какие тесты используются при оценивании способности к ориентации в пространстве
Тесты пространственного мышления
Тесты пространственного мышления (тесты на пространственное мышление, тесты на пространственную логику) – это разновидность абстрактно-логических тестов, где оценивается ваша способность к воображению и оценке изменений объектов в пространстве. Тесты на пространственное мышление имеют внешнее сходство с абстрактно-логическими тестами, поскольку оба эти типа тестов содержат серию графических фигур, а не слов или чисел. Однако пространственные способности не предполагают анализа и рассуждений: это всего лишь проверка ваших способностей к пространственному воображению.
Вам не нужно искать логические связи между фигурами. В тестах на пространственное мышление от вас требуется сформировать мысленные образы и визуализировать движение или изменение между фигурами. Обычно задание состоит в том, чтобы представить результат вращения сложной фигуры или группы фигур.
Какие компании используют тесты на пространственное мышление
Тесты пространственного мышления являются визитной карточкой российской компании HT Lab – Гуманитарные технологии и их блока тестов Maintest. Эти тесты всегда включаются в абстрактно-логические тесты этой компании. Их зарубежных тестовых компаний тесты на пространственную логику разрабатывают CEB SHL, Talent Q и ряд других.
Хорошо развитое воображение и пространственное мышление требуется в производственных, технических и дизайнерских работах, где используются планы и чертежи; например, инженерия, архитектура, геодезия и дизайн. Это также важно в некоторых областях науки, где очень важна способность предвидеть взаимодействия трехмерных компонентов.
Примеры тестов пространственного мышления
Постарайтесь сначала найти верные ответы самостоятельно, чтобы протестировать ваши способности в пространственной логике. На решение каждого вопроса дается всего 30 секунд.
На HRLider вы найдете примеры таких тестов в разделе HT — пространственная логика. А всего на HRLider вы найдете более 600 примеров различных абстрактно-логических тестов и более 2400 других тестов, которые используются работодателями при приеме на работу — числовых, вербальных, ситуационных (психологических), тестов на эрудицию и кейсов. Все их вы можете посмотреть в демо-режиме бесплатно, а потом приобрести полный доступ на 6 или 12 месяцев.
Гарантируйте свое преимущество — подготовьтесь!
Также рекомендуем к прочтению наши другие статьи о компетенциях, которые оцениваются при приеме не работу.
Какие тесты используются при оценивании способности к ориентации в пространстве
Оценка способности воспринимать и ориентироваться в пространстве необходима при профотборе специалистов, находящихся в окружении мобильных объектов, например на транспорте, в авиации или при работе на сборочных линиях. Пространственная ориентация важна в спорте, особенно в спортивных играх.
В.М. Бехтерев рассматривал механизм восприятия пространства как взаимосвязанную деятельность органов равновесия с внешней рецепцией и двигательным аппаратом. Существенное значение он придавал кожно-мышечному чувству [4]. И.М. Сеченов отводил особую роль в пространственном восприятии двигательному аппарату и создаваемому им в головном мозгу «темному мышечному чувству» [12]. B.И. Бабияк и соавт. считают, что особое отношение к проблеме восприятия пространства имеет вестибулярный анализатор как орган специфического «пространственного чувства» [2]. Э.Ш. Айрапетьянц и А.С. Батуев экспериментально установили, что пространственный анализ обеспечивается комплексом динамически увязанных между собой анализаторов: зрительного, вестибулярного, кожного и мышечного. При этом большая роль в восприятии пространства принадлежит зрительной сенсорной системе [1].
Цель работы – разработка технологии оценки способности человека воспринимать и ориентироваться в пространстве.
Оценка способности человека воспринимать и ориентироваться в пространстве
Над горизонтальной поверхностью на заданной высоте размещают видеокамеру и световые излучатели, управляемые компьютером. Световыми излучателями создают на горизонтальной поверхности три или более световых пятна, как показано на рисунке.
Схема расположения световых пятен: 1–3 – световые пятна. Остальные обозначения в тексте
Испытуемый размещается в центре 4 контура 5, огибающего световые пятна. Программно в течение заданного времени случайным образом изменяют площадь, направление и скорость перемещения световых пятен. Испытуемый оценивает трансформацию и перемещения световых пятен и меняет свое положение таким образом, чтобы оставаться в центре контура, огибающего световые пятна.
Трансформацию и перемещения световых пятен и испытуемого снимают видеокамерой, видеоизображение передают в компьютер, который с момента изменения площади или направления или скорости перемещения световых пятен периодически с заданным периодом вычисляет положение центра контура, огибающего световые пятна, и центра места положения испытуемого, расстояние между центрами, среднеарифметическое значение вычисленных расстояний. Вопросы определения положения объектов и расстояний между ними с использованием систем технического зрения рассмотрены в работе [7]. По величине среднеарифметического значения оценивают способность человека воспринимать и ориентироваться в пространстве [11].
В психологии под восприятием понимается отражение в сознании человека предметов, явлений или процессов при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий [5, с. 83].
Как отмечают B.И. Бабияк и соавт. [2], вряд ли мы можем корректно рассмотреть проблему восприятия пространства, не оперируя знаниями из области психофизиологии сенсорных систем, а также положениями о пространственно-временных отношениях. По классическому определению, пространство и время представляют собой всеобщие формы существования материи и вне материи их существование невозможно.
Восприятие пространства – чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений [5, с. 84–85]. Пространственными характеристиками являются [2]: положения относительно других тел (координаты тел), расстояние между ними [10], углы между различными пространственными направлениями. С чисто пространственными отношениями имеют дело, когда можно абстрагироваться от свойств и движения тел и их частей.
Восприятие пространства – это афферентная часть целостного процесса, являющаяся предпосылкой к завершению основной цели – двигательного реагирования на создавшуюся пространственную ситуацию [3]. Учитывая, что восприятие пространства формируется в основном триадой сенсорных систем – зрительным, соматосенсорным и вестибулярным анализаторами [14], возникло диагностическое направление – постурография. Ее суть заключается в регистрации движений центра массы при выполнении ряда тестовых заданий на стабильной и подвешенной на пружинах платформе: стояние с открытыми глазами, стояние с закрытыми глазами и стояние с открытыми глазами с помехой зрению (испытуемому демонстрируют движущуюся картинку). Компьютерная обработка площадей смещения центра массы и пиковых скоростей резких движений позволяет оценить состояние отдельно соматосенсорной, зрительной и вестибулярной функций.
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентирования в ней человека. Как известно, ориентирование в пространстве – это процесс формирования представления о тех пространственных отношениях, в которых человек находится в окружающей его среде [3].
Ориентированием является определение человеком своего местоположения в пространстве по отношению к сторонам горизонта или к предмету-ориентиру, а также во времени, т.е. умение определять время и оценивать движение, учитывать среду, условия, обстоятельства [9], что является решающим фактором в отправлении многих профессий.
Нарушение этой функции приводит к феноменам иллюзий и явлению дезориентации, особенно актуальных в лётном деле и космонавтике. При дезориентации пилот может потерять представление о направлении полёта, о местоположении летательного аппарата над местностью и о своём положении в пространстве по отношению к естественным координатам, в частности по отношению к поверхности земли. В литературе описаны случаи, когда из-за дезориентации пилот заходил на посадку в перевёрнутом виде [3].
При ориентировании в процессе занятий физической культурой и спортом зрительный анализатор, по мнению В.Л. Ботяева и О.И. Загревского [6], является главным «поставщиком» афферентной информации для управления двигательной деятельностью. Для оценки и контроля способности к ориентированию авторами разработан двигательно-моторный тест «Бег по номерам». На половине волейбольной площадки хаотично располагают 10 пронумерованных медицинболов. Испытуемый, стоя спиной к площадке (не видя расположение мячей), по команде «Марш!» вбегает на площадку и поочередно, с первого по десятый, касается рукой всех мячей. Коснувшись последнего мяча под номером 10, он выбегает с площадки. Результатом тестирования является время (сек), затраченное на выполнение задания.
Восприятие времени человеком определяется как отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В восприятии времени участвуют различные анализаторы, наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические (двигательные) и слуховые ощущения [5, с. 84].
С чисто временными отношениями оперируют в тех случаях, когда можно отвлечься от многообразия сосуществующих объектов. Однако в реальной действительности пространственные и временные параметры тесно связаны друг с другом и непрестанно вступают в пространственно-временные отношения, характеризующие любые производственные или биологические и физиологические процессы.
Особое место занимает восприятие пространства и времени в спортивной деятельности. Ю.В. Корягина [8] установила, что между показателями восприятия пространства и показателями восприятия времени существует прямая корреляционная зависимость.
В то же время установлено, что особенности восприятия пространства и времени у спортсменов зависят от характера деятельности в избранном виде спорта, в связи с чем среди них выделяют следующие группы [13]:
а) спортсмены ситуационных видов спорта с высокой интенсивностью деятельности – процессы восприятия пространства и времени наиболее развиты;
б) спортсмены стандартных видов спорта, передвижения которых относительно не ограничены в пространстве – процессы восприятия пространства и времени развиты;
в) спортсмены ситуационных видов спорта с менее высокой интенсивностью деятельности – процессы восприятия пространства и времени менее развиты, чем у представителей первых 2-х групп;
г) спортсмены стандартных видов спорта, передвижения которых значительно ограничены в пространстве – характеризуются наименее развитым восприятием пространства и времени.
Таким образом, спортсмены ситуационных видов спорта характеризуются более точным восприятием пространственных и временных параметров по сравнению с представителями циклических и ациклических видов спорта. Использование данных об особенностях восприятия пространства и времени, по мнению Е.А. Якимова [13], может быть достаточно результативным для решения задач спортивного отбора.
Заключение
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентирования в ней человека. Нарушение этой функции приводит к феноменам иллюзий и явлению дезориентации.
Разработанная технологии оценки способности человека воспринимать и ориентироваться в пространстве может быть полезна при профотборе, особенно в лётном деле, космонавтике, вождении автотранспорта, при занятиях физической культурой и спортом.
Рецензенты:
Песошин В.А., д.т.н., профессор кафедры компьютерных систем, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ, г. Казань;
Скулкин Н.М., д.т.н., профессор кафедры математики, информатики и информационной безопасности, АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный университет», г. Йошкар-Ола.
Как проверить пространственное мышление
Психологи, исследующие закономерности восприятия, выявили, что пространственная ориентация и пространственное мышление по-разному развиваются у людей, живущих в горах и в долине. Те, кто привык смотреть со склонов гор вниз, хорошо определяют размеры объектов внизу, но зато сильно путают размеры объектов, расположенных по линии горизонта.
И наоборот, жители долин ошибаются насчет размеров, глядя с высоты, но точны в своих оценках расстояний на равнинной местности. Эти наблюдения подтверждают, что пространственные навыки развиваются естественным образом в ходе приобретения человеком соответствующего опыта.
По мере взросления навык пространственного восприятия окружающего мира перерастает в способность представлять объемные структуры и объекты в пространстве и мысленно манипулировать ими. Пространственное мышление – это предпосылка логического мышления и умений оперировать числами и размерами. Изучение в школе геометрии направлено не столько на то, чтобы вырастить из детей математиков, сколько на развитие именно этой способности.
Человек с развитым пространственным интеллектом легче остальных справляется со многими профессиональными и просто жизненными задачами.
Без пространственного мышления не получится успешно выполнять деятельность:
Список достаточно длинный. Да и в обыденной жизни это качество позволит:
А смысл фраз вроде «ближайший к дому магазин» или «на левой стороне улицы» и вовсе был бы непонятен без этой когнитивной способности нашего мозга.
Свойственно ли вам испытывать затруднение при выполнении следующих задач:
Если вы почувствовали, что не самым лучшим образом решаете эти и подобные им задачи, то стоит уделить внимание специальным тренировкам пространственного мышления. Кстати, традиционно считается, что у мужчин лучше развито пространственное мышление и ориентация на больших расстояниях, а у женщин лучше способность ориентироваться в небольшом пространстве. Вот откуда совет психологов: «Если вы потеряли дома вещь, попросите о помощи женщину, а если заблудились на улице, спросите дорогу у мужчины».
Пространственный интеллект опирается на две умственные способности, это:
Как можно узнать о своих пространственных способностях
Первый и самый простой путь – это самонаблюдение. Попробуйте мысленно представить вашу комнату. Чем больше деталей вы сможете воссоздать, тем лучше ваши пространственные навыки визуализации. Теперь мысленно поверните эту комнату, например, на 90 градусов по отношению к себе. Чем легче вы сможете мысленно вращать или изменять расположение комнаты, тем лучше ваше пространственное мышление.
Каковы ваши навыки ориентации в пространстве? Легко ли даются вам различные способы вычисления
Пространство также включает в себя взаимное расположение объектов по отношению друг к другу, понятия смежности, перекрестков и далеко-близко друг от друга расположенных регионов. Насколько уверенно вы пользуетесь этими понятиями? Как легко вы воспроизводите в памяти представленность объектов в пространстве? Используете ли вы, и насколько успешно, в своей деятельности
для изображения того, как представлены в пространстве объекты?
«С Викиум вы сможете начать развивать пространсвенное мышление онлайн»
Как вы владеете различными способами мышления о расстояниях и взаимосвязях объектов? Можете ли вы экстраполировать и интерполировать? Уверенно ли вы разбираетесь в таких понятиях, как атмосфера,
Далее, оценивая свой опыт и умения, как вы ответили бы на следующие вопросы:
Второй путь – сравнение себя с другими. Сравните свои успехи в видах деятельности, требующих пространственных навыков, с успехами своих друзей и знакомых. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вы не хуже, а, может, даже и лучше других справляетесь с такими делами, как, например:
И наконец, третий путь – выполнение тестовых заданий. Подобные задания встречаются практически во всех тестах оценки интеллекта. Чаще всего задание представляет собою выбор «правильной» развертки, которая соответствовала бы тестовой фигуре. Для решения следует мысленно сложить развертку и убедиться, что ее трехмерный образ – это и есть заданный образец.
В последнее время появилось много разнообразных специальных компьютерных тестов на оценку визуально-пространственного интеллекта. Они требуют разобраться с задачей, где задания связаны с необходимостью мысленно вращать, перемещать, изменять размеры и соединять воедино образы или их элементы. Такие 3D головоломки требуют от человека способностей манипулирования без использования рук, а исключительно в своем воображении.
Вы можете также пробовать свои силы не в специальных заданиях, а разнообразных упражнениях, требующих пространственного мышления. Например, о многом вам скажут игры на пространственное мышление. Легко ли вам даются такие популярные развлечения, как
Как проверить пространственное мышление с помощью компьютерной диагностики
Хотите узнать о своем пространственном мышлении основательнее? Тогда попробуйте свои силы на сайте «Викиум» и выполните предложенные там задания на пространственное мышление. На первый взгляд, совсем несложные и даже по-своему забавные, они, тем не менее, с достаточной степенью точности покажут вам ваш уровень пространственного мышления.
Начните с тренажера «Многоугольники» и попробуйте оценить свой навык распознавания положения тестовой фигуры на фоне «информационного шума». Тренажер «Похожие картины», где требуется оперативно отслеживать изменения, так увлечет вас, что вы забудете про диагностику.
Тренажеры «Поворот», «Собери квадрат» и «Геометрия» — более сложные и рассчитаны на уже сформировавшиеся пространственное мышление и пространственные представления. Придется вспомнить старую добрую стереометрию, чтобы ответить на вопрос о том, совпадают ли фигуры после поворота в задании «Поворот» и мысленно собрать квадрат из элементов в задании «Собери квадрат». Здесь потребуется навык пространственной ориентации и удержания в памяти расположения фигур и направления ее сторон.
Возможно, с первого раза упражнения покажутся вам непривычно сложными. Но ведь и пространственное мышление – очень сложный когнитивный процесс, опирающийся на мысленное логическое оперирование образами и структурами.
Последние исследования показали, что…
…пространственное мышление при всей его сложности может успешно развиваться на протяжении всей жизни человека. Хотя традиционно развивающие упражнения предлагаются детям разных возрастов, взрослые тоже могут надеяться получить неплохие результаты после соответствующих тренировок.
Обзор 217 научных исследований, проведенный группой ученых под руководством профессора психологии Д. Утталом, подтвердил, что люди всех возрастов с помощью обучения могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков. Это важное замечание позволило положить конец долгим дебатам о пользе обучения пространственному мышлению людей зрелого возраста. Одним из успешных методов такого типа обучения стали учебные видео игры и компьютерные тренажеры.
Диагностика возможностей мозга чрез оригинальные тесты на пространственное мышление детей и взрослых
Здравствуйте! Сегодня у нас не совсем обычная статья, скорее небольшой практикум. Поскольку мы обсудим так называемое 3-D мышление у детей и взрослых. Но помимо сухой теории и некоторых фактов, предлагаем пройти тесты на пространственное мышление.
Таким образом, заданий будет несколько – для детей разных возрастов и для взрослых. Однако не отчаивайтесь если что-то пойдет не так, и тесты окажутся слишком сложными. Поскольку хорошо развитым пространственным мышлением обладает очень малая часть человечества.
Важность пространственного мышления
Например, хорошо развитое мышление, может пригодиться в жизни и профессиональной деятельности.
Для профессиональной деятельности
Итак, многие люди считают, что 3-D восприятие необходимо для адекватного ориентирования в пространстве. Поэтому формировать его необходимо только геологам, морякам, летчикам, лесникам, инженерам-конструкторам. Но профессиональный список гораздо больше:
На самом деле, выбирать такую специализацию не имея определенных способностей бессмысленно.
Развитое пространственное мышление поможет достичь невероятных высот в любой другой профессии. Поскольку это связано с необычным, с разных сторон видением ситуации или возникшей трудности.
В повседневной жизни
Безусловно, такие навыки пригодятся и в повседневной жизни. Например, при вождении автомобиля. Или когда супруг объясняет, что ближайший к 1-му подъезду киоск находится по правой стороне соседнего проулка.
Между тем, существует два вида ориентирования в пространстве:
Более того, в обществе принято считать, что у женщин лучше развита визуализация и воссоздание образов в ограниченном пространстве. В то время как у мужчин — аналитика и ориентация на больших территориях.
Поэтому: «если что-то потеряли в квартире – спросите у женщины, а если не знаете, куда идти на улице – обратитесь к мужчине». Но это не аксиома, и исключения случаются повсеместно.
Пространственное восприятие у ребенка
Возраст и формирование
Злементарная способность к ориентации появляется еще в раннем, младенческом возрасте. Так как малыш следит за людьми и предметами (игрушками-мобилями), их перемещением, положением в пространстве.
Таким образом результате формируются первоначальный опыт и образы.
В итоге к 3 годам ребенок уже способен создать в своем воображении 3-хмерный куб, конус, шар, посмотрев на рисунок квадрата, треугольника, круга. В то время как в дальнейшем развитию этих навыков будут способствовать уроки ИЗО, геометрии, черчения, астрономии, физики, математики.
Поэтому, если школьник говорит, что не понимает эти предметы, не стоит в принудительной манере прививать к ним любовь. Вместо этого протестируйте его на пространственное мышление и примите меры к развитию именно в этом направлении.
Тестовые задания для ребенка 5 – 7 лет
Проверять дошкольника на пространственное мышление, если ему меньше 5 лет, нет смысла. Так как все время до школы и с 1 по 4 класс – это период развития и совершенствования навыков. Следовательно, самое важное для родителей – не упустить это время.
С этой целью, предлагаем тесты, по результатам которых можно определить «общее положение дел». И есть ли какой-нибудь прогресс от развивающих игр или необходимо сменить тактику. Всего заданий будет 6. Кроме того мы обозначили возраст ребенка проходящего тест условно. В то же время, некоторые упражнения с легкостью пройдут пятилетки, а с некоторыми придется повозиться и школьнику.
Итак, тесты на пространственное мышление для детей разного возраста:
Смысл всех представленных методик на начальном этапе определить, что ребенку дается легко, а над чем еще стоит поработать. Если малыш не может выполнить тестовое упражнение в точности, его через некоторое время повторяют, до тех пор, пока не разовьется необходимый навык.
Развиваем пространственное мышление ребенка
Для того чтобы ребенок мог с легкостью выполнять все задания, необходима регулярная тренировка. Однако ее проводят в виде игры. В то же время, на тех примерах, которые мы вам предложили, можно придумать и свои. Дополнительно педагоги предлагают использовать следующие разработки:
Пример игры для детей на развитие пространственного мышления на видео
Что следует учесть?
Еще одно важное замечание: при тестировании любого человека на пространственное мышление, необходимо учитывать какое полушарие головного мозга является руководящим, креативное и интуитивное правое или логическое и аналитическое левое.
Но руководящее не значит основное. Так как благодаря межполушарному взаимодействию, можно развить навыки как одного, так и другого. Однако у детей данное правило не работает. Другими словами развитие детского мозга проходит поэтапно, в зависимости от возраста. Поэтому в разные периоды жизни необходимо давать ребенку задания и на логику и на воображение.
И если он проявляет склонность только к одному виду деятельности, не стоит пытаться «перепрофилировать» сознание.
К тому же насильно переученные левши редко становятся великими художниками или креативными рекламщиками. Поскольку происходит подавление всех способностей, затормаживается естественное развитие.
Пространственное восприятие у взрослого
Развивать пространственное мышление, по мнению специалистов, целесообразно до 30 лет. А далее – как получится. Если в этом есть необходимость, например, требования профессии, то приложив определенные усилия каких-то успехов можно добиться.
Но усилий придется прилагать много, а регулярные тренировки потребуют время. С другой стороны – все в ваших руках.
Тесты для взрослого на пространственное мышление
Ну, что вы готовы к «суровой правде» о собственных способностях? Если – да, пройдите тесты на пространственное мышление для взрослых.
1. Представлен куб в развернутом виде. Если его собрать, какой вариант не получится?
Выберите возможный ответ:
2.Представлены три фигуры. Если их соединить какой вариант получится?
Выберите возможный ответ:
3.Представлен куб в развернутом виде. Если его собрать, какой вариант не получится?
Выберите возможный ответ:
4.Представлена картинка. Какой вариант являет собой зеркальное отображение?
Выберите возможный ответ:
5.Представлен куб в развернутом виде. Если его собрать, какой вариант не получится?
Выберите возможный ответ:
6.На картинке представлена композиция. Сколько кубиков необходимо для ее сооружения?
Выберите возможный ответ: 1) 24 ; 2) 25 ; 3) 26 ; 4) 27.
7.Представлен куб в развернутом виде. Если его собрать, какой вариант не получится?
Выберите возможный ответ:
Видео тест с поэтапным решением на пространственное мышление
Совершенствуем навыки у взрослого
Если кого-то разочаровали результаты диагностики, есть хорошая новость – пространственное мышление можно развивать, несмотря на возраст. Для достижения этой цели, нужна только регулярная практика. Предлагаем следующие варианты коррекции:
К тому же, хотелось бы напомнить, что любое умственное напряжение – это хорошо.
А если оно еще и приводит к развитию каких-либо способностей и навыков – просто отлично.
Пусть эти упражнения и не приведут к резкому профессиональному взлету. Однако они как минимум снизят риск старческой деменции.
На этом все. До скорой встречи на нашем блоге. Подписывайтесь и делитесь впечатлениями в соц. сетях. Обсуждайте и предлагайте другие варианты упражнений для развития пространственного мышления.