какие требования предъявляет нтп к развитию сферы образования
ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержимое публикации
преподаватель ОГАПОУ «Белгородский
индустриальный колледж», г. Белгород, РФ
преподаватель ОГАПОУ «Белгородский
индустриальный колледж», г. Белгород, РФ
ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Данная статья знакомит с непрерывным процессом новых технологий в сфере образования, а также влиянием их на развитие общества.
Научно-технический прогресс, научно-техническая революция, общество, образование, новые технологии.
Наиболее главным приоритетом и ценностью в нашей стране всегда считалось приобретение высококачественного образования. В настоящее время прослеживается огромный потенциал человеческих возможностей и желаний. Так, образование не стоит на месте, а усовершенствует свои достижения, ориентируясь на личностный подход в процессе учебной деятельности. Поэтому новшества в учебном процессе становятся достаточно обыденной частью в условиях образования.
Внедрение научно-технического образовательного прогресса – это реакция сферы образования на нововведения, охватывающие преподавателей и студентов. В современном мире система обучения экспериментальная, так как меняются формы проведения занятий, методы подачи материала, усложняются и усовершенствуются задачи.
Непосредственным результатом научно-технического прогресса являются новые технологии, которые могут оказывать положительное влияние на развитие страны. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания. На сегодняшний день инновации в развитии общества требуют непрерывного изучения и исследования, а также являются актуальной темой в сфере образования [1].
С появлением техники с одной стороны люди освободили себя от тяжелой рутинной работы, однако с появлением различной техники, человеку даже не приходится думать, что отражается на умственной и физической способности человека, порождается лень, невежество, безделье [3].
Можно сделать вывод, что развитие науки и техники действительно является благом для человечества, но таит в себе непредвиденные роковые предопределения, оказывая воздействие на все стороны социальной жизни. Использование инноваций в образовании одновременно облегчит учебный процесс, а также повысит качество подготовки специалистов.
Какие требования предъявляет нтп к развитию сферы образования
Автор: Щупко Ирина Анатольевна
Организация: МБОУ «Лицей №10»
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
Проведение такого смотра того, что делается сейчас во всех основных странах, ведущих исследования по проблеме, представляется очень важным для понимания самой сущности программированного обучения, выявления общих тенденций и перспектив его развития и путей введения его в практику современной школы.
Анализ общего состояния исследований в области программированного обучения в нашей стране и за рубежом показывает, что развитие проблем программированного обучения, которое проводилось до недавнего времени, проводилось известным образом, помимо изучения реформ, которые сейчас проводятся происходящих во всем мире и реструктуризации государственного образования, вызванных новыми явлениями, связанными с быстрым развитием науки и техники. Этот пробел, наблюдаемый до сегодняшнего дня, очень сужает социальную структуру текущих исследований и затрудняет понимание причин возникновения отдельных тенденций в разработке программных инструкций в конкретной стране. В то же время проблемы государственного образования, особенно все новые явления в области образования и воспитания, нельзя рассматривать, не демонстрируя их связи с различными сферами общественной жизни, их обусловливаем определенными изменениями, происходящими в материальных условиях общества,
Рассмотрение этих вопросов создает более широкий педагогический фон, который облегчает понимание сущности современных явлений в сфере народного образования и оценку всего нового, внедряемого в теорию и практику воспитания и воспитания.
В статье показано, что основные научно-технические достижения современности в какой-то мере распространены среди всех высокоразвитых стран, развитие науки и техники в странах социализма и капиталистических стран различно и имеет фундаментальные различия, в основном связанные с различными социальными условий, целей и обозначений всех текущих научно-технических изменений.
Важнейшим социальным последствием научно-технических преобразований в общественном производстве и средствами труда является изменение структуры трудовой деятельности и ее организации и связанных с ней изменений в качественных и количественных требованиях к работникам в разных сферах труда. Таким образом, быстрое развитие науки и внедрение результатов научных достижений во всех сферах производства требуют, прежде всего, значительного увеличения числа кадров научных работников очень разнообразного профиля и специалистов с высокими инженерными и техническими квалификациями. Значительно увеличить требования к уровню общих и специализированных знаний сотрудников, занимающихся обслуживанием и созданием сложного современного оборудования. Показано, что увеличение внедрения автоматики и комплексной механизации приведет к увеличению числа высококвалифицированных работников, работа которых представляет собой комбинацию умственной и физической активности с постоянно растущим преобладанием первого.
Замена старого оборудования и изменение технологических процессов, создание новых производств приводит к изменению профессиональных профилей работников в производстве: исчезновение определенных видов специальностей и появление других, связанных с новыми технологиями и производственной организацией, т.е. происходит очень быстрое изменение производственных профессий и их «моральное обесценивание». Процесс относительно быстрого изменения профессиональных профилей в мире труда требует высокой потенциальной мобильности сотрудника. Это, в свою очередь, возможно только на основе хорошего общего и политехнического обучения.
В последние годы объем инвестиций в государственное образование увеличился во всех странах мира, число студентов на всех уровнях увеличилось, и условия для всеобщего обязательного образования были расширены. Предполагалось, что вынужденное согласие буржуазии на увеличение объема и уровня образования, данное рабочим, как развитие и усложнение общественного производства, было предсказано К. Маркс и Ф. Энгельсом, когда они писали, что «труд, ценность более высокий и более сложный труд по сравнению со средним социальным трудом является проявлением такой рабочей силы, образование которой требует более высоких затрат, производство которых более трудоемко и, следовательно, имеет более высокую стоимость, чем простой труд».
В качестве основных направлений текущих реформ в работе рассматриваются следующие вопросы:
— пересмотр содержания образования с точки зрения увеличения объема учебного материала, который ассимилируется в разных типах школ, и изменения качественного аспекта содержания учебного материала в целях укрепления и модернизации основ естественнонаучного образования для студентов;
— пересмотр некоторых научных принципов для разработки учебных программ и структур курсов по академическим дисциплинам, признание ведущего принципа развития мышления, умственных сил и способности самостоятельно приобретать и пополнять знания;
— изменение взглядов на общее среднее образование, которому придавалось большее значение, чем узкий профессионал;
— желание внедрить более прочные учебные планы и единообразие для одного типа школ и для всех учащихся из-за необходимости повысить общий уровень образования для большей доли молодых людей, заканчивающих массовую школу и поступающих на производство;
— Пересмотр некоторых принципов образования, в частности, принципов обучения от частного к общему, от простого к сложному (идея о желательности начать образование с ознакомлением с более общими понятиями и категориями, а затем переход на частный);
— желание внедрять новые педагогические концепции и идеи в развитие учебников нового типа;
— продвижение идеи создания набора взаимосвязанных образовательных и методических и наглядных пособий для каждого курса;
— разработка новых методов обучения, основанных на участии студентов в независимых исследованиях, содействии развитию мышления (исследования и проблемы), развитии навыков самостоятельной работы, индивидуализации образования;
— повышенный интерес к разработке технических средств обучения, их более широкое внедрение в школах и разработка методов их использования в учебном процессе;
— поиск новых организационных форм обучения, которые способствуют лучшему внедрению новых педагогических идей и принципов.
Естественно, что под влиянием меняющихся жизненных потребностей советская школа также претерпевает определенные изменения, и советская педагогика ищет новые пути и средства для повышения эффективности процесса образования и воспитания. Многие из вышеупомянутых тенденций и проблем буржуазной школы и педагогики, вызванные некоторыми общими тенденциями в развитии науки и техники, влияют на советскую школу и педагогику, получая наше особое разрешение в наших условиях. Кроме того, советская школа и педагогика сталкиваются с рядом проблем, связанных со спецификой организации и развития советской системы народного образования. Среди наиболее важных из них названы и рассмотрены задачи увеличения условий обязательного образования; интенсификация работы по развитию мышления и умственного воспитания студентов, которая всегда была характерна для советской школы и педагогики и закреплена во многих школьных директивах; усиление работы по созданию научной базы в профессиональном управлении студентами, привлечение внимания к рабочим профессиям, требующим высокого общего образования; продолжение работы по улучшению содержания и методов преподавания и совершенствования научного уровня, изучаемых предметов; нахождение более рационального соотношения общего, политехнического и профессионального образования.
При изучении изменений в методах преподавания в советской школе подчеркивается, что в настоящее время особое внимание уделяется внедрению современных технических средств обучения в школах, разработке методов их использования в учебном процессе и обучению их работать с преподавателями и студентами. В учебном процессе все чаще используется технология обучения, которая служит средством повышения эффективности преподавателя и студентов и в то же время является средством подготовки студентов к жизни и работе в мире технологий. Особое внимание уделяется роли программируемого обучения, которое является одним из источников изобретения и движением для рационализации производственных процессов, которые так важны для дальнейшего развития науки и техники.
В заключительной части раздела подчеркивается, что предоставление всего фронта для развития научно-технического прогресса в нашей стране во многом зависит от того, насколько полно и всесторонне отражена современная система народного образования в содержании, средствах, методах и организационных формах образования всех новых требований к развитию науки и техники, будет учитывать возникающие тенденции этого развития.
Список использованной литературы:
Влияние научно-технического прогресса на развитие системы высшего образования в России
Взаимосвязь эволюции НТП и системы высшего образования. Проблема невостребованности профессионализма. Зависимость социума от технологий, которые были привнесены научно-техническим прогрессом и их негативное воздействие на современное образование.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.12.2012 |
Размер файла | 13,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
образование технический прогресс
Явление научно-технического прогресса особенно интенсивно стало оказывать воздействие на жизнь современного общества с третьей научно-технической революции, начавшейся в середине XX века.
Предпосылки для возникновения НТР возникли благодаря научным открытиям первой половины XX века в области ядерной физики и квантовой механики, достижениям кибернетики, микробиологии, биохимии, а также оптимально высокому техническому уровню развития производства, которое было готово воплотить эти достижения [2].
Получение образования является неотъемлемой частью эволюции общества. Поэтому естественным является стремление к развитию и совершенствованию системы образования во всем мире. Для того чтобы качество получаемого образования соответствовало предъявляемым к нему современным требованиям, необходимо постоянно совершенствовать концепцию модернизации системы образования, обязательным условием которой должно быть наличие модели реформ как свидетельства понимания и системы образования, и комплекса необходимых действий по ее преобразованию.
Также сигналом к проведению реформ в системе образования является проблема невостребованности профессионализма. И здесь начинает явно проявляться недостаток эксплуатации тех ресурсов, которые появились благодаря НТП. Большое количество педагогов не хотят двигаться в ногу со временем и привносить изменения в свои методы преподавания. Многие из них являются выходцами старой школы, для которой понятие НТП было новым и не совсем понятным. Однако квалифицированные специалисты должны уметь оперировать не только ментальными знаниями, но и обладать необходимыми компетенциями для работы с новейшими техническими и технологическими средствами. И здесь отчетливо прослеживается взаимозависимость эволюции НТП и системы высшего образования.
Изменение содержания труда, постепенно происходящее в различных сферах общества под влиянием НТП, значительно трансформирует требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объема обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда. НТП предъявляет всё возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде [1]. Именно система образования обучает быстрому реагированию на изменения и инновации.
НТП является прямой предпосылкой к развитию образования. В данное время наблюдаются определенные особенности НТП, которые являются толчком к эволюции образования в России. Происходит интенсификация НТП: осуществляется рост объема научных знаний, улучшение качественного состава научных кадров, рост эффективности затрат на его осуществление и увеличение результативности мероприятий НТП. НТП приобретает более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего, в том, что сейчас НТП охватывает все отрасли экономики, проникает во все элементы общественного производства. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
Широкое использование современных информационных и коммуникационных систем и других видов научно-технических разработок в различных отраслях экономики послужило причиной возникновения многих новых трудностей в сфере занятости. Это поставило перед государством, предпринимателями и работниками ряд серьезных проблем, связанных с изменениями количественных и качественных параметров спроса на рабочую силу. Решение таких проблем первым делом зависит от развития образования в соответствии с ростом научно-технических разработок. Именно образование предоставляет возможность получения и понимания информации об изменениях количественных и качественных параметров спроса, тем самым позволяя быть востребованными в качестве профессиональных работников при любых изменениях и нововведениях в общественной деятельности.
Система образования предоставляет, прежде всего, возможность интеллектуального роста личности, в свою очередь интеллектуальный рост способствует формированию новых качеств работника, таких как чувство ответственности, заинтересованность в результатах труда.
Таким образом, под воздействием НТП происходит изменение функций работника, изменяется его роль в общественной жизни, управлении производством. И здесь стоит затронуть вопрос о непосредственной зависимости социума от технологий, которые были привнесены научно-техническим прогрессом. Данные технологии настолько прочно вошли во все сферы человеческой деятельности, что люди уже не могут представить свое существование и функционирование без них. В подобной зависимости от применения новейших технологий проявляется негативное воздействие НТП на современное образование. Происходит разделение образовательного сообщества на две части: на тех, кто умеет применять современные технологии и пользоваться электронными ресурсами в образовательных и учебных целях, и на тех, кто обладает минимальными навыками в этой области и затрудняется эксплуатировать подобные ресурсы. Последние не имеют возможности полностью реализоваться в социуме, поскольку под влиянием НТП он становится все более электронным. Преодоление этого разрыва кроется в более тщательном обучении специалистов тому, как в сочетании с ментальными знаниями грамотно использовать технологические новшества для достижения качественных результатов.
Когда использование ментальных знаний происходит во взаимодействии с научно-техническими инновациями, тогда интеллект может порождать эти технологии и использовать их в соответствии с возникающими нуждами и потребностями для достижения более качественного и эффективного результата.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Роль планирования образовательной карьеры. Проблема платности высшего образования. Связь ресурсной обеспеченности домохозяйств с возможностью получения перспективной профессии. Роль единого государственного экзамена в доступности высшего образования.
контрольная работа [142,1 K], добавлен 15.07.2011
Особенности системы высшего образования Китая. Содержание учебного процесса. Языки преподавания, система наставничества, контроль посещаемости, оценивание. Особенности аспирантуры и докторантуры. Система финансирования высшего образования республики.
реферат [20,2 K], добавлен 23.03.2015
Показатели соотношения экономической эффективности и доступности высшего качественного образования для всех слоев населения. Преимущества и недостатки введения Единого Государственного экзамена в России. Элитарность реформируемого образования в РФ.
контрольная работа [15,1 K], добавлен 20.06.2011
Информационная революция и формирование нового общественного устройства. Выдвижение сферы высшего образования во второй половине ХХ века на первый план общественной жизни. Кризис системы образования. Неформальное образование. Изменение роли информации.
реферат [29,4 K], добавлен 25.09.2008
Аспекты проблемы образования в поликультурном мире. Возрастание роли образования в процессе духовного воспроизводства нации. Государственная политика в сфере образования. Представления студентов о ценности высшего образования.
доклад [17,9 K], добавлен 14.05.2007
Некоторые особенности научно-технического прогресса в образовании
Дата публикации: 06.06.2016 2016-06-06
Статья просмотрена: 416 раз
Библиографическое описание:
Атаева, Х. К. Некоторые особенности научно-технического прогресса в образовании / Х. К. Атаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1410-1411. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31277/ (дата обращения: 05.11.2021).
В данной статье рассматриваются некоторые особенности научно технического прогресса и их положительные стороны в развитии образования. А также уделяется особое внимание на эффективность учебного процесса и некоторые потенциальные возможности.
Ключевые слова: тенденция, интенсификация, дидактика, фундаментальная подготовка
Образование сопутствует человеку на протяжении всей его активной жизни, оно становится непрерывным. И в следствии этого резко возрастает роль мировоззрения, значимость методологических навыков. Возрастают требования к самой практике отбора материала подлежащего изучению. Рост масштабов подготовки кадров с одной стороны сопровождался ростом сети учебных заведений а с другой развитием форм подготовки кадров без отрыва от производства. И уже сегодня можно говорить об основных направлениях ее использования с точки зрения активизации традиционного учебного процесса обучения, контроля, создания новых форм и методов образования. Эти направления в основном и определяют пути применения техники в современной жизни. В основе его применения лежат достижения психологии дидактики отображающие фундаментальные закономерности теории обучения и психологии личности.
Цели и содержания образования достаточно самостоятельная тема. И тем не менее без определенного отражения процессов связанных с целевыми установками высшего образования содержанием обучения и оптимизацией этого содержания не обойтись. Именно изменяющиеся цели образования а следовательно и изменения в содержании обучения и выступили в качестве первопричины для этого процесса в системах образования, который можно отнести к разряду революционных. С содержательной точки зрения для учебного процесса характерна все возрастающее информационная плотность и объем информации. Разрыв между желаемым объемом программного материала и реальным бюджетом времени становился все больше. И эту задачу нужно было как то решать.
Ход ее решения не мог не затронуть формулировку целей образования. К этому вопросу возвращались всякий раз когда сталкивались с несоответствием изучаемой информации реальному бюджету времени и возможностям студента. К решению этой задачи привлекаются как специалисты данной области так и педагоги, психологи и методисты. Задача этого коллектива — создание условий для оптимального определения объема изучаемого материала условий его усвоения и применения на практике.
Рассмотрим некоторые пути решения проблемы содержания учебного процесса. Один из них связан с разрешением противоречивого требования больше знаний за меньшее время, с поиском возможностей подачи обязательных знаний за счет укрупнения дидактических единиц. Полученные данные свидетельствуют о том что укрупнение дидактических единиц базирующиеся на системности в изложении материала принципах одновременности, двойственности, матричности аналогии позволяет на 20 % сократить время необходимое для усвоения материала. Представляется, что возможность укрупнения дидактических единиц важна не только для уплотнения сжатия информации и достигаемый за счет этого экономии времени.
Остановимся прежде всего на вопросе соотношения фундаментальной и специальной подготовки. В условиях научно технического прогресса он приобретает особое значение. Его значимость обусловлена с одной стороны необходимостью чтобы выпускник вуза сразу мог включиться в трудовую деятельность. С другой стороны специальные знания стареют гораздо быстрее фундаментальных. Так каково же должно быть соотношения чтобы специалист мог выполнять свои профессиональные функции. Ответ на этот вопрос все еще остается открытым хотя попытки его получить неоднократно предпринимались. Сущность одной из таких попыток сводится к следующему. Всю совокупность проблем с которыми приходится сталкиваться специалисту предлагают разделить на две группы: задачи требующие специальной подготовки и задачи требующие углубленных знаний в широкой области фундаментальных наук.
Для предельного варианта когда в профессиональной деятельности не приходится сталкиваться с проблемами второй группы из выражения следует вывод: для фундаментальной подготовки нужно выделять не менее учебного времени. Полученное авторами соотношения нуждается в тщательной экспериментальной проверке как с точки зрения его правильности так и с точки зрения нахождения экспериментальных констант фигурирующих в нем. Второе направление определения содержания обучения позволяющее в какой-то мере ответить на выше поставленные вопросы в качестве опорной используют модель специалиста.
Отталкиваясь от системы конкретных знаний и умений которыми должен обладать специалист проводят анализ образовательного содержания и составляют тезаурус специальности: список фактов, понятий, законов, теорий, методов и других классов дескрипторов которые преподаватели должны обязательно включить в программы отдельных дисциплин чтобы добиться максимального соответствия между содержанием образования и квалификационной характеристикой. Этот тезаурус дополняется необходимыми дополнительными дескрипторами до полной системы. Получившийся понятийный дескрипторный ряд определяет содержание учебного процесса реализуемого в изучаемых дисциплинах с полнотой определяемой квалификационной характеристики.
Предложенный тезаурус специальности в сочетании с системной содержания образования дает возможность получения научно обоснованных и точных расчетов для оптимизации ряда параметров учебного процесса. В частности ими могут быть срок обучения, распределение времени между различными формами занятий.
В ходе определения содержания того или иного раздела дисциплины планирования процесса ее изучения на последнее место занимают вопросы связанные с оценкой сложности материала. В конечном счете интуитивно приходится оценить информационную емкость того или иного раздела или вопроса курса.