какие трактовки представлены в научной литературе для понятия открытое образование
ДРУГОЙ ВЗГЛЯД НА ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ (ЧАСТЬ 1)
зав. кафедрой культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук
Мир как миллион возможностей
Открытость – принципиальная характеристика образования XXI века, является следствием складывания новой модели общества, которое в современной научной литературе обозначается как информационное или «общество, основанное на знаниях». Локомотивом развития в этой системе становится не экономика или технология, а информация, которая как отмечает В.С. Егоров [10, 6], по сути своей не является ни материей, ни энергией, ни идеей, но реально превращается в основной стратегический ресурс современного общества.
Вместе с тем, это не предполагает возвращение к традиционной парадигме общественного развития, декларирующей приоритет и безусловную ценность научного знания. В современной трактовке на первый план выходит личностное и метапредметное знание, основанное на персональном опыте и включающее когнитивные и коммуникативные умения, связанные со способностью человека к саморазвитию в условиях постоянного обновления информации. Подобное «знание» рождается из повседневной практики и включает в себя умения находить и воспринимать информацию, интерпретировать ее, использовать и организовывать, и, что еще более важно – создавать, представлять смыслы в знаковом контексте.
Соответственно и роль человека в этом обществе значительно возрастает, так как он перестает быть «винтиком» машины общественного развития. Человек становится базовым элементом культуры, генератором знаний, производителем «прорывных» идей, определяющих новый облик культуры. Необходимость вступать в коммуникацию, преобразовывать информационные потоки, синтезировать новые смыслы выдвигает на первый план такие качества личности как интеллект, креативность, творчество, способность мыслить свободно, нелинейно и неординарно.
Ценность человека, как базового ресурса общества, предопределила особое внимание современного общества к образованию, на которое ложится огромная доля ответственности за развитие как человеческого капитала в целом, так и потенциала каждой отдельной личности. Выполнение данной миссии требует поиска инновационных идей, способных придать образовательной системе синергетические качества: обеспечить ее развитие за счет непрерывного взаимодействия человека с миром, обмена информационными потоками, актуализации ресурсов культуры и социума, интеграции всех типов образования. Образование должно предоставить человеку мир как «миллион возможностей» состояться и помочь осуществить выбор собственного пути.
Своеобразным ответом на этот вызов стала концепция Открытого образования, которая активно складывается в настоящее время и во многом определяет стратегию развития образовательной сферы.
К определению понятия
Определяя подходы к пониманию сути Открытого образования, необходимо учитывать, что само понятие «открытость» пока еще не имеет общепринятой трактовки, что позволяет интерпретировать его достаточно широко и экстраполировать на разные педагогические сферы. Открытость рассматривается как педагогический принцип и в то же время используется как характеристика тех или иных педагогических явлений: открытая школа, открытая среда, открытый план, открытый класс и пр. Открытость рассматривается на уровне образовательного учреждения, самого образовательного процесса и системы образования в целом, она изучается в контексте общекультурных, узкопедагогических, а также технологических процессов, связанных с производством и передачей информации.
Подобное многообразие свидетельствует о сложности и многомерности этого явления и затрудняет его определение. В научной литературе представлены, по меньшей мере, три трактовки понятия «Открытое образование». Условно их можно обозначить как информационно-технологическая, узкопрофессиональная и общепедагогическая. В первом случае открытое образование позиционируется как дистанционное обучение на основе использования информационных образовательных технологий и ресурсов. Во второй интерпретации система открытого образования рассматривается как социальный институт, который способен предоставлять разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно и обеспечить возможность получения современного профессионального знания.
В общепедагогической трактовке, открытость в образовании, трактуется как новая педагогическая реальность, определяющая:
• систему социально-педагогического взаимодействия;
• методические принципы организации образовательного процесса;
• практику школы, реализуемую в соответствующих педагогических технологиях [7].
