какие упражнения делают на физре в младших классах
Какие упражнения лучше делать школьникам в начальных классах. Комментирует тренер
Польза спорта для детей
— снижение риска ожирения;
— улучшение сердечно-сосудистой системы;
— здоровый рост костей, мышц, связок и сухожилий;
— улучшенная координация и баланс;
— большая способность физически расслабиться и, следовательно, избежать осложнений хронического мышечного напряжения (таких как головная боль или боль в спине);
— преимущества для психического здоровья, такие как большая уверенность ;
— улучшенные социальные навыки;
— улучшение личных навыков, включая сотрудничество и лидерство.
Какие упражнения лучше подходят ребёнку?
По мнению Алексея, упражнения для детей можно разделить на три группы:
Развивающие — этот блок направлен на улучшение координации, силы, ловкости, скорости и гибкости.
Профилактические — упражнения для профилактики различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Восстановительные — упражнения после травм, заболеваний или при врожденных нарушениях.
Развивающие
Эти упражнения родители могут делать с детьми самостоятельно. Начиная от утренней зарядки и заканчивая совместными тренировками и играми на свежем воздухе. Найдите спортивную площадку недалеко от дома, сходите вместе на скалодром или посетите семейный фитнес-зал. Можно использовать:
— игру в мяч, которая развивает скорость, координацию, ловкость ;
— различные упражнения на турнике и брусьях (но эти упражнения должны выполняться под контролем родителей);
— упражнения на игровых или спортивных лестницах;
перетягивани е каната отлично развива е т силу и ловкость.
«Существуют сотни упражнений с детьми, но прежде чем сделать запланированные упражнения, всегда начинайте с легкой разминки, в которую включены вращательные движения конечностями и головой, что , в свою очередь , подготовит организм к более активным действиям», — говорит Алексей.
Спортивные занятия для детей от 6 до 9 лет
катание на роликах или коньках;
Спортивные занятия для детей от 10 до 12 лет
Контактный спорт
Врачи из Mayo Clinic, прежде чем дать возможность ребёнку заниматься контактным спортом, рекомендуют подумать о его или её возрасте, зрелости и физических характеристиках. Нрав я тся ли вашему ребенку активные физические контакты, агрессивность и соревновательные моменты с точки зрения его развития?
Поскольку дети вступают в половую зрелость в разном возрасте, между детьми одного пола, особенно мальчиками, могут быть серьезные физические различия. Дети, соревнующиеся с более физически зрелыми детьми, могут подвергаться повышенному риску травм.
Профилактические и восстановительные упражнения
Второй и третий тип упражнений необходимо выполнять после консультации специалистов и врачей восстановительной медицины. Если у ребёнка есть какие-то особенности, поговорите с доктором, который назначит вам правильный набор упражнений и даст возможность ребенку эффективно развиваться.
Как говорит тренер, в каждом отдельном случае врачи дают свои рекомендации — это могут быть, например:
— ходьба босиком по неровной поверхности, например по гальке, определённые упражнения для стоп, плавание, поездки на велосипеде — это те упражнения, которые влияют на формирование сводов стоп и могут препятствовать развитию плоскостопия;
— упражнение « лодочка » для укрепления мышц кора может использоваться как профилактическое упражнение при искривлении позвоночника;
для восстановления работы лучевых костей кисти при переломе врач может назначить занятие с о сжимани ем пальцами небольшого мягкого спортивного мячика, которые продаются во всех спортивных магазинах.
Спортивная безопасность
Чтобы избежать многих спортивных травм, которые потенциально могут быть получены детьми, старайтесь соблюдать с ребёнком следующие правила:
— всегда надевайте соответствующее защитное снаряжение в тех видах активности, где оно необходимо (велосипед, ролики и коньки, скейтборд и так далее ) ;
— во всех контактных видах спорта следует носить капы во время спаррингов;
— надевайте на детей подкладки для голеней при занятиях такими видами спорта, как хоккей или футбол, где травмы передней части голени относительно распространены;
— обязательно тщательно разогреться перед физической активностью, сделав разминку, и не пренебрегайте разминкой после;
— обеспечьте достаточное время для восстановления между занятиями.
Дети и родители
В выходные тренер советует выезжать с ребенком в небольшие походы в лес или в горы (если есть такая возможность). Так как совместное с родителем преодоление естественных препятствий будет укреплять тело и дух у вас и у ребёнка. А совместные приключения на природе буд у т способствовать вашим с ребёнком отношениям, что очень важно в любом возрасте.
«Совет родителям: играйте на улице с детьми, бег — кто быстрее, турник — кто дольше сможет провисеть , и так далее. Тогда занятия спортом для ребёнка не будут рутиной. Будьте примером для ребёнка — двигайтесь вместе с ним и принимайте участие в семейных соревнованиях», — говорит Алексей.
Конечно, родители обычно больше всего хотят, чтобы их дети развлекались и добивались успехов в выбранном ими или ребёнком виде спорта, но ключ к получению удовольствия от занятий спортом находится в руках мамы и папы. Помогите детям выбрать самый правильный и подходящий для них вид спорта, но при этом не забывайте, что спорт должен нравит ь ся и ребенку. А после будьте хорошим образцом для подражания для него, чтобы поддерживать его спортивное мастерство.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Комплексы физических упражнений для 1-4 класса
В сборник упражнений по физкультуре для 1-4 класса вошли комплексы ОРУ: без предметов, с флажками, с обручем, с большим мячом, с кубиками.
Комплекс 5
Общеразвивающие упражнения с кубиками
1. И. п. — ноги врозь, кубик к левой руке внизу, 1 — руки вверх, передать кубик в правую руку; 2 — и. п., кубик в правой руке; 3—4 — то же другой рукой. 6 раз.
2. И. п.— о. с., руки с кубиком вперед. 1 — поворот налево, левую руку с кубиком отвести в сторону; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. 6 раз.
3. И. п.— ноги врозь, руки с кубиком вверх. 1 — наклон вперед, положить кубик на пол; 2 — и. п.; 3 — наклон вперед, взять кубик; 4 — и. п.
4. И. п.— о. с., руки в стороны, кубик в левой руке. 1 — присесть, передать кубик за спиной в правую руку; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. 6—8 раз.
5. И. п.— ноги врозь, кубик в левой руке внизу. 1—2 — наклон вперед, руки вниз, выдох; 3—4 — руки в стороны, вдох. 3—4 раза.
6. И. п.— сидя на полу, кубик положить у левого колена. 1—2 — поднять ноги и перенести их влево за кубик; 3—4 — то же вправо. 6 раз.
7. И. п.— лежа на полу, руки в стороны, кубик в левой руке. 1 — поднять ноги, передать кубик под ногами в правую руку; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. 6—8 раз.
8. И. п.— сидя на полу, кубик держать ступнями прямых ног. 1—2 — сгибая ноги, подтянуть кубик к себе; 3—4 — и. п. 6—8 раз.
9. И. п.— лежа на полу, кубик положить на живот. 1—2 — втягивая живот в себя, опустить кубик, выдох; 3—4 — поднимая кубик, вдох. 3—4 раза.
10. Положить кубик на пол. И, п.— о. с., руки на пояс. 4 прыжка вокруг кубика на обеих ногах, 4 шага на месте. 8— 10 раз.
11. Ходьба на месте и дыхательные упражнения.
Комплекс 6
Общеразвивающие упражнения без предметов
1. И. п.— о. с., руки согнуты перед грудью. 1 — руки в стороны, прогнуться; 2 — и. п. 6—8 раз.
2. И. п.— ноги врозь, руки на пояс. 1— наклон влево; 2 — и. п.; 3—4 то же вправо. 6—8 раз.
3. И. п.— то же. 1 — наклон вперед, коснуться руками левого носка, выдох; 2 — и. п., вдох; 3—4 — то же к правой ноге. 6—8 раз.
4. И. п.—о. с., руки на пояс. 1 — присесть, руки вперед, выдох; 2 — и. п. 8 раз.
5. И. п.— ноги врозь, руки за голову. 1 — поворот налево; 2 — и. п.; 3—4 — то же направо. 8 раз.
6. И. п.— о. с., руки в стороны. 1 — мах левой ногой вперед, хлопок под ней; 2 — и. п.; 3—4 — то же правой ногой.
7. И. п. — ноги врозь. 1—2 — руки вниз и скрестно встряхнуть расслабленными кистями, сделать полный выдох; 3—4 — руки через стороны вверх, глубокий вдох. 3—4 раза.
8. И. п.— сидя на полу. 1 — поворот налево, согнуть руки за голову; 2 — и. п.; 3—4- то же вправо. 6—8 раз.
9. И. п.— лежа на спине, руки за головой. 1 — поднять левую ногу вперед; 2 — и. п.; 3—4 — то же левой ногой; 5 — поднять обе ноги вперед; 6 — и. п.; 7—8 — то же. 4 раза.
10. И. п.— стоя в упоре на коленях. 1 — прогнуть спину, поднять голову, посмотреть вверх, согнуть спину, опустить голову. 8 раз.
11. И. п.— стоя на коленях, руки на пояс. 1 — сесть на левое бедро (слева от ног на пол); 2 —и. п.; 3—4 — то же вправо. 4-6 раз.
12. И. п.—о. с., руки на пояс. 1—4 — 4 прыжка на двух ногах; 5—8 — 4 месте. 4—6 раз. Перейти на ходьбу на месте. Замедляя темп, 3—4 дыхательных упражнения.
Комплекс 7
Общеразвивающие упражнения без предметов
1. И. п.— о. с. 1 — отвести левую ногу назад на носок, руки вверх, прогнуться, посмотреть на руки; 2—и. п.; 3—4 — то же правой ногой. 8 раз.
2. И. п.— о. с., руки перед грудью. 1 — поворот налево, руки в стороны; 2-—и. п.; 3—4 — то же направо. 8 раз.
3. И. п.— ноги врозь, руки за голову. 1 — наклон вперед, руками коснуться пола; 2 — и. п. 8 раз.
4. И. п.— о. с., руки вверх: «мельница» — попеременно круги руками вперед. 8—10 раз.
5. И. п.— о. с. 1—2 — руки через стороны вниз, выдох; 3—4 — подняться на носки, руки через стороны вверх, вдох. 3 — 4 раза.
6. И. п.— лежа на спине: «велосипед» — попеременно сгибать и разгибать ноги вперед. 6—8 раз. Отдых, руки на живот. 1—2 — глубокий выдох, надавливая ладонями на живот; 4 — выпячивая живот вперед, вдох. 3—4 раза. Повторить упражнение «велосипед».
7. И. п.— то же. 1 — согнуть колени, обхватить их руками, прижаться головой к коленям, выдох; 2 — и. п., вдох. 6 раз.
8. И. п.— сидя на полу, руки скрестно на груди. Лечь на спину, а затем снова сесть. Темп произвольный. 4—6 раз.
9. И. п.— сидя на полу, руки в стороны. 1 — согнуть ноги, обхватить колени руками и подтянуть их к груди, выдох; 2 — и. п. 4—6 раз.
10. И. п.— ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон влево, левую ногу в сторону на носок; 2 — и. п.; 3—4 — то же вправо;
5 — мах левой ногой, руки в стороны; 6 — и. п.; 7—8 — то же правой ногой. 6 раз.
11. И. п.— о. с., руки на пояс. Прыжки: 4 на левой, 4 на правой, 4 на обеих ногах; 4 шага на месте. 3 раза.
12. Дыхательные упражнения.
Комплекс 8
Общеразвивающие упражнения с мячом
1. И. п.— ноги врозь, мяч в левой руке. 1 — подняться на носки, руки через стороны вверх, передать мяч над головой в правую руку; 2 — и. п., мяч в правой руке; 3—4 — то же другой рукой. 8 раз.
2. И. п.— ноги врозь, руки с мячом вперед. 1— поворот налево, руку с мячом отвести в сторону; 2 — и. п., передать мяч в правую руку; 3—4 — поворот в другую сторону. 8 раз.
3. И. п.— ноги на ширине 5—10 см, ступни параллельно, руки с мячом внизу. 1 — присесть, руки вперед; 2 — и. п. 6— 8 раз.
4. И. п.—о. с., мяч в левой руке, 1 — ударить мяч о пол; 2 — поймать двумя руками; 3—4 — то же правой рукой. 8— 10 раз.
5. И. п.— то же, ударить мяч о пол, хлопнуть в ладони перед собой, поймать мяч двумя пуками. 6—8 раз.
Комплекс ОРУ по физической культуре для школьников младшего возраста
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Можно добавить движения руками
2.Ноги вместе, руки опущены.на счёт 1-делая вдох, поднять руки через стороны вверх; на счёт 2-на выдохе опустить.
Выполнять под счёт. Вдох через нос, выдох через рот.
3.Ноги вместе, на счёт 1-поднимаемся на носки, руки поднимаем вверх по кругу, вдох; на счёт 2-опускаемся, опускаем руки, выдох.
Под счёт, в среднем темпе
4.Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны головой на счёт1-влево;на счёт 2-вернулись в И.П.; на счёт 3- вправо; на счёт 4- вернулись в И.П.
5.Ноги на ширине плеч, на счёт 1-левую руку вверх, правую вниз; на счёт 1,2-наклон влево; на счёт 3-4 наклон влево.
Выполнять упражнение под счёт. Тянуться вперед-вверх.
6.Ноги на ширине плеч, на счёт 1-руки перед собой; на счёт 2,3 рывки руками перед собой, вдох; на счёт 4 –вернулись в И.П. выдох.
Темп средний, руки прямые, в локтях не сгибать.
7.Ноги на ширине плеч, наклоны туловища, на счёт1-2- вперёд;3-4–назад.
Ноги в коленях не сгибать
Выполнять упражнение самостоятельно
9.Прыжки на левой и на правой ноге
10. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.
Вдох через нос, выдох через рот.
Можно добавить движения руками
2.Ноги вместе, руки на пояс. Круговые движения головой 4 раза влево,4 раза вправо.
Выполнять под счёт, плавно.
3.Ноги вместе, на счёт 1-поднимаемся на носки, руки поднимаем вверх по кругу, вдох; на счёт 2-опускаемся,опускаем руки, выдох.
Под счёт, в среднем темпе
4.Ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны
Круговые движения руками вперёд-назад.
Темп средний. Кисти сжаты в кулак.
5.Ноги на ширине плеч, руки к плечам. Круговые движения в плечевом суставе. 1-4 вперед, 5-8 назад
Выполнять упражнение под счёт. Вперед сводим вместе локти, назад-лопатки.
6.Ноги на ширине плеч, правая рука на пояс, левая вверх- наклон туловища вправо, т.ж. влево.
Темп средний. Тянуться вперед-вверх.
7.Ноги на ширине плеч, наклоны туловища, на счёт1-2- вперёд;3-4–назад.
Пытаемся достать ладошками до носков. Ноги в коленях не сгибать.
8.Сгибание-разгибание рук в локтевом суставе. Отжимания.
Выполнять упражнение самостоятельно.
10. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.
Вдох через нос, выдох через рот.
Можно добавить движения руками
2.Ноги на ширине плеч. Наклоны головы на счёт 1-2 вперед- назад, 3-4 влево- вправо
Выполнять под счёт
3.И.П.-о.с. Правая рука вверху, левая внизу. Рывки руками с последующей переменой рук
Под счёт, в среднем темпе
4.Ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью рывки руками с поворотами влево вправо.
5.Ноги на ширине плеч, наклоны туловища вперёд 1-к правой ноге,2-к середине,3-к левой ноге,4-назад.
Выполнять упражнение под счёт.
6.И.П.-о.с.руки на пояс. Круговые движения в тазобедренном суставе 1-4 вправо,5-8 влево.
7.Сед на левую ногу, правая вытянута.Перекаты с ноги на ногу
Ноги в коленях не сгибать.
Выполнять упражнение самостоятельно
9.Прыжки с поворотом на 360гр.
10. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.
Можно добавить движения руками
2.Руки к плечам,голову держать прямо,круговые движения согнутыми руками наружу и внутрь.
3.Руки к груди, согнуть в локтевом суставе,выполнить короткие рывки назад,сводя лопатки вместе.
4.Руки в стороны,глубокий вдох,обнять себя руками-выдох.
5.Наклоны туловища 1-2 вправо,3-4 – влево, скользя ладонями по бёдрам.
Выполнять упражнение под счёт.
6.Наклоны туловища как можно ниже вперёд, делая выдохи касаясь руками площадки.
8.Приседания с быстрым вставанием
Выполнять упражнение самостоятельно в быстром темпе
9.Прыжки на левой и на правой ноге
10. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.
Соблюдать правильную осанку.
Руки в локтях не сгибать
3.Руки к груди, согнуть в локтевом суставе,выполнить короткие рывки назад,сводя лопатки вместе.
4.Руки вытянуты перед собой,махи ногами.Левой ногой к правой руке,прав ногой к левой руке.
Стараться чтобы носок коснулся ладошек.
5.Наклоны туловища 1-2 вправо,3-4 – влево, скользя ладонями по бёдрам.
Выполнять упражнение под счёт.
6.Наклоны туловища как можно ниже вперёд, делая выдохи касаясь руками площадки.
7.И.п.- сед на правую ногу, руки за головой. Перекаты с ноги на ногу.
Спину держать ровно.
8.Выпрыгивания из положения присед.
Выполнять упражнение под счёт.
9.Прыжки на левой и на правой ноге
10. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
В данной работе подобраны комплекс упражнений для детей младшего школьного возраста на развитие выносливости, силы, восстановления дыхания, на развитие осанки при ходьбе и беге. Выполняя эти упражнения школьники должны понимать, что беречь здоровье надо с малых лет. Уделять своему здоровью должное внимание должен каждый человек.
Номер материала: ДБ-1027566
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сборник подвижных игр на уроках физической культуры 1-4 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Физическая культура в начальных классах.
Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, нормального физического развития, укрепления и сохранения здоровья.
Играя, школьник познает окружающий мир, учится понимать отношения, возникающие между ним и элементами окружающей действительности, воспроизводить в действия полученные впечатления и мысли, удовлетворять потребность организма в физических движениях, приобретает новый опыт.
Все это обуславливает значительное место подвижных игр в учебной программе по физическому воспитанию учащихся начальных классов.
Подбирая игры для урока, учителю надо учитывать задачи, физиологическую нагрузку, условия его проведения, а также анатомо-психологические особенности детского организма. В начальных классах подвижные игры желательно включать в каждый урок, в любую его часть (подготовительную, основную, заключительную), учитывая ее интенсивность.
В процессе игры важно контролировать и стимулировать действия окружающих. Они должны знать, что любая игра (сюжетная, командная эстафета) требует от участников соблюдения определенных правил. Это имеет как организующее, так и воспитывающее значение. Надо учить детей играть не только на уроке под руководством учителя, но и самостоятельно на спортивном часе, перемене, во дворе. Для этого в уроки можно включать краткие информации о подвижных играх, рассказывать ребятам о правах и обязанностях капитанов команд и судей, объяснять способы выбора водящих, правила подведения итогов игры.
Важное значение для решения задач обучения и воспитания учащихся имеет правильное распределение игр по учебным четвертям. Для примера ниже прилагается подбор и использование игр на уроках физической культуры первых классов.
В 1 четверти целесообразно использовать следующие игры: «Стань правильно», «К своим флажкам», «У ребят порядок строгий», «Дети и медведь», «Гуси-лебеди», «Космонавты», «Зайцы, сторож и Жучка», «Колдунчики», «Пятнашки», «Пустое место», «Не ошибись». Эти игры способствуют овладению строевыми командами и упражнениями, учат правильно ходить, бегать, прыгать, метать, четко выполнять коллективные действия. Данные игры просты по содержанию и правилам, в основном некомандного характера, скоростно-силовой направленности.
На начальном этапе учителю важно определить игровую подготовленность детей, какие игры им знакомы, как они воспринимают объяснение игры, могут ли играть, соблюдая правила, и т.д. Для этого на уроке следует выделить 5-10 мин и провести игру по выбору ребят.
Во 2 четверти, чаще всего, изучается учебный материал по разделу «Гимнастика». Первоклассники повторяют ранее изученные игры, узнают новые. Это, как правило, уже переходные к командным и командные игры, развивающие координацию движений, другие физические качества. Игры: «Карлики и великаны», «Кот идет», «Запрещенные движения», «Быстро по местам», «Ловишки», «Зима и лето», «Попрыгунчики-воробушки», «Через ручеек», «Красная шапочка» успешно решают задачи обучения и воспитания учащихся. На первых уроках во 2 четверти можно использовать игровые эстафеты, чередуя задания на сохранение равновесия при ходьбе и прыжках с преодолением небольших препятствий.
В 3 четверти основное содержание уроков физической культуры посвящено разделу «Лыжная подготовка».
Подвижные игры «Прокладка железной дороги», «Поезд», «Шире шаг», «Быстрый спуск», «Кто дальше проскользит», «Лыжники-десантники», «Самокат», «Кто лучше», направлены на овладение техникой лыжных ходов, спусков, поворотов, развитию физических качеств.
Необходимо помнить, что игры на лыжах должны проходить при быстром и активном участии всех детей, морозе до 10°, без ветра.
В конце третьей четверти первоклассники уже получили необходимые в игре организационные навыки. Они знают, как выбирать водящих, соблюдая правила игр, следят за дисциплиной и порядком в своей команде. Поэтому можно проводить игры и эстафеты с самостоятельным разделением учащихся на команды.
В 4 четверти закрепляются ранее сформированные умения и навыки, повторяются как гимнастические, так и легкоатлетические упражнения, разучиваются новые и проводятся уже знакомые учащимся игры. Первоклассники к концу учебного года уже научились правильно бегать, выполнять различные прыжки, метать мяч. Теперь в оставшиеся уроки надо научить их успешно сочетать двигательные действия, изменять их в зависимости от условий, видеть и объяснить как свои ошибки, так и допущенные товарищами. Это можно сделать при проведении игр: «Товарищ командир», «Пустое место», «Птица без гнезда», «Кот проснулся», «Летучие рыбки», «Филин и пташка», «Пчелы и медвежата».
Одновременно на уроке учащиеся получают краткие сведения о режиме дня, личной гигиене, узнают о разновидностях и особенностях игр.
На период летних каникул дают задание: запомнить игры, в которые они будут играть во дворе, лагере. В сентябре на первых уроках нового учебного года им будет представлена возможность поделиться своим «запасом» игр.
Аналогично представленным играм для 1 класса, в зависимости от задач урока и условий проведения занятий, учитель может выбирать те игры, которые, по его мнению, более целесообразны на данном этапе обучения.
Развивающие преимущественно навыки внимания:
«Стань правильно».
Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму – все должны построиться в указанном месте.
Варианты построения: а) взявшись за руки в командах, ранее составленных преподавателем, в шеренгах; б) в общем круге или отдельных кругах; в) в отдельных колоннах в виде квадрата.
Правила: команда, сумевшая занять свое место, побеждает.
О.М.У: заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться.
«Карлики и великаны».
Задачи: развитие внимания, сообразительности, творческого воображения.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Варианты заданий для «великанов»: а) на носки, руки вверх; б) подпрыгнуть, как можно выше; в) руки за голову, на пятки.
Варианты заданий для «карликов»: а) присесть, руки на пол; б) сесть на пол, руки за спину; в) упор присев.
Правила: выигрывает игрок, не допустивший ошибок при выполнении команд.
О.М.У: опробовать с играющими выполнение данных команд, проследить за правильностью выполнения И.п.
Задачи: развитие внимания, памяти, слуха, реакции на сигнал; совершенствовать умение ориентироваться.
Инвентарь: разноцветные флажки.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: в центре каждого кружка – водящий с флажком в поднятой руке (флажки разного цвета). По первому сигналу (хлопок, свисток) все играющие, кроме водящих, разбегаются по площадке. По второму сигналу – приседают и закрывают глаза. Водящие с флажками меняются местами. По команде преподавателя «Все к своим флажкам!» играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут и строятся вокруг него.
Варианты построения: а) взявшись за руки в шеренгу; б) в колонну, игроков с флажками ставить вперед; в) с музыкальным сопровождением. Играющие двигаются по кругу или за руководителем, повторяя за ним различные движения. По сигналу все занимают свои места около своих флажков.
Правила: команда, сумевшая быстрее собраться вокруг своего водящего, побеждает.
О.М.У: флажки брать разных цветов. Следует наблюдать, чтобы играющие не сговаривались, не смотрели в то время, когда водящие меняются местами.
«Запрещенные движения».
Задачи: воспитание внимания, наблюдательности; развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: преподаватель предлагает играющим выполнять за ним все движения, кроме запрещенного (например руки на пояс).
Варианты построения: построив по кругу, но выбрав помощника для контроля за соблюдением правил.
Правила: кто выполнит запрещенное движение, делает шаг вперед.
О.М.У: после 3-4 минут игры подводятся итоги и отмечаются самые внимательные.
«У ребят порядок строгий».
Задачи: развитие внимания, слуха, ориентировки в пространстве, воспитание дисциплинированности, навыка строевой подготовки.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: играющие стоят в шеренге по росту за чертой. По команде учителя участники игры расходятся по площадке со словами:
У ребят порядок строгий
Знают все свои места
Ну, трубите веселее!
Варианты построения: а) взявшись за руки по росту; б) общий круг, соблюдая построение по росту.
О.М.У: текст слов необходимо выучить заранее или повторить до игры. Строевые команды выполняют с требованиями, предъявляемыми в 1 классе.
«Быстро по местам».
Задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, координации движений, быстроты реакции на сигнал.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по команде учителя «Разойдись!» играющие разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют. По команде «Быстро по местам!» все учащиеся должны занять свои места в шеренге.
Варианты построения: а) взявшись за руки, образуя круг; б) образуют полукруг; в) образуют квадрат; г) две шеренги лицом друг к другу.
Правила: выигрывает учащийся, быстрее занявший свое место.
О.М.У: построение учащихся может сопровождаться счетом: «Раз», «Два» и т.д.
Задачи: воспитание инициативы, творческого подхода ко всему, развитие чувства ритма, быстроты реакции, тренировка в быстроте освоения нового.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по сигналу учителя все разбегаются по залу и играют. По второму сигналу все играющие останавливаются, принимают какую-либо позу и в этой позе замирают. По третьему сигналу водящий ходит среди фигур и касается рукой того игрока, который пошевелился.
Правила: входящим становится тот, кто пошевелился.
Вариант: водящим становится игрок, чья фигура больше понравилась водящему.
О.М.У: отметить наиболее удачные позы. Позы, принимаемые учениками, могут быть тематического содержания.
«Флюгер».
Задачи: развитие координации движений, умения ориентироваться на местности, внимания, быстроты реакции; тренировка вестибулярного аппарата.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: играющие строятся в шеренгу. Руководитель называет стороны света и для каждой из них определяет свое действие: север – руки на пояс; юг – руки на голову; восток – руки вверх; запад – руки вниз.
Вариант: играющие двигаются по площадке, а по команде останавливаются и выполняют условия игры.
Правила: за каждую ошибку играющий получает штрафное очко. Игра продолжается обусловленное время (3-4 мин). Победитель тот, кто набрал меньше штрафных очков.
О.М.У: игру необходимо опробовать.
«Кот идет».
Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения; воспитание выносливости.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: из играющих выбирается «кот». Он в углу зала в своем «доме». Остальные играющие – «мыши». Они размещаются по залу в «норах». Учитель выходит на середину зала и говорит:
Мышки, мышки, выходите,
Спит усатый кот злодей.
Мышки выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами:
По сигналу руководителя «Кот идет!» все мышки застывают. Если кто-нибудь из мышек шелохнулся, кот забирает ее к себе в дом. Кот ловит мышек до тех пор, пока руководитель не скажет «Кот ушел».
Вариант: игру проводить под музыку. Для движений мышей рекомендуется мелодия польки, а для движения кота – мелодия марша.
Правила: когда кот выходит на площадку, мышкам шевелиться не разрешается. Пойманные мышки не принимают участия в игре до смены нового кота.
О.М.У: забирать кот должен только тех мышек, которые шевелились, а не тех, кто просто ему нравится. Можно предложить детям использовать в игре наиболее интересные позы.
«Товарищ командир».
Задачи: развитие внимания, координации, умения сохранять правильную осанку, равновесие.
Инвентарь: не требуется
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: учитель подает команды, отдает распоряжения, предлагает исполнить упражнения. Учащиеся исполняют их только в том случае, если учитель начал со слов «Товарищ командир».
Правила: тот игрок, который ошибся, становится на левый фланг.
О.М.У: следует оценивать качество выполнения упражнения.
«Не ошибись!».
Задачи: воспитание внимания, культуры поведения, развитие сообразительности, творческого воображения.
Инвентарь: заранее заготовленные рисунки: мельница, дровосек, мяч, аист, кошка и т.д.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: руководитель поочередно показывает листки с рисунками, а дети изображают их позами.
Мельница: одна рука поднята, другая опущена и прижата к телу.
Мяч: приседают, спина круглая.
Дровосек: пальцы рук соединены и подняты вверх.
Правила: после каждого задания руководитель отмечает тех, кто удачнее других выполнил задание.
О.М.У: по первому сигналу дети лишь изображают картинку, а по второму делают соответствующие движения.
Развивающие преимущественно навыки быстроты:
«Дети и медведи».
Задачи: развитие быстроты реакции, координации движений, воспитание ловкости, смелости.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по сигналу учителя двое «медвежат», держась за руки, начинают ловить детей. Задержанных детей отводят на «льдинку». Когда на «льдинке» будет двое, четверо и т.д. детей, они также берутся за руки по два человека и начинают ловить.
Правила: игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все дети.
О.М.У: при повторении игры водящим назначается тот, кого дольше всех не могли поймать. Он же выбирает себе и второго «медведя».
«Гуси-лебеди».
Задачи: совершенствование навыков быстроты, ловкости; воспитание организованности, дисциплинированности.
Инвентарь: скамейка, обруч.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Вариант: вместо птичницы выделяется «подпасок», у которого есть три малых мяча. Для подпаска определяется его местонахождение. Когда волк выбегает из-за гор, подпасок, не сходя со своего места, «стреляет» в него (бросает мячи). «Застреленный» волк заменяется другим.
Правила: пойманные отводятся за гору. Игра продолжается 2-3 раза, после чего выбираются новые волк и птичница.
О.М.У: выбор волка, птичницы в начале игры по желанию. В процессе игры нельзя толкаться.
«Зима-лето».
Задачи: развитие скорости, выносливости, ловкости, внимательности, совершенствование быстроты, двигательной реакции.
Инвентарь: предмет (например, кружок), окрашенный с двух сторон в разные цвета (белый, зеленый).
Место: спортивный зал, площадка.
Правила: после каждой перебежки ловцы должны объявить, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.
О.М.У: в зависимости от размеров площадки и исходных позиций игроков расстояние между обеими командами необходимо определять так, чтобы ловцы могли справиться со своей задачей.
Варианты: введение различных исходных позиций: в упоре или приседе. Смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четвереньках в упоре сзади.
«Космонавты».
Задачи: развитие быстроты реакции, внимания, умения координировать движения, воспитание выносливости.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим – на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (обруч, кружок) в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют маршруты (например, Земля-Луна-Земля, Земля-Марс-Земля и другие). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращенно: ЗЛЗ, ЗМЗ и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки и игра повторяется.
Правила: выигрывают те, кому удалось при троекратном повторении совершить больше полетов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.
О.М.У: заранее надо предупредить ребят, что в ракету садятся два космонавта.
«Кот проснулся».
Задачи: воспитание творческого воображения, внимания, памяти, развитие ловкости, быстроты, координации.
Инвентарь: веревочка, мел.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: с одной стороны площадка, за чертой – «дом кота», в противоположной, тоже за чертой – «дом мышек». Все «мышки» образуют в середине площадки круг. Руки у мышек за спиной, ладони вместе и отведены назад (это – «хвостики»). В центре круга – «кот», он спит, сидит на пятках. По команде учителя «кот проснулся» кот поднимается и догоняет убегающих «мышек». Мышки, запятнанные котом, уводятся в дом кота. Игра заканчивается, когда кот поймает обусловленное количество мышек (например, 4-5). На следующую игру из числа не пойманных выделяется новый кот.
Вариант: мышки имеют право выручить своих собратьев, находящихся в доме кота.
Правила: а) мышки, запятнанные в своем доме, пойманными не считаются, б) кот имеет права пятнать мышек без команды учителя.
О.М.У: перед игрой напомнить, что пятнать можно лишь касанием ладони по плечу. Выделить лучшую мышку и лучшего кота.
«Пчелки».
Задачи: развитие скорости, ловкости, координации движений, воспитание сообразительности, творческого воображения.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: за одной чертой размещаются все играющие. За другой, расположенной на расстоянии 15-20 м, находится 3-4 игрока – «пчелки». Ребята высоко поднимая колени, идут к «пчелкам» и приговаривают:
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и колючки,
Через ветки и пенечки,
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся не упал.
После этих слов останавливаются вблизи от «пчелок».
Глянь, дупло высокой елки…
Показывают, поднимая руки вверх и вставая на носки:
Вылетают злые пчелки!
«Пчелки» начинают кружится и изображать полет движениями кистей рук, согнутых в локтях. При этом произносят:
А ребята хором отвечают:
Быстроногих не догнать!
Нам не страшен пчелок рой, убежим скорей домой!
После этого ребята убегают домой. За ними гонятся «пчелки». Каждая хочет ужалить – запятнать кого-нибудь из играющих.
Правила: выигрывает тот, кто ни разу не был ужален.
О.М.У: ужаленные становятся «пчелками» и идут играть с остальными.
«Красная шапочка».
Задачи: развитие внимания, сообразительности, творческого воображения.
Инвентарь: красный колпачок, картонная полумаска «волка».
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Правила: выигрывает игрок, который не был ни «Красной Шапочкой», ни «волком».
О.М.У: «Волка» и «Красную Шапочку» можно в игре менять по необходимости.
«Пустое место».
Задачи: развитие ловкости, координации движений, внимания, воспитание умения действовать в коллективе.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: игра начинается по указанию учителя. Водящий бежит по кругу, дотрагиваясь до кого-нибудь из играющих и после этого продолжает бежать около круга в ту или другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит около круга в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Кто их них раньше займет пустое место, тот там и становится, а оставшийся без места водит.
Варианты: а) обегая круг и встречаясь на пути, оба игрока подают друг другу правую руку или приседают, б) встречаясь на пути, поворачиваются кругом, садятся на пол, встают, хлопают в ладони.
Правила: водящий имеет право коснутся рукой только того игрока, которого он вызывает на соревнование в беге. Когда играющие обегают круг, никто не должен мешать им. Обегая круг, играющие не имеют права задевать стоящих в кругу. При встрече играющие должны держаться правой стороны.
О.М.У: нельзя вызывать на соревнование в беге одних и тех же игроков. При большом количестве участников можно построить в два-три круга, каждый круг работает самостоятельно.
«Кошки-мышки».
Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения, воспитание выносливости.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: игру начинают по указанию учителя. Кот начинает ловить мышку, которая, спасаясь от кота, вбегает и выбегает из круга. Игроки, стоящие в кругу, дают возможность мышке подлезать под руки, но мешают это делать коту.
Варианты: а) в одном месте играющие отпускают руки, образуя «ворота». Кот и мышка имеют право вбегать в круг и выбегать из него, подлезая под руки и через ворота, б) играющие отпускают руки в двух-трех местах, образуя несколько ворот, в) играющие образуют два концентрических круга с воротами или без них.
Правила: играющим разрешается всячески препятствовать коту, когда он хочет подлезть под руки. Мышка и кот не имеют права разрывать соединенные руки игроков, а также перепрыгивать через них.
О.М.У: если кот долго не может поймать мышку, выбирают другого кота.
«Птица без гнезда».
Задачи: развитие быстроты реакции на сигнал, совершенствование навыков быстроты, ловкости, внимания.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, рекреация, площадка.
Содержание: по команде учителя «Все птицы в полет!» птицы оставляют свои гнезда и летают за водящими, руками имитирую движение крыльев. Внезапно учитель говорит «Птицы в гнезда!». Играющие бегут к стоящим по кругу игрокам и становятся за любым из них, положив ему руки на плечи. Водящий также старается занять одно из гнезд. Игрок оставшийся без гнезда, становится водящим. После этого играющие меняются местами и ролями, и игра начинается сначала.
Правила: после команды «Птицы в полет!» играющие должны оставить свои гнезда. Вернуться в гнездо разрешается только после команды «Птицы, в гнезда!».
О.М.У: игру можно проводить с музыкальным сопровождением.
«Ловишки».
Задачи: развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, воспитание дисциплинированности.
Инвентарь: обручи, скамейки.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: выбирается ловишка. По сигналу учителя «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону.
Правила: когда будет поймано 3-4 ребенка, выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
О.М.У: учитель отмечает лучших ловишек и детей, не попавших ловишкам.
Варианты: от ловишек можно спастись в домике (обручи, скамейки). Выбирают двух водящих – ловишек. Они берутся за руки. Ловишки, не расцепляя рук, ловят играющих.
«Пятнашки».
Задачи: развитие быстроты, ловкости скорости движения, воспитание организованности, внимательности, чувства коллективизма.
Инвентарь: в зависимости от задания.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: играющие разбегаются по площадке, а «пятнашка» (водящий) их ловит. Запятнанный становится «пятнашкой».
Правила: преследуемый игрок не имеет права выходить за пределы площадки. Если он нарушил это правило, то становится «пятнашкой».
О.М.У: если «пятнашка» долго не может запятнать игроков, то необходимо его поменять. Поменять можно касанием ладони плеча.
Развивающие в комплексе физические качества:
«Зайцы, сторож и Жучка».
Задачи: закрепление навыка быстрого бега, ловкости, выносливости; воспитание активности, коллективизма.
Место: спортивный зал, площадка.
Правила: пойманные зайцы остаются на месте. Зайцев, которые убежали за линии нор, догонять нельзя.
О.М.У: сторож и Жучка могут меняться ролями. Когда все группы зайцев побывают в огороде, выделяются новые сторож и Жучка.
«Колдунчики».
Задачи: развитие ловкости, быстроты сообразительности, координации движений.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: из играющих выбирается «колдунчик». Он осаливает играющих, и те должны стоять неподвижно, расставив ноги. Они считаются расколдованными, если один из бегающих учеников проползет у них между ногами.
Правила: забегать за пределы площадки нельзя.
О.М.У: отметить лучших колдунчиков.
«Через ручеек».
Задачи: развитие прыгучести, ловкости, координации движений, воспитание коллективизма.
Инвентарь: 2-3 скакалки.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: дети находятся у черты. На расстоянии 3-4 м впереди линиями или шнурами обозначается первый ручеек, шириной 60-70 см, через 2-3 м – второй (можно и третий). По команде учителя первые 8-10 человек бегут, перепрыгивая ручейки, и остаются на другой стороне зала. Затем по команде учителя следующие 8-10 человек выполняют то же задание.
Правила: нельзя мочить ноги в ручейке, кто замочил, выбывает из игры. Побеждает тот, учащийся, который быстрее всех преодолел ручейки.
О.М.У: нельзя мешать своему товарищу. Отметить лучших играющих.
«Стая».
Задачи: развитие быстроты реакции, умения действовать в коллективе, тренировка навыков в ходьбе, беге, подлезании, прыжках.
Инвентарь: гимнастическая стенка, скамейки.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: по залу медленно бегают дети – это стая птиц. Впереди вожак. Он ведет стаю. Полет продолжается 0,5 – 1 мин. Учитель дает сигнал «Коршун!», стая рассыпается. Каждый стремиться быстрее найти какое-нибудь укрытие (скамейку, стенку и др.). Птица, спрятавшаяся последней, выбывает на одно повторение из игры.
Правила: игра повторяется 3-4 раза. Темп задает учитель. Обгонять вожака нельзя.
О.М.У: в конце игры отмечается вожак, выдержавший нужный темп бега и выбравший самый интересный маршрут.
Задачи: развитие координации движений, умения сохранять равновесие, воспитание навыка в прыжках.
Инвентарь: две гимнастические палки, шнур.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: дети бегают по площадке, время от времени совершая прыжки. Это летучие рыбки. Два рыбака растягивают сеть (шнур длиной 2,5 – 3 м, привязанный к концам двух гимнастических палок) и стараются поймать рыбок. Сеть скользит по поверхности земли. Кто задел за шнур, считается пойманным и выбывает из игры.
Правила: игра повторяется 4-5 раз. Через 1,5 – 2 мин рыбаки подсчитывают улов.
О.М.У: учитель следит, чтобы все дети активно двигались по площадке, не скапливались в одном месте, иначе трудно перепрыгивать через сеть.
Варианты: сеть скользит на высоте 10-15 см от земли, рыбаки продвигаются бегом.
Задачи: развитие навыков бега, умения ориентироваться в пространстве, тренировка навыков в координации движений.
Инвентарь: гимнастическая стенка, скамейки.
Место: спортивный зал.
Содержание: на расстоянии 20-15 метров от гимнастической стенки ставят в линию скамейки. Половина детей влезает на гимнастическую стенку – это пчелы. По команде «Пчелы, за медом!» дети слезают со стены и бегают по площадке. Тем временем медведи перелезают через скамейки и приближаются к летящим пчелам. Учитель говорит: «Медведи идут!», пчелы с жужжанием улетают в улей (на стенку). Медведи возвращаются обратно.
Правила: после 2-3 повторений дети меняются ролями.
О.М.У: среди пчел и медведей учитель отмечает лучших.
«Хитрая лиса».
Задачи: развитие быстроты, ловкости, координации, воспитание честности, творческого воображения, умения себя вести в коллективе товарищей.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: на одной стороне площадки проводится линия – дом лисы. Играющие стоят на кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Учитель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а учитель обходит круг за спинами детей, и дотрагивается до одного из играющих, который и становится хитрой лисой. Затем учитель предлагает открыть глаза играющим и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором: «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руки вверх и говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. После того, как лиса поймает 2-3 человека, учитель говорит: «В круг!». Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется.
Правила: играющие не могут разбегаться из круга раньше слов лисы: «Я здесь». Площадка должна быть оговорена заранее.
О.М.У: перед игрой необходимо напомнить играющим о том, что подглядывать нельзя. После окончания игры нужно отметить лучшую лису.
«Филин и пташка».
Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, координации, скорости движения, воспитание творческого воображения.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке. На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.
Правила: птицы могут улететь в свои гнезда только после команды «Филин».
О.М.У: перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например: голубь, ворона, галка, журавль). Гнездо и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейке и т.д.). Птицы от филина прячутся каждый в своем гнезде.
Варианты: дети делятся на 3-4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать, затем подходят к филину и говорят: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы чайки, где наш дом?». Филин называет место, где птицы должны жить. Птицы летают по площадке, на слово «филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.
Задачи: развитие быстроты, ловкости, воспитание организованности, внимательности.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: «Кошка» сидит в центре круга, а остальные играющие – воробушки – становятся за пределами круга. По сигналу учителя воробушки впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга.
Вариант: игра может продолжаться до 30 с. Ее можно повторять несколько раз (с перерывами для отдыха).
Правила: разрешается прыгать на одной, двух ногах по договоренности. Тот, кто пробежал через круг, считается пойманным.
О.М.У: учитель отмечает тех, воробушков, которых водящий ни разу не коснулся рукой.
Игры, способствующие овладения техникой лыжных ходов:
«Прокладка железной дороги».
Задачи: совершенствование ступающего шага, координации движений, ловкости, выносливости.
Инвентарь: лыжи, палки.
Содержание: учащиеся выстраиваются в шеренгу правым (левым) боком по направлению движения с интервалом 1 м, передвигаются приставным шагом на расстояние 20 м и, обогнув флажок, возвращаются к финишу ступающим шагом, прокладывая «железную дорогу».
Правила: выигрывают те, у которых ровнее и четче будет проложена лыжня на снегу.
О.М.У: необходимо следить за соблюдением правил безопасности (при обращении с палками). Выполнить на месте подготовительные упражнения для овладения данным ходом.
Задачи: совершенствование техники ступающего шага, координации движений, воспитание коллективных взаимоотношений.
Инвентарь: лыжи, палки.
Содержание: играющие выстраиваются в 2-3 колонны, каждая на своей лыжне. По сигналу учителя команды продвигаются ступающим шагом вперед в «депо», ворота которого обозначены лыжными палками, поставленными по обочине лыжни.
Правила: побеждает команда, участники которой согласованно выполняли движения рук и ног и первыми прибыли в «депо».
О.М.У: первым становятся учащиеся, хорошо владеющие данным элементом техники.
«Шире шаг».
Задачи: совершенствование техники скользящего шага, развитие координации движений, ловкости.
Инвентарь: лыжи, флажки.
Место: хорошо укатанная лыжня.
Содержание: игровое задание выполняется без палок по накатистой 30-40 метровой лыжне. Каждый школьник после 4 шагов разгона должен сделать от стартовой линии до флажка, установленного в конце отрезка, как можно меньшее число скользящих шагов.
Правила: победитель определяется подсчетом наименьшего числа шагов.
О.М.У: каждый шаг должен быть мощным и длинным.
«Веер».
Задачи: совершенствование поворота переступанием на месте и в движении; тренировка вестибулярного аппарата; воспитание координации движений.
Место: ровная площадка.
Содержание: лыжники выстраиваются на расстоянии 2-3 м друг от друга в одну или две шеренги. По команде все выполняют поворот переступанием на 90°, 180°, 360°, стараясь, чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток.
Правила: каждому выставляется оценка – от 1 до 5 баллов в зависимости от четкости и быстроты поворота. Побеждает тот, кто в итоге наберет больше баллов, выполнит задания быстрее и точнее других.
О.М.У: движения поворотов следует чередовать (вначале – налево, затем – направо).
Вариант: после первого поворота переступанием пробежать по лыжне до определенной отметки и вновь сделать такой же поворот.
«Гармошка».
Задачи: совершенствование техники подъема «лесенкой»; развитие силовой выносливости в игровых условиях.
Инвентарь: лыжи, флажки.
Место: пологий склон.
Содержание: учащиеся выстраиваются правым (левым) боком у подножия пологого склона. По команде они начинают восхождение на склон переступанием вверх до флажка.
Правила: учитель и ученики отмечают лучшую «гармошку» на снегу.
О.М.У: в конце подъема необходимо поставить флажок. К судейству следует привлекать помощников из числа освобожденных.
Задачи: совершенствование техники попеременного двухшажного хода, координации движений, развитие общей выносливости.
Место: хорошо укатанная лыжня.
Содержание: поочередно лыжники должны пройти отрезок 25-30 м по лыжне без палок, следя за тем, чтобы скольжение было одноопорным, поочередно то на одной, то на другой лыже.
Правила: тот, кто, проходя отрезок, не допустит ошибок, то есть не перейдет на двухопорное скольжение, получает 10 баллов, за каждую допущенную ошибку снимается один балл. Выигрывает участник, набравший в трех попытках наибольшее количество баллов.
О.М.У: судейство помогают осуществлять судьи из числа выполнивших задания и освобожденных.
«Самокат».
Задачи: совершенствование техники одноопорного скольжения, воспитание выносливости, скорости.
Место: хорошо укатанная площадка, лыжня 25 метров.
Содержание: 25-метровый отрезок лыжни занимающийся должен преодолеть без палок, отталкиваясь, как на самокате, только одной ногой.
Правила: выигрывает тот, кто сделал на установленном отрезке меньшее число отталкиваний.
О.М.У: предусмотреть скольжение на разноименных: как на правой, так и на левой ноге (в зависимости от подготовки учащихся).
Вариант: игру можно проводить и между командами (побеждает та из них, игроки которой в сумме сделали меньше отталкиваний). Как эстафету (в этом случае оценивается время преодоления отрезка).
«Быстрый спуск».
Задачи: закрепление техники спуска со склона, воспитание ловкости, быстроты реакции.
Место: пологий склон.
Содержание: стартуя поочередно с пологого склона. Ученики спускаются в высокой, средней и низкой стойке.
Правила: выигрывает тот, кто, сохраняя правильное положение заданной учителем стойке, прокатится по лыжне дальше всех.
О.М.У: перед игрой необходимо напомнить высокую, среднюю и низкую стойки, выполнить на месте.
«Кто дальше проскользит».
Задачи: закрепление техники спуска со склона; воспитание ловкости, быстроты реакции; развитие чувства товарищества в соревновательных условиях.
Содержание: играют две команды, каждая из которых выстраивается парами на вершине склона. Пары, взявшись за руки скрестно (на плечи), спускаются вниз по склону в основной стойке, стараясь как можно дальше проскользнуть по лыжне.
Правила: выигрывают те пары, которые точно выполняют задание, и дальше всех проскользят со склона.
О.М.У: слабого ученика желательно ставить в пару с сильным.
«Лыжники-десантники».
Задачи: совершенствование техники ступающего, скользящего шага, поворота переступанием, воспитание выносливости координации движений, внимания.
Инвентарь: лыжи, палки.
Содержание: играющие делятся на три-четыре равные команды, по четыре-шесть человек в каждой. По указанию учителя в путь идет сначала одна команда. Играющие двигаются по площадке в колонну по одному, причем каждый должен шагать по следу, проложенному головным. Головной идет то прямо, то делает повороты переступанием в различных направлениях. Когда команда пройдет около 50 м, учитель устанавливает, сколько раз игроки не попали точно на следы головного. Затем идет другая команда, которая должна сделать то же количество поворотов и пройти примерно то же расстояние, что и первая команда.
Правила: побеждает команда, игроки, следуя за направляющим, сделали меньше ошибок.
О.М.У: число поворотов должно быть обусловлено заранее.
Развивающие преимущественно навыки внимания:
«Три движения».
Задачи: воспитание внимания, культуры поведения, развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: руководитель показывает три движения. Первое – руки сгибает в локтях, кисти на уровне плеч; второе – руки поднимает вперед на уровне плеч; третье – руки поднимает вверх. Играющие повторяют за ним все движения несколько раз, чтобы запомнить номер каждого из них. Затем начинается игра. Руководитель показывает одно движение, называя при этом номер другого. Играющие должны выполнять те движения, которые соответствуют названному номеру, а не те, которые показывает руководитель.
Правила: за каждую ошибку игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получил меньше штрафных очков.
О.М.У: перед игрой повторить упражнения для выполнения. Отметить тех играющих, которые не ошиблись.
«Перемена мест».
Задачи: развитие быстроты реакции, скорости, воспитание внимательности.
Инвентарь: обручи, мел.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: на земле чертят кружки без одного на расстоянии 4-5 метров один от другого. Выбирают одного водящего, все остальные размещаются по кружкам. Водящий ходит между кружками, играющие все время меняются местами, а водящий стремится в это время занять какой-либо кружок, пока там никого нет. Кто остается без кружка, тот становится водящим.
Правила: Двое играющих в одном кружке находится не могут. При перебежке кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
О.М.У: если играющих много и помещение или площадка большая, можно выбрать двух водящих. В помещении или на небольшой площадке для проведения игры кружки удобнее нарисовать на двух противоположных продольных сторонах зала и предложить поменяться местами только с игроками противоположной стороны.
Варианты игры: играющие выстраиваются в шеренгу, рассчитываются на три-пять человек и, взявшись за руки, образуют круг, руки опускают и по возможности размыкают. Каждый игрок, за исключением водящего, очерчивает вокруг ног кружок. Водящий, стоя в середине круга, называет один из номеров, например, второй. Все вторые номера меняются местами. Водящий старается занять освободившийся кружок.
«Выставка картин».
Задачи: воспитание инициативы, творческого подхода ко всему, развитие чувства ритма, быстроты реакции, чувства равновесия, тренировка в быстроте освоения нового.
Инвентарь: не требуется
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: руководитель выделяет «директора выставки» и трех посетителей. Остальные дети – «картины». По сигналу руководителя «Подготовить выставку!» дети (кроме водящих) советуются друг с другом и с «директором», какие картины они будут изображать (лыжника, конькобежца, вратаря и т.д.). Через 20-30 с «директор» объявляет: «Открыть выставку!». По этому сигналу дети становятся вдоль площадки и принимают задуманные позы. Когда все готовы, по команде «директора» хором дети дружно объявляют: «Выставка открыта». «Посетители» осматривают «выставку» не более 15 с. В это время никто не должен шевелится, изменять принятую позу. По новой команде «директора» «Три-четыре» все играющие произносят: «Выставка закрыта!» и принимают свободные позы, оставаясь на своих местах. Затем игра начинается снова.
Правила: выигрывают те, у которых после закрытия «выставки» собирается больше посетителей.
О.М.У: картину можно изобразить вдвоем или втроем: три богатыря, сказку «Репка» и т.д. Отметить лучшие картины.
«Группа, смирно!»
Задачи: воспитание внимания, находчивости, культуры поведения, развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: играющие стоят в одной шеренге. Руководитель, стоя лицом к детям, подает различные строевые команды, которые они должны выполнять в том случае, если руководитель перед командой скажет слово «группа». Если слово «группа» не произнесено, исполнять команду нельзя. Тот, кто ошибся, делает шаг вперед и продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д.
Правила: игра продолжается 3 мин.
О.М.У: после окончания игры отмечаются самые внимательные, т.е. те, кто остался на исходном положении. Согласно правилам шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду. Вместо шага вперед можно провинившимся начислять штрафные очки. В этом случае победителями становятся те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.
«Светофор».
Задачи: развитие быстроты реакции на сигнал, сообразительности, совершенствование умения ориентироваться.
Инвентарь: три флажка красного, зеленого и желтого цвета, три кружка (диаметр 10 см) таких же цветов.
Место: спортивный зал, рекреация, площадка.
Содержание: учитель поочередно поднимает кружки разного цвета. Учащиеся стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал – приседают, на желтый – встают, на зеленый – маршируют на месте. Во время движения в колонне по одному обход площадки упражнения изменяются: красный – все стоят, желтый – продвигаются в приседе, зеленый – продвигаются на носках.
Правила: за каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.
О.М.У: отметить учащихся, которые ни разу не ошиблись.
«Угадай, кто?».
Задачи: развитие внимания, быстроты реакции; воспитание дисциплинированности, умения согласовано действовать в коллективе.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: выбирают одного водящего. Играющие становятся полукругом лицом к центру. Водящий встает в центре полукруга спиной к играющим и закрывает глаза. По указанию учителя один из играющих подходит к водящему, касается рукой его плеча и быстро становится на свое место. Учитель считает «Раз, два, три». Водящий открывает глаза и старается отгадать, кто подходил и коснулся рукой его плеча. Если водящий отгадывает, он встает в круг.
Правила: водящему разрешается открыть глаза только тогда, когда учитель сказал слово «три». Игра должна проходить тихо, чтобы водящему было легко определить подходившего игрока по направлению движения.
О.М.У: отметить лучших водящих.
Задачи: развитие внимания, быстроты реакции, творческого подхода к заданию, воспитание инициативы.
Инвентарь: гимнастические скамейки.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: учащиеся выбирают одного водящего. Играющие, кроме водящего, садятся на гимнастические скамейки (или на пол), водящий становится на расстоянии 5 м от играющих спиной к ним. Учитель предлагает играющим принять какую-нибудь позу: один, например, кладет руки за спину, другой скрещивает ноги, третий одну руку кладет на голову, другую на колени и т.п. Затем водящий старается запомнить в каких позах они сидят. Сосчитав до десяти и закрыв глаза, водящему предлагается после счета десять открыть глаза и указать, что изменилось в позах играющих. Если водящий отгадает, то игрок, переменивший позу, идет на его место.
Правила: водящему не разрешается открывать глаза раньше, чем он сосчитает до пяти.
О.М.У: если нет возможности посадить играющих, то игру можно провести стоя. При большом количестве играющих желательно их разделить на две-три группы и выделить столько же водящих.
Задачи: развитие внимания, координации, быстроты реакции на команду, умения действовать в коллективе.
Инвентарь: не требуется
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: играющие стоят в колонну по одному. По команде учителя они идут вокруг зала. Учитель внезапно дает условный сигнал (хлопок, свисток). Если он хлопает в ладони или свистит один раз, играющие должны остановится, если два раза – продолжают идти, три раза – бежать. Играющие, допустившие ошибку, становятся в колонну последними. Побеждают игроки, не допустившие ошибки.
Правила: играющий, допустивший ошибку, должен без указания учителя встать в колонну последним. Двигаясь в колонне, необходимо равняться в затылок и соблюдать правильную дистанцию.
О.М.У: можно применять также и зрительные сигналы. Например, поднятая рука вверх означает указание остановится, взмах руки в определенную сторону – продвигаться шагом, несколько быстрых взмахов руки в соответствующем направлении – бежать. Желательно время от времени менять направление движения колонны.
Вариант: играющие образуют два круга: внешний и внутренний. Играющие внутреннего круга поворачиваются в одну сторону, внешнего – в другую. По указанию учителя играющие начинают двигаться по кругу (каждый круг – в свою сторону). По заранее условленному сигналу играющие меняют направление. Играющий, допустивший ошибку, получает штрафное очко. Ошибкой считается: а) неправильное и несоответствующее сигналу движение; б) движение, выполненное с опозданием. Побеждают игроки того круга, который получил меньше штрафных очков. Та же игра, только с применением зрительных сигналов. Каждый круг имеет цветной флажок. Все предыдущие варианты с музыкальным сопровождением.
О.М.У: часто менять сигналы не следует. Для подсчета ошибок необходимо выделить двоих судей (для каждого круга по одному).
«Тик-так-тук».
Задачи: развитие внимания (умения переключаться), быстрота реакции.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Правила: тот, кто ошибается, выходит из игры.
О.М.У: сначала все три сигнал даются подряд, а затем вперемешку. Отмечается самый внимательный.
Развивающие преимущественно навыки быстроты:
«Заяц без дома».
Задачи: развитие внимания, быстроты реакции, координации движений, воспитание ловкости, смелости.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: одного из играющих выбирают «лисой», остальные дети изображают «зайцев». На одной стороне площадки «зайцы» устраивают себе «норы» (чертят кружки или кладут обручи). В начале игры «зайцы» стоят в своих «норах», стучат «зубами», показывая, как едят морковь, «лиса» находится на противоположном конце площадки (в «овраге»). Учитель говорит:
Зайцы скачут: скок-скок-скок
На зеленый на лужок.
«Зайцы» выпрыгивают из «нор» и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются и оглядываются не идет ли лиса. Из оврага выходит «лиса» и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают в любую «нору» (круг). «Лиса» пытается занять одну из них.
Правила: бездомный «заяц» становится «лисой».
О.М.У: надо следить за тем, чтобы дети не делали «норы» близко друг от друга. Отметить лучшую «лису» и «зайца».
«Горелки».
Задачи: развитие быстроты реакции, координации и скорости движений, умения ориентироваться в пространстве и быстро приспосабливаться к новым условиям; воспитание выносливости, выдержки, терпения.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: дети становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди, на расстоянии 3-4 м, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперед, чтобы снова соединится за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придется водить снова. Водящий становится в пару сзади всех с тем, кого поймал. Другой из этой пары становится водящим. С.Я. Маршак написал приговорку к этой игре:
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь.
Выходи, тебе «гореть»!
Правила: если «горельщик» не успеет поймать кого-то из пары, пока она не соединится, он остается «горельщиком» на второй кон.
О.М.У: отметить лучших «горельщиков». Бежать разрешено только после слов «тебе гореть».
«Перелет птиц».
Задачи: развитие быстроты реакции, инициативы, воспитание творческого подхода к задаче.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка.
Содержание: играющие располагаются по кругу, и каждый очерчивает свое место на полу кружком. Водящий находится в центре круга. Перед началом игры учитель предлагает всем назвать четырех птиц. Эти названия он распределят в порядке очередности среди всех играющих. Таким образом, каждый играющий