какие у тебя планы на неделю
Как планировать неделю, чтобы всё успеть: мой способ, который я оттачивала 5 лет
Привет! Хочу поделиться, как я составляю план недели так, чтобы и сделать всё, и не устать, как лошадь. Когда я начала так планировать, моя жизнь изменилась – я сразу стала более спокойной и эффективной и успевала гораздо больше, чем раньше, а кроме того, и стрессовала меньше. Вкратце всё просто – надо грамотно выделить время и на отдых, и на работу. Однако вначале я допускала существенные ошибки, от которых хочу вас предостеречь. В этой статье я даю свой вариант, как планировать неделю – и уверена, что вы почерпнёте отсюда что-то новенькое!
Когда лучше планировать неделю?
Ответ ясен – когда она, эта неделя, ещё не началась! А предыдущая уже закончена, и можно не спеша её проанализировать, акцентировав внимание на главном.
Поэтому планируем в конце уходящей недели – это может быть вечер пятницы, если всё важное вы делаете по рабочим дням, или вечер воскресенья. Некоторым удобнее вечер субботы, так как в воскресенье они полностью отвлекаются от дел и только отдыхают. Мне – нет, т.к. домашние дела никто не отменял, а я их тоже планирую (а как же!).
У вас должно оставаться немного времени, чтобы провести его в тишине и подвести итоги прошедшей недели, ну и следующую запланировать. У меня на это уходит не менее получаса. В идеале – выделить себе пару часов, заварить чайник чая иии…
И да, время на планирование тоже надо запланировать – иначе откуда оно возьмётся?
Где планировать неделю?
В идеале – использовать планер с недельной раскладкой (разлиновкой), но и просто чистый лист бумаги и ручка тоже пригодятся.
Очень удобно, когда есть немного места, чтобы выписать приоритеты и важные дела, чтобы фокус не сбивался.
Планеры бывают совершенно различные. Как выбираю я? Распечатываю листок понравившегося и веду. Подошло – заказываю планер целиком.
Мне больше нравится бумажное планирование, поскольку видна вся неделя целиком, и сразу понятно, какой день перегружен, а в какой можно сделать что-то ещё.
Если вы – «электронный» человек, то можете в приложениях или программах.
Удобнее всего оказываются:
Как я планирую неделю: пошаговая инструкция
Шаг 1. Анализирую прошедшую неделю
Планирование недели нужно обязательно начать с анализа предыдущей. Так я могу понять (и задокументировать) уроки, которые она мне принесла.
Для начала я кратко записываю, что за неделя была.
Например: «Неделя была суматошной, т.к. приехала в гости M. с семьёй. Делу N поэтому не уделила большого внимания, зато пришлось много готовить и убирать».
Я выписываю, какие дела мне удались полностью – и почему. Какие дела я сделала не в полной мере – и почему. И какие не сделала совсем — возможно, на это были веские причины (плохое самочувствие, внезапные дела), а не прокрастинация и лень. Отношусь к себе с пониманием и уважением.
Как я подвожу итоги недели (фрагмент)
В конце я выписываю главные события прошедшей недели – это даёт мне ощущение, что жизнь не проходит зря.
Что упущено. Обязательно пишу свои мысли на эту тему, например, мало общалась с родными, забыла уделить внимание физической форме, окна не помыла…
Шаг 2. Разношу по плану недели привычные и запланированные дела
Беру раскладку на неделю и вношу в неё дела, привязанные к определённому времени – встречи, уроки, вебинары и прочее.
Если есть обязательные дела – тоже их обозначаю.
Например, если в субботу ко мне приедет подруга, то в пятницу я должна закупить продукты к застолью и даже что-то приготовить. Но сделать я это могу в течение всего дня.
Разнесла по планеру фиксированные задачи
Шаг 3. Выбираю время отдыха
Отдых – это важнейшая составляющая продуктивной работы. Я думаю о моментах отдыха в течение дня. В некоторые моменты я наверняка устану, и естественным будет дать себе передышку. Так пусть она будет законной!