С нашей точки зрения, Открытое образование – это суть нового методологического подхода, ориентированного на педагогику совместного конструирования мира, всякий раз заново с учетом происходящих изменений в человеке, культуре, социуме и определяющего специфику проектирования всех компонентов образовательной деятельности – от целевого до операционального. Представляется, что наиболее точно отражает сущность данного подхода определение, данное в диссертационном исследовании Л.С. Онокой: «открытое образование – это самоорганизующаяся открытая социальная система, динамично реагирующая на актуальные изменения, происходящие в социуме, и обеспечивающая благодаря высокой вариативности и избыточности многообразие и альтернативность путей становления личности в современном обществе» [18]. Вместе с тем, следует отметить, что автор данного определения рассматривает понятие «открытое образование» в контексте социологических исследований и трактует его как часть инновационной социальной системы, нацеленной на «социализацию и самореализацию личности во благо прогрессивного развития общества на основе индивидуальных инициатив» [18].
В логике культурологического подхода образование не ограничивается социализацией, оно синонимично вхождению в культуру – в поле смыслов и значений, которые придают ценность – «человеческое измерение» всему, что нас окружает, в том числе и социальным отношениям. В этой системе координат образование мыслится как часть культуры, а образовательное пространство захватывает практически все пространство культуры. Обращение к этой модели позволяет многократно увеличить ресурсы образования за счет актуализации педагогического потенциала культуры и обеспечить выход образования за свои пределы – перенести акценты с абстрактного изучения культуры на реальное освоение социокультурного опыта.
Открытое образование, в этом случае, может быть определено как социокультурная система, обеспечивающая процесс самоопределения человека в культуре – непрерывное и в принципе не имеющее завершения продвижение человека в культурном пространстве в поисках «точек роста», по сути – собственного призвания, в котором человек обретает смысл. Это продвижение связано не столько с освоением новых «территорий культуры», сколько с накоплением социокультурного опыта и преобразованием его в элемент личностной культуры – совокупности «закрепившихся в жизни индивида, но способных к изменению культурно-опосредованных форм его отношений с действительностью» [22, 74].
Задача заключается в том, чтобы обеспечить это продвижение, расширить спектр возможностей общения обучающихся с «живой культурой» в реальной среде ее существования, дать опыт культурной деятельности и культурной рефлексии, связанной с переосмыслением стереотипов мышления и преодолением ментальных барьеров.
Точкой отсчета конструирования образования открытого типа в контексте культурологического подхода является представление об образовании как встрече «индивидуальных возможностей человека и предметных форм культуры, в процессе которой эти возможности обретают форму вполне определенных индивидуальных способностей» [21]. Иными словами, открытое образование – это педагогика встреч [14]. Она начинается не с расширения абстрактных представлений о культуре и социуме, а с создания системы, обеспечивающей вполне конкретную встречу ребенка с разнообразными объектами культуры – текстами, которые аккумулируют опыт, накопленный цивилизацией в процессе ее развития. Результатом этой встречи должны быть изменения, происходящие и в человеке, и в культуре. Чтобы эта «встреча» состоялась, необходимо чтобы все компоненты системы обладали качеством открытости:
• человек как субъект образовательной деятельности;
• культура как содержание образовательной деятельности;
• коммуникация как средство образовательной деятельности.
В логике открытых систем каждый из обозначенных компонентов приобретает новые характеристики, которые в совокупности дают новое качество всей системе образования, обеспечивая ее трансформацию. Обозначим векторы этих изменений.
Человек, как субъект образовательной деятельности
Первый и важнейший компонент, оказывающий влияние на качество образовательной системы в целом – сам человек. Для открытого образования значим взгляд на личность с позиции синергетики, как на открытую нелинейную систему, обменивающуюся с природой и социальной средой энергией, информацией и веществом. Человеческая система гораздо сложней механики, это созидаемый человеком мир с постоянно обновляющейся информацией и изменяющимися ценностями. Эта система, с одной стороны, устойчива, так как опирается на доминирующую систему мотивов и интересов, которые определяются базовыми потребностями личности – выживание, безопасность, общение и пр. С другой стороны она находится в постоянном движении становления и развития, что вызывает потребность выхода за собственные пределы, за освоенные единожды границы в культурный, социальный и природный мир. Обладая возможностью взаимодействия со средой своего окружения, человек способен под воздействием разнообразия факторов и условий изменять самого себя – внутренние основы своего духовного мира и внешние условия своего существования. Иными словами, человек – это самоорганизующаяся и постоянно развивающаяся система.
Соответственно этим представлениям в системе открытого образования ученик более не рассматривается как сосуд, который необходимо «слепить» по образцу или наполнить знаниями, представлениями о нормах и ценностях, принятых в данной культуре. Образование перестает быть функциональным, нацеленным лишь на подготовку к будущим социальным функциям. Оно отталкивается от человека и его потребностей, создает новые смыслы, отвечает на вопросы, возникающие «здесь и сейчас» и в конечном итоге выступает как практика становления внутреннего потенциала личности.
Подобный взгляд на роль личности в образовании предопределил базовый принцип открытого образования – субъектность, которая рассматривается нами с позиций развития человеческого потенциала, что предполагает право свободного выбора человеком своего образа и собственного пути развития [20, 191-214].
Современные исследователи [11,15] выделяют в структуре человеческого потенциала несколько составляющих. Наиболее значимыми среди них, с позиции образовательной деятельности, являются: инновационный, интеллектуальный и культурный.
Инновационный потенциал – это способность личности к созданию и внедрению нового знания, преобразованию результатов научной или творческой деятельности в инновации.
Интеллектуальный потенциал определяется объемом и качеством информации, которым располагает личность, способностью проявлять компетенции, умения, навыки и знания при постановке целей и поиске средств их реализации.
Культурный потенциал – связан с самовыражением человека, его ценностными установками, способностью к созданию, трансляции и воспроизводству, а также изменению культурных норм, представлений, образцов.
Хотелось бы добавить в этот список еще одну значимую позицию – «нравственный потенциал». Философ М.С. Каган обозначает его как «аксиологический потенциал» – система «ценностных ориентаций в нрав-ственной, политической, религиозной, эстетической сферах», определяемых идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями, приобретенными личностью в процессе социализации [13, 273].. Аксиологический аспект обеспечивает формирование человеческого капитала «созидательно-смыслового» качества, готовность и способность личности осуществлять свое развитие, ориентируясь на «культуру достоинства» (А.Г. Асмолов), главной ценностью которой является сам человек, «независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет» [1].
В философии Открытого образования понятие человеческого потенциала противопоставляется понятию компетентности «как антропологической характеристике, описывающей способность человека к включению в наличные социокультурные системы без возможности рефлексивного и проектного отношения» [19]. Человеческий потенциал – это готовность и способность человека «прокладывать» собственный путь в меняющихся социокультурных условиях, опираясь на свои, зачастую, скрытые резервы и внешние ресурсы – социальные и культурные, которые критически осваиваются, развиваются и используются в соответствии с конкретными задачами [2, 56].
В соответствии с этими представлениями, субъектность в открытой образовательной системе предполагает:
— определение целей и смыслов своего образования не в учебной дидактике, а в соответствии с логикой основных культурных и социальных процессов, образующих поле возможностей для жизнестроения;
— масштабирование, осмысление и конструирование собственных целей, как культурно-исторических, в контексте глобальных культурных явлений и процессов;
— самостоятельность мышления и избирательность в восприятии и отборе информации, необходимой для решения учебных или личностных задач;
— выбор адекватного инструментария образовательной деятельности, способствующего достижению поставленной цели с опорой как на культурно-исторический, так и субъективный опыт, в том числе опыт повседневности, накопленный индивидом;
— культурную рефлексию, связанную с переосмыслением собственного культурного опыта, поиском новых возможностей развития.
Признание личности в качестве субъекта образовательной деятельности в рамках открытой системы приводит к необходимости проектирования индивидуальной образовательной стратегии – персональной траектории реализации человеческого потенциала в образовании. Причем, этот маршрут не может быть идеально выверен. Синергетика не приемлет навязывания личности «дорожных карт», обозначающих структуру образовательного маршрута и скорость его освоения. В логике открытого образования личность выбирает собственный путь развития из множества возможных, и к тому же имеющих нелинейный и отчасти непредсказуемый характер. Необходимо дать ей право выстраивать эти пути, предоставить широкий спектр возможностей установления собственных отношений с социумом, культурой и отдельными ее явлениями.
Особенность этого образовательного маршрута заключается еще и в том, что он не ограничен рамками обучения в тех или иных формальных структурах и практически никогда не заканчивается. Этим обусловлен еще один значимый принцип Открытого образования – принцип непрерывности, который позволяет рассматривать образование как процесс, охватывающий всю жизнь человека и подразумевающий постоянное совершенствование знаний, умений и навыков, общекультурных и профессиональных. Общее направление этого процесса – целенаправленное освоение социокультурного опыта, обогащение и развитие личностной культуры, обретение способности свободного существования в культурном пространстве.
Образование в этом случае становится не специально организованным процессом, а образом жизни и предполагает осознание личностных смыслов образовательной деятельности, готовность и способность человека к проектированию собственной индивидуальной образовательной траектории.
Практическая реализация принципов субъектности и непрерывности, присущих открытым образовательным системам, связана с формированием новой конфигурации образовательного пространства – открытого культурно-образовательного пространства, объединяющего все среды, где существует педагогическое влияние – формальные, неформальные, информальные. Пространства, способного обеспечить «образовательное странствие» [8] человека в мире культуры (С.И. Гессен) и мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для личностного развития.
Открытое образование (понятие)
Открытое образование (понятие)
Открытое образование — система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.
Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение её свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляются человеку.
Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Важным моментом является то, что в ОО образовательные функции могут выполнять не только традиционные институты (детский сад, школа и т.п.), но и любой другой элемент социальной и культурной среды при использовании его соответствующим образом.
Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации, как неотъемлемой её части, не зависит от политики государства в области образования.
В начале XX века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Поэтому стала зарождаться новая модель образования, которая получила название открытой. Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека.
Традиционные формы получения образования очная, заочная, экстернат в системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство.
Цель открытого образования — подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.
Принципы открытого образования.
Система открытого образования (СОО)
Система открытого образования — совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования.
Система ОО функционально состоит из следующих подсистем:
Виды обеспечения СОО
В работающих системах ОО применяют следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения:
В последнее время в системе образования все чаще можно встретить такой термин, как «открытое образование», или ОО. Именно поэтому стоит разобраться, какие же явления и понятия стоят за ним, что вкладывают в него ученые, практики и педагоги?
Объективность появления
Система открытого образования стала следствием процессов глобализации, демократизации и гуманизации общества. Именно они и позволили данной категории появиться в учебном процессе.
Открытое образование – это результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации. Оно же является неотъемлемой ее частью, не зависящей от проводимой государством политики в сфере обучения граждан.
Вам будет интересно: Торчок — это образ жизни?
Открытое образование – это наиболее рациональный синтез самых известных форм получения знаний, основанных на использовании телекоммуникационных и коммуникационных технологий. Данный процесс, который называется конвергенцией, носит закономерный и объективный характер. Подобная тенденция присуща явлениям и объектам реального мира, развивающимся в условиях информатизации. Особенно отчетливо ее можно наблюдать в развитии средств, с помощью которых становится реальным пользование информационными технологиями. Ярким примером тому служит компьютер. В нем объединены несвойственные для него функции приемника и телевизора. Кстати, последний также становится довольно сложным программируемым электронным устройством, которое по своему функционалу приближается к компьютеру. Исходя из этого можно предположить, что в будущем все имеющиеся формы получения образования перейдут в одну, которую назовут, например, виртуальной.
Необходимость ОО
Вам будет интересно: Презентабельный вид, его значение в жизни
Открытое образование – это одна из качественных характеристик современного учебного процесса. На сегодняшний день его использование является необходимым для общества. Ведь если еще пять десятилетий назад ценность представлял тот работник, который умел четко и по предоставляемым инструкциям выполнять типичные операции, то на сегодняшний день на первый план выходит тот специалист, который способен предложить созданный им нестандартный продукт. И это является необходимым условием успешной работы не только главы крупной корпорации, но и, например, повара в кафе. Любой сотрудник должен уметь проанализировать ситуацию в целом и найти оптимальное решение, которое будет наиболее эффективно для сложившейся ситуации. Помимо этого, работнику важно уметь проигрывать различные варианты развития событий и проводить их сравнение для принятия верных решений.
Еще одной причиной необходимости внедрения открытого образования является изменение отношения к игре. Ранее она считалась нужным, но при этом только детским занятием. Сегодня же применение игровых форм становится обычным делом для многих сообществ и профессий.
Открытое образование – это то, что позволяет современному школьнику и студенту общаться не только со своим одноклассником, соседом по дому или сверстником. С его помощью легко устанавливаются связи с учащимися, живущими в других странах. Поводом для такого общения становится единство увлечений и интересов. Такие сообщества существовали и раньше. Примером тому могут служить клубы шахмат и филателистов по переписке, сети радиолюбителей и т. д. Тем не менее мир продолжает глобализацию. И благодаря компьютерным технологиям участие в подобных сообществах становится делом более доступной.
Таким образом, в связи с произошедшими в человеческом обществе переменами система открытого образования является довольно актуальной. Ведь она позволяет включить учащегося в современные формы жизни и профессиональные практики.
Выполняемые задачи
Суть открытого образования заключена в том, что школьники и студенты получают возможность:
На сегодняшний день организацию открытого образования считают дополнением к традиционному обучению. Тем не менее такая система имеет существенные отличия от секций, студий и кружков, которые дублируют школьные классноурочные занятия. ОО принимает формы сетевых клубов и сообществ, а также интенсивных погружений. При этом очень важно, что все это не пускается на самотек. Каждое из сетевых сообществ заранее проектируется и в дальнейшем управляется.
Структура
При изучении характеристики открытого образования становится понятным, что основной его единицей является программа обучения. Однако это не какой-либо план (поурочный или мероприятий). Программа обучения в сфере открытого образования является способом программирования событий, происходящих с его участником. Она ставит перед учащимся задачу, которая является одновременно и заданием, и образом того, что должно в результате с ними произойти. При этом школьнику или студенту предлагается сделать то, что до этих пор сделать было просто невозможно, или же придумать то, что пока еще никто не придумал. Подобное задание является открытым. Это позволяет выполнять его каждый раз по-новому.
Для открытого образовательного события понадобится и соответствующее пространство. Оно представляет собой интенсивные коммуникации, построение которых осуществляется вокруг одной темы. Это может быть общее культурное поле, общий круг музыки, фильмов, чтения и т. д., в котором школьник или студент понимает, что слушает. И смотрит он не для оценки, а ради того, чтобы выявить общий смысл предлагаемой информации.
В идеале размещается открытое образование на платформе страниц и сайтов в социальных сетях. При этом оно представляет собой систему информационных, педагогических и организационных технологий, в которых структурными и архитектурными решениями обеспечиваются протоколы и форматы, предназначенные для обмена информацией. Все они необходимы для обеспечения стабильности, интероперабельности и мобильности, эффективности, а также прочих положительных качеств элементов ОО.
Функционально система открытого образования включает в себя ряд подсистем. Среди них:
Принципы ОО
Вам будет интересно: Юкатанский пролив: география, достопримечательности, интересные факты
Подобная форма получения знаний применяется сравнительно недавно. Тем не менее проведенные по ее изучению исследования позволили сформулировать основные принципы открытого образования. Среди них:
В настоящее время все отчетливее становятся видны контуры всей системы национального открытого образования. Оно начинает рассматриваться как органичное и рациональное сочетание всех форм получения знаний, известных педагогической науке. При этом образовательно-информационные технологии и учебно-методическая база любого учебного заведения позволяют применять ОО вне зависимости от того, является ли весь процесс очным, заочным, дистанционным и т. д. В том случае, когда необходимый материал, а также все дидактические пособия оформлены в надлежащей форме и размещены в ПК, то не имеет значения, куда будут подаваться такие знания. Это может быть как одна аудитория, так и компьютер человека, находящегося за пределами не только города, но и страны.
Среди принципов открытого образования для высших учебных заведений выделяют также следующие:
Принципы открытого образования (дистанционного)дополнительно заключены еще и в следующем:
Любой системе, в том числе и открытому образованию муниципального уровня, присущ принцип незамкнутости. Он указывает на наличие обратной связи с внешней средой. Подобный принцип характерен для всех систем образования, в том числе и открытой. Особенно ярко проявляется этот принцип в период вступления человеческого общества в новую, информационную стадию своего развития. В случае ОО он позволяет поднять процесс получения знания до уровня социального творчества. Интегрируя в себе самое ценное из того, что было разработано наукой, открытое образование способно стать основой дальнейшего активного развития цивилизации.
Технологии ОО
Провести глобальные перемены в стране вряд ли удастся без модернизации системы образования и ее эффективного обновления и развития. Это и позволит воплотить принцип открытого образования. К сожалению, многими педагогами он понимается как подключение учебных заведений к сети Интернет и создание для учеников доступа к ПК, а также проведение базовой подготовки школьников и студентов по основным направлениям сферы применения коммуникационных и информационных технологий. Однако согласиться с этим можно только частично.
Конечно, платформу открытого образования составляет интернетизация учебных заведений. Тем не менее эта тема должна быть рассмотрена в более широком ее понимании. Ведь основной целью получения знаний в сфере ОО является возможность их использования в самых различных жизненных ситуациях, а также в умении принимать наиболее эффективные решения в случае возникновения тех или иных проблем. Для того чтобы успешно реализовать эти задачи, используют технологии открытого образования. Основные из них рассмотрим более подробно.
Дебаты
Вам будет интересно: Значение слова «мартышка», примеры употребления
Те школьники, которые были участниками дебатов, указывают на то, что программа позволила им приобрести качества, необходимые для достижения успеха. Такая технология открытого образования может быть применена как в школе, так и за ее пределами. Наличие в ней элементов соревнований позволяет стимулировать поисковую и творческую деятельность учеников, а также тщательную проработку изучаемого ими материала.
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Такая технология использует основы педагогической практики, опираясь на чтение и письмо, которые являются базовыми процессами любого вида получения знаний. Ее применение позволяет:
Применение данной технологии предусматривает прохождение трех стадий – вызова, осмысления и рефлексии. Первая из них позволяет ученикам обобщить и актуализировать имеющиеся знания по предложенной теме. Она пробуждает интерес к ее изучению и мотивирует к получению знаний.
На стадии осмысления педагогом предлагается новая информация. Этот этап предполагает соотнесение услышанного с собственными знаниями.
На стадии рефлексии учащимся необходимо подвести итоги и выработать собственное отношение к изучаемому материалу. Одновременно с этим выявляется непознанная проблема или тема для дальнейшей работы. Она является новым вызовом. Проводится на стадии рефлексии и анализ процесса изучения всего материала. Эта технология открытого образования с успехом применяется не только в данной сфере, но и в любом учебном процессе.
Метод проектов
Рассмотренные выше основные технологии открытого образования являются продолжением традиций педагогических методик, с помощью которых в разное время производилась попытка преодоления границы между учебой и внеучебной деятельностью. Сделать это позволяет метод проектов. При его применении учащийся перестает формально усваивать знания. Он приобретает их при непосредственном планировании, а также выполнении неуклонно усложняющихся заданий.
Реализация метода проектов возможна с использованием двух направлений:
Изменение педагогической системы
Использование принципов и технологий открытого образования приводит к преобразованиям процесса обучения. Педагогическая система при этом претерпевает следующие изменения:
Меняется тип деятельности, а также характер тех взаимоотношений, которые имеют место между преподавателями и студентами. Обучающийся становится полноценным субъектом учебного процесса, принимая участие в решениях не только учебно-профессиональных, но и своих профессиональных задач, которые он решает благодаря необходимой помощи преподавателя.
Для освоения системы ОО можно обратиться к ресурсу Центра открытого образования. Он оказывает онлайн-услуги по получению педагогами дополнительного образования.