какие три смысла вкладываются в понятие диалектика тест
Тест с ответами по теме: “Диалектика”
1. Диалектика:
а) Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях +
б) Учение о структуре мироздания
в) Наука о многообразии мира
2. Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий:
а) Метафизика
б) Диалектика +
в) Софистика
3. Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики:
а) Галилей
б) Гольбах
в) Гераклит +
4. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей:
а) Диалектика +
б) Скептицизм
в) Софистика
5. Диалектический материализм – учение:
а) Иррационализма
б) Структурализма
в) Марксизма +
6. Диалектика отличается от метафизики:
а) Пониманием природы материализма
б) Пониманием развития +
в) Пониманием природы идеализма
7. Метафизика:
а) Философская позиция, утверждающая наличие сверхъестественных сил, оказывающих влияние на жизнь человека и общества
б) Учение о становлении мира из хаоса согласно единому принципу
в) Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные +
8. Наиболее общие фундаментальные понятия:
а) Категории +
б) Эмпирические данные
в) Синтаксис
9. Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга:
а) Принцип единства явления и сущности
б) Принцип развития
в) Принцип единства и борьбы противоположностей +
10. Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется:
а) Аналогией
б) Законом +
в) Тенденцией
11. Законы диалектики впервые сформулировал:
а) Гегель +
б) Руссо
в) Аристотель
12. Один из основных принципов диалектики:
а) Принцип дополнительности
б) Принцип развития +
в) Принцип изоляции
13. Не является законом диалектики:
а) Закон о взаимопереплетении причин и следствий +
б) Закон отрицания отрицания
в) Закон перехода количества в качество
14. Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания:
а) Мера
б) Необходимость
в) Противоречие +
15. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип:
а) Противоречия +
б) Дополнительности
в) Системности
16. Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития:
а) Закон о взаимопереплетении причин и следствий
б) Закон единства и борьбы противоположностей +
в) Закон перехода количественных изменений в качественные
17. Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания:
а) Переход количественных изменений в качественные
б) Закон сохранения и превращения энергии
в) Единство и борьба противоположностей +
18. Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития:
а) Единство и борьба противоположностей
б) Переход количественных изменений в качественные +
в) Закон сохранения и превращения энергии
19. Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития:
а) Переход количественных изменений в качественные
б) Единство и борьба противоположностей
в) Отрицания отрицания +
20. Направленное, качественное изменение:
а) Движение
б) Развитие +
в) Дивергенция
21. Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:
а) Качество +
б) Количество
в) Масштаб
22. Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория:
а) Количества
б) Сущности +
в) Существования
23. Теория самоорганизации сложных систем:
а) Материализм
б) Бифуркация
в) Синергетика +
24. Универсум – понятие, которое объединяет:
а) Гносеологию и космологию
б) Онтологию и гносеологию +
в) Огнеститизм и метафизику
25. Гносеология:
а) Учение о первосущности
б) Учение об оценке знаний
в) Философская дисциплина (раздел), в которой исследуется сам процесс познания +
26. В понятие универсум входит такая сфера как:
а) Бытие
б) Природа +
в) Человек
27. В понятие универсум входит такая сфера как:
а) Общество +
б) Бытие
в) Человек
28. В понятие универсум входит такая сфера как:
а) Реальный мир
б) Человек
в) Мышление +
29. Диалектика в понимании Гегеля является:
а) объективной, субъективной +
б) только объективной
в) только субъективной
30. Являются ли «развитие» и «прогресс» тождественными понятиями:
а) да
б) нет +
в) зависит от ситуации
Тест с ответами: “Диалектика”
1. Что такое диалектическое отрицание?
а) процесс уничтожения старого;
б) процесс, который отражает наиболее общие черты прогрессивного развития;
в) преемственность, передача положительных качеств в новое.+
2. Не является законом диалектики:
а) закон перехода количественных изменений в качественные;
б) закон единства и борьбы противоположностей;
в) закон отрицания отрицания;
г) закон целостности системы и ее связи.+
3. Автор понятия “диалектика” :
а) Сократ;+
б) Аристотель;
в) Гегель;
г) Ленин.
4. Категории, характеризующие закон перехода количественных изменений в качественные:
а) качество;+
б) признак
в) количество;+
г) свойство;+
д) объем;
е) мера.+
5. В чем заключается суть закона перехода количественных изменений в качественные?
а) количественные накопления не могут происходить сколь угодно долго, т.к. наступит переход к новому качеству;+
б) количественные накопления могут происходить бесконечно долго, т.к. наступит переход к новому качеству;
в) количественные накопления характеризуют одну сторону объекта или вещи и являются формой проявления качества.
6. Что такое качество согласно Гегелю?
а) мера в пространственнно-временном отношении;
б) внутренняя определенность вещи, тождественная с ее бытием;+
в) категория, выражающая уникальность вещи или объекта.
7. Автор закона единства и борьбы противоположностей:
а) Аристотель;
б) Фромм;
в) Гегель;+
г) Юм.
8. Категории закона единства и борьбы противоположностей :
а) тождество;+
б) свойство;
в) различия;
г) противоречия;+
д) мера;
е) противоположность.+
9. Учением о чем является онтология?
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;+
г) о духовной культуре общества и человека;
д) о сущности человеческой истории.
10. Древний философ, который первым сформулировал понятие «бытие»:
а) Пифагор;
б) Гераклит;
в) Парменид;+
г) Платон;
д) Сократ.
11. Понятие, возникшее первым:
а) материя;
б) бытие;
в) субстанция;
г) первоначало.+
12. Какую концепцию понимания бытия выдвинул Аристотель?
а) пассивную материю и активную форму;+
б) активную материю и пассивную форму;
в) активное сознание и пассивную форму;
г) пассивное сознание и активную форму.
13. Какое развитие сопровождается появлением более совершенного качества по сравнению с предыдущим:
а) деградация;
б) упадок;
в) регресс;
г) прогресс;+
д) интеграция.
14. Объективной связью между отдельными состояниями видами и формами материи в процессах ее движения и развития является:
а) причинность;+
б) детерминизм;
в) дуализм;
г) синергия;
д) индукция.
15. Детерминизм учение:
а) о божественной предопределенности;
б) о всеобщей познаваемости мира;
в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;+
г) о непознаваемости мира;
д) о сотворении мира.
16. Что утверждали материалисты?
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;+
г) мир создан Богом из ничего.
17. Материей по мнению материалистов является:
а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;+
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.
18. Что утверждают идеалисты:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;+
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д) мир создан Богом из ничего.
19. Что такое пантеизм?
а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;+
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.
20. Что такое гилозоизм?
а) учение о природе;
б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;+
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
д) учение о духовной культуре общества и человека.
21. Первоначало в материалистических философских концепциях:
а) дух;
б) сознание;
в) материя;+
г) логос;
д) опыт.
22. Первоначало в идеалистических философских концепциях:
а) дух;+
б) божество;
в) материя;
г) логос;
д) опыт.
23. Чем является необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества?
а) движение;
б) деформация;
в) регресс;
г) развитие;+
д) трансформация.
24. Фундаментальными понятиями, которые отражают наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:
а) термины;
б) категории;+
в) символы;
г) универсалии;
д) парадигмы.
25. В чем проявляется сущность любых объектов мира?
а) в их внутренних качествах;
б) в их внешних признаках;
в) в их обособленности;
г) во взаимодействии с другими объектами.+
26. Формой бытия материи, которая выражает длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:
а) время;+
б) пространство;
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.
27. Форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
а) время;
б) пространство;+
в) движение;
г) развитие;
д) взаимодействие.
28. Основные трактовки пространства и времени:
а) субстанциональная;+
б) реляционная;+
в) иррациональная;
г) экзистенциальная;
д) субъективно-идеалистическую.+
29. Основные трактовки категории материи:
а) субстратная;+
б) корпускулярная;+
в) континуальная;+
г) экзистенциальная;
д) иррациональная.
30. Материя нечто … с точки зрения континуальной трактовки.
а) обладающее энергией и массой;
б) обладающее душой и жизненностью;
в) обладающее пространственно-временными характеристиками;+
г) обладающее волей и желанием;
д) находящееся в движении.
31. Универсальная форма существования материи:
а) неподвижность;
б) сознание;
в) движение;+
г) определенный набор форм;
д) ограниченность в пространстве.
32. Основными видами взаимодействия элементов на уровне неживой природы являются:
а) психологические и эмоциональные;
б) гравитационные и электромагнитные;+
в) энергетические и информационные;+
г) социальные и институциональные.
33. Что такое существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь?
а) явление;
б) закон;+
в) условие;
г) качество;
д) карма.
34. Чему присуща неравномерность протекания?
а) физическому времени;
б) математическому времени
в) биологическому времени;
г) историческому времени.+
35. Каким был материализм французских просветителей-энциклопедистов?
а) наивный;
б) механистический;+
в) метафизический;
г) стихийный;
д) диалектический.
36. Название материализма Фейербаха:
а) наивный;
б) механистический;
в) метафизический;
г) антропологический;+
д) диалектический.
37. Названия сведения высших форм движения материи к низшим:
а) эмпиризма;
б) формализма;
в) релятивизма;
г) редукционизма;+
д) агностицизма.
38. Название сведения всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической:
а) формализма;
б) релятивизма;
в) механицизма;+
г) эмпиризма;
д) агностицизма.
39. Положение, признаваемое объективным идеализмом:
а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;
б) мир является ареной войны всех против всех;
в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
д) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.+
40. Закон диалектики, иллюстрируемый спиралью:
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.+
41. Закон диалектики, наглядно иллюстрируемый таблицей химических элементов Д.И. Менделеева?
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;+
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.
42. Основные законы диалектики:
а) закон единства и борьбы противоположностей;+
б) закон неба (Ли);
в) закон взаимного перехода качества и количества;+
г) закон отрицания отрицания;+
д) закон нравственного воздаяния.
43. Двумя формами чего являются прогресс и регресс?
а) существование;
б) развития;+
в) движения;
г) иерархии;
д) детерминизма.
44. НЕ является законом диалектики:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) тождества материи и сознания;+
в) перехода количества в качество;
г) отрицания отрицания.
45. Что такое диалектика?
а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;+
б) учение, считающее источником и завершающей целью всех изменений в природе Бога;
в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности;
г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д) учение о божественном предопределении.
46. Восстановите последовательность возникновения трактовок бытия:
а) бытие творящее и бытие сотворенное;
б) бытие как экзистенция;
в) бытие как Единое;
г) бытие мира как «часовой механизм».
Ответ: 2-а;4 –б;1- в;3 – г
47. Восстановите последовательность возникновения философских категорий:
а) бытие;
б) первоначало (архэ);
в) экзистенция;
г) субстанция.
Ответ: 2- а;1-б;4-в;3-г.
48. Восстановите последовательность в историческом развитии материализма:
а) механистический материализм;
б) стихийный материализм;
в) диалектический материализм;
г) антропологический материализм.
Ответ:2 – а,1-б,4-в,3-г.
49. Восстановите последовательность в развитии идеализма:
а) абсолютный идеализм Гегеля;
б) трансцендентальный идеализм Канта;
в) объективный идеализм Платона;
г) рационализм Декарта;
д) схоластический реализм Ансельма Кентерберийского.
Ответ:5-а,4-б,1-в,3-г,2-д
50. Восстановите последовательность возникновения онтологических трактовок:
а) мир идей и мир теней;
б) град земной и Град Божий;
в) мир как объективная реальность;
г) мир как механизм.
Ответ:1-а,2-б,4-в,3-г
51. Восстановите последовательность в развитии диалектики:
а) диалектический материализм;
б) стихийная диалектика (Гераклит);
в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);
г) абсолютный идеализм (Гегель).
Ответ:4-а,1-б,2-в,3-г
52. Восстановите соответствие определения бытия тому или иному философу:
а) бытие есть сущность и существование человека; при этом существование человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным;
б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;
в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же.
1) Бл. Августину;
2) Ж.-П. Сартру;
3) Дж. Беркли.
Ответ:2-а,1-б,3-в
53. Выполните соотношение данных трактовки бытия с философскими школами:
а) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;
б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре,
частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости;
в) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.
1) элеаты;
2) христианство;
3) атомисты.
Ответ:2-а,1-б,3-в,2-а,3-б,1-в
54. Соотнесите трактовки бытия и учения того или иного философа:
а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;
б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера, общество и т. д.;
в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия;
г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости.
1) Гегель;
2) Маркс;
3) Беркли;
4) Платон.
Ответ:4-а,2-б,1-в,3-г
Какие три смысла вкладываются в понятие диалектика тест
Тест 3. «Диалектический полукроссворд
Диалектика как мировоззрение, учение и метод
Тест «Диалектический полукроссворд» содержит вопросы, на которые нужно ответить, выбрав один из предложнных вариантов, а также вопросы, ответ на которые нужно вписать в ячейки-клеточки, так же как при решении кроссворда. Так как тест содержит только элементы кроссворда, я назвала его полукроссвордом, а почему диалектическим – надеюсь, понятно из вопросов.
У меня есть и настоящие философские кроссворды, но в данный момент опубликовать их не могу по техническим причинам. Тем не менее использование игровых заданий – не только кроссвордов – в учебным процессе считаю очень полезным и эффективным, а кроссворды по философии ( у меня также имеются кроссворды по культурологии, социологии, логике, политологии и культуре речи) считаю своим ноу-хау – во всяком случае, я подобных никогда не встречала.
Данный тест невозможно выполнить на экране монитора – его следует распечатать. Проверить себя и посмотреть ответы на вопросы можно будет после выполнения теста – ссылка внизу, но обращаться к ней следует после самостоятельной работы над тестом.
JJJ Будьте осторожны! Среди вариантов ответов встречается жуткая чушь из серии «не говори красиво».
А) Диалектика есть всестороннее учение о развитии
Б) Диалектика есть умение развивать беседу, искусство спора
В) Диалектика есть системное учение о развитии мышления
2. С течением реки Гераклит Эфесский сравнивал
А) прерывистость движения
Б) постоянный ход развития
В) развитие населяющих водную среду микроорганизмов, приспосабливающихся к условиям, возникающим при движении водяных потоков
3. Сам ая сложн ая форма изменения и центральная категория диалектики –
oooooooo
4. Различие, доведенное до предела, есть
А) противостояние Б) становление
В) противоположность Г) количественная разница
5. « С прибавление какого зерна, образуется куча? С выпадением какого волоса человек становится лысым?» – так вопрошал Евбулид из Милета в V веке до н.э. и выразил таким образом проблему
А) зависимости массы от скорости
Б) взаимосвязи качества и количества
В) отношения бытия и сознания
6. В философию понятие “диалектика” ввёл oooooo
А) идеалисти стическую Б) материалистическую
В) дуалистическую Г) плюралистическую
8. Диалектика мира (объекта) выражается в диалектике мысли (субъекта). Реальные изменения ( например, развитие в природ е ) следует определять как
А) объективн ую диалектик у
Б) субъективн ую диалектик у
В) естественную диалектик у
9. Материалистическая диалектика основывается
А) на тождестве бытия и мышления
Б) на тождестве бытия и познания
В) на единстве бытия и мышления
Г) на единстве мнений
10. Устойчивая совокупность свойств вещи образует её oooooooo
А) в философии природы Б) в логике В) в философии свободного духа
12. Диалектическое отрицание – триединый процесс, его фазы:
13. Три основных закона диалектики:
1. ooooooooo ooooooooo
2. ooooooo oooooooooooooo ooooooooo o oooooooooooo
3. oooooooo o oooooo oooooooooooooooooo
14. Е диничное и общее
А) реально существуют в природе Б) существуют только в мышлении
В) существуют только в диалектическом мышлении
15. Форма мышления, выражающая “окостеневшие” истины и альтернативная диалектике – это ooooooooo
16. Многообразные связи, отражающие “полярные” стороны бытия, в философском познании нашли выражение в oooooo категориях:
17. Субъективизм – это
А) основополагающий принцип диалектики
Б) внутренняя альтернатива диалектики
В) внешняя альтернатива диалектики
Г) характеристика единичных предметов
18. Согласно какому принципу природные, общественные и психические явления возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определённых причин?
А) субъективизма Б) детерминизма В) индетерминизма
19. Отличие одного предмета от другого зафиксировано в понятии
А) количество Б) скачок В) развитие Г) качество
19. Количественные изменения
А) устраняют бытие предмета, так как количество – это определенность
Б) не устраняют бытие предмета, хотя количество – это определённость
20. Вода при нагревании – при увеличении количества градусов Цельсия до 100 – кипит и превращается в пар, при температуре ниже 0 вода превращается в лёд – затвердевает. В обоих случаях качественная определённость данного вещества изменяется. Нижняя граница, в котором вода остаётся в жидком состоянии – 0 градусов Цельсия, верхняя – 100 градусов Цельсия. Интервал, в пределах которого сохряняется качественная определённость предмета, – это
А) скачок Б) мера В) объём Г) разница Д) грань
21. Переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения oooo ) –
А) скачок Б) мера В) объём Г) грань
22. Русский философ В.Соловьев называет абстрактные категории рациональной европейской философии «отвлеченными началами» и считает, что абсолютизирование отвлеченного начала заводит философию в тупик. Этот тупик, по его мнению, наиболее очевиден в диалектическом учении
А) Шеллинга Б) Гегеля В) Спинозы
23. Какая мысль учения Спинозы о субстанции свидетельствует о диалектическом понимании им природы?
А) Субстанция бесконечна и совершенна, неподвижна и неизменна
Б) Субстанция бесконечна, существует сама по себе с необходимостью и содержит причину самой себя
Полезные ссылки
Дополнительная помощь пользователю: РУБРИКАТОР
Три закона диалектики Гегеля. Начни разбираться в происходящем!
Как разобраться в происходящих вокруг нас событиях? Легко и быстро, посмотрев ютюбчик не получится. Все равно докапываться до сути придётся самому, изучая экономику, историю, философию. Однако одного знания фактов недостаточно, надо ещё уметь связывать их воедино, устанавливать причинно-следственные связи. А для этого необходимо освоить диалектику.
В рамках гегелианства и марксизма диалектика — это научно-философский метод познания универсальных законов развития природы, общества и мышления.
В отличаем от метафизика диалектика основана:
Во-первых, на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и
Во-вторых, их непрерывного развития. Причём движущей силой этого развития, источником его «самодвижения», является противоречие.
Суть диалектической взаимосвязи, развития и противоречия раскрываются в законах диалектики. Их всего три:
— закон перехода количественных изменений в качественные,
— закон отрицания отрицания и
— закон единства и борьбы противоположностей.
Разберем каждый из них.
Закон Перехода количественных изменений в качественные
Качество — это внутренняя определенность предмета или явления, стабильная система характеристик и связей. Например, жидкое, либо газообразное состояние тела; в области общественных наук — общественно-экономическая формация.
Количество — внешняя определенность вещи, исчисляемые параметры предмета или явления. Это может быть число, величина, объем, вес, размер. В общественных науках — это уровень бедности, социального расслоения, различные экономические показатели.
Мера — единство количества и качества, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие.
По мере изменения количественных показателей наступает момент, когда происходит изменение меры, это приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов«, а сам переход в иное состояние понимается как «скачок«. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое.
Классический пример — это кипящая жидкость. По мере изменения количественных характеристик — температуры — атомы начинают двигаться быстрее, в итоге нарушается мера, другими словами равновесие, стабильность старой системы, и происходит скачок — вода кипит и переходит в новое качество — превращается в пар.
Закон перехода количественных изменений в качественные применим не только к физике, но и к развитию общества. Так по мере накопления противоречий, изменения таких количественных показателей, как рост неравенства, бедности, эксплуатации ситуация может выливаться в революцию, происходит скачок, и как результат слом старых укладов и возникновение новых.
Закон Отрицания отрицания
Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени. Процесс развития носит поступательно-повторяемый характер. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали: причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Направленность развития может быть как восходящей, так и нисходящей, хотя общая тенденция все же восходящая.
Так историческое развитие может проходить фазы восходящего развития и откатов назад. Например, расцвет и падение Римской империи, революции и контрреволюции.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон диалектики вскрывает внутренний источник развития, его движущую силу. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. С одной стороны, существует связь и взаимодействие между ними. С другой стороны, они находятся в состоянии взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями:
«Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».
Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращающий его в качественно иной объект, отрицающий старый.
В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В общественно-историческом развитии можно рассмотреть общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества: их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Диалектика — это научно-философский метод познания общих законов развития природы, общества, мышления. Он основан на признании всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений и их непрерывного развития, движущей силой которого являются противоречия.
Три закона диалектики всесторонне описывают данный метод познания. Чтобы легче запомнить, можно систематизировать их так:
Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос, «что» происходит. Здесь мы говорим о понятиях количества, качества и меры.
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, «каким образом» происходит развитие. Оно происходит по спирали: каждый виток — это переход на новый высший уровень с сохранением некоторых черт старого состояния. Новое отрицает старое.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос, «почему» происходит развитие. Движущей силой развития является противоречие, которое заключается во взаимосвязи и взаимоотрицании противоположных начал.
Законы диалектики можно отлично проиллюстрировать на развитии самого диалектического метода от гегелианства к марксизму. Гегель стоит на позиции идеализма, он считает, что все мироздание — это проявление мирового разума. Маркс же перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову и поставил ее на рельсы материализма. Сознание по Марксу является лишь свойством материи (продуктом деятельности мозга), сама же материя развивается самостоятельно.
Так сложилась особая философская школа — диалектический материализм.
Сегодня ошибка многих пытающихся мыслить людей в том, что они чересчур упрощают окружающий нас мир. Многие взгляды на современное общество метафизичны. Мыслят вечными константами — жажда наживы, конкуренция, капитализм были и будут всегда тд. Непринято смотреть на проблему или явления комплексно, прослеживать взаимосвязь всех составляющих.
«В СССР кого-то репрессировали, значит социализм — это плохо, в современной РФ — есть примеры успешных людей, есть Юра Дудь, значит капитализм — это хорошо». То есть выдергиваются какие-то частности и на их основании делаются выводы об общем.
Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, которые характерны для современных метафизических буржуазных и реформистских теорий.
Классические произведения и научная литература: