какие теории происхождения культуры распространены в научном знании

Основные теории происхождения культуры

Многообразие Подходов Копределению Сущности Культуры.

В определении сущности культуры на первый план выступает философский подход.Он формирует наиболее универсальную трактовку феномена культуры. Культура понимается философией как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неудовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства – мира культуры.

Философия видит в культуре смыслонесущий и смыслопередающий аспекты человеческой практики и ее результатов, символическое измерение реальных событий.

Конкретизацией философского видения культуры может быть взгляд на нее с позиций эстетики, этики и морали.

Эстетический подходк культуре (по Ф. Шиллеру) предполагает, что путь к высшим ценностям (свободе, добру, справедливости) пролегает через красоту, создаваемую в сфере искусства. С позиций эстетики культура рассматривается как осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности.

Культура с позиций морали и этики (по И. Канту, А. Щвейцеру) предстает как добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей перед всем сущим в мире, а перед самим человеком ставит задачу гармонизации его физической и нравственной сущности.

Философия отводит культуре место идеального связующего звена между вечным и преходящим. Это понимание находит точки соприкосновения с религиозным воззрением на нее. Спектр религиозных воззрений на культуру достаточно широк. Главное место в нем отводится пониманию культуры как условия спасения, как деятельной любви к Богу, людям, миру.

В числе собственно культурологических подходовк определению сущности культуры обычно выделяются:

1) аксиологический подход,определяющий культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством;

2) психологический подход,характеризующий культуру как набор поведенческих стереотипов и мотиваций, обеспечивающих социальную коммуникацию;

3) этнографический подход,представляющий культуру как сумму знаний, обычаев и верований того или иного этноса;

4) исторический подход,рассматривающий культуру как систему конкретно—исторических типов общественного развития;

5) социологический подход,позволяющий исследовать культуру как часть социальной системы, социальных отношений, определенный социальный институт. Социология культуры исследует роли, которые играет культура в обществе (воспитательную, цен—ностно—ориентирующую, коммуникативную и др.). Но в рамках социологического подхода культура рассматривается прежде всего как способ упорядочивания (регуляции) социальных отношений.

Функции Культуры.

Термин «функция»(от лат. functio – «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».

Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой главной, системообразующей функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная.

Адаптивная функциякультуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.

Регулятивная функцияможет быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.

В этом ряду наиболее важнейшей является аксиологическая (ценностная) функция.Культура – это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.

Если ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она является также совокупностью знаковых систем (речи, языка формул, искусства и т. д.).

Семиотическая (знаковая) функцияпредполагает знание человеком специальных языковых систем.

Познавательная функциявключает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции.

Гносеологическая (познавательная) функциякультуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время – в порядке обратной связи – сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя).

Коммуникативная функцияпозволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками.

Функцию трансляции, передачи социального опытаот поколения к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества.

Ценности Культуры.

В содержании культуры важное место занимают ценности. В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях – аксиология.

Ее развитию в немалой степени способствовали Г. Лотц, В. Виндельбанд, Г. Риккерт.

Существуют различные подходы к пониманию ценностей. Обычно ученые исходят из следующих представлений.

Ценность– это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту.

Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи).

Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек.

Ценностный смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования – ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете.

Если предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности личности, он обретает ценность.

Следовательно, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект.

Ценность в культурологии не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме. Нельзя в товарно—денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека.

Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная – не иметь ценности.

В аксиологии приняты различные варианты классификации ценностей. Есть классификации, в которых ценности выстраиваются в иерархической последовательности – от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические, материальные.

На основе ценностных представлений, господствующих в культуре, образуется система ценностных ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их по—своему.

В качестве ценностных ориентаций могут выступать семейное счастье, материальное благополучие, любовь, успешная карьера, порядочность и др.

У человека высокой культуры определяющими становятся духовные ценности.

Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с другом. Поэтому человек практически обрекается на муки выбора альтернативных ценностей.

Культурные Нормы.

Важным средством регуляции поведения людей выступают культурные нормы.

Устанавливаемые государством нормы являются официальным выражением культурных норм.

Но правовые нормы не исчерпывают всего разнообразия действующих в обществе норм.

Культурные нормывозникают уже на самых ранних этапах человеческой эволюции. С помощью знаковых систем культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки» общества – обычаи, традиции.

Различные культуры обладают разной степенью нормативности.

Нормативная «недостаточность» может привести к негативным явлениям – росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. Но препятствием для социального прогресса может стать и нормативная «избыточность».

Культурные нормы унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их коллективных действий. Следование культурным нормам выступает необходимым условием для организации совместной жизнедеятельности людей, поддержания общественного порядка.

Культурные нормы нередко представляют собой процедурные правила, способы, программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата производственно—технические нормы, секреты профессионального мастерства, приемы деятельности).

Культурные нормы обычно подразделяются на общекультурные, групповыеиролевые.

К общекультурным нормамотносятся правила поведения в публичных местах – на улице, в городском транспорте, магазине, театре; правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности и др.

Групповые нормымогут быть как образцами поведения, характерными для некоторого класса, социального слоя или социальной группы, так и особыми правилами, которые устанавливают для себя отдельные группы, сообщества или организации (нормы первой группы – правила светского этикета, дворянской чести, воинский устав и др.; нормы второго вида – нормы поведения в клубе, фирме и др.).

Ролевые нормыопределяют характер поведения находящегося в определенной социальной позиции (роль руководителя, покупателя, родителя и др.).

Общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая отклоняющееся (девиантное) поведение.

Главными механизмами социального контроля выступают общественное мнение, административное управление.

Контроль над соблюдением норм и защита их от нарушений являются непременными условиями существования культуры. Общество заинтересовано в этом потому, что соблюдение социокультурных норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как отступления от норм чреваты непредсказуемыми последствиями.

Культурогенез.

В современной науке существует множество различных трактовок генезиса культуры (процесса зарождения культуры): существуют орудийно—трудовая, эволюционная, психоаналитическая, символическая, социокультурная, игровая, религиозная и иные концепции.

В рамках орудийно—трудовой концепции(по Ф. Энгельсу) возникновение культуры связывается со становлением способности человека к труду и его умения создавать орудия труда. Трудовая концепция генезиса культуры утверждает, что создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и самой культуры.

Эволюционистская концепция(по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Л. Г. Моргану и др.) исходит из того, что культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи от простейших форм к более сложным.

Символическая концепция(по Э. Кассире— ру)объясняет возникновение культуры тем, что человек на определенном этапе своей эволюции утратил инстинкты и вынужден был существовать по подобию. Это привело к постепенной выработке определенной системы ориентиров – символов, обеспечивших приспособление человека к миру.

Игровая теория(по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осмысленным видом жизнедеятельности.

Человек играющий, по мнению Й. Хейзинги, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий.

Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру, игрой были музыка и танец.

Из обычаев социальной игры выделилось право. Эти наблюдения привели Й. Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре.

Психоаналитическая концепция(по З. (Фрейду) подходит к раскрытию генезиса культуры через исследование феномена первобытной культуры.

Большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обрел особенности, которые не были присущи животному миру.

Религиозная концепциясвязывает начало культуры с возникновением веры в Бога. Одна из центральных в христианстве тем – тема от—деленности человека от Бога.

Пустоту разрыва между Богом и людьми призвана была восполнять культура, именно она привносила в жизнь высокие смыслы.

В основе христианского понимания культуры лежит стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности.

Вера в Бога давала человеку силу преодолевать себя, наполнять свою жизнь моральными смыслами.

Основные теории происхождения культуры

Научный, систематический характер представления о культуре стали приобретать в новое время, в XVII–XVIII вв.

Первыми на стезе систематизации представлений о многообразии культуры были немецкие ученые Иоганн Готфрид Гердер и Иоганн Форстер, которых одновременно можно назвать философами культуры и антропологии. В их работах появилась постановка вопросов, характерных для современного культурологического знания. В широко известной книге И. Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» сформулировано такое понимание культуры, которое составило основу европейской культурологической традиции. И. Г. Гердер утверждал, что культуры обладают способностью развиваться из самих себя. Это составляет закон прогресса в истории. Поэтому в любом событии он пытался выявить тенденцию к высшей цели. Закон прогресса в природе он понимал как восходящий ряд живых существ, в истории усматривал его в устремленности человеческого общества к гуманности.

Первым теоретическим представлением, появившимся в результате изучения жизни народов, их культур, стало эволюционистское (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Ш. Ле—турно, Л. Г. Моргану и др.).

Идеи линейности, единства человеческого рода и единообразия, стадиальности, прогресса в развитии культуры от простого к сложному стали основополагающими для исследований эволюционистов.

Эволюционистская парадигма в изучении культуры много внесла в понимание человеческой природы, функций культуры, закономерностей ее развития.

В XIX в. на волне исследований по проблемам различных культур становится самостоятельной областью научной рефлексии философия культуры, а ее предметом – человек и создаваемый им символический, искусственный мир.

Важным направлением в развитии культурологических идей стало социологическое направление (по О. Конту, Э. Дюркгейму, М. Веберу, Г. Зиммелю и др.), исследующее соотношение элементов культуры и социального устройства, показывающее, как культурные ценности воплощаются в социальной реальности.

Социологию культуры, особенно ее аналитическое направление, развивали Ч. Кули, У. Томас, Д. Мид.

В XIX в. в качестве самостоятельного в науках о культуре выделяется психологическое направление, активно исследующее различные формы проявления духа культуры (мифы, сказки, мораль, быт, нравы). Новый подход в культурологических исследованиях заложило психоаналитическое направление (по З. Фрейду, М. Миду, Б. Бенедикту, К. Г. Юнгу и др.), позволившее более основательно понять не только логику, но и чувственные стороны и основания культурных феноменов.

Источник

Происхождение культуры

какие теории происхождения культуры распространены в научном знании. Смотреть фото какие теории происхождения культуры распространены в научном знании. Смотреть картинку какие теории происхождения культуры распространены в научном знании. Картинка про какие теории происхождения культуры распространены в научном знании. Фото какие теории происхождения культуры распространены в научном знании

Как и почему возникла культура — одна из самых сложных проблем научного и философского познания. Конкретные историко-археологические исследования показывают взаимосвязь происхождения человека, общества и культуры. Взятый в единстве всех его составляющих, этот процесс называется антропосоциокультурогенезом. На сегодняшний день не существует общепринятой теории антропосоциокультурогенеза. Однако можно кратко обозначить несколько основных подходов к объяснению происхождения человека, общества, а заодно и культуры: религиозный, конкретно-научный, философско-социальный.

Исторически одним из первых является богословское истолкование этого вопроса, особенно популярное среди верующих христиан. Традиционное библейское учение о сотворении мира и человека богом в течение недели, конечно, никто сегодня не рискнет понимать буквально. Считается, что это поэтическая метафора или зашифрованная в ней информация. Любая конкретно-научная проблема (например, моногинии или полигинии — произошло ли человечество от одной пары предков, или их было больше) решается здесь в духе сохранения религиозных догматов. Если принимать во внимание только нормативную сторону, то создателем культуры можно считать Бога, который ввел первый запрет для Адама и Евы — на употребление плодов с древа познания.

Первородный грех «прародителей», тем не менее, сыграл очень существенную роль в культурогенезе: нарушив запрет, люди стали различать добро и зло, узнали стыд. О цене этого приобретения можно судить по силе божественного наказания. Вся дальнейшая человеческая судьба — в поте лица своего трудиться, в муках продлевать свой род, сознавая неизбежность смерти — мало отличалась бы от судьбы рабочего скота, если бы человеку не дана была свободная воля, способность творить новое. Таким образом, религия, вольно или невольно, свела проблему культурогенеза к догматам о богопослушании, грехопадении и свободной воле человека.

