какие товары были необходимы земледельцам
Земледелие
Древние люди поняли, что можно выращивать себе пищу, около 8 тысяч лет назад. Вместо того чтобы постоянно искать съедобные растения, кочуя с места на место, они стали собирать семена этих растений и высевать их около своих жилищ. Из полученного урожая часть они съедали, а оставшуюся часть пускали на семена, чтобы вновь засеять их и получить новый урожай. Для посева выбирали семена наиболее вкусных и крупных растений, что со временем дало свои плоды: выращенные на «древних грядках» растения уже мало походили на своих диких предков.
Что росло на древних грядках?
Первыми растениями, которые высаживали люди, стали, очевидно, пшеница и ячмень, которые в изобилии произрастали в естественных условиях на Ближнем Востоке. Люди стали жить в постоянных поселениях и ухаживать за своими посевами, оберегали урожай. Земледелие распространилось с Ближнего Востока в Западную Азию, Европу и Африку. В VIII тысячелетии до н.э. на Востоке был окультурен рис, который и по сей день является основным злаком Азии. В Южной Америке около III тысячелетия до н.э. выращивали сладкий картофель-батат и кукурузу (маис), а в Центральной Америке — тыкву, кукурузу и фасоль.
Дикий рис
Злаковые культуры были одомашнены очень давно, и один из древнейших — рис. Он очень калориен и для древних людей служил хорошим источником питания. Однако для того чтобы вырастить рис, который очень чувствителен к воздействию солнца и влаги, приходилось потрудиться. Даже сегодня вырастить его — довольно трудоёмкая работа, ведь требуется, чтобы ростки прорастали в воде, которая защищает их от палящего солнца. Созревшие семена риса затем складировали, храня про запас, ведь они могли храниться многие месяцы.
Поля на террасах
В горных районах, где было много осадков, некоторые древние земледельцы начали вырубать террасы – или уступы – на крутых горных склонах. Террасы означали, что под посевы можно было использовать каждый клочок земли. Они предохраняли почву от эрозии, или размывания. Земледельцы использовали метод террас и для контроля за ирригацией – или орошением – своих посевов. Одной из первых культур, выращенных в Перу, был картофель, который с успехом может возделываться высоко над уровнем моря.
Первые земледельцы и скотоводы
Земледелие
Еще в эпоху мезолита у некоторых групп людей появляются новые занятия: земледелие и скотоводство. Земледелие возникло из собирательства. Особенно важным оказался сбор злаков, изобиловавших в послеледниковый период в некоторых районах Азии и Африки. Сначала их просто обрывали, причём еще зелёными, потому что зрелые зерна диких злаков осыпаются даже от легкого прикосновения. Зерна хорошо хранились и надолго давали чувство сытости. Чтобы облегчить и увеличить сбор урожая, стали использовать специальные орудия труда – кремневые серпы с вкладными лезвиями из микролитов. С таким серпом один взрослый человек мог всего за две недели работы обеспечить себя и ещё четверых человек едой на целый год.
Почему при таком изобилии пищи и свободного времени, обеспечиваемого собирательством, люди перешли к земледелию, до сих пор не совсем понятно. Прежде всего, люди смогли установить взаимосвязь между зерном, упавшим осенью в землю, и колосом, проросшим и зреющим на этом месте следующей весной. Возможно, в этом помогли жертвоприношения зерном духам плодородия. Люди заметили, что вокруг жертвенников злаки колосятся особенно пышно.
Климат послеледниковой эпохи был неустойчив, после урожайных лет наступали засухи и холода, когда люди страдали от голода. Очевидно, именно стремление обеспечить надежный источник пищи превратило собирателей в земледельцев. Люди стали расчищать и рыхлить землю, для посева отбирали самые крупные зерна. Так появились земледельческие орудия труда, приёмы обработки земли и культурные растения. Выведенные человеком растения давали крупные колосья с большим, чем у диких, количеством зёрен. Зёрна, прочно крепившиеся к колосу, не осыпались во время сбора урожая. Однако создание таких улучшенных сортов потребовало усилий многих поколений людей.
На Земле было несколько не зависимых друг от друга центров, в которых начало развиваться земледелие. В каждом из них люди использовали те растения своей местности, которые давали наилучшие урожаи. Это были не только злаки, но и бобовые, овощи и фруктовые деревья. Древнейшим центром считается Плодородный полумесяц – обширная территория Ближнего Востока и части Передней Азии. Здесь, на территории современного Израиля, уже 13 тысяч лет назад люди (учёные называют их натуфийцами) растили пшеницу, горох, ячмень, чечевицу и инжир. Севернее Плодородного полумесяца, в Закавказье, освоили возделывание винограда. 8500 лет назад в Китае растили рис, просо, сою. Одним из важнейших центров земледелия стала Центральная Америка, где люди начали культивировать кукурузу, картофель, батат, фасоль, перец, томаты и многие другие растения, без которых немыслим стол современного человека. В разных частях света научились возделывать более 400 видов культурных растений. Самой бедной на культурные растения оказалась Европа, растительный мир которой в послеледниковый период не отличался богатством и разнообразием питания.
Труд первых земледельцев был тяжёл, их рацион был беднее, чем у собирателей и охотников, но со временем урожаи культурных растений выросли и позволили обеспечивать жизнь растущих коллективов людей.
Скотоводство
Переход к земледелию заставил людей вести осёдлый образ жизни. Охотники, роль которых в добыче пищи была ещё очень велика, не могли в поисках добычи удаляться на большие расстояния от поселений. Вероятно, люди пытались удержать добычу на одном месте и начали огораживать участки земли. Первые загоны появились в разных районах Земли еще 15 тыс. лет назад. Однако это ещё не было скотоводством, ведь дикие животные не размножались в неволе, были строптивы и агрессивны. Так же, как земледельцы, отбирая лучшие семена для посева, создали культурные растения, охотники создавали первые породы домашнего скота, отбирая самых спокойных, послушных животных. Из-за того, что животные размножаются медленно, создание первых пород потребовало несколько тысяч лет наблюдений и труда.
Первые скотоводы жили на Ближнем Востоке, оттуда в Европу попали домашние козы, овцы и коровы. Жители степей Евразии одомашнили лошадей, на территории Индии – курицу, в Африке – цесарок, а в Северной Америке не менее 3 тыс. лет назад – индеек. Большую часть животных одомашнили ради мяса, лишь со временем люди выяснили, что лошадь может быть верховым животным, быки могут тянуть за собой повозки и плуги, козы, овцы и коровы – обеспечивать людей молоком, а овцы, козы и ламы – шерстью. За свою историю человечество одомашнило более 400 видов животных, самое маленькое из которых – тутовый шелкопряд.
ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: 7 От первобытности к цивилизации
Стр. 34. Ключевые вопросы
№ 1. К каким изменениям в жизни древних людей привело развитие скотоводства, земледелия и ремесла?
С развитием земледелия, скотоводства и ремесла возникает обмен продуктами труда. С появлением денег обмен превращается в торговлю. Между людьми исчезает былое равенство. Старейшины забирали себе самые плодородные и большие участки. В кочевых племенах старейшинам принадлежали лучшие стада. Богатели искусные ремесленники и торговцы. Между племенами начались столкновения за лучшие поля, пастбища, скот, металлы. Вожди и старейшины становились знатью. Они передавали свои богатства и статус по наследству.
№ 2. Что историки относят к признакам цивилизации?
К признакам цивилизации ученые относят:
— Появление имущественного неравенства
— Начало правления царей
— Появление армии и чиновников
— Появление письменности, науки и искусства
Стр. 38. Итоговые вопросы
№ 1. Как вы объясните выражение «на смену каменному веку пришёл бронзовый век»? Как это изменение повлияло на хозяйственную деятельность людей?
После открытия металлов появились излишки продуктов. Работая металлическими орудиями, человек мог вырастить урожая больше, чем ему самому было нужно для жизни. Труд одного обеспечивал сразу многих. В поселениях увеличивались стада домашних животных, больше стало ремесленных изделий.
№ 2. Что привело к появлению обмена? Представьте в виде схемы, чем могли обмениваться скотоводы, земледельцы, ремесленники.
Земледелие и скотоводство вначале существовали вместе, затем произошло разделение: одни племена стали заниматься исключительно земледелием, другие — скотоводством
Между племенами земледельцев и скотоводов возник обмен продуктами их труда. Скотоводам нужны были хлеб и овощи, а земледельцам — шерсть, шкуры, скот, которые в избытке имелись у скотоводов. В поселениях земледельцев появились ремесленники, живущие только за счёт своего ремесла. Они обменивали свои изделия на продукты питания.
Скотоводы (шерсть, шкуры, скот) Земледельцы (хлеб и овощи)
№ 3. Какую роль в обмене продуктами играли деньги? Что использовалось в качестве денег в древних обществах?
Но часто случалось так, что людям приходилось по многу раз обменивать продукты, скот, вещи, чтобы получить то, что им нужно. Для удобства требовался такой товар, на который можно обменивать другие товары. Так появились деньги. В качестве денег использовались раковины, слоновая кость, перья птиц. Удобнее всего оказались слитки золота и серебра. Металл был дорог, его можно было делить на части, он отличался прочностью и не портился от времени. Расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть. С появлением денег простой обмен превратился в торговлю. Появились и люди, которые занимались только этим делом, — торговцы и купцы.
№ 4. Сравните родовую и соседскую общины.
А. Заполните таблицу (используйте ранее изученный материал из параграфа 6).
Родовая община | Соседская община | |
---|---|---|
Отношения между членами общины | Члены одного рода | Члены общины не связаны кровными родственниками |
Пользование землей и угодьями | Коллективная обработка земли и равное распределение продуктов | Каждая семья самостоятельно обрабатывает свой участок |
Ведение хозяйства | Община | Отдельные семьи |
Имущественное положение членов общины | Все имущество общее | Появление имущественного неравенства |
Руководители общины, их положение | Старейшина рода. Имел равное положение с общинниками | Вождь. Имел привилегированное положение |
Б*. Какие новые черты появились в сельской общине? Почему это произошло?
Начинают возникать посёлки, где жили уже не родственники, а соседи. Для совместной работы, которая была по-прежнему необходима, люди продолжали объединяться в общины, но уже не родовые, а соседские.
Между людьми исчезает былое равенство. Одни семьи становились богаче, другие беднели. Старейшины забирали себе самые плодородные и большие участки. В кочевых племенах старейшинам принадлежали лучшие стада. Богатели искусные ремесленники и торговцы.
Между племенами начались столкновения за лучшие поля, пастбища, скот, металлы. Захваченных на войне пленных старейшины превращали в рабов.
Вожди и старейшины становились знатью. Они передавали свои богатства и статус по наследству. Теперь положение человека в общине и племени зависело от его происхождения и богатства.
№ 5. Назовите основные признаки цивилизации. Покажите на карте, расположенной на форзаце учебника, районы древнейших цивилизаций. Основными признаками цивилизации являются:
— Вместо вождей начинают править цари
— Появление армии и чиновников
— Появление письменности, науки и искусства
Жизнь земледельцев и ремесленников в Древнем Египте
Историей древних цивилизацией интересуются не только учёные, но и обычные люди. В учебной литературе часто описываются правители, важные персоны и главные события, происходившие в государствах. Однако немало интересной информации имеется и о низших слоях общества. О них следует узнать подробнее в сообщении-докладе о жизни земледельцев и ремесленников в Египте. Эти люди, как и рабы, занимались тяжёлым трудом.
Долговое рабство
Во время войн египтяне брали в плен врагов и потом делали их своими рабами. Но со временем в рабство стали попадать и люди из местного населения Египта. Нередко рабами становились крестьяне, которые брали в долг у богатых: многие из них не могли вернуть в срок необходимые продукты или изделия, поэтому им приходилось работать на персон высших сословий.
Люди, которые занимались ремеслом или земледелием, считались основной рабочей силой в древней цивилизации. Но в тот период они были низшими слоями общества. Если говорить кратко об их обязанностях, они должны были прокормить фараона, его знать, войска и слуг. Ремесленников и земледельцев заставляли платить высокие налоги. Поэтому они жили бедно и с трудом могли прокормить себя и семью.
Ирригационная система
Древний Египет возник в середине IV тысячелетия до н. э. Государство занимало территорию на северо-востоке Африки. На юге оно граничило с рекой Нил, а на севере — со Средиземным морем. Египетская цивилизация была большим оазисом среди засушливых пустынь. Страна процветала благодаря сезонным разливам Нила, которые наполняли землю необходимым объёмом влаги. Поскольку это способствовало благоприятному земледелию, Древний Египет в основном существовал за счёт сельского хозяйства.
Именно египтяне придумали первую систему орошения. Чтобы максимально использовать Нил, люди разделяли поля земляными насыпями, а затем прокладывали специальные стоки и канавы. Эта система позволяла направлять нильские воды к участкам землевладельцев, где она задерживалась и питала почву влагой и плодородным илом. Кроме того, ирригационная система защищала города от наводнений. Также она облегчила поступление к ним питьевой воды. Однако такая система требовала регулярного обслуживания, поэтому земледельцы объединялись в земледельческие общины.
Сельскохозяйственная жизнь египетского народа зависела от разливов Нила. В ноябре земля на участках становилась сухой. В это время земледельцы начинали обрабатывать почву и высаживать культуры. Весной египтяне собирали урожай, причём первые колосья они отдавали вельможам в качестве уплаты налогов. Летом земледельцы исправляли проблемы системы орошения и подготавливали земли к очередному посеву.
Орудия труда и рабочий день
Плодородный ил делал почву мягкой, поэтому египтянам было несложно её обрабатывать. Для вспахивания земли они использовали деревянный плуг. Затем земледельцы прогоняли по полям домашний скот. Животные втаптывали материал глубоко в грунт. Такие действия позволяли защитить посаженые культуры от птиц. Также на полях нередко бывали мыши, поэтому египтяне старались скорее собрать созревший урожай. Зерновые культуры собирали с помощью серпа с деревянным основанием и бронзовой вкладкой. Позже земледельцы стали использовать медные изделия.
Разновидности ремёсел
Древний Египет мог похвастаться искусными ремесленниками. Египтяне создавали не только качественные орудия труда, но и красивые вещи. В древней цивилизации были развиты следующие виды ремёсел:
Также были ремесленники, которые обрабатывали тростник и делали из него папирус. Материал использовали для сохранения истории Древнего Египта. В стране было немало кожевников, сапожников и корабельщиков.
Жизнь ремесленников
Египетским ремесленникам тоже жилось нелегко. Однако у них были привилегии, каких не было у земледельцев.
Ремесленники работали в мастерских, которые принадлежали знатным персонам. Мастера смотрели за их работой и оценивали качество создаваемых ими предметов. Писцы вели учёт расходуемых материалов. Когда у ремесленников было свободное время, они работали с индивидуальными заказами. Им тоже приходилось платить высокие налоги.
Люди, зарабатывавшие себе на жизнь ремеслом, обычно жили в самих мастерских, где они работали. Некоторые владели отдельными хижинами, которые были очень скромными. Если верить письменным источникам, труд ремесленников был тяжелее крестьянского. Египтяне работали практически целый день в помещении и редко выходили на улицу подышать свежим воздухом. Иногда их приходилось трудиться и ночью.
Поскольку в Древнем Египте ещё не было денег, цена различных изделий измерялась продуктами. Ремесленникам платили за их работу зерном, мясом или рыбой. Также они могли получить за свой труд тканевые полотна или серебряные предметы. Ремесленная деятельность была тяжёлой, но она хорошо оплачивалась. Ремесленников уважали в обществе. Хотя их инструменты были примитивные, египтяне создавали изделия высокого качества.
Привилегированное положение занимали египтяне, которые изготавливали ювелирные изделия. Также высоко ценились скульпторы и ремесленники, которые работали с древесиной. К некоторым мастерам относились с большим уважением. Египтяне приводили своих детей к таким ремесленникам обучаться их искусству. Но не все могли это позволить, поскольку обучение было дорогим.
Различные рассказы и истории о Древнем Египте подтверждают, что жизнь ремесленников и земледельцев нельзя назвать простой. Для уплаты налогов и содержания своей семьи им приходилось много работать, не жалея собственных сил и здоровья. Именно благодаря их трудам древняя цивилизация достигла небывалого расцвета и величия.
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»
Образовательная: познакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников.
Развивающая: продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты.
Воспитывающая: привить интерес к познанию истории древнего мира.
Тип урока: у рок изучения новых знаний
Оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет, Древняя Азия», учебник история Древнего мира 5 класс, автор А.В. Вигасин
Словарь урока: в ельможа, писец, налог, шадуф, амулет
Планируемые образовательные результаты:
Предметные : в результате урока учащиеся смогут
— объяснить значение понятий «орошение», «шадуф» «амулет»; «налоги»
— перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники, рабы;
— описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов.
Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
коммуникативные: продолжить формирования умения показывать на карте исторические объекты, использовать ленту времени для счёта лет в истории, смогут составить описание основных занятий на основании иллюстраций, текста учебника и исторических документов, представить результат своей работы в виде краткого рассказа, показать готовность к сотрудничеству и коллективной работе.
Личностные: в результате урока учащиеся смогут
— высказать собственное мнение о положительных и отрицательных сторонах жизни отдельных категорий населения в Древнем Египте.
I. Организационный момент
(учитель и ученики взаимно приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку)
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила»
Учитель: на прошлом уроке вы узнали о природных и климатических условиях Древнего Египта, о том, как возникло это государство.
1) Проверка картографических знаний: один учащийся должен о пределить словами и показать на карте местоположение древнего Египта, остальные учащиеся следят за ответом, оценивают правильность ответа, если необходимо, то исправляют ошибки.
— Давайте вспомним где находится Египет? (Египет находится на северо-востоке Африки).
— Какой климат и рельеф имеет страна? (В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются песчаные и каменистые пустыни).
— По территории страны протекает одна из самых больших рек в мире, назовите её. (Нил)
— Покажите на карте дельту, пороги, оазисы.
— Как называется растение, которое росло по берегам реки и из которого египтяне изготовляли материал для письма? (Папирус.)
— Назовите и покажите море, в которое впадает Нил. (Средиземное море)
— Назовите и покажите столицу Древнего Египта. (Мемфис)
— Какие ещё занятия, кроме земледелия, существовали у жителей Египта? (Кроме земледелия развивалось ткачество, гончарное производство, ювелирное дело)
— Как назывался правитель Древнего Египта? (Фараон.)
— Почему корона царя Египта бело-красного цвета?
— Когда в Египте образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н. э.)
III. Изучение нового материала
Учитель: Итак, ребята, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой. Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла. Таким образом, труд людей преображал долину Нила. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тыс. до н. э. превращался в густонаселенную страну.
Ребята, и стория так и оставалась бы набором сухих фактов, если бы мы не знали самых разных бытовых подробностей. Ведь все, что мы изучаем, касается живших когда-то людей, которые веселились и грустили, строили дома и украшали их, возделывали поля и готовили пищу. Сегодня на уроке мы с вами Совершим путешествие в Древний Египет, познакомимся с жителями этой страны, побываем в гостях у – земледельца и у ремесленника, вы узнаете много интересного.
Тема урока: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
2) Труд земледельцев
3) В гостях у египтянина
III. Изучение новой темы
-Фараон был всесильным владыкой Египта. Ему подчинялись народы: вельможи- царские советники, военноначальники,на службе у фараона и вельмож состояли писцы, могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное воины, на полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы, ремесленники.)
— Ребята, какая из этих групп населения Древнего Египта была самой многочисленной? (Большинство населения Египта составляли земледельцы и ремесленники).
— На чьих плечах лежала обязанность кормить своим трудом не только себя и свою семью, но и обеспечивать благосостояние других? (земледельцы и ремесленники) Что входило в их обязанность перед государством? (налоги)
Ф АРАОН-властитель страны.
ЗЕМЛЕДЕЬЦЫ и РЕМЕСЛЕННИКИ — простые жители Египта, платившие налоги в казну фараона.
Учитель: ребята, мы с вами знаем, что природа Египта способствовала развитию земледелия. Река питала водой обширные территории в своей долине, однако, она неравномерно насыщала влагой землю. Чтоб задержать воду на поверхности земли и распределить ее по всей территории, необходимо было построить сеть сооружений для искусственного орошения. Для этого нужен был труд нескольких поколений египтян.
Одной семье было бы не под силу прорыть канал и насыпать дамбу. Египтяне выполняли эти работы целыми посёлками. Руководили этими работами вельможи. Каждый земледелец обязан был участвовать в работах своей общины, и за это он получал надел орошаемой земли удаленных от Нила, копали каналы.
Труд земледельцев очень тяжёлый.
— Древние египетские мастера рисовали сценки, показывающие труд земледельцев.
Работа с иллюстрациями в учебнике
— Рассмотрите иллюстрацию на стр. 39
— К акую работу выполняют люди? (рыхлят землю плугом, бросают зёрна, серпами срезают колосья, собирают урожай винограда, выжимают сок)
— Рассмотрите иллюстрацию на стр. 40
— Как называется изображённое устройство (шадуф)
— Опишите это устройство. Для чего он был придуман людьми?
Шадуф — приспособление для доставания воды из колодца для орошения земли.
1.3. В гостях у египтянина
Учитель: После работы, земледелец приходит домой. Давайте с вами заглянем в дом к этому простому человеку.
Работа с иллюстрациями в учебнике
Рассмотрим рисунок на стр. 40 «Дом земледельца». Опишите дом (рассказ учащихся по рисунку).
У читель: да, простой египтянин живет в небольшом доме. Он сложен из тростника, обмазанного илом, крышей служит тростниковая циновка, поэтому здесь не бывает жарко. Двери в доме земледельца обычно не запирают. Как вы думаете, почему? (бедное жилище)
— Зайдём в дом. Центральное место в доме занимает кухня с очагом. Здесь жена главы семьи каждый день печет для всей семьи хлеб. Между прочим, египтяне первыми научились выпекать хлеб из кислого теста. Хлеб ели просто так, с зеленью, с луком, с рыбой, а по праздникам на столах появлялись мясо и виноградное вино. Кроме кухни в доме есть жилая комната и помещение, которое используется в качестве кладовки.
— А, теперь давайте познакомимся с хозяевами дома. Это люди, дни которых проходили в трудах и заботах. Посмотрите на рис. на стр. 39. Наши хозяева среди них. Давайте присмотримся к ним. Опишите их облик (что представляет собой их одежда?)
— Да, как мы видим одежда египтян была очень простой. Женщины носили платья на подобии сарафанов, а мужчины – набедренные повязки. Назывались они схенти. Обувью египтяне пользовались редко. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, или из кожи носили лишь фараон и его приближенные. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики ( из растительного волокна или овечьей шерсти)
— Египтяне любили всяческие украшения и амулеты.
Амулет – мелкие предметы (просверленные камешки, раковины, бусы, фигурки), которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий.
— Из выращенного зерна женщины готовят муку, растирая его между двумя камнями, выпекают лепешки, детей отправляют за сухой травой, сучья и навоз сушат и используют как топливо. На обед, кроме лепешек одна- две луковицы, подсушенную рыбу, а иногда сладкие плоды- финики, инжир, виноград. По праздникам мясо, пьют пиво и вино.
Учитель: Древний Египет славился ремесленниками. Ремесленники трудились в ремесленных мастерских – «палате мастеров», которые принадлежали (по большей части) вельможам. Существовало разделение труда: над одним и тем же изделием на разных этапах трудилось несколько мастеров.
Труд ремесленников был не менее тяжелым, чем крестьянский. Об этом можно прочитать в древних документах. В наших руках сегодня текст древнегреческого папируса. Этот текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее).
Задание: Прочитать текст документа и выяснить: какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? Как жили ремесленники?
Запись в тетрадь видов ремесел Древнего Египта (скульптор, каменотёс, брадобрей, строитель, ткач, сандальщик).
Учитель: Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.
— Египетский художник, живший четыре тысячи лет назад, изобразил строительство домов. Один человек мотыгой выкапывает глину, второй кувшином черпает воду из пруда, третий месит глину.
Рассказ учителя о торговле в древнем Египте.
В Древнем Египте такое понятие, как продажа изделий, отсутствовало. Тем не менее на одной из росписей древнеегипетским художником представлена сцена с людьми, которые с какими-то маленькими коробочками, очевидно, направлялись за покупками. Возможно, емкости служили чем-то вроде мерила зерна для приобретения не только товаров, но даже оказанных услуг.
Работа с иллюстрациями в учебнике
Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 41 «Меновая торговля». Опишите рисунок (сидит женщина, перед ней глиняная посуда, рядом стоит египтянин, протягивает ей рыбу).
— Как вы думаете, что означает эта сцена? (мужчина предлагает женщине меняться)
Работа с иллюстрациями в учебнике
— Р ассмотрите рисунок в учебнике на стр. 41
Вы уже знаете, что профессия писца одна их самых уважаемых, почитаемых и важных в государстве Египет.
— Каковы были главные орудия труда писца? (тростинка для письма, папирус).
— Чем же они занимались?
— Чем занимались писцы? (сбор налогов, то есть продуктов и товаров в пользу фараонов)
— Фараоны часто подвергали писцов позорным наказаниям: отрезанию носа, ссылке на каторгу, битью палкой. Как вы думаете в чём причины наказаний, как могли провиниться писцы перед фараоном? (ошибки или обман в подсчёте, присвоение продуктов)
— Каковы были главные орудия труда писца? (тростинка для письма, папирус).
— Кто их боялся? (земледельцы и ремесленники)
Горе тому, кто не сможет собрать продукты для налога. Жизнь крестьянина и ремесленника была нелегкой, однако, им угрожала еще более горькая участь – стать рабами.
Раб — это любое лицо, которое не имеет возможности по своей воле отказаться от работы, это человек, который находится в собственности у другого человека.
Учитель: сначала в Египте рабами были люди, захваченные на войне в плен. Затем в рабов стали превращать бедных египтян.
Часто нужда заставляла крестьянина или ремесленника просить у богача в долг зерно. И если бедняку нечем было отдавать долг в срок, то его и его семью могли продать в рабство. «Живые убитые» – так называли рабов в Древнем Египте. Подумайте почему? (Человек не умирал, но переставал быть хозяином своей жизни, его положение приравнивалось к личной вещи хозяина).
V. Закрепление пройденного
Беседа по вопросам:
— Что нового вы сегодня узнали на уроке? (О жителях Древнего Египта, о тяжёлой жизни ремесленников и земледельцев, о налогах и сборщиков налогов, о рабстве).
— На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы)
— Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? (Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач и т. д.)
— Что обозначает понятие «налог»? (Платеж чем-либо фараону или государству)
— Кто платил налоги? (Зависимые от знати категории населения: земледельцы и ремесленники)
— Как называли сборщиков налогов? (Писцы)
VI. Подведение итогов урока.
— Хотели бы вы оказаться в Древнем Египте и там жить?
— Что вы хотели бы изменить в жизни египтян, если бы у вас была такая возможность?
— Выскажите своё мнение о системе сбора налогов в Древнем Египте.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.