какие трещины разрешается заваривать на балки полувагона с металлической обшивкой
Общие требования. 7.1.1 Ремонт элементов кузова полувагона сваркой, производится в соответствии с Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов [32] и ГОСТ –
7.1.1 Ремонт элементов кузова полувагона сваркой, производится в соответствии с Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов [32] и ГОСТ – 12.3.003.
7.1.2 Прогибы верхней обвязки без усиления накладками устраняют правкой. Допускается оставлять без ремонта прогиб верхней обвязки не более 10 мм на 1 м длины между стойками.
7.1.3 Трещину или излом верхней обвязки устраняют сваркой с последующей постановкой накладок или вставок. После ремонта, при замене частей верхней обвязки, допускается не более одного стыка между смежными стойками, но не более 3-х на одной стене полувагона.
7.1.4 Допускается оставлять без ремонта местные вмятины, не имеющие трещин на стойках кузова омегообразного профиля глубиной не более 30 мм. При глубине, более указанной, разрешается ставить накладки.
7.1.5 При одновременном вертикальном изгибе верхней и нижней обвязок кузова сверх установленных допусков, (более 10 мм на 1 м длины или более 25 мм на всю длину стены) металлическую обшивку по стойкам на высоту прогиба срезают, выправляют обвязки и устанавливают новую вставку согласно рисунка 4 металлической обшивки с последующей ее приваркой катетом сварочного шва 5 мм. Допускается полная замена верхней обвязки согласно рисунка 5.
7.1.6 Разрешается вырезка части обшивки, имеющей, вмятины, площадью не более 1 м², с последующей приваркой двусторонним швом накладки или вставки.
Трещины, пробоины, вырывы, поврежденные коррозией участки обшивки ремонтируют постановкой накладок с внутренней стороны площадью не более 0,3 м².
7.1.7 Нижнюю обвязку полувагона, имеющую коррозионные повреждения более 1/3 толщины элемента, но не более 1/2 толщины на длине люкового проема, длиной не более 1/3 люкового проема ремонтируют сваркой с последующим усилением односторонними плоскими накладками, перекрывающими поврежденные места не менее 50мм на сторону. Таким способом разрешается ремонтировать нижнюю обвязку по всей длине вагона. При коррозионных повреждениях более 1/2 толщины элемента на длине люкового проема произвести замену поврежденного участка с расположением стыка на расстоянии не менее 300мм от стойки кузова.
При ремонте нижней обвязки в месте установки и приварки накладки разрешается вырезать часть нижней кромки металлической обшивки на длину устанавливаемой накладки. Трещины нижней обвязки длинной более 100 мм и менее 200 мм ремонтируют путем вырезки полки, с установкой вставки горизонтальной полки и постановкой усиливающей накладки. Допускается перекрывать трещины одной накладкой, если расстояние между ними менее 150 мм. Накладка дополнительно крепиться электрозаклепками в количестве не менее двух. Вырывы и прорезы на горизонтальной полке нижней обвязки допускается ремонтировать постановкой вставки длиной не более 500мм с установкой плоской усиливающей накладки. Вырывы на горизонтальной полке допускается ремонтировать вставкой в количестве не более двух штук с установкой накладки и обваркой сплошным швом. Поперечные швы не допускаются.
7.1.8 При наличии на штампованной стойке омегообразного сечения одного из дефектов: излома, трещины, выходящей на вертикальные стенки, коррозии более 1/3 толщины или подреза полок стойки более 20 мм и расположении поврежденного места на расстояний менее 300 мм от верхней кромки нижней обвязки кузова, разрешается ремонтировать стойку на месте, путем постановки новой части стойки на высоту не менее 300 мм от верхней кромки нижней обвязки. При этом стойку соединяют с новой частью односторонним сварным швом с приваркой усиливающей накладки толщиной 6 мм, перекрывающий сварной шов не менее 50 мм на сторону с последующей обваркой накладки по всему периметру.
|
|
Нижнюю часть стойки, приваренную к нижней обвязке дополнительно крепят электрозаклепками диаметром 20 ±1 мм согласно рисунка 6.
7.1.10 Если трещина на стойке гнутого профиля не переходит на вертикальную стенку, трещину разрешается заваривать с последующей постановкой уголковой накладки. Таким образом, устраняют трещины на обеих горизонтальных полках стойки.
Вырывы на горизонтальной полке стойки кузова гнутого профиля ремонтировать постановкой вставки и усиливающей уголковой накладки. Допускается ремонтировать таким образом вырывы на обеих горизонтальных полках стойки.
7.1.11 Вновь устанавливаемые на вагон промежуточные стойки соединяют с промежуточными балками рамы с помощью накладок. Нижнюю часть стойки, приваренную к нижней обвязке, дополнительно крепят двумя электрозаклепками с каждой стороны, диаметром 20 ± 1 мм согласно рисунка 6.
7.1.12 При установке новой стойки кузова, её приваривают одно-
сторонним сварным швом к верхней обвязке. При этом усиление верхней
обвязки снимают с последующим его восстановлением.
7.1.13 Трещины в металлической обшивке длиной до 100мм заваривают без постановки усиливающей накладки. Местные прожоги листа металлической обшивки устраняют сваркой.
|
|
Все трещины длиной более 100мм заваривают с последующей постановкой усиливающей накладки толщиной 4мм с внутренней стороны кузова с обваркой ее по периметру. При этом усиливающая накладка должна перекрывать трещину не менее 30 мм с каждой стороны. В одном пролете разрешается заваривать не более двух таких трещин с расстоянием между ними не менее 1000 мм. Таким способом устраняют продольные прожоги, образовавшиеся на металлической обшивке при срезке элементов боковой стены. Допускается использовать для нескольких трещин одну накладку, площадь которой не должна превышать 0,3м².
7.1.14 При пробоине в металлической обшивке на выправленные кромки устанавливают усиливающую накладку толщиной 4мм с обваркой с наружной стороны сплошным швом, а с внутренней стороны прерывистым
сварным швом. Лучевые трещины от пробоины не допускаются, при ремонте обшивки их следует вырезать и установить накладку с внутренней стороны, перекрывающую дефектное место не менее чем на 30мм, обварить по периметру сплошным швом.
7.1.15 Коррозионные повреждения металлической обшивки допускаются не более 1мм толщины листа. При повреждении более 1мм толщины металла обшивку ремонтируют постановкой накладок толщиной 4мм, перекрывающих дефектное место не менее чем на 50мм на сторону от линии реза металла. Накладки должны соответствовать профилю обшивки и привариваться внутри по всему периметру с катетом сварного шва 4мм. Заварка пробоин, поврежденных коррозией участков обшивки с постановкой вставок при условии, что на одном пролете их будет не более трех и не более 50% площади листа. Если более 50% площади листа, между смежными стойками лист полностью заменяют с приваркой его к верхней и нижней обвязкам и к стойкам.
7.1.16 Разрешается смена одной части обшивки (по верхнему или нижнему краю) шириной до 400мм на всю длину между смежными стойками согласно рисунка 8 по ГОСТ 5264.
7.1.18 На угловых стойках допускается ремонтировать не более одной трещины длиной до 100 мм без установки усиливающих накладок – заваркой с предварительной засверловкой концов трещины. Трещины развивающиеся поперек и длинной не более половины поперечного сечения стойки ремонтируются заваркой с предварительной засверловкой на концах трещины, при длине трещины более 0,5 поперечного сечения стойка ремонтируется заваркой с постановкой усиливающей накладки.
7.1.20 Поручни, ступени, лестницы, барьеры ограждения, имеющие волнообразные изгибы более 25мм ремонтируют правкой. Поврежденные подножки, поручни, лестницы должны быть заменены в соответствии с конструкторской документацией данного типа вагона.
КУЗОВ ВАГОНА
10.1 Кузов вагона осмотреть на наличие дефектов особое внимание обратить на шкворневой узел.
При ремонте кузова грузовых вагонов допускается:
— заварка трещин, изломов верхней и нижней обвязок с последующим усилением накладками, при условии, что на обвязке будет не более трех поперечных изломов или двух продольных трещин длиной не более 200 мм каждая. Расстояние между стыками должно быть не менее 1 м;
— заварка трещин и изломов раскосов, шкворневых и промежуточных стоек в любом месте, но не более одного излома или трещины с усилением накладкой;
— восстановление старых швов с дефектами при отрыве стойки от нижней обвязки. Допускается усиливать узел заделки электрозаклепками или накладками;
— заварка поперечных трещин угловых стоек длиной до половины периметра поперечного сечения с усилением накладками. На одной стойке допускается ремонтировать не более одной трещины.
Угловые стойки с изломом ремонту не подлежат, вагон имеющий указанный дефект направить в деповской ремонт;
— заварка дефектов сварных швов листов обшивки;
— заварка пробоин и порезов длиной менее 100 мм и шириной не более 3 мм; заделка пробоин и порезов длиной более 100 мм и шириной более 3 мм постановкой накладок и приваркой их по периметру при условии, что в проеме между стойками должно быть не более двух накладок;
— замена ранее поставленных с наружной стороны кузова накладок постановкой накладок по профилю изнутри кузова;
10.2 На кузове крытого цельнометаллического грузового вагона допускается:
— заварка на стойках боковой стены поперечных трещин, распространяющихся не более половины их сечения, без усиления накладками, за исключением дверных и торцовых стоек, на которых постановка накладок обязательна;
— заварка трещин и разрывов обшивки шириной менее 2 мм и длиной не более 100 мм без постановки накладок;
— устранение пробоин и разрывов шириной более 2 мм, длиной более
100 мм постановкой накладок. Количество накладок в одном проеме между стойками должно быть не более двух;
— 10.3 В металлическом полу разрешается:
— заварка трещин в основном металле длиной не более 500 мм или дефектов сварных швов;
10.4 Неисправные узлы и детали кузова при производстве текущего ремонта: подножки, лестницы, поручни, дверные упоры, ограждения верхних площадок и т.д. отремонтировать.
10.5 При выполнении ТОР с подъемкой контролировать техническое состояние и геометрические размеры пятников. Пятники с отклонение от геометрических размеров, установленных для плановых видов ремонта более 4 мм направить в ремонтное депо с составлением акта рекламации формы ВУ- 41 М.
10.5 Кузова порожних вагонов на пунктах ТОР, требующих направления в плановые виды ремонта ремонтировать в объеме, необходимом для их дальнейшего безаварийного следования до места ремонта.
Рефрижераторные вагоны и вагоны «ИВ-Термос» с дефектами, требующих производства сварочных работ на кузове вагона, направлять в ближайшее рефрижераторное вагонное депо.
10.6 При поступлении вагонов в ТОР должны быть устранены (в дополнение к указанным выше) следующие неисправности:
на полувагонах:
— уширение кузова более 50 мм;
-отсутствующие люки или створки двери установить;
— обрыв двери, отсутствующие валики установить, шайбу приварить к валику;
— отсутствующие торсионы установить;
— механизма закрытия торцевых дверей;
— взамен отсутствующих деталей механизма закрытия крышек люков установить отремонтированные или новые.
В крышках люков полувагонов, ремонтируемых без снятия их с вагона разрешается:
— приварка усиливающей планки переднего угольника обвязки крышки люка;
— приварка под угольники накладок;
— заварка не более двух трещин в листе крышки длиной не более 100 мм.
При ремонте нижнего запорного механизма торцовой двери разрешается:
— заварка дефектных сварных швов крепления механизма к торцевой двери;
— заварка дефектных сварных швов крепления стенок коробки механизма;
— приварка валика механизма при дефектном сварочном шве или при его отсутствии;
— заварка трещин на стенках коробки;
— заварка трещин на скобе механизма.
Местный зазор между крышкой люка и плоскостью прилегания допускается не более 6 мм. Для устранения зазоров допускается приварка не более двух планок суммарной толщиной не более 12 мм на горизонтальную полку запорного угольника. При этом ширина планок должна быть 50 мм, а длина от 60 до 100 мм, а у литых запорных угольников- 60 мм. Трещины в запорных угольниках ремонтируются сваркой.
На крытых вагонах:
— обеспечить 100 % контроль технического состояния крепления крыш вагонов с отметкой в журнале произвольной формы. Отсутствующие болты восстановить с прихваткой гаек сваркой;
— трещины, пробоины в обшивке ремонтировать сваркой с постановкой накладки,
— при отсутствии дверей установить новые или отремонтированные;
— доски с пробоинами, изломами деревянной обшивки и пола заменить;
— установить вместо отсутствующих типовых дверных закидок новые или отремонтированные с прихваткой гаек сваркой.
На универсальных платформах:
При ремонте деталей бортов платформы разрешается:
— восстановление дефектных поверхностей деталей крепления металлического борта при износе не более 5 мм, при размере более 5 мм детали заменить новыми или отремонтированными;
— валик, клин с трещинами заменить на отремонтированный или новый;
— заварка трещин в металлическом листе пола;
— заварка на листе борта трещин при условии, а толщина листа в месте наложения сварных швов не менее 3 мм с перекрытием накладкой толщиной от 3 мм до 4 мм.
— доски пола с изломами, пробоинами заменить, толщина досок пола допускается не менее 48 мм. Зазор между досками допускается не более 6 мм;
— устранить выход узлов за габарит подвижного состава, возможность падения бортов, потери груза;
Дата добавления: 2015-09-21 ; просмотров: 5461 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Вагонник
воскресенье, 11 мая 2014 г.
Износы и повреждения рам и способы их устранения
Наиболее распространенными неисправностями рам грузовых вагонов является образование в них различных трещин и надрывов.
Трещины обычно встречаются в местах соединения ударной розетки и концевой балки, на хребтовой балке в местах расположения передних и задних упоров автосцепного устройства и между ними, в сварных швах, соединяющих шкворневую и хребтовую балки. Трещины в промежуточных поперечных балках встречаются редко и в основном в полувагонах.
Признаком наличия трещин в элементах рам вагонов, как и в других узлах и деталях, является скопление в местах их образования валиков пыли, ржавчины, зимой инея и т.п. Образованию трещин и изломом в хребтовой балке часто предшествует вертикальный ее прогиб. Поэтому в четырех, шести и восьмиосных грузовых вагонах он допускается не более 100 мм.
Об обрыве шкворневой балки вместе соединения ее с хребтовой может свидетельствовать отсутствие зазора в скользунах соответствующих концов шкворневой балки.
Осмотрщики вагонов в своей практической работе на ПТО обращают внимание на существующую связь между состоянием хребтовой балки рамы вагона и элементами кузова в некоторых типах вагонов. Так, обрыв угловой стойки полувагона в соединении с нижней боковой обвязкой кузова является признаком возможного излома хребтовой балки в месте ее сочленения с концевой балкой, а обрыв шкворневой стойки в месте соединения с нижней обвязкой является признаком возможного излома хребтовой балки в зоне пятника или нарушения сварочного соединения ее со шкворневой балкой. На обрыв хребтовой балки может указывать, также обрыв любой промежуточной стойки или раскоса кузова вместе соединения с нижней обвязкой. Обрыв одного из раскосов в средней части является, как правило, следствием прогиба хребтовой балки сверх допустимой величины.
Крытые вагоны имеют такие же признаки излома и повышенного прогиба хребтовой балки, как и полувагоны.
В вагонах-хопперах о возможном изломе хребтовой балки в консольной части свидетельствует обрыв угловой или шкворневой стоек кузова вместе соединения их с верхней обвязкой.
Причинами появления в элементах рам различных трещин и изломов являются значительные толчки и удары, воспринимаемые вагонами, особенно при небрежном их роспуске с горок.
Кроме трещин и изломов, рамы некоторых типов вагонов могут иметь значительные коррозионные повреждения. Коррозии подвергаются места рам, плохо окрашенные при ремонте вагонов, а также рамы вагонов-ледников от воздействия на них соляного раствора и рамы кислотных цистерн от действия кислот.
Устранение неисправностей рам является трудоемкой операцией, требующей значительных затрат времени. Поэтому рамы ремонтируют при текущем отцепочном ремонте (ТР-І и ТР-2) и выполняют только следующие работы: заварку трещин и изломов, приварку ушек петель люковых крышек и полувагонов, опорных кронштейнов для торцовых бортов платформ и т.д. Однако следует помнить, что выполнение сварочных работ требует подготовки с разделкой швов и место сварки должно быть доступно для этой цели. Детали, находящиеся под нагрузкой, перед ремонтом сваркой надо освободить от ее действия, чтобы избежать искривлений и короблений.
Перед заваркой трещин устраняют прогибы балок рамы. Если прогибы незначительные, их устраняют в холодном состоянии правильными машинами, но чаще это делают с предварительным местным подогревом керосинорезом или газовой горелкой, работающей на пропане. При нагреве балок следует соблюдать меры противопожарной безопасности, изолируя кровельной сталью и листами асбеста все деревянные части, которые могут загореться или обуглиться. Балки рамы правят с применением вагоноремонтных машин и различных приспособлений и механизмов (струбцин, стяжек, домкратов и т.п.).
Перед тем как заварить трещины в балках рамы, необходимо просверлить отверстия по концам трещин диаметром, равным толщине металла, а кромки трещин разделать под сварку. Несквозные трещины вырубают зубилом на полную их глубину, а сквозные разделывают на всю толщину металла под углом 60-65 градусов. При вырубке несквозной трещины признаком ее исчезновения является прекращение раздвоения стружки, срубаемой зубилом вместе расположения этой трещины. Затем приступают к сварке.
Ранее приваренные накладки, в которых появились трещины не ремонтируют, а заменяют.
Протертости на балках и поврежденные коррозией части рам пассажирских и грузовых вагонов устраняют, как правило, при деповском и заводском ремонте ввиду трудоемкости работ.
Какие трещины разрешается заваривать на балки полувагона с металлической обшивкой
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта России, имеет важнейшие значение для нашей страны. Большое значение имеет рациональность конструкции вагонов и их технико-экономических показателей, провозную способность дорог, возможность широкого внедрения механизации и автоматизации при изготовлении и ремонте вагонов, а также их эксплуатации. Большую часть парка железнодорожных вагонов составляют грузовые вагоны различных типов.
Полувагоны составляют значительную часть грузового вагонного парка, используемую наиболее интенсивно. Полувагон не имеет крыши, а пол его составлен из разгрузочных люков.
НАЗНАЧЕНИЕ ПОЛУВАГОНОВ
Полувагоны предназначены для перевозки массовых сыпучих и навалочных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков,— руды, леса, угля, металла, а также автомашин, сельскохозяйственной техники и др. Этот тип вагона позволяет широко применять механизированную погрузку и выгрузку, в том числе и на вагоноопрокидывателях. Перевозка таких массовых грузов, как руда, каменный уголь, лес и др., осуществляется маршрутами. Практика показала, что для маршрутных перевозок массовых тяжелых грузов, особенно на грузонапряженных направлениях, нужны большегрузные восьмиосные полувагоны с повышенными нагрузками на 1 м пути.
Универсальные четырёхосные полувагоны модели 12-753 спроектированы по габариту 0-ВМ и предназначены для перевозки сыпучих, крупнокусковых, штучных и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Кузова этих полувагонов цельнометаллические, выполнены из типовых профилей.
Полувагоны оборудованы подножками и поручнями, необходимыми для безопасной работы составителей, а также наружными и внутренними лестницами, расположенными по диагонали на боковых стенах с внутренней и наружной сторон кузова. Для навески поездных сигналов кузова снабжены кронштейнами, а для увязки и крепления груза снаружи и внутри кузова оборудованы скобами и кольцами. Для возможности перевозки лесоматериалов с «шапкой» предусмотрены скобы для установки лесных стоек. Для подтягивания вагона с помощью лебёдки снаружи кузова приварены чалочные приспособления.
НЕИСПРАВНОСТИ КУЗОВА ПОЛУВАГОНА И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Наиболее характерными неисправностями кузова являются трещины, пробоины, прогибы, вмятины, коррозионные повреждения металлических деталей. Основными причинами возникновения неисправностей являются нарушение правил погрузки и выгрузки грузов, правил маневровых работ и нарушение тех. процесса ремонта.
ДЕФЕКТАЦИЯ И РЕМОНТ КУЗОВА ПОЛУВАГОНОВ
Кузов полувагона цельнометаллический, с четырнадцатью разгрузочными люками в полу и двустворчатыми торцевыми дверями. Он состоит из рамы, двух боковых и двух торцевых стен, а также пола, образованного крышками люков. Торцевые створки двери навешиваются тремя петлями на кронштейны угловых стоек боковых стен и при необходимости открываются вовнутрь. Левая створка фиксируется в закрытом положении нижним запором в виде закидки, а правая – верхним клиновым запором. Наружная лестница и поручень установлены для удобства обслуживания вагона в эксплуатации.
Рисунок – Элементы кузова полувагона
Для придания необходимой прочности крепления угловых стоек к концевым балкам рамы и нижним обвязкам стен их соединения усилены накладками. Соединения промежуточных стоек с поперечными балками рамы также усилены накладками. На концевых балках рамы предусмотрены посадочные места для постановки буферных стаканов на случай сцепления с вагонами, оборудованных винтовой стяжкой.
Ремонт элементов кузова полувагона сваркой, производится в соответствии с действующей ремонтной документацией на производство сварочных и наплавочных работ при ремонте грузовых вагонов.
Прогибы верхней обвязки без усиления накладками устраняют правкой. Допускается оставлять без ремонта прогиб верхней обвязки не более 10 мм на 1 м длины между стойками.
Трещину или излом верхней обвязки допускается устранять сваркой с последующей постановкой накладки или вставками. После ремонта, при замене частей верхней обвязки, допускается не более одного стыка между смежными стойками, но не более 3-х на одной стене полувагона.
Допускается оставлять без ремонта местные вмятины, не имеющие трещин на стойках кузова омегообразного профиля глубиной не более 30 мм. При глубине, более указанной, разрешается ставить декоративные накладки.
При одновременном вертикальном изгибе верхней и нижней обвязок (стенок) кузова сверх установленных допусков, (более 10 мм на 1 м длины или более 25 мм на всю длину стены) металлическую обшивку по стойкам на высоту прогиба срезают, выправляют обвязки и устанавливают новую вставку металлической обшивки с последующей ее приваркой катетом сварочного шва 5 мм. Допускается полная замена верхней обвязки.
Рисунок 3.1.2 – Установка вставки металлической обшивки
Рисунок 3.1.3 – Ремонт верхней обвязки (вариант ремонта замены обвязки)
Вмятины на металлической обшивке глубиной более 40 мм выправляют, трещины заваривают с постановкой накладки с внутренней стороны. Листы с коррозией более половины площади листа с глубиной более 0,5 толщины листа заменяют новыми. Нижнюю обвязку полувагона, имеющую коррозионные повреждения более 1/3 толщины элемента на длине 1/3 длины ремонтируют сваркой с последующим усилением поврежденных мест односторонними накладками, перекрывающими поврежденные места не менее 50 мм на сторону. При коррозионных повреждениях более 1/3 толщины на длине более 1/3 длины нижнюю обвязку заменяют.
При ремонте нижней обвязки в месте установки и приварки накладки разрешается вырезать часть нижней кромки металлической обшивки на длину устанавливаемой накладки.
Трещины нижней обвязки заваривают, зачищают до основного металла, устанавливают накладку с последующей обваркой сплошным швом по всему периметру. Допускается перекрывать трещины одной накладкой, если расстояние между ними менее 150 мм. Накладка должна дополнительно крепиться электрозаклепками в количестве не менее двух.
Вырывы на горизонтальной полке допускается ремонтировать вставкой в количестве не более двух штук с установкой накладки и обваркой сплошным швом. Поперечные швы не допускаются.
При наличии на штампованной стойке омегообразного сечения одного из дефектов: излома, трещины, выходящей на вертикальные стенки, коррозии более 1/3 толщины или подреза полок стойки более 20 мм и расположении поврежденного места на расстоянии менее 300 мм от верхней кромки, нижней обвязки кузова, разрешается ремонтировать стойку на месте, путем постановки новой части стойки на высоту не менее 300 мм от верхней кромки нижней обвязки. При этом стойку соединяют с новой частью односторонним сварным швом с приваркой усиливающей накладки толщиной 6 мм, перекрывающий сварной шов не менее 50 мм на сторону с последующей обваркой накладки по всему периметру. Нижнюю часть стойки, приваренную к нижней обвязки дополнительно крепят электрозаклепками диаметром 20 ±1 мм.
1 – нижний обвязочный угольник; 2 – стойка кузова; 3 – электрозаклепка
Рисунок 3.1.4 – Дополнительное крепление стойки электрозаклепками
Допускается производить замену стойки. При коррозии менее 1/3 толщины полок их ремонтируют постановкой усиливающей накладки. При подрезе полок сваркой до10 мм разделывают швы с последующей приваркой стоек. При подрезе полок сваркой более 10 мм, но не более 20 мм, сварочные швы разделывают, стойки приваривают с последующей приваркой усиливающих накладок с той и другой стороны стойки.
Рисунок 3.1.5 – Варианты ремонта стоек кузова
Если трещина на стойке гнутого профиля не переходит на вертикальную стенку, трещину разрешается заваривать с последующей постановкой усиливающей накладки. Таким образом, разрешается устранять трещины на обеих горизонтальных полках стойки.
При установке новой стойки кузова, её приваривают односторонним сварным швом к верхней обвязке. При этом усиление верхней обвязки снимают с последующим его восстановлением.
Трещины в металлической обшивке длиной до 100 мм заваривают без постановки усиливающей накладки. Местные прожоги листа металлической обшивки устраняют сваркой. Все трещины длиной более 100 мм заваривают с последующей постановкой усиливающей накладки толщиной 4 мм с внутренней стороны кузова с обваркой ее по периметру. При этом усиливающая накладка должна перекрывать трещину не менее 30 мм с каждой стороны. В одном пролете разрешается заваривать не более двух таких трещин с расстоянием между ними не менее 1000 мм. Таким способом устраняют продольные прожоги, образовавшиеся на металлической обшивке при срезке элементов боковой стены.
При пробоине в металлической обшивке на выправленные кромки устанавливают усиливающую накладку толщиной 4 мм с обваркой с наружной стороны сплошным швом, а с внутренней стороны прерывистым сварным швом.
Лучевые трещины от пробоины не допускается, при ремонте обшивки их следует вырезать и установить накладку с внутренней стороны, перекрывающую дефектное место не менее чем на 30 мм, обваривать по периметру сплошным швом. Коррозионные повреждения металлической обшивки допускается не более 1 мм толщины листа (или профиля). При повреждении более 1 мм толщины металла обшивку ремонтируют постановкой накладок толщиной 4 мм, перекрывающих дефектное место не менее чем на 30 мм на сторону. Накладки должны соответствовать профилю обшивки и привариваться снаружи по всему периметру с катетом шва 4 мм.
Разрешается смена одной части обшивки (по верхнему или нижнему краю) шириной до 400 мм на всю длину между смежными стойками или по ГОСТ 5264-80.
При коррозионном повреждении более 1 мм толщины листа и более 50% площади листа между смежными стойками лист полностью заменяют с приваркой его к верхней и нижней обвязкам и к стойкам.
На угловых стойках допускается ремонтировать не более одной трещины длиной до 100 мм без установки усиливающих накладок и до 0,5 поперечного сечения стойки с постановкой усиливающей накладки.
Суммарное уширение или сужение боковых стен в средней части полувагона должно быть не более 30 мм от предельных размеров, а одной боковой стены не более 15 мм. Уширение боковых стен в плоскости дверей более 10 мм от предельных размеров не допускается.
3.2 Крышки люков полувагонов
Крышки люков снимают для осмотра, ремонта и замены, а также для замены типовыми не менее десяти крышек. На полувагонах с невыработанным сроком службы, заменяют крышки люков, имеющие толщину сечения листа менее 4 мм на площади более половины листа.
Толщину замеряют между гофрами при расстоянии от 450 до 500 мм от козырька или передней отбортовки. Крышки люков должны изготавливаться из стали 09Г2Д или стали 10ХНДП ГОСТ 19281 и отвечать действующим «Нормам для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)», ГосНИИВ-ВНИИЖТ 1996 г.
Петли крышек люков заменяют типовыми в случае износа отверстий под валик более 2 мм или изломов. Крышки люков с трещинами или с местными выработками ремонтируют в соответствии с действующей ремонтно-технической документацией на производство сварочных работ. Новые крышки люков полувагонов, должны быть изготовлены по чертежам, согласованным с Департаментом вагонного хозяйства. Крышки люков должны легко открываться и закрываться. Запрещается устанавливать нетиповые валики.
Крышки люка, имеющие приклёпанные кронштейны, должны быть заменены на новые литые с косо расположенными кронштейнами.
Торсионы осматривают, неисправности в них устраняют, с трещинами, изломами заменяют новыми, трущиеся поверхности смазывают.
Механизмы для облегчения подъема крышек люков торсионно-рычажного типа разбирают, детали осматривают, поврежденные ремонтируют или заменяют новыми, отсутствующие заменяют.
Суммарный износ в шарнирных соединениях рычагов не должен превышать 2 мм. При износах более 2 мм заменяют на новые.
Угол закручивания торсиона определяют по его положению в разъединенном состоянии и измеряют от вертикальной оси. При этом наклон нижнего рычага от вертикальной оси должен составлять от 25° до 35°.
Место установки кронштейна у хребтовой балки тщательно осматривают. При наличии трещин по сварке швы разделывают до основного металла и заваривают. При выработке металла хребтовой балки на месте установки ушка разрешается приваривать по всему периметру вставку толщиной 10,5 мм из стали 09Г2 ГОСТ 19281с Х-образной разделкой кромок и зачисткой сварного шва заподлицо с основным металлом.
Все соединения торсионно-рычажного механизма смазывают смазкой УСсА ГОСТ 3333. Допускается применять отработанную смазку ЛЗ-ЦНИИ. При собранном торсионно-рычажном механизме, крышка люка должна подниматься усилием одного человека.
В открытом состоянии крышки люков у четырехосных полувагонов должны ложиться на оба упора, для чего разрешается наращивать один из упоров приваркой прокладки или наплавлять поверхности упора с последующей механической обработкой на величину до полного прилегания крышки люка.
Рисунок 3.2.1 – Механизм подъема крышек люков