какие типы заданий не проверяют сформированность умений в области читательской грамотности
Задания по формированию читательской грамотности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая копилка: задания по формированию и выявления уровня сформированности читательской грамотности
обучающихся 5-7 классов
(в разработке использованы теоретические материалы, взятые из различных источников о ФГОС)
— с пособность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать;
— уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.
— использовать различные виды чтения;
— делить текст на структурно-смысловые части;
— ставить вопросы к тексту;
— выделять в тексте главное;
— составлять простой план текста;
— составлять таблицу, схему, находить ключевые слова;
— пересказывать текст с разной степенью сжатия;
— преобразовывать текст в другую форму (работа со «сплошными» и «несплошными» текстами);
— создавать собственные тексты разных типов и стилей;
— коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, также компьютерной;
— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
Примеры заданий, способствующие формированию
1.Задания должны представлять собой текст я вопросы к нему. Комплексные (интегративные) задания всегда предполагают проверку нескольких групп умений.
Задание 1 (включает два комплексных задания).
Прочитайте текст и выполните задания :
Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.
1. Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки. Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения, используя прилагательные в сравнительной степени сравнения.
2. Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения.
Задание проверяет следующие группы читательских умений :
— нахождение и извлечение информации;
— сопоставление и сравнение информации;
— генерация информации с целью создания собственного текста.
Задание 2 (включает три комплексных задания).
Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов этого города, удивившего вас.
Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста.
Используйте имена существительные со значением «размер», «материал»; качественные и относительные имена прилагательные, местоимения, имена числительные.
Задание для «продвинутых»: Отличается ли электронные письма от традиционных? Чем? Сформулируйте позиции, по которым следует проверить вашу работу.
Задание проверяет следующие группы читательских умений :
— нахождение и извлечение информации;
— сопоставление и сравнение информации;
— интеграция и интерпретация информации;
— осмысление и оценивание информации;
— преобразование «несплошного» текста в «сплошной» (при создании электронного письма)
— создание таблицы (при создании критериев оценивания задания);
— генерация информации с целью создания собственного текста.
Позиции для оценивания выполненного задания
(один из примеров, разработанных школьниками):
1. Формат письма – традиционный (1б.-0б.)
2. Отсылка к фотографии (1-0)
3. Описание элементов, поразивших пишущего (оценочная лексика+ детали, размеры моста) (2-1-0)
4.Использование заданной лексики (4-3-2-1-0)
— существительные – размер, материал
— Качественные и относительные прилагательные
5. Грамотность (орф.-грам.-пункт.) (3-2-1-0)
6. Речевое оформление (речь-логика-стиль) (3-2-1-0)
Задание 3 (включает пять комплексных заданий).
Прочитайте текст и выполните задания :
Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:
— Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.
Соломон задумался и сказал:
— Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.
И спросил еще мудрый царь:
— А о чем мечтаешь ты?
— Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.
Тогда Соломон изрек:
— Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.
— Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.
Проситель наморщил лоб и произнес:
— Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?
1. Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.
2. Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.
3. Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции. Составьте алгоритм действий для выполнения данного задания.
4. Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.
5. Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.
Ко мплексная работа по русскому языку составлена с целью выявле ния уровня сформированности некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень сформированности читательской грамотности: умение находить информацию, интерпретировать, преобразовывать, осмыслять, оценивать, генерировать в собственный текст,
2.Небольшие тренировочные задания по формированию читательской грамотности:
Задания включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Происходит формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.
Задание 1 (включает два задания для 5 класса).
1. Найдите и выпишите в каждой группе однокоренных слов лишнее:
1) Гора, гористый, горный, горец, горе.
2) Водитель, водяной, водоросли, вода.
3) Дело, разделить, деловой, делец, делопроизводитель.
2. Выпишите группу(-ы) однокоренных слов:
Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал кот.
Задание 2 (включает три варианта задания).
Найдите соответствие между номерами слов и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
( подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование ).
а. шест из длинного тонкого ствола дерева
в. стержень для чистки и смазки ствола оружия
Методические рекомендации «Диагностика читательской грамотности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Диагностика читательской грамотности.
Максимова Галина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 156 с углубленным изучением информатики Калининского района г. Санкт-Петербурга
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность — один из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования. Не случайно в примерных основных образовательных программах начального и основного общего образования предлагаются отдельные метапредметные программы для обучения чтению.
После начальной школы обучение чтению заканчивается, и оно должно начать плавный переход в чтение для обучения. Успешность этого перехода и формирование трёх аспектов читательского умения, обеспечат основы послешкольного образования и самообразования, основным источником которого являются письменные тексты. И это первоочередная задача школы. Очень хорошо, если родители будут принимать активное участие в данном виде деятельности.
Проверить читательскую грамотность можно по трём параметрам, рассматривая умения школьников.
Найти и извлечь информацию, заданную в явном виде, сформулировать суть основных частей текста, сделать простой вывод на основе прочитанного, продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста.
Обобщить информацию, расположенную в различных частях текста, соотнести текст со своим жизненным опытом, осуществить его критический анализ…
Рефлексия и оценка
Понять и осмыслить сложный текст, оценить представленную информацию, сформулировать на её основе гипотезу и выводы и т.п.
В качестве заданий можно предложить различные тексты: фрагменты художественных произведений и личные письма, газетные, журнальные статьи и рекламные объявления, инструкции, деловые документы и товарные ярлыки, рекламные буклеты и расписания движения транспорта… И информация в них представляется не только в текстовом виде, но и в других формах: рисунки, таблицы, схемы, графики, карты, диаграммы и т.п.
Результаты диагностики помогут педагогическим коллективам для дальнейшего взаимодействия учителей разных предметов в обучении чтению.
Содержание текстов, используемых для диагностики, должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и находится в сфере их познавательных интересов. При отборе контекста необходимо предусмотреть возможность конструирования заданий, ориентированность на реальные жизненные ситуации. Задания по работе с текстами направлены на проверку трех групп умений:
Общая ориентация в тексте.
Глубокое понимание текста.
Оценка и применение информации из текста в учебно-практических задачах.
Задания для проверки общей ориентации в тексте предполагают поиск и выделение информации, представленной в явном виде, например:
приводить фрагменты текста, подтверждающие определенное высказывание;
определять значение терминов из текста;
сопоставлять информацию из разных частей текста (сопоставлять информацию, представленную в разных знаковых системах — текст и рисунки или фотографии; описывать на основе текста значение графических символов);
устанавливать в тексте последовательность действий (определять последовательность событий в тексте, ранжировать объекты на основе информации из текста).
Задания для проверки глубокого понимания текста требуют обобщения и интерпретации информации, представленной в тексте, преобразования информации из одной знаковой системы в другую. Здесь могут проверяться следующие умения:
выделять главную мысль отдельных частей текста;
делать выводы на основе информации из текста, интерпретируя использованные в тексте выразительные языковые средства;
преобразовывать информацию из текста в схему и наоборот;
ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте;
выделять информацию, не соответствующую содержанию текста и т. п.
Задания для проверки умений оценивать и применять информацию из текста в учебно-практических задачах предполагают анализ ситуаций с применением знаний из информационных блоков текста, а также создание текстов оценочного характера. Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе внетекстовых ситуаций.
В нашей школе мы проводили диагностику читательской грамотности учащихся 7-х классов.
Для учащихся 7-х классов базовым умением является умение определять тему и основную мысль текста. Результаты диагностики показали, что обучающиеся лучше справлялись с заданием, если нужно было выстроить последовательность событий, и хуже, если задание требовало восстановить последовательность описаний. Описание как тип речи наиболее востребовано в учебной литературе, поэтому умение определять правильную последовательность элементов описания в тексте должно стать объектом внимания учителя-предметника.
При выполнении заданий, определяющих умение выделять главную мысль текста, семиклассники показали, что с художественными текстами учащиеся справлялись лучше. Тема текста-повествования меньше затрудняет обучающихся, а основная тема текста-описания воспринимается учащимися хуже.
Интересными оказались задания по определению лексического значения слова по контексту.
Успешно его выполнили только учащиеся с высоким уровнем читательской подготовки, т.к. семиклассники в жизни еще не встречались с данными словами.
Прочитайте текст.
«Главная ценность чая в содержащемся в нем алкалоиде — кофеине (до 4% от сухой массы). Он воздействует на центральную нервную систему, усиливает сердечную деятельность, в больших количествах кофеин вызывает бессонницу, боли в сердце».
Лексическое значение слова «экспортировать» обучающийся мог определить через значение однокоренного слова «экспортер»: «За последние 100 лет мировое производство чая возросло в 30 раз. Крупнейшими его экспортерами на сегодняшний день являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Япония».
При чтении текста вам встретились слова «экспортировать» и «алкалоид». По содержанию текста можно определить их значение. Установите соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найдите верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой.
На уроках литературы учителю важно умение учащихся понимать метафоры, т.к. понимание переносного значения слов часто является ключом к пониманию художественного текста. Поэтому было интересно понимать уровень сформированности данного умения у учащихся. Предлагалось учащимся задание по работе с метафорами (с выбором одного ответа из четырех предложенных). Результативность выполнения задания зависела от ряда условий — понимания лексического значения всех слов в предложенном фрагменте и глубины понимания авторского текста.
Учителя русского языка и литературы пришли к выводу, что для повышения результативности выполнения подобных заданий является систематическая работа по обогащению словаря учащихся, лексическая работа над толкованием значения слов (даже самых распространенных) и их функционированием в речи.
Наиболее трудным для семиклассников оказалось задание на определение психологического состояния героя, обнаружить доводы для подтверждения выдвинутых тезисов оказалось учащимся незатруднительно, но трудностью стало для многих, дать развернутый ответ. При анализе художественного текста следует больше внимания уделять работе с лексикой. По данным диагностики, внимание к слову, его оттенкам, его роли в художественном тексте проявили лишь учащиеся с высоким уровнем читательских умений.
Тесты с заданиями по формированию читательской грамотности в работе с текстом.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа-лицей №4 «Интеллект»
Тесты с заданиями по формированию читательской грамотности в работе с текстом.
Автор: Макеева Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
МАОУ ПГО «СОШ-лицей №4 «Интеллект»
Тесты с заданиями по формированию читательской грамотности в работе с текстом.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп умений.
Группы читательских умений:
— Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации;
— Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле: «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации и её использованию. Следовательно, любые исследования, измеряющие читательскую грамотность учащихся, получивших обязательное школьное образование, должны быть сфокусированы на таких читательских умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях.
Эти читательские умения не только определённым образом оттачивают умы учащихся, не только служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Мной были составлены тесты для проверки сформированности умений читательской грамотности. При составлении я руководствовалась следующими критериями.
В работе использовала разные виды источников:
Сплошные тексты обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д. Абзацы и более крупные единицы текста организованы иерархически и обозначены заголовками и подзаголовками.
ПРИМЕР: художественные и научные тексты, статьи журналов (только текст), газет и интернет-страниц.
Несплошные тексты организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (например, названия осей графика). В таких текстах практически отсутствуют словесные пояснения, развернутые предложения.
ПРИМЕР: таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, формы.
Смешанные тексты – это не текст с набором иллюстраций, они соединяют черты сплошных и несплошных текстов. Вербальные и невербальные (например, графические) элементы смешанных текстов дополняют друг друга. Невербальные элементы — это не просто иллюстрации, это особые связи (оформление абзацев), это форма представления текста, это несущие смысловую нагрузку графические элементы (символы, диаграммы, блоки схем, карты и прочее). В смешанных источника текста больше, чем в несплошных.
ПРИМЕР: веб-страницы, инфографика, объявления и другие.
Одновременно каждый источник должен соответствовать определенной ситуации:
Примеры: письма (электронные и обычные), смс, блоги, дневниковые записи.
Общественная. В таких ситуациях функционируют тексты, описывающие дела и заботы общественных организаций. Они предполагают более или менее анонимные человеческие связи.
Примеры: официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете.
Деловая. Текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Он направлен, прежде всего, на то, чтобы оценить готовность успешно функционировать за порогом школы, применяя свои знания и умения в реальной жизни.
Примеры: поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе, деловые письма.
Таким образом, пакет заданий состоит из трех разных источников, в каждом из которых описана одна ситуация.
Объем сплошного текста:
1 класс – примерно 60 слов
2 класс – примерно 80 слов
3 класс – примерно 90 слов
4 класс – примерно 110 слов
К каждому источнику составлено по 6 заданий разного вида:
Два задания на проверку умения находить информацию (одно трудное и одно легкое)
Два задания на проверку умения интерпретировать текст (одно трудное и одно легкое)
Два задания на проверку умения осмыслять и оценивать информацию (одно трудное и одно легкое).
1) Нахождение информации (НИ):
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, отвечает одному или нескольким критериям.
Находить противоречивую информацию в тексте.
Найти и распознать связи между отрывками информации.
Установить возможную последовательность или комбинацию отрывков с неизвестным контекстом или формой.
Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.
2) Интерпретация текста (ИТ):
Определить главную мысль.
Истолковывать значения слов или фраз в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы.
Также проверяется умение применять информацию.
Объединять несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом.
Объяснять связи и истолковывать значения слов, смысл фраз и нюансов языка.
3) Рефлексия и оценка (РО):
Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями.
Объяснять особенности текста, основываясь на собственном жизненном опыте.
Давать объяснения или оценивать особенности текста.
Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями.
Объяснять и оценивать особенности формы представления текста.
Задания следующих типов:
Закрытый тип – выбор одного или нескольких ответов.
Открытый тип – в ответе необходимо вписать одно слово, последовательность букв или число.
Количество вариантов ответов в задании закрытого типа и на сопоставление:
Чтение и читательская грамотность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Чтение и читательская грамотность
Определение понятия «читательская грамотность».
Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей. Определение читательской грамотности дано PISA :
Читательская грамотность – это
способность человека понимать и использовать письменные тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Умения читательской грамотности
Одним из главных критериев уровня навыка чтения является полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста свидетельствуют следующие критерии:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла,
рефлексия содержания текста, рефлексия на форму текста.
Умения с опорой на текст:
— умение найти извлечь информацию из текста;
— умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
Умение с опорой на внетекстовое содержание:
— умение осмыслить и оценить содержание текста и форму текста
Уровни читательской грамотности
В науке выделено и описано 5 уровней читательской грамотности. Они характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из умений читательской грамотности (возможно использование данных уровней читательской грамотности учителями разных учебных дисциплин).
1 уровень (самый низкий уровень читательской грамотности)
Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой части текста.
Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.
Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста.
Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации (таблицы, диаграммы и т. д.)
Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются.
Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различный формах (вербальной, числовой и т. д.) в их взаимосвязи и сделать выводы.
Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию, либо сделать выводы философского характера.
Несплошные тексты: найти отдельную часть информации, сравнить или обобщить их.
5 уровень – самый высокий
Несплошные тексты – установить характер связи частей информации, которая представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например сноски.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися межпредметные понятия. Примеры планируемых метапредметных результатов на уроках по анализу исходных текстов.
-умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать.
-умение работать с разными источниками информации.
-умение выдвигать гипотезу, подбирать необходимые образные средства для комментария.
-умение выделять причинно-следственные связи, делать вывод, аргументировать свою точку зрения
-умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
-адекватное понимание содержания прочитанного текста
-владение изучающим чтением
-умении адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;
-умение работать с разными источниками информации.
Метапредметный образовательный результат, который будет получен при условии сформированной читательской компетенции (прописано в ФГОС):
1. У выпускников будет сформирована потребность в систематической чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа, «потребного будущего».
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.