какие упражнения используются при разучивании сложного движения по частям
Характеристика метода обучения двигательному действию по частям
В целях обучения упражнение разделяется, разбивается на отдельные части, при этом нарушается структурное единство упражнения (гимнастический метод).
Он применяется:
1. Когда упражнение очень трудно по координации и сразу обучить невозможно (диск, метание молота, шест, гимнастика, акробатика).
2. Когда упражнение совершается очень быстро, с большим выходом энергии (сальто, пируэт).
3. Упражнение состоит из частей малосвязанных между собой (стойка на руках, прыжок в высоту, метания, гимнастика).
4. Расчленение ведется в психо-физиологических целях (выработать у детей интерес, облегчить выполнение упражнений).
Главное здесь понимать возможность и необходимость деления и уметь его осуществить. В каждом упражнении надо найти место и предел дробления (частей не должно быть много).
Преимущества этого метода:
1) постепенное накапливание частных двигательных умений, из которых формируется двигательное действие. Внимание концентрируется на каждой детали, все это ведет к тщательному усвоению упражнения в целом. Повышается качество и культура движения.
2) позволяет понять внутреннюю структуру упражнения.
3) содействует сравнительно быстрому восстановлению утраченных навыков.
Недостатки:
1. При неправильном делении и неправильном подборе подводящих упражнений, изучение упражнений затрудняется.
2. Если длительное время изучать один элемент, он переходит в навык, т.е. самостоятельное упражнение и связать его с другими элементами трудно.
Разновидности использования этого метода:
1. Раздельное разучивание частей и затем объединение в целое.
2. Последовательное обучение частям упражнения с последовательным, постепенным соединением друг с другом (способ наращивания).
3. Кратковременное вычленение части упражнения для его уточнения (метод сопряженного воздействия, когда физическое упражнение развивает и физические качества, и
двигательные навыки).
4. Отработка частей упражнения в виде подводящих упражнений.
Метод разучивания по частям позволяет понять внутреннюю структуру упражнений и творчески подходить к анализу изучаемых упражнений.
Метод разучивания по частям
Метод предусматривает первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в целое.
Расчленение является характерной чертой метода разучивания по частям, но само разучивание части не является самоцелью. Оно служит лишь первоначальным этапом, облегчающим овладение целостным действием. Завершением является основное действие в целом.
Способы расчленения действий могут быть разнообразными, но каждый из них в конечном итоге ведет к образованию подводящих упражнений, которые по своим задачам и природе не имеют принципиальных различий с «частями-элементами» целостного действия. Вычленяя какой-то элемент из сложного упражнения (например, сгибание ног вперед в висе на прямых руках на канате), мы создаем физическое упражнение, которое в приведенном примере будет являться подводящим для данного способа лазанья. Подводящие упражнения используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач. Достигается это в силу того, что подводящие упражнения содержат сходные по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений элементы целостного действия. Подводящие упражнения способствуют накоплению в центральной нервной системе таких следовых эффектов, таких более простых временных связей, которые вследствие известной однородности и координационной общности с основным упражнением могут облегчить его освоение.
Педагогические преимущества разучивания по частям. 1. Облегчается процесс усвоения действия. К цели ученик подходит путем постепенного накопления запаса частных двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. Подобное обучение позволяет концентрировать внимание на каждой детали, осознавать ее роль в целом двигательном акте, что ведет к более тщательному освоению элементов и действия в целом. В результате укорачиваются сроки обучения и повышается общая культура движений. 2. Разучивание по частям делает процесс обучения на каждом занятии более конкретным, а следовательно, и мотивированным, ибо успехи в овладении даже одним элементом доставляют ученикам удовлетворение. 3. От разнообразия подводящих упражнений уроки и процесс обучения в целом становятся более интересными. 4. Большой запас двигательных умений, создаваемый разучиванием частей, позволяет успешнее решать задачу обогащения двигательного опыта детей. 5. Применение метода разучивания по частям содействует сравнительно быстрому восстановлению утраченных навыков. 6. Этот метод незаменим при изучении координационно сложных действий и при необходимости воздействовать на отдельные суставы и мышечные группы.
При неграмотном расчленении, а следовательно, при случайном подборе подводящих упражнений, при неправильном использовании их процесс обучения существенно затруднится.
Метод разучивания в целом
Этот метод применяется на любом этапе обучения. При сравнительно простом упражнении и достаточно высоком уровне подготовленности учеников отпадает необходимость в подводящих упражнениях и метод разучивания в целом может использоваться на первых этапах обучения. На заключительном этапе разучивание в целом применяется при изучении любого действия.
Игровой метод
Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Игра является не только средством физического воспитания, но и эффективным методом обучения и воспитания. Поэтому понять природу игрового метода возможно только на основе понимания сущности игры вообще.
Игра как метод реализуется не только через общепринятые игры. Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры. Игровым методом можно провести весь урок, не использовав при этом ни одной подвижной или спортивной игры.
Наиболее характерными признаками игрового метода являются следующие:
1. Ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях. Метод позволяет воспроизводить сравнительно сложные взаимоотношения между людьми. В связи с этим при игровом методе тщательно регламентируются взаимоотношения между играющими.
2. Чрезвычайная изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения действий.
3. Высокие требования к творческой инициативе в действиях.
Вариативность игровых ситуаций требует самостоятельности в выборе наиболее результативных физических упражнений.
4. Отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке. Нагрузка, падающая на участника, полностью зависит от его активности и выполняемой в игре функции.
5. Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств. Все это обеспечивает комплексное воздействие на организм играющих.
6. Во многих случаях взаимодействия между играющими осуществляются с помощью каких-либо предметов, например мячей, флажков и пр.
Игровой метод используется как средство проверки эффективности обучения и повышения уровня общей физической подготовленности. При правильном использовании игровой метод приобретает большое значение для воспитания.
Соревновательный метод
Соревновательный метод обладает, многими признаками, характерными для соревнования, но имеет более широкое применение. Соревнование является наиболее ярким выражением соревновательного метода. Однако соревновательный метод потому и имеет более широкую сферу применения, что может использоваться при любой форме организации занятий, имея предметом соревнования любые физические упражнения. Например, можно соревновательным методом провести урок физической культуры, начиная с построения перед уроком и заканчивая выходом из зала. В игровом методе процесс обучения всегда имеет сюжетное содержание. В соревновательном методе этот момент отсутствует, и процесс выполнения действия полностью подчинен его содержанию. Значит, различить эти два метода можно только по наличию или отсутствию сюжетного оформления действия. Например, если совершенствование передвижения по бревну имеет сюжетное содержание в виде «переправы через речку», то, следовательно, применен игровой метод, если то же упражнение не имеет подобной сюжетной окраски, а полностью подчинено задаче совершенствования техники действия, быстроте передвижения и т. п., то значит, что применен соревновательный метод. Это различие ни в коей мере не снимает соревновательного момента в игровом методе, но он подчинен сюжетному содержанию упражнения. Более того, если содержанием игрового метода является какая-либо подвижная или спортивная игра и по этой игре проводится соревнование, то различия между двумя методами исчезают.
Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:
1. Подчинение всей деятельности задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленным правилом.
2. Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения
3. Ограниченные возможности в управлении учениками, в регулировании их нагрузки. Этот метод требует большой самостоятельности в решении возникающих по ходу действия задач.
Следовательно, соревновательный метод наиболее эффективен при совершенствовании действия, но не при первоначальном его разучивании; требует достаточно высокого уровня развития двигательных качеств, причем в их комплексном проявлении; педагогически оправдывает себя при условии развитой психической устойчивости учеников к победам и неудачам.
В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на:
-методы расчлененного упражнения;
— методы целостного упражнения.
Методы расчлененного упражнения предполагают разучивание упражнения (его обычно называют «целевым») по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод применяется в следующих случаях:
*при обучении координационно-сложным двигательным действиям,
когда нет возможности изучить их целостно;
*если упражнение состоит из большого числа элементов, органичес
ки мало связанных между собой;
*если упражнение производится так быстро, что при целостном вы
полнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
*когда целостное выполнение действия может быть опасным, если
предварительно не изучить его элементы;
*когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, что
бы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с деть
ми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.
Основные разновидности метода расчлененного упражнения:
+ Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.
+ Метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразный задачи.
Методы целостного упражнения основываются на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания, и др.). Он преимущественно используется:
— при разучивании наиболее простых упражнений;
— при изучении некоторых сложных действий, которые с методической точки зрения нецелесообразно изучать по частям;
— при закреплении и совершенствовании двигательных навыков.
Разновидности целостных методов:
* Собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, которое является объектом изучения.
* Метод целостного упражнения с постановкой частных задач.
* Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от ведущего звена.
* Метод подводящих упражнений, который основан на применении в
качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении.
При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятельное выполнение упражнения при наличии гарантированной безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей помощью; на тренажере; применение проводки и т.д/
Вопрос: Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
По Курамшину: СПОРТ— вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.
Соревновательную деятельность спортсменов можно охарактеризовать как управляемую сознанием психическую и физическую активность, направленную посредством технико-тактических действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях.
По мнению Л.П. Матвеева (1997), под термином «вид (или разновидность) спорта» логично понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличающийся своим конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата. Наиболее «древними» видами спорта являются легкоатлетический и конный спорт. В последнее столетие возникло большое число новых видов спорта. Их появление происходит в результате модификации ранее сложившихся его видов, взаимного влияния и обогащения между разными видами спорта, научно-технического прогресса, позволяющего существенно расширить сферу спортивной деятельности. Так возникли в свое время художественная гимнастика, спортивная акробатика, батутный спорт, фристайл, конькобежный шорт-спринт, синхронное плавание, парашютный спорт, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг и многие другие.
С каждым годом число видов и разновидностей спорта продолжает увеличиваться. Многообразие конкретных форм, видов и разновидностей спорта, его полифункциональный характер приводят к многоаспектности классификационных построений.
Классифицировать спорт можно по различным признакам:
1. По целевым установкам выделяют:
— спорт высших достижений (рекордный спорт, большой спорт)
— базовый спорт (массовый спорт, общедоступный, ординарный спорт).
2. По масштабу и его организации в рамках международного спортивного движения различают: олимпийский и не олимпийский спорт.
3. По характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью, выделяют: коммерческий и некоммерческий спорт.
4. По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей,различают: профессиональный и любительский спорт.
5. По формам организации занятий выделяют: учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования, и самодеятельный спорт как добровольный процесс, проводимый в свободное время.
6. По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятельность, различают: детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.
7. По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют: школьный спорт, студенческий спорт, военный (армейский) спорт и др.
8. По характеру применения его для подготовки к какой-либо профессиональной деятельности различают: профессионально-прикладной и военно-прикладной спорт.
9. По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют: оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный спорт.
10. По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, участвующих в состязаниях, говорят о спорте инвалидов — спорт для слепых,глухонемых, спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др.
11. По предмету состязаний и характеру активности спортсменов выделяют :легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт,
лыжный спорт, автомобильный спорт, шахматный спорт и др.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2919 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Метод целостного упражнения
Применяют этот метод при разучивании несложных по технике упражнений или в тех случаях, если разделить на части намеченный для разучивания элемент не представляется возможным без искажения его технической основы. Примеры – переворот боком из стойки не плечах на низких брусьях, соскок махом вперед из упора сзади на низкой перекладине.
В ряде случаев метод целостного упражнения успешно реализуется при обучении достаточно сложным двигательным заданием, при условии создания облегченных условий (уменьшение высоты снаряда, снижение требований к качественной стороне выполнения, завершение элемента с приземлением в поролоновую яму и т.п.).
