какие три группы методов используют учителя в работе с умственно отсталыми детьми

Методы и приемы обучения обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Заседание методического объединения

«Методы и приемы работы на уроках и внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ»

«Методы и приемы работы на уроках и внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ»

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Список информационных источников

Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»: пособие для родителей и педагогов. – М.:АСТ: Астрель. 2006.

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Источник

Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости

какие три группы методов используют учителя в работе с умственно отсталыми детьми. Смотреть фото какие три группы методов используют учителя в работе с умственно отсталыми детьми. Смотреть картинку какие три группы методов используют учителя в работе с умственно отсталыми детьми. Картинка про какие три группы методов используют учителя в работе с умственно отсталыми детьми. Фото какие три группы методов используют учителя в работе с умственно отсталыми детьми

какие три группы методов используют учителя в работе с умственно отсталыми детьми. Смотреть фото какие три группы методов используют учителя в работе с умственно отсталыми детьми. Смотреть картинку какие три группы методов используют учителя в работе с умственно отсталыми детьми. Картинка про какие три группы методов используют учителя в работе с умственно отсталыми детьми. Фото какие три группы методов используют учителя в работе с умственно отсталыми детьми

Содержимое разработки

Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости

Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия является сравнение изучаемых объектов. На каждом занятии планируется коррекционная работа в форме развивающих игр, которые специально предназначены для активизации психических процессов, развития умственных способностей, тренировки памяти и мышления детей. Развивающие игры помогают лучше усваивать и закреплять знания, полученные на занятиях, воспитывают у умственно отсталых детей наблюдательность.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.

· использовании знаний и опыта обучающихся,

· вовлечении в процесс всех органов чувств,

· групповой форме организации их работы,

· деятельностном подходе к обучению,

· творческом характере обучения,

· диалоге и полилоге,

Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психо­физических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, по­ведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъек­том педагогической деятельности.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточ­ностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобра­зием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов:

методы формирования знаний;

методы воспитания личности;

методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;

методы регулирования психического состояния детей.

В основе их лежат закономерности обучения, возрастного раз­вития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.

Методы формирования знаний

В работе с умственно отсталыми детьми для формирования зна­ний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.

Метод слова включает:

— объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, замечание,
устное оценивание, обсуждение, совет, просьбу, беседу, диалог и т. п.

сопряженную речь — проговаривание хором;

невербальную информацию в виде мимики, пластики, жестов, условных знаков;

— иллюстрации схемы
тела человека, гигиенические плакаты, видеофильмы и т. п.

Методы воспитания личности

Основными факторами воспитания умственно отсталого ребенка являются окружающая среда, воспитывающая деятельность и осмысление ребенком себя в реальной жизни. Эти факторы неотвра­тимо связаны между собой в каждом акте жизни ребенка.

Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельно­сти во взаимосвязи с окружающим миром. Умственно отсталые дети, воспитывающиеся в замкнутом пространстве коррекционных учреж­дений, детских домов, психоневрологических диспансеров или в до­машних условиях, имеют узкую однородную среду обитания и обще­ния, скудные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспи­тание личности.

Воспитывающая деятельность означает вовлечение ребенка в различные виды деятельности, поскольку деятельностью утверж­дается активное отношение к реальности. Любая конкретная дея­тельность инициируется потребностями, мотивами, интересом, ценно­стными ориентациями, которые у детей с нарушением интеллекта слабо выражены и с трудом формируются.

Осмысление, самоощущение себя в реальной жизни также имеет осложнение, так как дети имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений. Формирование собственной самооценки, выбор ценностных ориентации для умственно отсталого ребенка — одна из нерешенных социальных проблем.

Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся

Индивидуальные занятия проводятся с детьми-инвалидами с детства, с детьми надомного обучения, имеющими тяжелые и сочетанные нарушения умственной отсталости. Взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализировать содержание, методы, при­емы лечебно-восстановительных и коррекционно-компенсаторных мероприятий, оперативно контролировать состояние ребенка.

Индивидуально-групповые занятия проводятся с группой от 2—3 до 6—8 человек, как правило, с приблизительно одинаковыми вторичными нарушениями.

Малогрупповые занятия — наиболее распространенный вид орга­низованных занятий урочной формы в специальных детских садах, школах, интернатах. Относительная од­нородность группы позволяет упорядочить учебный процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы, созда­вать условия взаимодействия, вербального и невербального общения, повышать педагогическую и моторную плотность урока. Недостат­ком является Ограниченный индивидуальный подход.

Методы регулирования психического состояния детей

Для детей с умственной отсталостью характерны неустойчивость и рассеянность внимания, вялость мышления, низкий уровень вооб­ражения и фантазии, склонность к штампам и стереотипам.

Для оптимизации состояния есть различные приемы психолого-педагогической регуляции:

доброжелательный стиль общения, доверие, открытость педаго­га, выраженное внимание к каждому ученику;

позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание оптимизма, эмоционального комфорта и безопасности;

постановка общей цели, объединение общими интересами, орга­низация взаимодействий учащихся по принципу психологической совместимости;

адекватность средств, методов и методических приемов ре­альному состоянию и индивидуальным возможностям детей;

• примирительные акты в случае конфликтов, возникающих
вследствие неустойчивого психического состояния, неудачи, боли, раз­
ногласий, эмоционального дискомфорта, отсутствия внимания и т. п.
Способами разрешения конфликта могут быть мотивированное пере­
убеждение, изменение установок, отношений и оценок, компромисс,
уступка, шутка, улыбка, обоюдный анализ ситуации, концентрация на
положительном, переориентировка внимания на другой объект или
действие;

суггестивные методы (методы внушения), при которых дети с умственной отсталостью без обдумывания, пассивно, без борьбы мо­тивов усваивают идеи и высказывания педагога (психолога). Вну­шения касаются снятия страхов, тревоги, стресса, неуверенности, по­вышения работоспособности, мобилизации эмоциональной активности (Гройсман А.Л., 1998);

использование музыки с целью снятия нервно-мышечного на­пряжения, ускорения восстановительных процессов, ритмической и эмоциональной настройки (Брусиловский Л.С, 1979);

игровые методы организации занятий, активизирующие вни­мание, память, воображение, создающие ощущение удовольствия, ра­дости. Специальным подбором подвижных игр можно регулировать психоэмоциональное состояние от снятия агрессивности до форми­рования эмпатии в межличностных отношениях;

театрализованные формы занятий (сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, тематические игровые композиции), связанные с пере­движением, воспроизведением положительных образов, совместной деятельностью, которые могут стать опорой для подражания, источ­ником двигательной, психомоторной, социальной активности (Гройс-ман А.Л., Росляков А.Ф., 1993).

Источник

Доклад на тему:»Методы и средства обучения и воспитания применяемые с детьми с УО»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учителю, работающему в классе, где обучаются дети с умственной отсталостью ежедневно приходится решать непростые задачи создания специальных условий организации учебной деятельности, например, для понимания материала обучающимся с интеллектуальными нарушениями могут быть необходимы особые наглядные средства или дополнительное внимание учителя.

Умственно отсталые дети – это дети со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга. При умственной отсталости наблюдается нарушение всех психических функций, при этом страдают также эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

Особенности психического развития умственно отсталых детей:

недостаточность всех форм мыслительной деятельности;

нарушение речевого развития;

меньшая скорость приема, переработки сенсорной информации;

меньший объем информации, запечатляемой и сохраняющейся в памяти; низкая точность запоминания;

снижение как непроизвольного, так и произвольного внимания;

отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы;

трудности взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с окружающими людьми;

замедленный темп психического развития в целом, повышенная утомляемость и высокая истощаемость.

Особые образовательные потребности детей с нарушением интеллектуального развития:

Потребность в обеспечении доступности учебного материала;

Развитие мотивации к учению и познавательных интересов;

Формирование социальной компетентности;

Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;

Формирование учебных умений;

Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;

Одна из последних стратегий специального образования это инклюзия.

Специальные образовательные условия

Создание индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы;

Использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала;

Введение специальных коррекционных курсов, включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений;

Обеспечение трудовой подготовки.

Обеспечение доступности учебного материала

снижение объема и глубины изучаемого материала;

увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем;

структурная простота учебного материала;

наличие пропедевтических (подготовительных) периодов;

увеличение количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала;

использование специальных методов и приемов: широкая опора на наглядность, предметно-практическую деятельность для формирования абстрактных понятий, метод «малых порций», стимулирующие методы, игровые приемы, использование памяток и инструкционных карт и др.

Использование учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов, специализированных компьютерных программ.

В своей работе я использую объяснительно-иллюстративные технологии для облегчение понимания сложной и трудно запоминаемой информации. Это использование наглядных пособий, раздаточного материала, презентаций.

(«Звуковичок», «Минутка выразительности» (остановки), буквы из наждачной бумаги, цифры из гофрированной бумаги, элементы букв (зонтик, крючок).

(Числовые домики; соотношение количества предметов с цифрой (карточки с прищепками); элементы букв ( показ цветных элементов, обучающиеся выкладывают у себя на листе; другие выкладывают без демонстрации элементов, по названию учителя; другие выкладывают буквы из перечисленных элементов);карточка (знакомство с новой цифрой (слева выложить 3 квадрата, справа 1 круг; знакомство с составом числа(наверху карточка с цифрой 4, слева 2 квадрата, справа 2 круга); закрепление знания состава числа(наверху карточка с цифрой 6, слева карточка с цифрой нет, справа цифра 1. Какая цифра пропущена?)

Применяю технологию индивидуального обучения (работа с индивидуальными карточками). Обучающийся получает индивидуальную карточку, содержащую одинаковые примеры с различными заданиями, выполняет задания самостоятельно. Для каждого ученика карточку подбираю в соответствии с его умственными способностями. После выполнения задания провожу беседу: Прочитай примеры, в которых находили разность. Прочитай примеры, в которых находили сумму. К какому результату надо прибавить 9, чтобы получить 19? В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной работы ученика. Такое сочетание в практике необходимо, а использование индивидуальных карточек активизирует ребенка в процессе беседы. Ситуация успеха дает возможность вовлекать ученика в работу по выполнению дальнейших заданий.

Здоровьесбережение является одним из подходов в личностно-

ориентированном обучении. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.

В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции.

Очень нравятся детям уроки с элементами театрализации, наиболее часто я применяю этот прием в ходе уроков чтения и речевой практики. Через исполнение роли ребенок учится передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности. Играя роль, ребенок перевоплощается: слабый становится более сильным, неуверенный в своих силах – более уверенным, вживаясь в роль, дети познают мир с другой стороны, учатся видеть себя со стороны и во многом переоценивают свои поступки. Детям нравятся уроки, на которых они становятся участниками сказочного сюжета, помогают сказочным героям, сами сочиняют свою сказку.

Источник

Статья » Методы и приемы обучения детей с умственной отсталостью на уроках»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы и приемы обучения детей с умственной отсталостью на уроках.

Меленюк М. Н., г. Новосибирск, МКОУ С(К)Ш № 107, учитель начальных классов первой квалификационной категории

В настоящее время значительно вырос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе и к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта. Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Дети-олигофрены способны к развитию, хотя их развитие осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей. Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, существенно важным является не всякое, а специально организованное воспитание и обучение. Основной задачей такого обучения является подготовка детей к самостоятельной жизни, умение ориентироваться в окружающем, выработать умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность, а так же научить использовать математические знания, без которых невозможна социальная реабилитация и адаптация детей-олигофренов в повседневной жизни. В развитии умственно отсталых детей существуют процессы, которые возникают из-за того, что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, реагируют на собственную недостаточность, и в процессе развития, активного приспособления к среде, вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают недостатки. Личность умственно отсталого ребенка компенсируется процессами развития ребенка. Следствием компенсации будет социальная реабилитация и адаптация ребенка к жизни в обществе.

Умственная отсталость затрудняет обучение и воспитание детей. Делает особенно сложным процесс формирования их личности. Такие дети с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях и методах обучения и воспитания. Опыт работы показывает, что даже при значительном отставании детей от нормального развития, их состояние может быть улучшено. Нервная система детей пластична, податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам.

Предлагаю некоторые коррекционные игры и упражнения на уроках.

Игры и упражнения для развития моторики и внимания

— Ребенок должен по инструкции:

— потянуть руки вверх (вниз, направо, налево);

— показать вытянутой рукой на называемый предмет (стол, книга, окно и т. д.);

— нарисовать мелом (карандашом) кружок (палочку, крестик) на верху (внизу, слева, справа) доски или тетради.

— Упражнения для пальцев рук:

— растопырить пальцы, сжать в кулак, разжать;

— из сжатого кулака попеременно выпрямлять пальцы;

— собрать рассыпанные по полу мелкие предметы в коробку;

— прокалывать толстой иглой дырочки в толстой бумаге.

— Мелом или карандашом на доске или в тетради ставят две точки, ребенок должен пальцем провести линию их соединяющую (точки даются в разных направлениях.)

Упражнение для различения цвета, формы и величины

— Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики (ромб, круг, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме (цвету).

— Показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она убирается. Ребенок по памяти должен подобрать такую же.

— Раскладывание разноцветных кружочков, шариков, палочек в кучки по цвету.

— Складывание различных пирамидок, матрешек.

— Выстраиваются однородные предметы разного размера (грибочки, матрешки). Ребенку предлагается показать самую большую (самую маленькую.)

— Раскладываются различные предметы резко контрастных цветов. Ребенок должен отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета.

— Затем учат правильно называть эти цвета, постепенно вводя новые. Путем упражнений на различных предметах, группируя их, называя цвета, ребенок учится правильно распознавать и называть цвета.

Упражнения для развития памяти и внимания

— Педагог показывает картинки и быстро убирает их, ребенок должен по памяти назвать, что видел.

— Несколько раз ударяет в ладоши или карандашом о стол. Ребенок должен сказать, сколько раз.

— Произноситься ритмический стук (карандашом о стол или в ладоши), ребенок должен повторить его.

— 1 вариант: перед ребенком ставят игрушки или картинки. Предлагается внимательно посмотреть и запомнить. Закрыть глаза. Одна игрушка убирается, открыв глаза, ребенок определяет, что изменилось.

Упражнения для развития мышления

— «Сложи узор» накладывание геометрических фигур на рисунок в масштабе 1 : 1.

— Градация на материале и по таблице фигур

— Выкладывание узоров из двух контрастных цветов.

— «Почтовый ящик». Узнать предмет по контурному изображению.

— «Кому что?». Ребенку предлагаются картинки, например: рука, перчатка, кошка, молоко.

— «Что забыли нарисовать?» Предлагаются картинки с недостающими элементами на предметах.

Упражнения для развития слуховой памяти

— Пересказ короткого рассказа по серии картинок.

Практика показывает, что проведение на занятиях развивающих игр осуществляется в насколько этапов:

Коррекционно-развивающие игры ориентированы на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного занятия. Например, на занятии по элементарному счету от детей требуется умение логически рассуждать, значит наиболее активно будет работать мыслительная деятельность (процессы анализа, синтеза, классификации и сравнения). Поэтому проводятся игры на развитие мышления, которые способствуют мотивации к учению, улучшают контакт с педагогом, активизируют речь и общение.

Источник

Методы и приемы работы с умственно отсталыми детьми

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы и приемы работы с умственно отсталыми детьми

В соответствии с концепцией модернизации Российского образования в нашей стране происходит реформирование системы специального образования.

В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».

Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса – воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически

Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.

Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Применение адекватных программ и методов, приемов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

Среди многообразия современных образовательных методов и приемов работы с детьми я выбрала те, которые, на наш взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, и наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.

Существует выражение «Ум ребёнка – находится на кончиках пальцев» эти слова принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.

Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах .

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Поэтому от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью.

Я представляю следующие методы и приемы, которые наиболее часто использую в работе с умственно отсталыми детьми.

I . Игры с крупой и манкой

1.Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка.
Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

— Развивает познавательную сферу

-Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

-Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

Помогает выучить цвета и формы.

Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

2.Упражнение попадание зерна в узкое отверстие

это упражнение помогает развить:

-Гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию.

3. Упражнение сортировка различных зерен

Такое упражнение развивает у ребенка:

4. Упражнение «сухой бассейн»

Среди огромного разнообразия игр на развитие моторики отдельного внимания заслуживает сухой бассейн. Что же это такое и чем он может быть полезен? Сухой бассейн представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (например, фасоль, каштан, бобы и т.д. В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер. В контейнер помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины и т. д.)

Задача ребенка, достать предметы, которые помещены, вместе с природным материалом, в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект.

Кроме всего, сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Ко всему прочему, дети развивают мелкую моторику, улучшают координацию движений, учатся запоминать и разделять предметы различной формы и размеров.

5. Упражнение рисование песком (манкой)

Игры с манкой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. Рисование манкой даёт отличный результат релаксации.

Существуют 3 вида упражнений:

1. Рисование щепоткой

Суть: напрягаем – расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.

2. Рисование кулачком

3. Рисование пальцем

II . Игровые технологии

Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, мы пришли к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии.

Среди разновидностей игровых технологий мы наиболее часто используем «Игровой стретчинг» автора Константиновой А.И.

После ознакомления с этой технологией, мы стали применять её элементы в своей работе. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.

— аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), (например: «покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь).

-театрализации, где учитель – режиссер, использует игровую атрибутику (вхождение в образ), активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводим в виде сказочных путешествий (например: «путешествие по подводному царству», «погуляем по зоопарку»), фантазий, когда ребенок сам придумывает встречи с животными (например: «ко мне в гости пришёл ёжик»).

III . Упражнения, которые способствуют сенсорному развитию,

технология Марии Монтессори

Украшение рисунков пуговицами, монетами.

Развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.

Упражнения, которые готовят руку к письму и способствуют речевому развитию ребенка.

Суть: Ребенку надо показать, что шнуровка бывает разная.

Обратить внимание, что для каждого цвета есть своя зона.

Такие упражнения способствуют повышению мышечного тонуса, умением манипулировать своими пальчиками.

Развитие внимания, усидчивости и концентрации и пространственных представлений.

IV . Здоровье, сберегающее технологии (физ. минутка)

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Упражнения с макаронами

— развиваем память и произвольное внимание

— гибкость и подвижность пальчиков

— точность и координацию

Пальчиковая асинхронная гимнастика

Готовит руку ребенка к письму, развивает координацию, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи.
Гармонизация работы правого и левого полушария

Упражнения «Резиночки РИНГЛ- ДИНГ»

Развивают внимание, память, воображение.

V . Упражнения на развитие познавательной сферы

V II . Нетрадиционные методы изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги.

Используя на занятиях в своей деятельности нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с умственной отсталостью, я сделала следующие выводы: эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *