какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков

Характерные особенности литературы рубежа веков.

В апреле 1888 года в Париже была впервые разыграна пьеса Микара и Жювено «Fin de siеcle» («Конец века», «Конец эпохи»), давшая название эпохе рубежа 19-20 вв. Это название точно отразило характерное для этого времени ощущение конца, гибели, заката культуры и цивилизации, Европы, молодости и т.д. Искусство рубежа веков, или искусство «конца века» (fin de siecle), прежде всего, связано с понятием декаданса (ар нуво) – общим названием для ряда нереалистических течений в искусстве и литературе, характеризующихся настроениями пессимизма и «упадка». Особенность литературы рубежа веков состоит в том, что в это время сосуществуют, взаимодействуют и пресекаются два противоположных явления в искусстве:

1) реализм, в основе которого лежит философия материализма (позитивизма), вера в разум, науку, человека. Религию в этом случае заменяет вера в науку. В то время были очень популярны идеи социализма, иногда в мистико-утопической огласовке. Тенденции в развитии реализма – от классического к критическому реализму, реализм с элементами натурализма, вершина – психологический реализм. Натурализм, в котором проявился кризис европейской цивилизации в целом и для которого так же, как и для декаданса характерны настроения пессимизма;

2) декаданс базируется на идеалистической философии. Для него характерно ощущение гибели культуры, старой морали, всеобщей катастрофы без надежды на спасение. Идеалистическая философия декаданса развивается в противовес философии позитивизма (Огюст Конт). Декаданс иногда рассматривают как альтернативу реализму и натурализму, как результат негативной реакции на философию позитивизма и литературу натурализма. По мнению декадентов, натурализм мог завести литературу в тупиковое положение, потому что был выражением философии позитивизма, а значит, выступал за прогресс цивилизации. Декаденты же относились к цивилизации крайне негативно и считали ее «болезнью культуры». Если реалистическое искусство опиралось на научное знание и опыт, то декаданс полагался на интуицию и чувство. Если в реалистическом искусстве место религии занимает наука, вера в прогресс, то в декадансе к вере в Бога добавляется или ее заменяет почти религиозная вера в искусство («смерть Бога» – поиск другого идеала).

Например, два противоположных направлений натурализма и символизма отличаются друг от друга по всем позициям:

1. Явление 1. Сущность

2. Объективное 2. Субъективное

3. Холизм 3. Индивидуализм

4. Сциентизм 4. Антисциентизм

5. Анализ и классификация 5. Целостность мифа

6. Одномерность мира 6. Многомерность мира

7. Одномерное и целенаправленное время 7. Пересечение времен

8. Естественная причинность и 8. Рок

Однако следует помнить, что нереалистические направления в поэзии и прозе рубежа веков соседствуют с натурализмом и реализмом и ни в коем случае не отменяют реализм. Например, в 1884 г. выходит первый декадентский роман француза Жориса Карла Гюисманса «Наоборот», и в том же году, в Америке публикуется реалистический роман Марка Твена «Приключения Гекельберри Финна». В творчестве одного писателя возможен синтез различных стилевых явлений. Например, в своем творчестве Эмиль Золя проделывает эволюцию от натурализма к реализму, а Гюисманс – от натурализма к декадансу, творчество и Э. Золя, и Гюисманса сочетает в себе черты натурализма и импрессионизма, а Поля-Мари Верлена – импрессионизма и символизма.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Характерные особенности литературы рубежа веков.

Характерные особенности литературы рубежа веков.

Характерные особенности литературы рубежа веков.

Источник

какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть картинку какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Картинка про какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть картинку какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Картинка про какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть картинку какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Картинка про какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть картинку какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Картинка про какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков

какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть картинку какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Картинка про какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков

какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть картинку какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Картинка про какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков

Писатели рассчитывали на думающего читателя. Открытое звучание авторского голоса у Горького, Блока, Куприна, Андреева. Мотив ухода, разрыва с домом, средой, семьёй у знаньевцев.

Издательство «Знание». Принципиально ориентировалось на реалистическую литературу. Существует «общ-во грамотных». Они занимаются распространением грамотности. Там работает Пятницкий. В 1898 из этого общества выделяется изд-во «Знание» по его инициативе. Сначала издают научные произведения. Общеобразовательную литературу.

«Сатирикон» и «Новый сатирикон». Аверченко, Тэффи, Саша Чёрный, Бухов.

Общая характеристика литературы начала века. (более подробно, для прочтения)

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее «серебряным веком» («золотым веком» называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Смотреть картинку какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Картинка про какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков. Фото какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление «серебряного века» русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор «Аполлона» С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий «На Парнасе серебряного века». Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет «…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл».

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник «Символы» Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом.

Представители литературных направлений:

Старшие символисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

Мистики-богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

Декаденты- индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Младшие символисты : А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

Кубофутуристы (поэты «Гилеи»): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

Группа «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

Объединение «Центрифуга «: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия.

Реалистические издательства:

Знание (выпуск общеобразовательной литературы – Куприн, Бунин, Андреев, Вересаев); сборники; соц. Проблематика

Шиповник (Спб) сборники и альмахи

Слово (Москва) сборники и альманахи

Горький выпускает литературно-политический журнал «Летопись» (издв-во Парус)

«Мир искусства» (модернист. Искусство; одноименный журнал) – Дягилев основатель

Источник

Лекция на тему: «Пути и основные тенденции развития русской литературы рубежа XIX – XX вв.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Пути и основные тенденции развития русской литературы

Границы «серебряного века»

Начальная граница «серебряного века» у большинства исследователей сомнений не вызывает – это середина 80-х гг. XIX века.

Есть и точная дата – 1892 г. (это, например, точка зрения В.С. Баевского). Эта дата связана с именем Д. Мережковского. В 1892 г. вышла в свет книга стихов 27-летнего Мережковского «Символы». Тогда же он прочитал цикл публичных лекций «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». На следующий год тексты этих лекций были опубликованы. Д. Мережковский показывал, что жизнь бросает современному человеку вызов, к которому он пока не готов: «И вот современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком, на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны.

Куда бы мы ни уходили, как бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, близость океана. Никаких преград! Мы свободны и одиноки. С этим ужасом не может сравниться никакой порабощенный мистицизм прошлых веков. Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимости верить и так не понимали разумом невозможности верить. В этом болезненном неразрешимом диссонансе, этом трагическом противоречии так же, как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности XIX века»

Помочь человеку познать себя и мир должно новое искусство. С точки зрения Д. Мережковского, новое искусство должно быть мистическим, импрессионистичным. Новое содержание требует новых средств. Мережковский заговорил о символе, однако точного определения дать не смог. Его определение: «символ – это безграничная сторона мысли» – слишком расплывчато. Чуть раньше в 1890 году Н. Минский опубликовал трактат «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни». В этой работе наряду с другим Минский говорил, что основа существования каждого человека – не служение Родине, народу, не исполнение долга, а любовь к самому себе. По его мнению, небытие победило бытие. Однако этот трактат не имел такого резонанса, какой будет иметь поэтический сборник и прочитанные и опубликованные лекции Д. Мережковского, потому все же начальной датой принято считать 1892 год.

Нет единогласия по вопросу о конце «серебряного века». Некоторые исследователи считают, что это 1917 год. Аргументируя тем, что Октябрьская революция изменила в государстве политический строй, идеологию, большевики начали насаждать новую мораль и новую веру (в торжество социализма, а затем и коммунизма), была установлена диктатура пролетариата, пролилась первая кровь. Новая идеология требовала новое искусство, и оно появилось, актуализировались произведения, написанные до революции, но в социалистическом ключе. Однако культура живет по своим законам, изменения в ней происходят не в один день. По этому поводу М.Л. Гаспаров пишет: «Ни одна эпоха не отделена от смежных четкой границей: смешно думать, что 24 октября 1917 г. лицо русской поэзии было одно, а 26 октября стало неузнаваемо иным. Многие поэты, сформировавшиеся в предоктябрьское двадцатилетие, дали интереснейшие образцы своего творчества в 1920-е годы». Революция не изменила творческий метод ни А. Блока, ни Н. Гумилева, ни А. Ахматовой, ни многих других. В феврале 1918 года в Политехническом музее состоялся вечер «Избрание короля поэтов». А в феврале 1919 года в литературном кафе (кабаре) «Привал комедиантов» еще звучали стихотворения лучших поэтов «серебряного века» в их исполнении, а нарком просвещения А.В. Луначарский читал там свою пьесу «Маги». В Петрограде 1919-1923 годов жизнь художественной и литературной интеллигенции была связана с Домом искусств и его студиями, в которых занималась талантливая молодежь «из бывших» и которые возглавляли Н. Гумилев, М. Лозинский, К. Чуковский, Е. Замятин и другие. Литературная молодежь, невзирая на голод и холод, продолжала жить литературными интересами.

Другие ученые считают, что «серебряный век» закончился в 1932-34-м годах. Их аргументы: в 1932 году был создан комитет во главе с М. Горьким, который начал осуществлять руководство литературой и готовить I Всесоюзный съезд советских писателей; в этом же году свое название получил метод социалистического реализма, который в августе 1934 года с трибуны I Всесоюзного съезда советских писателей будет объявлен основным (и единственным) художественным методом советской литературы. Тогда же был создан Союз советских писателей, и незавидной стала доля тех, кто туда не попал. Однако есть и контраргументы. Более половины талантливых писателей «серебряного века» уже в первой половине 20-х годов были мертвы или оказались в эмиграции. Назовем лишь нескольких: И. Бунин, А. Куприн, А. Блок, Н. Гумилев, З. Гиппиус, Д. Мережковский, И. Северянин, Л. Андреев, А. Аверченко и многие другие. Планомерное управление литературой началось по крайней мере с 1925 года, когда появилась резолюция ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Тогда и возникло выражение «писатели, враждебные советской власти». Уже несколько лет практически не печатались видные деятели «серебряного века» (например, А. Ахматова, О. Мандельштам, который был еще и арестован в 1934 году). Следовательно, вот уже почти 10 лет в России не было свободы творчества, усиливалась диктатура. Эстетике «серебряного века» все это противопоказано.

Итак, большинство исследователей пришли к выводу, что этот яркий, «масочный», «игровой» период русской культуры закончился в 1921-1922 годах.

В 1921 году в очень тяжелом состоянии духа умер А. Блок. А. Ахматова называла этого поэта «человек-эпоха», «трагический тенор эпохи». С его смертью эпоха закончилась.

Второе потрясение – расстрел Н. Гумилева (фактически без суда и следствия, это была своего рода акция устрашения). Этот талантливый поэт, кавалер двух Георгиевских крестов оказался в братской могиле, если это можно так назвать, в пригороде Петрограда. Место его захоронения не известно до сих пор.

В 1922 году из России было выслано более 200 философов, священников, писателей, историков – это был цвет русской интеллигенции.

Кроме того, в 1921 году закончился поэтический период в литературе (а «серебряный век» – период в основном поэтический). В начале 20-х годов Ю.Н. Тынянов в статье «Промежуток» пишет: «Три года назад проза приказала поэзии очистить помещение».

Итак, «серебряный век» охватывает 1890-е – 900-е – 10-е годы, т.е. приблизительно 30 лет.

Возникновение и смысл названия этого культурного периода

То, что поэтическое определение «серебряный век» возникло по аналогии со словосочетанием «золотой век русской поэзии», ни у кого не вызывает сомнений. Правда, находятся уточняющие. Так, американский исследователь Марк Раев пишет: «Строго говоря, называть этот период “Серебряным веком” нельзя, потому что такое название подразумевает определенную генетическую связь с “Золотым веком”. По отношению к поэзии такая связь естественна, поскольку век Пушкина – расцвет русской поэзии. Но в отношении живописи, музыки, философии именно эпоху 1900-1914 годов следует называть “Золотым веком”». Вначале выражение «серебряный век» носило ярко выраженный оценочный характер: эпоха рубежа XIX – XX веков качественно слабее эпохи А.С. Пушкина. Позже принцип расстановки по местам ушел, на первый план вышла семантика названий: золото – солнце, серебро – луна. Подробнее об этом поговорим чуть позже.

Также существует точка зрения (ее высказывает, например, С.А. Коваленко), что название «серебряный век» как «обозначение литературно-художественного и религиозно-философского Возрождения начала ХХ века» было создано «по аналогии с “Серебряным веком” римской культуры ( I в. н.э.), который был временем искания новых художественных форм, соответствующих новым мыслям и чувствам времени». Всё сказанное как нельзя более подходит к явлениям русского литературного модернизма или авангарда (об исканиях в области реалистической прозы мы скажем позднее). В названных же случаях «серебряный век» по сути – попытка уйти в иной мир, иную реальность (у декадентов и символистов) или попытка увидеть землю новым или иным взглядом (у акмеистов и футуристов). В случаях символистов и футуристов это ещё и попытка создать не только новое искусство, но и иное общество, иного человека. Иной реальностью для многих деятелей «серебряного века» оказались религиозные искания, мистика, сатанизм, оккультизм, мифологизм, «мистериально-карнавальная» культура и др.

Долгие годы считалось, что само название «серебряный век» по отношению к концу XIX – началу XX веков впервые «было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа “Серебряный век русской поэзии” (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского “На Парнасе серебряного века” (1962) вошло в литературный оборот окончательно». Это цитата из статьи Т.А. Бек «Силуэт «серебряного века»: Вместо предисловия», открывающая антологию «Серебряный век: Поэзия» (1996). Однако в 2000-м году в Москве была издана книга О. Ронена «Серебряный век как умысел и вымысел», в которой известный славист тщательнейшим образом проследил историю возникновения поэтического определения «серебряный век». Прежде всего, исследователь отмечает, что это словосочетание употребляли и В. Соловьев, и В. Розанов, и другие, но относительно XIX века. История понятия «серебряный век» относительно культурного феномена рубежа XIX – XX века начинается несколько позже.

В 1913 году Г. Марев издал в Петербурге манифест «Конечного Века Поези», который открывал футуристическую (или пародийную) брошюру, озаглавленную «Вседурь. Рукавица современью». Там мы встретим цитату: «Пушкин – золото; символизм – серебро; современье – тускломедная Вседурь». Вряд ли эта цитата была широко известна. К тому же здесь на первое место выходит оценочность, а не попытка определить характер культурной эпохи.

В 1925 году в малоизвестном сборнике «Современная литература» (Л., 1925) появилась статья Р.В. Иванова-Разумника (здесь псевдоним Ипполит Удушьев) «Взгляд и нечто. Отрывок. (К столетию “Горя от ума”)», где присутствует выражение «серебряный век».

В 1929 году вышла мемуарная книга В. Пяста «Встречи», где в заметке «Вместо предисловия» автор употребляет словосочетание «серебряный век». Эта книга привлекла к себе внимание, хотя и скорее критическое.

Новым этапом в утверждении этого понятия стала опубликованная в 1933 году в парижском журнале «Числа» статья Н. Оцупа «Серебряный век русской поэзии», где автор не просто использует это словосочетание, но определяет черты литературы русского модернизма. Но тогда эта статья была известна лишь в узком эмигрантском кругу литераторов.

В 1937 году известный парижский критик В. Вейдле написал статью «Три России», где употребил определение «серебряный век».

Современный исследователь Л. Кацис пишет: «После тщательного анализа О. Ронен устанавливает, что наиболее вероятным источником выражения “серебряный век” была статья Р. В. Иванова-Разумника под псевдонимом “Ипполит Удушьев” – “Взгляд и нечто. Отрывок. (К столетию “Горя от ума”)” 1925 года. Именно отсюда, похоже, заимствовали свои образы, а порой – и мысли – и Н. Оцуп, и В. Вейдле, и др.». Это суждение уважаемого ученого может вызвать некоторые сомнения: Н. Оцуп эмигрировал из Советской России в 1922 году и о статье Р.В. Иванова-Разумника мог не знать. Также заметим, вслед за другими исследователями, что одна из статей Н. Оцупа, «Серебряный век русской поэзии», вошедшая в его посмертный сборник «Современники» (Париж, 1961), начиналась так: «Пишущий эти строки предложил это название для характеристики модернистической русской литературы». Как видим, Н. Оцуп не сомневался в своем приоритетном праве на определение «серебряный век». Пожалуй, с ним можно согласиться: во всяком случае, он был первым, кто ввел это понятие в филологию.

При этом, как пишет Л.А. Сугай, «термин “Серебряный век” мог быть усвоен культурной традицией только благодаря закреплению, говоря словами В.Я. Брюсова, “в отточенной и завершенной фразе” (“Сонет к форме”). Таким фактом мифо-метафорического сопоставления стали строки “Поэмы без героя” Анны Ахматовой: “И серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл”. Эти строки присутствовали уже в первой ташкентской редакции поэмы 1943 года. В 1945 году эти строки были опубликованы в составе отрывка из поэмы под названием “Тысяча девятьсот тринадцатый” в “Ленинградском альманахе”.

В этом же образном ключе построено название книги С. Маковского, бывшего редактора журнала “Аполлон”, “На Парнасе Серебряного века”». Книга писалась в конце 50-х гг., а вышла посмертно в 1962-м в Мюнхене.

Н. Бердяев же никогда выражение «серебряный век» не употреблял.

Все вышесказанное позволяет предположить, что, по всей вероятности, неслучайно это поэтическое определение пришло в голову нескольким людям (иногда независимо друг от друга) и закрепилось в сознании читателей и в литературоведении. Надо сказать, что, как считают многие исследователи, изначально выражение «серебряный век» было оценочным (хуже, чем «золотой век»), но потом ситуация изменилась.

В определенном смысле можно говорить о суггестивном эффекте самого словосочетания «серебряный век». Серебро – не только второй по ценности драгоценный металл, но и металл, занимающий важное место в мифологической и фольклорной традициях. Согласно им, серебряный – значит, лунный. Вспомним хотя бы известную загадку о солнце и луне, месяце: «Золот хозяин на поле, / Серебрян пастух с поля». Теперь мы воспользуемся данными словаря символов Х.Э. Керлота и энциклопедическим словарем «Славянская мифология». В астрологии считается, что металл, соответствующий Луне, – серебро. Магомет запрещал использовать в амулетах любые металлы, кроме серебра. Луна – символ таинственности, изменчивости, колдовства, смерти и возрождения, небесного и адского, женского начала, любви, множественности и двойственности, неявности и т.д. У многих народов существует верование, что умершие души отправляются на месяц. По другим представлениям, во время безлуния месяц освещает загробный мир. Следует вспомнить и старинную карту Таро, «изображающую пение арфиста юной девушке, распускающей волосы в лунном свете. Этот образ здесь соотносится со смертельными свойствами Луны, т.к. арфист – широко распространенный символ смерти (и тяги смерти), а девушка – несомненно, символ души. Эта карта Таро в результате даёт наставления относительно “лунного пути” (интуиции, воображения и магии) как отличного от “солнечного” (рассудка, рефлексии, объективности), но в то же время в ней скрыто отрицательное и роковое значение» (Х. Керлот). Вследствие бледности её света, только полуосвещающего предметы, Луна связывается с воображением и фантазией как промежуточной сферой между самоотречением духовной жизни и ярко горящим солнцем интуиции. Серебряный – также ещё и зеркальный или зазеркальный, ведь серебро, как известно, издавна используется при производстве зеркал. Лексема «зеркало» так же, как и «луна», обладает устойчивой мифологической семантикой. Нет, неслучайно назвали «серебряным веком» эпоху, когда для многих стихотворений были характерны ассоциативность, искусство намека, призрачная сущность, суггестивность, мотив двойничества.

А.С. Пушкин – солнечный гений. О «солнечности» Пушкина, о Пушкине – «светлом боге» в эпоху «серебряного века» говорит, например, К. Бальмонт в стихотворениях «Русский язык», «Памяти Пушкина» (2. «Светлорожденный»), «Ива», «Отчего?». Видимо, «солнечность» Пушкина особенно отчётливо чувствовалась в «лунную» эпоху, когда, как правило, поэты не ощущали в себе «солнечности», а лишь призывали: «Будем как солнце!» (К. Бальмонт). Талант многих писателей рубежа XIX – ХХ веков лунного, ночного, «зазеркального» происхождения. Вспомним тематику произведений декадентов, внимание к мистике, к гипнозу, оккультным наукам многих литераторов того времени (например, Ф. Сологуба, В. Брюсова, Эллиса), балансирование в жизни и творчестве между жизнью и смертью Н. Петровской.

Необходимо отметить значимость темы луны, лунности в поэзии «серебряного века». Она присутствует во многих программных и созвучных игровой эпохе «серебряного века» стихотворениях ведущих поэтов начала ХХ века.

К. Бальмонт включил в книгу «Будем как солнце» (1903 г.) стихотворение «Влияние Луны», в котором есть такие строки:

И бродим, бродим мы пустынями

Средь лунатического сна,

Когда бездонностями синими

Над нами властвует Луна.

Мы подчиняемся, склоняемся

Перед царицей тишины

И в сны свои светло влюбляемся

В 1904 г. А. Блок написал стихотворение, включающее в себя самые разные элементы поэтики «серебряного века». Это и стихия декаданса (через тему смерти, сна). И стихия игры, преображения (через тему Пьеро, паяца). И стихия двоения, зеркальности (через параллель: лирический герой – месяц – Пьеро, через тему серебра). И стихия лунности (через тему месяца). Стихотворение Блока в определенном смысле – воплощение своей эпохи:

Ты оденешь меня в серебро,

Выйдет месяц – небесный Пьеро,

Встанет красный паяц на юру.

Мертвый месяц беспомощно нем,

Никому ничего не открыл.

Только спросит подругу – зачем

Я когда-то её полюбил?

В этот яростный сон наяву

Опрокинусь я мертвым лицом.

И паяц испугает сову,

Загремев под горой бубенцом…

Знаю – сморщенный лик его стар

И бесстыден в земной наготе,

Но зловещий восходит угар –

К небесам, к высоте, к чистоте.

Позже тему влияния луны на человека и его судьбу разовьёт А. Ахматова, лирическая героиня которой говорит о себе: «…я дышу луною…», «Меня покинул в новолунье / Мой друг любимый», «В неверном лунном свете / Вошла я в тихий дом» и т.д.

Мы уже цитировали знаменитые строки из «Поэмы без героя» А. Ахматовой:

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

По признанию автора, «Поэма без героя» написана «симпатическими чернилами», «зеркальным письмом», «это тайнопись, криптограмма», «у шкатулки ж тройное дно». И это закономерно, ведь поэма говорит не только о судьбе, памяти и совести, но и воплощает собой целую культурную эпоху. Время это в поэме имело множество определений – признаков. Мы назовём лишь несколько: лунность, мистичность; зеркальность, отраженность (отсюда значимость понятий «двойничество», «тень» и др.); масочность, актерство, лицедейство. В «Поэме без героя» эти признаки определяются так: «Молодого ль месяца шутки?!»; «Только зеркало зеркалу снится», «зеркальное письмо»; «адская арлекинада», «полночная гофманиана», «маски в прихожей» и т.д.

Приведенные примеры (их может быть гораздо больше) позволяют говорить об удачности выбора названия литературного периода. Видимо, «лунный» характер эпохи был вполне осязаем. В литературе конца Х I Х – начала ХХ века торжествует «иная реальность», т.е. реальность, существующая параллельно с привычной для нас, земной реальностью, пусть и преломленной уже в художественном произведении. Важное место занимают темы сна, бреда, отражения, тени, двойничества, подмены. Примером могут служить не только многие стихи, но и рассказы «Мраморная головка», «Менуэт», «Бемоль» В. Брюсова, рассказ «Свет и тени» Ф. Сологуба, его же роман «Мелкий бес», повесть «Звезда Соломона» А. Куприна, роман «Петербург» А. Белого и т.д.

То, что понятия «лунность» – «зеркальность» – «лицедейство» в определенном смысле синонимичны, подтверждает и Х.Э. Керлот в «Словаре символов»: «Лунные объекты могут быть приняты в качестве объектов пассивного и отражательного характера, подобно зеркалу; или тех, которые изменяют свой внешний вид, подобно вееру. Интересно отметить, что оба типа объектов по характеру являются женскими». Как считают сами актеры, их профессия всегда как бы «женского рода», а главная черта психики и характера – неустойчивость и изменчивость. Как видим, название «серебряный век» возникло не случайно, оно «витало в воздухе» и отражало основные черты этой культурной эпохи. Название семантически значимо и неоднозначно, вызывает множество литературных и общекультурных ассоциаций.

Проза русской литературы конца XIX – начала XX веков: обзор

Проза критического реализма.

Произведения классиков XIX века: Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.

Явные изменения в классическом критическом реализме происходят тогда же, когда начинает формироваться модернизм, т.е. в 80-е годы. Роман уступает место малым жанрам прозы. В творчестве позднего И.С. Тургенева, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко, А.П. Чехова, как указывает Л. Сугай, ярко проявляются романтические тенденции, подготавливается почва для неоромантизма, который ярче всего будет представлен в ранних рассказах М. Горького, и неореализма.

Произведения реалистов нового времени: А. Куприна, В. Вересаева, И. Бунина и др.

Реалистическая литература, созданная писателями нового поколения на рубеже XIX – XX веков, представляет собой очень неоднородное явление. Л.А. Смирнова пишет: «Писателей “общественного темперамента” привлекали живые приметы времени, социальных явлений действительности. Происходил процесс накопления и постижения разнообразных реалий эпохи. В этом же русле литературы сложился и другой творческий опыт, когда первоначальное понимание конкретных условий приводило к созданию концепции жизни. Она была, конечно, различной, индивидуальной для каждого автора, но рожденной родственным стремлением к обобщению увиденного, пережитого».

А. Куприн, как и В. Вересаев, часто обращается к социальной проблематике. Его волнует положение в армии, о котором он знал не понаслышке (по первой профессии писатель был военным). О разложении офицерства, о невыносимом подчас положении солдат писатель, например, говорит в повести «Поединок». Он видит, как Молох-капитализм пожирает жизни и души людей (об этом говорится, например, в повести «Молох»). С болью пишет Куприн о темноте и невежестве народа (например, в повести «Олеся»). Но при этом писатель говорит и о том, что вечно, о том, что сильнее социальной несправедливости, законов капиталистического общества – о силе искусства (например, в рассказе «Гамбринус») и силе любви (например, в повестях «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»). В последних названных произведениях, а также многих других (например, в повести «Ключи Соломона») А. Куприн мифологичен – это влияние эпохи «серебряного века». Очень часто герой произведений Куприна – тонко чувствующий, романтичный, благородный человек, который, сталкиваясь с грубым, несправедливым, пошлым, мещанским, жестоким миром, гибнет или ломается (например, «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох»).

По мнению писателя, современный интеллигент слишком слаб, он словно отравлен цивилизацией, он привык подчиняться правилам, установленным лживым и высокомерным обществом. Современный интеллигент потерял естественность и с нею силу, которую могут вернуть природа, жизнь вдали от капиталистических городов и способность прислушаться к своему почти уснувшему мифологическому сознанию. Об этом особенно отчетливо говорит А. Куприн в повести «Олеся».

Произведения И. Бунина рубежа XIX – XX веков, даже самые социальные на первый взгляд, насквозь философичны. Писатель говорит о том, что Апокалипсис близок, а люди (и богатые, и бедные) погрязли в грехах, забыли о Боге, пороке, потеряли страх смерти, забыли о том, что всех Бог создал равными, и, следовательно, все люди – братья. Наиболее отчетливо эти мысли выражены в рассказах «Господин из Сан-Франциско» и «Братья».

В своих произведениях И. Бунин прощается со старой патриархальной Россией (вспомним, например, рассказ «Антоновские яблоки») и предчувствует гибель того мировоззрения и мирочувствования, которое было ему так дорого (об этом явственно говорится в финалах повестей «Деревня» и «Суходол»).

Одной из главнейших тем в творчестве И. Бунина является тема любви. Ее он тоже решает философски. С точки зрения Бунина, любовь – это миг, но миг, который помогает человеку довоплотиться. Пока человек не полюбит, и душа, и тело его наполовину спят. Только полюбив, человек понимает суть себя и суть окружающего мира. За это знание герои Бунина часто платят жизнью (как, например, герой рассказа «Братья»). В полной мере эти мысли писателя найдут отражение в его эмигрантском творчестве (в повести «Митина любовь» и цикле новелл «Темные аллеи»).

Нельзя не согласиться с мнением В.А. Келдыша, который говорит, что в обновлении прозы рубежа XIX – XX веков играло роль соединение двух встречных тенденций: «важнейшей тенденции к “лиризации” художественного целого, идущей от поэзии, и тенденции к “объективизации”, идущей от традиций прозы реализма, реалистической изобразительности». На рубеже 1900-1910-х годов критика заговорила о «возрождении реализма», подразумевая его обновление. Как утверждает В.А. Келдыш, оно сказалось прежде всего в явлении, которое именуют «неореализмом» («неореализм» – «особое течение внутри реалистического направления, больше, чем другие, соприкасавшееся с процессами, протекавшими в модернистском движении, и освобождавшееся от сильного натуралистического веяния, окрасившего широкое реалистическое движение предыдущих лет»). По мнению исследователя, ключевая особенность «неореализма» – показ «бытия через быт».

Проза зарождающегося социалистического реализма (на примере романа «Мать» М. Горького).

В романе «Мать» (1906) формируется эстетика нового творческого метода. Свое название он получит в 1932 году, а в августе 1934 года с трибуны I Всесоюзного съезда советских писателей социалистический реализм будет объявлен основным художественным методом советской литературы.

В своем романе М. Горький показывает распространение социалистических и революционных идей среди рабочих и пытается выявить, насколько они способны обогатить личность, пробудить ее к внутреннему росту. «Писатель пытается выявить, насколько перспективны для человека, к ним приобщающегося, идеи социально-политической борьбы, обновления общества революционным путем. Таким образом, предметом изображения оказывается идея – идея социального переустройства мира на основе добра и справедливости. Естественно, что в первую очередь писателя интересует человек, носитель идеи, и процесс их взаимодействия, позитивного или негативного для личности», – пишет М.М. Голубков.

Социалистическая идея очаровала самого М. Горького. В ней он видел способ преодоления социальной несправедливости, преобразования общества на основах равенства, братства, добра и справедливости. По убеждению писателя, человек, окрыленный этой идеей, способен к необычайно быстрому внутреннему росту. Он показывает это на примере Павла Власова, его товарищей и, конечно, Ниловны. М. Горький был искренен в своем творчестве. Позже, начиная с 30-х годов, социалистический реализм станет ангажированным партийным направлением в искусстве, воплощением творческой несвободы и нормативности.

Особенности творческого метода Ф. Сологуба в романе «Мелкий бес»:

это проза поэта (причем поэта «серебряного века»): ассоциативность, намеки, знаковые детали (например, образ белены), призрачность и суггестивность (образ Вершиной, описание запахов духов и др.), мотивы двойничества или псевдодвойничества (Передонов – Володин, кот – недотыкомка) и др.;

литературность, книжность, цитатность романа (присутствуют мотивы из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова). Эволюция образа «маленького человека»; эволюция образа черта: раньше человеку являлся черт, а теперь (с измельчанием общества, личности, мира) мелкий бес;

нет стремления к истолкованию; сюжет вторичен; важны описания, передача и внушение настроения; образы героев и отдельные события. Это ведет к фрагментарности, прерывистости прозы;

прихотливое соединение вымысла, бреда и реальности, современности, автобиографизма;

соединение натурализма (бытовые зарисовки и др.) и философского осмысления жизни.

Отсюда можно сделать вывод, что роман написан на стыке реализма, натурализма и модернизма (с приоритетом последнего).

Черты декадентства в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»:

Передонов как «выморочный» герой (говорящая фамилия: находящийся ниже дна, оживший мертвец или житель преисподней, но адом у Сологуба является провинциальная действительность);

изображение реального мира как пошлого, порочного, хаотичного, сумасшедшего, лишенного красоты и чистоты;

изображение бессмысленности жизни, сумасшествия как нормы (одни герои уходят в извращенный мир, безумие, другие – в мир игры, грез и фантазий, в мир эротизма);

апелляция к смерти как к спасительнице;

мотивы страха, маний (подмены, отравления и т.д.), галлюцинаций (недотыкомка, ожившие карты и пр.);

мотив грязи (физической и метафизической);

три незамужние сестры Рутилова – декадентские героини: Дарья – балансирование между нормой и сумасшествием (излом, истеричность и грубость, ведет себя, даже когда веселится, как будто видит смерть); Людмила – язычница, «русалка», праведная грешница, с ней связана линия эротизма, предощущения чувственной радости, сладкой боли любви, загадочности ее, мотивов грезы, томления, больного веселья; Валерия – «маленькая, слабая, хрупкая», в ней меньше жизни, чем в сестрах;

приоритет темных тонов, часто связанных с мотивом колдовства (например, при изображении Вершиной);

вместо лиц – личины (Володин – барашек);

порочная, извращенная красота (прекрасное гибкое молодое тело и лицо старой блудницы у Варвары);

недотыкомка – воплощение серости быта, бессмысленности, никчемности жизни, знак сумасшествия и смерти, символ измельчания мира.

В истории русской литературы Л.Н. Андреев занимает особую, пограничную позицию. «Для благороднорожденных декадентов – презренный реалист; для наследственных реалистов – подозрительный символист», как говорил о себе Л. Андреев. Творчество писателя генетически восходило к классике XIX века, но развивалось по законам новой эпохи с ее социально-философскими поисками и одновременно мифологизмом и мистицизмом, интересом к подсознанию. А.В. Татаринов пишет: «Одним из первых Андреев сумел создать художественный мир, однозначно не определимый в терминах традиционной эстетики и принципиально конфронтационный по отношению к идеологизированным теориям реализма и модернизма. Устойчивые границы сложившихся литературных групп, требующих верности “своей” системе образов и идей, казались ему слишком тесными». В прозе Л. Андреева соединялись социальная проблематика, типизация, бытовая реалистическая деталь и знаковые образы, мистицизм, метафорическая насыщенность текста, иногда аллегоричность, соединение мифа и реальности, пессимизм, особое внимание к темам судьбы (предопределенности), смерти, образу пустых небес (или не замечающего страданий и мольбы, а иногда и греховности людей Бога).

Литературные направления и течения «серебряного века»: обзор

Русская литература конца XIX – начала XX веков переживает небывалый подъем: одновременно существуют, влияя друг на друга, три литературных направления и зарождается четвертое.

Модернизм. Это направление включало в себя три течения:

декадентство (первое поэтическое поколение «серебряного века», название образовано от французского «decadence» – упадок, в России течение зарождается в середине 80-х годов XIX века, расцвета достигает в 90-е годы XIX века, его представители: Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Н. Минский, Ф. Сологуб и др. (еще этих писателей называют предсимволисты или старшие символисты);

акмеизм (третье поэтическое поколение «серебряного века», название образовано от греческого « άκμη » – пик, вершина, высшая степень чего-либо, максимум, острие, цветение, цветущая пора, «Цех поэтов» возникает в 1911 году, программа течения формируется примерно в 1912 году, его представители: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич и др.);

Социалистический реализм (начало формирования, первым произведением соцреализма принято считать пьесу «Враги» М. Горького, вторым – роман «Мать» того же автора).

1.Баевский В.С. История русской поэзии. 1730-1980: Компендиум. – Смоленск, 1994.

2.Бек Т.А. Силуэт «серебряного века»: Вместо предисловия // Серебряный век. Поэзия / ред.-сост. Т.А. Бек. – М., 1996.

3.Бореев Ю.Б. Эстетика; Теория литературы: энциклопедический словарь. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003.

4.Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» //

5.Голубков М.М. Максим Горький: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 1997.

6.Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. 20 – 30-е гг. – М., 1992.

7.Демидова А.С. Тени зазеркалья. Роль актера: тема жизни и творчества. – М.: Просвещение, 1993.

8.Капрусова М.Н. История русской литературы рубежа XIX – XX веков: Учебное пособие. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2014. – 7,7 п.л. – 123 с. – Серия «Методическая библиотека бакалавра»

9.Капрусова М.Н. Некоторые тенденции поэтики «серебряного века» // Проблемы целостного анализа художественного произведения. Вып. 3. – Борисоглебск, 2003. – С. 25-35.

10.Капрусова М.Н. Повесть И.А. Бунина «Суходол» в контексте культурной традиции (тема простора и его власти над русской душой) // Творческое наследие И.А. Бунина и мировой литературный процесс: Материалы международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А. Бунина. – Орел, 1995. – С. 25-29.

11.Капрусова М.Н. Проявления авторской позиции в рассказе Ф. Сологуба «Свет и тени» // Формы выражения авторского сознания в художественной литературе: сб. науч. тр. – Курган, 2003. – С. 40-44.

12.Кацис Л. « Ипполит» и «Удушение» «Серебряного века»: рецензия // http://ruthenia.ru/logos/number/2001_1/2001_1_12.htm

13.Келдыш В.А. Реализм и неореализм // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): в 2 кн. Кн. 1. – М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. – С. 259-335.

14.Келдыш В.А. Русская литература «серебряного века» как сложная целостность // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): в 2 кн. Кн. 1. – М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. – С. 13-68.

15.Керлот Х.Э. Словарь символов. – М., 1994.

16.Клинг О.А. О романах двух поэтов // Сологуб Ф. Мелкий бес; Белый А. Петербург. – Ставрополь, 1988 //

17.Коваленко С.А. Комментарии // Ахматова А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. – М., 1998.

18.Литературное наследство. Т. 72: Максим Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка / гл. ред. И.И. Анисимов. – М.: Наука, 1965.

19.Михайлов О. О Федоре Сологубе (1863-1927) // Сологуб Ф. Свет и тени: избранная проза. – Минск, 1988. – С. 3-16.

20. Найман А. «Поэма без героя» // http://www.ruthenia.ru/60s/ahmatova/naiman.htm

21.Одоевцева И. На берегах Невы. – М.: Художественная литература, 1989.

22.Оцуп Н. Серебряный век русской поэзии // Числа (Париж). – 1933. – Кн.7-8. – С. 174-178 //

23.Павлова М. Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф.К. Тетерников. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – С. 232-284.

24.Полоцкая Э.А. Антон Чехов // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): в 2 кн. Кн. 1. – М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. – С. 390-456.

25.Пустыгина Н.Г. Символика огня в романе Федора Сологуба «Мелкий бес» // http://www.ruthenia.ru/document/535453.html

26.Раев М. Соблазны и разрывы: Георгий Флоровский как историк русской мысли // Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. – М., 1995.

27.Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел / предисл. Вяч. Вс. Иванова; пер. с англ. О. Ронена. – М.: ОГИ, 2000.

28.Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – М., 1995.

29.Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала XX века: учебник для студентов. – М.: Просвещение, 1993.

30.Соболев А. «Мелкий бес»: к генезису заглавия // В честь 70-летия профессора Ю.М. Лотмана: сб. статей. – Тарту: Эйдос, 1992. – С. 171-184.

32.Тамарченко Н.Д. Лев Толстой // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): в 2 кн. Кн. 1. – М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. – С. 336-389.

33.Татаринов А.В. Леонид Андреев // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): в 2 кн. Кн. 2. – М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2001. – С. 286-339.

34.Толоконникова С. Ю. Неомифологизм в русской литературе конца 19 – 20 века: уч. пособие. – Борисоглебск, 2005.

35.Толстой И. Кто же сказал, что век – «серебряный»? // http://krotov.info/history/20/1900/1900tols.html

37.Хроника литературной жизни (1917-1929 гг.) / сост. Н.И. Дикушина, А.Д. Синявский, С.И. Аллилуева, Л.К. Швецова, Ю.А. Крестинский, О.А. Богуславский, Т.К. Трифонова // История русской советской литературы: в 3 томах. Т. 1: 1917-1929 гг. / отв. ред. А.Г. Дементьев. – М.: Издательство АН СССР, 1958. – С. 528-722.

39.Юртаева И.А. Жанровое своеобразие повестей Л.Н. Толстого 1890-900-х годов: уч. пособие. – Кемерово, 2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *