какие умения не относятся к группе коммуникативных учебных действий
Что такое коммуникативные УУД
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
По ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ
Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели
– формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности,
– умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
– участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,
– строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— управление поведением партнера;
— умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
Коммуникативные действия по А. Г. Асмолову
— умения слушать и слышать друг друга;
— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
— представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;
— спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
— вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия
— понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
— готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
— умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
— умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
— планирование общих способов работы;
— обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
— способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать
Умение работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы
— умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
— переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий
Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
— уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
— адекватное межличностное восприятие;
— готовность адекватно реагировать на нужды других (напр., эмоциональная поддержка партнёров в процессе достижения общей цели совместной деятельности);
— стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии
Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
— использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
— речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) в предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий
Виды коммуникативных действий:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, помощь;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (на языке предметной области);
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами, культурными и нравственными нормами общения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Юрасова Светлана Ивановна
Учитель начальных классов МБОУ Погребская СОШ
Брасовского района Брянской области
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Поэтому реализация ФГОС НОО предполагает новую роль учителя. Современный учитель должен создать условия для «открытия» новых знаний учащимися самостоятельно, должен так организовать учебный процесс, чтобы ребенок овладел необходимыми компетенциями.
Актуальность заключается в потребности учителей начальных классов в разработке определённой системы работы, направленной на формирование у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий.
Поэтому проблема исследования заключается в противоречии между потребностью поиска эффективных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточным вниманием в практической работе начальной школы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Цель – отработать и экспериментально проверить комплекс методических приемов, способствующий формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в начальной школе.
Гипотеза исследования : мы предполагаем, что если систематически и целенаправленно использовать комплекс дидактических приемов на уроках в начальной школе, то это будет способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
3. Отследить динамику уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Методы исследования : изучение научной и методической литературы по данной проблеме, тестирование, естественный педагогический эксперимент, математическая обработка результатов диагностики.
База исследования : 7 учащихся 4 класса
Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Экономика стала очень динамичной. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. А отсутствие элементарных навыков общения может привести к множеству конфликтов не только в коллективе при совместной деятельности, но и в семье. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Результатами по новым образовательным стандартам теперь являются не только предметные, но и УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:
потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
позитивное отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
К оммуникация как взаимодействие
коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности
содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели
Коммуникация как и нтериоризация
коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии
Возрастные особенности формирования коммуникативных действий у младших школьников
Каковы же конкретные возрастные особенности развития перечисленных компетенций у детей, поступающих в школу?
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте 6—7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе.
Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети больше разговаривают друг с другом, чем со взрослым. Если в общении со взрослым в этот период уже возникает внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации. К 10-ти годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей.
Рассмотрим основные коммуникативные умения, характерные для младших школьников.
Умение слушать – одно из самых важных человеческих умений. Специалисты уверяют, что не умеют слушать примерно восемь школьников из десяти. Умение активно слушать – это одно из опорных коммуникативных умений младших школьников, которое вырабатывается у них процессе учебного общения и включает в свою структуру как речевые умения (восприятие и интерпретация информации), так и умения межличностного общения (не перебивать собеседника, активно реагировать на его информацию по смыслу, дружелюбно относится к недостаткам речи, не проявлять агрессии). Умение активно слушать включает:
восприятие информации от говорящих или самого себя, при котором школьник воздерживается от выражения своих эмоций;
поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» продолжать акт общения;
незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на один шаг вперед».
Таким образом, для младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти коммуникативные умения у ребенка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту. Эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий является использование различных упражнений и групповой работы.
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Чтобы быть успешным, нужно быть коммуникативно – активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
Два первых типа характеризуются низким уровнем успешности в общении. Дети испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной т.е. речевой стороны коммуникативных умений.
Для третьего типа характерна ярко выраженная позитивная Я – концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам.
С точки зрения разработчиков Государственных стандартов общего образования, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –определение цели, функции участников способы взаимодействия;
— постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов –выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие и решения и его реализация;
-умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникация как взаимодействие.
Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники. Детский эгоцентризм коренится в возрастных особенностях мышления и накладывает отпечаток на всю картину мира дошкольника, придавая ей черты характерных искажений.
В общении эгоцентрическая позиция ребенка проявляется в сосредоточении на своем видении или понимании вещей, что существенно ограничивает способность ребенка понимать окружающий мир и других людей, препятствует взаимопониманию в реальном сотрудничестве и, кроме того, затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими.
В 6-7летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации, главным образом, в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей. В этой связи следует особо подчеркнуть незаменимость общения со сверстниками, поскольку взрослый, будучи для ребенка априори более авторитетным лицом, не может выступать как равный ему партнер.
Таким образом, от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения.
Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка практически на всех этапах онтогенеза. Его роль в психическом развитии ребенка определяется тем, что благодаря своей знаковой (вербальной) природе оно изначально генетически связано с обобщением (мышлением). Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания. Так индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми. [3]
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Представим деление коммуникативных универсальных учебных действий на подгруппы по двум признакам, развитие которых обеспечено условиями урока литературного чтения.
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:
— воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;
— сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
— анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:
— оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
— различать особенности диалогической и монологической речи;
— описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
— характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
— характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификация); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
— выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
— составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
-писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
Основой решения этих задач стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. [8] Решая эти проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий, учитель должен ориентироваться в психологии литературного чтения.
Выступление на заседании ШМО на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции:
1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить 4 блока: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.
К коммуникативным УУД относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Обратим внимание на формы и методы достижения планируемых результатов :
— ученик соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство…).Умеет презентировать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ.
— ученик умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом от соблюдает нормы информационной избирательности, этики и этикета.
— ученик умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение.
— ученик активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— ученик проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре.
Конкретизирую содержание коммуникативных УУД, которые формируются на уроках литературного чтения.
1. Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом:
— воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
— сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
— анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
— составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Следовательно, возникает вопрос, не станет ли групповая работа тем самым эффективным фактором формирования коммуникативных УУД. Этому вопросу посвящен следующий параграф.
Групповая творческая работа как форма организации обучения и
особенности её влияния на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Групповая деятельность обучающихся на уроке складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка обучающихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных детей.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение обучающихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Традиционно выделяют 3 вида групповой работы: парную работу (когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом); единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп); дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).
1 этап: заключается в выдвижении каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фиксировать на бумаге все высказанные гипотезы, для того, чтобы затем выразить свое отношение к каждой из них.
2 этап: обсуждение высказанных гипотез (генерирование идей).На этом этапе участникам групп понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.
3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них.
4 этап: обсуждение итогов работы группы, где участники группы выдвигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.
5 этап: обсуждение процесса работы (этот этап не так часто встречается в реальной практике – как правило не хватает времени).Но возможностей у процесса обсуждения гораздо больше, чем представляется. Можно задать учащимся вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников способствовали работе, а какие мешали? И, наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?»
Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, 20-30 минут в 3-4 классах. Учителю нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, выражать своё отношение к работе товарища, прежде чем предоставить «продукт» совместного труда, а также нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. Бороться надо лишь с возбуждёнными.
Подводя итог, можно выделить преимущества групповой работы в формировании коммуникативных УУД:
формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
учит правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания, столь необходимое для развития личности;
учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков);
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
у каждого ребенка есть возможность выдвинуть и реализовать идею ;
Я считаю, что особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный вид УУД имеют огромное значение в образовательном процессе. Во-первых, они влияют на учебную успешность. Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе. В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения ( потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными средствами общения; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника).
Важнейшим средством достижения этой цели обучения на уроках литературного чтения в начальной школе, по моему мнению, является организация групповых форм учебного сотрудничества на уроке, а именно использование групповой работы.
Объединение в группы способствует сплочению детей. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.