какие требования следует соблюдать при разогреве двигателя горячей водой
Разогрев двигателя горячей водой
Чаще всего для предпускового разогрева двигателей используется горячая вода. Этот способ успешно применяется при температурах наружного воздуха до минус 30° С при условии одновременного использования маловязких масел или средств понижения вязкости масла (разбавление, разогрев и др.). Количество горячей воды, необходимой для разогрева двигателя до температур, обеспечивающих надежный пуск, т. е. до +20—25° С при окружающей температуре до минус 10° С, равно емкости системы охлаждения.
При более низких температурах количество необходимой для пуска двигателя горячей воды с температурой 80—85° С примерно можно определить по формуле:
где V — потребное количество горячей воды, л; Tокр — температура окружающего воздуха, °С; Q — емкость системы охлаждения двигателя, л.
По исследованиям НИИАТа для более рационального использования тепла горячей воды, быстрого и интенсивного разогрева двигателя необходимо, чтобы горячая вода сначала полностью заполнила весь объем рубашки охлаждения, а затем уже, отдав тепло двигателю, перетекла в радиатор. Для этой цели между радиатором и водяным насосом двигателя ГАЗ-51 устанавливается специальное приспособление, разработанное Г. С. Лосавио и Н. В. Семеновым (так называемая повышающая петля).
Этот способ позволяет в 1,5—2 раза уменьшить расход горячей воды и в 2 раза сократить время разогрева. Кроме того, заливка горячей воды непосредственно в блок цилиндров повышает температуру стенок на 15—20° С по сравнению с заливкой горячей воды через радиатор и исключает возможность замерзания его.
Применение этого приспособления на двигателях ГАЗ-51 и ЗИЛ-120 одновременно с отключением радиатора позволяет сократить расход горячей воды в 2 раза и обеспечивает при использовании разжиженного летнего или специального зимнего масла надежный пуск карбюраторного двигателя при температуре воздуха до минус 30° С. Разогрев двигателя ЯАЗ-204 аналогичным методом обеспечивает его пуск при температуре воздуха до минус 12—13° С, если же разогрев двигателя сопровождается и разогревом воздуха, пуск дизеля обеспечивается при температуре воздуха минус 20° С.
В настоящее время повышающее колено в конструкции водяното насоса, отключающее объем радиатора при заливке воды в рубашку охлаждения двигателя, имеется в двигателе ЗИЛ-130.
Недостатком любого способа разогрева двигателей горячей водой является то, что вода сливается на землю, что загрязняет стоянку и приводит к примерзанию шин; способ требует много времени — в большие морозы до 1,5 ч — и больших затрат труда, в том числе на уборку льда с площадки.
Использование специальных водомаслогреек, водогреек и передвижных емкостей улучшает условия труда.
Подвижные групповые средства рассчитаны для предпускового разогрева двигателей, не имеющих индивидуальных подогревателей. К этим средствам относятся водомаслозаиравщики типа ВМЗ-ЗИЛ-151 и другие, водомаслогрейки типа ВМГ-40, ВГ-50-51, Ш-175 и др.
Разогрев двигателя автомобиля
Для ускорения разогрева двигателя, уменьшения расхода горячей воды и предотвращения замерзания воды в радиаторе существуют специальные приспособления, позволяющие отключить радиатор на время подогрева. Горячая вода при этом заливается непосредственно в полости рубашки охлаждения блока и головки цилиндров.
Пар является весьма эффективным теплоносителем и поэтому наиболее часто используется для разогрева двигателя при незаполненной системе охлаждения. Для лучшего использования тепла пара его подводят непосредственно в рубашку охлаждения блока цилиндров. Когда двигатель нагревается до 40-50 градусов, приступают к его пуску, не заливая воду в систему охлаждения(во избежание замерзания ее в нижней части радиатора). После пуска двигателя в систему охлаждения заливают горячую воду. Заливать после пуска холодную воду в радиатор можно лишь при температуре воздуха не ниже минус 10-15 градусов и при отсутствии термостата в системе охлаждения.
Разогрев двигателя электроэнергией осуществляется при помощи электронагревательных приборов различных конструкций, помещаемых в системе охлаждения двигателя таким образом, чтобы создать циркуляцию охлаждающей жидкости. Нагревательный элемент устанавливается обычно в патрубке радиатора либо непосредственно в рубашке блока цилиндров. Эффективность разогрева двигателя зависит от мощности нагревательного прибора, обычно составляющей не менее 3 кВт.
Как отмечалось выше, при разогреве двигателя горячей водой, паром, электронагревательными приборами масло в картере остается холодным. Однако, масло при пуске двигателя должно обладать вязкостью, не превышающей определенной величины.
Разогрев и подогрев двигателя водой
Разогрев двигателя водой состоит в заливке горячей воды в систему охлаждения.
Чтобы разогреть двигатель до температуры, обеспечивающей нормальный пуск, необходимо пролить через систему охлаждения воду, имеющую температуру не ниже 85—90°С в количестве, равном 1,0—2,5 емкости системы, в зависимости от окружающей температуры.
Для этого заполняют систему охлаждения горячей водой и после ее остывания воду сливают через спускные краники (например, у двигателя автомобиля ЗИЛ-130 через три сливных краника — два в блоке цилиндров и один в патрубке радиатора). Затем заливают вторую порцию горячей воды. Если двигатель сильно охлажден, спускные краники при заливке первой порции воды должны быть открыты.
Кран отопителя кабины (если отопитель имеется в системе охлаждения) в период прогрева двигателя должен быть закрыт. Кран отопителя открывают после пуска и прогрева двигателя.
Для более быстрого разогрева двигателя горячую воду заливают непосредственно в рубашку охлаждения блока цилиндров с отключением радиатора на период разогрева, при этом тепло расходуется главным образом на разогрев цилиндро-поршневой группы, обеспечивая возможность быстрого и надежного пуска двигателя.
Конструктивные изменения в системе охлаждения двигателя заключаются в замене отводящей трубки радиатора петлеобразной трубкой («повышающей петлей») с приваренной к ней наливной воронкой. Колено трубки, соединяемое с нижним патрубком радиатора, поднято на 5 мм выше уровня воронки, а воронка расположена на 5 мм выше уровня головки цилиндров. Таким образом, при заполнении системы охлаждения через воронку радиатор остается незаполненным.
При разогреве двигателя горячую воду заливают через воронку (при этом кран отопителя кабины должен быть закрыт). Если блок от одной порции заливки не прогрелся, то продолжают заливку небольшими порциями при немного открытом спускном кранике (или краниках) рубашки охлаждения.
Если вода из краника не вытекает, его отогревают. Горячую воду заливают до тех пор, пока температура головки цилиндров не достигнет 40—50° С, после чего закрывают спускной краник, если нужно доливают воду, закрывают горловину воронки и пускают двигатель. Затем, не выключая двигатель, заливают горячую воду в радиатор. Если вода вытекает из предварительно открытого краника радиатора, его закрывают. Через 5—6 мин работы на холостых оборотах двигатель полностью прогревается.
Для получения горячей воды при разогреве двигателей применяют стационарные или передвижные установки.
В качестве подвижных средств для подогрева воды и масла применяют водомаслогрейки различных систем, смонтированные на колесном или санном ходу.
Подогрев двигателя горячей водой состоит в создании постоянной ее циркуляции в системе охлаждения. Горячая вода из теплоисточника (котла или бойлера) подается насосом по трубопроводу через гибкий шланг в нижний водяной патрубок системы охлаждения двигателя (или горловину наливного патрубка радиатора) и далее в рубашку охлаждения блока цилиндров. Затем вода через горловину наливного патрубка радиатора (или через нижний патрубок) отводится по обратному трубопроводу и возвращается к теплоисточнику.
В о избежание повреждения радиатора избыточное давление поступающей в систему воды не должно превышать 0,3-0,35 кГ/см2 при температуре 80—90°С.
Для отвода воды в обратный трубопровод устанавливают на горловину наливного патрубка радиатора специальную пробку с резиновой прокладкой и трубкой и зажимают гайкой.
Контрольная трубка в этом случае снабжается краником, который во время подогрева закрывают. Так как теплосодержание нагретой воды по сравнению с паром значительно ниже, а устройство замкнутой системы трубопроводов связано с повышенными затратами, данная система как менее эффективная и более дорогая получила ограниченное распространение.
Инструкция по охране труда при выполнении пуска двигателя
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования по охране труда при выполнении пуска двигателя.
1.2. При выполнении пуска двигателя необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
1.3. При выполнении пуска двигателя могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:
движущиеся машины и механизмы;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
вредные вещества (антифриз и другие), с которыми водитель находится в контакте при обслуживании автомобиля;
стесненные условия работы при регулировке узлов и систем транспортного средства;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
1.4. При выполнении пуска двигателя работник извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.5. При выполнении пуска двигателя следует:
после посещения туалета мыть руки с мылом;
не принимать пищу на рабочем месте.
1.6. К выполнению пуска двигателя работник допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 302н от 12.04.2011 (приложение N 2, п.27. Управление наземными транспортными средствами), теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.7. Работник обеспечивается спецодеждой и спецобувью в соответствии с действующими нормами по профессии.
1.8. При выполнении пуска двигателя необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
1.9. При выполнении пуска двигателя работник должен проходить обучение по охране труда в виде: вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного инструктажа, внепланового инструктажа, целевого инструктажа и специального обучения в объеме программы подготовки при выполнении пуска двигателя, включающей вопросы охраны труда и требования должностных обязанностей по профессии.
Вводный инструктаж проводит работник службы охраны труда или работник, его замещающий, со всеми принимаемыми на работу по программе, утвержденной работодателем и согласованной с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводит должностное лицо, определенное приказом индивидуально до начала производственной деятельности работника по программе охраны труда по профессии.
Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа один раз в шесть месяцев непосредственным руководителем работ индивидуально или с группой работников аналогичных профессий, включая и совмещенные работы.
Внеплановый инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при изменении инструкций по охране труда, технологического процесса, технологического оборудования, по требованию органов надзора и т.п., определяющих объем и содержание инструктажа.
Целевой инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по профессии.
Перед допуском к самостоятельной работе работник должен пройти стажировку под руководством опытного работника.
1.10. При выполнении пуска двигателя работник должен:
знать правила дорожного движения;
знать назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов транспортных средств;
знать основные технико-эксплуатационные качества обслуживаемого транспортного средства и их влияние на безопасность движения; признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
применять безопасные приемы выполнения работ;
уметь оказывать первую помощь пострадавшим.
1.11. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Застегнуть надетую спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды.
Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.2. Проверить исправность транспортного средства. При осмотре особое внимание обратить на:
отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;
давление воздуха в шинах и их исправность;
укомплектованность транспортного средства необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем.
2.3. Убрать инструмент, проверить уровень масла в картере, воды в системе охлаждения и топлива в баках.
2.4. Убедиться в отсутствии людей, сзади или спереди транспортного средства.
2.5. Нельзя запускать двигатель, если проводятся какие-либо работы с машиной.
2.6. Проверить исправность тормозной системы, рулевого управления, работу стеклоочистителей, системы отопления, освещения, сигнализации, тягово-сцепного устройства, состояния шин и крепления колес.
2 7. Проверить наличие и комплектность медицинской аптечки и огнетушителей.
2.8. Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.
2.9. Не приступать к работе в случае отсутствия или неисправности ограждения опасных зон, блокировки, средств защиты, инструмента, приспособлений, приборов контроля и т.п.
2.10. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.
2.11. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.2. Работу производить только на технически исправных транспортных средствах, полностью укомплектованных инструментом и принадлежностями.
3.3. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.
3.4. В холодное время года для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо произвести его предварительный подогрев.
3.5. Для разогрева двигателя применять горячую воду, пар или горячий воздух.
3.6. Подогревать двигатель открытым пламенем запрещается.
3.7. Перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электрических приборов необходимо в течение некоторого времени держать капот открытым для выветривания газа из подкапотного пространства, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений.
3.8. Пуск двигателя автомобиля водитель должен производить при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.
3.9. Пуск непрогретого двигателя следует производить только с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, запрещается.
3.10. Проявлять особую осторожность при заливке горячей воды в систему охлаждения. Необходимо применять исправную тару под горячую воду, очищать бампер от грязи, снега, наледи.
3.11. Пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего. Во время этой работы следует оберегать руки и лицо от ожогов.
3.12. При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:
пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;
не брать рукоятку в обхват;
при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.
3.13. При пуске горячего двигателя во время наматывания шнура нельзя прикасаться к выпускной трубе, иначе можно получить ожог.
3.14. Во время пуска запрещается стоять около вращающегося маховика.
3.15. Запрещается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля.
3.16. После пуска двигателя выключить муфту сцепления пускового двигателя во избежание его «разноса».
3.17. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с требованиями безопасности, установленными для заправочных пунктов, которые должны быть вывешены на видном месте.
3.18. Во время заправки автомобиля топливом запрещается:
курить и пользоваться открытым огнем;
производить ремонтные и регулировочные работы;
переводить автомобиль с одного вида топлива на другой;
оставлять автомобиль без присмотра;
заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;
допускать перелив топлива;
заводить двигатель автомобиля, если возле автомобиля пролит бензин (до его испарения);
находиться пассажирам в кабине, салоне или кузове.
3.19. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.20. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.21. Открывать крышку радиатора следует при охлажденном двигателе, оберегая руки и лицо от ожогов.
3.22. Применять только исправный инструмент соответствующих размеров.
разводить огонь и курить у мест заправки и стоянки;
оставлять автомобиль после работы и после заправки у заправочного пункта;
открывать пробки бочек с бензином ударами металлических предметов;
подогревать дизель, топливный бак и топливопроводы открытым огнем;
пользоваться открытым огнем при проверке уровня топлива и осмотре топливных баков;
подогревать двигатель открытым пламенем или пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;
протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.24. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные металлические ящики с крышками.
3.25. В случае появления неисправности в работе двигателя выключить двигатель и затормозить транспорт стояночным тормозом.
3.26. Устранение неисправности при работающем двигателе запрещается. Движение возобновляется только после устранения неисправности.
3.27. Запрещается приём пищи на рабочем месте.
3.28. Быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.
3.29. Соблюдать требования Правил противопожарного режима в РФ.
3.30. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При возникновении поломки оборудования, угрожающей аварией на рабочем месте: прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии, газа, воды, сырья, продукта и т.п.; доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования) и действовать в соответствии с полученными указаниями.
4.2. В аварийной обстановке: оповестить об опасности окружающих людей, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
4.3. В случае возгорания следует отключить электроэнергию, вызвать пожарную охрану, сообщить о случившемся руководству предприятия, принять меры к тушению пожара.
4.4. При загорании на электроустановках следует пользоваться углекислотными и порошковыми огнетушителями.
4.6. При дорожно-транспортном происшествии:
немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);
принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь;
освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно; при необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своём транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.
4.7. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании должна быть оказана первая (доврачебная) помощь и, при необходимости, организована его доставка в учреждение здравоохранения.
4.8. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках непосредственного руководителя поставить в известность.
4.9. При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему доврачебную помощь, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Проверить техническое состояние частей автомобиля.
5.2. Привести в порядок рабочее место, сделать запись в журнале о техническом состоянии оборудования.
5.3. Обтирочный и промасленный материал удалить из рабочего помещения.
5.4. Снять спецодежду, убрать ее в отведенное для этого место.
5.5. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.
5.6. О замеченных неисправностях в оборудовании сообщить непосредственному руководителю для постановки автомобиля на техническое обслуживание или ремонт.
Разогрев и пуск двигателя
При стоянке автомобиля на открытой площадке подготавливать двигатель к пуску рекомендуется в следующей последовательности:
Например, разогрев и пуск холодного двигателя автомобиля ЗИЛ-157 при наличии подогревателя производится в следующей последовательности:
Перед пуском двигателя для прекращения работы подогревателя необходимо перевести переключатель в положение первое и, закрыв кран, прекратить подачу топлива. Переведя переключатель в нулевое положение, продувают котел в течение 50—60 сек и выключают вентилятор. Пускают двигатель в обычном порядке.
После начала работы двигателя закрывают сливной кран радиатора и, прогревая двигатель работой на средних оборотах холостого хода, заправляют в систему охлаждения двигателя воду через воронку котла подогревателя, после чего закрывают воронку пробкой и через горловину радиатора окончательно заполняют систему охлаждения водой.
После разогрева воды в системе охлаждения до температуры + 60° С разрешается начинать движение.
В случае неисправности подогревателя необходимо ее установить и устранить. При этом необходимо следить, чтобы вода не замерзала в водяной полости котла подогревателя и трубопроводе.
Если вода замерзла, разогревают ее, периодически включая подогреватель на 1—2 мин с интервалами в 3—4 мин и продувая котел между включениями.
Воду из системы охлаждения двигателя сливают через сливной кран радиатора и сливной кран 20 котла подогревателя. Нельзя пускать подогреватель с котлом, не заполненным водой, так как при этом котел может быстро разрушиться.
Холодный двигатель, система охлаждения которого заполнена низкозамерзающей смесью, разогревают в следующем порядке:
Разогрев двигателя с системой охлаждения, заполненной низкозамерзающими жидкостями, не только значительно проще, но и более экономичен по времени.
В условиях низкой температуры окружающего воздуха (минус 20° С и ниже) для сокращения времени работы подогревателей двигатели рекомендуется заправлять предварительно нагретыми в водогрейках охлаждающей жидкостью, маслом и топливом.
Время разогрева двигателя ЯАЗ-206 подогревателями перед пуском определяется главным образом температурой наружного воздуха и составляет 15—50 мин.
Разогрев паром двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 с системами охлаждения, заполненными охлаждающей жидкостью, также зависит от температуры воздуха и продолжается 30—70 мин.
При наличии в системе охлаждения низкозамерзающей жидкости и при разогреве ее паром из-за скопления в ней конденсата увеличивается процентное содержание воды, изменяется удельный вес жидкости и повышается температура замерзания.
Разогревать двигатель, система охлаждения которого заправлена низкозамерзающей жидкостью, можно горячей водой, однако находящуюся в системе охлаждения жидкость перед разогревом надо слить в чистую посуду. После разогрева горячей водой и пуска двигателя перед началом движения автомобиля систему охлаждения следует вновь заполнить низкозамерзающей жидкостью. При заправке системы охлаждения водой одновременно разогревают масло в картере двигателя. Если масло из картера двигателя было слито, необходимо картер двигателя заправить маслом, предварительно разогретым до 90—95° С.
Если в картере двигателя масло осталось, то для его разогрева можно залить в картер двигателя дополнительное количество горячего масла (50% от нормы).
Для облегчения пуска двигателя рекомендуется провернуть коленчатый вал. Надежный пуск будет обеспечен при температуре масла не ниже +15° С.
Перед пуском лишнее масло следует из картера слить. НИИАТ считает, что яри температуре окружающего воздуха ниже минус 20° С эффективным методом облегчения пуска двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 является разогрев их паром, который подают в водораспределительную трубу через калиброванное отверстие диаметром 7 мм. Расход пара для подогрева 5—6 кг, время разогрева 15—30 мин.
Пуск карбюраторных двигателей значительно (проще и легче пуска дизельных двигателей, однако в сложных условиях быстрый их разогрев и последующее получение необходимого числа пусковых оборотов коленчатого вала без задира его шеек и зеркала цилиндра затруднено.
Практика эксплуатации и проведенные исследования показали, что при пуске холодных, неподготовленных к пуску двигателей, особенно дизельных, происходит разрушение вкладышей шатунных и коренных подшипников. Причиной данного явления является деформация вкладышей, выполненных в виде биметаллических пластин, имеющих различные коэффициенты температурного расширения основного материала (стали) и антифрикционного материала (свинцовистой бронзы, баббита). Так, охлажденная на 1°С бронза сжимается в Образа больше, чем стальное основание. Это приводит к тому, что при понижении температуры вкладыш приобретает эллипсообразную вместо требуемой кольцевой форму с расположением малой оси по линии разъема вкладыша. При этом зазор в зоне стыков вкладышей уменьшается, нарушается укладка его в постели и резко ухудшаются условия смазки.
При этом возможны случаи провертывания вкладыша из постели или разрушение антифрикционного слоя (прижиг, выплавление) подшипника.
Следовательно, для надежного и безопасного пуска двигателя необходимо обеспечить прогрев подшипников коленчатого вала до 5—10° С, а также пяти-шестикратное медленное прокручивание его вручную с тем, чтобьг заполнить зазоры разогретым и маловязким маслом.