Например, после похода по магазинам я вряд ли сразу засяду за дела – логично будет выпить чая, посидеть в соцсетях и прийти в себя. А после отъезда гостившей подруги мне потребуется целый день, чтобы отдохнуть и освежить дом.
Я учитываю свой режим дня и не планирую дела с утра до вечера – всё равно не сделаю всего. По крайней мере, 2 часа в день я отвожу на законное ничегонеделание.
И помните, что сидение в соцсетях – это тоже работа, и от неё устают.
Походы в кино, кафе, встречи с подругами, поездки в парк я также заношу в план.
На этой неделе посмотрю 2 фильма после спорта, а на выходных отдохну на даче
Шаг 4. Определяю приоритеты недели
Далее я решаю, чему посвящу эту неделю. Приоритетов должно быть не более трёх.
Например, на будущей неделе я уделю время обучающему курсу, займусь весенней уборкой дома и напишу 1 статью. Если останется время – поделаю какие-то другие дела, но вот эти три будут у меня в приоритете каждый день.
Для меня эффективно вести трекер по этим делам, закрашивая день, когда уделила время этому делу (а если не уделила – ставлю точку).
Ну, а за удачно завершённую неделю полезно себя вознаградить!
Пример трекера дел и привычек на неделю с наградами (поощрениями)
Шаг 5. Составляю примерный список дел
Беру чистый лист бумаги и записываю туда все-все дела, которые хотела бы сделать на этой неделе. Не забываю те, которые не сделали на прошлой!
Это можно делать и в программах – причём, дела можно накапливать, а также сортировать их по сферам жизни.
Около дела рисую примерное время, которое оно потребует. Если дело крупное, разбиваю его на более мелкие задачи либо решаю заниматься им, например, полчаса.
Написала примерный список дел. Маркерами выделила приоритетные.
Шаг 6. Распределяю дела по неделе
Напомню, что дела, привязанные ко времени, уже там! Затем вписываю приоритетные дела. И потом уже думаю, как разместить остальные дела из списка.
Кому-то удобно разнести все дела по неделе и также все выполнить. У меня же жизнь довольно изменчива, поэтому наверняка я знаю только о двух первых днях. В дальнейшем же вечером, после окончания работы, я смотрю в список дел и планирую, какими делами займусь завтра. Попробуйте и делайте, как удобнее вам!
Да, да! Многие дела просто не войдут. Мы всегда хотим от себя больше, как будто кто-то другой будет это делать вместо нас.
Вот такая красиво запланированная неделя у меня получилась
Частые ошибки: учитываем нюансы недельного планирования
Ошибка 1. Ждать, что сразу всё получится
Планирование – штука индивидуальная. Надо всё пробовать на себе, чтобы понять, что работает, а что нет. Кроме того, если вы только начали планировать, то не знаете, сколько времени занимает то или иное дело – и поэтому планировать неделю трудновато.
Ошибка 2. Занимать планами абсолютно всё время, которое есть
Многие дела растягиваются, их приходится доделывать в другие дни – из-за этого остальные планы летят в тар-тарары. Бывалые советуют планировать лишь 70% времени. Возможно, вам подойдёт всего 50% — будьте гибкими!
Ошибка 3. Забывать про отдых
В итоге в конце дня вы – как выжатый лимон. Не надо так! Отдых тоже надо планировать!
Некоторые даже спят в середине дня – не более 25 минут, чтобы не перейти в фазу глубокого сна.
Ошибка 4. Не следить за поглотителями времени
Соцсети – главные поглотители времени: кажется, что просидела совсем немного, а прошло несколько часов. Поставьте на телефон специальное приложение, которое считает время, проведенное в соцсети, и напоминает, что вы сидите там слишком долго, а жизнь проходит мимо.
Пример планирования недели для женщины
Предположим, наша женщина работает полный день – с 9.00 до 17.00, у неё муж и ребёнок, и ей нужно планирование, чтобы оставшееся время использовать эффективно. Женщина выделила для себя на неделю такие приоритетные задачи:
Выходит, что для важного ей нужно 1,5 часа в день.
Помимо этого, у неё есть список дел, а также обязательные дела – утренняя и вечерняя рутины.