Оригинальный подход в рамках религиозной ориентации предложил П. Тейяр де Шарден. Этот французский ученый-палеонтолог отверг статичные взгляды, приняв идею эволюции неорганического и органического бытия, а также человека. Движущей силой ее является целеустремленное сознание, а показателем эволюции — возрастание духовной энергии, присущей всему суще­ствующему. Человеку и культуре принадлежит исключительная, космическая по масштабам, роль, ради которой они и возникли – сформировать в ходе своего исторического развития ноосферу, разумную духовную оболочку Земли как воплощение второго пришествия Христа.

Как в традиционном, так и в модернистском варианте религиозная трактовка культурогенеза — это ответ на вопрос «зачем» возникла культура, а не «почему» она возникла, ответ на вопрос о целях культурной жизни, а не на вопрос о ее причинах. В таком виде религиозное учение о культуре имеет право на существование.

Признавая факт роста влияния религии в конце XX века, мы должны отметить, что научное и философское изучение проблем происхождения культуры является более логичным, последовательным, фактически обоснованным. Со 2-й половины XIX в. широкое распространение приобретает конкретно-научная, биологическая и социобиологическая трактовка проблемы антропосоциогенеза. В ее рамках возникновение культуры рассматривается как особый этап эволюции высокоорганизованных животных, ведущих подвижный образ жизни в изменчивой среде. Главным критерием здесь оказывается экологическая целесообразность характеристик наших далеких предков, например, переход к прямохождению от передвижения на четырех конечностях объясняется изменением климата и усилением солнечного излучения. Развитие бинокулярного зрения увязывается с эволюцией передних конечностей и усложнением структуры головного мозга у приматов.

Причиной эволюционного ответвления гоминид (предлюдей) от высших человекообразных обезьян представляется (1) либо их способность потреблять в течение жизни больше пищи, чем потребляют обезьяны (высокий уровень обмена веществ), (2) либо их сравнительная отсталость, (3) либо сочетание определенных экологических особенностей. Если опираться на тезисы о естественном отборе и борьбе за существование, то, можно предположить, что при сильных колебаниях климата, похолоданиях или потеплениях, предлюди (гоминиды) оказались в более выгодной экологической ситуации, чем предки современных человекообразных обезьян, приспособленные к конкретной природной среде и более специализированные в связи с этим.

Эти обстоятельства повлекли медленный непрерывный прирост численности наших предков, нерегулируемый экологическими факторами типа популяционных волн, как у других животных. Следовательно, чтобы природное равновесие все же сохранялось, должны были появиться средства контроля численности данного вида, не присущие другим высокоразвитым животным — таким средством становятся орудия коллективного производительного потребления, вернее, уровень их технологического развития.

Однако многие особенности культурной эволюции первобытного человека, в частности, формирование сознания и речи, не поддаются однозначному объяснению средствами биологии и биосоциологии. В связи с этим авторитетными в науке являются философско-социальные концепции происхождения культуры. Наиболее известна трудовая теория антропосоциогенеза, разработанная в марксизме. Согласно этой теории, труд создал человека, общество и культуру. В процессе трудовой деятельности человек преобразует предмет природы, но одновременно с этим изменяется сам. Изготовленные им орудия труда предназначены для осуществления коллективных целей. Труд укрепляет единство сообщества людей помимо силы биологических связей, постепенно меняя характер всех человеческих отношений. Поскольку труд обязательно предполагает существование заранее определенной цели, постольку в психике наших далеких предков должны были происходить существенные изменения, ведущие к формированию сознания. Творчески преобразующий характер трудовой деятельности есть изначальное, исторически первичное свойство культуры, лежащее в основе всех последующих форм культурной деятельности человечества.

Однако с такой оценкой культурной роли труда не все согласны. Существует точка зрения, что основным фактором культурогенеза стало возникновение и развитие речи. Сравнение показывает, что темпы эволюции сообществ, знавших примитивную трудовую деятельность, значительно ниже, чем у сообществ, освоивших наряду с трудом речевое общение. Действительно, от эпохи начального применения орудий до эпохи возникновения речи прошло почти полтора миллиона лет с весьма скромными культурными показателями. В то же время развитие языка способствовало расцвету первобытной культуры.

