какие учебники можно использовать для обучения русскому языку
ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Дистанционное обучение
понедельник, 4 июля 2016 г.
Краткий обзор учебников по русскому языку
11 комментариев:
Благодарю за вашу работу!
Спасибо составителям! И читателям, конечно!
Спасибо огромное за проделанную работу!Мучаемся с учебником Иванова и Евдокимовой, много занимаемся дома ( перекладывать ответственность на учителя и составителей учебников не хочу), но систематизировать знания хотелось бы по другим пособиям.Благодарю за помощь!
Да. Согласна. Но есть выбор.
Желаю удачи и отличного результата!
Огромное спасибо вам за разбор!просто и понятно!
Спасибо авторам и составителям учебников!
Здравствуйте, присоединяюсь к благодарностям за проделанный труд.
Подскажите, пожалуйста, какое место в системе учебников, по Вашему мнению, занимают учебники Ушаковой О.? Есть ли в них полнота тем, доступность теории и достаточная практика?
Пожалуйста, коллега, представьтесь.
В этом смысле труд Ваш по обзору очень ценен. Жаль, что ничего не сказано об Ушаковой.
На всякий случай добавлю, что не являюсь адептом ни одного автора, и одновременно разделяю Ваше суждение, что отзывы в интернете часто отражают уровень учеников и учителей, а не самих УМК, которым они адресованы. Но в следующем году уже 4 класс, и как родитель я достаточно созрела, чтобы понимать, что золотое время крепких правильных азов изучения русского языка утекает сквозь пальцы.
Вот почему мне было интересно услышать Ваше мнение, Лариса Васильевна. Буду рада, если Вы не оставите мой вопрос без внимания.
С Новым годом Вас, Екатерина Владимировна! Желаю всего самого хорошего!
Обзор был предложен учителям-филологам для осуществления поурочного планирования, т.е. в качестве дополнительного дидактического материала.
5 главных компонентов современного учебника русского языка
Почему учебники должны видоизменяться
Многие люди в наши дни оглядываются на советскую модель учебника. Она действительно была эффективной — однако для своего времени. Хороший учебник удобен не только учителю, но и ученику, а портрет школьника за последнее время изменился. Психологи говорят о формировании нового типа восприятия — аудиовизуального. Кроме того, изменились источники информации. Главенствующую роль занял интернет, ставший устно-письменным источником. Современные дети понимают, что получить нужные данные они могут не только через учителя, учебник и дополнительные издания в библиотеке, но и через цифровые устройства, причем в удобной форме и в любом объеме. Поэтому неотъемлемые качества новых учебных изданий, интересных и полезных школьнику, — яркость, насыщенность материалом, и самое главное — нацеленность на определенный образовательный результат, ориентация на повышенную продуктивность.
У педагога должен быть выбор изданий, методик. Когда нет широкого выбора, существует риск потерять перспективу развития. При этом, как утверждают эксперты, важна умеренность: когда вариантов слишком много, учителя могут теряться в многообразии учебников, растрачивать драгоценное время на их изучение.
5 ключевых компонентов современного учебника
Разноуровневые задания. Этот компонент позволяет учителю выстроить индивидуальный маршрут (реализовать дифференцированное обучение) и провести ученика по лестнице достижений.
Аудирование. Компонент, пришедший из методик преподавания иностранных языков, очень важный для развития речи. Речь можно выстроить только на образцах. При аудировании школьник учится слушать и слышать, изучает интонационный рисунок. Современные комплекты содержат необходимые для аудирования аудиофайлы в электронных формах учебников.
Развитие устной коммуникации. Компонент как продолжение аудирования. Обеспечивает организацию на уроке ситуаций общения, выразительного чтения, подготовку к итоговому собеседованию. Используя материалы учебника, школьники работают в группах и парах, отрабатывают навыки публичного выступления, рассуждают о прочитанном.
Подготовка к итоговой аттестации. Превосходно, когда в учебнике представлен весь материал, необходимый для подготовки к экзаменам, и учителю не нужно искать дополнительные пособия. Через систему специальных заданий, тематические блоки, школьник знакомится с материалом, нужным для аттестации, без отрыва от общего изучения предмета.
Творческие задания и проекты. Ученик получает актуальные темы и формулировки для увлекательной учебно-познавательной деятельности. Компонент включает в себя как профильные задания (например, изучение звукописи), так и проекты, направленные на личностные и метапредметные результаты («Проведи день без компьютера, напиши об этом рассказ»).
Типы современных учебников
На основе статьи «Школьный учебник нового поколения — каким он должен быть?» Олега Кабардина (Институт научной и педагогической информации РАО) обозначим 4 типа современного учебника по русскому языку.
Учебник-букварь. Ориентирован на самостоятельную работу с книгой, самомотивацию ученика.
Учебник для работы с учителем. Предусматривает отказ от множества самостоятельных и контрольных работ. Формирование компетенций происходит через учебный процесс.
Учебник-энциклопедия. Раскрывает широкие возможности для демонстрации и объяснения новых фактов и явлений.
Учебник-индивидуальный навигатор. Содержит небольшой объем материала, акцент делается на углубленном изучении наиболее важных тем, проектной работе.
Многообразие наших изданий
Корпорация «Российский учебник» нацелена на то, чтобы в рамках одного предмета предоставить учителям широкий выбор линий с разными образовательными результатами и методическими преференциями. При этом все наши учебники по русскому языку входят в Федеральный перечень и, конечно, соответствуют ФГОС.
Базовый и продвинутый уровни изучения (ближе к традиционным курсам):
Продвинутый и углубленный уровни изучения (с введением инновационных методов)
Углубленный уровень изучения (с инновационными учебными разработками)
Выступление на РМО Анализ УМК по русскому язуку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ
В Приложении к письму Министерства образования и науки Челябинской
области от 17. 06. 16 содержится список УМК на 2016-2017 учебный год, входящих в федеральный перечень учебников. Все названные УМК относятся к завершенным предметным линиям учебников, обеспечивающим преемственность изучения русского языка и литературы на соответствующем уровне общего образования.
Каждый УМК имеет электронное приложение, дополняющее учебник и представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником; методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета. Подробная информация об учебниках представлена на официальных сайтах издательств
Сейчас перед учителем встаёт серьёзный вопрос выбора хорошего и умного учебника из числа рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Выбирать необходимо вдумчиво, прикидывая, что согласуется именно с вашим стилем и вкусом, с уровнем подготовки ваших учеников, зная сильные и слабые стороны разных учебников, хорошо представляя себе, чем они похожи, чем существенным различаются, каких дополнительных усилий потребуют от учителя.
Основное общее образование
Линия учебно- методических комплексов по русскому языку Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др., 5-9 классы
Скорая помощь по русскому языку в двух частях
Диктанты и изложения
Приложение на электронном носителе
Линия УМК по русскому языку предназначена для учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений.
Линия переработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основной школы. Разработано новое внешнее и внутреннее оформление учебников.
Рабочая программа курса русского языка для основной школы, помимо распределения учебного материала по годам обучения, содержит характеристику основных видов деятельности ученика.
Учебник обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций, развивает у учащихся универсальные учебные умения, воспитывает отношение к родному языку как к общенациональной ценности и как к важному средству общения. При переработке учебников особое внимание было уделено различным способам организации учебной деятельности, формам взаимодействия участников образовательного процесса, направленным на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.
Рабочая тетрадь включает упражнения и задания, которые структурированы в соответствии с разделами учебника и предназначены для организации закрепления и проверки знаний учащихся по русскому языку. Упражнения и творческие задания по развитию речи могут быть использованы учителем для работы в классе, в качестве домашних заданий, а также во внеклассной работе.
Скорая помощь по русскому языку. Тетрадь содержит диффренцированные задания по всем разделам изучаемого языкового курса и предназначена для обучения школьников, сталкивающихся с затруднениями при усвоении учебного материала.
Дидактический материал дополняет практическую часть учебников лексическими, грамматическими, орфографическими, синтактико-пунктуационными упражнениями, а также упражнениями, формирующими и развивающими речь учащихся.
Карточки-задания могут использоваться как на уроке, так и вне урока для проведения индивидуальных занятий. Весь учебный материал представлен в них на текстовой основе и учитывает особенности курса русского языка в основной школе. Карточки-задания способствуют выработке у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности. Помимо текста и грамматического задания к нему в каждой карточке содержится задание по развитию речи. Задания даны в двух вариантах, которые отличаются степенью сложности.
Методическое пособие поможет учителю разобраться в специфике доработанных учебников по русскому языку, в методических проблемах современной школы.
В пособии представлено планирование учебного материала с учетом изменений в школьной программе.
К каждому учебнику данной линии издаются пособия «Русский язык. Диктанты и изложения», к учебникам для 8 и 9 классов –– поурочные разработки.
Линия учебно-методических комплексов по русскому языку 5-11 кл. под редакцией В.В. Бабайцевой
1.В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова Русский язык. Теория.
2.Русский язык. Практика. 5 класс А.Ю. Купалова; 6 класс Г.К. Людман – Орлова; 7 класс С.Н. Пимина; 8, 9 классы Ю.С. Пичугов.
3. Русский язык. Русская речь. Е.И. Никитин.
Среди положительных свойств комплекта следует отметить следующие: во-первых, наличие учебника «Теория», который содержит весь материал за курс 5-9-го классов и даёт возможность обращаться к нему как к справочнику. Структура учебного комплекса позволяет изучать, закреплять, повторять теоретические сведения о языке в системе. Теория изложена просто и стилистически ровно, без излишнего наукообразия.
Во-вторых, использование данного учебного пособия помогает в организации активных форм обучения, в частности, семинарских занятий, в подготовке учащихся к экзаменам.
В-третьих, дает возможность учителю выдавать учебный материал пропедевтически, внедрять новые передовые технологии, в частности, выдавать материал блоками.
Также следует отметить, что система заданий и упражнений рассчитана на разноуровневый подход к обучению. Задания требуют не просто определённых знаний, а умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Богатый справочный материал способствует организации самостоятельной работы. Кроме того, учебник содержит подробные образцы различных видов грамматического разбора, введены такие виды разборов, как орфографический и пунктуационный.
В учебниках «Практика» много текстов, что всегда предпочтительнее отрывочных предложений, много разнообразных заданий. Начиная с 6-го класса в учебник «Практика» вводятся разделы «Повторим орфографию» и «Повторим пунктуацию», это позволяет учителю планировать и осуществлять систематическое повторение наиболее трудных вопросов. В учебнике «Практика» для 8-9-го классов в разделе «Синтаксис» представлены упражнения на редактирование текста. В приложение включён толковый словарь, обращение к которому способствует расширению словарного запаса и повышению уровня грамотности учащихся.
Несомненным достоинством данного комплекта является наличие учебника Е.И. Никитиной «Русская речь», позволяющий выстроить систему уроков по развитию речи. Разнообразие творческих заданий, иллюстративный материал делают привлекательным для учащихся работу с этим учебником. Поскольку цель уроков русского языка сегодня заключается в том, чтобы научить ребёнка чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, усваивать душой самобытность русского слова, выражать себя в слове, то в большей степени привлекает в этом комплексе речевой аспект изучения языка. Задания предусматривают наблюдение над сферой использования изучаемых явлений (в текстах разного назначения, типа, стиля), над их ролью для достижения точности и выразительности речи; создание речевых ситуаций, которые определяют отбор языковых средств для должного случая; совершенствование чужого высказывания с точки зрения норм использования рассматриваемых фактов языка; самостоятельное конструирование высказывания и стилистическое оправдание употребляемых в нём языковых средств. Подчёркивается общественная важность умения правильно воспринимать чужое высказывание и грамотно, точно, выразительно говорить и писать, уместно пользуясь богатством языка, соблюдая этические нормы речи.
В то же время этот комплекс, по мнению многих учителей, имеет и недостатки. Например, в учебнике для 5-го класса при изучении некоторых тем по орфографии дано крайне мало упражнений для закрепления. Недостаточно продумана организация словарной работы: количество слов, предназначенных для запоминания учащимися старших классов меньше, чем, например, учащимися 5 класса. Количество словарных слов на полях учебника и в словарике в конце учебника не совпадает. Трудно отличить словарные слова, помещенные на полях, от слов, помещенных там же для другой цели.
Линия учебно-методических комплексов по русскому языку М.М. Разумовской
1.Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык 5 – 9 классы.
2.Методическое пособие. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др5– 9 классы.
3.Рабочие тетради Ларионова Л.Г. 5 – 9 классы.
4.Диагностические работы. В.В. Львов. 5 – 9 классы
5.Контрольные и проверочные работы. Л.М. Кулаева. 5 – 9 классы.
6.Тетрадь для оценки качества знаний. В.В. Львов. 5 – 9 классы.
7.Мультимедийное приложение. 5 – 9 классы.
Главной целью обучения русскому языку, по убеждению авторов, является обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, а также умения свободно говорить и писать на родном языке. В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В учебниках для 5-7-го классов в связи с изучением грамматики вводятся соответствующие правила правописания (орфография и пунктуация), необходимые для оформления письменной речи. В учебниках предусмотрена систематическая работа с лингвистическими текстами, направленная на их информационно-смысловой анализ. При изучении теории предложен обучающий и разъясняющий подход, то есть, кроме формулировок определений и правил, обязательно даётся разъясняющий текст. В учебниках есть упражнения разноуровневого характера, упражнения, раскрывающие значение, структуру, правила правописания слов. Даны образцы разборов синтаксических единиц, включающий орфоэпический разбор слова. В конце учебников представлен справочный материал: орфографический и толковый словарики, раздел, посвящённый трудным случаям орфографии. Очень примечательно то, что многие упражнения содержат задания по комплексному анализу текста. Среди положительных моментов следует ещё отметить наличие материалов об общих сведениях о языке и о ведущих специалистах в области лингвистики.
По мнению учителей, недостатком учебника является то, что в нём содержится мало материала для отработки навыка орфографической зоркости, то есть в малом количестве упражнений пропущены буквы-орфограммы и пунктограммы, чтобы ученик мог осознанно с ними поработать. Представляется, что учебник для 6 класса перенасыщен содержанием и что изучение трудных тем «Причастие» и «Деепричастие» начинать в 6 классе рано.
Линия УМК под редакцией Е.А. Быстровой
• программу учебного курса;
• рабочие тетради для учащихся;
• тетради оценки качества знаний по русскому языку;
• методические рекомендации или книги для учителя;
Данный учебник можно использовать в рамках различных педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии комплексного анализа текста, элементов модульного обучения, возможна реализация исследовательской и проектной деятельности, использование информационных технологий.
Учебная линия Е.А. Быстровой отличается способом подачи теоретического материала. Материал представлен с учетом типологических трудностей русского языка, но при этом предлагается открытое сопоставление фактов русского языка с их эквивалентами в изучаемом иностранном. Внутреннюю целостность линии обеспечивают коммуникативный, функциональный, текстоцентрический и культуроведческий подходы к обучению языку.
Особенность учебной линии – практическая речевая направленность, которая является не только целью, но и средством обучения. Учебники создают условия для речевого общения и учат общению. Они призваны вовлекать учащихся в активный познавательный процесс и в процесс овладения русским языком как средством общения.
Особое внимание в учебниках русского языка под редакцией Е. А. Быстровой уделяется развитию речи. Продумана последовательная система работы над свободным диктантом, изложением, сочинением, что даёт замечательные результаты совместной деятельности авторов учебника, учителя и ученика. Кроме того, тексты и темы для таких работ помещены в 1 учебнике, что не создает психологического напряжения у ученика.
Учебник очень богат в плане иллюстративного материала. В качестве иллюстраций представлены портреты учёных-лингвистов, фотографии, схематические рисунки, сюжетные рисунки и рисунки описательного характера. Соответственно, все они несут разную дидактическую нагрузку.
В учебнике заложены возможности для уровневой дифференциации. Уже в условных обозначениях есть значок «скрепка», под которым располагается дополнительный теоретический материал для тех, кто может и стремится узнать больше. Также представлено много творческих заданий разного уровня. Предоставлена возможность учителю и ученику выбирать в зависимости от интересов, степени сложности, психологических особенностей.
Учебник предоставляет возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, множества форм этой деятельности. Учитель, работая с данным учебником, может активно вовлекать детей не только во фронтальные виды работы, но и в индивидуальные, и групповые. В большом изобилии представлен материал для самостоятельной работы.
Основная трудность при работе с данным УМК заключается в том, что учитель сам должен хорошо владеть иностранным языком, изучаемым детьми (желательно, английским). Это связано с тем, что многие темы изучаются через прием сопоставительного анализа каких-либо явлений в русском языке и изучаемом иностранном. Немаловажно, что владение иностранным (английским) языком – одно из требований Стандарта современного педагога.
Линия УМК под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. 5-9 классы
Готовимся к ГИА: тесты, творческие работы, проекты
Приложение на электронном носителе
Новая линия УМК предоставляет учащимся возможность овладеть основными сведениями о родном языке, на практическом уровне усвоить особенности его функционирования и на этой базе усовершенствовать владение родным языком в разнообразных условиях общения. Линия создана в соответствии с требованиями ФГОС.
Рабочая программа курса русского языка для основной школы, помимо распределения учебного материала по годам обучения, содержит характеристику основных видов деятельности ученика.
Учебники реализуют актуальный в методике преподавания русского языка коммуникативный подход, в основе которого лежит направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка (усвоение лингвистической теории, формирование языковых умений и навыков) и процесса речевого развития ученика, его мышления, восприятия, воображения, а также процесса овладения средствами и способами обращения с информацией.
Системообразующим элементом каждого параграфа учебника является текст, который представляет собой не только базу для усвоения единиц языка, моделей семантических типов речи, но и основу формирования рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.
Учебники имеют фиксированный в тематических разворотах формат, структурные элементы каждой темы повторяются с определённой ритмичностью. Информационное пространство тематических разворотов организуется с помощью рубрикаций и системы «всплывающих окон», которые активизируют познавательную деятельность ученика, задают способы действия с определённым языковым и речевым материалом, схемами, таблицами и другими видами наглядности.
Рабочие тетради дополняют практическую часть учебников разнообразными тренинговыми заданиями по всем темам и разделам, предусматривают задания пропедевтического характера, а также позволяют успешно решать проблемы дифференцированного обучения.
Поурочные разработки содержат примерные конспекты уроков, методические рекомендации по изучаемой теме, и разноуровневый дидактический материал, который расширяет содержание учебника и позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Здесь также на примере конкретных тем демонстрируются различные современные технологии организации учебной деятельности школьника на уроках русского языка и во внеурочное время (это и технологии проектной деятельности, и технология критического мышления при обучении различным видам чтения и письменной речи и др.)
Пособия «Готовимся к ГИА: тесты, творческие работы, проекты» ориентированы на учебники данной линии, но могут быть использованы и с другими УМК по русскому языку. Пособия адресованы учащимся и содержат материл для закрепления и проверки в формате ГИА знаний.
Учителям пособие поможет организовать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, а также проводить текущую и итоговую аттестацию, решать задачи обучения школьников работе с проектами
Линия УМК под редакцией А.Д.Шмелева 5-9 классы
• программа (с CD-диском)
• учебник в 2-х ч. (с аудиокурсом на CD и приложением)
• рабочие тетради «Развитие письменной речи, 5-6 классы», «Культура речи, 7 класс», «Словарные слова без ошибок»
Линия учебников отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, к определению последовательности его обучения и организации учебной деятельности учащихся. Особенностью учебников этой линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику Учебники строятся по модульному принципу. Модуль – единица организации учебного материала, направленная на комплексное достижение метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе. Завершается каждый модуль учебника разделом «Повторение», где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов. В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык (базовый и профильный уровни). 10-11, Просвещение.
Состав УМК: программы на базовом и профильном уровнях, поурочные разработки. Методические и дидактические материалы отдельных авторов
Содержание учебника соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Учебник рекомендован для использования как на базовом, так и на профильном уровне.
Приоритетной задачей курса на базовом уровне является ориентация на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.
Центральным разделом практико-ориентированного курса является культура речи. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний и стратегий и тактик успешного понимания чужой речи — устной и письменной.
В учебнике усилено внимание к вопросам культуры речи, к правописанию и повторению ранее изученного материала. Предусмотрены задания и упражнения разной степени сложности, ориентированные на подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.
Особенностью книги является то, что все ее разделы включают отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в 10-11 классах.
Учебник поможет учащимся не только повторить орфографии и пунктуацию на более высоком уровне, но и овладеть приемами работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Система специальных упражнений позволит школьникам лучше понять художественно-языковую форму изучаемых литературных произведений, особенности языка и стиля писателя. Большое внимание уделяется систематическом работе со словарями различных типов.
Линия УМК под редакцией Воителевой Т.М.
Воителева Т.М. Русский язык (базовый уровень). 10-11, Академия.
Состав УМК: программа, учебник, методическое пособие,
Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования; в них реализуется идея интегративного и дистантного подхода к изучению русского языка, что делает области его применения более разнообразными: это и аудиторная организация занятий, и экстернат, и заочная форма обучения. Материал учебника ориентирует на повторение и обобщение основных разделов русского языка (фонетики, орфоэпии, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии), что позволит учащимся подготовиться к ЕГЭ. Книга имеет речевую направленность, поэтому большое внимание в ней уделено основной единице речи — тексту, его структуре, выразительным средствам, функционально-смысловым типам речи, а также особенностям употребления единиц языка. Орфографические и пунктуационные навыки учащихся совершенствуются в процессе выполнения упражнений всех глав учебника. Для учащихся 10 классов, изучающих предмет на базовом уровне, п омимо справочного материала по всем разделам науки о языке учебник содержит отрывки из различных литературных и научных источников как материал для первичного наблюдения и анализа, а также проверочные тесты для подготовки к итоговой аттестации.
Авторская линия Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень). 10-11, Русское слово.
Состав УМК: программа, поурочное планирование этих же авторов, книга для учителя, тематическое планирование, методические рекомендации по проведению уроков в старших классах, материалы по развитию речи учащихся, пособие «Русский язык в таблицах»).
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования; в него входит учебно-методический комплект, предназначенный для изучения русского языка на базовом и профильном уровнях. Цель курса — достижение учащимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенции. Современный русский язык представлен как система. Теоретический материал дан крупными блоками, изложен полно, логично, доступно, многоаспектно, снабжен убедительными литературными примерами, отобранными из художественных произведений XIX—XX вв. Впервые в учебнике авторами введены основные принципы русской орфографии и русской пунктуации. Учебник поможет учащимся систематизировать, обобщить, расширить и закрепить полученные знания по русскому языку, сформировать навыки свободного владения речью в ее устной и письменной форме. Ценность данного учебника — в соединении научности и доступности, глубины и широты подачи учебного материала. Учебник систематизирует, обобщает и дополняет полученные знания по русскому языку. Может быть использован как справочник для поступления в вуз, при сдаче как письменного, так и устного экзамена, а также подготовке к ЕГЭ
Авторская линия Гусаровой И.В.
Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни). 10-11, ВЕНТАНА-ГРАФ.
Состав УМК: программа, учебник, рабочие тетради, словарь, http://www.vgf.ru/russ.
Авторская линия Пахновой Т.М.
Пахнова Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11, Дрофа.
Состав УМК: рабочая программа, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие,
Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. В учебнике реализованы следующие цели обучения русскому языку на базовом уровне: приобщение учащихся через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; углубление и обобщение знаний о языке как многофункциональной развивающейся системе; совершенствование умений анализировать языковые факты, творчески перерабатывать информацию; развитие устной и письменной речи с точки зрения эффективного достижения поставленных коммуникативных задач.
Авторская линия Бабайцевой В.В.
Бабайцева В.В., Михальская А.К. Русский язык (углублённый уровень). 10-11, Дрофа.
Состав УМК: программа, учебник, методическое пособие, тренинги по орфографии и пунктуации, тесты, «Основы риторики» А.И. Михальской, программы элективных курсов.
Содержание учебника В.В. Бабайцевой для 10-11 классов соответствует требованиям государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку. Состоит из 2-х частей. Теоретическая часть систематизирует и углубляет знания, приобретённые учащимися в 5-9 классах. Сборник заданий включает разнообразные упражнения, обобщающий изученный материал. Уделено внимание развитию речи, умению анализировать и составлять тексты. Обобщающие задания по орфографии и пунктуации имеют ответы.
УМК предполагает профильный уровень образования: филологический и социально-гуманитарный профили.