какие темы проходят в 5 классе по русскому языку

Какие темы проходят в 5 классе по русскому языку

Русский язык 5 класс начинает процесс обучения школьников в этом учебном году с формирования представления о русском языке, как достояния русского народа, как о государственном языке России, о его величии и национальной культуре.

На уроках русского языка в 5-м классе ученики расширят свои знания о национальной системе ценностей языка, узнают о связи языка с культурой русского народа.

На протяжении года школьники будут совершенствовать развитие речевой деятельности и акцентировать внимание на формировании коммуникативных умений.

Русский язык 5 класс продолжит знакомство и освоение учениками основных лингвистических понятий. На уроках русского языка школьники более широко начнут изучать курс грамматики.

На уроках русского языка пятого класса школьники будут выполнять различные типы заданий. В отличие от учащихся младшей школы пятиклассники будут выполнять задания по словарной работе, делать лингвистический разбор, писать изложения, сочинения и индивидуальные задания.

В конце каждой четверти для закрепления полученных знаний проводятся тестовые и практические работы, диктанты и итоговые занятия.

Грамматика

Морфология и орфография

Синтаксис и пунктуация

Фонетика. Графика

Морфемика и словообразование

Лексикология и фразеология

Что изучают по русскому языку в 5-м классе

Русский язык пятого класса продолжит знакомить школьников с морфологией и орфографией и даст знания о неизученных ранее частях речи.

Изучая раздел «Синтаксис и пунктуация» ученики более детально узнают об этих понятиях. В этом учебном году дети расширят свои знания о разных видах предложений, будут писать тексты с прямой речью, поупражняются в составлении диалогов и больше узнают о литературном языке.

В разделе «Фонетика и графика» учащиеся более детально остановятся на изучении гласных и согласных звуков, узнают о написании мягкого знака после шипящих, продолжат изучение ударений в слове и переносе слов в предложении.

Также русский язык пятого класса продолжит практические задания по разбору слов, познакомит с чередование звуков в корнях, написанием приставок и много другой нужной информации.

Изучая раздел лексики и фразеологии, ученики узнают о словарном богатстве русского языка и познакомятся с такими новыми понятиями, как неологизмы, историзмы и архаизмы. На уроках русского языка школьники продолжат ознакомление с омонимами, антонимами и синонимами, а также узнают об их отличии и попрактикуются, выполняя домашние задания на заданную тему.

Программа обучения в 5-м классе по русскому языку предусматривает увеличение объема практических занятий, тестовых заданий и выполнения домашних работ.

Русский язык 5 класс с Гипермаркетом Знаний

В отличие от уроков русского языка в младшей школе, программа обучения в пятом классе более сложная и требующая больше обращать внимания на выполнение разнообразных практических заданий и упражнений.

В Гипермаркете Знаний вы найдете интересные презентации, статьи, сочинения, рефераты, кейсы и другие не менее интересные уроки. Вы можете расширить свои знания по предмету, проходя тестовые задания, решая по нужной вам теме кроссворды или выполняя логические упражнения.

На сайте Гипермаркета Знаний собрано много разнообразной информации, которая превратит изучение русского языка в интересный и захватывающий процесс.

Источник

Теоретический материал по русскому языку 5 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Чтобы проверить согласную букву, нужно изменить слово так, чтобы за сомнительной согласной стояла гласная буква или сонорный согласный.

Про..ьба – проСить, мес..ный – месТо.

Когда употребляется разделительный Ъ, когда Ь знаки?

Разделительный Ь пишется в других частях слова перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

СерЬёзный, вЬются, воробЬи.

Расскажите о главных членах предложения.

Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее обычно выражается сущ. или мест. в им. пад.

Сказуемое – это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает подлежащее? Каково подлежащее? Что такое подлежащее? Что говорится о подлежащем? Сказуемое обычно выражается глаголом, а также существительным и прилагательным.

Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если оба главных члена выражены существительным в именительном падеже. Книга – лучший товарищ.

Листья падают с клёнов. О чём говорится в предложении? О листьях. Что? – листья – это подлежащее.

Вдали показался корабль. Что сделал корабль? Показался – это сказуемое.

Осенью небо хмурое. Что говорится о небе? Что оно хмурое. Хмурое – это сказуемое.

Расскажите о второстепенных членах предложения.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается сущ. или мест. в косв. падеже. Подчёркивается пунктиром.

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обычно выражается прилагательным. Подчёркивается волнистой линией.

На ветке дерева громко пела маленькая птичка. Птичка какая? – маленькая – это определение. Пела как? – громко – это обстоятельство. Пела где?- на ветке – это обстоятельство. На ветке чего? – дерева – это дополнение.

Что такое однородные члены?

Когда между ними ставится запятая, а когда не ставится?

Однородные члены – это слова, которые относятся к одному слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения.

