какие турфирмы обанкротились сегодня
Банкротство туроператоров: выживет ли турбизнес под натиском коронавируса?
В последние дни россияне буквально разрываются между новостями о коронавирусной инфекции и стремительном падении рубля. Добавить сюда немного споров по Конституции, постепенное опускание «железных занавесов» между странами, сообщения о новом мировом экономическом кризисе и получается настоящая вакханалия. Но по ком весь этот букет негативных новостей ударит сильнее всего? В первую очередь, по турбизнесу. О нем и поговорим.
Коронавирус
Вирус, начавший свое шествие в конце декабря, очень быстро отбил желание туристов путешествовать в Китай и соседние азиатские страны. Сначала были отменены все поездки в Поднебесную, затем в Южную Корею. Не сказать, чтобы Иран был популярным туристическим направлением, но вскоре россияне лишились возможности отправиться и туда.
В феврале коронавирус докатился до Европы, и под запретом оказалась Италия (там, кстати, максимальная смертность от коронавируса, опережающая даже Китай). Вот тут и стало понятно, что эпидемия, а точнее пандемия (по последним сообщениям ВОЗ) скажется не только на локальных туристических направлениях, но вообще на турбизнесе в целом.
«Первые звонки были еще в феврале, — пояснил Алексей Ципордей. — А потому многие операторы были аккуратны в своих планах на сезон. Крупные туроператоры диверсифицированы по направлениям и эффективны по бизнес-моделям, но если все разом остановить, то нужно понимать, что изначально низкорентабельный турбизнес на выездном потоке может долго не продержаться»
В качестве главной существующей проблемы наш собеседник обозначил невозможность прогнозов по зарубежному туризму — трудно представить, что будет даже через неделю. Ситуация меняется слишком стремительно.
Страх путешествовать
Еще одна тенденция — растущий страх россиян перед путешествиями. Жители страны, мягко говоря, в ужасе от новостей о коронавирусе и массово отказываются от поездок, причем не только за рубеж, но и по России. Если рассматривать курорты Крыма и Краснодарского края, то даже на них продажи упали на 20-25%, хотя коронавируса там нет.
Сейчас все туристы, образно говоря, поделились на три категории. Первые отменяют любые поездки, вне зависимости от ситуации с коронавирусом в выбранном месте отдыха. Вторые ведут себя абсолютно противоположно и уезжают несмотря ни на что — их может остановить только запрет рейсов и карантин. Третьи же не отменяют поездки, но и не вполне уверены, что отправятся в путешествия — они просто ждут изменений и следят за ситуацией.
«Сильного страха мы не заметили, но часто спрашивают о ситуации, — отметил гендиректор «ВИТА Трэвел». — Основной страх туристов даже не заразиться, а то, что закроют рейсы и их отпуск сорвется прямо перед вылетом. Проще говоря, туристов больше всего пугает непредсказуемость»
Банкротство туроператоров
На днях вице-президент Ассоциации туроператоров Дмитрий Горин опроверг информацию о грядущем массовом банкротстве в отрасли. Он сообщил, что сейчас принимаются меры, которые должны привести к стабилизации ситуации — продажи, конечно, могут сократиться, но банкротство исключено.
Однако в последнее время ходит много слухов с противоположной информацией, о якобы грядущих банкротствах — турбизнес может не выдержать простоя и небольшие компании довольно скоро начнут закрываться. На этот вопрос Алексей Ципордей ответил, что здесь все зависит от того, насколько быстро туроператор сможет переориентироваться, к примеру, на Россию. Если переориентации не произойдет и поддержка от государства не поступит, то банкротство неизбежно — кто-то протянет 3-4 недели, кто-то в районе трех месяцев.
«Массовое банкротство невыгодно никому, — отметил Ципордей. — Помимо прямых денежных потерь населения, это может спровоцировать целую цепочку проблем: у страховых компаний, банков, кредитующих туроператоров, авиакомпаний, отелей, мелких турагентств, местных транспортных компаний»
Таким образом, может образоваться «снежной ком», ведущий к кризису. Ципордей также добавил, что главное в сложившейся ситуации — не ограничивать туризм внутри страны. Если же это произойдет, туристическая отрасль будет наблюдать мелкие и крупные банкротства чуть ли не каждый день.
Обанкротившаяся турфирма «Санэкспресс» продолжает продавать путевки
Ростислав Апатин этой осенью хотел отдохнуть в жарком Египте. Заплатил за путевку 99 тысяч рублей, ждал вылета со дня на день, но в итоге остался и без отпуска и без денег.
Константин Попов боялся обгореть под турецким солнцем, но никак не думал, что сгорит его путевка. Он стучится в дверь компании «Санэкспресс», которая продала ему тур за 200 тысяч рублей. Ответа нет.
Обманутые туристы мерзнут около офиса компании. Они уже разобрали чемоданы и никак не думали, что долгожданные выходные на теплых морских берегах превратятся в тяжелые будни с бессмысленными попытками вернуть свои деньги.
У сотен клиентов мечты об отдыхе оборвались вместе с письмом от турагента. Вместо ваучеров и посадочных талонов им всем пришло одно и то же сообщение: «В связи с невозможностью выполнения обязательств компания закрывается».
Туристам посоветовали отправлять письма по почте, по юридическому адресу, где «Санэкспресс» занимает комнату в бизнес-центре. Персонала в офисе нет.
Подводные камни в работе турагента всплыли сейчас, впрочем, о том, что у компании море проблем, было известно и раньше. Еще несколько лет назад фирма «Санэкспресс» называлась «Санрайс» и считалась одной из старейших в отрасли, но после того, как гендиректора осудили на три года за сокрытие налогов на 650 миллионов рублей, туроператор сменил статус на турагента. Фирма превратилась в обычного посредника по продаже путевок, который зарабатывает на комиссии.
Впрочем, дела шли не лучшим образом. По данным СПАРК, убытки «Санрайс» за прошлый год составили 12 миллионов рублей. Руководство турагента винит во всех своих бедах пандемию. В ассоциации туроператоров напротив утверждают, что коронавирус не при чем. Операции по счетам турагента приостановила налоговая служба, которая выявила недостоверные сведения о юрлице. Впрочем, в самой компании эту информацию никак не комментируют. Там вообще не хотят общаться ни с клиентами, ни с журналистами. Все телефоны выключены.
Всю информацию туристам рекомендуют выяснять напрямую у туроператоров, с которыми сотрудничал «Санэкспресс».
Удивительно, но обанкротившаяся фирма продолжает продавать путевки онлайн. Их по-прежнему можно оплатить прямо на сайте, вот только море вы вряд ли увидите, у турагента больше нет права «торговать отдыхом».
Роспотребнадзор рассказал, что делать клиентам разорившейся турфирмы
О том, как действовать клиентам разоряющихся туроператоров, подробно рассказал Роспотребнадзор. Если человек уже находится за границей и у него возникли проблемы с обслуживанием и перелетом, он вправе потребовать обеспечения экстренной помощи за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ» (www.tourpom.ru, тел.: +7 (499) 678-12-03 (круглосуточно)).
Туристы имеют право на получение следующей экстренной помощи:
— перевозку в место окончания путешествия;
— обеспечение временного проживания в гостинице или ином средстве размещения;
— трансфер;
— питание;
— неотложную медицинскую и правовую помощь;
— хранение багажа.
Если туроператор разорился или находится в процессе и уже не может выполнять свои обязательства, то вернуть деньги так и не отдохнувшим людям обязаны организации, застраховавшие гражданскую ответственность туроператора либо предоставившие банковскую гарантию. Туда нужно подавать письменные обращения с приложением договора о покупке тура и копий документов, удостоверяющих личность. Информация о страховщике есть в договоре.
Если турист сам купил билеты, чтобы вернуться на Родину, он должен сохранять документы, подтверждающие оплату. Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование о денежной выплате не позднее 30 календарных дней после получения от туриста пакета документов.
Более подробная информация о действиях туристов обанкротившихся туркомпаний размещена на сайте Роспотребнадзора.
Как вернуть стоимость турпутевки и возместить иные убытки при банкротстве туроператора?
Как вернуть стоимость турпутевки и возместить иные убытки при банкротстве туроператора?
В случае невозможности исполнения туроператором всех обязательств по заключенным договорам о реализации туристского продукта он обязан, в частности, разместить соответствующую информацию на своем официальном сайте (ст. 4.1 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ).
При этом туристам должны быть возмещены убытки в установленном порядке (ст. 6 Закона N 132-ФЗ).
1. Обращение туристов за выплатой в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору
В случае прекращения туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта турист имеет право на возврат стоимости (части стоимости) турпутевки и выплату денежных средств, причитающихся ему, например, в связи с эвакуацией из страны. Такое право появляется у туриста в случае публичного заявления туроператора о прекращении туроператорской деятельности либо, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность, при принятии решения об исключении туроператора из единого федерального реестра туроператоров.
На этом этапе обязанность по возврату денежных средств, уплаченных туристом, возлагается на организацию, застраховавшую гражданскую ответственность туроператора, либо организацию, предоставившую банковскую гарантию (ч. 2, 6, 7 ст. 17.1, ч. 3 ст. 17.4 Закона N 132-ФЗ).
Для заявления требований о денежной выплате рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Обратитесь в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору, с требованием о выплате
Если финансовое обеспечение предоставлено туроператору несколькими организациями, вы можете предъявить требование к любой из них по своему выбору (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2020 N 1811).
В письменном требовании о денежной выплате необходимо указать (ч. 2 ст. 17.5 Закона N 132-ФЗ):
К требованию необходимо приложить следующие документы (ч. 3 ст. 17.5 Закона N 132-ФЗ):
Шаг 2. Получите денежную выплату
Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование о денежной выплате не позднее 30 календарных дней после дня получения от туриста вышеуказанного требования и необходимых документов (ч. 8 ст. 17.5 Закона N 132-ФЗ).
Если ваше требование не удовлетворено или удовлетворено частично, при наличии у туроператора нескольких страховщиков или гарантов вы вправе обратиться к другому из них в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной (п. 5 Правил N 1811).
2. Обращение туристов в объединение туроператоров за возмещением из фонда персональной ответственности туроператора
Требования о возврате денежных средств за турпутевку, предусматривающую выезд за рубеж, при неисполнении туроператором своих обязательств в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта можно предъявить объединению туроператоров в сфере выездного туризма. При этом порядок обращения за денежной выплатой зависит от размера фонда персональной ответственности туроператора (абз. 5 ст. 1, ст. 11.2, ч. 9, 10 ст. 11.6 Закона N 132-ФЗ):
Справка. Максимальный размер фонда персональной ответственности туроператора
Максимальный размер фонда персональной ответственности туроператора составляет не менее 7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год (ч. 5 ст. 11.6 Закона N 132-ФЗ).
В данном случае рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Обратитесь в объединение туроператоров с письменным требованием о выплате возмещения
Дата начала сбора требований устанавливается объединением туроператоров. Уведомление о начале сбора требований объединение туроператоров размещает на своем официальном сайте в сети Интернет. К требованию о возмещении денежных средств потребуется приложить необходимые документы (п. п. 9, 10, 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1532).
Шаг 2. Получите денежное возмещение
Решение о выплате денежного возмещения объединение туроператоров принимает в течение 10 рабочих дней по истечении срока сбора требований о возмещении. В течение последующих 10 рабочих дней денежное возмещение перечисляется на банковский счет в соответствии с банковскими реквизитами, указанными в предъявленном требовании о возмещении (п. п. 13, 16 Правил N 1532).
3. Заявление требований туроператору при начале процедуры банкротства
Процедура банкротства туроператора осуществляется по общим правилам законодательства о банкротстве.
Сведения, подлежащие опубликованию по делу о банкротстве туроператора, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством РФ (газета «Коммерсантъ»). Кроме того, сведения о процедурах банкротства размещаются в Едином государственном реестре юридических лиц (п. п. 1, 6 ст. 28 Закона N 127-ФЗ; п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р; пп. «и.2» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ; Информация ФНС).
В течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении в отношении должника наблюдения вы вправе предъявить свои требования к туроператору. Требования с приложением документов, подтверждающих их обоснованность, следует направить в арбитражный суд, туроператору и временному управляющему. Предъявленные по истечении указанного срока требования подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда и подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов третьей очереди (п. п. 1, 7 ст. 71, п. 4 ст. 134 Закона N 127-ФЗ).
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Какие туроператоры обанкротились в 2021 году? Кто на очереди?
В прошлом году в России не было громких банкротств туроператоров. В телесюжетах и статьях СМИ прогремела лишь новость о компании Томас Кук (Великобритания) – мы читали о сотнях людей, которые были вынуждены ночевать в аэропортах, потому что фирма не оплатила обратный перелет на родину. А сколько людей потратили деньги, но в последнюю минуту распрощались с мечтами о райском отдыхе? Но россиян это банкротство коснулось минимально. Сегодня мы расскажем, какие турфирмы обанкротились, а какие – стоят под угрозой из-за сложившейся в мире ситуации. Это важно знать, чтобы не испортить будущий отпуск в 2021 году.
Мы публикуем самый новый список 2021 года, и пополняем его новыми банкротами.
Сразу после окончания карантина в Великобритании, обанкротился еще один местный крупный туроператор. На этот раз с финансовыми трудностями не справился Fleetway Travel, проработавший более 45 лет.
Список туроператоров, прекративших деятельность в 2021 году
Из-за пандемии коронавируса в мире, этот год будет трудным для многих туристических компаний. По некоторым данным, они совокупно потеряют около 2 миллиардов долларов. Но пока в этом году у нас закрывались лишь региональные, малоизвестные компании:
С актуальным списком вы можете ознакомиться на сайте Федерального агентства по туризму.
В конце этой статьи вас ждет список туроператоров, которым можно без проблем доверять в этом году.
Туроператоры, обанкротившиеся в прошлом году
Представляем список обанкротившихся компаний в 2020 году. Примечательно, что большинство из них разорились в разгар летнего сезона:
Двумя-тремя годами ранее ситуация была не лучше. Осенью 2018 года прогремело банкротство «Натали Турс», затем разорилась туристическая компания «Данко», вслед за ней объявил о своем закрытии оператор «РоссТур». Буквально перед Новым годом начались проблемы с компанией «Жемчужная река», из-за ее задолженности перед авиакомпанией туристы не могли вернуться из Китая в Россию. На данный момент эта фирма исключена из реестра туроператоров. Кроме того, «Интравел Столешники» должен кредиторам 500 тыс. рублей, поэтому в ближайшее время он также, скорее всего, пополнит список банкротов.
Причины банкротства
Существует несколько причин, почему тот или иной оператор разорился.
Если подвести итоги: глобальная причина, почему появляются банкроты-турфирмы всех проблем кроется в том, что наш рынок еще не готов к цивилизованным отношениям. Не отлажена система координации, отсутствует культура отношений с клиентами, а законодательство не в полной мере защищает пострадавших покупателей.
Кто может закрыться в ближайшее время
Аналитики не исключают, что ближе к «горячему сезону» появятся новые проблемы с путевками и рейсами. Наиболее вероятно банкротство туроператоров, которые:
Под наибольший риск сегодня попадают мелкие региональные фирмы.
Кому можно доверить свой отдых в 2021 году
Чтобы не стать жертвой обстоятельств, покупайте путевки у туроператоров с максимальным уровнем репутации. Это должны быть компании, которые:
Следует различать понятия «банкротство турфирмы» и «банкротство туроператора». Туроператор – это компания, которая создает тур: разрабатывает маршруты, договаривается с авиакомпаниями и отелями. А турфирма – это посредник, который продает готовые путевки клиентам с небольшой надбавкой и зарабатывает на этом.
В стране насчитывается сотни тысяч фирм, а туроператоров – не более ста (причем крупных и известных – около десяти). Вы покупаете путевку не у турфирмы, а у туроператора. Именно последний отвечает за ваш отдых.
Советуем перед оформлением заказа изучить свежие рейтинги и выбрать лидирующие бренды. Эксперты различных изданий ставят на первые позиции:
Высокая позиция в рейтинге не может дать стопроцентную гарантию того, что у туроператора не возникнет проблем. Стоит вспомнить историю с Natalie Tours – компанию, которая долгие годы фигурировала в топах, но в итоге обанкротилась.
Что делать, если туроператор обанкротился
Порядок действия зависит от того, при каких обстоятельствах вы узнали эту новость: пребывая на отдыхе, либо ожидая вылета за рубеж.
Что делать, если вы на отдыхе в другой стране
В таком случае есть 2 варианта:
Сохраняйте все чеки и билеты до судебного разбирательства. Это должны быть не только квитанции на размещение в отеле, но и, например, за покупку еды и воды в аэропорту, если ваш рейс отменили по вине разорившегося турагенства.
Что делать, если вы купили путевку, и она отменена
В таком случае нужно не терять времени: подготовить все необходимые документы и обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба. К заявлению следует приложить копии:
Следует помнить, что не во всех случаях «страховщики» полностью покрывают расходы туристов. Дело в том, что каждый оператор выплачивает только определенную страховую сумму (у кого-то лимит больше, у кого-то он меньше). Если пострадавших лиц много, то сумма выплат делится между истцами, и далее уже эксперты определяют процент, который будет возмещен.
Вы имеете право обратиться в суд за возмещением морального ущерба. Если страховая компания по тем или иным причинам отказывается компенсировать убытки, вы можете решить вопрос в соответствии с российским законодательством.
Возможные трудности
Страховка от банкротства туроператора – это не гарантия того, что пострадавшим клиентам будут выплачены деньги. Нюанс в том, что российское законодательство практически не регулирует деятельность самих туристических фирм и дает финансовых гарантий потребителям. Кроме того, выше мы уже говорили, если размер финансового обеспечения очень мал, этого не хватит, чтобы возместить потери всем пострадавшим лицам.
Недобросовестные страховые компании находят пути для того, чтобы освободить себя от выплат. Примечательным является случай с ТО «Радуга» и обслуживающей ее страховой компанией «Орбита». После разорения турфирмы более 1000 клиентов подали иски в суд на выплаты компенсаций. В свою очередь, страховая компания «Орбита» объявила о том, что туроператор-банкрот занимался мошенничеством, поэтому считает договор страхования недействительным. Московский суд встал на сторону «Орбиты», страховщик освобожден от каких-либо финансовых гарантий.
В конце хотелось бы напомнить читателям пословицу: «Предупрежден – значит вооружен». Осознанный выбор туроператора поможет вам провести отпуск без неожиданных форс-мажоров и денежных потерь. Еще один надежный вариант – самостоятельно планировать путешествие, бронировать номера и покупать авиабилеты. Всего доброго!