какие традиции у чеченцев

Чеченская семья, – какая она? Воспитание у чеченцев

какие традиции у чеченцев. Смотреть фото какие традиции у чеченцев. Смотреть картинку какие традиции у чеченцев. Картинка про какие традиции у чеченцев. Фото какие традиции у чеченцев

Изучение семейных обрядов, в том числе и обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей, невозможно без исследования семьи. На определенном этапе развития общества большая патриархальная семья была свойственна всем народам. Ее существование у многих народов Кавказа отмечено в литературе дореволюционной русской этнографии. Исследованы большие семьи у кумыков, балкарцев, армян, грузин, ингушей и других народов Кавказа.

Семья у чеченцев называлась «доьзал», а семейная община имела несколько наименований, которые, так или иначе, обозначали родственное единство: «цхьана ц1ийна доьзал» – люди одной крови, «цхьана ц1ерах доьзал» – люди одного огня, «къастаза доьзал» – неразделенная семья, «къастаза вежарий» – не разделившиеся братья (последние два типа являют пример более позднего происхождения).

Хозяин и хозяйка дома

Главой семьи у чеченцев был отец – «ц1ийна да», что в дословном переводе означает «хозяин дома» («ц1а» – дом, «да» – отец). Единство семьи сохранялось и после смерти отца, в таком случае ее главой становился старший брат. Он пользовался в семье тем же авторитетом и уважением, что и отец. Но, в то же время, старший брат уже не мог решать ни одного вопроса, как хозяйственной, так и общественной жизни семьи без ведома и согласия остальных братьев.

Женской частью руководила жена хозяина дома или его мать. Она играла руководящую роль в организации жизни и труда женщин большой семьи. Область ведения этой «старшей» составляло домашнее – в узком смысле слова – или «женское» хозяйство. Ее называли «ц1еннана» («ц1а» – дом, «нана» – мать), а также употреблялся и другой термин: «ц1еранана», «ц1е» – огонь, «нана» – мать.

В больших семьях, как и в малых, у чеченцев главы семей никогда не вмешивались в хозяйственные дела женщин, а если мужчина обращал на это внимание и уделял этому время, это считалось неприличным и даже оскорбительным для него.

Невестки должны были оказывать полное уважение ц1еннане, особенно это относилось к младшей невестке. Последняя должна была ложиться спать позже всех, хотя вставала раньше всех и проводила уборку в доме. Несмотря на то, что в доме проживало несколько женщин, между ними, как правило, не было несогласия и не происходило ссор, поскольку женщина не имела права нарушать господствовавшие в семье традиции. Кто не придерживался этих правил, наказывался вплоть до изгнания, что являлось большим позором для женщин.

В семьях чеченцев имя свекрови было табуировано, что сохраняется у чеченцев до настоящего времени. Невестка не называла (и не называет) свекровь иначе, как «нана», «мама», а в ее присутствии не может допускать вольных разговоров, легкомысленных шуток и т.д. Кроме того, жена сына не должна появляться перед свекровью без платка, неопрятной. Нана в семье опекала, воспитывала, контролировала поведение и поступки невесток и дочерей.

какие традиции у чеченцев. Смотреть фото какие традиции у чеченцев. Смотреть картинку какие традиции у чеченцев. Картинка про какие традиции у чеченцев. Фото какие традиции у чеченцев

Ц1еннана принимала активное участие в воспитании ребенка, водила женщин своего дома на похороны, поминки и т.д. Первой помощницей ц1еннаны, которой она могла поручать некоторые свои обязанности, была жена старшего сына. Ц1еннана играла важную роль в обрядовой жизни семьи, являясь своего рода хранительницей семейного, родового огня, который считался священным в чеченских семьях (впрочем, как и у других народов Кавказа).

Культ огня и очага в чеченской семье

О культе огня и очага в больших и малых семьях чеченцев скажем особо. Как известно, очаг у многих народов мира являл собою центр дома, объединяя и связывая в единое целое членов семьи (вспомним древнее чеченское название большой семьи – «люди одного огня»). У очага, обычно располагавшегося в центре дома, после ужина собиралась вся семья, и здесь обсуждались все хозяйственные и жизненно важные вопросы. Огонь в очаге, поддерживаемый женщиной-хозяйкой, передавался от отца к детям, причем бывали случаи, когда он хранился в семье в течение даже нескольких поколений и ему не давали погаснуть.

Котлы, очаг и особенно очажная цепь, на которой висел котел, были почитаемы у чеченцев. Вплоть до настоящего времени у чеченцев сохраняется не только клятва огнем, но и давние проклятия: «к1ур бойла хьан», что в дословном переводе означает «чтоб исчез у тебя дым»; «ц1е йоьйла хьан» («чтоб огонь исчез у тебя»). Позднее, возможно, с утверждением патриархальных начал в родовом устройстве, выработались другие общественные нормы и соответствующие термины: «ц1а» – дом; «ц1ийна нана» – хозяйка дома; «ц1ийна да» – хозяин дома. Все это говорит о том, что некогда в чеченском обществе первое место – как хозяйке домашнего очага – принадлежало женщине. Примечательно и то, что с утверждением патриархальных начал «резиденция» главы семьи, его почетное и священное место, переместились к огню и очагу, хотя он не мог полностью оттеснить от очага женщину, определив для нее сугубо утилитарные функции – готовить пищу и содержать дом в чистоте и порядке. Тем не менее, место главы дома у очага как бы освящало его власть, давало ему право на ведущее положение в семье.

Все это заставляет нас видеть в старшей женщине в чеченской семье не просто хозяйку дома, а своего рода семейную жрицу в прошлом, игравшую важную роль в обрядовой жизни семьи. Так, она, с согласия хозяина дома, давала имя новорожденному и никто не смел опротестовать его и предложить ребенку другое имя (во многих случаях до сих пор имя ребенку дает бабушка по отцовской линии).

Говоря о власти женской главы дома можно заметить, что она распространялась на всю женскую половину семьи, но при этом по своему характеру мало чем отличалась от власти главы, хотя функции женщины и были ограничены рамками ведения домашнего хозяйства и семейной обрядностью. Она участвовала в трудовом процессе, но объем ее работ, по сравнению с кругом обязанностей других женщин большой семьи, был незначительным. В отдельных случаях она передавала свои функции старшей дочери, и невестки не могли ничего самостоятельно предпринять, даже если это касалось выполнения их повседневных обязанностей по дому и хозяйству.

Господствующим типом в конце XIX – начале XX века у чеченцев, как было отмечено, была малая индивидуальная семья, которая составляла один из структурных элементов родственной группы, с которой она была связана многочисленными связями. Думается, что семейно-бытовые традиции (обычаи, обряды, праздники) во многом способствовали сохранению этих связей, которые были направлены на сохранение семейно-групповых порядков и культурно-идеологической общности чеченского населения.

Малые семьи, которые, как было отмечено, были преобладающими или основными типами, имели у чеченцев также несколько форм. Одни малые семьи состояли из родителей и их неженатых сыновей и незамужних дочерей, другие включали в свой состав помимо родителей и детей родителей мужа, его неженатых братьев и незамужних сестер. В этнографической литературе для первой формы семьи применяется термин «несложная малая семья», а для второй – «сложная малая семья». Оба типа – это малые нуклеарные семьи чеченцев, в которых численный состав был естественно различен. По данным переписи 1886 г., численный состав малых семей колебался в пределах от 2-4 до 7-8, а иногда и до 10-12 и более человек. Примечательно, что во многих списках посемейной переписи было отмечено проживание племянников и племянниц в семье своих дядей, а также совместное проживание двоюродных братьев и т.д. А это является показателем того, что в рассматриваемое нами время старшие родственники принимали в свои семьи сирот, близких родственников, встречались случаи, когда в семьи принимали осиротевших детей и дальних родственников, когда у них не оказывалось более близких родственников, готовых принять сирот.

Как видно из данных посемейных списков 1886 г., у чеченцев в изучаемое нами время основной формой семьи была малая двухпоколенная семья, состоящая из родителей и их детей. В конце XIX века, несмотря на стремление крестьян сохранить большие семьи, те продолжали распадаться. Развитие капитализма подтачивало патриархальные устои. Вследствие проникновения в семьи частнособственнических тенденций, стали учащаться и завершаться разделы. К разделу большой семьи готовились заранее: строили или покупали жилые и хозяйственные помещения, готовили усадьбы. Сыновей отделяли после рождения первого ребенка. При себе родители в большинстве случае оставляли младшего сына. Впрочем, при желании могли оставить любого сына. После раздела братья стремились сохранить свое прежнее единство, продолжали принимать участие в хозяйственных работах семьи и др.

Выделившаяся малая семья выступала как отдельная хозяйственная единица. В ней также уделяли главное внимание организации труда. Женщины были заняты домашним хозяйством, воспитанием детей и т.д. Участие женщины в сельскохозяйственных работах в случае необходимости не освобождало ее от выполнения основных обязанностей. Мужчины в «женских работах» почти никогда не принимали участия, так как, по сложившейся традиции, это считалось зазорным.

При сохранении натурального характера хозяйства необходимые в хозяйстве и в быту предметы изготовлялись силами семьи – в основном, женщинами. Положение женщины соответствовало тому важному месту, которое она занимала в общественном месте и в трудовой жизни семьи.

Чеченская женщина

какие традиции у чеченцев. Смотреть фото какие традиции у чеченцев. Смотреть картинку какие традиции у чеченцев. Картинка про какие традиции у чеченцев. Фото какие традиции у чеченцевВ прошлом женщина у чеченцев пользовалась несравненно большой свободой, чем у соседних кавказских народов. Девушки и даже замужние женщины не прятались и не закрывали лицо в присутствии мужчин. Чеченцы, воспитанные в духе строгой морали, всегда отличались сдержанным отношением к женщине. Взаимные отношения молодых людей и девушек были основаны на взаимном уважении и строгой горской морали. Бить или убивать свою жену считалось величайшим позором; общество клеймило такого мужчину; кроме того, за убийство женщины (жены) виновный подвергался мести ее родственников. Любое мщение, наказание, убийство не могло происходить при женщине, более того, бросив с головы платок, она могла остановить любое кровомщение. Преследуемый кровник оставался невредимым, если он скрывался в женской половине дома любой семьи из рода кровника. По адатам чеченцев, мужчина не должен был обогнать женщину верхом на коне, а должен был спешиться и провести коня под уздцы; при прохождении мимо пожилой женщины мужчины должны были привстать в знак почтения ее, также мужчины не имели права драться в присутствии женщины. В одном из архивных документов фонда Ермоловых отмечалось: «…женщинам отдают должное уважение: в присутствии их никому не нанесут обиды, и даже гонимый мстительным мечом найдет свое спасение, прибегнув к женщине, тогда жизнь его останется безопасной». Адаты также сохраняли честь замужней женщины. Это и понятно, так как оскорбивший жену оскорблял и ее мужа, а это приводило к кровной мести.

Обычаи «избегания» у чеченцев

В чеченской семье существовал ряд запретов, так называемых обычаев «избегания»: между мужем и женой, между снохой и родственниками мужа, между зятем и родственниками жены, между родителями и детьми и т.д. Перечисленные запреты являются пережитками архаических форм отношений полов до брака. Например, у чеченцев жених в течение всего периода (свадебного) оставался у своего друга или родственника. До бракосочетания (религиозное оформление – «мах бар») не навещал невесту (обычно это происходило на 4-й день), не показывался гостям. После бракосочетания в течение некоторого времени невесту посещал «тайно». Невеста у чеченцев в течение определенного времени не могла разговаривать с родителями и родственниками мужа, его друзьями. Соблюдение запрета было тем строже, чем ближе по степени родства и старше по возрасту были эти люди. Случалось, что невеста до старости не разговаривали со свекром (такое встречалось очень редко). Этот запрет длился недолго, поскольку в условиях совместного ведения хозяйства возникала необходимость в общении. К снохе постепенно обращались родственники мужа с просьбой заговорить с ними, при этом лица, снимающие запрет, преподносили подарки. Данный обычай известен как «мотт бастар» (развязывание языка).

Зять должен был вести себя с родственниками жены сдержанно, вежливо, стараться во всем уступать им. Считалось неприличным, если он часто находился в обществе жены, а у ингушей он (зять) почти никогда не должен был видеть родителей жены. Супруги не называли друг друга по имени. Муж не входил в помещение, где были его жена и дети, при старших не брал на руки своего ребенка и не ласкал его.

У чеченцев, впрочем, как и у других народов Северного Кавказа, было достаточно строгое разделение труда между женщинами и мужчинами. Следует отметить, что чеченские женщины никогда не управляли волами на арбе, не косили сено, а мужчины не занимались домашними работами: не доили коров, не занимались уборкой комнат и т.д.

Говоря о половозрастном разделении труда у чеченцев, отметим и то, что обязанности делились и по возрасту. Наиболее ответственные работы (посев, пахота…) выполняли опытные, более старшие члены семьи, другие работы, которые не требовали большого опыта и навыков – молодые. Всеми работами, как правило, руководил отец – ц1ийнада. В семьях чеченцев все работы выполнялись совместно.

Традиционное разделение труда бытовало и среди женской части семьи. Руководила женской частью семьи «ц1еннана» – жена глава семьи или его мать, которая распределяла женские работы, она сама принимала участие в выполнении части хозяйственных работ, указывала, какая сноха что должна делать: кому заниматься уборкой, шитьем; кому носить воду с девушками и пр.. В ведении хозяйки дома находились все домашние дела. Отношения между свекровью и снохой были доверительными, поскольку женщины постоянно нуждаются в помощи и поддержке друг друга. Также можно сказать, что в малых семьях не было разделения труда между невесткой и свекровью и в целом домашний труд был взаимозаменяемым. Но тяжесть всей домашней работы ложилась на невестку, которая выполняла основную часть домашней работы. Считалось неприличным, если молодая женщина без дела ходила по дому, часто наведывалсь к соседям. Родственники, соседи хвалили работящих молодых женщин, которые постоянно были при деле, вставали рано, дом и двор содержали в чистоте, справлялись со всеми своими многочисленными обязанностями по дому, были приветливы. Чеченцы говорили, да и сейчас говорят люди старшего возраста, что «счастье посещает дом и семью рано утром». И если в доме двери закрыты, оно проходит мимо со словами: «Не нуждаются они во мне».

Воспитание детей у чеченцев

В семейном воспитании чеченцев существенная роль отводилась усвоению детьми порядка, этикета. Все стороны этикета достаточно четко были разработаны поколениями, о чем можно судить по застольному этикету. Так, по правилам этикета, младшим не полагалось раньше старших садиться за трапезу, садиться на место старших, разговаривать во время трапезы. Члены малой семьи в отсутствии гостей принимали пищу вместе, а при гостях сначала накрывали на стол мужчинам, а потом ели женщины и дети. В больших семьях трапеза организовывалась по-разному: в одних случаях ели все мужчины вместе с отцом – главой семьи, затем кормили детей, а потом женщины (мать, дочери, снохи и т.д.). Могли принимать пищу отдельно семейные пары: глава семьи со своей женой, сыновья со своими детьми.

Следует отметить, что чеченцы не одобряли разновременный прием пищи в семье, поскольку считали, что в доме не будет достатка и согласия, если каждый будет есть отдельно от других. Чеченцы считают, что оставлять начатый и недоеденный кусочек хлеба, чурека или другую часть пищи нельзя, подразумевая тем самым, что оставляешь свое счастье. Думается, что старшие и родители этим приучали детей к аккуратности и бережливому отношению к хлебу.

В чеченских семьях придавалось большое значение физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей и подростков. Следует отметить, что дети и подростки, как в процессе непосредственного участия в трудовой жизни семьи, так и во время разнообразных игр, разных юношеских состязаний (бег, метание камня, скачки на лошади, борьба и др.) получали физическую закалку. Чеченцы постепенно приучали мальчиков к мужским видам труда: пасти скот и ухаживать за ним, рубить дрова, возить с поля на арбе урожай и др. С раннего возраста мальчиков приучали к верховой езде, уходу за лошадьми. Также стремились научить мальчиков переносить трудности, закалить характер. Как правило, «уроки» начинали с простейших поручений и завершали их привитием навыков самостоятельной работы.

Девочек учили домашнему труду: убирать помещение, месить тесто, готовить пищу, стирать, шить, заниматься обработкой шерсти, вышивать и т.д. Также девочки помогали матери по уходу за детьми. В малой семье чеченцев девочки являлись единственными помощницами матери в домашних делах, выполняя посильные хозяйственные обязанности. У чеченцев, как и у других народов Кавказа, о дочери судили по матери, а о матери судили по дочери. Очень часто родственники и соседи сравнивали дочь с матерью и говорили: «Нана ерг ю цуьнан йо1» – дочь такая же, как мать; так же говорили: «Шен нана хилларг хир ю цуьнан йо1» – будет такая же, как и мать. Если в поведении растущей девочки родственники или соседи видели просчеты, то делали вывод, что из матери воспитательница – никакая, и добавляли, что из девочки хозяйка – никудышная. Если же девочка росла аккуратной, трудолюбивой, приобретала хорошую репутацию – хвалили мать.

В целом в семье чеченцев существенная роль отводилась воспитанию детей. Примечательно, что чеченцы, соразмерно способностям и навыкам детей, поручали им тот или иной участок работы. А правила поведения, трудовые традиции передавались детям именно в семье, им внушалось и объяснялось с самого раннего детства, что следует выполнять просьбы и поручения старших, необходимо помогать в работе, в жизни, друг другу. И здесь личный пример родителей и старших являлся и является главным и лучшим средством передачи положительных традиций.

Поздней осенью и зимой, когда свободного времени бывало больше, в чеченских семьях было принято собираться дома вокруг очага. Люди старшего возраста рассказывали о прошлом своих предков и историю народа, вспоминали героические дела дедов, исторические сказания, легенды, рассказывали собравшейся молодежи сказки, разные легенды и притчи, загадывали загадки, знакомили с пословицами и поговорками. Безусловно, такие вечера оказывали положительное нравственное влияние в условиях, когда не было каких-либо общеобразовательных школ, радио и телевидения.

Существенное влияние на быт сельской чеченской семьи оказывали шариатские нормы.

Разводы у чеченцев

В конце XIX – начале XX века в чеченских семьях разводы происходили очень редко. Как правило, инициаторами всегда были мужчины, но следует отметить, что в случаях бездетности женщины она сама предлагала развод. При разводе муж в присутствии свидетеля должен был произнести «Ас йити хьо» (Я оставил тебя). Эту фразу он произносил трижды. При разводе муж отдавал жене все, что она принесла из родительского дома, и все, что она накопила за период замужества своим трудом. Хотя очень редко, но иногда в чеченских семьях встречались и разводы по инициативе жены, которые, как правило, осуждались общественным мнением.

Во всей системе семейных обрядов свадебный обряд чеченцев являлся самым развитым. Известный советский этнограф Л.Я. Штенберг отмечал, что «…во всем сложном комплексе, включающем множество обрядов: социальных, правовых, экономических, религиозных, магических и др. – соединены в едином ритуале черты множества наслоений, идущих от самой глубокой древности и сложившихся под самыми различными историко-культурными влияниями». Поскольку основной целью брака было продолжение рода, свадьба сопровождалась некоторыми магическими обрядами, которые должны были повлиять на появление здорового потомства. Например, невеста должна была переступить через кинжал или пройти под скрещенными шашками, а также во время сна ложиться на определенный бок и т.п. Для обеспечения потомства мужского пола на руки невесты, как только она входила в дом мужа, давали ребенка – мальчика.

У чеченцев обычный брачный возраст для мужчины наступал в 20-25 лет и 18-20 лет – для женщины, но женились юноши в возрасте 23-28 лет и позже. В дореволюционном прошлом среди чеченцев имели случаи, когда юноши из-за отсутствия средств не могли жениться до 30 и более лет. Ранние браки среди чеченцев были редки, хотя этнографический материал и дает некоторые факты, когда девушек выдавали замуж в 15-16 лет.

Чеченская свадьба.

Свадьбы в чеченских семьях устраивались, как правило, осенью и зимой. Считалось нежелательным вступать в брак в апреле «бекар – бут» – месяц кукушки, мотивируя тем, что кукушка не имеет своего гнезда.

Основными формами брака были: браки по сватовству, браки умыканием, браки по обоюдному согласию молодых без предварительного уведомления родителей. Адат и шариат запрещали браки мусульманок с иноверцами. Строго соблюдали принцип экзогамии. При выборе будущего жениха или невесты (и, соответственно, и будущих родственников) чистота крови и безупречность репутации ставились выше материального фактора. Многоженство, несмотря на глубокую степень внедрения ислама в конце XIX – начале XX в., не было распространенным явлением у чеченцев.

Любая из названных выше форм брака состояла из нескольких этапов:

г) послесвадебные обряды.

Каждый этап представлял собой целый комплекс обычаев и обрядов, связанных с культовыми представлениями, якобы способствующими благополучному завершению всего дела. На свадьбу у чеченцев собиралось много народу: близкие и дальние родственники, соседи и т.д., причем для этого не требовалось приглашения, так как любой пришедший – уже желанный гость. Жених и невеста в свадьбе участия не принимали. Народная свадьба у чеченцев всегда была насыщена музыкой, песнями, танцами, красочными ритуалами.

В день свадьбы происходил «смотр» одежды невесты, которая приносилась из дому в день свадьбы или за несколько дней до свадьбы, а женщина, принесшая ее (одежду), одаривалась.

У чеченцев, сразу же после завершения свадьбы, совершали обряд включения новобрачной в хозяйственную жизнь семьи. Для этого пеклись пироги «ч1епалгаш». В один из них втыкалась иголка из подола свадебного наряда. Молодежь с песнями и танцами вместе с невестой отправлялись к роднику. Обряд назывался «нускал хит1е даккхар» – отводить невестку к воде.

Здесь ч1епалг с иглой бросали в воду и стреляли в него. Затем зачерпывали воду и опять, с песнями и танцами, возвращались. Стрельба в прошлом преследовала цель отогнать от невесты враждебных духов, сегодня же – это просто свадебный салют.

После завершения цикла свадебных церемоний устраивали мовлид, на который приглашались муллы, родственники и соседи. Эта традиция соблюдается по сей день. Таковы в целом самые общие черты обрядовой традиционной чеченской свадьбы.

Завершая статью о воспитании, отметим, что воспитание детей было повседневным делом чеченской семьи. Важность этого глубоко осознавалось в народе. В чеченском фольклоре подчеркивалось, что родители, воспитывая детей, тем самым создавали свое будущее: каким оно будет, во многом зависит от того, какими вырастут их дети. В воспитании детей существовали выработанные в течение нескольких столетий народные устои. Традиционная система воспитания у чеченцев включала такие аспекты, как обеспечение полноценного физического развития, постоянную заботу о здоровье подрастающего поколения, передачу трудовых и хозяйственных навыков, соблюдение норм поведения в обществе, передача знаний об окружающем мире. Все эти основы закладывались в семье.

Источник

«Сестра поклялась, что наденет брюки и не снимет их, пока не отомстит за брата». О чеченских обычаях

Ваха, 57 лет. Живет в Грозном с 1970 года, строитель

Многие обычаи направлены на создание определенного отчуждения между отцом и детьми, они направлены на поддержание авторитета отца. Он по многим вопросам общается с детьми через мать, и своим поведением отец показывает, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Например, личная жизнь детей, женитьбы сыновей и замужества дочерей с отцом напрямую не обсуждаются, об этом всем отцу сообщает мать, она выступает посредником. Вообще строгая нормированность создает атмосферу, в которой вероятность внутрисемейных конфликтов сводится к минимуму. Каждый знает свое место, и если следовать всем правилам, вероятность ссор или конфликтов стремится к нулю.

В нашей семье мы отца даже по имени не называли. У него было домашнее имя, даже «папа» не говорили, потому что оно несет более интимный опечаток, а по имени называть отца было слишком официально. Мать его тоже никогда по имени не называла. Она обращалась к нему «мужчина» или «муж». И отец к ней тоже обращался нейтрально «жена». О жене вообще при посторонних говорят «чурнаг» — та, что в доме, — сейчас используется русское слово «хозяйка». В большинстве случаев еще супруги не называют друг друга по именам, хотя молодежь уже отходит от этой традиции. Отход от обычаев — это проблема каждого поколения, если меняются условия жизни, то и обычаи меняются.

Авторитет старшего раньше не обсуждался, ты мог быть с ним в корне не согласен, но демонстративно перечить ему было нельзя. Если ты недоволен чем-то, надо было пойти к другому взрослому и попросить его донести твою позицию.

Раньше, я помню, любой старший мог сделать замечание за плохое поведение ребенку, подростку, человеку младше себя, а если об этом узнавали родители, то они добавляли еще от себя. Сейчас родители начинают заступаться за своего ребенка.

Строгое следование этикету распространяется и на общение с посторонними. Нравится тебе человек, не нравится — если он старше тебя, ты обязан встать в его присутствии, уважительно с ним разговаривать. Поскольку конфликтные ситуации в чеченском обществе разрешались с большим трудом, этикет был направлен на то, чтобы свести риск возникновения таких ситуаций к минимуму. Многое из этого и сейчас работает. Я доволен нынешней молодежью: они вежливые, уступают дорогу, здороваются, обращаются уважительно. Я не могу сказать, что люди стали грубее друг к другу, но от многих вещей, которые им кажутся излишними, они отказываются.

В молодежной среде отношения между друзьями более свободны. Когда мы молодые были, мы даже с друзьями не обсуждали личную жизнь. Не принято было. А сейчас люди спокойно обсуждают. Мы если и говорили об этом, то только в духе «да, было, там, встречался», и все. Это считалось неприличным, мужик не должен на таких вещах акцентироваться. Все было сдержанно, нейтрально, считалось не по-мужски, если ты потерял голову из-за кого-то, если ты зациклен на личных проблемах. Нужно было быть уравновешенным, главное было показать, что ты полностью контролируешь свои чувства.

Я помню в молодости, когда наш сосед вышел погулять со своим сыном за руку, мы все побежали смотреть, правда ли это, правда ли он с ребенком гуляет. Это было демонстративное пренебрежение этикетом с его стороны. Считалось, что не мужское это дело — ребенка выгуливать на людях. В семье, дома, во дворе ты можешь с ним повозиться, но выйти в публичное место с ребенком на руках неприлично. Это была публичная демонстрация чувств, которая нарушала стереотип мужского поведения. Есть даже история про жителя горного села, у которого долго не было детей, и когда родилась дочь, он на радостях съездил в город, купил нарядную люльку. Вот с этой люлькой он шел через все село, и естественно, на него все смотрели неодобрительно. Он тогда подошел к группе стариков и спросил: «Ответьте честно, вы относитесь ко мне с уважением?», на что они ответили: «Нет». Он тогда взял свою люльку и ушел от них со словами: «Ну значит, мы все так и умрем, не уважая друг друга».

У нас есть такое понятие «бехке нах» — люди, перед которыми ты виноват. Такие люди — родственники жены, потому что ты увел из семьи их дочь. С ними всегда должны быть подчеркнуто уважительные отношения, не должно быть ни намека на панибратство. Например, я иногда тещу свою обнимаю, но этого делать нельзя. То есть я в семье жены «провинившийся», и снимается этот статус только через много лет, при условии что их дочь в браке счастлива. Это не объявляют напрямую тесть с тещей. В моем случае, когда умер брат жены, на похоронах, где я должен был находиться чуть поодаль от тестя, один из его родственников сказал мне: «Ты уже не зять, ты уже сын в этой семье» — и подвел меня ближе. За 30 с лишним лет в этой семье мне сделали «скидку».

Вообще, зять не может оставаться с ночевкой в доме жены. Нежелательно вообще жить рядом с тестем и тещей. Родители жены тоже не могут часто появляться в доме зятя. У ингушей вообще зять полностью избегает встреч с тещей.

С родственниками мужа у женщины должны соблюдаться, в общем, те же правила. Сноха ни в коем случае не должна ругаться с сестрами мужа, Она должна молча выслушивать их нападки. Если родители мужа обращаются к ней напрямую, она должна ответить, но начинать разговор первой не может. Раньше эти правила соблюдались намного строже. Единственное, что соблюдают сейчас: молодая сноха не может разговаривать с родственниками мужского пола, пока не будет совершен обряд «развязывания языка». Это когда на первый или второй день свадьбы невеста должна подать воды свекру и братьям мужа и пожелать им здоровья, взамен ей даются подарки, сейчас это чаще всего деньги, и после этого она может с ними разговаривать. Также это проделывают все родственники мужа мужского пола, когда после свадьбы приходят в гости к молодым.

Все еще соблюдается обычай не называть близких родственников мужа по именам, независимо от пола. Сноха дает им свои имена или прозвища. Этот обычай существует еще с языческих времен, когда имя человека окутывалось кучей суеверий. Считалось, что, придумывая клички, можно избежать воздействия злых духов.

Как сейчас свадьбы проходят. Раньше, я помню, угощались только старики, молодежь приходила исключительно на танцы. Сейчас свадьбы чаще играют в ресторанах, где все сидят за столами, а танцуют зачастую приглашенные танцоры. Раньше каждый должен был знать национальный танец. Свадьбы уже теряют национальный колорит.

Обычаи сильно поменялись с принятием ислама. Молодежь сейчас более религиозная, и они во многом принимают то, что шариат говорит. А шариат и наш адат имеют значительную разницу: например, у арабов вообще не принято вставать, когда старшие подходят, они здороваются сидя У нас обращение «салам алейкум» только мужское и только по отношению к ровесникам, молодым со взрослыми так здороваться неприлично. По отношению к женщинам это мусульманское приветствие вообще не применялось, хотя кабардинцы переняли это и все друг с другом «саламаются», что мужчины, что женщины.

Приезжим стоит помнить, во-первых, о внешнем виде. Мужчины в шортах или в майках, из-под которых торчит пузо, выглядят неуместно. Второе, что надо помнить: мы любим этикет. Если в России обращение «мужик, слушай, не подскажешь. » направлено на сближение, имеет доверительный тон, то здесь это, наоборот, вызовет негативную реакцию. С незнакомыми людьми надо обращаться строго по этикету «скажите, пожалуйста. », потому что другое обращение будет воспринято как попытка панибратства.

Мадина, 32 года. Редактор информационного сайта. Родилась в горном селении Варанды Чеченской Республики. Живет и работает в Грозном

То, что нельзя пить алкоголь, курить, держаться с парнем за руки или даже близко стоять, и так все знают.

По идее, есть традиции, которые существуют сотни лет, но они возникли в совершенно в других условиях, общение девушек и парней поменялось. В нашей семье четыре сестры, но нам никогда не озвучивали правила в формате «это можно, а это нельзя». У нас в семье всегда были рекомендации, например, не давать номер телефона парням, которые подходят познакомиться на улице. Наша мама не любит, когда мы вечерами много по телефону разговариваем с молодыми людьми, она считает, что это неприлично. Возвращаться домой поздно вечером нельзя, но в Чечне и так некуда особо ходить, так что это не проблема. В нашей семье все строилось на доверии. То есть после работы мы должны сразу идти домой, но если задерживаемся, наши родители знают, что ничего неприличного мы не делаем. По работе я иногда возвращаюсь домой достаточно поздно, порой ближе к 12 ночи, но папа никогда ничего не говорил, потому что знал, что мне можно доверять. Он знал, где я и почему задерживаюсь.

Мы всегда брали пример со старших. У меня две старшие сестры, и я вела себя так же, как и они. Чтобы дать понять о нежелательности каких-то поступков, мама говорит обычно: «Что скажут люди?», что очень важный аспект в жизни чеченской девушки. Если ты общаешься с парнем, мама должна знать, откуда он, какая у него семья. Объяснить матери, что существует дружеское общение, невозможно. Принимать дорогие подарки от парней тоже нежелательно, потому что, если ты не настроена по отношению к парню серьезно, ты его поощряешь. К примеру, если мне молодой человек подарит дорогой телефон, то мне придется его вернуть. Маме очень важно, чтобы все было правильно в отношениях с парнями. Я постоянно говорю о маме, потому что с отцом личная жизнь дочерей не обсуждается, то есть разговоры «нашей дочери позвонил вот этот молодой человек, что ты думаешь о нем?» вообще невозможны. Отца ставят в известность, когда дело доходит до замужества и сватовства. Тогда мама передает всю информацию отцу, и он уже говорит «да» или «нет». Но мы знаем, в каких случаях отец может отказать, и такие претенденты отсеиваются сразу. Когда моя старшая сестра выходила замуж, все делали вид, что ничего не понимают, потому что с отцом это обсуждать неприлично, а подготовка к свадьбе занимает много времени и требует определенных затрат. Он, конечно, все это замечал, но не подавал виду. А в день свадьбы он просто ушел в гости к родственникам, вернулся вечером, спросил у мамы, как все прошло, и на этом все.

Одна из обязательных вещей — посещение родственников на выходных, особенно если в семье есть кто-то старший. Мы ходим к бабушке, навещаем жену дяди. Внутри семьи у нас есть четкое понимание того, что старших надо слушаться. Даже если моя старшая сестра скажет что-то, с чем я не согласна, я приму ее слова и сделаю, как она скажет. Родители считали, что в послушании залог спокойной жизни, потому что когда каждый начинает показывать свой характер ничего хорошего из этого не выходит.

У нас единственный брат в семье, он самый младший, и родители боялись, что в окружении женщин он вырастет слишком инфантильным. Мы знали, что с детства надо ему внушать, что он в семье главный. То есть, когда папы не станет, брат возглавит семью, и нам нужно было, чтобы он был неким монументом мужества. Мы воспринимали его очень серьезно, даже когда ему было 10 лет. Если он просил принести ему что-то, то вместо того, чтобы напоминать ему, что я старше его на 9 лет и это он должен мне что-то приносить, я вставала и шла за тем, что он просил. Раньше я об этом не задумывалась, но сейчас понимаю, что это делалось для того, чтобы когда он вырастет, то понимал, что он главный и он несет ответственность за нашу семью. Если он позвонит мне в семь вечера и спросит, где я, я ему отвечу и объясню, почему задерживаюсь. Да что уж там, я сама ему позвоню и предупрежу, что задержусь и по каким причинам.

Сейчас, после смерти папы, в принятии важных семейных решений будет участвовать его двоюродный брат, потому что родных братьев у папы нет. После похорон дядя к нам пришел и сказал, что отныне наши проблемы — это его проблемы и если нам что-либо понадобится, чтобы мы обращались к нему. Пока, за эти два года, что папы нет, ничего глобального у нас не происходит, но каждую неделю дядя приходит к нам, интересуется делами, спрашивает, нужно ли нам что-то. Брату сейчас 22 года, он еще слишком юн, чтобы принимать важные решения единолично, но когда подрастет, станет полноценным главой семьи.

Что касается приезжих, то обращаться к чеченским девушкам нужно так же, как и везде: вежливо поздороваться и спросить, что тебе нужно. Но нужно понимать, что познакомиться с чеченкой для создания отношений невозможно, даже просто подружиться не получится. На этот счет у нас строгие правила, и нарушать их нежелательно.

Асламбек, 40 лет. Историк. Увлекается этимологией слов чеченского языка

Традиции чеченцев могут зависеть от того, где чеченцы проживают. Например, чеченцы, которые давно живут Панкисском ущелье Грузии, практически никогда не женятся второй раз. Многоженство порицается обществом. Это происходит потому, что они все друг друга знают, их мало. Естественно, за годы жизни они переняли многое из грузинской культуры, но стараются совмещать.

В селе, в котором я вырос, жила одна женщина. Она все время носила брюки. Даже когда стала старой. Все детство я думал, что она умалишенная. Только психически больным женщинам могли позволить в Чечне носить брюки. Потом, когда вырос, я узнал, что, когда она была молодой, во время драки убили ее брата. У них не было родственников, и единственный, кто мог объявить кровную месть, была сестра. Тогда она поклялась, что наденет брюки и не снимет их, пока не отомстит за брата. Но она не смогла отомстить. Из-за этих брюк она не смогла устроить и свою личную жизнь, но осталась верной своему слову.

Кровная месть — это был сдерживающий фактор. У нас не было никаких законов, никаких институтов. Все важные для народа решения принимались коллегиально. Кровная месть всегда была очень важной частью жизни в чеченском обществе. Благодаря ей, даже самый богатый и влиятельный человек не мог оскорбить бедняка, потому что в те времена самым ценным и важным для человека считалась его честь. Даже публичная угроза могла иметь последствия. Люди знали, что за каждое слово или действие придется отвечать. Вероятность объявления мести сдерживала от необдуманных действий.

Конфликты между тейпами из-за кровной мести иногда длились десятилетиями. В последнее время стороны мирятся сразу. Чтобы уладить конфликт, родственники виновного ищут посредника. Это может быть очень уважаемый обеими сторонами мулла или старейшина. Для прощения кровника есть отдельный обряд: практически весь род виновного в смерти приезжает на похороны к погибшему. Это могут быть сто, двести или даже пятьсот человек. Они привозят виновника, завернутого в саван, и передают родственникам погибшего. Это означает, что мы отдаем вам того, кто совершил убийство, теперь он ваш, делайте с ним все, что хотите. Старейшины из рода погибшего снимают саван и говорят: «Ты прощен».

Зубайр, 26 лет. Организатор свадеб и концертов. Родился и вырос в станице Шелковская Чеченской Республики. Живет и работает в Грозном

Я буду рассказывать о том, как принято в моей семье.

Когда мы были маленькими, нас не сажали за общий стол. Было два стола. За большим сидели отец, мама и старший брат, а младшие сидели за отдельным. Я не знаю, зачем это делалось, наверное, потому что дети балуются за столом. В 13–14 лет я пересел за стол для взрослых.

Когда парень женится, то он около недели после свадьбы не должен показываться на глаза своим родителям. Это продолжается, пока родители случайно не застанут его дома. Когда мой брат женился, было точно так же. Потом родителям надоело, и они «застали его врасплох», чтоб он перестал бегать от них. Я думаю, это красивый обычай. Это субординация, которая должна быть.

Женщины стараются не «маячить» перед глазами, когда в дом приходит чужой мужчина, будь то сосед, друг семьи или даже дальний родственник. Обязательный атрибут женщины — это платок. К платку девушек приучают еще с 15 лет. У моего брата есть дочь, ей 17–18 лет. Она не может показываться мне и моим братьям на глаза без платка на голове. Возможно, она ходит без платка у себя дома, но мы этого не знаем. На улицу она выходит только в головном уборе. Еще я знаю, что очень сложно с разрешением покрасить волосы. Чтобы это сделать, девушка должна спросить у всех разрешения. Даже в этом случае красить можно только в нейтральные цвета, чтобы было не очень заметно. Все ограничения действуют, пока девушка не выйдет замуж. После этого все решает муж.

Для некоторых делают исключение. Например, один из моих братьев разведен, и его дочь растет с нами. Из-за того, что она растет без матери, моя мама разрешает своей внучке то, что своей дочери она категорически запрещала. Ей всего лишь 18, она уже ходит с покрашенными волосами. А я помню, как к нам пришли сватать мою сестру, когда ей было 17 лет. За это ее отправили доить коров в Астраханскую область на фазенду к родственникам. Она даже не была виновата. Это сделали для того, чтобы она не думала о замужестве в столь ранние годы. Но, если спросить у меня, лучше бы она вышла замуж, там ей было бы легче.

Развод — довольно болезненный процесс. Родители супругов до последнего пытаются уладить конфликт, встречаются, обсуждают проблему и так далее. Если никак не получается вопрос решить, то расходятся. Наш отец всегда был против того, чтобы матери запрещали видеться с ребенком после развода. Но ребенок после развода чаще остается с отцом. На мой взгляд, это делается для того, чтобы женщине после развода было легче выйти замуж.

Во время свадеб соблюдаются одни и те же обычаи. Невесту из дома под руку выводит родственник жениха, сам жених на своей свадьбе не появляется. В машине невесты сидит брат и сестры жениха. Иногда сестра или подруга невесты едет в дом жениха, другие родственники невесты в доме жениха в день свадьбы не появляются. Есть отдельная церемония открывания чемоданов с приданым. Первой это должна сделать сестра или тетя жениха. Для нее в главном чемодане приготовлен подарок. Это может быть платье, платок или драгоценность. В некоторых семьях перед тем, как войти в новый дом, невесте на руки дают ребенка. Чаще всего это бывает мальчик, чтобы первым в семье родился именно мальчик. В доме жениха для невесты готовят специальный угол. Его занавешивают чем-нибудь, и она там стоит во время всей свадьбы. В присутствии гостей невеста не имеет права садиться. Когда гостей становится чуть меньше, ее уводят в отдельную комнату, где она может отдохнуть и поесть. После этого она снова возвращается в свой угол. На протяжении всего вечера гости подходят к ней, поздравляют, фотографируются. В день свадьбы невеста не разговаривает с мужчинами, только с женщинами и так, чтобы никто не слышал. С мужчинами можно разговаривать только после обряда «развязывания языка». Он тоже у всех проходит по-разному. Некоторые мужчины берут из рук невесты стакан с водой, выпивают его и кладут в этот стакан деньги. Некоторые дарят домашний скот. Только после этого невеста может разговаривать с родственниками жениха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *