какие тематические выставки были в библиотеке
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ БИБЛИОТЕЧНЫХ ВЫСТАВОК
Специалисты, занимающиеся подготовкой выставок, разделили их по форме организации на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные и наиболее часто используемые выставки:
· к знаменательным и памятным датам;
· в помощь учебному процессу.
Из нетрадиционных выставочных форм получили поддержку и признание читателей, развиваются и совершенствуются следующие группы:
1. Диалоги: дискуссия, словарь, вопрос, спор, полемика.
2. Соавторские выставки.
5. Выставка-концепция; выставка-настроение.
7. Выставка-игра: викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы, игры, лото, хобби.
8. Выставка одного документа: книги, журнала, газеты, статьи.
10. Электронные (виртуальные) выставки.
11. Выставка печатной продукции библиотеки.
13. Говорящие выставки.
Традиционные выставки
Большой популярностью в библиотеках пользуются тематические выставки.Их цель – привлечь внимание к конкретному вопросу, проблеме, побудить к чтению книг путем рекомендации лучших из них. Темы необходимо конкретизировать: чем они уже, тем интереснее выглядит экспозиция, понятнее для читателей.
Тематическая выставка раскрывает наиболее ценную литературу определенной проблематики. Главный критерий при выборе заголовка – актуальность и значимость заявляемой темы. Если она очень обширна и требует поэтапного раскрытия, в этом случае в библиотеках целесообразно использовать выставочный цикл. Его лучше планировать на год, заранее определив место для стеллажей. Если данные выставки пользуются успехом у читателей, их можно продолжить в следующем году.
Циклы книжных выставок позволяют предоставлять необходимую информацию регулярно и систематически. Их темы могут быть самыми разнообразными:
· экология – «Изменим цвет “Красной книги”!», «Хрустальная капля», «Большие проблемы маленькой планеты»;
· космос – «Покорившие космос» – ко Дню космонавтики, «На неведомых орбитах»;
· краеведение – темы родины, России – «Люблю свой край, люблю свой город»;
· актуальные темы для подростков: первая любовь – «Любовь – начало всех начал», «Научи свое сердце добру»;
· этика и этикет – «Помоги своей судьбе», «Наука о должном», «Долг человека – быть интеллигентным», «Сохрани в себе человека».
Цель персональной выставки – привлечь внимание читателей к отдельной фигуре, личности, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке – художнике, писателе, композиторе, ученом, политике и т. д. Поэтому здесь обязательно наличие трех разделов:
1. Рассказ о жизни личности.
2. Посвящен ее деятельности.
3. Представляет произведения, труды, творчество.
Приветствуется и большее количество разделов. В 4-ом разделе предлагается поместить творческие работы самих читателей, связанные с именем персоналии. Например: выставка, посвященная жизни и творчеству А. Т. Твардовского «Слова, пришедшие из боя» («Босоногое детство», «След в след за войной», «Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой»).
Выставки к знаменательным и памятным датам оформляются с целью предоставить информацию о каком-то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению (к Новому году – «Новогодние узоры», «Новогодняя мозаика», «Новогодний калейдоскоп»; ко Дню защитника Отечества; к празднику 8 марта; ко Дню Победы – «Война была работой…», «В огнях победного салюта», «Война, какой она была»; к различным христианским праздникам – Рождеству, Пасхе, Спасу; ко Дню матери и др.).
Выставки в помощь учебному процессу наиболее популярны в библиотеках. Их цель – расширить рамки школьного предмета, увлечь им, рассказав то, о чем учащийся не узнал на уроке. Выставку литературы в помощь при подготовке к выпускным школьным и вступительным вузовским экзаменам можно назвать «Шпаргалка к экзамену». В дополнение к школьной программе: «Учимся на отлично», «Нам пятерка как воздух нужна!», «Там, где музыка живет», «Физикам не до лирики», «Похимичим!».
Цельжанровой выставки – привлечь внимание читателей к определенным видам изданий, заинтересовать, побудить к чтению. На такой экспозиции можно представить не только произведения определенного жанра, но и материал о его возникновении и авторах-составителях, интересные и малоизвестные факты из его истории.
Нетрадиционные выставки
Пытаясь удовлетворить меняющиеся потребности читателей, учитывая разнообразие их интересов, библиотекари пришли к заключению, что у традиционных видов выставок должны появляться нетрадиционные формы.
Наши проекты стр. 7 — 11
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» для 2 класса
Пример проекта 1
Цель: Знакомство с библиотекой. Формирование интереса к книге.
Задачи и решение:
Определите, какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке.
В нашей школьной библиотеке есть множество детских энциклопедий обо всём на свете: «Энциклопедия умников и умниц», «Энциклопедии знатока», «Твоя первая энциклопедия», «Энциклопедия домашних животных», «Энциклопедия автомобилей» и так далее.
Узнайте, в какой книге можно найти информацию об истории хранения книг.
Историю хранения книг можно найти в двухтомнике Николая Павловича Смирного — Сокольского «Моя библиотека»
Выясните, как расположены книги (в алфавитном порядке или по тематическим разделам).
В нашей школьной библиотеке книги располагаются по тематическим разделам: «математика», «русская литература», «зарубежная литература», «сказки», «журналы» и так далее.
Как можно найти нужную книгу?
В тематическом разделе все названия книг расположены по алфавиту от «А» до «Я», за исключением раздела «русская литература» и «зарубежная литература».
В ней книги расположены по алфавиту от «А» до «Я», но не по названию произведений, а по фамилиям авторов произведений.
Так проще искать любимых авторов.
Где можно получить информацию о содержании книги?
Краткая информация о содержании книги чаще всего располагается в начале книги, иногда в конце.
Она называется аннотация.
Какие тематические выставки были в библиотеке?
«Спешите делать добро», «Сказки А. С. Пушкина», «Зелёная планета», «Есть такая профессия — защищать Родину», «Природа наш дом», «Цвети земля» и другие.
Составьте текст экскурсии по библиотеке
В летнем лагере мы всем классом ходили на экскурсию в городскую библиотеку.
Проводила экскурсию библиотекарь Людмила Ивановна.
Она нам показала читальный зал и место хранения книг в библиотеке.
Ещё она нам рассказала, как найти нужную книгу и как завести абонемент, чтобы взять домой книгу для чтения.
Мне очень понравилась экскурсия по библиотеке, из неё я узнал много полезной информации.
Вывод:
Пример проекта 2
Что такое библиотека?
Библиотека — это место хранения книг. Для библиотеки выделяется отдельное помещение, где на полках и стеллажах располагаются книги.
Чтобы было удобно найти книгу в библиотеке, все они занесены в алфавитный каталог. В соответствии с этим каталогом каждая книга находится на своём месте в библиотеке.
Поэтому зная автора и название книги её очень легко найти на библиотечных полках и стеллажах.
Кто такой библиотекарь?
Библиотекарь — это человек, который работает в библиотеке. Это образованный человек, который любит читать и знает много книг.
В библиотеке он всегда придёт на помощь читателю, чтобы найти нужную книгу, так как знает все книги в библиотеке.
Для чего нужны школьникам библиотеки?
Школьникам нужны школьные библиотеки для того, чтобы можно было прочитать нужную книгу или сделать реферат, проект по выбранной теме.
А также школьная библиотека создана для того, чтобы школьники как можно больше читали, ведь в книгах есть множество знаний. Чем больше школьник читает, тем легче ему учиться.
Какие правила должен соблюдать школьник при пользовании читальным залом?
Что такое формуляр читателя?
Формуляр читателя библиотеки — это документ, который заводится на школьника, если ученик берёт книги домой.
Помимо данных ученика, в формуляре указывается дата, когда нужно вернуть книгу в библиотеку.
Возвращая книгу в библиотеку, в указанную дату, вы помогаете другим ученикам получить книгу для чтения вовремя.
Что такое алфавитный каталог?
Это каталог книг, где по алфавиту указаны название книг и их авторов, находящихся в библиотеке.
Благодаря алфавитному каталогу очень легко найти книгу в библиотеке.
Какие интересные события бывают в библиотеках?
В библиотеках проводят литературные вечера посвящённые авторам книг, а также встречи авторов книг с их читателями.
А также это место проведения выставок новых книг, а также встречи и обсуждения различной литературы.
Как развивать школьную библиотеку?
Школьную библиотеку развивает руководство школы.
Развитие библиотеки состоит в закупке новых книг и выделения средств на ремонт книг, а также на ремонт оборудования библиотеки.
И также руководство школы или библиотеки приглашает авторов книг или учебников для бесед со школьниками.
Ответы на вопросы стр. 8-11:
Рассмотрите с другом рисунки. Как выглядят современные и старинные книги? Что в них общего, чем они различаются? Сравните.
На рисунках изображены старинные книги из различного материала и формы.
Книга из пергамента нарисована в форме свитка и книга из дерева в форме дощечек.
А также изображена и складная книга Востока, которая выглядит как складывающаяся лента.
Ниже на рисунке более современная книга, которая застёгивается на замочек.
Общего в этих книгах то, что в них записаны мысли разных людей и их можно прочесть.
А различаются старинные и современные книги материалом из которого они сделаны, а также инструментами написания текста.
Обсудите с другом, почему книгу называют собеседником.
Книгу называют собеседником, потому что каждую книгу кто-то написал.
Если мы читаем книгу, то узнаем мысли автора и обдумываем их.
Соглашаясь или отрицая мнение писателя читатель как будто ведёт с ним диалог.
Если есть диалог, значит есть и собеседник.
Запиши в «Рабочую тетрадь» то высказывание, которое больше всего понравилось. Объясни почему.
Мне нравится выражение Льва Толстого о хорошей, как о беседе с умным человеком, тем что действительно хорошая книга развивает ум и помогает узнать нужные вещи.
Прочитав хорошую книгу, читатель как будто получил ответ на свой вопрос умного человека.
Различные формы выставок
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Оловяннинская межпоселенческая центральная библиотека»
Различные формы выставок
Оловянная, 2013
Выставка-вопрос: для оформления такой выставки нужно подобрать занимательные вопросы по определенной тематике. На выставке помещаются тексты вопросов и книги, периодика, где можно найти ответы на эти вопросы. Например: «А у нас сегодня гость» (об этикете). Данная форма выставки приемлема для младших школьников и подростков.
Озвученная выставка: предполагается музыкальное оформление, наличие аудио— или видеосопровождения. Например: ‘»Какая птица как поет». Такую выставку можно оформить для любого возраста.
Выставка-ситуация: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров. «, «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие. «, «Эту книгу я возьму с собой в поход. » и т. д.
Выставка-отзыв: организуется, как правило, для младших и старших подростков; состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.
Выставка-тест: на подобной выставке для читателей подросткового возраста и старшеклассников предполагается наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.
Выставка одного портрета: на выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке. Например: «Но красоту ее Боровиковский спас. » (о М.И. Лопухиной). Такая выставка приемлема для подростков старшего возраста.
Выставка-диспут: предполагается диспут между читателями-подростками с целью раскрытия проблем социального развития подростков, оказание помощи в их духовном становлении. Желательна тетрадь откликов: «Ровесник, ответь ровеснику».
Выставка-бенефис читателя: например. «Лучший читатель года». Цель такой выставки — привлечение внимания к книгам через близкие интересы сверстников. Обязательные элементы: формуляр читателя, фотография, анализ чтения (посещения, любимые авторы, жанры, количество прочитанных книг по различным отраслям знаний), обращение к ребятам. Выставка может быть организована и для младших школьников, и для подростков.
Выставка-ребус: сопровождается плакатом с ребусом «Попробуй, отгадай. «. Она может быть интересна не только учащимся начальных классов, но и старших.
Выставка-гербарий предполагает наличие собственно гербария и книг, периодических изданий об этих растениях. Например: «Лекарственные растения Частинского района». Подобные выставки приемлемы для читателей-младших школьников и читателей-подростков.
Выставка-кроссворд: обязательно наличие кроссворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы.Кроссворд можно ксерокопировать и раздать эти листочки детям. Такую выставку лучше организовывать для младших школьников и подростков.
Выставка одной книги. Здесь возможны варианты: выставка собственно одной книги — для дошкольников и младших школьников. Ее обязательно надо сопроводить ярким плакатом с рекомендательной аннотацией. В аннотацию можно включить вопросы, заставляющие более внимательно читать, размышлять, сравнивать героев, их характеры, поступки, побуждающие к целостному восприятию произведения. А когда книга предстает в разных аспектах — переиздания; иллюстрации разных художников; история создания; прототипы; первые читатели; судьба книги и автора; экранизации, театральные постановки; продолжения, дописанные другими авторами; критика, отзывы — то такую выставку лучше адресовать подросткам.
Выставка-диалог. Она наилучшим образом реализует так необходимый сегодня взаимоуважительный и взаимообогащающий диалог между библиотекарем и читателем. С вопросами обращаются дети. Например: «Я хочу узнать о себе. «. Ответы на вопросы читателя ищет библиотекарь или психолог. Интересующие детей вопросы, которые иногда они стесняются задавать взрослым, можно предугадать: любовь, мои права и др. Она должна нацеливать на более глубокое восприятие литературы, обмен мнениями, предлагать творческие задания читателям, созвучные темам, интересующим детей. На ней необходимо оставить места для отзывов читателей, новых вопросов, что позволит представить разные точки зрения на обсуждаемый вопрос, возможность высказаться, слушать и услышать. Выставка-диалог больше всего подходит старшим подросткам и по своему изначальному замыслу должна быть сориентирована на эту возрастную группу.
Выставка-викторина. Это разновидность выставок-конкурсов, стимулирующих познавательную активность детей в процессе чтения. В отличие от предыдущей, ответы на вопросы, оформленные письменно (например, в виде книжечки карманного формата или на отдельном плакате), читатель ищет в литературе, экспонирующейся на выставке. Хорошо, если это будет цикл выставок политематического содержания, организуемый в течение учебного года для младших школьников и подростков. Выставка-конкурс может быть посвящена любым темам, обязательно наличие условий конкурса, подведение итогов, награждение.
Выставка-рекомендация и выставка-совет. Между ними тоже больших различий нет. Даются советы специалистов по какой-либо интересующей подростков проблеме, например, рекомендации подросткам: «Как развить память». Фактографическая информация сопровождается списком литературы, рекомендуемой для самообразования по данному вопросу. Список литературы составляет библиотекарь, как и саму ее подборку для выставки.
Выставка-чайнворд: обязательно наличие чайнворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы. Выставка-чайнворд, выставка-кроссворд, выставка-конкурс — все это выставки одного ряда, близкие по форме. И хотя они стимулируют пытливость, развивают любознательность, подготавливают к более внимательному прочтению представленных на выставке источников, злоупотреблять ими не стоит: ведь однообразия не любят ни взрослые, ни дети, ни малыши, ни подростки. Представьте себе ситуацию, если все выставки будут кроссвордами или чайнвордами?
Выставка-словарь: организуется для младших школьников и подростков с целью объяснения новых терминов, понятий.
Выставка-хобби: рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а заодно и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например; «Макраме — это просто. «, «Наши руки не для скуки» и др. Как думается, она может создаваться для детей разных возрастных групп, но наиболее интересной будет младшим подросткам. Главное, чтобы все было сделано руками читателей.
Живая выставка. Здесь экспонируются не только книги, статьи из журналов и газет, иллюстративные материалы, но и предполагается присутствие живых существ — это могут быть рыбки в аквариуме, морская свинка, хомячок и т. д. По моим наблюдениям, эта выставка вызывает искренний интерес у дошкольников и младших школьников.
Выставка-знакомство. Она организуется для того, чтобы познакомить читателей с каким-либо интересным человеком (местный деятель, известный человек и т.д.). Поиски авторитета, образца для подражания начинают себя ярко проявлять в подростковом возрасте. Поэтому такая выставка не оставит равнодушными детей этого возраста.
Выставка-презентация (реклама, премьера). Это может быть презентация новой книги, журнала, газеты или необычное раскрытие их содержания с применением технологии рекламной деятельности, например, через заголовок-приказ «Девочки, новая книга для вас: прочтите!». Как полагаю, такая выставка привлечет к себе внимание подростков и старшеклассников.
Выставка-икебана. Если есть желание придать интерьеру библиотеки художественно выразительный вид, усилить в ней эстетическую ауру, то надо проявить фантазию и обязательно оформлять такие выставки. На них представляются книги по данной тематике, и обязательно наличие композиций из цветов. Те библиотекари, которые уже организовывали подобные выставки, советуют адресовать их подросткам, а также привлекать к их оформлению подростков. Возможен и другой подход. Чтобы привлечь внимание к поэзии, можно организовать выставку «Поэзия серебряного века в образах флористов-дизайнеров» и к каждой цветочной композиции подобрать по настроению стихотворение из авторских сборников поэтов серебряного века.
Выставка-откровение относится к разряду психологических выставок, которые организуются в последние годы в библиотеках, и предполагает откровенные мысли читателей-подростков по каким-либо вопросам.
Выставка, подготовленная читателем: выставку готовит читатель-подросток по интересующей его теме. И, конечно, на ней могут быть не только книги. Читатель может предложить конверты дисков, ксерокопии статей, сочинения школьных друзей, портреты кумиров, фото коллекций марок, различные знаковые аксессуары: значки, модели-символы, изготовленные из различных материалов, и многое другое.
Выставка-настроение: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело. «, «Я читаю эту книгу, когда мне грустно. » и т. д. Привлечет внимание детей и тема: «Как верно сказано. не мною. обо мне», эту выставку может организовать библиотекарь по произведениям русских классиков. Разделы выставки: «Герои грустят», «Герои счастливы» и т.п.
Выставка одного жанра. Представляя книги одного жанра — детектив, фэнтэзи, авантюрный роман, исторический роман и т. д., можно не только удовлетворить читательские потребности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой. Вышеперечисленные жанры будут интересны подросткам, а вот стихи, сказки, сказочные повести — учащимся начальных классов.
Выставка одного автора, как правило, организуется к юбилеям писателей, но может быть и постоянно действующей, если библиотеке присвоено имя писателя. Конечно, на ней должны быть представлены не только книги, но и материалы о писателе. Читательский адрес выставки может быть разнообразным, в зависимости от того, какие книги, какого автора и с какой целью демонстрируются: первичное знакомство с творчеством или углубление знаний о творчестве писателя.
Выставка «Литературный герой»: выставка будет привлекать внимание и дошкольников, и младших школьников, и подростков. Темами выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Домовенок Кузька», «Шерлок Холмс», «Гарри Поттер». Сейчас легко организовать выставку «Гарри Поттер», так как вместе с книгами Дж. Роллинг издаются игрушки-фигурки героев, тетради, календари. Выставка предусматривает активизацию творчества детей, письма героям, продолжение истории о герое, игры с героем и многое другое.
Выставка-полемика. Она оформляется для подростков с целью помощи читателю в формировании мировоззрения, донесения до него интересного, актуального дискуссионного материала. Обязательно наличие полемичного материала, отзывов на него, отражающих различные точки зрения. Например: «Откуда берутся преступления и подростки-преступники?».
Выставка-поиск для подростков и старшеклассников: создание выставки предполагает предварительный краеведческий, научный поиск с последующим оформлением материалов. Например: «Интересные люди нашего села», «Наши односельчане — участники Великой Отечественной войны».
Выставка-исследование читательских предпочтений: можно провести голосование для читателей-подростков на тему: «Какие книги мы возьмем с собой в будущее».
Выставка-досье: создание выставки предполагает сбор фактических данных о чем-либо. Например: «Родословная флага, герба, гимна РФ». Данная форма выставки приемлема для подростков.
Выставка-экспозиция, например: «Да, были люди в наше время». На выставке располагаются репродукции батальных сражений, биографические справки, исторические повести, рассказы и поэтические произведения об участниках Отечественной войны 1812 г. Рекомендуется оформлять эту выставку для подростков.
Выставка-конфликт. Думается, что это еще одна из разновидностей «психологических выставок». Необходимость таких выставок ощущают работники не только в библиотеках для взрослых. В библиотеках детских и школьных она оформляется для подростков с целью помощи читателю в разрешении какой-то конфликтной ситуации, помогает вести поиск возможных путей выхода из нее.
Выставка книжных иллюстраций. На выставке располагаются раскрытые иллюстрированные книги на какую-то тему, но акцент делается на иллюстрациях. Для младших школьников и подростков будет интересны выставки иллюстраций одного художника, к книгам одного жанра, по одной теме, например: «Мороз и солнце» (зимние пейзажи). Выставка развивает у детей представление о книге как художественной ценности, где синтез текста и иллюстраций придают каждой неповторимый вид.
Выставка-почта: выставка с элементами почты, помогающей установить обратную связь с ребенком на основе рекомендуемой литературы. Например, детям можно предложить написать письма литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школьников.
Выставка-календарь: можно оформить календарь народных примет, календарь профессиональных праздников, календарь литературных дат, детских праздников в мире и т. п. Читательский адрес будет зависеть от темы выставки и ее материалов.
Выставка-осуждение или антивыставка. На такой выставке могут быть представлены книги испорченные и не возвращенные читателями (белый лист с муляжом каталожной карточки на нем). Может быть организованной для малышей и для подростков.
Выставка-вернисаж: на выставке располагаются книги и репродукции картин по определенной тематике, но акцент делается на репродукции. Оформляется с целью развития эстетического вкуса у подростков.
Выставка-сказка: выставка готовится вместе с читателями — младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Все это с текстом сказки оформляется в единый композиционный ряд выставки.
Выставка-дневник — это могут быть дневники великих людей, писателей, частных лиц, которые можно рассматривать как документы эпохи («Дневник Тани Савичевой», «Дневник Анны Франк», дневники Ф.М.Достоевского, К.И. Чуковского, Ю.К Олеши и др.). По желанию бывшие читатели библиотеки, учителя школы, родители могут представить и свои дневники.
Другими видами выставок могут быть: адресная, витрина, гороскоп, декорация, информация, коллизия, макет, минимузей, нетрадиционных носителей информации, память, плакат, праздник, предмет, предупреждение, приветствие, призыв, просмотр, протест, путешествие, размышление, реквием, реклама, стенд, творческий проект, указатель, фантазия, фотоконкурс, фоторепортаж, хронология.
Книжная выставка должна быть комфортной, наглядной, доступной, оперативной.