какие типы руководителей бывают
Тиран, педант, дилетант… Какие бывают начальники
От взаимоотношений с начальником зависит, насколько комфортно сотрудники ощущают себя на работе. Стиль управления, безусловно, у всех различный, и часто руководитель даже не понимает, почему его все боятся, хотя он вроде бы хорошо ко всем относится. Или, наоборот, сотрудники не обращают внимания на замечания начальника, даже если они справедливы.
Конечно, классификации начальников очень условны, но если их знать, то можно примерно определить, к какому же типу относитесь вы, и, если полученный результат не устраивает, можно попытаться сменить модель поведения с подчиненными. Вдруг что-то действительно изменится?
Тиран
Такой руководитель ставит всех ниже себя, по его мнению, он всегда и во всем прав. Для большей ясности изъясняется с работниками на повышенных тонах, порой используя ненормативную лексику. Часто руководители такого типа внедряют в своей компании системы всевозможных штрафов. У них все ходят по струнке, однако, поскольку такой шеф не любит советов, даже хорошие предложения сотрудников до него не доходят. Вряд ли такому человеку легко строить бизнес, текучесть кадров и отсутствие энтузиазма у сотрудников — отличительные черты его бизнеса.
Патриарх (философ)
Этот тип практически противоположность предыдущему. Работой других он практически не интересуется, не любит наказывать и желает быть в глазах членов коллектива добрейшей души человеком. С предыдущим типом руководителей философа роднит некоторое высокомерие, однако он несравнимо больше снисходителен. Он подчеркнуто вежлив, любит выслушать подчиненного. Проблема в том, что такой руководитель часто только делает вид, что ему интересно чье-то мнение. Он полагает, что знает и умеет делать абсолютно все, что нужно его бизнесу.
Дилетант
Этот руководитель не в пример двум предыдущим любит советы других. Все потому, что начальник-дилетант обычно оказывается главой компании по случайности. Он не очень любит разбираться в тонкостях бизнеса и окружает себя всевозможными заместителями, советниками, приглашенными экспертами и прочими важными людьми. Дилетант всегда вежлив и немногословен, поскольку боится сказать что-нибудь не то. Однако это один из немногих руководителей, который действительно готов предоставить сотрудникам свободу в принятии решений.
Педант (специалист)
Этот тип руководителя, что называется, строгий, но справедливый. Он отлично разбирается в нюансах собственного дела. Для него важны порядок и полное соблюдение всех этапов рабочего процесса. Он вежлив, но делит сотрудников на категории. Его любимчики — такие же профессионалы, как и он, с ними «специалист» готов обсуждать какую-нибудь идею часами, к ним он с удовольствием прислушивается, при случае поощряет материально. Но те, кто, по его мнению, недостаточно компетентен, лучше пусть не попадаются ему на глаза: он станет придираться к каждой мелочи, и, надо сказать, не всегда справедливо. Может быть, этот тип руководителя излишне сух в общении, но его компания — хорошо отлаженный механизм, как говорится, nothing personal — just a business.
Трудоголик
Этот тип близок к предыдущему, поскольку руководитель-трудоголик тоже прекрасно знает свое дело. Он более эмоционален, ждет от сотрудников рвения в работе, мелочи его мало волнуют, но он очень переживает за главный результат. Руководитель-трудоголик в отличие от других типов готов очень многое делать сам, кроме того что он отдает команды, он еще и большую часть их готов сам исполнить, поскольку, «если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». Проблема этого типа руководителя в том, что он слишком увлечен и слишком деятелен. У него нет времени контролировать других, потому что он сам занят каким-нибудь очередным важным проектом, который не может никому доверить.
Отметим, что в чистом виде не существует ни одного типа. Каждый педант будет немного тираном, а каждый трудоголик обычно еще и философ. Но, разобравшись в своем стиле руководства, можно отбросить то, что мешает нормальному развитию бизнеса, и перенять то, что способно сделать его лучше.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Какие существуют типы руководителей?
Авторитарный руководитель
Авторитарные руководители считаются наиболее жесткими лидерами. Им свойственно подавление проявлений инициативы со стороны работников. Для подобного начальника важно, чтобы ему во всем подчинялись, а его приказы исполнялись. Все решения выносятся только им, он считается себя «светилом» компании, которой руководит. Подобные начальники сами полностью отдаются работе, они требуют такой же отдачи от работников. Для целей фирмы они готовы на любые расходы.
