какие умения необходимы для педагога начальной школы
Профессиональные умения учителя начальных классов
Каким должен быть учитель в условиях четырехлетней начальной школы?
В новых условиях четырехлетнего образования важно ориентироваться в современных направлениях, личностно-ориентированных технологиях. Меняются прежние требования к ученику — повышенные требования предъявляются и к учителю.
Прежде всего это достаточно высокий интеллект, постоянное пополнение знаний, совершенствование педагогического мастерства. Чтобы развивать у детей мыслительные умения, расшифровывать ошибки и затруднения, чтобы развивать у них самостоятельность, самоконтроль, воспитывать волю, чувства, необходимо вникать в процесс учения, особенности поведения школьника, определять причины негативных явлений, искать решения проблем.
Современному учителю нужно быть хорошим психологом, уметь наблюдать, изучать детей, анализировать трудные случаи неуспеваемости, негативного поведения детей, владеть диагностическими умениями.
Нужны иные взаимоотношения с детьми по сравнению с традиционными. Ни одна современная система образования не допускает авторитарного стиля общения с детьми, подавления самостоятельности, неуважения к личности.
Уважительное, внимательное отношение к ребенку, сочувствие и помощь, обращение к опыту, доверие — показатели и личной, и профессиональной культуры учителя.
Профессиональные умения учителя — умения, связанные с успешной педагогической деятельностью и положительными результатами в учебной и воспитательной работе с учащимися. Учитель должен:
— иметь ясные представления о социальной роли своей профессии, проявлять интерес к ребенку К8К ЬС объекту деятельности; уметь понимать его потребности и возрастные особенности, обладать педагогической наблюдательностью и тактом, организаторскими способностями;
— иметь устойчивые духовные, познавательные интересы, работоспособность;
— быть честным, принципиальным, скромным, общительным;
— всесторонне знать свой предмет, постоянно следить за новинками науки и литературы в своей области, за культурной жизнью;
— владеть культурой речи, иметь навык свободного выражения своей мысли как в устной, так и в письменной форме, владеть языковыми нормами, выразительным чтением и интонационными особенностями языка;
— на высоком уровне владеть всеми теми умениями и навыками, которые обязательны для учащихся;
— разбираться в содержании и требованиях программы и других нормативных документов, в содержании и методическом аппарате школьных учебников, пособий; правильно реализовать потенциальные возможности программ, учебников, пособий, правильно строить урок;
— ставить и решать задачи воспитания на уроках и во внеклассной работе с учащимися, обеспечивать формирование их нравственных качеств;
— самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал, книги, пособия, самостоятельно планировать изучение разделов и тем курса;
— диагностировать уровень знаний и умений учащихся, оценивать их;
— определять причины недочетов в знаниях и умениях учащихся, исправлять и предупреждать их;
— уместно и правильно использовать технические средства обучения, наглядные пособия, организовывать внеклассную и внешкольную работу с учащимися;
— осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи изучаемого предмета;
— постоянно совершенствовать свои педагогические и методические умения, участвовать в педагогическом эксперименте по своей специальности, обобщать опыт работы, овладевать мастерством;
— быть социально активным во всех областях профессиональной и общественной жизни школы, района, города;
— обладать способностью создать на уроках атмосферу эмоционального комфорта для детей, организовать обучение так, чтобы не нанести вреда психическому здоровью учащихся.
Требования к уровню профессиональной подготовки учителя начальных классов в условиях общеобразовательной школы
Автор: Тарасова Ксения Валерьевна
Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.
Таким образом, строгое соблюдение и выполнение условий и требований ФГОС педагогами, делает тему данной статьи более актуальной. Студент должен четко знать предъявляемые требования к уровню профессиональной подготовки. Функции профессиональной деятельности учителя младших школьников даже шире, чем у учителя-предметника, так как он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин. В соответствии с ФГОС НОО, учитель, является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы[1].
В соответствии с ФГОС учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире. В новом стандарте впервые зафиксированы требования к результатам освоения основной образовательной программы нескольких уровней и трех типов – это предметные результаты, метапредметные и личностные результаты. Для того, чтобы сформировать у детей универсальные учебные действия, учитель должен владеть технологией, которая способствует развитию детской рефлексии – способность планировать и оценивать свои собственные действия[2:28]. Содержание этой компетенции учителя определяется такими характеристиками, как умение:
-оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы;
-ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося;
— ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов;
-адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка;
-правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной программы;
-оценивать сформированность у учащихся универсальных учебных действий;
-анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.);
-выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям.
Еще один момент, о котором нельзя не сказать – это деятельностный характер обучения. Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать (задавать сам себе вопрос: «Чему мне нужно научиться?») и проектировать («Как мне этому научиться?»). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве[4:32].
Для того чтобы довести до автоматизма универсальные учебные действия и навыки детей в решении учебных задач, выработать в них особые учебные умения, навыки, необходимо учителю самому обладать компетентностями. Их необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития[5:13]. Поэтому главными показателями качества профессиональной подготовки учителя сегодня являются такие личностные характеристики, как:
-готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
-мотивация на работу с учащимися;
-способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;
-знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;
-владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;
-знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания.
Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. Базисный образовательный план включает в себя программу воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность образовательного учреждения. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся имеет не только умение воспитывать детей, но и нравственность самого учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Однако, следует признать, что обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся педагогу без социально-педагогического партнерства, скорее всего, просто невозможно. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ. Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей, прописанных в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России[3:36]. В этих условиях самостоятельность, а вместе с тем и ответственность педагога заключается в:
· разработке для своего класса программы развития и воспитания
· внедрении новой формы накопительной оценки (портфолио)
· умении выбирать подходящие, конкретно к данному классу, УМК
· разработке (корректировке) рабочих программ по учебным предметам
· отборе способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий)
· разработке (отборе) контрольных материалов, обработке результатов диагностических и комплексных работ
На мой взгляд, главными требованиями к уровню подготовки в целом, для каждого учителя, является:
-принятие основных идей ФГОС;
-адаптация (максимальная, продуктивная) к меняющимся условиям деятельности;
-определение способов наиболее конструктивного профессионального и личностного развития;
-осмысление различных аспектов своей деятельности, в плане представлений о себе, своей миссии, своей позиции между ребёнком и обществом.
Таким образом, рассмотренные требования подготовки учителей начальных классов, позволяет нам определить уровень своих профессиональных компетенций и возможность модернизировать свою профессиональную подготовку как учителя начальных классов.
1. Лиховцов С. Е., // Актуальность системы профессионального образования к подготовке специалистов сферы образования // [http://www.vspc34.ru/]
2. Неизвестный автор. Актуальные проблемы подготовки учителей начальных классов в современных условиях. – Журнал «Вестник».: 2009/2
3. Пивненко В. В. Учитель нового поколения. – Журнал «Начальная школа».: 2007/3
4. Покушалова Л. В., // Проблема качества подготовки современного специалиста // [ http://cyberleninka.ru ]
5. Шолохова М. А. Проблемы подготовки учителей начальных классов. – Журнал «Педагогика и психология».: 2011/2
Общие и специальные способности учителя начальных классов.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Общие и специальные способности учителя начальных классов.
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, учитель начальных классов должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. К специальным способностям учителя начальных классов можно отнести:
— способность видеть и чувствовать, понимает ли ребенок изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;
— способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения для начального образования;
— способности по-разному излагать, доступным образом для учеников младшего возраста один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;
— способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;
— способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;
— способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;
— способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;
— способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения в начальном звене информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;
— способность формировать у младшего школьника нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).
Особый класс специальных педагогических способностей учителя начальных классов составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:
— способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатиии);
— способность быть примером и образцом для подражания детей младшего школьного возраста в мыслях, чувствах и поступках;
— способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
— способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;
— способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;
— способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
— способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
Среди специальных педагогических способностей учителя начальных классов есть и способность особого рода – способность к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался исследованием этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных его сторон, т.к. через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога начального образования является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Их применение особенно действенно в работе с младшими школьниками, они стимулируют успехи учащихся, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслужены и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики эффективных с педагогической точки зрения поощрений.
— сопровождается объяснением учителя того, что именно в действиях ребенка заслуживает поощрения;
— связано с личной заинтересованностью учителя в успехах ученика;
— соотносится с достижением учеником определенных результатов;
— предполагает информирование ребенка о значимости достигнутых им результатов;
— развивает у ребенка умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов;
— сравнивает прошлые и настоящие достижения ребенка;
— соразмерно затраченным учеником усилиям;
— сопоставляет достигнутое ребенком с приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может достигать успехов в будущем;
— воздействует на мотивационную сферу ребенка, опираясь на внутренние стимулы: интерес, цели саморазвития, удовлетворенность от учения и др.;
— концентрирует внимание ребенка на том, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей;
— способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены.
Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей младшего школьного возраста, если станет поощрять их за хорошие поступки, и не будет наказывать и обращать слишком пристальное внимание на допущенные ими ошибки.
Чтобы добиться наиболее эффективной педагогической деятельности в своей области, учитель должен научиться воспитывать, формировать и всеми способами развивать в себе выделенные нами специальные педагогические способности.
Канн-Калик В.А. Основы профессионального педагогического общения. – М.: 1987.
Р.С. Немов. Психология. В трех книгах. Книга 2. Психология образования. М., ВЛАДОС, 2003.
«Профессиональный стандарт педагога». Начальное общее образование. Необходимые умения и знания для учителей.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Профессиональный стандарт педагога». Начальное общее образование. Необходимые умения и знания для учителей.
Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе
Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы
Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования
Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания
Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек
Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования
Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий
Корректировка учебной деятельности исходя из 1данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе
Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования
Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной
Лекция «Новые требования к учителю начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Лекция «Новые требования к учителю начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО»
Особенность школьного обучения в условиях введения ФГОС
Требования ФГОС к современному учителю
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.
Основные компетенции современного учителя:
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок.
Таким образом, описанная система взаимодействия с педагогами позволяет сделать вывод о системном подходе к вопросу повышения их профессиональной компетентности, отвечающей инновационным процессам реализации ФГОС.
В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.
Актуальные вопросы введения ФГОС:
3. предусмотрено, ученик формируется сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной ситуации. Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.
5. Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые помогут ему решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нем как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков.
Профессиональное саморазвитие имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.
1. Профессиональная компетентность:
a ) Знания (общий кругозор, методика, предмет, педагогика, психология,
адаптационные 1) подбирать приемы и способы обучения (упражнения, задания), адекватные поставленной цели; 2) использовать приемы работы, учебный материал и т.д. соответственно индивидуальности школьника; 3) адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровня его подготовленности; 4) подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обучения; 5) снимать психологический барьер при работе над учебным материалом; 6) создавать средства наглядности (схемы, таблицы, правила-инструкции в том числе в электронном варианте и т.д.) и использовать их в качестве ориентировочных опор; 7) методически правильно использовать на занятиях технические средства обучения (ТСО).
коммуникативные Умения общения в педагогическом процессе – это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия. 1) устанавливать доверительную, рабочую атмосферу; 2) настроиться и настроить школьников на занятие соответственно его цели, содержанию и характеру; 3) выражать все необходимое на занятии вербально (с помощью речи), мимики и т.д.; 4) говорить выразительно, эмоционально, с экспрессией (выразительность, яркое проявление чувств, настроений, мыслей), экспромтно; 5) корректно и эффективно общаться с коллегами, администрацией.
организаторские 1) организовать работу в парах постоянного и переменного состава; 2) организовать групповую работу; 3) организовать коллективное общение; 4) организовать внимание класса, когда отвечает один ученик (пара или группа); 5) рационально сочетать индивидуальную, парную и коллективную работу; 6) быстро распределять задания в группе (с учетом условий, индивидуальных особенностей школьников); 7) организовать индивидуальную самостоятельную работу в классе; 8) организовать самостоятельную работу учащихся дома; 9) найти помощников среди школьников; 10) корректно предъявлять требования; 11) организовать воспитательную работу в группе; 12) организовать группу и педагогически целенаправленно управлять ее деятельностью с учетом динамики развития данного коллектива на протяжении всего курса обучения; 13) использовать активные методы обучения.
гностические лежат в основе учебно-познавательной деятельности. Учебно-познавательная деятельность – организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленными человечеством.
Гностическими умениями являются:1) анализировать деятельность коллег; 2) анализировать собственную деятельность; 3) воспринимать новшества в методике преподавания и внедрять их на занятиях; 4) вести научную работу, участвовать в исследованиях; 5) вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.
перцептивные 1) понять состояние ученика, проникнуть в его внутренний мир; 2) видеть всех учащихся в классе и каждого в отдельности; 3) отличать текущую информацию о школьнике от устойчивых его характеристик; 4) видеть статус ученика в коллективе, распознавать межличностные отношения в группе; 5) подмечать и оценивать положительное и отрицательное в деятельности (в том числе речевой) учащегося; 6) видеть, в какой помощи нуждается учащийся в данный момент; 7) развивать личность школьника с учетом возможностей предмета; 8) адекватно оценивать знания, умения и навыки ученика.
проектировочные 1) планировать занятие и цикл занятий в соответствии с целями и ступенями обучения предмету; 2) предвидеть результаты планирования, составлять прогноз (педагогическое прогнозирование – процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы); 3) отбирать и дозировать необходимый для занятия учебный материал; 4) анализировать и критически оценивать материал учебников и учебных пособий; 5) учитывать при планировании психологические закономерности усвоения предмета; 6) анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение; 7) делать логические переходы в этапах занятия, в этапах работы над темой и т.д.; 8) определять необходимую дозу теории в практике обучения; 9) предвидеть и предупреждать утомление учащихся или спад в усвоении учебного материала, переключать их с одного вида работы на другой; 10) импровизировать в неожиданных учебных ситуациях.
мобилизационные умения — это умения привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребности в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.
информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.
в) Способности (проектировочные, организаторские, адаптационные)
г) Личностные качества
педагогический такт – соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым.
гуманность включает комплекс свойств личности, выражающих бережное отношение человека к человеку. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым.
д) Ценностные ориентации.
профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами.
Профессиональные характеристики, обусловливающие становление профессиональной культуры педагога, включают как объективные, так и субъективные аспекты. Среди объективных составляющих ключевое место занимает специализация, устанавливающая принадлежность педагога к определённому профессиональному сообществу. А основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание, которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала. В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональная компетентность, а также способность к непрерывному образованию и адаптации к изменяющимся условиям труда.
Профессиональное самосознание – это свойства характера и интеллектуальные способности, необходимые педагогу для осуществления профессиональной деятельности. Среди них особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования – профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.
Предметные концепции разработаны в соответствии с перечнем поручений Президента РФ В.В. Путина по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 года. В перечне поручений говорится о необходимости разработки комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе мониторинговых исследований.
В настоящее время утверждены две предметные концепции:
Учителю важно знать основные положения этих концепций.
В Концепции преподавания русского языка и литературы сказано о необходимости обеспечения оптимального соотношения между теоретическим изучением русского языка и формированием практических речевых навыков с учетом состава обучающихся. Одной из важных задач является овладение всеми видами речевой деятельности, умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения.
Кроме того, в Концепции преподавания русского языка говорится о том, что освоение учебного предмета должно предусматривать формирование нормативной грамотности устной и письменной речи, межпредметных связей русского языка с другими предметами, использование текстов разных функциональных типов.
В преподавании литературы требуется усилить компетенции, направленные на формирование читательской грамотности, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст; учитывать в работе возрастные и этнокультультурные особенности обучающихся при формировании списка изучаемых произведений. В начальной школе в ходе обучения литературному чтению также необходимо следовать указанным положениям.
Концепция развития математического образования предполагает, что в начальной школе система образования должна обеспечить широкий спектр математической активности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности. Это прежде всего касается решения логических и арифметических задач, построения алгоритмов в визуальной и игровой среде.
Реализация программы по окружающему миру должна отражать положения Концепции развития географического образования в РФ, Концепции обществоведческого образования и идеи историко-культурного стандарта. В настоящее время концепции преподавания географии, обществознания и биологии еще не утверждены, они проходят процедуру согласования в Министерстве образования и науки РФ и также будут являться основой преподавания окружающего мира.
В преподавании раздела программы «Окружающий мир» необходимо руководствоваться Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанном на историко-культурном стандарте. Концепция утверждена 30 октября 2013 года на расширенном заседании Совета Российского исторического общества. Требованиями историко-культурного стандарта являются следующие:
Преподавание литературного чтения в начальной школе должно проходить в контексте положений Концепции развития детского и юношеского чтения, утвержденной Правительством РФ 03.06.2017 № 1155-р. Актуальность данной концепции обусловлена снижением интереса обучающихся к чтению. Концепция констатирует, что чтение имеет первостепенное значение для воспитания и образования подрастающего поколения, но в связи с кризисными явлениями в чтении как культурном феномене требуется новый механизм поддержания интереса к чтению. В преподавании литературного чтения важно активно вовлекать детей в творчество, выявлять одаренных детей в области литературы и художественного слова.
Необходимо совершенствовать программы, учитывать гендерный подход в приобщении детей к чтению, в том числе на электронных носителях.
Во всех концепциях большое внимание уделено методическим и технологическим аспектам обучения, говорится о важности использования в образовательном процессе современных педагогических технологий, организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, внедрения интерактивных методов обучения.
Учитель должен понимать, как улучшить преподавание предмета, сделать его современным, отвечающим требованиям времени, мотивирующим ребенка к познанию и развитию. В этой связи возрастает актуальность анализа положений концепций применительно к используемым учебникам и учебным пособиям.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.