какие типы культуры вам известны
Культура.
Понятие культуры.
Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.
Культура – это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности, включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура – это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.
Материальная культура.
Материальная культура – это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:
Духовная культура.
Духовная культура – это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:
Виды культуры.
Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире – национальная или мировая, по географическому характеру – восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации – городская, сельская, деревенская, а также – традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.
Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.
Формы культуры.
Виды и формы культуры
Понятие культуры
У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Как еще понимают культуру:
как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;
как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).
Элементы культуры
Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:
Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.
Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.
Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.
Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.
Функции культуры
Перечислим основные функции культуры:
Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.
Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Основные формы культуры
В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:
по связи с религией — религиозная и светская;
по региональному признаку — культура Востока и Запада;
по национальному признаку — русская, американская и т. д.;
по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
по связи с территорией — сельская и городская культура;
по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;
по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.
по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.
Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.
Элитарная
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:
включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
трудна для понимания для неподготовленных людей;
эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная
Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:
следование традициям и ритуалам;
ограниченное информационное поле.
Массовая
Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:
имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;
чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
носит коммерческий характер;
в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;
произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;
отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
снижает общий уровень духовной культуры общества;
ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;
рассчитана на пассивное потребление;
формирует стереотипы в сознании людей;
формирует искусственные потребности.
Материальная
Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.
Задачи материальной культуры:
адаптация человека к окружающему миру;
удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.
Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.
Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.
Духовная
Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовные ценности культуры отражаются в сферах:
Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.
Признаки духовной культуры:
стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;
ориентация на идеальные формы;
глубокая нравственная традиция;
большая свобода творчества;
неутилитарность и бескорыстие.
Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.
Функции духовной культуры:
хранение культурного опыта;
средство понимания и объяснения мира;
регулирование взаимодействия людей в социуме;
формирование общественных ценностей и идеалов;
воспитание и образование.
Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.
Разновидности культур
Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.
подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);
криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);
религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);
этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.
Характерные черты субкультур:
наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;
специфический образ жизни и привычное поведение;
наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;
формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).
Характерные черты контркультур:
нетрадиционные культурные формы,
нетрадиционные формы религии.
Таблица «Виды культуры»
Массовая
Элитарная
Народная
Коммерциализация духовной деятельности
Приоритетное развитие развлекательных жанров
Ориентация на запросы широкого круга потребителей
Направленность на получение прибыли
Носит развлекательный характер
Ориентируется на запросы широкого круга избирателей
Тиражирование стандартизированных ценностей
На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов
Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов
Привлечение популярных актеров
Характеризуется частой повторяемостью сюжетов
Адресована всем, без различия классов, наций, пола
Действует как механизм «внушения и заражения»
Является порождением технического прогресса
Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций
Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей
Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства
Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта
Необходимость специальной подготовки для усвоения информации
Нестандартность художественных средств
Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов
Безграничное самовыражение творца
Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника
Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли
Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов
Оригинальность и индивидуальность работ
Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном
Передача преимущественно в устной традиции
Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей
Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение
Отражает национальный характер
Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры
Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа
Типология культуры
В изучении сложных, многоплановых объектов, явлений или процессов используется метод научного познания, заключающийся в подразделении их на типы на основе общих специфических свойств. Он помогает разобраться, рационально осмыслить изучаемый материал, составить целостное представление о нем. Культура – это феномен, характеризующийся бесконечным многообразием проявлений. Единственно возможная методология ее познания – выделение в типологии субфеноменов, их изучение как частных проявлений глобального целого.
Критерии типологизации культур
Типология (от греч. tipos – форма, образец и logos – учение) – метод познания, направленный на сравнительное изучение признаков, связей, функций, отношений, уровней системной организации объекта. Типология культуры – выделение отдельных типов культур на основе характерных, типичных черт и определение их места в культурно-историческом процессе. Тип культуры – значительное, самодостаточное культурное явление, не являющееся частью целого. Типологизация – способ выявления сходства и различия объектов, поиск критериев их классификации. Критерии построения типологии культур:
Типологизация культур сопряжена с трудностями, определяемыми:
Основу типологии составляет совокупность отличительных признаков. Каждый исследователь выделяет значимые для его концепции характеристики. На выбор оснований для типологии влияют:
Типологизация культур – это создание идеальных, абстрактных моделей, которые в обобщенном, схематизированном виде отражают наиболее существенные признаки той или иной культуры, отличающие ее от других и проявляющиеся в самых различных сферах общественной жизни.
Основные типологии культур
Существует множество подходов, концепций исследования культуры, а также научных школ и направлений культурологии.
Историко-этнографическая типология
Это одна из первых типологий, базирующаяся на выделении общих для той или иной группы культур особенностей образа жизни, проявляющихся у разных народов и этносов. Она включает в себя 4 разновидности типологических построений:
Историко-этнографический подход направлен на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Исследователи – антропологи и этнографы одними из первых установили связь между потребностями человека и средствами их удовлетворения, вырабатываемыми и предоставляемыми культурой. Приверженцы данного подхода называют культурой все, что отличает жизнь человеческого общества от природы, все стороны человеческого бытия. Они рассматривают культуру как уникальную закрытую систему, а все культуры как сравнимые между собой. Представители культурной антропологии – К. Леви-Стросс, А. Кребер, Б. К. Малиновский.
Эволюционная типология
Сторонники эволюционного подхода рассматривали культуру как комплекс, включающий в себя знания, верования, искусство, мораль, обычаи, законы и иные способности и навыки, унаследованные членами данного сообщества и проявляющиеся на поведенческом уровне. Они исходили из идеи единства человечества, единообразия и прямой однолинейности развития культур от простого к сложному.
Основоположники эволюционного подхода Э. Тэйлор и Л. Морган считали, что все народы и культуры проходят в своем развитии одни и те же стадии – дикость, варварство и цивилизация. Дж. Фрезер выделял другие стадии – магия, религия, наука. К. Ясперс считал, что в истории культуры определяющее значение имеют не экономические факторы, а духовные. Он выделял 4 периода:
Во второй половине XIX века эволюционная концепция была популяризирована Ф. Энгельсом и развита в формационном учении К. Маркса. Последний выделяет 5 общественно-экономических формаций, различающихся по характеру существующих в обществе производительных сил и производственных отношений:
В XX веке западными философами, политологами и социологами Р. Ароном, Д. Беллом, О. Тоффлером, А. Туреном и другими была предложена типология, в которой общества разделены по достигнутому ими уровню развития науки, техники и производства. В концепции выделено 3 стадии индустриализации:
Эволюционные теории опираются на закономерности необратимых изменений в культуре, рассматривают ее историю как процесс «между истоками и целью» через цепь последовательных этапов. Целью развития культуры исследователи видят духовное совершенствование человека и создание совершенного общества.
Цивилизационная типология
Эволюционному подходу противостоит цивилизационный, основанный на идее одновременного сосуществования в истории замкнутых, самостоятельных культур. Основоположник типологии – русский культуролог Н. Я. Данилевский. Исследователь разработал концепцию локальных цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии зарождения, расцвета, упадка и гибели. Автор выделяет 10 культурно-исторических типов, частично или целиком исчерпавших возможности своего развития:
Британский историк и социолог А. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, каждая из которых проходит в своем развитии стадии зарождения, роста, надлома и разложения. Исследователь характеризует их при помощи 2 критериев:
У Данилевского критерием типологизации выступает творческая деятельность человека, у О. Шпенглера – мироощущение коллективной души народа у Ф. Тойнби – устойчивость во времени и пространстве в ситуациях вызова и взаимодействия с другими народами.
Социодинамическая модель Питирима Сорокина
Американский социолог русского происхождения П. Сорокин предложил теорию волнообразной социокультурной динамики. Исследователь рассматривает историю человечества как последовательную смену социокультурных сверхсистем, которые делит на 3 типа:
Концепция П. Сорокина рассматривает культуру как единство, составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну главную ценность. Именно эта доминирующая ценность служит основой и фундаментом культуры.
Коммуникационная типология Г. Маклюэна
Канадский социолог и культуролог Г. Маклюэн предложил типологию, главным критерием которой становятся средства общения, формирующие сознание людей и стиль жизни. На этом основании исследователь выделяет 3 типа культур:
Г. Маклюэн рассматривает культуру как систему коммуникаций, оставив в стороне ее интеллектуальное и моральное содержание.
Типология социокодов М. Петрова
Советский историк и культуролог М. Петров рассматривал культуру как форму социальной наследственности. Критерием типологии М. Петрова служит способ передачи знаний от поколения к поколению. Совокупность знаний и способов их передачи, связанные с ними общественные институты и механизмы исследователь называет социокодом. Исследователь выявил существование 3 основных структурных ключей социального кодирования и соответствующих им типов культур:
Этический нормативизм социокодов проявляет себя в связи с овладением предметными и социальными технологиями управления, образования, воспитания, организации быта. Социокод выступает как программа деятельности, в которую входят представления о ее целях, задачах и ценностях, как «сокращенная запись» объективных общественных отношений.
Заключение
Каждая культура неповторима и уникальна: отнесение ее к какому-либо типу весьма условно. Ни один идеализированный тип не существует и не существовал в реальной жизни в «чистом виде». Цель типологии – выявить главные черты, определяющие своеобразие культуры, установить причинно-следственные связи между различными явлениями культуры. Разнообразные подходы и концепции дают возможность разностороннего рассмотрения и более глубокого познания культуры.
План ответа по теме «Типология культуры»
1. Для чего нужна типология культуры?
2. Понятие типологии, типологизации и типа культуры. Критерии типологизации культур:
3. Сложности типологизации. Факторы выбора оснований для типологии.
4. Историко-этнографческая типология. Виды:
5. Эволюционная типология. Типологии Э. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фрезера.
6. Четыре исторических периода в типологии К. Ясперса:
7. Пять общественно-экономических формаций К. Маркса:
8. Типология по уровню развития науки, техники и материального производства (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен). Стадии индустриализации:
9. Цивилизационная типология. Концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
10. Типология культур П. Сорокина. 3 типа социокультурных сверхсистем:
11. Концепция Г. Маклюэна. Коммуникационные типы культур:
12. Типология К. Петрова на основе ключей социального кодирования:
14. Значение типологии в познании культуры.
Какие типы культуры вам известны
Подходы к пониманию культуры
Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.
Основные функции культуры
Формы и разновидности культуры
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
«Готы» и готический стиль в одежде
«Гранж» и стиль Гранж в одежде
Гетто (итальянское ghetto) – 1) район города, в котором селятся национальные меньшинства. В данном случае культурный шок смягчается при помощи выделения как «сильному», так и «слабому» участнику конфликта собственной сферы влияния. Примеры: китайские кварталы – Чайнатауны в США, районы проживания религиозных ортодоксов в Израиле и т.п.
ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК
ПО ТЕМЕ
«ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.
ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ»
Глава 4. Типология культур
Глава 4.
Типология культур
Факторы, обуславливающие самобытность культуры
Общая типологизация культур
Запад и Восток: основные концепции типов культур (Т.Г. Стефаненко, М. Мид, П. Сорокин)
Разделение культур на два типа – восточный и западный – носит весьма условный и максимально обобщённый характер. Безусловно, в рамках каждого из этих типов можно выделить другие самостоятельные типы культур. Кроме того, эта классификация не способна в полной мере учесть особенности культур таких регионов, как Латинская Америка, Австралия, Океания и частично Африка. Всё же многие исследователи, выделяя типы культур, ориентируются на их деление по принципу «Запад-Восток».
В работе Т.Г. Стефаненко «Этнопсихология» (М., 1999.) различаются два типа культур. Первый, постконфигуральный тип культуры, характеризуется редкой частотой перемен, медленным ходом социальных процессов, а прошлое одного поколения является программой будущего для следующего. Второй, конфигуральный тип культуры, отличается преобладанием модели поведения современников при сохранении связи поколений, инновации в такой культуре усваиваются в течение жизни одного поколения. Если культура носит постконфигуральный характер, то ее ориентиры, ценности могут инкорпорироваться в ментальный мир людей достаточно глубоко, что даёт культуре относительную независимость этноса от внешних факторов, а сознанию людей – от кризисов внутри страны. Это может обуславливать стабильное развитие культуры, сильный и самобытный выбор пути своей эволюции, компенсирующей в определенной степени ее слабые адаптационные способности.
Одним из оснований для разделения культур на два типа является характер мотивации представителей этих культур в принятии решений, а также факторы, влияющие на решения человека. Так, представитель конфигуральной культуры опирается в решении каких-либо вопросов на свои внутренние мотивы и побуждения, а человек постконфигуральной культуры – на условия, сложившиеся вокруг него.
В среде постконфигуральной культуры при буквальной преемственности поколений, при тесной привязке бытовой жизни к традициям историческое развитие просто немыслимо, поскольку поколения, не принося в жизнь своего народа новых тенденций, выполняют функции продолжения неизменной жизни культуры, а также жизни рода, племени как носителя культуры. Представления о времени в такой культуре, как правило, проистекают от природных условий, связанных со сменой дня и ночи, периодов дождей и засухи. Отсюда исходит цикличное представление о времени. Однако и цикличное понимание исторического процесса возникло не сразу, а лишь с развитием представлений людей о природе и религии.
Критерием определения типа культуры может быть её выбор пути выхода из кризиса. Выбор может характеризоваться активным стремлением восстановить изначальные условия своего бытия, но может и определиться попыткой адаптироваться к новым условиям.
Исследовательница культур Океании и Индонезии Маргарет Мид предлагает другую классификацию. Последняя обращена к культурам Океании и индонезийских островов и не претендует на рассмотрение культур иных регионов. Всё же некоторые аспекты, выделенные в данной классификации, проявляются во многих культурных регионах.
В другой классификации, предложенной Маргарет Мид (в работе «Культура и мир детства») рассматриваются три типа культур. Первые два из них схожи с теми типами культур, которые предложены Т.Г. Стефаненко. Постфигуративная культура предполагает неизменную преемственность поколений. В кофигуративной культуре старшие определяют стиль конфигураций и устанавливают пределы её проявления у молодёжи. Однако изменения некоторых воззрений в рамках ранее установленной конфигурации возможны. Третий тип называется префигуративная культура, предполагающая то, что взрослые учатся у своих детей, используя их опыт для дальнейшего развития общности. В современном мире данный тип культуры весьма часто даёт знать о себе, что связано с научно-техническим прогрессом и быстрым внедрением технических инноваций в повседневную жизнь общества. Примером тому служат компьютеры, сотовые телефоны, которые старшие осваивают с помощью своих детей и внуков.
Другой культуролог – Питирим Сорокин – предложил выделять три типа культур: 1) идеациональный тип, ориентированный на сверхчувственную реальность; 2) чувственный тип культуры, обращённый к чувственному познанию; 3) идеалистический тип, характерный стремлением к совмещению первых двух типов. В типологии, предложенной П. Сорокиным, значительное место отводится видам искусств, символизму, образному мышлению людей. По мере исторического развития может быть смена типов культур. Так, П. Сорокин считает, что в средневековой Европе доминировал идеациональный тип культуры, который сменился чувственным типом в эпоху Ренессанса.
Высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные культуры
В межкультурной коммуникации существует деление культур на высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные, которое ввёл американский учёный-культуролог Эдвард Холл (1914-2009 гг.). В 1976 году была издана его книга, в которой он описывает параметры межкультурной коммуникации, а в качестве критерии для выделения типов культур предлагает контекст, в котором наиболее выражена коммуникация в той или иной культуре. Э. Холл работал с народностями, являвшимися носителями разных культур, а спецификой, определявших их отличия друг от друга, был контекст, в котором проходила коммуникация. Э. Холл обратил внимание на то, что межкультурная коммуникация в существенной мере обуславливается контекстом её осуществления, где некоторое значение имеют скрытые смыслы. Такие смыслы в культуре не всегда уместно выражать напрямую, однако отношения между людьми в существенной степени развиваются на их основе. Более того, весьма часто и смысловой перевод речи с одного языка на другой язык осуществляется только при учёте контекста обсуждаемой темы. Поэтому даже самые лучшие искусственные (машинные, компьютерные) переводчики не всегда дают адекватный перевод текстов. Одной из причин такого положения дел является то, что одно и то же слово в разных контекстных ситуациях может иметь различное семантическое (смысловое) наполнение. В античной философии такое явление называли софистикой – искусство подмены понятий, логических манипуляций.
На процесс межкультурного взаимодействия влияет контекст, на фоне которого он проистекает. Выделяют внутренний и внешний контексты межкультурной коммцникации. Под внутренним контекстом принято понимать совокупность знаний, ценностных ориентиров человека, участвующего в межкультурном общении. По сути, речь идёт о субъективной стороне, связанной с индивидуальными особенностями актора межкультурной коммуникации. Внешний контекст коммуникации отражает её объективные условия: время (в том числе историческое), место, фон.
Э. Холл считал, что существуют высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные культуры. В этих понятиях следует искать смысл не только уровня развития культур, но также их особенностей. Так, высококонтекстуальным культурам присущ коллективизм, в то время как низкоконтекстуальным – индивидуализм. В низкоконтекстуальных культурах люди при общении избегают недосказанностей или двусмыслинностей, выражают мысли предельно чётко и лаконично, их коммуникация часто формализуется и в существенной мере регламентируется документами; в случае недовольства его выражают открыто. Недосказанность или неоднозначность толкования мысли в низкоконтекстуальных культурах рассматривается как слабая осведомлённость и некомпетентность собеседника.
В высококонтекстуальных культурах существенное значение отводится символике; если человек чем-то недоволен, то он избегает его прямого выражения, прибегая к иносказаниям или намёкам. В высококонтекстуальных культурах востребованы знания культурных традиций, литературы и т.д. Так, в России, культуру которой Э. Холл относил к высококонтекстуальным, мысль или своё отношение к чему-либо могут в определённой ситуации выразить при помощи цитаты из классической литературы, которую, как предполагается, знают из школьной программы все участники коммуникации. Например, подчас в бытовой жизни русских людей используют «крылатые выражения», например: «мы все учились понемного чему-нибудь и как-нибудь» или «служить бы рад – прислуживаться тошно». В высококонтекстуальных культурах существенное значение уделяется зрительному контакту, детализированности выражения мыслей, речевым паузам. Такой подход в классификации культур напрямую связан с межкультурной коммуникацией и отражает важные стороны развития культур.
Массовая и элитарная культуры
Понятие элита обозначает лучшее. Существует политическая элита (часть общества, обладающая легитимной властью), экономическая элита, научная элита. Немецкий социолог Г.А. Лансбергер определяет элиту как группу, которая в значительной мере влияет на решения по ключевым вопросам общенационального характера. Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд полагал, что элита – это та часть общества, которая способна нести ответственность за большинство людей. Ортега-и-Гассет считал, что элита – это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. В контексте культурологии можно сказать, что именно в элитарной сфере формируются основы культуры и принципы её функционирования. Теоретически представители политической власти должны представлять собой элиту нации, тем более чиновники высокого ранга задают социуму парадигму поведения и образа жизни. Однако в действительности нередко можно увидеть аморальность чиновников, а потому важно понимать, что есть элита, а есть псевдоэлита, так сказать, исполняющая обязанности элиты. Элита – это узкая прослойка общества, способная в своём сознании генерировать ценности, принципы, установки, вокруг которых может консолидироваться общество и на основании которых способна функционировать культура. Элитарная культура принадлежит к особому социальному слою, обладающему богатым духовным опытом, развитым нравственным и эстетическим сознанием.
Одним из вариантов элитарной культуры является эзотерическая культура. Сами понятия эзотерика и экзотерика произошли от греческих слов esoterikos – внутренний и exoterikos – внешний. Эзотерическая культура доступна лишь для посвящённых и вбирает в себя знание, предназначенное для избранного круга людей. Экзотерика же предполагает популярность, общедоступность. Тем не менее в практической жизни такой подход часто вырождается в оккультизм тех людей, которые считают себя «лучшими», а потому имеющими право на знание, которое трудно отличить от шарлатанства и обосновать научными способами. Между тем занятия оккультизмом является тяжким грехом, за который и в современном мире в ряде стран предают смертной казни.
Один из факторов, обостривший потребность общества ХIХ века в отделении элитарной культуры от массовой, связан с переосмыслением христианской религии, предлагавшей те нормы и принципы, которые принимались всеми членами общества. Длительное время элита характеризовалась положением в обществе, родовым происхождением, интеллектуальным характером работы, а также высоким уровнем развития нравственного сознания. Однако эпоха Просвещения внесла свои изменения в осмысление сущности элиты. Отказ от норм христианства означал утрату осмысленного единого идеала абсолютного совершенства, абсолютного критерия святости. Возникла потребность в новых идеалах, способных стимулировать и направлять общественное развитие. Собственно говоря, раскол в сознании людей представлений о ценности общей христианской культуры означал расщепление общества на социальные группы, культуры, субкультуры, в каждой из которых принимались собственные идеалы, стереотипы и нормы поведения.
Элитарная культура, как правило, противопоставляется массовой. В нравственно здоровом обществе такое противопоставление не должно означать противостояния по социальному признаку. Более того, человек с невысоким социальным положением может отличаться элитарным нравственным и интеллектуальным уровнем развития. Выделим основные черты, характеризующие тот и другой вид культуры.
Черты элитарной культуры:
1.Развитость индивидуального сознания, которое должно быть способным к отражению и моделированию идеалов и ценностей, необходимых для функционирования культуры.
2.Постоянство, то есть продукты элитарной культуры не зависят от исторического времени и пространства. Так, произведения Моцарта с момента их создания являются образцом классики во все времена и в любом государстве.
3.Необходимость в духовной работе. Человек, живущий в среде элитарной культуры, призван к напряжённой духовной работе.
4.Высокие требования к компетентности человека. В данном случае имеется в виду то, что не только творец, но и потребитель продуктов элитарной культуры должен быть способным к интенсивной духовной работе, быть достаточно хорошо подготовленным в искусствоведческом смысле.
5.Стремление к творению абсолютных идеалов совершенства. В элитарной культуре правила чести, состояние духовной чистоты приобретают центральное, ярко выраженное значение.
6.Формирование той системы ценностей, тех установок, которые служат фундаментом для развития культуры и центром консолидации общества.
Черты массовой культуры:
1.Возможность конвейерного производства продукции, относящейся к культуре.
2.Удовлетворение духовных потребностей большинства населения.
3.Возможность привлечения к общественно-культурной жизни многих людей.
4.Отражение тех моделей поведения, стереотипов и принципов, которые преобладают в общественном сознании на данный период времени.
5.Выполнение политического и социального заказа.
6.Инкорпорация в ментальный мир людей определённых образцов и моделей поведения; создание общественных идеалов.
Нередко можно услышать мнение о том, что массовая культура всегда связана с развлечениями. Такая точка зрения не только ошибочна, но и пагубна. Разумеется, мир развлечений составляет некоторую часть массовой культуры, однако он составляет лишь малую её часть. В случае же охвата миром развлечений большей части поля массовой культуры, последняя погибает и общество распадается. «Духовные скрепы общества не могут оставаться прочными в условиях преобладания зрелищности над оценочными суждениями и отказа от свойственного классической культуре противопоставлений прогресса и регресса, высокого и низкого, морального и аморального»[6]. В России характер массовой культуры вызывает серьёзные опасения. Так, раньше песни, романсы и другие жанры музыкально-поэтического творчества, которые были и остаются ничем не заменимой частью русской культуры, волновали самые широкие круги общества (например, романсы «Ямщик, не гони лошадей», «Ночь светла»; эстрадные песни «Бухенвальдский набат», «Сердце на снегу», «Аист на крыше», «Малиновый звон» и др.). Данные произведения требовали совместной духовной и интеллектуальной работы, что предрасполагало человека к развитию. В современной действительности приходится отметить печальное обстоятельство: ныне музыкальное пространство в значительной мере представлено уже привычным развлекательным репертуаром, нередко безвкусно-грубым, низким в нравственном отношении, не дающим того восприятия, при котором запоёт душа человека, чище и светлее станут его помыслы.
Особенно очевиден развлекательный характер массовой культуры в музыкальных клипах, почти полностью пропитанных темой эротики, а также в фильмах, где главные герои – это бездуховные, чуждые государственных интересов люди. Здесь будет уместным обратиться к образу героя нашумевшего, вызвавшего много дискуссий фильма «Пираты Карибского моря». Разбойник Джек-Воробей с его низкопробными высказываниями оказывается более предпочтительным для знатной девицы, чем офицер, государственный служащий, ловко выставленный перед зрителями в глупом, инфантильном виде. Между тем для молодёжи этот фильм стал фактически культовым, пусть и на определённое время.
Российский кинорежиссёр Владимир Меньшиков с огорчением констатирует то, что современное кино более ориентировано на зрелищность, не уделяет должного внимания интеллектуальной жизни героев. Подобное кино ставится для всех зрителей, не требуя от них умственной и духовной работы. Современная киноиндустрия в значительной мере эксплуатирует в природе человека влечение к животным удовольствиям. Между тем такого рода подход приводит к вырождению в индивиде человеческой природы. Ещё более опасным является идеализация убийств и разврата. Так, когда известному актёру В. Меньшикову показали сценарий к фильму «Интердевочка» (фильм, вышедший на советский киноэкран незадолго до гибели СССР), то он, прочитав его, брезгливо отложил, поскольку посчитал, что «романтизировать проститутку — это свойство либо наивных мальчиков, либо подлецов».[7] Вместе с тем приходится констатировать то, что нередко главными героями современных фильмов оказываются киллеры, падшие женщины. Идеализация античеловеческих, инфернальных видов деятельности крайне пагубно влияет на психическое здоровье общества.
Подчас многие опасные явления, принимая внешне привлекательный характер, дают повод к ложному стыду, к тому, чтобы опасения за последствия ряда явлений свести к необразованности и забитости. Например, популярные танцы самба и танго долгое время запрещались законодательно, однако по мере торжества массовой культуры были легализованы. Тем не менее нельзя забывать истоки этих танцев. Так, слово «самба» происходит от слова «семба», на африканском диалекте банту, известном, как кимбундо, завезённом в Бразилию рабами из Анголы; «семба» означает «пупок», который символизирует интимность танца. Обычно такие танцы были составляющей частью языческого ритуального разврата (причём дети от такого разврата, как правило, убивались, как дети демонов). Распространение такого рода танцев, по сути дела, есть предпосылка к растлению людей.
В традиционной музыкальной культуре христианского мира на ведущее место ставится разум, которому все остальные составляющие человеческой природы иерархично подчинены, а в языческой музыке главное место отводится ритмичности, под которую за счёт танцев люди доводят себя до состояния экстаза. В таком состоянии блокируется не просто разумность, но подчас и здравый смысл. Индивид после длительных танцев под ритмы, например, сальсы или самбы легко может совершить то, что в обыденной жизни с ужасом отринул бы (не просто так после бразильских карнавалов в стране происходит всплеск венерических заболеваний). Санкт-Петербургский исследователь Екатерина Борисовна Костюк, характеризуя кризис музыкальной культуры современности, пишет: «В музыке XIX-XX столетий мы наблюдаем уход от Духа в сторону тела. В этот период… популярность получают музыкально-танцевальные жанры: регтайм, танго, фокстрот, чарльстон и другие «грязные танцы»…[8]. «Метафора «грязные танцы» – аналог латиноамериканских «сладострастных танцев» – румба, сальса, танго».
Важно учесть то, что в ряде культурных систем понятие элитарной культуры является условным, ибо в некоторых общностях граница между элитой и массами минимальна. В таких культурах сложно отличать массовую культуру от элитарной. Например, многие фрагменты житейской повседневности получают академический статус «источника» лишь в том случае, если они удалены от нас во времени или же имеют этнографически-фольклорный характер.
В современном же мире стирание границ между массовой и элитарной культурой настолько губительно, что зачастую приводит к обесцениванию культурного достояния для последующих поколений. Так, поп-культура затронула все сферы жизни, создавая такие феномены, как поп-идеология, поп-искусство, поп-религия, поп-наука и т. д., вовлекая в свое пространство всё – от Че Гевары до Иисуса Христа. Зачастую поп-культуры воспринимаются как порождение культуры экономически развитых стран, способных обеспечить себя хорошей информационной индустрией и экспортировать свои ценности, стереотипы в среду других культур. Когда же речь заходит о развивающихся странах, то в них поп-культура нередко считается чуждым явлением, непременно западного происхождения, с самими деструктивными последствиями. Между тем, в «третьем мире» давно появилась своя собственная поп-культура, утверждающая, пусть и в несколько упрощённой форме, культурную идентичность неевропейских народов. Это индустрия индийского кино и фильмы кунг-фу, латиноамериканские песни в стиле «нуэва трова», различные школы лубочной живописи и поп-музыки. В 70-е годы в Африке возникло увлечение музыкой в стиле «регги», а заодно и связанным с нею «движением растафари», или «культурой растафари». В самой африканской среде увлечение продуктами поп-культуры подчас блокирует укоренение и распространение норм элитарной культуры. Как правило, её плоды более известны в европейских странах, нежели там, где они были произведены. Например, производство самобытных колоритных масок в Африке ориентировано в основном на их сбыт туристам, причем некоторые из покупателей более основательно знакомы с культурным смыслом этих экзотических масок, нежели те, кто наживается на их продаже.
Культурный мир повседневности
Понятие повседневности связано, прежде всего, с такими сферами человеческой деятельности, как быт, досуг и отчасти труд. Без повседневности трудноосуществимы специализированные, масштабно-творческие, экстремальные виды деятельности. Повседневность обуславливает сам образ жизни, под длительным воздействием которого складываются привычки, определённый характер, духовный и телесный облик человека.
Несмотря на всепроникающий характер повседневности, она не способна охватить всю жизнь. Периодически повседневность сменяется праздниками, ритуалами, катастрофами, теми событиями, которые способны за короткое время облагородить или покалечить душу и тело человека. Некоторые виды трудовой деятельности также выходят за рамки повседневности. Такие виды деятельности предполагают высокий профессионализм, духовную возвышенность, развитое нравственное и эстетическое сознание, высокую ответственность. Наконец, от будничности отличается игра как самоценная реализация человеческой свободы и творчества.
В повседневности проявляется своеобразие культуры; бытовая жизнь поддерживает, подчёркивает или стирает индивидуальность бытия человека. Безусловно, в основе повседневной жизни лежит определённая духовность (или бездуховность), задающая характер обыденной жизни человека. «Для учёных всегда было очевидно, что понятие культуры нельзя сводить лишь к её внешним проявлениям и уж тем более – к досуговым реалиям».[14] Всё же именно в повседневных привычках цементируется нравственное ядро человеческой личности. И. Т. Касавин и С. П. Щавелёв считают, что «повседневность представляет собой отношение между состоянием человеческого бытия, а именно – некоторый баланс между рутинным благополучием, которым он [человек] изо дня в день обладает, и риском, на который надо пойти в надежде на мгновение достичь полного счастья».[15]
Границы повседневности изменчивы и зависят от социального статуса человека, характера его трудовой деятельности, уровня его культурного развития. Например, представления о границах повседневности у оперной певицы и инженера, у лётчика-испытателя и водителя трамвая могут существенно различаться. Вместе с тем, если в экстремальных случаях, в элитарной деятельности могут генерироваться определённые ценности, установки, нормы, создаваться условия для принятия их обществом, то процесс их укоренения осуществляется именно в повседневной жизни.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абаджи О. В. О музыке народной и церковной (к проблеме взаимоотношения двух сфер русской музыкальной культуры) // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Народная музыкальная культура в центральном регионе России», 2003.
2.Беспарточный Б. Д. Мифы и общественное мнение. – М.: Союз, 2004.
3.Беспарточный Б. Д., Ефремов Л. В. Проблема существования элиты в условиях демократического общества // Россия: Духовная ситуация времени. – 2001. – № 3-4.
4.Дроздов А. Г. Праксиологические аспекты маргинальной культуры бывших военнослужащих. Курский институт социального образования (филиал) РГСУ. – Курск, 2002.
5.Загребин С. Массовая культура и современный театральный процесс // Вопросы культурологии. – 2008. – № 7.
6.Касавин И. Т., Щавелёв С. П. Анализ повседневности. –М.: Канон+, 2004.
7.Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988.
8.Павлова Е. Культура и власть в информационном обществе // Вопросы культурологии. – 2008. – № 7.
9. Панищев А.Л.Концепция массовой развлекательной культуры как средства растления нации // Вопросы культурологии. – 2010. – №3.
10. Панищев А.Л. Проблема преемственности культурного наследия между поколениями // Фундаментальные исследования. № 5, 2008.
11. Раймонов Б. Массовая культура. – М.: Прогресс, 1979.
12. Сиднева Т.Б. Искусство в поисках истины: между элитой и массой // Вопросы культурологии. № 1, 2009.
13. Стародумов А.А. Массовая культура как аспект общества потребления // Вопросы культурологии. – 2011. – № 6.
14. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М., 1999 г.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1.Какие существуют критерии для типологизации культур?
2.В чём состоит суть фразы В. С. Соловьёва: «На западе безбожный человек, а на востоке бесчеловечный бог»?
3.Каким образом взаимодействие с другими народами содействует преодолению стагнации?
4.Какие периоды в истории человечества выделяются в формационной теории?
5.Какие регионы в современном мире, по вашему мнению, наиболее конфликтоопасные?
6.Каким образом культурные отличия могут спровоцировать конфликт?
7.Что такое элита?
8.Какие выделяют черты элитарной культуры?
9.Какую роль в жизни человека играет культура повседневности?
10.Чем культура повседневности представителя элитарной культуры отличается от культуры повседневности представителя массовой культуры?
11.Что общего между элитарной и массовой культурами?
12.Какие вы предложите универсальные принципы, на основе которых могло бы произойти объединение нескольких типов культур в единую цивилизацию?