какие типы огнетушителей используются на локомотивах
Средства пожаротушения на локомотиве, устройство автоматического пожаротушения
К системам автоматического пожаротушения на локомотивах предъявляются повышенные требования. В их состав должны быть включены системы раннего обнаружения. В основном это аспирационные детекторы дыма. Типичными местами их размещения являются зоны максимального риска: распределительные электрощиты, панели управления, коммутационные шкафы, оборудование, которое встраивается под крышу и подпол локомотива, быстрый доступ к которому затруднен.
Выбор типа огнетушащего вещества, автоматической системы пожаротушения, регламентируется зоной его применения:
Выбор системы пожаротушения
Срабатывание САГПТ «Радуга 5 МГ»:
Исходя из требований, оптимальной системой для пожаротушения на железной дороге является газовая или комбинированная, которая включает в себя два или больше типа огнетушащего вещества. К АУГП на железнодорожном транспорте предъявляют следующие требования:
Состав автоматизированной газовой системы пожаротушения ЭТ «Радуга 5 МГ»
Активация функции пожаротушения на локомотиве может происходить в автоматическом режиме или в ручном из кабины машиниста, где расположен пульт индикации БУИ-1.
САП2 ЭТ «Радуга 5МГ» состоит из следующих элементов.
Блок сопряжения БС-2-1 ЭТ
Это устройство является главным управляющим прибором системы. В его функции входит:
Блок управления и индикации – БУИ-1
Блок управления монтируется в кабине машинистов, он выполняет функции контроля и управления:
Световые табло
Предназначены для индикации предупреждений о пожаре.
Выносной пульт отмены
Выносной пульт отмены автоматического срабатывания пожаротушения на локомотиве. Устанавливается в контролируемой зоне на участке с повышенной температурой или возможностью задымления. Отменяет активацию тушения при ложном срабатывании двух детекторов.
Кроме перечисленных устройств система комплектуется различными исполнительными модулями и средствами пожаротушения на локомотиве:
Действия локомотивной бригады
При срабатывании пожарной сигнализации локомотивная бригада обязана:
Видеоинструкция по применению систем пожаротушения на локомотиве:
Современная система автоматического пожаротушения на транспорте конструктивно довольно сложна, поэтому требует досконального знания и периодической профилактики.
Средства пожаротушения
Огнетушители являются надежными первичными средствами тушения пожара до прибытия пожарных подразделений.
В пассажирских, багажных, почтовых, почтово-багажных вагонах применяются огнетушители: ручные углекислотные ОУ-3 или ОУ-6; ручные порошковые ОПУ-5 или ОПУ-Ю; ручные воздушно-пенные ОВП-5 или химические воздушно-пенные ОХВП-Ю; водные мелкодисперсные ОВМ-5 или ОВМ-Ю. Огнетушители укрепляются на специальных кронштейнах в установленных местах.
Все пассажирские поезда должны быть обеспечены комплектом исправных средств пожаротушения. Например, пассажирский вагон с электроотоплением должен быть оборудован двумя углекислотными огнетушителями (один в купе проводника, другой со стороны рабочего тамбура) и одним пенным в нерабочем тамбуре.
Пассажирский вагон с водяным отоплением должен иметь один углекислотный огнетушитель в купе проводника и один пенный в нерабочем тамбуре.
Вагоны-рестораны и вагоны с купе-буфетом должны обеспечиваться двумя пенными огнетушителями и одним углекислотным (пенные по одному в нерабочем и рабочем тамбурах, а углекислотный в салоне у электрораспределительного щита). Кроме того, внутри распределительного шкафа каждого вагона устанавливается огнетушитель самосрабатывающий порошковый (ОСП) или установка газового пожаротушения. Каждый состав пассажир ского поезда должен обеспечиваться двумя самоспасательными промышленными изолирующими противогазами СПИ-20.
Пенные огнетушители предназначены для тушения всех видов горючих материалов, жидкостей и конструктивных элементов вагонов, кроме электрооборудования, находящегося под напряжением. Пенный огнетушитель типа ОП-5 состоит из металлического корпуса цилиндрической формы, стеклянного стакана с кислотой, крышки с рукояткой и клапанного предохранительного устройства. Для приведения пенного огнетушителя ОП-5 в действие необходимо снять его с кронштейна, повернуть ручку вверх до отказа на 180° и перевернуть огнетушитель вверх дном, направив струю на очаг пожара. Время действия пенных огнетушителей составляет 60. 70 с, а дальность струи не превышает 6. 8 м.
Периодическая проверка пенных огнетушителей должна производиться один раз в год на качество щелочного и кислотного зарядов. Через каждые три года корпус огнетушителя подвергают гидравлическому испытанию. Огнетушители порошковые унифицированные ОПУ-5 и ОПУ-Ю предназначены для применения на объектах народного хозяйства, в том числе на железнодорожном транспорте, в качестве первичных средств тушения пожаров классов А (твердых веществ), В (жидких веществ), С (газообразных веществ) и электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В (в зависимости от применяемого огнетушительного порошка). Огнетушители предназначены для тушения возгораний щелочных и щелочно-земельных металлов и других материалов, горение которых может проходить без доступа воздуха.
Огнетушитель ОХВП-Ю предназначен для тушения начальных возгораний твердых веществ и легковоспламеняющихся жидкостей, за исключением щелочных металлов и веществ, горение которых происходит без доступа воздуха. Запрещается использовать огнетушитель ОХВП-Ю для тушения электроустановок, находящихся под напряжением.
Принцип действия огнетушителя основан на использовании огнетушащих свойств пены, получаемой при смешении щелочной и кислотной частей заряда. В результате реакции образуется углекислый газ, создающий в баллоне значительное давление, и пена выбрасывается в виде струи.
Для приведения огнетушителя в действие открывают запорное устройство с помощью рукоятки, при повороте которой вверх до отказа клапан отходит от горловины кислотного стакана. После поворота рукоятки огнетушитель переворачивают вверх дном. Для приведения его в действие каких-либо ударов не требуется.
Пена из огнетушителя начинает выходить спустя 1 с после его опрокидывания, так как мембрана прорывается только при наличии некоторого давления в баллоне.
При тушении горящих твердых материалов струю пены нужно направить в место наибольшего горения, сбивая пламя снизу.
При тушении жидкостей, разлитых по поверхности, следует пеной покрывать всю горящую поверхность.
При отрицательной температуре из неотапливаемых пассажирских вагонов пенные огнетушители должны быть убраны.
Персонал, обслуживающий пассажирский вагон, до начала поездки в процессе подготовки к самостоятельной работе должен пройти обучение по соответствующей программе и сдать экзамен по пожарной безопасности, связанной не только с эксплуатацией оборудования пассажирского вагона, но и с работой на объектах железнодорожного транспорта, иметь навык в работе со штатными и подручными средствами пожаротушения, находящимися в вагоне. Кроме того, перед каждым рейсом поездная бригада должна инструктироваться специалистом по пожарной безопасности, о чем делается соответствующая отметка в журнале регистрации инструктажа.
Ответственными лицами за обеспечение пожарной безопасности вагона, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения является начальник (механик-бригадир) поезда, проводник пассажирского вагона, поездной электромеханик, директор вагона-ресторана по кругу своих обязанностей.
На членов поездной бригады возлагается ответственность за поддержание противопожарного оборудования в постоянной готовности. Проводники вагонов должны знать места расположения средств тушения пожара, порядок своих действий в случае возникновения пожара.
При заступлении на дежурство проводник обязан проверить наличие и исправность противопожарного инвентаря, средств пожаротушения и оборудования. Все эти действия осуществляются под непосредственным контролем, а при необходимости и с участием начальника поезда.
При обнаружении пожара в пассажирском вагоне во время следования по перегону каждый работник (начальник поезда, электромеханик, проводник пассажирского вагона или работник вагона-ресторана) должен немедленно остановить поезд стоп-краном, после чего в случае отсутствия в данном вагоне начальника поезда и поездного электромеханика вызвать их по цепочке через проводников соседних вагонов, выключить устройства электроотопления, организовать эвакуацию пассажиров, их личных вещей и приступить к тушению пожара первичными средствами.
Необходимо помнить, что в случае возникновения пожара запрещается останавливать поезд на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, путепроводами и других местах, затрудняющих организацию тушения и эвакуацию пассажиров. При остановке поезда на перегоне должны соблюдаться меры безопасности, предусмотренные Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ. Кроме того, начальник поезда должен немедленно поручить локомотивной бригаде доложить о случившемся поездному диспетчеру.
Начальник поезда вместе со всеми работниками, обслуживающими поезд, должен принять меры по тушению пожара, а в необходимых случаях обеспечить ограждение поезда и смежного пути в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах РФ. Наибольшее внимание должно уделяться эвакуации пассажиров.
Дежурный проводник должен вызвать проводника, находящегося на отдыхе в загоревшемся вагоне, разбудить в ночное время и предупредить всех пассажиров об эвакуации из вагона, при этом все двери в купе и тамбурные торцовые должны быть открыты и зафиксированы. При эвакуации пассажиров боковые двери вагона должны быть открыты только со стороны, безопасной для эвакуации. Примерный текст оповещения пассажиров: «Граждане пас сажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты».
Эвакуация вещей пассажиров и имущества вагона не должна препятствовать эвакуации пассажиров, при этом в первую очередь следует эвакуировать пассажиров с детьми, престарелых и инвалидов, принять меры для размещения пассажиров в других вагонах и обеспечения их всем необходимым.
Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника и электромеханика поезда, обязаны приступить к тушению пожара противогазе СПИ-20 первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для перехода из вагона в вагон на соседних с горящим вагонах должны быть закрыты. В случае прибытия на место происшествия лиц командного состава для руководства работами по восстановлению движения и тушению пожара поездная бригада должна выполнять их указания.
Если в вагоне загорелись электрические провода или электрооборудование, то следует прежде всего в светлое время суток полностью обесточить электропроводку, вечером и ночью аварийное освещение не отключать до полной эвакуации пассажиров. Тушение горящих электропроводов и аппаратуры, находящихся под напряжением, может производиться только углекислотными огнетушителями.
В случае появления дыма в вагоне и характерных запахов от топки котла или кипятильника проводник обязан немедленно проверить исправность дымовытяжных труб, выяснить причину появления дыма и запаха в вагоне и возможность эксплуатации отопительных и нагревательных приборов до устранения причин их возникновения. При этом необходимо тщательно проверить, нет ли очагов возгорания в чердачном отделении, особенно примыкающем к котельным установкам, и над электрооборудованием в служебном купе. Если же в вагоне появился запах гари (горящей резины, пряжи, ткани и т.д.) и дым, необходимо выяснить причину, для чего также следует осмотреть служебное помещение, все купе вагона, котельное помещение и междувагонное суфле, проверить исправность работы электрооборудования.
В случае невозможности ликвидации пожара первичными средствами начальник поезда обязан поручить локомотивной бригаде доложить об этом дежурному поездному диспетчеру и через него вызвать ближайшее пожарное подразделение и одновременно принять меры к расцепке состава.
Ведущая роль в обеспечении пожарной безопасности пассажирских вагонов принадлежит поездной бригаде; только неуклонное выполнение бригадой поезда, и прежде всего проводником ваго на, всех требований пожарной безопасности обеспечит безаварийную работу подвижного состава, комфортабельный и безопасный проезд пассажиров.
Контрольные вопросы 1. Назовите причины пожара в вагонах.
2. Расскажите о типах систем пожарной сигнализации и их назначении.
3. Каковы действия проводника при срабатывании системы пожарной сигнализации?
4. Какие виды огнетушителей вы знаете? Расскажите от принципах их действия, местах установки, сроках ревизий.
5. Расскажите о действиях проводника при возникновении пожара.
Г-822у Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения / Г 822у
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Указанием МПС России
от 31 марта 2000 г.
НОРМЫ
оснащения объектов и подвижного состава
федерального железнодорожного транспорта
первичными средствами пожаротушения
Нормы оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
Управление военизированной охраны МПС России.
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, М.: 1999 г.
Настоящие Нормы разработаны в соответствии с требованиями ВНТП 05-97 «Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности», «Общими техническими требованиями к противопожарной защите тягового подвижного состава «ЦТ-6-95, ВНПБ-97». Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности» на основе обобщения результатов теоретических и экспериментальных исследований, выполненных во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны МВД России и Всероссийском научно- исследовательском институте железнодорожного транспорта с использованием нормативных документов и отраслевых правил пожарной безопасности.
В разработке Норм принимали участие:
Н.А. Шелудько, В.И. Жолобов, П.П. Щеглов, Л.Н. Косарев, С.К. Алексанянц, Х.М. Ромашкин, С.В. Ефремов (ВНИИЖТ);
В.П. Аксютин, Ю.П. Никифоренок, В.А. Леонов, Г.Г. Нестеренко (ЦУО МПС).
Настоящие Нормы согласованы с Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России (письмо от 22.02.2000 г. № 20/2.1/633).
31 марта 2000 г. № Г-822у
Руководителям департаментов и
управлений (по списку)
Начальникам железных дорог
Руководителям предприятий и
организаций (по списку)
Об утверждении Норм оснащения
объектов и подвижного состава федерального
железнодорожного транспорта первичными
средствами пожаротушения
Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2000 г. согласованные с Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России (письмо от 22 февраля 2000 г. № 20/2.1/633) Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
2. Руководителю Управления военизированной охраны Чеботареву Е.П. обеспечить размножение и рассылку утвержденного документа предприятиям и организациям федерального железнодорожного транспорта.
3. Не применять на территории Российской Федерации c 1 сентября 2000 г. Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утвержденные МПС СССР 22 июня 1988 года № ЦУО-46-7.
Заместитель Министра Ю.М. Герасимов
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Нормы разработаны в соответствии с ведомственными нормами технологического проектирования «Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов федерального железнодорожного транспорта по взрывной и пожарной опасности» ВНТП 05-97, утвержденными указанием МПС России от 19.03.97 г. № Г-348у, «Правилами пожарной безопасности Российской Федерации» ППБ 01-93, утвержденными приказом МВД России от 14.12.93 г. № 536 в редакции приказов МВД России от 25.07.95 г. № 282, от 10.12.97 г. № 814 и Нормами пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» НПБ 166-97, утвержденными приказом ГУГПС МВД России от 31.12.97 г. № 84.
Настоящие Нормы распространяются на эксплуатируемые, строящиеся объекты и подвижной состав федерального железнодорожного транспорта и устанавливают требования к наличию первичных средств пожаротушения на объектах и подвижном составе.
1.2. К первичным средствам пожаротушения относятся:
переносные, передвижные, стационарно установленные (самосрабатывающие) огнетушители;
пожарный инвентарь (бочки для воды, ведра пожарные, ткани асбестовые, емкости с песком, пожарные щиты и стенды);
пожарные инструменты (багры, топоры, лопаты, крючки);
пожарное оборудование (пожарные колонки, стволы, рукава, пожарные насосы и мотопомпы).
1.4. Необходимое количество первичных средств пожаротушения определяют руководители предприятий, организаций и учреждений федерального железнодорожного транспорта в соответствии с настоящими Нормами.
1.6. Руководители предприятий, организаций и учреждений федерального железнодорожного транспорта, и лица ответственные за своевременное обеспечение, правильное использование и содержание первичных средств пожаротушения, организуют обучение работников умению обращаться с первичными средствами пожаротушения.
2. ВЫБОР ТИПА ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И РАСЧЕТ НЕОБХОДИМОГО ИХ КОЛИЧЕСТВА
2.1. В соответствии с ГОСТ 26331-87 пожары, в зависимости от вида горючих материалов и веществ, делятся на 5 классов:
Классификация огнетушащих средств и огнетушителей для приведенных классов пожаров указана в приложении 1 к настоящим Нормам.
2.2. Выбор типов огнетушителей и расчет их необходимого количества проводятся на основе оценки пожарной опасности в соответствии с нормами технологического проектирования ВНТП-05-97 и требованиями по определению количества первичных средств пожаротушения и норм оснащения ими помещений, приведенных в ППБ 01-93. Оснащение подвижного состава первичными средствами пожаротушения проводится в соответствии с положениями, изложенными в Общих технических требованиях к противопожарной защите тягового подвижного состава, технических требованиях «Пожарная безопасность пассажирских вагонов» и ВНПБ 05-97.
2.3. Все устанавливаемые типы огнетушителей должны иметь общероссийские сертификаты соответствия на пожарную и гигиеническую безопасность. На самосрабатывающие порошковые огнетушители, используемые для защиты подвижного состава от пожара, должно быть разрешение на применение их на подвижном составе, выдаваемое Управлением военизированной охраны и Департаментом здравоохранения МПС России.
2.4. При наличии на объектах горючих веществ и материалов различных по агрегатному состоянию целесообразно отдавать предпочтение огнетушителю более универсальному в области применения.
2.5. Защищаемая огнетушителями площадь помещения (здания) зависит от расчетного времени достижения опасных факторов пожара в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования», по перечню объектов, приведенных в ВНТП 05-97 и ВНТП № Ш3871/П30562 «Устройства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте».
Значения величин предельных площадей помещений, защищаемых переносными и передвижными огнетушителями, приведены в таблицах П.2.1 и П.2.2 приложения 2 к настоящим Нормам, а самосрабатывающих порошковых огнетушителей в таблице П.3.4 приложения 3 к настоящим Нормам.
2.6. При выборе огнетушителей необходимо учитывать климатические условия их эксплуатации, вибрационные и ударные нагрузки, имеющие место при эксплуатации подвижного состава. На зимний период водно-пенные огнетушители заменяются порошковыми.
2.7. Необходимое количество первичных средств пожаротушения для производственных помещений, сооружений и обустройств федерального железнодорожного транспорта с учетом категории взрывопожароопасности, класса пожара и величины предельной защищаемой огнетушителями площади определяются согласно таблице 1.
Для помещений, сооружений и установок производственного и складского назначения, не указанных в таблице 1, количество огнетушителей определяется по таблицам П.2.1 и П.2.2 приложения 2 к настоящим Нормам.
2.8. В случаях, когда планируемое количество переносных огнетушителей не соответствует реальным условиям ликвидации пожара по огнетушащей способности, следует использовать передвижные огнетушители. Необходимое их количество и тип определяются по таблице П.2.2 приложения 2 к настоящим Нормам.
2.10. Помещение, в котором размещено несколько разнородных по пожарной опасности участков (зон), не отделенных друг от друга противопожарными стенами, должно защищаться по нормам для наиболее пожароопасного участка (зоны), с учетом примечания к таблице 1.
2.11. Охраняемые мосты и тоннели, должны обеспечиваться двумя порошковыми огнетушителями вместимостью не менее 10 л и находиться в местах дислокации постов охраны, а по длине моста или тоннеля располагаться через каждые 50 м.
2.12. На складах кислот для нейтрализации пролитой кислоты должны постоянно храниться в специальной посуде (бочке или другой емкости) 25-процентный водный раствор аммиака или насыщенный раствор соды.
2.13. Железнодорожные станции, не имеющие пожарных подразделений военизированной охраны, обеспечиваются пожарным оборудованием согласно приложению 4 к настоящим Нормам. Пожарное оборудование должно храниться в отапливаемых приспособленных для этих целей помещениях.
На территории таких станций в случае отсутствия водопроводов для целей пожаротушения должны устраиваться пожарные водоемы в соответствии с СТН Ц-01-95.
2.15. Водяные насосы (на водокачках, в котельных, на промышленных предприятиях) и напорные трубы водонапорных башен должны обеспечиваться кранами, снабженными соединительными головками для подсоединения напорных пожарных рукавов.
2.16. Помещения с массовым пребыванием людей (актовые залы, клубы и т.п.), размещенные в зданиях, не имеющих внутреннего противопожарного водопровода, должны обеспечиваться двойной нормой огнетушителей.
2.17. В случае отсутствия углекислотных огнетушителей ОУ-5 (ОУ-6) на всех объектах, указанных в таблицах 1 и 3, количество огнетушителей ОУ-2 (ОУ-3) должно быть увеличено в 2 раза.
2.18. Огнетушители, отправленные с объекта на перезарядку, заменяются соответствующим количеством заряженных огнетушителей.
Огнетушители на РЖД Обеспечение пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов
Огнетушители на РЖД. Обеспечение пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов
Пожарная безопасность пассажирских вагонов РЖД
Предназначен для защиты органов дыхания и зрения людей при их эвакуации или в других аварийных ситуациях.
Принцип действия основан на изоляции органов дыхания от окружающей среды с образованием замкнутого контура, в котором поддерживается состав дыхательной смеси
СПИ-20 одноразового действия, гарантийный срок хранения 5 лет, находиться в штабном вагоне в количестве 2-х штук, время защитного действия при эвакуации не менее 20 минут, в режиме ожидания 40 мин.
огнетушитель самасрабатывающий барашковый, предназначен для тушения электрооборудования без участия человека.
Защищаемый объем одним огнетушителем 5-8 м 3
Температура срабатывания 100 С
Представляет собой герметичный стеклянный сосуд заполненный огнетушащим порошком и газаобразователем. При возникновении очага горения и достижении температуры 100 С в месте расположения ОСП-1 газаобразователь разогревается, давление в сосуде увеличивается, что приводит к разрушению сосуда и импульсному выбросу огнетушащего парашка. Срок годности 5 лет.
3. Углекислотные огнетушители ОУ-3; ОУ-5
Огнетушитель представляет собой стальной баллон в горловину которого ввернуто запорнопусковое устройство с раструбом.
4. Огнетушители порошковые ОП-4; ОП-5(3)
Состоит из корпуса наполненного огнетушащим порошком. Внутри корпуса находится сифонная трубка, баллон с газом, газ, порошок.
Для приведения в действия нужно: сорвать пломбу, выдернуть чеку, нажать на рычаг и направить шланг на пламя.
5. Огнетушитель ОВП-8; ОВП-10
Не допускается применения данного огнетушителя для тушения электроустановок под напряжением.
Огнетушитель состоит: корпус, рукав, баллон для рабочего газа, газ, насадок, трубка сифонная, крышка. Для приведения в действия нужно: сорвать пломбу, выдернуть чеку, нажать на рычаг и направить рукав на огонь. Огнетушащие вещество пена. Внутри корпуса находится пенообразователь.
Нормы оснащения подвижного состава
Каждый состав пассажирского поезда обеспечивается СПИ-20 не менее 2-х на состав, ОСП-1 в электрощите, ручные огнетушители ОП+ОВП или ОУ+ОВП
Огнетушитель ОВП устанавливаются со стороны не рабочего тамбура.
Для автоматического обнаружения пожаров, вагоны оборудуются пожарной сигнализацией. На подвижном составе, проверка огнетушителей должна проводиться не реже 1 раза в 6 месяцев. Перезарядка огнетушителей проводится 1 раз в год
Установка водяного пожаротушения
Установка предназначена для тушения очага пожара на вагоне, после использования огнетушителей, в случае их не эффективного действия.
Установка состоит: электронасос, расходный бак, пожарные рукава, пожарные краны, автоматические выключатели, электронасос.
Установка пожарной сигнализации
Предназначена для обнаружения и оповещения пожара на стадии загорания.
Установка пожарной сигнализации состоит: пожарного приемника, контрольного прибора и комплекта пожарных извещателей.
Контрольный прибор. На нем устанавливаются световые сигнальные устройства, кнопки управления и устройства для диагностики технического состояния.
Пожарные извещатели бывают следующих видов: дымовые, тепловые, комбинированные.
Дымовые устанавливаются в пассажирских и служащих купе.
Тепловые в котловом отделении. T 70-80 С. При пожаре на приборе срабатывает световая и звуковая сигнализация с указанием купе. В процессе эксплуатации, установка может находиться в одном из 3-х режимов: дежурный, пожарный, неисправности. Проверка ОПС производится нажатием кнопки ТЕСТ
Обязанности поездной бригады при обнаружении пожара
При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда, каждый работник обязан:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящая инструкция разработана в соответствии с «Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов» утвержденной МПС России от 04.04.1997 г. № ЦЛ-ЦУО/448 и другими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности и распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги, предназначена для обеспечения пожарной безопасности в вагонах пассажирских, вагонах-ресторанах, багажных, вагонах-электростанциях, вагонах-клубах, служебно-технических и других вагонов эксплуатируемых ОАО «РЖД».
1.2 Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системами предотвращения пожара, противопожарной защиты и готовностью к действию средств пожаротушения.
Система пожарной безопасности должна:
1.3 Инструкция обязательна для всех работников ОАО «РЖД» связанных с ремонтом, модернизацией, техническим обслуживанием и эксплуатацией вагонов на вагоноремонтных предприятиях, технических станциях, в пунктах формирования и оборота, на станциях по пути следования пассажирского поезда, при обслуживании вагонов, находящихся в отстое, а также для бригад пассажирских поездов, обслуживающих оборудование вагонов в пути следования.
1.5 Ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения возлагается на руководителей ремонтных и эксплуатационных предприятий, предприятий-арендаторов и лиц, выполняющих ремонт и техническое обслуживание вагонов.
1.6 Ответственность за обеспечение пожарной безопасности, а также за организацию тушения пожаров и эвакуацию пассажиров в пути следования пассажирских поездов возлагается на:
1) начальников пассажирских поездов;
2) поездных электромехаников;
3) проводников пассажирских вагонов;
4) приемосдатчиков груза и багажа багажных вагонов;
5) директоров вагонов-ресторанов и вагонов-буфетов;
6) старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, а также лиц, допущенных к обслуживанию вагонов-клубов и служебно-технических вагонов.
1.7 Работники, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.8 Каждый работник при проведении технического обслуживания и эксплуатации пассажирских вагонов обязан:
1) знать и выполнять правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару;
2) выполнять требования технологических процессов и инструкций по обеспечению пожарной безопасности при подготовке вагонов в рейс;
3) знать место расположения средств пожаротушения и правила пользования ими.
1.9 Правом проверки противопожарного состояния поездов и вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования обладают представители:
1) Ведомственной пожарной охраны на железнодорожном транспорте;
2) Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД»;
3) Федеральной пассажирской дирекции ОАО «РЖД»;
4) Региональных дирекций по обслуживанию пассажиров железных дорог.
Проверки пассажирских поездов в пути следования осуществляются по согласованным графикам, утвержденным в установленном порядке.
Результаты проверки записываются в рейсовый журнал (рейсовый лист).
1.10 Руководители вагонных депо (участков), дирекций по обслуживанию пассажиров разрабатывают и согласовывают с ведомственной пожарной охраной на железнодорожном транспорте программу обучения и организации проведения занятий по мерам пожарной безопасности с работниками, связанными с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом пассажирских вагонов согласно требованиям НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645.
Программы должны предусматривать изучение:
1) требований пожарной безопасности в вагонах, находящихся в пунктах формирования, оборота и в пути следования поездов;
2) мер пожарной безопасности в вагонах при техническом обслуживании и ремонте;
3) возможных причин возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения;
4) устройство средств пожаротушения, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, находящихся в вагонах, принципа их действия и мер безопасности при их применении;
5) эвакуации пассажиров при возникновении пожара и в аварийных ситуациях;
6) порядка вызова подразделений противопожарной службы;
7) обязанностей начальника поезда, поездного электромеханика, проводников и других работников, перечисленных в п. 1.6, при возникновении пожара.
1.11 Программы обучения разрабатываются на основе конкретных материалов, относящихся к эксплуатируемым или ремонтируемым вагонам в данном депо (на заводе) или на участке. При обучении необходимо использовать технические средства обучения (компьютеры, телевидение и др.), натурные образцы, вагоны-тренажеры.
1.12 Работники, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов, а также поездные бригады и работники вагонов-ресторанов должны проходить пожарно-техническую подготовку по программам, разрабатываемым начальниками соответствующих депо (участков), ремонтирующих и эксплуатирующих вагоны. Программы пожарно-технической подготовки должны соответствовать «Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте» № ЦУО-112 с изменениями и дополнениями, утвержденными указанием МПС России от 26.05.1998 г. № 616у. Лица, не прошедшие подготовку или не сдавшие зачеты по программам обучения, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе.
Тематический план типовой учебной программы для руководителей, лиц ответственных за пожарную безопасность при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте пассажирских вагонов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Общие понятия о горении, пожаре. Классификация пожаров по природе горючего вещества. Основные показатели пожароопасных свойства веществ и материалов.
Возможные причины возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения.
Установки пожарной сигнализации и пожаротушения.
Действия при пожаре.
Требования пожарной безопасности к путям эвакуации.
Меры пожарной безопасности при техническом обслуживании, модернизации и ремонте вагонов.
Начальники депо (участков), Дирекций по обслуживанию пассажиров своими приказами устанавливают:
1) порядок и сроки проведения занятий по разработанной программе пожарно-технического минимума;
2) место проведения;
3) список должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий;
4) перечень работников, работников принятых временно, в том числе аутсорсинговых компаний, учащихся, студентов, прибывших на практику, а также прикомандированных лиц, связанных с техническим обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом вагонов, которые должны проходить обучение;
5) порядок направления вновь принимаемых на работу для прохождения первичного противопожарного инструктажа.
1.13 Лица, назначаемые на должности начальников поездов, поездных электромехаников, проводников, директоров и работников вагонов-ресторанов, директоров вагонов-буфетов, старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, сдают экзамены в объеме настоящей Инструкции. Экзамены принимает комиссия, созданная при начальнике вагонного депо (участка) или начальнике резерва проводников с участием представителей ведомственной пожарной охраны. Экзамены сдают также лица, обслуживающие служебно-технические вагоны и вагоны-клубы.
Результаты экзаменов отражают в акте формы ТНУ-16. Лица, не сдавшие экзамены, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе.
1.16 Вагоны, поступившие с вагоностроительных и вагоноремонтных заводов и предназначенные для обращения в поездах, должны быть укомплектованы средствами пожаротушения в соответствии с настоящей Инструкцией.
2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ
2.1 Нарушение правил монтажа и неисправности электрооборудования:
К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в подвагонном электрооборудовании:
2.2 Неисправность печной разделки:
2.3 Недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров:
2.4 Причиной возникновения пожаров также является выпуск из ремонта вагонов без испытания на правильность функционирования электрических аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения (первичных и вторичных) и устройств защиты от перенапряжения непосредственно на вагоне.
3 ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1 При подготовке вагонов в рейс
Учитывая, что одной из основных причин возникновения пожаров является неисправность электрооборудования, все электроустановки вагона должны быть оснащены аппаратами защиты от токов короткого замыкания и других аварийных режимов, которые могут привести к пожарам. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны и иметь клейма, с указанием номинального тока вставки, отвечающего номинальным значениям защищаемой цепи. Клеймо на плавкой вставке ставится заводом-изготовителем. Аппараты защиты должны быть в работоспособном состоянии.
3.1.1 Руководители структурных подразделений Федеральной пассажирской дирекции, структурных подразделений региональных дирекций, их заместители (главные инженеры) обязаны не допускать отправку в рейс пассажирских вагонов с неисправностями, которые могут привести к пожару, а также не имеющих полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправной установкой пожарной сигнализации и пожаротушения и с неисправными аварийными выходами.
3.1.2 При приемке состава поезда постоянно действующей комиссией до отправления его с технической станции в соответствии с «Инструкцией по техническому обслуживанию оборудования» ответственными и контролирующими лицами по пожарной безопасности производится проверка качества подготовки вагонов в рейс.
При этом проверяются:
1) аппараты пультов управления электрооборудованием;
2) потребители электроэнергии;
3) выключатели и светильники;
4) ограждения (кожухи) электрических печей отопления и их заземляющие устройства;
5) уплотнения в подвагонных ящиках с электроаппаратурой и аккумуляторными батареями, состояние вентиляционного канала;
6) аппаратура в подвагонных ящиках и аккумуляторные батареи;
3.1.2.1 В пультах управления электрооборудованием вагонов в доступных местах (кроме опломбированных) осматривают состояние контактных соединений, жгутов с проводами и выводов электрических аппаратов, при этом проверяют:
1) соответствие плавких вставок предохранителей номинальному току защищаемой цепи, оговоренному в технической документации или в электрической схеме вагона;
2) работоспособность пакетных переключателей, тумблеров и автоматических выключателей;
3) состояние пломб на аппаратах регулирования, защиты, регулировочных резисторов и другого оборудования, где пломбирование предусмотрено конструкцией аппарата или оговорено в эксплуатационной документации. Аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбой считаются неисправными. Они должны быть заменены на исправные, или проверены на соответствующих стендах и затем опломбированы;
4) наличие и срок годности самосрабатывающего огнетушителя.
3.1.2.2 В случае обнаружения в пультах управления электрооборудованием вагонов слабо затянутых или имеющих повышенный нагрев контактов, надрывов изоляции и обрыва проводов электрических аппаратов, а также при обнаружении методом выборочного контроля несоответствия номиналу плавких вставок предохранителей, производится повторное техническое обслуживание всего внутреннего оборудования вагона в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию оборудования вагонов.
3.1.2.3 Оценка состояния изоляции производится по сигнальным лампам системы контроля замыкания проводов на корпус вагона (С.З.К.), находящимся на пульте управления электрооборудованием вагонов.
При исправной изоляции должен наблюдаться одинаковый накал (свечение) нитей обеих сигнальных ламп или светодиодов. Неодинаковое свечение ламп или светодиодов свидетельствует о неисправной изоляции электрических цепей вагона.
Вагоны с неисправной изоляцией электрических цепей отправлять в рейс запрещается.
3.1.2.4 Работоспособность потребителей электроэнергии проверяется путем включения и отключения их с пульта управления. При этом проверяется исправность переключателей и тумблеров, а также контролируется по амперметру потребляемый ток.
3.1.2.5 Проверяются межвагонные электрические соединения.
Запрещается оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки. В отопительный период времени высоковольтная магистраль отопления между вагонами и локомотивом должна быть соединена в соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию оборудования вагонов.
3.1.2.6 Осматриваются электрические печи отопления и электрокалориферы. Кожухи электропечей и электрокалориферов должны быть надежно закреплены и заземлены.
3.1.2.7 Осматриваются отопительные установки, кипятильники, кухонные плиты.
3.1.2.8 Осматриваются вентиляционные каналы, надпотолочное пространство тамбуров, проверяется степень очистки от пыли, горючих материалов и мусора.
В доступных местах осматриваются противопожарные разделки. Проверяется состояние топок, запорных механизмов дверок, по возможности колосниковых решеток, вытяжных труб, флюгарок и наличие пламеотражателей.
3.1.2.9 Проверяется отсутствие посторонних предметов в помещениях вагона, котельном отделении, в районе печи для приготовления пищи, нише для установки кипятильника, около кухонной плиты вагона-ресторана, в шкафах с электрооборудованием.
3.1.2.10 Проверяется работа вытяжной вентиляции над кухонными плитами, работающими на жидком и газовом топливе. Проверяется автоматика закрытия кранов подачи топлива при обрыве пламени горелки.
3.1.2.11 В вагоне-электростанции проверяется порядок хранения горючесмазочных материалов, обтирочного материала и состояние противопожарного инвентаря.
3.1.2.12 Поездную бригаду выборочно проверяют на предмет знания настоящей Инструкции, а также «Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации» от 26.05.2000 г. № ЦРБ-757 в части подачи звуковых сигналов при пожаре.
3.2 В пути следования
3.2.1 Ответственным за обеспечение пожарной безопасности запрещается:
1) включать под нагрузку силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра;
2) заменять электрические лампы лампами, мощность которых выше установленной электросхемой вагона;
3) заменять сработавшие предохранители, не соответствующие установленному номиналу для данной цепи;
4) включать электроплитки и другие нагревательные приборы и электропотребители, не предусмотренные электрической схемой вагона;
5) хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, электросветильников, газовых горелок и других бытовых приборов, предусмотренных конструкцией вагона;
6) вскрывать кожух, ремонтировать или регулировать электромеханический регулятор напряжения генератора на ходу поезда;
7) допускать эксплуатацию вагона с утечкой тока на корпус вагона;
8) включать потребители электроэнергии вагона без соответствующего контроля за показаниями приборов (вольтметра, амперметра);
9) включать электрокалориферы при не работающей вентиляции;
10) оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки;
11) эксплуатировать неисправные аккумуляторные батареи и производить их зарядку неустановленным способом;
12) сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кухонных плитах, кипятильниках, дизель-генераторных установках и выпускных трубах.
3.2.2 При выполнении работ по содержанию и эксплуатации приборов отопления, кухонных плит и печей запрещается:
1) эксплуатировать кухонную плиту на жидком топливе в вагоне-ресторане при появлении:
2) эксплуатация газовых плит в кухнях вагонах-ресторанах не оборудованных газоанализаторами;
3) применять для растопки котлов, кипятильников, плит, печей легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (керосин, бензин, масло и др.) и сжигать в них топливо, не соответствующее эксплуатационной документации на вагон;
4) хранить около котла, в нише кипятильника, возле кухонных плит, на электропечах и под ними горючие предметы, материалы;
5) топить котел и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, их кожухами, разделками, без флюгарок или с наращенными трубами; при отсутствии пламяотражателя в топке кипятильника, а также применять дрова, длина которых превышает размер топки;
6) выбрасывать на перегонах и на станциях в неустановленных местах шлак или золу, а также чистить котел при открытых тамбурных дверях при движении вагона. Выбрасывать шлак, золу и мусор следует только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, пунктах формирования и оборота;
7) оставлять неочищенными от пыли и прочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельных, места расположения циркуляционных насосов отопления, вентиляционные дефлекторы.
8) оставлять без надзора действующие отопительные приборы, плиты и печи.
9) Эксплуатировать вагоны-рестораны с газовыми приборами для приготовления пищи с нарушениями требований Регламента 0105-2009 ПКБ ЦЛ».
1) применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные конструкцией или модернизацией вагона;
2) отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановой трубы;
3) применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и т.п.);
4) курить в неустановленных для этих целей местах.
Курить разрешается в вагонах габарита РИЦ в рабочем тамбуре, в вагонах остальных типов только в нерабочем тамбуре, оборудованном пепельницами, не менее двух;
5) закрывать переходные тамбурные двери при неисправной вызывной сигнализации на внутренний замок «секретку»;
6) загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (большой коридор, малый коридор, косой коридор, рабочий и нерабочий тамбуры);
7) промывать бензином, керосином и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями кузова и агрегаты вагона-электростанции;
8) ремонтировать электрооборудование при движении вагона, при работающих дизель-генераторах и необесточенных цепях;
9) допускать к посадке пассажиров с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
3.2.4 При обнаружении неисправности электрического оборудования или возникновении короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на пульте управления погасла, другая горит полным накалом) проводник обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
3.2.5 При необходимости ремонта электрооборудования пультов управления проводники вагонов, работники, перечисленные в п. 1.6 настоящей Инструкции, должны сообщить об этом электромеханику или начальнику поезда для совместного принятия мер по восстановлению работоспособности электрооборудования.
3.2.6 При срабатывании предохранителя генератора или аккумуляторной батареи при движении поезда поездной электромеханик на ближайшем ПТО проверяет состояние их цепей. Заменяет плавкую вставку предохранителя типовой и контролирует работу всего электрооборудования вагона во время движения поезда при скорости свыше 40 км/ч. В случае обнаружения трудноустранимых в рейсе отказов в цепях генератора и батареи, а также повторного срабатывания предохранителей, потребители электроэнергии переключаются на электроснабжение от исправного вагона. При переходе на электроснабжение вагона (не более одного) от исправного соседнего вагона электромеханик обязан сначала убедиться в полной исправности электрооборудования вагона, от которого предполагается брать электроэнергию. При отсутствии утечек тока на корпус в обоих вагонах подключить межвагонные соединения и включить пакетные выключатели соответственно «Подача в магистраль» и «Прием из магистрали».
После этого не менее 15 мин осуществлять непрерывный контроль за работой электрооборудования обоих вагонов.
Перевод цепей потребителей электроэнергии на питание от другого вагона оформляют актом формы ФМУ-73 за подписями начальника поезда, поездного электромеханика, проводников вагонов и работников, перечисленных в п. 1.6, аварийного и исправного вагонов.
3.2.7 Начальник поезда транслирует по отправлению поезда из пункта формирования и оборота, а в дальнейшем систематически по расписанию, радиопередачу «Информация для пассажиров», включающую «Правила соблюдения мер пожарной безопасности в поезде».
Один раз в сутки контролирует выполнение пожарной безопасности бригадой, обслуживающей поезд, и пассажирами с отметкой в бланках ЛУ-72 или ИНУ-4.
При нарушении требований пожарной безопасности начальник поезда принимает меры, предусмотренные настоящей Инструкцией, по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов.
3.2.8 Проводники вагонов обязаны контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами. Не допускать использование ими открытого огня, включения электроприборов, не предусмотренных схемой вагонов, провоза легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, курения в неотведенных для этих целей местах, контролировать показания электроизмерительных приборов и сигнализации пульта управления электрооборудованием вагона, в том числе пожарной сигнализации.
3.2.9 При возникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей, безопасности движения, проводник обязан немедленно остановить поезд стоп-краном, по имеющейся в вагоне связи вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
4 ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВАГОНОВ-КЛУБОВ, ВАГОНОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ, ВАГОНОВ С КАБЕЛЬНЫМ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ
4.1 Вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды
4.1.1 Устройство и оборудование вагонов-клубов и вагонов технической пропаганды производятся только по чертежам или типовым проектам, согласованным с органами пожарной охраны в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
4.1.2 Требования пожарной безопасности, изложенные в разделе 3 настоящей Инструкции, соответственно распространяются на вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды.
4.1.3 Количество запасных выходов из зрительных и лекционных отделений вагона должно быть не менее двух, не считая выхода через тамбур.
Устройство одного выхода допускается при наличии в зале (отделении) не более 30 посадочных мест. Двери, предназначенные для эвакуации, должны открываться по направлению выхода из вагона. Ширина дверей должна быть не менее 1 м.
4.1.4 Киноаппаратное помещение должно быть отделено от зрительного или лекционного помещения противопожарной перегородкой и иметь самостоятельный выход наружу.
4.1.5 Стены, полы, потолки киноаппаратного помещения должны иметь предел огнестойкости Е 30/I 15. Фильмостаты или специальные металлические ящики с крышками для хранения фильмокопий должны иметь предел огнестойкости не ниже Е 15/I 15.
4.1.6 Работники киноустановок (киномеханики) два раза в год должны проходить проверку знаний правил пожарной безопасности. Результаты проверки фиксируются в талоне по технике пожарной безопасности.
4.1.7 В вагоне-клубе допускается только электрическое освещение (в том числе от аккумуляторных батарей) с закрытыми светильниками.
4.1.8 Обрывки и обрезки кинопленки следует складывать в специальный металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.
4.1.9 Для обслуживающего персонала вагонов-клубов и вагонов технической пропаганды на основании настоящей Инструкции разрабатывается и вывешивается на видном месте местная Инструкция с указанием конкретных действий по предупреждению пожаров и в случае их возникновения.
4.1.10 В вагонах-клубах и вагонах технической пропаганды запрещается:
1) курить в зрительных, лекционных залах и аппаратных помещениях;
2) затемнять окна ставнями, ставить на окна решетки, применять драпировки, не пропитанные огнезащитным составом, оставлять незакрепленными ковры и ковровые дорожки в зрительных и лекционных залах;
3) запирать двери во время проведения массовых мероприятий;
4) устанавливать в зрительных залах стулья, не прикрепленные к полу;
5) допускать к работе на киноустановке лиц, не сдавших зачет по технике пожарной безопасности до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе;
6) хранить в аппаратном помещении посторонние вещи, промасленные обтирочные концы и спецодежду;
7) устраивать световые рекламы, иллюминации и новогодние елки;
8) допускать в зрительные, лекционные и другие помещения зрителей (слушателей) сверх указанного в паспорте (проекте) числа;
9) загромождать проходы и выходы;
10) оставлять работающие кинопроекторы во время демонстрации фильма без присмотра.
4.2 Вагоны с кабельным телевидением
4.2.1 Электрооборудование вагонов с кабельным телевидением должно соответствовать требованиям технической документации.
При этом должны быть выполнены следующие основные требования пожарной безопасности:
Применение скруток и спаек проводов не допускается:
2) монтажные провода должны быть собраны в жгуты, скрепленные бандажами;
3) металлический корпус электрооборудования должен иметь заземляющий зажим; присоединение заземляющих проводников к корпусу электрооборудования должно быть выполнено резьбовым соединением; металлорукава и трубы должны быть заземлены на металлоконструкцию вагона;
4) для монтажа оборудования следует применять марки проводов, предусмотренные технической документацией.
4.2.2 Вагон должен быть оборудован установкой пожарной сигнализации.
4.2.3 Вагон должен быть оснащен средствами пожаротушения в соответствии с разделом 6 настоящей Инструкции.
4.2.4 Вагоны должны быть укомплектованы противопожарной грубошерстной тканью размером 2´2 м согласно таблицы 2 раздела 6 настоящей Инструкции.
5 ОБЯЗАННОСТИ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА
5.1 В случае срабатывания пожарной сигнализации, появления дыма или запаха гари в вагоне необходимо определить и осмотреть источник возможного возгорания, проверить исправность работы электрооборудования.
5.2 Порядок действия поездной бригады при обнаружении пожара в пассажирском вагоне приведен в приложении А настоящей Инструкции.
6 ОСНАЩЕННОСТЬ ВАГОНОВ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
6.1 Вагоны пассажирских поездов обеспечиваются огнетушителями, пожарным инвентарем, оборудованием и ручным инструментом согласно «Нормам оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения».
Выбор типа и размещение огнетушителей осуществляться согласно требованиям Свода Правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» СП 9.13130.2009 утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179.
6.1.1 В пассажирских, багажных, вагонах-клубах, вагонах с кабельным телевидением, вагонах-ресторанах, вагонах-электростанциях и других вагонах применяются следующие средства пожаротушения:
Нормы оснащения и место установки в пассажирских вагонах огнетушителей и генераторов АГОС-5 приведены в таблице 1.
Наименование вагона (ЦМВ)
Место установки огнетушителей в вагоне
Огнетушители, шт. на один вагон
Генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГОС-5, шт. **
порошковые ОП-5 (ОП-10) или другие аналогичного типа
Воздушно-пенные ОВП-5 (ОВП-10) или водные мелкодисперсные ОВМ-5 (ОВМ-10) или воздушно-эмульсионные ОВЭ-5