Дорога на работу и обратно – час утром и час вечером. Утром она своими делами заниматься не может – некогда. Зато вечером у неё есть 2 часа чистого времени. Вполне можно выделить 30 минут на лицо во время просмотра ТВ или сериала. Если обучающий курс позволит, можно слушать вебинар и заниматься чем-то ещё – например, мыть окна. За один раз вымыть все окна нереально, поэтому нужно разделить все окна на несколько дней. А во вторник женщина ведёт ребёнка к врачу, поэтому времени на любые дела останется меньше.
Итак, женщина решила запланировать неделю. У неё есть раскладка, но вносит она туда только те дела, которые НЕ само собой разумеющиеся (потому что если внести ВСЕ женские дела, любой планер лопнет))).
И вот что у неё получается:
Пример планирования недели для работающей женщины
Но недельное планирование – это не самоцель, а часть большого плана на месяц и даже на год. Как правильно это делать, поговорим в следующих статьях.
Как правильно составлять план дел на неделю?
Управление временем: как правильно составить план на неделю. Чем план на неделю лучше чем простой список дел?
Кевин Круз востребованный лектор и основатель нескольких успешных компаний из списка Inc 500
Вы действительно думаете, что миллионеры и миллиардеры составляют списки дел? Вы вправду считаете, что Билл Гейтс, Дональд Трамп и Уоррен Баффетт пишут длинные перечни задач и ранжируют их по приоритетности? Нет, их секретари так тоже не поступают — вместо этого они ведут календари-планировщики своих боссов, в которых для каждого дела находится (или не находится) свой промежуток времени.
3 недостатка списков дел
Списки дел чаще всего напоминают списки пожеланий. Это вопросы, которые вы бы хотели решить, но не имеете четкого плана, когда приступить и как. Сколько пунктов в вашем текущем списке дел находятся там уже несколько дней? А знаете ли вы, что 41% пунктов в списках дел никогда не выполняются?
Первым недостатком таких перечней является то, что в них не различаются задачи, которые занимают всего несколько минут, и задачи, требующие многочасовой работы. В результате, когда вы смотрите на такой список и думаете «За что бы мне взяться теперь?», вы чаще всего выбираете не самое важное дело, а самое быстрое.
Второй минус: списки дел поощряют вас заниматься срочными, а не важными вопросами. Вот почему пункт «Сделать семейный фотоальбом за 2013 год» вот уже пять лет (!) мозолит мне глаза в моем перечне задач.
Третий важный недостаток заключается в том, что списки дел вызывают ненужный стресс. Да, составление такого списка помогает вам лучше запомнить, что нужно совершить. Но перечень невыполненных задач также служит постоянным мучительным напоминанием о том, как много вам нужно сделать. Неудивительно, что мы чувствуем себя перегруженными и подавленными.
Живите по календарю-планировщику
Успешные люди составляют не списки, а ежедневные планы дел. В ходе всех интервью и опросов, проведенных мной для этой книги, я получил одно из главных сообщений: если вы хотите, чтобы что-то было сделано, нужно запланировать для этого конкретное время.
Возьмите ежедневник и разбейте весь день на 15-минутные блоки. На первый взгляд это кажется слишком сложным, но постепенно вы привыкните к такой самоорганизации, и она позволит вам выполнять до 95% всех намеченных дел. Запомните: если задачи нет в вашем ежедневном плане, вряд ли она будет решена. Если она там есть, все будет сделано. Используйте эти блоки не только для назначения встреч, но и для планирования звонков, проверки электронной почты, тренировок и т.д.
Джордан Харбингер, сооснователь компании The Art of Charm и ведущий подкаста The Art of Charm, обучающего навыкам общения и построения отношений
Удивительно, но само по себе такое простое действие, как занесение задачи в календарь-планировщик, а не в список дел, помогает освободить ваш ум, уменьшить стресс и улучшить когнитивную деятельность. Исследователи из Флоридского университета обнаружили поразительную вещь: эффект Зейгарник — навязчивые сознательные и бессознательные мысли, связанные с незавершенной задачей, — можно преодолеть, если просто составить план выполнения этой задачи, даже если она никогда не будет реально выполнена.
Я все заношу в свой график. Все, что я делаю на повседневной основе, вписано в мой ежедневный план. Ровно 30 минут на социальные медиа — строго по графику. Ровно 45 минут на электронную почту — строго по графику. Совещание с моей виртуальной командой — строго по графику. Спокойное время, чтобы поразмышлять и составить планы, — строго по графику. Практический результат: все, что есть в моем графике, обязательно будет сделано.
Крис Дакер, серийный предприниматель, автор бестселлеров и популярный бизнес-блогер и подкастер
Как правильно составлять план на неделю
Существует несколько ключевых правил управления временем при помощи календаря-планировщика вместо списка дел.
Например, если я планирую тренировку на вторую половину дня или на вечер, в большинстве случаев к тому моменту у меня находится куда более важное дело, нуждающееся в моем внимании и заставляющее меня пожертвовать занятием. Фактически я знаю, что если не попаду на беговую дорожку утром, то в этот день не попаду на нее вообще.
Но представьте себе, что вместо работы над отчетом у вас была бы назначена встреча с вашим стоматологом. Вы бы согласились решить вопрос с коллегой и явиться к врачу на 15 минут позже? Вряд ли.
Приучите себя автоматически реагировать на непредвиденные запросы, конфликтующие с вашим графиком, примерно так: «К сожалению, с 16:00 до 17:00 у меня запланировано важное дело. Мы можем поговорить после 17:00 или это подождет до завтра?».
Если вы посмотрите на мое ежедневное расписание, то заметите в нем множество временных окон, выделенных серым цветом, но без указания конкретных дел. Это вовсе не означает, что я забыл заполнить эти поля или что у меня проблемы с принтером. Серые участки — это «буферное время», которое я намеренно освобождаю от всяких задач и встреч.
В общей сложности я выделяю на такое буферное время от полутора до двух часов в день (это может быть один 90-минутный блок или же несколько блоков по 30 минут). Эту систему я разработал в течение последних нескольких лет в ответ на все более плотный график с непрерывной чередой встреч, совещаний, срочных вопросов, который фактически не оставлял мне времени, чтобы остановиться и осмыслить происходящее или просто подумать.
Поначалу я использовал это свободное время как резерв. Я мог встретиться с людьми, с которыми никак не мог увидеться до этого, или выполнить дела, которые давно откладывал в долгий ящик. Но постепенно я осознал, что эти перерывы абсолютно необходимы для того, чтобы я эффективно выполнял свою работу как глава компании.
Джефф Вейнер, глава LinkedIn
Планирование идеальной недели
Выделите в вашем еженедельном расписании блоки времени под все повторяющиеся виды деятельности. Это позволит вам структурировать вашу жизнь таким образом, чтобы получать от нее максимальную отдачу — и максимальное удовольствие.
Мой собственный идеальный план на неделю отражает многие из моих ценностей:
Планирование недели для новичков: два шага, которые помогут навести порядок в жизни и делах Статьи редакции
Советы консультанта по тайм-менеджменту Келли Нолан.
Я — коуч по управлению временем, но на прошлой неделе я пропустила ту самую сессию планирования, которую я рекомендую своим клиентам проводить каждую неделю.
Я уверяла себя, что все будет в порядке и от одного раза ничего не случится, но все пошло наперекосяк. Всю следующую неделю я не знала, что будет дальше, волновалась, что не готова, независимо от того, что меня ожидало.
Например, за 30 минут до презентации мне пришлось бежать в магазин, чтобы купить переходник для присоединения Mac к проектору.
Тогда я поняла, насколько более спокойной делают мою жизнь еженедельные сеансы планирования: их пропуск не стоит недели неуверенности, стресса и судорожных попыток сделать что-то в последнюю минуту. Поэтому сейчас я хочу рассказать о пользе, которую они приносят.
Вы можете отвергнуть идею сессий планирования, отчасти потому, что не знаете, как проводить их эффективно. Не волнуйтесь: я шаг за шагом расскажу, что делаю я и мои клиенты.
Конечно, этот шаблон, возможно, нужно будет адаптировать в зависимости от ваших обстоятельств, целей и приоритетов, но он послужит хорошей отправной точкой.
Начните с обзора задач прошлой недели — рабочих и личных. Спросите себя, есть ли дела, с которыми вы не смогли справиться или которыми нужно заняться дополнительно?
Если ответ «да» и это займёт у вас менее двух минут, сделайте это здесь и сейчас. Если потребуется больше времени, запланируйте это в календаре, чтобы сделать позже.
Что стоит сделать дальше:
Просмотрите дела, списки клиентов, проекты. Проделайте то же самое с личными делами, принимая во внимание каждого члена семьи, хобби, организации, с которыми вы связаны, и домашних животных, если они у вас есть.
Теперь, когда все планы и задачи есть в календаре, подумайте про следующие две недели. Рассмотрите следующие вопросы:
Я рекомендую делать это в пятницу около 2 часов дня, когда интеллектуальный и творческий потенциал мозга еще на максимуме, хотя, конечно, у вас могут быть другие предпочтения.
Если через несколько недель вам придётся перенести сеанс планирования — сделайте это. Просто выделите для него другое время в своем календаре.
Когда я стала делать это в пятницу днём, я обнаружила три изменения.
Во-первых, я ухожу на выходные, зная, что всё под контролем, и в результате могу полностью наслаждаться приятными занятиями, которые запланировала. Я менее напряжена, когда у меня есть план — я доверяю себе, что всё будет сделано.
Во-вторых, я могу увидеть в своём расписании возможные авралы прежде, чем они произойдут, и могу строить планы так, чтобы их избежать.
В-третьих, планирование позволяет мне заранее увидеть, сколько у меня будет свободного времени. Я могу запланировать какие-то развлечения, которые дадут мне энергию или направят в определенное русло. Вам нужно время, чтобы взять подработку или поискать новую работу? Хотите снова читать книги? Изучить окрестности? Нужно выделить на всё это время. Если не включить эти занятия в расписание, то найти для них время будет крайне трудно.
Выделите 1,5 часа на планирование следующей недели в ближайшую пятницу.
Это может занять немного больше времени, но если придерживаться этого шаблона, то со временем планирование будет занимать меньше времени — 45-60 минут.
Придерживайтесь этого подхода шесть недель и увидите результат. А если не верите, что оно того стоит — проделайте это в течение нескольких недель, затем пропустите неделю и посмотрите, каково это. Даже коучи по тайм-менеджменту нуждаются в подобной встряске время от времени.
Недельное планирование, как способ упорядочить хаос и добиваться целей
Слушай аудиоверсию этой статьи в нашем подкасте:
Совмещая работу и дом, управление командой и несколькими проектами, ты рискуешь столкнуться с трудностями — упущенными важными задачами, ошибками, забытыми встречами и горящими дедлайнами — следовательно, лишним стрессом и проблемами с ментальным здоровьем. Чтобы всего этого избежать и достичь поставленных целей, нужно грамотно распоряжаться нашим важнейшим ресурсом — временем. Причём не только на локальном уровне — в рамках одного дня, — но и на уровень выше — в рамках недели.
Почему важно делать план на неделю, и причём тут пирамида Франклина
Один из американских отцов-основателей Бенджамин Франклин придумал систему, которая помогала ему рационально использовать ресурсы и планомерно двигаться к цели. Суть идеально описывает девиз пирата Френсиса Дрейка — Sic Parvis Magna, «Большое начинается с малого». Большая цель разбивается на более мелкие, а те, в свою очередь, ещё на более мелкие — с помощью такой декомпозиции получается пирамида задач, выполнение которых ведёт к достижению большой цели.
Если попробуете загуглить пирамиду Франклина, выглядеть она будет с точностью наоборот: внизу — главные жизненные потребности, а наверху — планы на день. Но, кажется, такая пирамида противоречит сама себе. Двигаясь к цели, мы поднимаемся на вершину, а не спускаемся вниз.
В улучшенной версии пирамиды наверху — главные жизненные ценности; затем глобальные цели; следом генеральный план по их достижению; дальше — долгосрочный план (на несколько лет); краткосрочный (от недели до месяца) и в самом низу — план на день, на котором всё базируется.
Я знаю много людей, которые поминутно расписывают себе весь день, чувствуют контроль и думают, что всё у них отлично. Но проблема в том, что, когда живёшь одним днём, не видишь всю картину. Не понимаешь, в каком направлении развиваться, как достичь желанных целей. Раньше я хотела научиться рисовать, но глобально это была проблема Нади-из-будущего. Я же, Надя-из-настоящего, что-то делала, но никаких планов по достижению этой цели не строила. Теперь я знаю: когда есть цель, но нет вектора движения и плана на чуть более длительный период, чем день, добиться чего-то очень и очень сложно.
Другая крайность — люди, которые придумывают себе цели на месяц, а потом сразу переходят к планам на день. С вероятностью близкой к 100% цель от них всё удаляется, хотя они каждый день что-то делают. Долгосрочный план очень далёк — он даёт общее представление о том, куда нужно двигаться, но слишком подвижен и изменчив, чтобы на него опираться в краткосрочной перспективе.
Поэтому без плана на неделю никуда. Краткосрочный план помогает не только быть в курсе текущих задач, но и видеть всю картину. Недельное планирование даёт пространство для анализа и работы над ошибками, а значит, снижается риск возникновения новых проблем на следующей неделе.
Плюсы и минусы недельного планирования
Давайте будем честны: расписывать все задачи на неделю очень муторно (это, пожалуй, единственный минус), особенно поначалу, особенно если дисциплина — не сильная твоя сторона. Придётся вырабатывать в себе привычку. Первое время будет сложно, но постепенно привыкаешь. А когда чувствуешь, как растёт эффективность — это только мотивирует продолжать.
Плюсов у недельного планирования больше, но самых значимых два:
Как строить планы на неделю
Я собрала 5 принципов, которые помогут тебе распланировать неделю:
1. Определяй цели
Каждая неделя должна приближать тебя к глобальной цели. Поэтому, чтобы не потратить время впустую, реши, какие результаты и цели на неделю помогут тебе продвинуться вперёд.
2. Выписывай все задачи
Затем выпиши все задачи, которые помогут добиться недельных целей. Целей и задач может быть много. Далее распредели задачи по дням: сначала те, где важно время (мероприятия, учёба, встречи), затем задачи, которые ко времени не привязаны (фитнес, прогулка с друзьями, мелкие рабочие задачи и так далее). Здесь пригодится тайм-блокинг — о нём мы расскажем в одной из следующих статей.
3. Сосредоточься на приоритетном
Когда раскидаешь задачи по дням, выбери самые важные, на которые нужно сделать упор. В идеале, чтобы не перегореть и не переживать, если что-то не успеешь, их должно быть не больше двух.
4. Перенеси то, что не успел
Недельное планирование — не «гонка на выживание». План нужен, чтобы облегчить твою жизнь и убрать лишний стресс, а не увеличить его. Не пытайся сделать всё сразу. Если не получается или не хватает сил, перенеси задачу на другой день или неделю.
5. Проанализируй успехи и неудачи
В конце недели проведи обзор всего, что было сделано по плану. Это отличная возможность точечно проработать все проблемы, оптимизировать свою работу, составлять план с учётом прошлых неудач и находить новые гипотезы для решения. Я выделяю под эту задачу полчаса воскресным вечером и тебе советую.
Придерживайся этих принципов, и всё у тебя будет круто!
Если хочешь постоянно добиваться своих целей и повышать личную эффективность, не стоит делать всё сразу и травмировать нервную систему. В работе важна системность и последовательность.
Вместо этого лучше удели немного времени составлению плана на неделю. Так ты взглянешь на задачи стратегически, увидишь проблемные места и найдёшь лучшее решение.
Чтобы было проще работать с задачами и строить планы, советую пользоваться цифровыми инструментами. Таск-менеджер WEEEK идеально подойдёт для управления задачами и недельного планирования — именно для этого мы его и сделали.