какие территории киргизия отдала китаю
Как Узонгу-Кууш отдавали Китаю — история переговоров, длившихся 141 год
20 лет назад главы Кыргызстана и Китая подписали в Бишкеке договор о государственной границе, поставив точку в процессе делимитации и демаркации кыргызско-китайской границы.
Реакция в Кыргызстане на документ была неоднозначной — кто-то приветствовал принятие окончательного решения, но народ выступал против передачи земель Китаю.
Sputnik Кыргызстан решил рассказать, как шел процесс делимитации границ между двумя государствами. В материале использованы данные из книги кандидата географических наук Саламата Аламанова «Формирование государственной границы Кыргызстана», а также информация из открытых источников.
После обретения в 1991 году Кыргызстаном независимости у него возникла острая необходимость в уточнении государственных границ. Не секрет, что в советскую эпоху выпасы и поля использовались совместно с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, так как республики были объединены в одну страну — СССР.
История вопроса
В 1871 году российский император ввел войска на территорию Или-Кулжа, которая была спорной. Этот факт привел к охлаждению отношений между империями. Позже китайским властям удалось урегулировать обстановку в регионе, восставшие были наказаны, и представители двух империй составили первый договор о границах, но уже в Санкт-Петербурге. Впоследствии было составлено еще несколько протоколов, договоров и соглашений, а переговоры о формировании границ продолжались и в ХХ веке, но уже между правительствами Советского Союза и Китайской Народной Республики***.
Справка Sputnik Кыргызстан
Протяженность госграницы с Китаем составляет 1 071,8 километра. Переговоры о делимитации завершились в 2004 году, теперь она уточнена и не вызывает никаких споров. Наиболее сложными для разрешения были спорные участки в районе пиков Хан-Тенгри и Победы, а также территория западнее перевала Бедел (водосбор реки Узенгу-Кууш).
Ущелье Узонгу-Кууш раскинулось на 2 800 гектарах горной местности. Пахотных земель там нет, но территория используется животноводами. Постоянно проживающего населения в этой высокогорной местности тоже нет.
Острые переговоры
В прошлом веке произошло много изменений — был создан, а затем распался СССР, империя Цинь стала Китайской Народной Республикой, а Кыргызстан — независимым государством. С 1930-го по 1960 год ХХ века переговоры и вовсе прекратились. Процесс описания границ возобновился только в 1964 году и затянулся вплоть до распада Союза.
Камень преткновения
Самыми сложными стали переговоры по пятому спорному участку — ущелью Узонгу-Кууш. Стороны долго не могли прийти к единому мнению, и, чтобы выйти из тупика, Кыргызстан и Китай договорились использовать в работе протоколы 1864-го и 1884 годов по Чунгурчаку и Жаны-Маргалану. В итоге 26 августа 1999 года президент Аскар Акаев и председатель КНР Цзянь Цзэминь подписали в Бишкеке дополнительный договор.
Тогда в Кыргызстане реакция на документ была неоднозначной — одни радовались окончательному решению, но в основном народ выступил против передачи земель Китаю, так как ущелье Узонгу-Кууш кыргызстанцы с давних времен считали своей территорией.
Дополнительное соглашение Законодательное собрание Жогорку Кенеша (тогда парламент был двухпалатным) приняло 10 мая 2002 года, Собрание народных представителей поддержало его уже 17 мая. При голосовании против выступили только несколько депутатов.
Тогдашний депутат Собрания народных представителей Жамин Акималиев отметил, что не согласился с передачей земель Китаю.
«С Аскаром Акаевым у меня были хорошие отношения, но после подписания соглашения они испортились. Территории, перешедшие Китаю, были исторически кыргызскими, и эта земля стала спорной только во времена Союза. Власть предержащие озаботились улучшением отношений с Китаем, но не спросили мнение народа. Считаю, что это решение Акаева стало его первой изменой интересам кыргызского народа. Ведь китайцам передали тысячи гектаров земли и полезные ископаемые, а взамен мы ничего не получили», — сказал Акималиев.
Он напомнил, что аксыйская история и революция 2005 года произошли в том числе и из-за вопроса по Узонгу-Куушу.
Тогдашний глава правительственной комиссии по делимитации и демаркации границ Саламат Аламанов отмечает, что переговоры длились три года и были очень сложными.
«Специалисты провели колоссальную работу по уточнению границ, на их долю выпали тяжелые переговоры. Руководство республики требовало быстрейшего решения приграничных вопросов. Китайская сторона в свою очередь заявила, что поддержит подходящие для Кыргызстана условия. На основании этого были утверждены линии границ, которые существуют и ныне. После этого мы приступили к разделению, и в итоге только 30 процентов территории ущелья Узонгу-Кууш перешли к Китаю, а 70 процентов остались под юрисдикцией Кыргызстана.
По его словам, согласно данным геологических изысканий, сведений о полезных ископаемых на территории Узонгу-Кууша нет.
Таким образом, по истечении 146 лет (с 1858-го по 2004 год) процесс делимитации и демаркации границ окончательно завершился.
Справка Sputnik Кыргызстан
Кыргызстан граничит с Китаем и тремя республиками бывшего СССР — Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Общая длина границ КР равна 4 503 километрам.
Общая протяженность госграницы с Казахстаном составляет 1 242 километра. Процесс делимитации завершился в 2001 году. Переговоры были основаны на постановлении ВЦИК 1930 года и Указе Киргизской ССР 1961 года, которые описывали границы.
Протяженность общей границы Кыргызстана и Таджикистана составляет 970 километров. К настоящему времени согласовано всего 519. Несогласованных участков около 70, особо проблемными являются Алтын-Мазар, Унжу-Булак (Караганды-Сай), Осмон Жайлоо и Алмабараз. На территории Кыргызстана находятся два таджикистанских анклава — Ворух и Кайрагач.
Как Китай забрал территорию у бывших советских республик
После распада СССР Китай сразу предъявил новым независимым республикам Средней Азии существенные территориальные претензии. Стоит отметить, что если на Дальнем Востоке предметом спора Китая с Россией в свое время служили небольшие речные острова, то в Средней Азии Китай претендовал на все земли, когда-то входившие в состав Джунгарского ханства (XVII-XVIII века). А это большая часть Восточного Казахстана и Северной Киргизии.
Сознавая, что такую территорию им никто не отдаст, китайские власти постепенно умерили аппетиты, но территориальные претензии все равно составляли десятки тысяч квадратных километров. В частности, китайцы претендовали на «спорные» казахстанские 34 тыс. кв. километров.
Договориться, пока не поздно
В 1990-е годы Казахстан решил не дожидаться новых инцидентов на границе и поспешил урегулировать все приграничные вопросы с Пекином. Для этого ему дважды пришлось идти на уступки.
В 1997 году Нурсултан Назарбаев сумел достичь окончательных договоренностей о демаркации казахско-китайской границы. По официальным данным, Китаю была передана территория площадью 407 кв. километров. Но самого договора в открытом доступе никто не видел. Обеспокоенная казахстанская общественность из-за этого выдвигает предположения, что реально китайцам отдали несколько тысяч квадратных километров. В любом случае Казахстан смог решить доставшийся от Советского Союза территориальный вопрос, не испытав при этом политических потрясений, как это случилось в соседней Киргизии. Даже несмотря на то, что среди отданных Китаю территорий была гора Хан-Тенгри, имеющая культовое значение для местных кочевых народов.
Первому президенту Киргизии Аскару Акаеву тоже пришлось договариваться с китайцами. В 1999 году Бишкек и Пекин достигли соглашения по спорному участку Узонгу-Кууш. В итоге Китай получил 161 кв. км, что составило 39% от их первоначальных требований. Стороны остались довольны компромиссом, но киргизское население было возмущено фактом заключения этих соглашений, что стало одной из причин первой революции в стране в 2005 году.
«Все эти территории были предметом пограничных споров еще с советских времен, Китай не признавал существующую по факту границу, – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт из Киргизии Марс Сариев. – Киргизия и Казахстан сами были заинтересованы в урегулировании, чтобы решить приграничные проблемы и закрепить это в документах. Вопрос того же участка Узонгу-Кууша не был решен в советское время, СССР демонстративно сам провел границу и поставил там укрепления. Стоит отметить, что большая часть спорных территорий все-таки осталась за постсоветскими республиками. Китай претендовал на гораздо большие земли, но нашли компромиссный вариант, и китайцы согласились на меньшую часть».
«Китай – это растущая сверхдержава, и нам надо было решить с ним пограничные вопросы. Я не думаю, что в будущем у Китая снова возникнут такого рода территориальные претензии. Даже учитывая опасения, что из-за громадного госдолга придется по примеру Таджикистана или Шри-Ланки расплачиваться с китайцами своей территорией, думаю, до этого не дойдет. Пекин уже согласился пролонгировать долг, если мы оплатим проценты», – считает Сариев.
Тема территориальных уступок в Средней Азии является одной из самых болезненных. Во многом из-за повышенной китаефобии среди местного населения, причем чем ближе люди живут к Китаю, тем больше китайцы вызывают опасений. В Казахстане провалились проекты еще на стадии обсуждения по передаче в аренду китайским компаниям сельскохозяйственной земли. В Киргизии споры с китайскими горнодобывающими компаниями местное население и вовсе решает путем митингов и погромов.
Такая реакция отчасти вызвана политикой Пекина по отношению к мусульманским меньшинствам, проживающим в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. В западных СМИ постоянно появляются публикации о трудовых лагерях, куда насильно помещают на перевоспитание местные народности. Закрытость Китая не позволяет опровергнуть или подтвердить эту информацию.
Сами среднеазиатские страны попадают во все большую экономическую зависимость от Китая, в частности, постоянно набирая многомиллиардные кредиты, которые не в силах отдать. Население всерьез опасается, что за кредиты их коррумпированные правительства будут расплачиваться землей, либо отдадут в разработку месторождения полезных ископаемых. Подобный прецедент уже произошел в Таджикистане.
Уступчивый Таджикистан
В 1990-е годы соседний Таджикистан был охвачен гражданской войной, поэтому территориальные вопросы с другими государствами таджики отложили на потом. Возможно, поэтому Душанбе пришлось отдать гораздо большие участки земли, по сравнению с Киргизией и Казахстаном. Китай усилился и уже не стал ограничиваться компромиссными вариантами.
В 2011 году, в день образования КНР, Таджикистан торжественно (!) передал часть своей территории Китаю. Китайцы получили 1,1 тыс. кв. км земли, что составляет ни много ни мало – 0,77 процента от общей территории Таджикистана.
Такая щедрость со стороны таджиков обусловлена многими факторами, в том числе и большой зависимостью от Пекина. Кроме того, в Таджикистане до сих пор правит жесткий режим Эмомали Рахмона, вся оппозиция разгромлена и фактически запрещена. В такой ситуации президент может позволить себе пойти на непопулярные решения. К тому же отданные территории находились в Горно-Бадахшанской автономной области. Местное население этнически и религиозно отличается от таджиков и живет в труднодоступных горных районах, поэтому их мнение в Душанбе мало кого интересовало.
На этом «плодотворное» сотрудничество между двумя странами не завершилось. Таджикистан набрал китайские кредиты на постройку дорог, ТЭЦ и другой инфраструктуры. Расплачиваться же бедной стране оказалось нечем. В итоге китайским компаниям отдали в разработку золоторудное месторождение «Верхний Кумарг». Ранее китайцы уже получили в разработку другие золотые, серебряные и угольные месторождения в Таджикистане.
В соседних странах оппозиция кивает на таджикский пример и заранее грозит властям протестами в случае повторения у них подобного сценария. Китайцы еще никому просто так не списывали долги, расплачиваться в любом случае придется, либо на отдаленную перспективу пытаться пролонгировать долги.
Тем временем совсем рядом, в Гималаях, противостояние Китая с индийской армией периодически перерастает в полноценные бои. И если даже Индия не может всегда противостоять Китаю мирными методами, то что могли бы сделать маленькие постсоветские республики? Уступки были неизбежны, но удовлетворится ли ими Китай или вновь вспомнит в будущем?
«У Китая сейчас большая напряженность с Индией, этот конфликт всегда находился в тлеющем режиме. Сейчас там идет накопление вооружений, особенно с китайской стороны, непонятно, как они собираются решать с индусами территориальный вопрос. Также у Пекина большие территориальные споры в Южно-Китайском море. В этой ситуации Китай будет заинтересован в стабильности у своих западных границ со среднеазиатскими странами и Россией, рассматривая их в качестве тыла в условиях противостояния с США», – полагает Марс Сариев. А значит, есть надежда, что никаких новых территориальных претензий к государствам бывшего СССР со стороны Китая больше никогда не возникнет.
Как Китай забрал территорию у бывших советских республик, после распада СССР
Распад СССР не только разрушил Большую Россию и отторг от нее исторические территории – выяснилось, что новообразованные постсоветские государства не способны эффективно себя защитить. Ставшие независимыми среднеазиатские республики были вынуждены уступить Китаю часть своих приграничных земель. Как же такое произошло?
После распада СССР Китай сразу предъявил новым независимым республикам Средней Азии существенные территориальные претензии. Стоит отметить, что если на Дальнем Востоке предметом спора Китая с Россией в свое время служили небольшие речные острова, то в Средней Азии Китай претендовал на все земли, когда-то входившие в состав Джунгарского ханства (XVII-XVIII века). А это большая часть Восточного Казахстана и Северной Киргизии.
Сознавая, что такую территорию им никто не отдаст, китайские власти постепенно умерили аппетиты, но территориальные претензии все равно составляли десятки тысяч квадратных километров. В частности, китайцы претендовали на «спорные» казахстанские 34 тыс. кв. километров.
Договориться, пока не поздно
В 1990-е годы Казахстан решил не дожидаться новых инцидентов на границе и поспешил урегулировать все приграничные вопросы с Пекином. Для этого ему дважды пришлось идти на уступки. В 1994 году Китай и Казахстан заключили договор о границе, по которому китайцам досталась территория площадью 946 кв. километров.
В 1997 году Нурсултан Назарбаев сумел достичь окончательных договоренностей о демаркации казахско-китайской границы. По официальным данным, Китаю была передана территория площадью 407 кв. километров. Но самого договора в открытом доступе никто не видел. Обеспокоенная казахстанская общественность из-за этого выдвигает предположения, что реально китайцам отдали несколько тысяч квадратных километров. В любом случае Казахстан смог решить доставшийся от Советского Союза территориальный вопрос, не испытав при этом политических потрясений, как это случилось в соседней Киргизии. Даже несмотря на то, что среди отданных Китаю территорий была гора Хан-Тенгри, имеющая культовое значение для местных кочевых народов.
Первому президенту Киргизии Аскару Акаеву тоже пришлось договариваться с китайцами. В 1999 году Бишкек и Пекин достигли соглашения по спорному участку Узонгу-Кууш. В итоге Китай получил 161 кв. км, что составило 39% от их первоначальных требований. Стороны остались довольны компромиссом, но киргизское население было возмущено фактом заключения этих соглашений, что стало одной из причин первой революции в стране в 2005 году.
«Все эти территории были предметом пограничных споров еще с советских времен, Китай не признавал существующую по факту границу, – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт из Киргизии Марс Сариев. – Киргизия и Казахстан сами были заинтересованы в урегулировании, чтобы решить приграничные проблемы и закрепить это в документах. Вопрос того же участка Узонгу-Кууша не был решен в советское время, СССР демонстративно сам провел границу и поставил там укрепления. Стоит отметить, что большая часть спорных территорий все-таки осталась за постсоветскими республиками. Китай претендовал на гораздо большие земли, но нашли компромиссный вариант, и китайцы согласились на меньшую часть».
«Китай – это растущая сверхдержава, и нам надо было решить с ним пограничные вопросы. Я не думаю, что в будущем у Китая снова возникнут такого рода территориальные претензии. Даже учитывая опасения, что из-за громадного госдолга придется по примеру Таджикистана или Шри-Ланки расплачиваться с китайцами своей территорией, думаю, до этого не дойдет. Пекин уже согласился пролонгировать долг, если мы оплатим проценты», – считает Сариев.
Тема территориальных уступок в Средней Азии является одной из самых болезненных. Во многом из-за повышенной китаефобии среди местного населения, причем чем ближе люди живут к Китаю, тем больше китайцы вызывают опасений. В Казахстане провалились проекты еще на стадии обсуждения по передаче в аренду китайским компаниям сельскохозяйственной земли. В Киргизии споры с китайскими горнодобывающими компаниями местное население и вовсе решает путем митингов и погромов.
Такая реакция отчасти вызвана политикой Пекина по отношению к мусульманским меньшинствам, проживающим в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. В западных СМИ постоянно появляются публикации о трудовых лагерях, куда насильно помещают на перевоспитание местные народности. Закрытость Китая не позволяет опровергнуть или подтвердить эту информацию.
Сами среднеазиатские страны попадают во все большую экономическую зависимость от Китая, в частности, постоянно набирая многомиллиардные кредиты, которые не в силах отдать. Население всерьез опасается, что за кредиты их коррумпированные правительства будут расплачиваться землей, либо отдадут в разработку месторождения полезных ископаемых. Подобный прецедент уже произошел в Таджикистане.
Уступчивый Таджикистан
В 1990-е годы соседний Таджикистан был охвачен гражданской войной, поэтому территориальные вопросы с другими государствами таджики отложили на потом. Возможно, поэтому Душанбе пришлось отдать гораздо большие участки земли, по сравнению с Киргизией и Казахстаном. Китай усилился и уже не стал ограничиваться компромиссными вариантами.
В 2011 году, в день образования КНР, Таджикистан торжественно (!) передал часть своей территории Китаю. Китайцы получили 1,1 тыс. кв. км земли, что составляет ни много ни мало – 0,77 процента от общей территории Таджикистана.
Такая щедрость со стороны таджиков обусловлена многими факторами, в том числе и большой зависимостью от Пекина. Кроме того, в Таджикистане до сих пор правит жесткий режим Эмомали Рахмона, вся оппозиция разгромлена и фактически запрещена. В такой ситуации президент может позволить себе пойти на непопулярные решения. К тому же отданные территории находились в Горно-Бадахшанской автономной области. Местное население этнически и религиозно отличается от таджиков и живет в труднодоступных горных районах, поэтому их мнение в Душанбе мало кого интересовало.
На этом «плодотворное» сотрудничество между двумя странами не завершилось. Таджикистан набрал китайские кредиты на постройку дорог, ТЭЦ и другой инфраструктуры. Расплачиваться же бедной стране оказалось нечем. В итоге китайским компаниям отдали в разработку золоторудное месторождение «Верхний Кумарг». Ранее китайцы уже получили в разработку другие золотые, серебряные и угольные месторождения в Таджикистане.
В соседних странах оппозиция кивает на таджикский пример и заранее грозит властям протестами в случае повторения у них подобного сценария. Китайцы еще никому просто так не списывали долги, расплачиваться в любом случае придется, либо на отдаленную перспективу пытаться пролонгировать долги.
Тем временем совсем рядом, в Гималаях, противостояние Китая с индийской армией периодически перерастает в полноценные бои. И если даже Индия не может всегда противостоять Китаю мирными методами, то что могли бы сделать маленькие постсоветские республики? Уступки были неизбежны, но удовлетворится ли ими Китай или вновь вспомнит в будущем?
«У Китая сейчас большая напряженность с Индией, этот конфликт всегда находился в тлеющем режиме. Сейчас там идет накопление вооружений, особенно с китайской стороны, непонятно, как они собираются решать с индусами территориальный вопрос. Также у Пекина большие территориальные споры в Южно-Китайском море. В этой ситуации Китай будет заинтересован в стабильности у своих западных границ со среднеазиатскими странами и Россией, рассматривая их в качестве тыла в условиях противостояния с США», – полагает Марс Сариев. А значит, есть надежда, что никаких новых территориальных претензий к государствам бывшего СССР со стороны Китая больше никогда не возникнет.
Кыргызстан был территорией Китая? Разбор статей и реакция властей КНР
Статьи со странным содержанием появились на китайских онлайн-платформах в начале апреля. Вскоре министерство иностранных дел КНР отреагировало на них.
БИШКЕК, 20 апр — Sputnik. В начале апреля на китайском сайте toutiao.com появилась статья, в которой говорилось, что земли современного Кыргызстана исторически принадлежали Китаю.
Материал с заголовком «Почему Кыргызстан после обретения независимости не вернулся в состав Китая» был размещен на сайте информационного ресурса 11 апреля. В нем отмечалось, что со времен династии Хань Кыргызстан на протяжении тысячи лет был территорией Китая, но Российская империя смогла завладеть этими землями.
«Кыргызстан был территорией Китая на протяжении тысячелетий со времен династии Хань. Эти земли завоевал в свое время император У Ди. До династии Цин они были в составе Китая. В 1864 году Российская империя вынудила императора Цин, который к тому времени потерял свое влияние, отказаться от территории на северо-западе империи. Тогда Китай лишился почти 510 тысяч квадратных километров, и весь Кыргызстан находился внутри той самой утерянной территории. На самом деле Кыргызстан, как и Монголия, издревле является землей Китая», — отмечается в статье.
Неделей ранее на другом известном китайском портале sohu.com была опубликована практически такая же статья, только касалась она Казахстана. В материале под названием «Почему Казахстан стремится вернуться в Китай?» также утверждалось, что территория современного Казахстана исторически принадлежала Китаю и Пекин якобы потерял ее «в результате неравного разделения земель».
Агентство Reuters решило узнать, что думают о публикации официальные власти КНР, и обратилось за комментарием к министерству иностранных дел этой страны.
«Эта статья не отражает официальную позицию правительства Китая, и дружба двух стран не может быть поколеблена ничем», — ответили во внешнеполитическом ведомстве КНР.
Вскоре после этого статья на сайте sohu.com перестала открываться. Через пару дней такая же участь постигла провокационный материал о Кыргызстане на ресурсе toutiao.com.
17 апреля пресс-служба WeChat — самого популярного мессенджера в Китае — отчиталась, что администраторы приложения закрыли около 150 аккаунтов и удалили более 200 публикаций в местных социальных сетях за ложный контент националистического характера.
»Команда WeChat удалила 227 статей под заголовком «XX (страна или регион) намерена войти в состав Китая» с идентичным содержанием и деактивировала 153 связанных с ними аккаунта. Авторы этих публикаций не обладали какой-либо журналистской квалификацией и гонялись лишь за просмотрами», — цитирует издание Global Times заявление мессенджера.
Отмечается, что материалы схожего содержания затрагивали также территориальную целостность Монголии, Вьетнама и отдельных районов Индии и Мьянмы.
Администрация сервиса Weibo также удалила около 1 050 аккаунтов, распространявших на платформе ложные сообщения. Отмечается, что публикации этих аккаунтов содержали контент, побуждавший к региональной дискриминации.
Китай аннексировал часть Таджикистана. Новая эпоха передела границ.
Кусок аннексированной Китаем Горно-Бадахшанской автономной области
Напомним, что Горно-Бадахшанская автономная область известна своей дистанцированной позицией относительно центральной власти. Жители ГБАО не всегда подчиняются решениям официального Душанбе, зачастую вызывая «огонь» республиканского руководства на себя. Стоит напомнить, что летом 2012 года в автономии разгорелся конфликт, спровоцированный центром, в котором погибли в том числе и мирные люди. Горный Бадахшан встал на защиту свои полевых командиров, преследуемых властями страны. Если экспансия с привлечением военных со стороны Китая будет продолжена, не исключено, что в регионе вспыхнет очередной конфликт, на этот раз с территориальным оттенком.
С начала 2013 года многие эксперты предупреждали, что властями страны готовится акт о передаче земель Китаю, однако информацию никто не воспринимал всерьез.
История «уточнения границ» со своими соседями
Территории будут отданы КНР в счет погашения внешнего долга. В перспективе – оформление за Китаем высокогорных земель, непригодных для жизни. Китайской стороне они нужны, поскольку богаты месторождениями драгоценных камней, урана и минералов. Известно, что в данное время китайцы уже приступили к геологоразведочным работам в самом Мургабе. Действия соседнего государства в Таджикистане, по сути, узаконили, приняв поправки к закону «О недрах». По сути, официальный Душанбе легализовал разработку месторождений юридическими лицами из-за рубежа.
Известно, что на территорию Таджикистана уже начали пребывать не только военные, но и гражданские лица. Последние будут осваивать земли, где в свое время проживали этнические таджики. Между сторонами сегодня идет негласная борьба за землю, которую таджики не хотят уступать китайским мигрантам. Однако им это, по-видимому, все же придется сделать, поскольку существует правительственная бумага, обязывающая местное население покинуть территорию.
Учения или рекогносцировка местности?
Тут показательно еще и то, что буквально год назад Китай уверял всех своих соседей в своем большом миролюбии. Как черная ирония смотрится тот факт, что еще год назад китайские части принимали участие на территории Таджикистана в т.н. «совместных военных учениях» ( скорее всего в действительности китайские военные рекогносцировали местность, и проверяли боеспособность таджиков).
Учения китайской армии» в Таджикистане в 2012 г.
КНР на учениях представляли части Ланьчжоуского военного округа, в т.ч. 10 бронемашин ZSL-92 и 6 штурмовых САУ PTL-02 из 6-й легкой механизированной дивизии, а также вертолеты Z9WA из 3-й вертолетной бригады.
Видимо, китайским военным там так понравилось, что они решили остаться в Таджикистане насовсем.
Претензии есть ко всем