Между однородными членами всегда ставится запятая, кроме случаев, когда их соединяют неповторяющиеся союзы И, Да=И, ИЛИ, ЛИБО.

Ребята купались, загорали. Ребята загорали, но не купались. Но: ребята купались и загорали. Ребята и купались, и загорали.

Что такое обобщающее слово?

Какие знаки препинания могут быть при обобщающем слове?

Обобщающие слова – это слова, которые являются общими для однородных членов и вмещают в себя их значение.

На столе лежали разные предметы: ножницы, тетради, карандаши. Ромашки, васильки, лютики – разные цветы украшали луг.

Что такое обращение?

Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью. Обращения не являются членами предложения и на письме выделяются запятыми.

Саша, ты прочитал эту книгу? Здравствуй, милая бабушка!

Чем различаются простые и сложные предложения?

Какие виды сложных предложений бывают?

В ССП части равноправны, их соединяют сочинительные союзы: и, а, но, или и др.

В СПП неравноправные части, от главной можно задать вопрос к зависимой, их соединяют подчинительные союзы: что, чтобы, потому что, когда, где, если и др.

БСП: В небе весело кружились птицы, они радовались солнцу и теплу.

ССП: Солнечный луч выглянул из-за тучи, и вершина горы засверкала.

СПП: Учитель объявил, что наш класс пойдёт в поход.

Что такое прямая речь?

Расскажите о знаках препинания при прямой речи.

Прямая речь – это чьи-либо слова, передаваемые от лица говорящего. Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают, кому принадлежит прямая речь.

Знаки препинания при прямой речи, стоящей после слов автора: А: «П». А: «П?» А: «П!»

Если прямая речь перед словами автора:

Мама удивлённо спросила: «Ты не будешь выступать на соревнованиях?»

Чем отличается диалог от прямой речи?

— Ваня, куда ты идёшь? – спросила Маша.

Расскажите о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

Звонкие парные согласные: Б В Г Д Ж З

Глухие парные согласные: П Ф К Т Ш С

Непарные звонкие: Р Л Н М Й

Непарные глухие: Ч Щ Х Ц

Почти все согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Непарные твёрдые – Ж Ш Ц,

непарные мягкие – Й Ч Щ

В приставках на З – С:

РАЗ – РАС, ИЗ – ИС, ВОЗ – ВОС, НИЗ – НИС, ЧЕРЕЗ – ЧЕРЕС, БЕЗ – БЕС – пишется З перед звонкими согласными, а С – перед глухими.

Расскажите о правописании корней с чередованием гласных о//а: лож-лаг, рос- раст- ращ.

Корни с чередованием гласных нельзя проверять ударением!

В корне лаг – лож пишется буква А, если за корнем стоит суффикс А.

В корне рос – раст – ращ пишется буква А перед СТ и Щ, перед С пишется О. Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, на вырост.

Расскажите о правописании букв Е-Ё-О после шипящих в корне слова, в суффиксах и окончаниях.

В корне после шипящих под ударением пишется Ё. Исключения: шов, шорох, капюшон, крыжовник, обжора, чокаться, шомпол, шорты, трущоба, шоры, шорник, чопорный, шок.

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е.

В глаголах и отглагольных словах в любой части слова под ударением после шипящей пишется Ё.

Шёл (гл.), течёт (гл.), сгущёнка (от гл.)

Расскажите о правописании букв И – Ы после Ц.

После Ц пишется буква И в корнях слов и в словах на –ция.

После Ц пишется буква Ы в суффиксах и окончаниях, а также в корнях слов-исключений: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкнуть

Что такое имя существительное?

Какие имена существительные пишутся в кавычках и с большой буквы?

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Сущ. бывают одушевлёнными и неодуш., собственными и нарицательными, относятся к мужскому, женскому или среднему роду, к 1, 2 или 3 склонению. Существительные изменяются по падежам и числам, в предложении обычно бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

Пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки собств. сущ., которые обозначают то, что сделано руками человека: названия книг, картин, фильмов, заводов, пароходов, конфет и т.п.

(Отдыхаем на) озере – сущ.

2. Пост. – неодуш., нариц., ср.р., 2 скл.

3. Отдыхаем – (где?)- на озере- это обстоятельство

Какие существительные относятся к 1, 2 и 3-ему склонениям?

К 3 – ему склонению относятся сущ. женского рода с нулевым окончанием.

Стадион, озеро – 2 скл.

Ночь, пустошь – 3 скл.

Когда у существительных пишется падежное окончание Е, когда – И?

Падежное окончание Е пишется у сущ.

1 скл – в Дат, Предл.п;

Падежное окончание И пишется у сущ.

3 скл – в Род., Дат., Предл. пад.;

в сущ на – ия – в Род., Дат.,Предл. пад.

В здании, на собрании

Из полиции, в секции

Расскажите об употреблении Ь после шипящих на конце сущ. и прил.

На конце существительных после шипящих буква Ь пишется только в 3 – ем склонении.

Если прилагательное оканчивается на шипящую, то мягкий знак не пишется.

Брошь, полночь – 3 скл.

Матч, врач – не 3 скл.

Что такое имя прилагательное?

Как проверить безударную гласную в окончании прилагательного?

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Чей? Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, в предложении являются определениями или сказуемыми.

Чтобы проверить безударное окончание прилагательного, нужно задать к нему вопрос от существительного, связанного с ним по смыслу.

(На) высоком (дереве) – прил.

1. Н.ф. – (какой?)- высокий

2. Непост – в ед.ч., ср.р., П.п.

3. На дереве (каком?) высоком – это определение.

Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида, относятся к 1 или 2 спряжению, изменяются по временам, в настоящем и будущем времени изменяются по числам и лицам, в прошедшем времени – по числам и родам.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

2. Пост. – несов. вид, 1 спр.

Непост. – в наст. вр., ед. ч., 3 л.

Как пишется НЕ с глаголами?

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, если глагол употребляется без НЕ.

Глаголы-исключения (не употребляются без НЕ):

Ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать, неистовствовать, недомогать, неволить, несдобровать, ему неможется и нездоровится.

Не был – (что делал?) глагол был употребляется без НЕ, значит пишем частицу раздельно.

Когда пишется –ТСЯ, когда – ТЬСЯ в глаголах?

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает) или что делают? (сделают), то этот глагол стоит в 3-ем лице, и в нём ТСЯ пишется без Ь.

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то он стоит в неопределённой форме и в нём пишется ТЬСЯ с Ь.

Солнце улыбается (что делает? – это 3л. ед ч., Ь не пишется.

Хочется улыбаться (что делать?) – н.ф., Ь пишется.

Как пишутся корни с чередованием гласных Е/И?

Корни с чередованием гласных Е//И

Как определить вид глагола?

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? Что делал? Что делаю? Что буду делать?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? Что сделал? Что сделаю?

Они растут (что делают?) – несов. в.

Они вырастут (что сделают?) – сов в.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

Расскажите о глаголах-исключениях.

Чтобы проверить безударное личное окончание глагола, нужно задать к нему вопрос, затем, не меняя вида глагола, поставить его в н.ф. Если глагол в н.ф. оканчивается на –ить (кроме «брить, стелить»), то это глагол 2 спряжения. Также ко 2-му спряжению относятся 4 глагола на –ать и 7 глаголов на –еть:

гнать, держать, дышать, слышать,

смотреть, видеть, ненавидеть,

обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Все остальные глаголы (оканчивающиеся на ать, уть, еть, ыть, оть, ти, чь и 2 глагола на –ить: (брить, стелить) относятся к 1 спряжению.

Он расскаж..т – что сделает? – что сделать? – рассказать – глагол оканчивается на ать, значит он относится к 1 спряжению.

Ты стро..шь – что делаешь? – что делать? – строить – глагол оканчивается на –ить, значит он относится ко 2 спряжению.

Перечислите личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения.

Когда пишется Ь после шипящих на конце глаголов?

На конце глагола после шипящей пишется Ь в 3-ёх случаях:

— если это глагол в н.ф.: жечь, стеречь, смочь и др.

— если гл. во 2-ом л. ед ч.: ты живёшь, думаешь.

— если это гл. повелит. накл.: отрежь, намажьте.

Источник

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательных школ. Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)

Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2020.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Содержание курса русского языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленнос ти курса русского языка в 5 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникатив­ ные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимо­ действие со сверстниками и взрослыми; адекватно восприни­ мать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского рече­вого этикета и др.);

познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказатель­ ства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ­ лять библиографический поиск, извлекать необходимую ин­ формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, вы­ бирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, системати­ зировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

регулятивные универсальные учебные действия (ста­ вить и адекватно формулировать цель деятельности, планиро­ вать последовательность действий и при необходимости изме­ нять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокор­рекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей обучающихся, прежде всего в процессе изучения русского языка в школе.

Цели обучения: курс русского языка в 5 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

— совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

— коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

— интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

— информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

— организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Данная рабочая программа рассчитана на 6 учебных часов в неделю, что составляет 204 часа в год. Срок реализации программы – 1 год.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся в 5 классе

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

— соблюдение норм и правил поведения;

— прилежание и ответственность за результаты обучения;

— готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

— наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

— способность к сотрудничеству и коммуникации;

— способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

— способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам и т.д.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

У обучающегося будут сформированы:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

1) владеть всеми видами речевой деятельности:

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации;

• уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения; владеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

1) знать об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоить основы научных знаний о родном языке; понимать взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоить базовые понятия лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использовать их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;

7) проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использовать их в собственной речевой практике;
9) осознавать эстетическую функцию родного языка, оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

I. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

II. К концу 5 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

· разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

· разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;

· соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль, подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *