какие требования предъявляются к дренажу грунтовых вод при канальной и бесканальной прокладке
Строительная компания ООО «Artpaint». Строительство инженерных сетей и коммуникаций
Особенности канальной и бесканальной прокладки теплотрасс
Системы теплоснабжения устаревают, требуют ремонта или полной замены. Также интенсивный тип строительства новых объектов требует подключения их к системам инженерных коммуникаций. Сейчас особое внимание уделяется энергосберегающим технологиям, повышающим эффективность эксплуатации тепловых линий.
При проектировании и прокладке тепловых сетей важен ряд факторов, определяющих возможность и рентабельность применения современных инженерных строительных и теплотехнических технологий. Различают экономические и технические факторы.
наличие требуемой для ремонта материальной и технической базы;
профессиональная квалификация персонала;
применимость способов прокладки и простота их использования;
унификация действующих систем с интеграцией в них современных технологий.
Экономические факторы:
величина инвестиций в материалы и строительные работы;
интеграция современных энергоэффективных технологий с целью понижения затрат на эксплуатацию системы;
доступность производственной базы материалов в регионе монтажа трубопровода.
Типы прокладки
При подземном размещении труб различают канальный способ прокладки и бесканальный.
При канальной прокладке трубы помещаются в специальный футляр, собранный из готовых железобетонных лотков, накрытых сверху бетонными плитами. Внутри лотков трубы дополнительно теплоизолируются навесным способом. Используются прошивные теплоизоляционные материалы или базальтовое волокно. При канальном варианте прокладки металл не зажат толщей грунта, трубы спокойно могут перемещаться в следствие температурной деформации.
Железобетонный канал для трубопровода — это еще и:
дополнительная механическая защита магистральной линии;
повышенная безопасность для граждан в случае аварийного прорыва труб;
удобные условия для выполнения ремонтных работ.
Недостатки также присутствуют:
значительный объем ремонтных работ;
необходимость транспортировки помимо труб еще и бетонных лотков;
Необходимость наличия подъемной техники.
Разновидностью канальной прокладки можно назвать прокладку трубопроводов в футлярах (гильзах). Такая технология актуальна для локального ремонта или модернизации системы.
Бесканальная прокладка теплосетей интенсивно популяризовалась в России в 90-е годы ХХ столетия — появились предизолированные (в заводских условиях) стальные трубы.
Они не требуют дополнительной защиты для себя, а технология прокладки характеризуется:
уменьшенными объемами земляных работ при изначальном монтаже или ремонте;
допустимостью прокладки трубопроводов в условиях высоких грунтовых вод без необходимости обустройства дренажных систем;
использованием системы дистанционного контроля состояния сварных стыков труб.
В качестве теплоизоляторов для предизолированных труб используются материалы:
ППУ — пенополиуретан;
ППМ — пенополимерный минеральный состав;
АПБ — армопенобетон;
ППБ — пенополимербетон;
пенополиэтилен.
Комплексная рационализация
Грамотный подбор материалов и обоснованный выбор технологий прокладки теплотрасс должны преследовать комплексную цель — рациональное, эффективное и безопасное теплоснабжение объектов.
Энергоэффективные технологии стремительно снижают свою «монтажную» стоимость и обеспечивают постоянную и существенную экономию средств в период эксплуатации системы.
Это понимают частные застройщики, успешно интегрирующие инновационные технологии в свои проекты, но не всегда используют муниципальные службы ЖКХ, ограниченные ценовыми и бюджетными рамками.
Как проводится устройство дренажной системы на основе СНиП? Проект и смета
Возведение дренажной системы считается незаменимым этапом во время стройки любого частного дома, поэтому данный процесс всегда должен основываться на основных требованиях СНиП. Именно дренаж, который удовлетворяет всем правилам, сумеет предотвратить негативное воздействие осадков и грунтовых вод на сооружение (в этом и заключается его главная функция).
А игнорирование нормативных документов часто приводит к подтоплениям и другим серьёзным неприятностям.
Строительные нормы и правила проведения дренажа
СНиП («Строительные нормы и правила») – определённые своды, фиксирующие запросы различных государственных организаций касательно обустройства канализации, водоотвода, разнообразных построек и иных инженерных сооружений.
В данном документе непременно учитываются детальные эргономические, финансовые, архитектурные, а также технические параметры, которые необходимы выполнить.
Фактически центральным документом считается СП 104.13330.2012 – последняя действующая редакция СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления». Но там крайне мало информации насчёт упомянутых систем, необходимых для защиты малоэтажных зданий. Хотя существует другой похожий акт – «Руководство по проектированию дренажей» составленное Москомархитектурой в 2000 году, где отражено масса полезных сведений.
Задуманное строительство дренажной системы непременно должно базироваться лишь на качественных материалах. Главные требования отражены в государственных актах:
Справка! Обычно проектирование рассматриваемой системы происходит в соответствии с запросами обновлённой редакции СНиП 2.06.15-85. Лишь иногда учитывается текст из дополнительных пунктов. Например, для расположенных на территории столицы специфических объектов должно ссылаться на рекомендации Москомархитектуры.
Проектирование дренажной системы
Если ссылаться на СНиП 2.06.15-85, то там отражены строгие требования относительно проектной и дополнительной сметной документации.
В итоге подготовка всего процесса в плане бумаг выполняется в 3 привычных этапа:
До начала установки дренажа стоит осуществить разработку схему будущей системы. Главное назначение сводится к подробному описанию фундаментальных свойств используемого дренажа.
Поэтому для правильного проектирования надёжной системы нужно иметь на руках техническое заключение профессионалов о естественных условиях строительства, а также детальная схема территории со всеми зданиями (масштабом 1:500) и разрезы фундаментов сооружений, расположенных на конкретной территории.
Все упомянутые шаги предстоящего сооружения необходимо подготовить именно для максимально корректного выбора необходимого типа дренажной системы, закупаемых для ремонтных работ материалов, прочих комплектующих и оборудования, расчёта параметров и центральных характеристик. Порой результаты перечисленных изысканий упоминаются в проекте ради аргументации действительно нетиповых решений.
Что должен содержать проект?
В первую очередь возведению дренажа должна предшествовать предварительная разработка проекта всей системы. Схематическое сооружение создают, отталкиваясь от инженерных гидрологических наблюдений в границах рассматриваемого участка. Подобный этап требуется ради подробного описания фундаментальных характеристик будущей дренажной системы.
Получается, что теоретически в проекте обязательно должны присутствовать следующие параметры:
Внимание! Согласно стандартам, проект должен включать в структуру такие факторы, как ландшафт, статистика объема осадков, которые выпадают за год, особый состав и химические особенности почвы, а также уровень грунтовых вод.
В конечном варианте подготовленная схема дренажа существенно поможет произвести точный расчёт используемых строительных материалов, продумать смету и одобрить проект в госучреждениях по всем нормам.
Что должна включать в себя смета?
По умолчанию, любая типичная смета идеально отражает финансовые траты на обустройство дренажа. Во время её планирования берётся в учёт актуальные тарифы материалов, незаменимые составляющие оборудования и цены за проведение строительных работ. Перечисленные вещи закупают ровно в том количестве, которое изначально предусмотрено конкретным проектом.
Вдобавок дополнительно непременно стоит приплюсовать деньги на проведение работ, вроде:
Разработку дренажных систем с нуля, но всё равно по требованиям СНиП для объектов можно реализовать абсолютно любой сложности и назначения. Так или иначе, при возведении конструкции составляется единая смета, которая состоит из итоговой цены на операции по:
Опираясь на советы, указанные в СНИП, для создания типичной дренажной конструкции разрешено брать керамические, полимерные, асбоцементные и железобетонные трубы.
А фильтры из пористого цемента можно применять только в неагрессивных относительно бетона грунтах и воде.
Обычно для устройства данной системы включает в себя такие стандартные материалы, как щебень, песок, геотекстиль и смотровые колодцы.
Устройство водоотведения
Когда с подготовительными этапами закончено, стоит переходить непосредственно к процессу практической фиксации дренажа. Лучше и надёжнее всего привлекать к процедуре настоящих специалистов, которые имеют опыт и предоставляют гарантии за результат своей работы.
По правилам любые действия по установке состоят из нескольких этапов:
Таким образом, на участке образуется полноценная дренажная система, которая эффективно собирает осадки и талые воды, иначе, без дополнительной преграды, они просто стекали бы вниз по склону.
Сам монтаж дренажной системы выполняется согласно конкретным правилам, которые прописаны на законодательном уровне. Задуманная конструкция описается в техническом плане не только на СНиП, но и ГОСТ 1839-80, что отражается в основных нормативах.
Важно! Во время настройки дренажа следует учитывать местонахождение других коммуникаций. Например, при стандартной высоте труб в 50 мм, нужно чтобы отрезок между подземной сетью электричества или канализацией должно составлять минимум 15 см.
Дополнительно стоит взять на заметку главные правила, по которым устраивают дренаж максимально точно. Обезопасить практически на 100% сооружения и насаждения от избытка влаги можно, зная различные нюансы устройства классического дренажа:
Если система дренажа изначально установлена правильно, то уровень грунтовых подземных вод не будет выше допустимого значения, а, наоборот, начнёт постепенно снижаться.
Данный процесс неизменно приведёт к повышению уровня плодородия. Но вот когда дренаж вовсе отсутствует, то это чревато перенасыщением грунта влагой, что оказывает негативное воздействие на постройки.
Проектирование конструкции дренажа обязано происходить исключительно на базе качественных материалов, иначе даже идеальный проект и смена не будут гарантировать надёжный итог.
Почти все главные требования отражены в упомянутых государственных стандартах, поэтому без СНиП-дренажа и грамотных специалистов, велик риск допустить много ошибок, которые повлекут за собой негативные последствия и создадут массу трудностей в плане эксплуатации в дальнейшем.
ООО Свой Мастер & PoliStyle
Статьи:
Прокладка трубопроводов
Трубопроводы тепловых сетей могут быть проложены на земле, в земле и над землей. При любом способе монтажа трубопроводов необходимо обеспечивать наибольшую надежность работы системы теплоснабжения при наименьших капитальных и эксплуатационных затратах.
Капитальные затраты определяются стоимостью строительно-монтажных работ и затраты на оборудование и материалы для прокладки трубопровода. В эксплуатационные включают затраты по обслуживанию и содержанию трубопроводов, а так же затраты связанные с потерей тепла в трубопроводах и расходом электроэнергии на всей трассе. Капитальные затраты определяются в основном стоимостью оборудования и материалов, а эксплуатационные – стоимостью тепла, электроэнергии и ремонта.
Основными видами прокладками трубопроводов являются подземная и надземная. Подземная прокладка трубопроводов наиболее распространена. Она подразделяется на прокладку трубопроводов непосредственно в земле (бесканальная) и в каналах. При наземной прокладке трубопроводы могут находиться на земле или над землей на таком уровне, что бы они не препятствовали движению транспорта. Надземные прокладки применяются на загородных магистралях при пересечении оврагов, рек, железнодорожных путей и других сооружений.
Надземные прокладки трубопроводов в каналах или лотках расположенных на поверхности земли или частично заглубленных, применяются, как правило, в районах с вечномерзлыми грунтами.
Способ монтажа трубопроводов зависит от местных условий объекта – назначения, эстетических требований, наличия сложных пересечений с сооружениями и коммуникациями, категории грунта – и должен приниматься на основании технико-экономических расчетов возможных вариантов. Минимальные капитальные затраты требуются на монтаж теплотрассы с использованием подземной прокладки труб без излояции и каналов. Но значительные потери тепловой энергии, особенно во влажных грунтах, приводят к существенным дополнительным затратам и к преждевременному выходу трубопроводов из строя. В целях обеспечения надежности работы теплопроводов необходимо применять механическую и тепловую их защиту.
Механическая защита труб при монтаже труб под землей может быть обеспечена путем устройства каналов, а тепловая защита – путаем применения тепловой изоляции, нанесенной непосредственно на наружную поверхность трубопроводов. Изоляция труб и прокладка их в каналах увеличивают первоначальную стоимость теплотрассы, но быстро окупаются в процессе эксплуатации за счет повышения эксплуатационной надежности и уменьшения тепловых потерь.
Подземная прокладка трубопроводов.
При монтаже трубопроводов тепловых сетей под землей могут быть использованы два способа:
Прокладка трубопроводов в каналах.
Для того, что бы защитить теплопровод от внешних воздействий, и для обеспечения свободного теплового удлинения труб предназначены каналы. В зависимости от количества прокладываемых в одном направлении теплопроводов применяют непроходные, полу проходные или проходные каналы.
Для закрепления трубопровода, а так же обеспечения свободного перемещения при температурных удлинениях трубы укладывают па опоры. Что бы обеспечить отток воды лотки укладываются с уклоном не менее 0,002. Вода из нижних точек лотков удаляется самотеком в систему дренажа или из специальных приямков при помощи насоса откачивается в канализацию.
Кроме продольного уклона лотков, перекрытия так же должны иметь поперечный уклон порядка 1-2% для отвода паводковой и атмосферной влаги. При высоком уровне грунтовых вод наружную поверхность стенок, перекрытия и дна канала покрывают гидроизоляцией.
Глубина прокладки лотков принимается из условия минимального объема земляных работ и равномерного распределения сосредоточенных нагрузок на перекрытие при движении автотранспорта. Слой грунта над каналом должен составлять порядка 0,8—1,2 м и не менее. 0,6 м в местах, где движение автотранспорта запрещено.
Непроходные каналы применяются при большом числе труб небольшого диаметра, а так же двухтрубной прокладке для всех диаметров. Их конструкция зависит от влажности грунтов. В сухих грунтах наибольшее распространение получили блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобетонные одно- или многоячейковые.
Стенки канала могут иметь толщину 1/2 кирпича (120 мм) при трубопроводах небольшого диаметра и 1 кирпич (250 мм) при трубопроводах крупных диаметров.
Стенки возводят только из обыкновенного кирпича марки не ниже 75. Силикатный кирпич из-за малой его морозоустойчивости применять не рекомендуется. Каналы перекрывают железобетонной плитой. Кирпичные каналы в зависимости от категории грунта имеют несколько разновидностей. В плотных и сухих грунтах дно канала не требует бетонной подготовки, достаточно хорошо утрамбовать щебень непосредственно в грунт. В слабых грунтах на бетонное основание укладывают дополнительно железобетонную плиту. При высоком уровне стояния грунтовых вод для их отвода предусматривают дренаж. Стенки возводят после монтажа и изоляции трубопроводов.
Для трубопроводов крупных диаметров применяют каналы, собираемые из стандартных железобетонных элементов лоткового типа КЛ и КЛс, а также из сборных железобетонных плит КС.
Каналы типа КЛ состоят из стандартных лотковых элементов, перекрываемых плоскими железобетонными плитами.
Каналы типа КЛс состоят из двух лотковых элементов, уложенных друг на друга и соединенных на цементном растворе при помощи двутавра.
В каналах типа КС стеновые панели устанавливают в пазы плиты днища и заливают бетоном. Эти каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами.
Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит или песчаной подготовки в зависимости от вида грунта.
Наряду с рассмотренными выше каналами применяются и другие их типы.
Сводчатые каналы состоят из железобетонных сводов или скорлуп полукруглой формы, которыми накрывают трубопровод. На дне траншеи выполняют лишь основание канала.
Для трубопроводов крупного диаметра применяют сводчатый двухячейковый канал с разделительной стенкой, при этом свод канала образуется из двух полусводов.
При монтаже непроходного канала, предназначенного для прокладки в мокрых и слабых грунтах стенки и дно канала выполняют в виде железобетонного корытообразного лотка, а перекрытие состоит из сборных железобетонных плит. Наружная поверхность лотка (стенки и дно) покрывается гидроизоляцией из двух слоев рубероида на битумной мастике, поверхность основания также покрывают гидроизоляцией затем устанавливают или бетонируют лоток. Перед засыпкой траншеи гидроизоляцию защищают специальной стенкой, выполненной из кирпича.
Замена труб, вышедших из строя, или ремонт тепловой изоляции в таких каналах возможны только при разработке групп, а иногда и разборки мостовой. Поэтому тепловая сеть в непроходных каналах трассируется вдоль газонов или на территории зеленых насаждений.
Полупроходные каналы. В сложных условиях пересечения теплопроводами существующих подземных устройств (под проезжей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод) вместо непроходных устраивают полупроходные каналы. Полупроходные каналы применяют также при небольшом количестве труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие проезжей части исключено. Высоту полупроходного канала принимают равной 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобетонных элементов. Конструкции полупроходных и проходных каналов практически аналогичны.
Их конструкции бывают трех типов — из ребристых плит, из звеньев рамной конструкции и из блоков.
Проходные каналы из ребристых плит, выполняют из четырех железобетонных панелей: днища, двух стенок и плиты перекрытия, изготовляемых заводским способом на прокатных станах. Панели соединены болтами, а наружная поверхность перекрытия канала покрывается изоляцией. Секции канала устанавливаются па бетонную плиту. Вес одной секции такого канала сечением 1,46х1,87 м и длиной 3,2 м составляет 5 т, входы устраивают через каждые 50 м.
Проходной канал из железобетонных звеньев рамной конструкции, сверху покрывается изоляцией. Элементы канала имеют длину 1,8 и 2,4 м и бывают нормальной и повышенной прочности при заглублении соответственно до 2 и 4 м над перекрытием. Железобетонную плиту подкладывают только под стыками звеньев.
Следующий вид это коллектор, изготовляемый из железобетонных блоков трех типов: Г-образного стенового, двух плит перекрытия и днища. Блоки в стыках соединяются монолитным железобетоном. Эти коллекторы выполняются также нормальными и усиленными.
Бесканальная прокладка.
При бесканальной прокладке защиту трубопроводов от механических воздействий выполняет усиленная тепловая изоляция — оболочка.
Достоинствами бесканальной прокладки трубопроводов являются: сравнительно небольшая стоимость строительно-монтажных работ, уменьшение объема земляных работ и сокращение сроков строительства. К ее недостаткам относятся: усложнение ремонтных работ и затруднение перемещения трубопроводов, зажатых грунтом. Бесканальную прокладку трубопроводов широко применяют в сухих песчаных грунтах. Она находит применение в мокрых грунтах, но с обязательным устройством в зоне расположения труб дренажа.
Подвижные опоры при бесканальной прокладке трубопроводов не применяются. Трубы с теплоизоляцией укладывают непосредственно на песчаную подушку, находящуюся на предварительно выровненном дне траншеи. Песчаная подушка, являющаяся постелью для труб, имеет наилучшие упругие свойства и допускает наибольшую равномерность температурных перемещений. В слабых и глинистых грунтах слой песка на дне траншеи должен быть толщиной не менее 100-150 мм. Неподвижные опоры при бесканальной прокладке труб представляют собой железобетонные стенки, устанавливаемые перпендикулярно теплопроводам.
Компенсация тепловых перемещений труб при любом способе их бесканальной прокладки обеспечивается при помощи гнутых или сальниковых компенсаторов, устанавливаемых в специальных нишах или камерах.
На поворотах трассы во избежание зажатия труб в грунте и обеспечения возможных перемещений устраивают непроходные каналы. В местах пересечения стенки капала трубопроводом в результате неравномерной осадки грунта и основания канала происходит наибольший изгиб трубопроводов. Во избежание изгиба трубы необходимо оставлять в отверстии стенки зазор, заполняя его эластичным материалом (например, асбестовым шнуром). Тепловая изоляция трубы включает в себя утеплительный слой из автоклавного бетона с объемным весом 400 кг/м3, имеющего стальную арматуру, гидроизоляционное покрытие, состоящей из трех слоев бризола на битумно-резиновой мастике, в состав которой входят 5—7% резиновой крошки и защитный слой, выполненный из асбестоцементной штукатурки по стальной сетке.
Обратные магистрали трубопроводов изолируются таким же образом, как и подающие. Однако наличие изоляции обратных магистралей зависит от диаметра труб. При диаметре труб до 300 мм устройство изоляции обязательно; при диаметре труб 300-500 мм устройство изоляции должно быть определено технике экономическим расчетом исходя из местных условий; при диаметре труб 500 мм и более устройство изоляции не предусматривается. Трубопроводы при такой изоляции укладывают непосредственно на выровненный уплотненный грунт основания траншеи.
Дренажные трубы прокладывают с уклоном 0,002—0,003. На поворотах и при перепадах уровней труб устраивают специальные смотровые колодцы по типу канализационных.
Надземная прокладка трубопроводов.
Если исходить из удобства монтажа и обслуживания то прокладка труб над землей является более выгодна чем прокладка под землей. Так же это требует меньших материальных затрат. Однако это поритит внешний вид окружающей среды и поэтому такой вид прокладки труб не везде может применяться.
Несущими конструкциями при надземной прокладке трубопроводов служат: для небольших и средних диаметров — надземные опоры и мачты, обеспечивающие расположение труб на нужном расстоянии от поверхности; для трубопроводов больших диаметров, как правило, опоры-эстакады. Опоры, обычно, выполняют из железобетонных блоков. Мачты и эстакады могут быть как стальными, так и железобетонными. Расстояние между опорами и мачтами при надземной прокладке должно быть равно расстоянию между опорами в каналах и зависит от диаметров трубопроводов. В целях сокращения количества мачт устраивают при помощи растяжек промежуточные опоры.
При надземной прокладке тепловые удлинения трубопроводов компенсируются при помощи гнутых компенсаторов, требующих минимальных затрат времени на обслуживание. Обслуживание арматуры производится со специально устраиваемых площадок. В качестве подвижных следует применить катковые опоры, создающие минимальные горизонтальные усилия.
Так же при надземной прокладке трубопроводов могут применяться низкие опоры, которые могут быть выполнены из металла или низких бетонных блоков. В местах пересечения такой трассы с пешеходными дорожками устанавливают специальные мостики. А при пересечении с автодорогами – или выполняют компенсатор нужной высоты или под дорогой прокладывают канал для прохода труб.