В гимнастике со спортивной направленностью методом целостного упражнения успешно пользуются в работе с молодыми гимнастами после предварительного освоения так называемых «базовых» (ключевых) элементов, обеспечивающих позитивный перенос навыка на большое количество однопрофильных (структурно сходных) элементов.
Предпочтение целостному разучиванию упражнения не исключает использование подводящих и подготовительных движений, технических средств, тренажеров, амортизирующих устройств.
При разучивании упражнения по частям преподаватель обычно выделяет наиболее трудные (или наиболее значимые) части и с них начинает обучение. В приведенном выше примере с опорными прыжками, лучше всего начать с отработки техники приземления.
Метод подготовительных и подводящих упражненийможно рассматривать и как вариант целостного, и как вариант расчлененного обучения.
Подготовительное упражнениепризвано обеспечить развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения конкретного упражнения.
Подводящее упражнениепреподаватель подбирает в случае, если причины, препятствующие овладению упражнением, относятся к функциональной сфере (связаны с деятельностью анализаторных систем), проявляются в нарушениях координации или ритма движений, смещении акцентов (запаздывание или наоборот – преждевременность) в мышечных усилиях.
Так, для подъема разгибом на перекладине (или одной жерди разновысоких брусьев) подводящим упражнением, облегчающим усвоение механизма разгибания ног в тазобедренных суставах, будет ранее изученный подъем одной в упор ноги врозь или равный подъему разгибом по трудности, но исключающий типичные для подъема разгибом ошибки – подъем вперед в упор сзади. Нельзя использовать в качестве подводящего к подъему разгибом более легкого варианта подъема – «завесом».
Различие в структуре основных действий (технической основе элементов) приведут к отрицательному переносу навыка. Этим объясняется, что в общем–то полезное прикладное упражнение в настоящее время не встретить ни в одной программе начальной двигательной подготовки гимнастов.
Если причина неудач связана с недостаточным уровнем силы соответствующих мышечных групп следует обратиться к помощи подготовительных упражнений целевого назначения, систематическое повторение которых создаст необходимый силовой фундамент для продолжения работы над техникой.
Метод решения локальных двигательных задач –один из тех методов, использование которых указывает на высокий уровень профессионального мастерства педагога.
В основе подбираемых движений (а они в отличие от целостного и расчлененного методов могут не иметь внешнего сходства с разучиваемым движением) обычно выделяется какой–то частный компонент, отражающий интересующую педагога и ученика деталь основного упражнения. Этой деталью может оказаться адекватный ритмический рисунок мышечных усилий, некая «изюминка», снимающая «психологический барьер», гасящая проявление защитной реакции. Постановка таких локальных задач побуждает педагога и ученика к творческим размышлениям, поиску. Часто нужные решения ассоциативно зарождаются в общении с практикой родственных видов деятельности (акробатика, фигурное катание, хореография, балет и т.п.).
Какие упражнения используются при разучивании сложного движения по частям
В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания их подразделяют на:
• метод расчлененного упражнения;
• метод целостного упражнения.
Метод расчлененного упражнения предполагает разделение упражнения по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие.
Этот метод применяется в следующих случаях:
• при обучении сложно-координационным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;
• если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало взаимосвязанных между собой;
• если упражнение выполняется так быстро, что нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
• когда целостное выполнение упражнения может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;
• когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.
Задача построения обучения двигательным действиям методом расчленения сводится к решению вопросов о количестве обучающих упражнений и их выборе. Решая эти вопросы следует придерживаться таких правил:
• расчленение не должно вызывать принципиального изменения структуры данного действия;
• для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучаемым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих устройств;
• изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
• выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Недостаток метода разучивания по частям заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
Метод целостного упражнения основывается на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания и др.).
Он преимущественно используются при:
• разучивании более простых упражнений;
• изучении некоторых сложных действий, которые, с методической точки зрения, нецелесообразно изучать по частям;
• закреплении и совершенствовании двигательных умений и навыков.
Благоприятные условия для применения целостных методов имеют также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, и другие, в которых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолении отрицательных эмоций.
В настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно сложных двигательных действий.