какие три зоны включает в себя ресурсный класс
Новости МГАРДИ
Искать на сайте
Категории новостей
Популярные метки
Последние записи
Ресурсные классы (зоны)
В настоящее время понятие «ресурсный класс» подразумевает несколько трактовок. В приоритетном случае — мы говорим о том, что все дети с ОВЗ приписаны к «регулярным» классам — 1 «А», 1 «Б» (это могут быть не только первые классы, но и любые другие — для ребенка любого возраста, нуждающегося в индивидуализации образовательного маршрута). Понятие «ресурсный класс» может подразумевать также и то, что на его базе постоянно обучается группа детей, выходя в регулярные классы на те или иные предметы.
В ресурсном классе может использоваться прикладной поведенческий анализ, а может не использоваться. Прежде всего — ресурсная зона, это зона, в которой есть необходимые «ресурсы» — специалисты, территория, методики, инструментарий и т.д.
Что делать, если вы хотите организовать ресурсный класс
Об уже существующем опыте:
Ресурсные классы — модель, существующая в России уже несколько лет (около 5ти). Кроме Москвы — это также Воронеж, Белгород, Санкт-Петербург.
РОО помощи детям с РАС «Контакт» оказывает помощь в открытии и поддерживает несколько родительских групп в образовательных учреждениях Москвы. У многих классов есть свои страницы в соц.сетях, где они делятся опытом, рассказывают о том, что у них происходит.
«Инклюзивная молекула» (ресурсные классы) – это пилотный образовательный проект в Москве. В него вошли 9 школ. Проект направлен на создание и обеспечение специальных образовательных условий для детей с РАС и другими ментальными нарушениями, с целью реализовать права этих детей на образование и жизнь в обществе, гарантированные законом методом создания в школах ресурсных зон.
Проект начался с консолидированного и квалифицированного родительского запроса. Представители РОО помощи детям с РАС «Контакт», МГАРДИ, фонда «Выход» и АНО «Ресурсный класс» представляли его вниманию специалистов НПЦ ПЗДП, а также на уровне Министерства образования и Департамента образования города Москвы («ДОгМ»).
С 15 по 18 апреля 2015 года проект «Инклюзивная молекула» был представлен силами МГАРДИ, РОО помощи детям с РАС «Контакт», команды волонтеров и фонда «Выход» на Московском международном салоне образования постоянным стендом и докладом.
На сегодняшний день в Москве существует около 20 классов, основанных на передовых педагогических методиках, как входящих в проект, так и действующих вне его. Прикладной поведенческий анализ (АВА) используется не на всех площадках, однако на большинстве — лежит в основе обучения детей с РАС. В самой «Инклюзивной молекуле» участвуют девять столичных школ: ГБОУ гимназия № 1540, ГБОУ лицей №1574, СОШ 285, ГБОУ школа №1465, школа №1321 «Ковчег», лицей №1367, школа №1206, ГБОУ школа №2009, школа №192. География значительна: представлены Центральный, Западный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Юго-Западный округа.
Департаментом образования г. Москвы совместно с Городским психолого-педагогическим центром, Московским городским педагогическим университетом, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и РОО помощи детям с РАС «Контакт» был запущен пилотный образовательный проект «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации» в 2015/2016 учебном году. Цель образовательного проекта — повышение доступности и качества образовательных услуг для детей с РАС на различных уровнях образования.
1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Подробнее с нормативно-правовой базой можно ознакомиться на нашем сайте в разделе Материалы.
Перед общеобразовательными организациями стоит задача создания специальных образовательных условий для данной категории детей: подбор квалифицированных педагогических кадров, создание комфортной среды, создание локальной правовой и методической базы. Посмотреть список организаций, обучающих сотрудников образовательных учреждений можно тут.
Реализация образовательного проекта «Инклюзивная молекула» позволит рассмотреть и проанализировать круг вопросов инклюзивного обучения, среди которых создание эффективных моделей обучения детей с РАС; разработка и апробация эффективной диагностики индивидуальных возможностей, потребностей и достижений обучающихся.
Прикладной поведенческий анализ — эффективная методика обучения детей с РАС и другими ментальными нарушениями, которая применима и эффективна для обучения любых других детей с ОВЗ, а также независимо от того, инклюзивное или коррекционное это образовательное учреждение.
Статья «Ресурсный класс для учащихся с расстройством аутистического спектра как специальная образовательная модель»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ресурсный класс для учащихся с расстройством аутистического спектра как специальная образовательная модель
Согласно статистике, расстройства аутистического спектра на сегодняшний день являются наиболее распространенным нарушением развития. Этот диагноз по всему миру имеют 1-2 % детей. Аутизм по-разному проявляется у каждого человека, но наиболее общие его характеристики – это выраженные трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, специфическая обработка сенсорной информации, повторяющееся поведение. Так как аутизм, прежде всего, связан с коммуникативной и социальной сферами, становится очевидным, что ребенка с таким диагнозом нельзя лишать возможность общения и взаимодействия с другими детьми, переводя, например, на домашнее обучение. И именно ресурсные классы становятся той моделью, которая наиболее благоприятна для ребенка с диагнозом «расстройство аутистического спектра».
Ресурсные классы открываются в общеобразовательных школах для реализации идей инклюзивного образования, которое обеспечивает всем детям, независимо от их особенностей, равные возможности для саморазвития и предполагает адаптацию образовательного пространства к потребностям особого ребёнка. Ресурсный класс позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями. В таких классах могут обучаться дети с расстройствами аутистического спектра или другими ментальными нарушениями.
Дети с аутизмом могут успешно учиться в обычной школе и чувствовать себя комфортно, если взрослые позаботились о создании специальных образовательных условий для этих детей. В специальные образовательные условия входят не только тьютор и ресурсный класс как отдельное помещение в школе, а в первую очередь внедрение специальных технологий и методов обучения.
В ресурсном классе ГБОУ СОШ № 323 Санкт-Петербурга на данный момент обучаются трое учеников начальной школы. Созданы условия, учитывающие образовательные и личностные потребности детей: обеспечение сенсорного комфорта, дозирование учебной и эмоциональной нагрузки, упорядоченность пространственно-временной среды. В классе имеются отдельные зоны: для групповых и индивидуальных занятий, для игры и отдыха. Используются различные алгоритмы и памятки, социальные истории, визуальная поддержка. Расписание занятий составляется индивидуально для каждого учащегося в соответствии с его адаптированной образовательной программой и включает индивидуальные и групповые занятия в ресурсном классе, уроки в регулярном классе, а также внеурочные и коррекционно-развивающие занятия (с логопедом, психологом, дефектологом).
Ресурсный класс предполагает, что основное обучение ребенка происходит в общеобразовательном классе, а в ресурсном ребенок отрабатывает отдельные темы и навыки. При данной форме обучения ученик проводит в общеобразовательном классе более 50% от общего школьного времени. Дети, посещающие школы с ресурсными классами, обучаются по индивидуальной образовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), а также потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования.
В зависимости от потребностей ребенка, он может находиться в ресурсном классе как небольшую часть времени после занятий в общеобразовательном классе, восполняя свои дефициты, так и большую часть учебного времени, посещая свой общеобразовательный класс по индивидуальному плану. Занятия в ресурсном классе могут проходить один на один с тьютором или в небольших группах. Групповые занятия проводит учитель ресурсного класса. Такие занятия направлены прежде всего на формирование общеучебных навыков: смотреть на доску, поднимать руку, выполнять инструкции, отвечать на вопросы и др. Кроме того, на групповых занятиях дети обобщали и закрепляли навыки чтения, письма и счета, которые формировались на индивидуальных занятиях с тьюторами.
Некоторые школьные предметы могут быть сложны ученику с РАС для освоения в условиях общеобразовательного класса. Ему может понадобиться больше времени для проработки какой-то темы. Поэтому ученик на некоторые уроки может переходить в ресурсный класс и изучать те же темы, что и его одноклассники в это же время, но в режиме «один на один» со своим тьютором. Например, ученик изучает чтение и окружающий мир в общеобразовательном классе, а на уроке математики переходит в ресурсный класс, после чего возвращается в общеобразовательный на физкультуру. Предметы, которые ребенок посещает с общеобразовательным классом и которые он изучает в ресурсном классе, также прописываются в индивидуальной программе ребенка. Этот перечень может меняться в течение года.
Когда у ученика с РАС присутствует поведение, которое мешает его адаптации в школе, в этом случае для него прописывается отдельная программа по работе с данным поведением. В рамках этой работы выясняются причины дезадаптивного поведения, вызывающие его факторы, признаки, по которым можно спрогнозировать появление этого поведения.
Несмотря на то, что все основные условия, необходимые для детей с РАС, определены образовательной организацией в АООП НОО, каждому конкретному ребенку требуется определение специфических индивидуальных условий. Именно это обосновывает необходимость создания адаптированной образовательной программы (АОП), в которой будут определены все специфические условия обучения и индивидуальные планируемые результаты, необходимые для конкретного ученика с РАС. Наличие АОП позволяет:
— на основе комплексной диагностики определить специальные условия, специфичные для конкретного ребенка с РАС;
— структурировать и систематизировать процесс обучения;
— обозначить основные проблемы в освоении предметных областей и определить индивидуальные планируемые результаты;
— определить основные проблемы в области формирования универсальных учебных действий (для вариантов 8.3, 8.4 базовых учебных действий) и индивидуальные планируемые результаты;
— определить основные направления коррекционной работы и индивидуальные планируемые результаты;
— сфокусироваться на актуальных проблемах, которые являются приоритетными для обучения и развития ребенка в определяемый период времени;
— определить ресурсы обучающегося с РАС.
Наличие данного документа, хорошо проработанного командой специалистов, придает процессу обучения учащегося с РАС четкий и рациональный характер, при котором можно формулировать конкретные цели, определять стратегии их достижения и отслеживать результаты обучения и воспитания.
Эмоциональное развитие детей с РАС, особенности произвольного внимания, специфика речевых трудностей и другие особенности создают необходимость четкого понимания их особых потребностей. Эти потребности можно описать в следующих тезисах:
• необходимость плавного введения в ситуацию обучения в классе;
• обеспечение сенсорного комфорта;
• дозирование учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;
• упорядоченность пространственно-временной структуры образовательной среды, в которой находится ребенок;
• учет специфики усвоения информации;
• индивидуальный подход к оценке достижений ребенка.
Важнейшее условие адаптации ребенка с аутизмом к школе и его комфортного пребывания в регулярном классе – это конструктивное взаимодействие всех педагогов и специалистов, работающих с таким учеником. Тьюторы сопровождали детей во всех бытовых моментах, работали с нежелательным поведением, помогали выстраивать коммуникацию с одноклассниками, при необходимости адаптировали учебный материал, оказывали помощь учителям общеобразовательных классов в организации взаимодействия с особыми учениками. Учитель ресурсного класса вместе с другими педагогами составлял и реализовывал индивидуальные адаптированные образовательные программы для каждого учащегося ресурсного класса, совместно с учителем регулярного класса определял график посещения уроков, разрабатывал систему оценивания. Учителя проводили в своих классах работу по созданию благоприятной, дружеской, психологически безопасной атмосферы. В дружном и толерантном классе комфортно не только особому ребенку, но и всем детям, а значит, процессы обучения и развития идут более результативно.
1. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования [http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?1126]
2. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с. [Источник: http://psychlib.ru/resource.php/pdf/documents/ODs-2012.pdf]
3. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск, 2013. − 110 с.
4. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / рук. авторского коллектива: Козорез А.И.—М.: АНО Ресурсный класс, 2015.— 360 с.
5. Формирование инклюзивной среды в образовательной организации. «Уроки доброты» – методика, технологии и реализация: метод. пособие / под ред. В.Д. Парубиной – Казань: ИД «МеДДоК», 2018. – 160 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Как оборудовать ресурсный класс
Наличие проблем в общении с детьми и сложности вербального и невербального характера – основные симптомы хронического заболевания под названием «аутизм» (РАС). Большинство родителей, имеющих больных малышей, задумываются о том, чтобы устроить ребенка в школу с возможностью общения с такими же как он сверстниками. При этом они сталкиваются с большим количеством проблем, после чего некоторые из них перестают верить в положительный исход дела. Примеров этому немало, подтверждением чему служат многочисленные жалобы родителей. Вместе с тем в новостных лентах все чаще появляется информация, где сообщается, что в школах России организуются классы для совместного обучения болеющих РАС детей.
Особенности обучения
Для описания процесса обучения детей с особенностями развития потребовалось ввести в употребление следующие профессиональные понятия:
В условиях ограниченной зрелости общества и недостатков существующей системы образования (недостаточности финансирования, в частности) особого внимания заслуживает последнее из этих понятий. В сложившейся ситуации этот вариант общения выглядит более приемлемым.
Задачи инклюзии
По мнению специалистов, основная задача инклюзии заключается в том, чтобы спустя определенный промежуток времени, проведенный среди сверстников, ребенок почувствовал себя полноценным членом коллектива. Благодаря этому он приобретает способность самостоятельно обучаться и налаживать взаимоотношения с одноклассниками. Огромное значение в этих условиях придается профессионализму педагогов, способных гибко подходить к решению поставленных перед ними задач. От их опыта и умения наладить эффективное взаимодействие учеников с окружающим коллективом во многом зависит успех совместного обучения в условиях ресурсной зоны (инклюзии).
Важно! Основная задача такого подхода – создать для учеников, а также для учителей и их помощников условия, облегчающие, по возможности, достижение поставленных целей.
Для этого применяются всевозможные приемы, включая организацию многосторонних диалогов. В них, помимо администрации должны принимать участие педагоги, а также специалисты, имеющие опыт работы в ресурсной зоне.
Порядок оборудования класса
Не существует каких-либо однозначных рекомендаций по решению этого вопроса. При обустройстве ресурсного класса, в первую очередь, учитываются возможности используемого помещения. Его рекомендуется разбить на несколько отдельных зон, оснащаемых тем или иным комплектом оборудования. Что именно должно располагаться в них – зависит от программы обучения и размеров комнат, количества и специфики психики учеников, а также от состава преподавательского коллектива.
Типовое зональное разбиение выглядит так:
Обратите внимание: Допускается объединение некоторых из этих зон по функциональным признакам.
В отдельных случаях организаторы могут отказаться от одной из них, но для эффективного обучения предпочтителен именно приведенный выше вариант.
Зона занятий
В этом секторе размещаются парты особой конструкции, позволяющие заниматься совместно с педагогом, не отвлекаясь на любые посторонние раздражители. Иногда при разработке таких зон устроители заказывают дополнительную приставную тумбу, в которой предполагается хранить личные вещи (пособия и другие материалы). Помимо этого, предполагается наличие в классной комнате своеобразной «картотеки» средств, используемых для альтернативных способов общения.
Некоторые обучающиеся не в состоянии находиться за партой, что вынуждает принимать кажущиеся необычными решения. Одно из них – специальные конторки, позволяющие детям работать стоя. Другой вариант – подушки со столешницей для занятий в положении «сидя» с размещением обучающих материалов на коленках.
Места для сенсорной разгрузки и для педагогов
Каждому ученику предоставляется возможность отдохнуть от занятий и долгого сидения за партой. Это означает, что в классе обязательно наличие сенсорной зоны или зоны релаксации. Нахождение в ней обычно представляется своеобразным «призом» за хорошо выполненное задание и выглядит как мотивация будущих успехов (на усмотрение педагога). В зоне отдыха и расслабления размещаются гамаки, батуты, сухие бассейны, а также сенсорные туннели и т.п.
В рабочей зоне учителя располагается оборудование, установленное с учетом потребностей педагога по согласованию с администрацией школы. Это:
Не следует забывать о материалах и учебных пособиях, наличие которых в классе обязательно. Для педагогов и учеников потребуется специальная литература, ассортимент которой должен постоянно расширяться. Для этого могут использоваться старые книги, незаслуженно забытые и заброшенные на полках. Они нередко оказываются полезными при обучении детей с особенностями развития. Это могут быть издания типа «виммельбухов», а также различные социальные истории.
Учебное и игровое обеспечение
К этой категории обучающих средств относятся:
Перечисленное специальное оснащение, несмотря на его относительную дороговизну, позволяет расширить потенциал обучения (с учетом грамотного использовании программного обеспечения).
Визуальные материалы и средства альтернативной коммуникации
При выборе визуальных материалов учитываются индивидуальные особенности обучающихся и их наклонности (кому-то они могут вообще не потребоваться). Однако специалисты рекомендуют иметь в классе хотя бы необходимый их минимум. Помимо этого, для каждого обучающего подразделения потребуется создать индивидуальный комплект средств альтернативной коммуникации.
Они должны касаться именно этого класса и включать в себя фото учителя, например, или снимки одноклассников, здания школы, прилегающей к ней местности и т. п.). Наличие визуальных стимулов существенно упрощает работу с учениками, имеющими сложности с коммуникацией. С примерами этих средств каждый желающий может ознакомиться на страничках Интернет, где они приводятся в достаточном количестве.
По любым вопросам звоните:
☎ +7 (926) 728-80-92
☎ +7 (977) 335-61-96