какие типы особых экономических зон в российской федерации
Какие типы особых экономических зон в российской федерации
Статья 4. Типы особых экономических зон
1. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
(п. 3 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
4) портовые особые экономические зоны.
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.10.2007 N 240-ФЗ)
1.1. Для обеспечения указанных в статье 3 настоящего Федерального закона целей создания особых экономических зон особые экономические зоны одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением Правительства Российской Федерации в кластер.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
2. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более чем сорок квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.06.2006 N 76-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий речных портов, территорий морских портов, аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.3. Портовые особые экономические зоны создаются в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров.
(часть 2.3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.4. Увеличение площади особых экономических зон осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.
(часть вторая.4 введена Федеральным законом от 25.12.2009 N 340-ФЗ)
3. Особая экономическая зона может располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации. Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.
(в ред. Федеральных законов от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 03.12.2011 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. На территории особой экономической зоны не допускается:
1) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
6. Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
(часть шестая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
Какие типы особых экономических зон в российской федерации
В России функционируют 42 ОЭЗ (23 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые). За 15 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 920 резидентов, из которых более 140 компаний с участием иностранного капитала из 42 стран. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 1,37 трлн рублей, вложенных инвестиций – более 597 млрд рублей, было создано более 46,4 тысяч рабочих мест, уплачено порядка 211 млрд рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов.
Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.
ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:
Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.
Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.
Согласно Закону об ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства
за пределами территории ОЭЗ.
ОЭЗ – часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.
ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.
На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов
ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ (ОЭЗ)
В мировой практике особые экономические зоны представляют собой часть обособленной территории с особым преференциальным режимом для осуществления предпринимательской деятельности, включая налоговые, таможенные, финансовые, торговые и административные льготы.
В настоящее время более 5000 ОЭЗ функционирует в более чем 130 государствах мира. Столь большое количество ОЭЗ объясняется важностью решаемых задач: ОЭЗ служат важным инструментом развития территорий и целых отраслей. Многие страны успешно используют инструмент ОЭЗ для достижения приоритетных целей, в том числе диверсификации экономики, развития экспорта, привлечения прямых иностранных инвестиций.
Деятельность ОЭЗ в России регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Закон № ).
Особые экономические зоны в России являются масштабным федеральным проектом, направленным на развитие экономики регионов, привлечение прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности и локализацию иностранных производств в условиях обеспечения бизнеса абсолютно новой и современной инфраструктурой. ОЭЗ создаются на 49 лет. Решение об их создании оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Преимуществом ведения бизнеса в ОЭЗ является снижение издержек инвесторов при реализации проектов в среднем на 30%. Конкурентным преимуществом ОЭЗ является особый правовой статус (статус резидента ОЭЗ), позволяющий инвесторам воспользоваться налоговыми, таможенными и социальными преференциями, а также осуществлять строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры с привлечением средств федерального и региональных бюджетов. Резиденты ОЭЗ имеют возможность льготной аренды и выкупа земельных участков. Снижение издержек резидентов позволяет ускорить реализацию инвестиционных проектов по созданию новой промышленной, высокотехнологичной продукции.
В зависимости от назначения выделяют ОЭЗ следующих типов:
В настоящее время в Российской Федерации создано 38 ОЭЗ (19 ОЭЗ ППТ, 7 ОЭЗ ТВТ, 10 ОЭЗ ТРТ, 2 ПОЭЗ) в 31 регионе России.
За время функционирования инструмента в ОЭЗ зарегистрированы 856 резидентов, из которых 149 компаний с участием иностранного капитала из 41 страны. Общий объем осуществленных инвестиций резидентов составляет порядка 497 млрд рублей. Резидентами ОЭЗ создано более 42 тысяч новых рабочих мест. Наибольший объем иностранных инвестиций привлечен из США, Кипра, Нидерландов, Германии, Италии, Турции, Швейцарии, Японии. Крупнейшими инвесторами являются иностранные предприятия Yokohama, Rockwool, Schlumberger, Ford Sollers, PPG Industries, Armstrong, Ural Boeing, Hayat и др.
С 2017 года в целях упрощения поиска информации об отечественных инвестиционных площадках Ассоциация кластеров и технопарков России совместно с Минэкономразвития России ежегодно выпускает «Особые экономические зоны России». Электронная версия данного издания была размещена на 56 официальных торговых представительств России за рубежом, сайтах представительств палаты России за рубежом, на официальных сайтах федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также институтов развития. Учитывая положительные отзывы инвесторов и управляющих компаний ОЭЗ, решено на ежегодной основе подготавливать издание « по особым экономическим зонам России» на русском и английском языках. Ознакомиться с изданием можно в разделе «Аналитические материалы».
ТЕРМИНОЛОГИЯ В СФЕРЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Термин
Определение
Источник ( акт)
Особая экономическая зона (ОЭЗ)
Часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Типы ОЭЗ: 1) ; 2) ; 3) ; 4) портовые.
Резидент особой экономической зоны
Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.
Резидент портовой особой экономической зоны
Коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом.
Резидент особой экономической зоны
Коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении деятельности в особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Резидент особой экономической зоны
Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности либо соглашение об осуществлении деятельности в особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Резидент особой экономической зоны
Индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом.
Управляющая компания
(УК ОЭЗ)
Открытое акционерное общество, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, или хозяйственное общество, которое создано с участием такого открытого акционерного общества в указанных целях, либо иное хозяйственное общество, которое заключило с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении особой экономической зоной.
Статья 4. Типы особых экономических зон
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 76-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 4. Типы особых экономических зон
1. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ часть 1 статьи 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
4) портовые особые экономические зоны.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1, вступающей в силу с 1 января 2012 г.
1.1. Для обеспечения указанных в статье 3 настоящего Федерального закона целей создания особых экономических зон особые экономические зоны одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением Правительства Российской Федерации в кластер.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ в часть 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более чем сорок квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ в часть 2.1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
2.1. Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории.
Информация об изменениях:
2.2. Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий речных портов, территорий морских портов, аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 231-ФЗ часть 2.3 статьи 4 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
2.3. Портовые особые экономические зоны создаются в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.4
2.4. Увеличение площади особых экономических зон осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ в часть 3 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
3. Особая экономическая зона может располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации. Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.
4. В особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда.
5. На территории особой экономической зоны не допускается:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 231-ФЗ пункт 1 части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
1) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов;
Информация об изменениях:
3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
6. Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
Особая экономическая зона (ОЭЗ)
Особые экономические зоны (употребляется также термин – свободные экономические зоны) – отделенные от основной территории государства формы социализации и хозяйствования.
ОЭЗ или СЭЗ получают в юридическом отношении особый статус и большой перечень льгот и преимуществ, отсутствующих на остальной территории страны. Речь идет о специальных налоговых и таможенных послаблениях для отечественных или зарубежных предпринимателей.
Основная задача особой экономической зоны – создание пускового механизма для социального и экономического развития критически важных регионов, базовых отраслей и страны в целом.
Свободные экономические зоны в России
Особую роль ОЭЗ в экономике и социальной жизни РФ подтверждают сухие статистические данные.
В стране на сегодня функционируют:
Это больше трех десятков СЭЗ, 760 резидентов и 140 компаний с зарубежным капиталом из тридцати государств. За пятнадцать лет существования общая сумма инвестиций в свободные зоны превысила четыреста миллиардов рублей. Передовая форма хозяйствования позволила увеличить количество рабочих мест на сорок тысяч, а налоговых поступлений и таможенных сборов – на сто и пятьдесят миллиардов соответственно.
Правительством РФ утверждено создание еще трех ОЭЗ – в Нижегородской и Саратовской области, а также в Башкортостане.
Предполагается, что потенциальные инвестиционные вложения в новые зоны к концу десятилетия превысят 35 миллиардов рублей. Это снижение ресурсной нагрузки на бюджет страны и регионов.
Типы ОЭЗ
Обязательное условие для всех ОЭЗ в России – обеспечение инновационной инфраструктуры с совершенно новыми условиями взаимодействия. Но по ряду особых характеристик и признаков свободные зоны могут существенно различаться.
Каждая отдельная СЭЗ – это свой особый тип:
Развитие особых экономических зон в РФ входит в компетенцию специальной управляющей компании АО «Особые экономические зоны». Ее единственный и неизменный акционер – государство.
Льготы ОЭЗ
Свободные экономические зоны с разным целевым направлением – это благоприятные условия для определенных видов бизнеса, возможность пользоваться конкурентными преимуществами и реализация конкретных проектов.
Локализация производственных мощностей в РФ и выход на рынки Европы и Азии осуществляется за счет:
Инвестиционные проекты на начальной стадии реализации получают существенную и многогранную помощь от управляющей компании свободной зоны и подкрепляются юридическим сопровождением.
Создание ОЭЗ
Особые экономические зоны входят в число самых перспективных и масштабных проектов. Их цель – привлечение выгодных инвестиций в наиболее приоритетную для страны экономическую деятельность. Решение об открытии и закрытии СЭВ принимается Правительством РФ.
Основание – заявка от высшего исполнительного органа, представляющего субъект РФ.
Она выражает необходимость в стимулировании социальной и экономической созидательной деятельности на определенной территории, в конкретной республике или регионе.
ОЭЗ позволяет привлечь прямые иностранные инвестиции, увеличить количество рабочих мест, развить экспортную базу, снизить ресурсные затраты, освоить и развить новые территории и приблизить производство к потребителю.
Деятельность ОЭЗ
В нашей стране организация и деятельность свободных экономических зон (со сроком на сорок девять лет) осуществляется в рамках Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
В них действует льготный режим для предпринимательской деятельности и процедурные особенности свободной таможенной зоны.
Наиболее эффективными направлениями в РФ считаются:
Указанные сферы деятельности в разных регионах России (особенно граничащих с соседними государствами) приносят стабильный доход и открывают перспективы для инновационного улучшения климата.
Сопровождение ОЭЗ
Большинству частных предпринимателей в свободных экономических зонах требуется серьезное сопровождение – при получении льгот и преференций, планировании с учетом инвестиций, развитии проектов и территорий.
Специализация и разделение целого ряда разнородных функций позволяют быстро и эффективно подготовить концепцию стратегии и развития бизнеса в ОЭЗ.
Все требования местных органов власти учитываются специалистами ГК “СЭНК” при сопровождении ОЭЗ.