Ученые полагают, что в развитии речевого общения можно выделить две исторические стадии: симпрактическую и синсемантическую. Первая представляет собой близкое животным ситуационное общение с аффективными, то есть эмоционально окрашенными, звуками и жестами, сопровождающими непосредственную жизнедеятельность. Вторая, синсемантическая стадия предполагает освобождение звуков — слов от привязки к конкретным ситуациям и появления общего для данной группы людей смыслового поля. Фактически это означает, что только с возникновением активного речевого общения становится возможной духовная культура.

Чтобы объединить достоинства трудовой теории антропосоциогенеза и учения о культурной роли языка, в последнее время была выдвинута концепция «двух скачков». В ней делается допущение о связанном действии двух основных факторов — первичного, в виде орудийной деятельности архантропов и палеоантропов (самых древних предков человека), и вторичного фактора — речево­го общения, повлекшего становление мышления и воли у неоантропов (непосредственных предков современного человека).

Некоторые ученые (Т.Роззак) считают, что источником культуры была магия. Еще в эпоху палеолита, когда не было никаких орудий труда, различные мистические песнопения и танцы были выразителями первых «человеческих» чувств и определяли сущность человеческой природы. Американский культуролог предположил, что древний человек вначале духовно освоил мир как мечтатель, искатель смыс­лов, творец видений, а потом уже стал человеком «творящим». Он рисует такую последовательность этапов жизни чело­века первобытного общества: вначале человека посещали раз­личные мистические видения, вызванные таинственностью окружающего мира, затем появились первые орудия труда, потом человек научился использовать огонь для приготовле­ния пищи, затем начал ориентироваться по звездам и покло­няться им, потом он приручил животных, стал земледельцем и, наконец, властителем природы. Молитвенно-восторженное восприятие жизни привело к возникновению различных ре­лигиозных верований (магия, фетишизм, тотемизм, анимизм), которые, по мнению ряда исследователей, предшествовали практическому освоению жизни в эпоху палеолита.

Другой известный культуролог Л. Мамфорд считает, что трудовая теория развития человека и культуры ошибочна, т. к. действия, необходимые для производства эле­ментарных орудий труда из камня или дерева, не требуют какой-либо значительной остроты мысли. Ведь не только че­ловек, но и другие биологические виды создают оригиналь­ные устройства. Бобры научились строить запруды (плотины), пауки — плести паутины, муравьи — создавать муравейни­ки. Причем некоторые биологические виды оказались в этом даже более изобретательными, чем человек. Я полагаю, — под­черкивал ученый, — что возможность выжить без инородных орудий труда дала древнейшему человеку достаточное время для развития тех нематериальных элементов его культуры, которые в значительной степени обогатили его технологию.

Л. Мамфорд считает, что рассматривать человека как жи­вотное, которое изготавливает орудия труда, — значит, про­пустить значительный период человеческой предыстории, который сыграл решающую роль в развитии его ума. Внача­ле человек научился понимать и производить символы. Имен­но они, по мнению ученого, были прологом культуры. А сим­волы рождались из способности человека сделать акцент на самом себе, сделать из себя нечто такое, что выделяло его из окружающего мира.

Русский философ П. А. Флоренский, производивший сло­во «культура» от слова «культ» — поклонение богам, считал, что культура имеет божественное происхождение. Не в бук­вальном смысле этих слов, а в том, что создание материаль­ных орудий труда, полезных для выживания человека (молот, пила, насос и др.), носит сакральный (священный), т. е. куль­турный смысл. Машины и инструменты, по смыслу Флорен­ского, это не просто творения культуры, это символы эпохи.

Это лишь некоторые точки зрения на генезис культуры, на ее происхождение. Очевидно, что каждая из них содержит какую-то часть истины. Но они не мо­гут полностью раскрыть тайну превращения обезьяны в че­ловека, не могут объяснить секреты социальной жизни. Поэтому вопрос о происхождении человека во всех де­талях окончательно не аргументирован. Но, несмотря на это, сам феномен культуры, ее возникновение и становление рас­сматривается всеми теориями как радикальный сдвиг в раз­витии человека, человечества в целом и всего историческо­го процесса.

Использованная литература:

1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

2.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *