Я Пельше.
9 февраля 1984 года скончался очередной после Л.И. Брежнева руководитель Советского Союза – Ю.В. Андропов, а 20 декабря 1984 года – министр обороны Д.Ф. Устинов.
10 марта 1985 года скончался избранный после смерти Ю. Андропова следующий руководитель страны – К.У. Черненко. Советское телевидение транслировало его речь после утверждения на пост – уже тогда было видно, что для пожилого, больного человека дни жизни сочтены. Непрерывная череда похорон удручающе действовала на население: все гадали – кого назначат следующим генсеком и как долго он будет «рулить» страной?
Как ни странно, но как раз в эти же годы началось повальное увлечение советских людей итальянской эстрадой, которое привило населению страны отечественное телевидение. Наверное, прочитав эти слова, многие сразу вспомнят трансляции песенного фестиваля в Сан-Ремо. 20 июля 1984 года Центральное телевидение решилось показать фестиваль почти целиком — в течение часа. И миллионы советских телезрителей своими глазами увидели Тото Кутуньо, Пупо, Рикардо дель Турко, Аль Бано и Ромину Пауэр, Клаудио Виллу, Флавию Фортунато и т.д.
Сан-Ремо не шел ни в какое сравнение ни с польским Сопотом, ни с болгарским «Золотым Орфеем», где Бисер Киров, Марыля Родович и Карел Готт представали ранее перед нами в качестве эталонов зарубежной поп-музыки.
После показа фестиваля редакция музыкального вещания ЦТ была завалена мешками с письмами: практически во всех содержалась одна и та же просьба – повторить! И поздним вечером 30 сентября 1984 года это историческое во всех смыслах событие произошло.
По телеэкранам СССР тогда же, в 1984 году прошла «Волшебная белая ночь» – музыкальный фильм, созданный режиссером Евгением Гинзбургом. Мы увидели молодых, красивых итальянцев Аль Бано Карризи и Ромину Пауэр, услышали песни в их исполнении и увидели их влюбленные глаза. До самого Нового Года по несколько раз в неделю на телеэкранах пели участники Сан-Ремо, и это притом, что в то время на ЦТ СССР было всего несколько музыкальных программ.
Ну а в следующем 1985 году триумфатором стал квартет «Рикки э Повери» («Ricchi e Poveri» – «Богатые и бедные»), который получил в Сан-Ремо первое место, их мелодичные песни еще более подогрели интерес к итальянской эстраде.
Победное шествие итальянской эстрады в нашей стране продолжалось примерно до начала 1990 годов, когда на сцене появилась новоявленная отечественная попса – «Белый орел», «Комбинация», «Ласковый май» и иже с ними. Но о них речь пойдет в следующем рассказе.
Программа «До 16 и старше» — представитель телевизионных «долгожителей»: 18 октября 1983 года на экране ЦТ впервые появилась заставка: подросток, бегущий по взлетной полосе аэродромного поля. С первых же выпусков в программе обсуждались самые острые проблемы молодежной жизни, будь то беспризорщина или движение «рокеров», темы наркомании и «дедовщины», проблемы досуга и взаимоотношений в семье…
Телевизионный кинематограф даже в эту эпоху безвременья «выдавал» замечательные классические фильмы, в том числе рассчитанные на детскую аудиторию. Один из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского кинематографа – «Гостья из будущего» был показан с 25 по 29 марта 1985 года по Первой программе ЦТ СССР в дни весенних школьных каникул, он был снят по мотивам фантастической повести писателя Кира Булычева «Сто лет тому вперед».
Летом 1985 года, в самую жару, по телевидению началась трансляция английского телесериала «Робин Гуд» – улицы пустели, все сидели у экранов.
Вот несколько телефильмов и сериалов, которые красноречиво говорят, что на телевидении даже в это «смутное» время по-прежнему снимали довольно неплохие вещи: «В поисках капитана Гранта», «Возвращение Будулая», «ТАСС уполномочен заявить», «Пеппи длинный чулок», «Три сестры» и т.д.
А теперь вновь вернемся к политической жизни в СССР. Итак, очередным Генеральным секретарем ЦК КПСС, следовательно, и руководителем государства был избран М.С. Горбачев. В 1986 году Центральное телевидение в полном объеме передавало его доклад XXVII съезду КПСС. В нем содержалась острая критика предшествующих лет, а состояние советской экономики было квалифицировано как предкризисное. На страницах центральных газет, на экранах телевизоров, по радио ученые и политики начали выступать с предложениями по выходу страны из сложного положения.
После пламенных речей нового Генсека в Советском Союзе, как было принято тогда говорить, «подул ветер перемен», в обиходе появились слова «гласность», «ускорение» и «перестройка». Огромный корабль под названием СССР по командам нового «кормчего» стал резко менять курс. Ах, если бы кто знал тогда, что кормчий и сам не знает, куда ему рулить!
Одно из самых первых решений М. Горбачева от 7 мая 1985 года, против которого так или иначе протестовала значительная часть населения, – объявление борьбы с алкоголизмом во всех его проявлениях. По Центральному ТВ стали показывать безалкогольные свадьбы, различные клубы трезвенников, а также вырубку виноградников как источника всех алкогольных проблем в стране. К сожалению, как это часто бывает, не обошлось и без перегибов. Вместо полного исчезновения алкогольные напитки превратились в своего рода навязчивую мечту многих людей. Во всех населенных пунктах растянулись многометровые очереди за водкой, в которых народ разными словами поминал инициаторов антиалкогольной кампании.
Хотя на экранах практически ежедневно новый руководитель рассказывал, как изменяется жизнь в стране и что еще предстоит сделать, на самом деле ситуация только ухудшалась: появилось слово «талоны» – их начали вводить поначалу в отдельных регионах, чтобы гарантированно обеспечить население самыми первоочередными товарами.
За антиалкогольной кампанией последовала очередная – борьба с «нетрудовыми доходами». Нынешнее поколение, наверное, не может поверить, но официально был запрещен даже частный извоз на личном транспорте, не говоря уже о прочих видах подработок и заработков.
После этого президент, забыв о предыдущем Указе, через несколько месяцев, в ноябре 1986 года, официально разрешил населению заниматься… индивидуальной трудовой деятельностью – так вот и появились первые ростки капиталистических предприятий – «кооперативы».
Основной доктриной М.С. Горбачева становится так называемое «Новое мышление» (причем во втором слове ударение делалось почему-то на первом слоге) – это означало курс на улучшение отношений с Западом, зачастую уступая и потакая ему во всем, в чем только можно. Часть населения была охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы.
В апреле 1986 года в Украине случилась ставшая теперь всемирно известной Чернобыльская авария (даже можно сказать — катастрофа) на атомном реакторе. К сожалению, советское ТВ, уже начавшее гордиться открытостью во многих вопросах, здесь показало себя с самой отвратительной стороны. По указаниям высшего руководства длительное время замалчивался и сам факт аварии, и сведения о жертвах, и данные о радиоактивном загрязнении. Непрерывно выдавались только бодрые рапорты о незначительном неприятном инциденте, не более того…
В 1986 году начинаются и первые межнациональные столкновения – вначале в Казахстане, а с августа 1987 года — до сих пор не разрешенные споры о принадлежности бывшей Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджана, перешедшие затем в боестолкновения. И телевидение вновь бездумно повторяло слова руководителей разного ранга о причинах этих событий, даже не пытаясь как-то критически отнестись к навязываемому мнению.
13 сентября 1986 года на телеэкранах появилась возрожденная программа «Клуб веселых и находчивых» (КВН). Ранее она выходила в эфир с 1961 по 1972 год, а затем была прикрыта – мы писали об этом ранее.
С 1986 года предновогодние телевизионные шоу перестали называть «Голубым огоньком» – теперь это стали просто концерты. А традиционные показы возродил канал «Россия» в 1997 году и транслировал возрожденный «Голубой огонек» до 2002 года. И в 1986 году на новогоднем «Голубом огоньке» впервые появился Михаил Жванецкий – до этого времени он был «персоной нон грата» на советском телевидении.
10 ноября 1986 года на экранах всего СССР появилась заставка программы «Музыкальный ринг». Если уж быть точными, впервые передача появилась в 1983 году, только тогда она транслировалась как региональная по Ленинградскому телевидению. Гостем новой программы ЦТ СССР в этот вечер был певец Валерий Леонтьев, ведущей – очень известная в те годы Тамара Максимова со своим знаменитым синтезатором. Программа довольно быстро стала очень популярной — «Музыкальный ринг» приглашал модные в то время советские рок-группы «Аквариум», «Браво», «Телевизор», «Секрет», «Звуки Му», «Центр», «АлисА» и т.д.
«Музыкальный ринг» был закрыт в 1990 году, была сделана попытка его реанимировать в 1997 году на канале «РТР», а в 2010 году – на канале «НТВ», но увы, время передачи ушло – былой аудитории она не собирала.
В 1987 году появились первые негосударственные телеобъединения, такие как «НИКА-ТВ» («Независимый информационный канал телевидения») и «АТВ» («Ассоциация авторского телевидения»).
2 октября 1987 года состоялся первый выход в эфир программы «Взгляд». Формат этой вечерней молодежной программы включал информационно-аналитическую часть (прямой эфир из студии) и музыкальные клипы. В первых выпусках ведущих было трое: Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров. Передача практически мгновенно стала суперпопулярной, но была на некоторое время запрещена в декабре 1990 года в момент крайнего обострения политической борьбы, однако вскоре снова стала главной политической передачей, поддерживавшей демократические реформы. Окончательно была закрыта в 2001 году.
«Взгляд» появился на свет в молодежной редакции ЦТ СССР, которая долгие годы считалась наиболее активной структурой по части создания качественных и интересных телепередач. Напомню, что эта редакция была создана в 1967 году и располагалась на 12 этаже телецентра. Вот там и рождались такие любимые зрителями проекты, как «КВН», «А ну-ка, девушки», «Что? Где? Когда?», «А ну-ка, парни», «Адреса молодых» и т.д.
В стенах этой же редакции в 1985 году появилось еще одно ток-шоу (кстати, термин «ток-шоу» появился у нас в конце 80-х годов) с названием «12 этаж». Надеюсь, читатель заметил связь между названием программы и местонахождением редакции. Ведущий Эдуард Сагалаев пытался обсуждать запретные на тот момент темы, используя подростков-участников, которым вопросы помогали готовить редакторы передачи. Увы, «12 этаж» просуществовал недолго: в 1987 году программа была закрыта по решению Политбюро ЦК КПСС с формулировкой «Такой молодежи в СССР нет».
«До и после полуночи» – это оригинальное название получила еще одна популярная в те годы передача, которая выходила в эфир с марта 1987 года до мая 1991 года раз в месяц в ночь с субботы на воскресенье. Ее автором и ведущим являлся журналист Владимир Молчанов, а первым гостем в студии стал артист Андрей Миронов.
Передача была разбита на две части: одна транслировалась до полуночи по московскому времени, а вторая часть – после полуночи. Как правило, в первой части были официальные сюжеты в духе советского телевидения, а самое интересное было оставлено на «потом». В передаче транслировались диковинные для того времени и недоступные ранее для советского зрителя западные видеоклипы. Много было интересных сюжетов (не политических) из зарубежных стран. Увы, «До и после полуночи» была закрыта в мае 1991 года, сейчас выходит с тем же самым ведущим на спутниково-кабельном телеканале «Ностальгия».
В октябре 1987 года появилась и первая «ласточка» современного телевидения России: вышел первый выпуск юмористической программы «Аншлаг». Тогда он еще давал площадку для выступлений молодым актерам, а не был примером так называемого «юмора ниже пояса» и этаким закрытым для новых лиц междусобойчиком. К сожалению, программа быстро деградировала, ее пытались запретить даже на самом высоком уровне, против ее показа организовывались пикеты у проходной «Останкино» – тщетно! До сих пор она транслируется в эфире канала «Россия», правда, реже, чем во времена своего триумфа. Бессменный ведущий и руководитель – Регина Дубовицкая.
Еще одна типичная передача времен гласности и открытости – «Прожектор перестройки» появилась на экранах телевизоров в 1987 году. Готовилась она Главной редакцией информационных программ ЦТ и почти два года каждый день после программы «Время» в течение десяти минут рассказывала о тех, кто еще «недоперестроился, недоускорился и не уважает гласность». Сюжеты для нее снимались по письмам телезрителей: в редакцию приходили мешки писем, а редакция отбирала наиболее интересные и снимала по ним очередной сюжет. В те годы даже была ответная реакция со стороны различного рода органов власти на отмеченные в программах недостатки. «Прожектор перестройки» был тихо закрыт в 1989 году.
В 1987 году ведущий новостной программы эстонского телевидения Урмас Отт появился на экранах СССР в совершенно новой по жанру передаче «Телевизионное знакомство». Это были интервью с популярнейшими людьми того времени. Героиней первого выпуска «Телевизионного знакомства» стала Людмила Гурченко. Впоследствии гостями программы были Раймонд Паулс и Аркадий Райкин, Алла Пугачева и Никита Михалков, Георгий Товстоногов и Михаил Горбачев, Майя Плисецкая и Олег Ефремов, Юрий Никулин и Альфред Шнитке.
Отт впервые на отечественном телевидении позволял себе задавать именитым гостям вопросы о быте, заработках, о проблемах со здоровьем и личной жизни и получал ответы на любые неудобные вопросы. В 1995 году он выпустил книгу «Playback» — сборник самых блистательных интервью, которые накопились в течение многих лет.
Информационно-новостная программа «600 секунд» впервые вышла в эфир 23 декабря 1987 года. Передача быстро стала одной из наиболее популярных новостных программ, что объяснялось как динамизмом и яркостью в подаче материала, так и изобилием различного рода подробных съемок с места событий, порой чрезмерно жестких. Ведущий передачи Александр Невзоров занимал державно-патриотические позиции и резко критиковал и коммунистических лидеров, и демократических политиков. Передача была закрыта решением Федеральной телерадиовещательной службы в дни октябрьских событий 1993 года (наверное, помните – «Расстрел Белого дома»?).
А между тем наступил 1988 год. Уважаемый читатель, наверное, слышал о таком пожелании — «Чтобы вам не жить в эпоху перемен»: оно в это время стало очень актуальным. Ведь эпоха перемен уже наступила: постепенно свыклись с неизбежными очередями за всем необходимым, с талонами на сахар, сигареты и водку, с борьбой за трезвость, с гласностью и открытостью, которые вначале шокировали население, привыкшее в СССР к сплошным запретам и тайнам….
Первый выпуск аналитико-публицистической программы «Пятое колесо» вышел в эфир 11 апреля 1988 года. Программа ставила своей задачей переосмыслить прошлое советского периода, реабилитировать многих деятелей культуры и политики. В программе выступали оппозиционные в те годы политики: Борис Ельцин, Анатолий Собчак и демократически настроенные деятели культуры — писатель Даниил Гранин, академик Дмитрий Лихачев и т.д. Просуществовала передача до 1995 года.
С 16 октября 1988 года в нашей речи появляются новые слова – «Мыльная опера» (или просто «Мыло»), «Фазенда» и т.д. Центральное телевидение принесло «счастье в дом» для домохозяек, слезливых барышень и просто для всех тех, кто привык часами сидеть у телевизора.
Первым латиноамериканским сериалом, показанным по советскому телевидению, стала бразильская телеэпопея «Рабыня Изаура». Она повествовала – вполне в духе официальной советской пропаганды – о тяготах жизни чернокожего населения в колониальной Латинской Америке XIX века. Этот 100-серийный телесериал в Бразилии был снят и показан в 1976 году телекомпанией «Глобо», а его показ у нас по Центральному телевидению начался, как уже сказано выше, 16 октября 1988 года и был завершен в феврале 1989 года. Жизненным испытаниям героини актрисы Луселии Сантос – молодой рабыни Изауры сопереживали почти все женщины страны. А уже в сентябре 1990 года по просьбам телезрителей началась повторная трансляция сериала (все последующие сериалы, как правило, демонстрировались тоже по несколько раз).
21 марта 1988 года состоялся пробный телемост Киев — Москва в студии программы «Взгляд». Казалось бы, что тут такого? Ничего особенного, но именно здесь и появился впервые врач – психотерапевт Анатолий Кашпировский.
Затем на телевидении прошло целых пять передач «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского», вся страна завороженно внимала его усыпляющему голосу и следила за магическими пассами. На отдельные реплики именитых академиков и врачей, называвших целителя «шарлатаном», никто не обращал внимания.
После принятия Минздравом СССР приказа, ограничивающего нетрадиционные методы лечения, деятельность этих «целителей» попала под запрет и на территории России была приостановлена.
Подобные передачи существуют и сейчас – к примеру, «Битва экстрасенсов», пережившая на украинском и российском телевидении не один сезон, вам ничего не напоминает? А уж всяческих гадалок и прочих сомнительных личностей, рассказывающих о лечении посредством некой «биокосмической» энергии, на второразрядных телеканалах – пруд пруди.
В 1988 году на ЦТ появилась новостная программа «ТСН» («Телевизионная служба новостей»), которая по популярности намного обогнала программу «Время». Ведущих было трое: Александр Гурнов, Татьяна Миткова и Дмитрий Киселев. Впервые в истории телевидения в этой программе ведущие не просто зачитывали перед камерой написанные кем-то новостные блоки, а высказывали и собственную позицию практически по каждому вопросу. В следующих выпусках рубрики мы еще вернемся к этой программе.
А в СССР между тем пришел новый, 1989 год. В феврале завершилась кровопролитная война в Афганистане, и оттуда был окончательно выведен «ограниченный контингент» советских войск. В апреле в Тбилиси солдаты Советской Армии с саперными лопатками разгоняют демонстрацию. Много жертв.
А дальше начинается самое интересное время на телевидении. Помните, в июне начался первый съезд народных депутатов СССР, где они были избраны уже на альтернативной основе? Как мы тогда всей страной до полуночи и даже дольше слушали и смотрели пламенные речи, как восхищались потом на работе, протирая покрасневшие глаза: «вот он им врезал, всю правду в глаза!». Один депутат утверждает, что во всем виновата еврейская нация, Валерия Новодворская, о которой раньше никто и не подозревал, во всем винит «красных коммуняк», тут же от следующего депутата попутно достается и оплоту мирового капитализма – США. В головах полный кавардак – вроде бы каждый депутат по-своему прав…
На съезде создается Межрегиональная группа, объединившая борцов за демократию и с коммунистическим режимом. Будущий лауреат Нобелевской премии мира Горбачев все время перебивает реального лауреата той же премии Сахарова, который чудесным образом прямо из ссылки попал в депутаты. И все это нам преподается телевидением в прямом эфире!
А былая «дружба народов» трещит по швам, уже начинают открыто говорить об «оккупантах и оккупации», но телевидение СССР предпочитает все это замалчивать.
За границами нашей страны тоже не все ладно. В Румынии после победы демократического движения была расстреляна чета Чаушеску, а в ноябре этого же года как апофеоз развала прежнего строя начался демонтаж знаменитой берлинской стены, разделявшей два немецких государства. Из Венгрии и Германии начат спешный вывод советских войск.
5 февраля 1989 года на экранах телевизоров впервые вышла «Программа А», а 2 ноября появился первый коммерческий телеканал «2×2» – на нем демонстрировались видеоклипы, мультфильмы и реклама, которая тогда казалась увлекательной и красивой (а не раздражающей и навязчивой). Считается, что этот канал — первая «ласточка» будущего российского негосударственного телевещания, а вместе с тем это был последний появившийся советский телеканал.
Вот так завершалось десятилетие и вся эпоха советского телевидения: оно, как и страна, тоже разваливалось на куски. Еще сохранялись остатки советского прошлого, но уже появлялись первые «ростки» нового российского телевидения. Плохим оно будет или хорошим, что возьмет оно из своего славного прошлого, а что отринет – об этом мы узнаем в следующих материалах.