какие у шорцев были игрушки в древности
Урок «Игрушки и изображения религиозного значения у шорцев», 5-й класс
Разделы: Технология
Класс: 5
Лучше пусть будет мало, да хорошо,
чем много, да плохо.
Пять человек старика Орандая
Садят в седло, из ворот провожая.
Пять человек старика Орандая,
Снимут с седла, из поезди встречая.
(Надевание шапки)
Развивающие: развить навык работы с иглой (выполнение сметочного и подшивочного шва); способствовать развитию эстетического вкуса, художественно-творческого мышления учащихся.
Обучающие: научить работать с тканью, освоить все основные характеристики ткани (находить лицевую, изнаночную, основу, уток, кромку). Ознакомить с народными традициями шорского народа.
Воспитательные: на народных традициях воспитать чувство уважения к традициям нашего народа, умение видеть красивое.
Оборудование: образцы кукол-оберегов (тряпичных), рисунки на формате А4.
Швейные принадлежности: нитки, иголка, английские булавки.
Набор для работы: Лоскуты ткани любого цвета (ткани все х/б), ватин или поролон, светлая ткань 30×20, разноцветные кусочки ткани разного качества, тесьма, кружева, бисер, перья, кусочки меха.
Ход урока
Шорские дети чаще всего играли деревянными лошадками, лодочками с вёслами и шестами и маленькими куклами. Более многочисленны были куклы кыдак, сшитые из материи. Среди них встречались фигурки женщин, девушек, детей. Для кукол шили одеяльца и подушки.
Основу шорской куклы составляли стержень из плотно свёрнутой ткани или бумаги. Ниже лица (черты его обычно не изображали) кукла обёртывалась цветной тканью, и на неё надевалось одно или несколько платьев из материи, иногда подпоясанных ленточкой. У некоторых кукол волосы были из пучка пакли. Размеры кукол 25 – 30 (см рис. 1).
Рисунок 1. Кукла. Бумага и ткань
Подавляющее большинство фигурок из различных материалов, как мягких, так и твёрдых, делались с религиозной целью. К ним относились изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага. Все они изготовлялись женщинами и предназначались для них.
Орекеннеры шились из мягких материалов и представляли собой крайне упрощенные изображения человека, чаще всего безрукие и безногие, лишенные шеи, ушей, иногда носа и рта.
Наиболее древние орекеннеры сделаны из кусочков шерсти или войлока, обмотанного лоскутком пестрой ткани. К верхней части пришиты глаза из легкого бисера (рис. 2).
Рисунок 2. Орекеннер. Войлок, мешковина, ткань. Высота 10 см
Орекеннеры не редко соединялись попарно, иногда по три и более фигурок вместе. Высота фигурок обычно не превышала 15-20 см. Более распространенная простейшая форма орекеннеров – на рис.3.
Фигурки сшиты из мешковины, каждая пара их изображает жену и мужа. У женских фигур отмечены груди слегка приплюснутые шарики из той же ткани. Глаза – чёрный бисер.
Шорцы видели в них не бесполезных духов, а живые существа, нуждавшиеся в пище и уходе. Поэтому в случае болезни или другого несчастья их достают, затем немного камлают над этими куклами и «кормят» их приготовленной кашицей.
Тор-кижилер также олицетворяли собой родоначальниц. Внешне они отличались от орекеннеров более разработанной фигурой человека, наличием одежды и головных уборов. Среди них встречались не только сшитые из ткани и других мягких материалов, но и палкообразные деревянные фигуры ксоанического типа. Кормили их маслом и салом, иногда подносили араку. При небрежном обращении с этими предками они, по мнению шорцев, могли наслать на людей болезни.
Шорцы думали, что некоторые тор-кижелеры склонны наносить вред домашнему скоту, отравлять питьевую воду и т.д.; но если их периодически кормить, то они, наоборот, будут охранять скот своих хозяев.
На рис. 4 одна из таких фигурок. Основа её – лоскуток свёрнутой ткани тёмно-серого цвета (или двойной светлой ткани). На голове белый колпачок (или красный). К лицевой части пришиты 3 бисеринки (глаза, нос), ниже лица фигурка обшита белой тряпочкой (или затянута темно-красной тканью и красным поясом).
В другую серию тор-кижилёров входили изображении, основу которых составляли отрезки деревянных палочек зашитые в кусочки ткани.
Одна из таких форм представлена на рис. 5. Деревянный стержень обмотан серой тканью. Глаза – узелки их чёрной нитки, рот (или нос) вышит в виде треугольника той же ниткой. На голове чёрная повязка.
Иногда к таким фигурам пришивали короткие руки, сшитые из светлой материи, нос – из двух перекрещивающихся стежков нитки, стежками отмечен крупный рот, серьги – в виде узелков из чёрной нитки. Фигурка опоясана.
Изображения тор-кижелеров делались тщательнее, чем фигурки орекеннеров. В отличие от оррекеннеров тор-кежилёры вкладывались в берестяные коробочки, дно которых устилалось кусочками меха, им покрывались и сами фигурки. Их одевали и украшали.
Изготовление кукол.
Учащиеся выполняют любую понравившуюся куклу-оберег, по предложенному алгоритму:
Задания для закрепления урока.
Пословица: «Мало хотеть, надо уметь».
1 задание.
Ответьте на вопросы.
1. Как назывались куклы-обереги у шорских детей (нужное подчеркнуть): кыдак, рыбак, тор-морон, оркоры, орекеннеры, тор-кижилер, кортар.
2. Какой материал использовался для создания кукол-оберегов у шорцев:
3. Что хотели передать шорцы в куклах-оберегах:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2 задание.
Практическая работа. Выполнение куклы-оберега.
I. Требование к качеству работы:
II. Последовательность выполнения работы:
3 задание.
Заполните таблицу, проставив соответствующие буквы (А, Б, …) правильных ответов:
Вопросы
Ответы
Как называются нити, идущие вдоль волокон?
Что образуется по краям ткани при её изготовлении?
Какие ткани получают их волокон растительного происхождения?
Основное переплетение нитей основы и утка?
Какие нити более толстые и пушистые?
Как называется процесс получения ткани из пряжи путём её переплетения?
А – кромка, Б – лицевая и изнаночная, В – основные нити, Г – уток, Д – ткачество, Е – льняные и хлопчатобумажные, Ж – полотняное.
4 задание.
Отметить правильные ответы:
1. Волокна растительного происхождения получают из:
2. Процесс получения ткани из ниток путем их переплетения называется:
3. По каким признакам можно определить направление долевой нити:
4. Гигроскопичность это:
а) способность ткани удерживать тепло;
б) способность ткани поглощать влагу из окружающей среды;
в) способность ткани противостоять разрыву.
5 задание.
1. Деталь швейного изделия, выполненная на бумаге.
2. Набросок модели, отражающий замысел художника.
3. Размеры фигуры человека, полученные путем измерений.
4. Процесс проработки вариантов моделей изделия и выбора лучшего.
5. Чертежный инструмент для проведения прямых линий.
6. Процесс разработки чертежа изделия.
7. Декоративное оформление одежды.
8. Середина ткани, сложенной пополам.
6 задание.
Отгадай ребус. Запиши ответ.
Ответы
Задание 4. 1 – б, г. 2 – б. 3 – в. 4- б.
Задание 5.
По вертикали: 1. Выкройка. 2. Эскиз. 3. Мерки. 4. Моделирование. 5. Линейка.
По горизонтали: 6. Конструирование. 7. Отделка. 8. Сгиб.
Задание 6. Играть – играй, а дело знай.
Уникальную, почти 100-летнюю, шорскую игрушку изучают ученые
В Томском университете недавно был выставлен на всеобщее обозрение редкий экспонат из хранилища. С виду – вполне обычная деревянная игрушка-лошадка, вполне современная.
Но… Глаза лошадки сделаны из ружейных пистонов. Уздечка и седло украшены резьбой. Только хвост прост и крепится обычным гвоздем.
Но… Нынешние дети, не расстающиеся с гаджетами, таких игрушек не знают.
Как пояснили в пресс-службе ТГУ, игрушка, выставленная в их Музее археологии и этнографии Сибири, сделана из древесины кедра. Привезена Алексеем Ивановым, в прошлом – заведующим музеем, очень давно в Томск из Горной Шории. Ее в 1925-м экспедиция ученых, приехав в улус Мыски, увидела у шорского 11-летнего мальчишки – Паши Тотышева. И попросила отдать науке.
– Ребенка через игру приобщали к культуре своего народа, – пояснили интерес томских ученых к этой традиционной шорской игрушке в пресс-службе. — Игрушки для мальчиков отражали то, чем занимались их отцы: охотой, рыбной ловлей, скотоводством, земледелием. Они способствовали развитию важных для добытчика и кормильца семьи качеств: ловкости, меткости, упорства, трудолюбия.
«Кузбасс» показал фото старинной игрушки научным сотрудникам историко-этнографического музея и управлению культуры в Мысках (давным-давно не улусу, а шахтерскому городу).
— Подобной лошадки у нас нет. Традиция изготовления ее у шорцев ушла и очень давно, — сказали в Мысковском музее. – А мальчик, получается, был из рода Тотыша, первого рода, поселившегося здесь, на мысу, после гибельного наводнения, случившегося в 18 веке. В Мысках вообще живут потомки четырех уважаемых шорских родов. Но род Тотыша был первым, он дал много учителей, врачей, шахтеров.
— В названии игрушки ошибка, правильно – айначам-ат (игрушка-лошадка), — добавила Светлана Дудкина, начальник Мысковского управления культуры, спорта, молодежной и национальной политики. – Надо же, как совпало. Мы, в открывшемся рядом в Чувашке Доме народных промыслов, в творческой детской мастерской начали делать из дерева шорские игрушки, выпиливать фигурки животных. И образ этой старинной лошадки, вернувшийся сейчас в Мыски, очень кстати!
Шорцы — кузнецкие люди
Шорцы являются малочисленным коренным народом Западной Сибири. Всего в мире 13 000 представителей этой народности. Этнос был сформирован в 6-9 веках в результате смешения тюркоязычных и кетоязычных местных племен. Народ делится на две этнографические группы:
Где живут
Шорцы населяют юго-восточную часть Западной Сибири, в основном Кемеровскую область. Проживают в районах Республики Хакасии, Алтайском и Красноярском краях.
Название
Все родовые группы шорцев (абинцы, каргинцы, шорцы, каларцы) до 1926 года назывались тадар-кижи, что переводится «человек татарин». Название «шорцы» за народом закрепилось после 18 века, так их называли хакасы и алтайцы. Русские именовали народ кузнецкими татарами, абинцами, мрасскими и кондомскими татарами. Сегодня у шорцев есть и другие самоназвания — шор-кижи, татар-кижи, татар и тадар.
Сами шорцы называли себя по именам родов, управ, волостей и рек, например, Кобый, Кый, Карга. Те, кто проживал в Таяшской волости назывались таяш-чоны.
Большое количество шорцев говорят на русском языке, 60% считают его родным. В шорском существует два диалекта:
Каждый из диалектов распадается на несколько говоров. Для изучения шорского языка создана научная школа в НФИ КемГУ. В дорусское время шорцы владели древнетюркским, орхонским, старо-монгольским и китайским письмом. С 1920-х годов был создан литературный язык на основе мрасского диалекта и началось общее распространение грамотности. Это значительно отразилось на самосознании шорцев.
История
С 6 по 9 век шорцы были в составе Уйгурского, Тюркского и Енисейского каганатов. В этот период народ был тюркизирован и частично смешался с монгольскими, уйгурскими, древне-алтайскими, енисейско-киргизскими племенами. В 15-17 веках шорцы входили в состав Ойратского ханства. В 17-18 веках с народом слились кочевники-скотоводы телеуты, которые пришли с Севера.
Первые письменные свидетельства о шорцах, в частности степных, относятся к периоду освоения русскими верховья реки Томи. В середине 19 века часть шорцев переселилась в Хакасию, в результате основная часть народа перешла на хакасский язык, и сегодня их потомки уже не относятся к шорцам. В 1925 году образовался Горно-Шорский национальный район, центр которого располагался сначала в селе Мыски, затем в Кузедеево. Район прекратил существование в 1939 году.
С 1940-х годов начался процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса, который продолжается до сих пор. В 20 веке в Северной Шории начались значительные изменения, на территории активно добывали уголь, образовались крупные рабочие поселки, где проживали ссыльные и заключенные со смешанным этническим составом. Когда Кемеровский облисполком принял в 1960 году решение ликвидировать в Горной Шории все колхозы, как нерентабельные, коренной народ начал массово мигрировать в крупные поселки и города Кемеровской области. Поэтому там сегодня проживает основная часть шорцев.
Религия
Традиционная вера шорцев — пантеизм, анимизм и шаманство. С древних времен народ представлял, что мир поделен на три сферы: земля Ульгеня — верховного божества в шаманизме, земля людей и земля злых духов, или подземный мир. Во владении Ульгеня 9 небес: на седьмом — звезды и луна, на восьмом — солнце, на девятом живет сам Ульгень. Люди представляли его добрым божеством. Человек и мир, по верованиям шорцев, были созданы Ульгенем и его братом Эрликом, который является олицетворением злого начала, владыкой подземного мира и главным правителем царства мертвых.
Связывающим между божествами и людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передается по наследству. Души умерших шаманов воплощаются в различные виды и могут быть животными или насекомыми.
В начале 20 века основная часть коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное христианство. Большую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. Распространялось христианство разными методами, вплоть до принуждения, введения льгот для тех, кто пройдет обряд крещения. Им обещали бесплатный хлеб, освобождение от налогов в летний период. Крестили шорцев в церкви, на берегах местных рек. У шорцев появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты.
Но языческие религиозные обряды и верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор.
Издавна основной пищей в рационе народа было мясо зверя и птицы, рыба, дикорастущие растения. Мясо и рыбу варили и жарили на костре. Корни дикого пиона сушили, затем несколько раз варили, чтобы избавиться от ядовитых веществ. Потом растирали в ручной мельнице и делали муку, готовили каши и лепешки. После развития земледелия стали использовать ячменную, пшеничную муку и крупу. Муку талкан ели с молоком, чаем, медом, сметаной, маслом, варили из нее кашу саламат. Кусочки теста (тутпаш) варили в воде или молоке с мясом и рыбой. Пресные лепешки тертпек варили в воде и ели с ухой и супом. У зажиточных шорцев на севере был распространен хлеб калаш и конина, которая считалась роскошью. Шорцы, проживающие в степи, употребляли молочные продукты: творог, кислое молоко, сыр пыштак, масло и творог. Позже начали употреблять больше овощей.
В кухне шорцев существует три вида супа:
Мясные бульоны варят долго, на медленном огне, обычно в них кладут много мяса. Раньше добавляли талган и дикий лук, затем измельченный лук с тертой морковью. Вместо мяса можно использовать говяжьи и конские потроха и рубец, такое блюдо называется суп из внутренностей. Особенность его в том, что готовится он не так долго.
Шорская кухня очень калорийна, потому что практически в каждом блюде присутствует мясо, едят его шорцы всегда и в больших количествах. До сих пор народ не использует мясорубку или современные блендеры, мясо принципиально измельчают ножом или сечкой, а жарят только на жирной сметане.
Самое любимое блюдо шорцев — пельмени пелбен. Готовят их тоже по-особенному:
Любимыми у народа являются напитки на основе толокна, различные растительные чаи из душицы, шиповника, черемухи, иван-чай, айран и сыворотка, буза, арака, сыра. Из ячменной муки делают водку аргы и брагу абыртка.
Национальным продуктом у народа является кровяная колбаса кан, если использовать ливер вместо крови, получится ыста — домашняя ливерная колбаса. Из выпечки популярны пирожки с различными начинками, хворост, лепешки с мясом, крупный пирог с начинкой —кюрмек.
Внешность
Шорцы являются представителями монголоидной расы, у них зауженные глаза темных оттенков, выраженные скулы. Мужчины и женщины носили рубахи (кунек), штаны (чембары) и халат (шабур), который украшали вышивкой на вороте, подоле и обшлагах. Зимой надевали несколько халатов, их запахивали слева направо, подпоясывали кушаком. Женская рубаха была длинной с разрезом в области груди. Зажиточные носили только покупную одежду и овчинные шубы, крытые материей. Одежду на юге изготавливали из конопли и крапивы. Северные шорцы чаще шили из покупных тканей.
Обувались в кожаные сапоги одук, чарык с длинным голенищем. У бедняков сапоги были из кендыря. Ноги обматывали вместо портянок мягкой травой осокой. На голове женщины носили платки, мужчины надевали шапки, картузы из бересты, ткани или кожи, холщовые круглые шапки с тульёй, в виде колпака. Зимой носили меховые шапки. Под влиянием русских шорцы начали носить более практичную одежду и нижнее белье.
Жилище
Жизнь народов была оседлой, переселялись всей семьей на пашню, мужчины уходили в тайгу группами на время охоты. Меняли свои постоянные жилища шорцы редко, если старые пашни были заброшены или после смерти одного из членов семьи.
Народ проживал маленькими селениями, особенно это было распространено на юге. Все селения располагались далеко друг от друга и состояли из 10 юрт. Некоторые включали только 3 юрты и назывались в честь старшего родственника. Северные шорцы жили в домах, и их селения были похожи на русские маленькие деревни. Другой тип селения состоял из нескольких родов или их некоторых представителей. В них было более 10 юрт и домов, название они получали от имени реки или горы, около которой располагалось село. У северных шорцев в селениях не было улиц, дома и хозяйственные постройки выглядели бедно и немного запущенно.
В конце 19 и начале 20 века у шорцев было два основных типа жилища: одаг — деревянный шалаш, построенный из досок, жердей и бревен. Покрывали его берестой, полы были земляные, очаг располагался в центре. Строили такие шалаши на пашнях и в лесах, в качестве временного жилья. В южной Шории шалаш служил шорцам и зимним жилищем. Его утепляли, покрывали двумя слоями бересты, набрасывали землей.
Второй тип жилья — низкая срубная юрта из бревен, четырехугольная. Крышу покрывали тоже берестой, очаг делали глинобитный, располагался он у стены слева от входа. Часто для очага делали плетеную трубу из прутьев, тогда он дополнялся двумя досками, обмазанными глиной, которые ставили вертикально к стене.
Шорцы строили избы русского типа, которые в северной Шории практически вытеснили юрты. У притоков рек на юге деревянных юрт было больше, чем домов. Богатые представители народа строили двухэтажные дома, покрывали их железом и тесом. Жилища обносили забором из дерева, во дворе строили различные хозяйственные постройки. Внутри дома были обставлены достаточно бедно и очень примитивно. У богатых обстановка была выполнена в русском типаже, характерном для мещан и зажиточных крестьян.
На юге хозяйственные постройки строили в виде срубов из дерева, установленных на четырех столбах. Здесь хранили зерно, мясо. Амбары строили с крышей, полом и дверью, установлены они были на зарытых в землю четырех столбах. На севере помимо таких построек были русские амбары. Торговцы строили большие амбары, состоящие из 2 или 3 этажей, крытые железом и тесом.
Жизнь
Семья у шорцев патриархальная и большая. Шорцы делились на роды. Члены рода называли себя «карындаш», родовое собрание являлось высшим органом, на нем решались важные общественные дела, проводились выборы паштыка, раскладка албана и ясака, принятие христианства.
На общем собрании проводили суд, во время которого народ выбирал 6 человек, чаще это были старики. Эти люди проводили суд вместе с паштыком. После принятия решения спрашивалось мнение народа, если большинство было не согласно, снова проводили разбирательство. Принятое на собрании решение всегда обязательно выполнялось.
Основным занятием народа до 19 века была ковка и плавка железа. Особенно развито ремесло было на севере. Шорцы выплачивали дань тюркским каганам изделиями из железа, обменивали их на скот и войлок у кочевников. С 18 века начали сбывать железные изделия русским купцам, которые называли их кузнецкими людьми, а места, де они проживали, Кузнецкой землей.
В горных и степных районах, на севере было распространено пашенное земледелие. Сеяли в основном пшеницу. Разводили лошадей, передвигались на них в упряжках, на санях и телегах. Женщины ткали из крапивы и конопли, занимались выделкой кожи, из дерева и бересты производили утварь. Мужчины были заняты промыслами, обработкой кожи, рогов и дерева.
На табакерки, пороховницы, черенки ножей и другие предметы из дерева наносили художественную резьбу, на кости выжигали. Вышивали, изготавливали предметы из лепной керамики.
Сегодня большинство шорцев работает на шахтах, сельское хозяйство, охота и рыболовство остались на втором плане. Старинный образ жизни сохранился только в Шерегеше, где по сей день основным промыслом населения является охота. Большой проблемой современных шорцев является нехватка рабочих мест и отсутствие образования в селах. Многие уезжают в близлежащие города, где устраиваются на работу. Те, кто проживает в селе, занимаются традиционными промыслами и сельским хозяйством.
Культура
Фольклор шорцев богат и состоит из самых разных жанров:
Героические поэмы и сказания о богатырях занимают важное место среди народных жанров, исполняются они горловым пением «каем» или речитативом и относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Их исполняют под аккомпанемент комуса — щипкового двухструнного инструмента, который делают из ствола кедра или ивы. Другие музыкальные инструменты народа:
К большому сожалению, сегодня шорская культура постепенно исчезает. Причиной тому является нарастание урбанистической культуры. Но вместе с тем с 1985 года понемногу начали возобновляться традиционные праздники народа. Они сопровождаются исполнением эпоса, песен и спортивными соревнованиями.
Традиции
У народа есть свои праздники:
Малтык-Пайрам отмечают 18 января. Это очень интересный праздник. Все едят пельмени с предсказаниями. В каждый пельмень принято класть мелкий предмет, который что-то обозначает и предсказывает, что ждет человека в этом году.
Чыл пазы, это Новый год, отмечается 20 и 21 марта в день весеннего равноденствия. Все веселятся и ходят в гости, переодеваются в медведей и разных существ (качаган).
Шор-Пайрам является праздником, посвященным сельскому хозяйству и скотоводству. В этот день помимо традиционного празднования проводится конкурс красоты и конкурс на самую длинную косу.
На праздник Пайрам собираются люди из разных районов области, проводятся различные конкурсы:
Обязательно проводятся спортивные соревнования по национальным видам спорта:
На празднике выступают народные танцевальные, музыкальные и вокальные коллективы, для зрителей проводится показ различных обрядов.
Когда в семье рождался ребенок, имя ему мог дать любой человек из тех, кто присутствовал при родах. Всегда избегают имен, которые повторяются в роду, особенно среди мужчин. С рождением малыша отец мастерил символьные знаки: если был мальчик, на колыбельную крепили лук, если девочка — березку. У кроватки новорожденного ставили оберег от злых духов в виде ножниц с нашитой пуговицей.
Большой удачей считается для мужчины жениться на вдове с ребенком. Это символизирует богатство. У шорцев принято выходить замуж с 14 лет. Три дня после свадьбы новобрачные живут в шалаше, построенном из священной березы. Первым в него входил жених, он разводил костер. Невеста в это время стояла у входа и дарила всем, кто принимал участие в строительстве шалаша, медные кольца. Эти кольца каждая девочка начинает собирать еще с детства.
В шалаше молодые принимают от гостей подарки, угощают всех квасом абырткой. Через три дня временное жилище молодых сносили и уносили в лес. Молодые начинали строить собственную юрту и временно проживали в доме мужа с его родителями.