При взаимодействии с подобными руководителями нельзя показывать инициативность. Она оказывается наказуемой. Воздерживайтесь от дискуссий своих идей, а также их предложений начальству. Еще одним правилом выступает точное соблюдение служебной дисциплины.
Либеральный руководитель
Либеральные руководители – это противоположность авторитарных. Но не думайте, что либерализм и отсутствие контроля синонимы. Подобный лидер считается подходящим начальником для научных и креативных коллективов. Работа в искусстве не требует постоянного вмешательства в процесс, а также контроля исполнения заданий. Но не считайте, что вам вовсе не придется отчитаться перед руководством. Хотя контроль производится в вольной форме. Обычно, взаимоотношения сотрудников и этого начальника базируются на доверии и взаимном уважении. При разговоре с подобным лидером можно вести обсуждение деловых тем.
Демократичный руководитель
Наиболее приемлемым типом начальства выступает демократичный руководитель. Он дает шанс подчиненным самим решить рабочие вопросы, поскольку доверяет их опытности и профессионализму. Он способен ставить объективную оценку способностям любого работника. Компания для него – не его персона, а весь коллектив.
Руководители бывают разные. Иногда сложно подстроиться под определенный тип начальника. Но знание особенностей во многом поможет.
Подобные начальники поощряют проявление инициативы сотрудников, они рассматривают и берут во внимание их идеи. Часто они знают многое о собственных работниках и их интересах.
Характерной чертой стиля общения с демократичным лидером выступает то, что при присутствии субординации нет дистанции. К подобному лидеру можно обратиться и с личной проблемой.
Командный лидер
Командные лидеры – это руководители смешанного типа. Подобное начальство четко строит систему взаимоотношений коллектива. Он определяет строгие рамки внутри фирмы, придерживается их сам. Например, если вводится правило, по которому необходимо писать объяснение причин опозданий, то сам начальник никогда не задерживается. Если работники возглавляются таким лидером, то в компании снижается роль неформальных отношений, но они не сводятся на «нет».
Компанейский лидер
Компанейские лидеры пытаются построить благоприятную модель взаимодействия сотрудников. Но идут они к этой цели путем применения метода проб и ошибок. Брать за основу расчеты и планы – не их стиль. Компанейский начальник пытается обеспечить поддержку баланса неформальных и рабочих отношений сотрудников. В подобной компании нередко проводят собрания, совещания и прочее.
Лидер-манипулятор
Подобные лидеры сами определяют нормы поведения в компании. При этом часто требования лидера-манипулятора меняются и алогичны. Невзирая на то, что руководство нигде не фиксирует подобные правила, все работники обязаны их понимать и неукоснительно соблюдать. Те, кому природная интуиция не помогает понять не озвученные законы компании, в ней долго не проработают.
С подобными лидерами способны нормально взаимодействовать люди, умеющие подстраиваться под частую смену обстоятельств. Но руководитель лично нередко нарушает придуманные им правила. Манипулятор – это не авторитарный начальник. Такие лидеры поощряют неформальные взаимоотношения, проявляют внимательность к работникам.
Руководитель «карьерист»
Для карьериста коллектив выступает в виде ступеньки или этапа для будущего продвижения по лестнице вверх. К работникам проявляет безразличие, формальную вежливость, но при неудачах сбрасывает вину на них.
Помните, что каким бы ни был начальник, важно беречь его авторитет. Он – «лицо» фирмы и ее репутация.
Чужие идеи выслушивает, но выдает за собственные. Любит мгновенные результаты, эффектные, которые заметны более высокому начальству. Часто импульсивен, жаждет деятельности. Понять смысл его приказов иногда сложно. Собирает компромат и любит его применять. Дружбу водит только с полезными ему лично людьми.
Лидер-аскет
Для лидеров-аскетов главную роль играют потребности фирмы. Подобный подход к труду они требуют от работников. При этом руководитель может даже не думать, как кормить семью на маленькую зарплату. Сам он, обычно, не женат, потому семейные проблемы других для него непонятны. Невзирая на это, его подчиненные уважают за преданность делу. Но между работниками и таким начальником всегда остается видимая дистанция.
Подобные руководители с работниками устанавливают только деловые взаимоотношения. При этом они не запрещают межличностные отношения сотрудников, но не принимают в них участия.
Руководитель «трудоголик»
Еще один представитель руководителей – начальник-трудоголик. Для таких лидеров работа является не средством, а основной страстью. Они приходят на работу до зари, а уходят после заката. При этом искренне не понимают, почему остальные так себя не ведут. Требовательны к работникам, но не ругаются из-за мелочей. Все рабочие моменты замыкают на себе.
Руководитель трудоголик считает, что лучше него работу сделать никто не способен. Отношение к сотрудникам выстраивается в соответствии с их уровнем значимости и применимостью в работе. Слишком переживает за результаты труда, потому при неудачах становится грубым.
Нерешительный лидер
Начальников называют нерешительными лидерами по причине того, что они избегают взятия на себя обязательств, каждый раз ждут распоряжения вышестоящего начальства. Они боятся не только личностных, но и рабочих отношений с подчиненными. Взаимодействие работников и такого начальника производится через секретаря или зама. Отличаются любовью к бюрократии. Проблемы решаются слишком долго.
Для комфортной работы под их началом придется стать истинным знатоком дела. Проблемы при возникновении придется решать самому, не полагаясь на начальство. Единственное неписаное правило заключается во взаимном невмешательстве подчиненных и начальника в работу.
Лидер-патриарх
Для лидеров-патриархов главную роль играют неформальные взаимоотношения, а не деловые. Подобному человеку лучше управлять маленьким коллективом, где участники относятся к лидеру с уважением. «Патриархи» имеют запросы, которые выходят за границы субординации. Им требуются особенные почести: подарки, помощь во внеслужебных делах, лесть и комплименты.
Отрицательная черта этого начальника в способности уволить человека без серьезных причин, основываясь на личных мотивах. Подчиненные часто над ним смеются по-доброму, но личные просьбы исполняют.
Руководитель «педант»
Педанты во всем ценят абсолютный порядок. В каждой работе отыщут изъяны, терпеть не могут опоздания, лоботрясов, неопрятность в одежде, неточности в работе. В общении нудны, сухи, чересчур пространны, требуют точности в мелочах.
Успешное завершение дел работниками не производят на руководителя педанта особого впечатления. При негативном итоге он изведет всех нравоучениями, но на финансовые наказания почти не способен.
Харизматический лидер
Серьезным отличием харизматического лидера выступает личностное обаяние и деловая хватка. Эти лидеры даже могут не требовать соблюдать субординацию, работники и так соблюдают ее по собственному желанию.
Харизматические начальники слишком далеки от работников. Они почти не общаются с ними на нерабочие темы. Но такой начальник постоянно вовремя появляется и ликвидирует проблемы, связанные с работой. Коллектив сплачивается на базе почитания или обожания лидера.
Руководитель «друг»
Начальник типа «друг» сомневается в каждой мелочи. В работу компании и сотрудников старается не вмешиваться, а заставить его это делать способна только поистине срочная необходимость. Но даже в таком случае он выжидает до крайнего момента, думая, что все решится без его участия. Любит перекладывать обязательства на сотрудников, для него сложно настаивать на своем, заставлять других выполнять требования и приказы.
Понимание отличительных черт типов руководителей поможет в урегулировании конфликтов, налаживании «ровных» взаимоотношений с начальством.
При этом он истинный дипломат, способен решить конфликт, выступает «уравновешивателем» отношений в компании, потому нравится работникам. Умеет выслушивать других, собирает мнения, но при желании учитывать их одновременно сталкивается с невыполнимостью данной задачи. В результате предпочитает вообще не решать проблемы, чем сталкиваться с обидами сотрудников.
В завершении отметим, что правила взаимодействия в коллективах немало зависят от типа руководства. Но каким бы не оказался начальник, все сотрудники, в соответствии с деловой этикой, обязаны беречь его авторитет. Руководитель выступает «лицом» компании. И если работнику не плевать на репутацию фирмы, то он не станет обсуждать щепетильные вопросы компании публично. Служебная этика строго запрещает обсуждение и критику руководства за спиной.
Типы руководителей
Типировать руководителей – занятие неблагодарное. Каждый человек в любую классификацию вписывается лишь отчасти – слишком велико разнообразие личностных особенностей. И все же, выделяя самые яркие черты, мы можем отнести руководителя к тому или иному типу. Результат такого мысленного эксперимента полезен для выстраивания взаимоотношений понимания и продуктивного сотрудничества.
Наполеон
Он крайне харизматичен и отважен: все цели для него достижимы. Под влиянием Наполеона самый ленивый индивид способен подняться на Эверест, причем добровольно и с энтузиазмом. Работая под началом Наполеона, легко добиться существенных успехов. При этом вы сами удивитесь, что способны на такие подвиги. Одно «но»: не ждите сантиментов. Задача всегда должна быть выполнена. А если у вас болит голова, нет настроения, слишком маленькая зарплата и вообще…– пощады не ждите. Железная рука Наполеона либо вернет вас к жизни, либо категоричным жестом укажет на дверь.
Манипулятор
Он отлично знает, на какие «кнопки» нужно жать, чтобы добиться от подчиненного желаемого результата. Амбициозного сотрудника он подзадорит: «Что, слабо закончить отчет до завтрашнего утра?». Для слабого создаст доверительную атмосферу, на несколько минут станет лучшим другом и советчиком. Правда, советы будут направлены на достижение целей, выгодных самому манипулятору. Ценность общения с руководителем этого типа заключается в том, что он отлично стимулирует к «прокачке» характера и искоренению слабых мест. Распознав, на какие «кнопки» жмет манипулятор, вы очень быстро захотите от них избавиться, чтобы не быть марионеткой в чужих руках.
Консерватор и бюрократ
Вокруг него всегда много документов: заявлений, разрешений, предписаний, инструкций и прочего. Самая большая сложность в общении с этим типом руководителя – медленное продвижение инноваций. Без подписи невозможно изменить траекторию движения хотя бы на миллиметр. С этим придется смириться, и научиться говорить с шефом на языке документов. Немного практики – и вы станете гуру документооборота. Можно утешить себя тем, что толково составленный приказ или отчет помогает упорядочить информацию, подвести под идею теоретическую базу. Для документов, необходимых под решение простых ежедневных задач, заведите набор шаблонов – и вам удастся избежать лишних трат времени.
Изобретатель
В его голове ютится такое количество идей, которым позавидовал бы Эйнштейн. С утра он заходит в комнату и, сияя победоносной улыбкой, сообщает: «Я знаю, как нам оптимизировать затраты!». Под «знаю» подразумевается самая общая схема, додумывать которую придется подчиненным. Из такого стиля управления можно извлечь пользу: у вас есть свобода выбора путей, главное – дойти до главной цели. Проблема может возникнуть, если цель в принципе недостижима, или она требует такого количества ресурсов, что ее достижение становится бессмысленным. В этом случае ваш козырь – железная аргументация и пошаговое, в несколько приемов, убеждение руководителя, что цель требует корректировки.
Бетонная стена
Самый сложный в общении тип руководителя. Он не умеет слушать, считает, что существует только два мнения: его и ошибочное. Если он недоволен результатами, то вряд ли станет объяснять, почему именно. Побудить его к диалогу практически невозможно. Здесь есть два пути. Первый: идти путем проб и ошибок, делать работу, полагаясь на опыт и интуицию. Далее, в зависимости от критических замечаний, корректировать курс. Второй: найти другую работу и более гибкого руководителя. Жизнь – источник возможностей. Стоит ли тратить ее на борьбу с заведомо непреодолимыми препятствиями?
Главный или финансовый? Какие бывают директора
Сотрудники на должностях с одинаковыми названиями могут заниматься разными задачами. В первой компании человека, отвечающего за стратегию бренда, называют директором по маркетингу, во второй — идейным вдохновителем, а в третьей стратегия бренда — задача генерального директора. Чтобы понять, какой директор чем занимается, мы изучили вакансии и спросили самих директоров.
Генеральный директор
Генеральный директор — главный в компании, он подчиняется только владельцу бизнеса. Иногда сам владелец становится генеральным директором в своей компании, а иногда на эту должность нанимают сотрудника или зовут ИП.
Обязанности. Стратегическое управление бизнесом и командой, ведение переговоров с партнерами и инвесторами, организация эффективной работы команды.
Навыки. Список обязательных требований и навыков зависит от задач компании. Задачи генерального директора, нанятого, чтобы вывести на новый рынок натуральный шампунь, будут отличаться от задач директора мясокомбината. Но есть и общие навыки:
Еще генеральный директор может отвечать за маркетинг компании и формирование команды.
Зарплата на Хедхантере: от 60 000 ₽ до 800 000 ₽
Вакансий в России: 559
Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»
Моя должность называется генеральный директор, и я отвечаю за четыре направления:
Стратегия. Чем мы занимаемся, на чём специализируемся, как относимся и общаемся с пациентами, какие у нас цены и какие способы реабилитации используем — это мои вопросы. Еще я занимаюсь связями в медицинском сообществе: с кем дружим, кому доверяем.
Я часто общаюсь с пациентами, иногда сама принимаю звонки, чтобы понять, насколько наши услуги релевантны запросам звонящих. Если есть запрос, но услуги нет, я анализирую, можем ли мы начать это делать и что для этого нужно.
Патернализм — традиционная модель отношений между врачом и пациентов, при которой пациент выступает пассивным субъектом, полностью полагается на врача и не принимает решений о процессе лечения.
Культура. Отвечаю за всё, что касается внешней и внутренней культуры. Я борюсь с патернализмом и веду внутренний тренинг о партнерском подходе между пациентами, врачами и сотрудниками. От культуры коммуникации зависит, насколько жизнеспособна компания в долгосрочном периоде. А мы хотим, чтобы клиника «Три сестры» стала компанией-легендой.
Культура коммуникации важна и для успеха реабилитации. К примеру, мы можем думать, что пациенту важно научиться пересаживаться из кровати в коляску и доезжать до ванны. Если будем его мотивировать тем, что он сам сможет ходить в душ, не факт, что это его замотивирует. А вот вопрос, как ему вернуться на работу, может стать сильной мотивацией.
Врач не может точно знать, чего хочет пациент. Поэтому нужно выявить запрос пациента, а для этого услышать другого человека. Слышать людей — уникальный навык, который часто отсутствует. Мы учимся слушать пациентов и вместе с ними принимать решения, потому что это повышает клинический результат реабилитации.
Команда. Я сама провожу интервью почти со всеми сотрудниками. Узнаю, зачем они пришли, что хотят от работы, о чём мечтают. Затем участвую в разработке программы обучения и оценке навыков новых сотрудников.
Кадрового директора у нас нет, каждый руководитель сам решает эти вопросы. Но есть инструменты — рекрутеры, внутренние тренеры.
Названия должностей вторичны. Важнее люди и их роль в команде. Есть сотрудники, которые сильно влияют на компанию, но они не называются директорами. Я часто замечаю, что чем проще человек говорит о себе — например, я просто медсестра, я просто инженер, — тем сильнее он влияет на судьбу компании. Название — это статусная вещь, которая нужна, чтобы решать вопросы с налоговой и проверяющими.
Финансовый директор
Финансовый директор отвечает за деньги компании: сколько есть, на что тратятся, сколько налогов нужно заплатить. Занимается финансовым планированием и бюджетированием.
Обязанности. Управлять финансами компании, создать и поддерживать систему показателей, которая помогает менеджерам принимать решения. Взаимодействовать с налоговой, банками и контролирующими органами по всем бухгалтерским вопросам.
Навыки. В некоторых вакансиях от финансового директора хотят амбициозности, бесконечной жажды развития, улучшения себя и мира, но в целом требования к навыкам такие:
Зарплата на Хедхантере: от 65 000 ₽ до 1 000 000 ₽
Вакансий в России: 402
Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»
В нашей клинике финансовый директор отвечает за безопасность компании в отношениях с налоговой и за соблюдение законов — это базовая обязанность. Вторая часть работы связана с финансовыми показателями.
У нас есть ресторан, который обеспечивает питание сотрудников и пациентов. Задача финансового директора — создать для ресторана такую систему, чтобы мы могли видеть, сколько продуктов тратим каждый день и на какую сумму.
Условно: бюджет на день — 700 рублей, сегодня потратила 1000 рублей; если мы видим этот показатель, можем скорректировать завтрашнее меню, чтобы сэкономить 300 рублей.
Или наоборот: идет пост, все берут что-то овощное, значит, к Пасхе мы можем позволить себе более дорогие продукты. Если повар видит этот показатель каждый день, он может сразу регулировать затраты.
Задача финансового директора — настроить показатели для каждого руководителя так, чтобы было видно, какая сейчас ситуация и как на нее повлиять. Например, уменьшить расходы, увеличить порции, нанять или уволить помощника.
Финансовый директор обеспечивает систему показателей, чтобы другие принимали решения. Но принимать решения он не должен. Может задавать вопросы, предлагать что-то, но конечное решение остается за руководителями направлений.
Например, старшая медсестра отвечает за медикаменты, у нас финансовый директор не может сказать ей, что вот эти лекарства мы не будем покупать. Но он может задать вопросы: а в скольких аптеках мы смотрели цену, какие у нас запасы?
Исполнительный или операционный директор
Исполнительный, операционный или управляющий директор — это заместитель генерального директора. Может замещать его в компании в целом или в одном филиале, подразделении.
Обязанности. Следить за финансами, логистикой, производством, закупками компании, управлять сотрудниками и создавать комфортную рабочую обстановку. Готовить отчеты для генерального директора или совета директоров.
Навыки. От исполнительного директора требуется знать специфику бизнеса, например, его могут нанять для запуска бетонного завода, тогда он должен разбираться в бетонных нюансах. А вот для работы в интернет-магазине нужно изучить специфику электронной коммерции. В целом понадобятся такие навыки:
Зарплата на Хедхантере: от 85 000 ₽ до 500 000 ₽
Вакансий в России: 376
Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»
У нас операционный директор — это заместитель генерального по всем возможным вопросам. Наша операционный директор раньше работала в гостиничном бизнесе, поэтому она в большей степени отвечает за номерной фонд клиники: как бронируют номера, как готовят к заезду и выезду, отвечает за чистоту и безопасность.
Например, есть запрос на двухместный номер, а у нас остались только одноместные. Что делать? Этот вопрос решает операционный директор.
Еще на ней много маркетинговых задач: как измеряем эффективность, какие показатели оцениваем и что можно настроить по-другому. Еще она общается с пациентами, контролирует агентство интернет-маркетинга и налаживает контакты с благотворительными фондами: узнаёт, как можно сотрудничать, какие есть особенности учета и сбора документов у каждого из фондов.
Производственный директор
Производственный директор, или директор по производству — это сотрудник с профильным образованием и навыками управленца. Например, производственный директор на нефтеперерабатывающем заводе должен знать технологии переработки нефти и газа, на молочном заводе — технологии производства молока.
Обязанности. Контролирует сотрудников, оборудование, повышает эффективность производства и обеспечивает бесперебойную работу.
Навыки. Нужны профильные навыки, которые зависят от отрасли, и общие управленческие:
Зарплата на Хедхантере: от 75 000 ₽ до 800 000 ₽
Вакансий в России: 295
Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»
Мы — клиника, поэтому у нас не производственный директор, а медицинский. Обычно в клиниках есть главный врач, но в нашем его нет, а есть два органа: медицинское управление и медицинский директор.
Задачи медицинского директора меняются каждый год. В этом году его задача — отладить систему внутреннего обучения. У нас есть свои эксперты, и мы решили сделать внутреннюю школу, чтобы все сотрудники могли повышать уровень знаний. Медицинский директор должен развить школу, разработать программу обучения и систему оценки результатов.
В позапрошлом году у медицинского директора была другая задача — открыть детское направление, решить, какая команда будет работать, какие методы реабилитации будем использовать и как общаться с родителями.
До этого — разработать систему оценки качества, чтобы понимать, хорошо мы работаем или нет. В медицине много субъективного, а мы пытаемся оцифровать показатели.
Еще он помогает с медицинской стратегией — это определение направлений, которыми мы занимаемся: с какими диагнозами принимаем на реабилитацию, какие методики помощи используем.
Директор по развитию
Директор по развитию — это стратег, который делает так, чтобы компания зарабатывала больше. Он может вывести товар на новые рынки, найти крупных корпоративных клиентов, повысить эффективность продвижения или выступать на конференциях, чтобы заинтересовать инвесторов. Главное — двигать компанию вперед.
Обязанности. Стратегическое развитие, оценка эффективности работы компании, выявление потребностей клиентов и создание продуктов для их удовлетворения.
Навыки. Умение убеждать и брать на себя ответственность за результат, и кроме того:
Зарплата на Хэдхантере: от 115 000 ₽ до 3 000 000 ₽
Вакансий в России: 509
Арт-директор
Арт-директоры бывают двух видов: первые работают с дизайном, а вторые организуют праздники, концерты, мероприятия. Первые чаще всего встречаются в веб-студиях, дизайнерских бюро, а вторые — в ресторанах, ночных клубах, торговых центрах и рекламных агентствах.
Обязанности. Разработка креативной и визуальной концепции продуктов и проектов. Контроль и развитие команды: дизайнеров, менеджеров, художников, модельеров.
Навыки. Конечно, креативность! А кроме нее:
Зарплата на Хедхантере: от 55 000 ₽ до 250 000 ₽
Вакансий в России: 126
Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»
У нас арт-директор отвечает за визуальное единство клиники, сайта, рекламы и журнала.
Директор по продажам
Директор по продажам, он же коммерческий директор, занимается продажами: составляет план продаж и обеспечивает его выполнение. Для этого он управляет командой менеджеров по продажам и сотрудничает с отделом маркетинга.
Обязанности. Увеличивать объемы продаж, привлекать новых и удерживать существующих клиентов, участвовать в ценообразовании.
Навыки. Директор по продажам не покрывается холодным потом, когда нужно сделать холодный звонок, а еще умеет:
Зарплата на Хедхантере: от 90 000 ₽ до 1 000 000 ₽
Вакансий в России: 442
Рассказывает Леонид Клименко, эксперт по построению отделов продаж
Директор по продажам — это управленец, а не лучший продавец.
Некоторые ошибочно ставят на должность директора по продажам того, кто продает больше всех в отделе. Так они лишаются лучшего продавца и получают плохого управленца. Директора по продажам, выросшего из менеджера, нужно заранее готовить: пару месяцев давать ему мелкие управленческие задачи, смотреть на результат и помогать.
Менеджер по продажам — ремесленник, он умеет делать руками, а директор — это управленец, и его задача в том, чтобы организовать результат руками других.
Айти-директор
Айти-директор отвечает за автоматизацию бизнес-процессов, защиту информации и внедрение технологий в производственные процессы. Еще он управляет командой айти-специалистов.
Обязанности. Искать и внедрять айти-инструменты, которые помогут компании работать эффективнее и зарабатывать больше.
Навыки. Главный навык — уверенно пользоваться ПК, а еще:
Зарплата на Хедхантере: от 100 000 ₽ до 1 000 000 ₽
Вакансий в России: 96
Рассказывает Анна Симакова, генеральный директор клиники «Три сестры»
В нашей клинике переплетено много отраслей: медицина, гостиничный бизнес, ресторан. Наш айти-директор помогает автоматизировать процессы в каждом направлении и соединять их в общую систему.
У нас есть программы с бронированием, учетом обращений, историями болезней, расписанием дня пациентов и врачей, расходами продуктов в ресторане. Мы брали готовые программы и адаптировали под себя: привлекали к этому процессу врачей, чтобы вшить в программу медицинские протоколы, защищающие от ошибок. Айти-директор учитывает и техническую часть программы, и поведенческую, то есть делает интерфейс таким, чтобы людям было проще поменять свои привычки и работать с новой программой.
Айти-директор управляет командой, которая отвечает за техническую реализацию, а он сам больше аналитик. Разбирается:
Без этого невозможно создать хорошую айти-систему.
Региональный директор
Региональный директор — это что-то между генеральным и исполнительным директором, которого отправили работать в другой регион, город или страну. Иногда его называют территориальным директором. Он может совмещать функции кадрового, финансового и производственного директоров.
Обязанности. Управлять бизнесом на вверенной территории.
Навыки. Кроме умения быстро проходить акклиматизацию, региональному директору понадобятся такие навыки:
Зарплата на Хэдхантере: от 55 000 ₽ до 400 000 ₽
Вакансий в России: 803
Директор по маркетингу
Директор по маркетингу, рекламе и продвижению делает так, чтобы о компании знали все, любили ее, покупали товары и оставляли заявки на сайте. Для этого он постоянно экспериментирует с маркетинговыми инструментами, каналами продвижения и просит поиграться со шрифтами.
Обязанности. Обеспечить узнаваемость бренда, увеличить количество заявок, продаж или клиентов.
Навыки. Директор по маркетингу сочетает в себе креативность и аналитическое мышление, он должен:
Зарплата на Хедхантере: от 115 000 ₽ до 3 000 000 ₽
Вакансий в России: 306
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