какие упражнения наиболее подходят для использования в качестве средств воспитания быстроты

Быстрота и методы ее развития

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Быстрота и методика ее развития

Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения.

Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений.

-по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;

-по времени преодоления установленного расстояния (например, бега на 20, 30 м);

-по скорости выполнения однократного движения в сложном действии, например отталкивания в прыжках, движения плечевого пояса и руки в метаниях, удара в боксе, начального движения бегуна на короткие дистанции, движений гимнаста и др.

Все проявления быстроты эффективно развиваются при игре в баскетбол. Можно также порекомендовать ручной мяч, настольный теннис, подвижные игры с быстро меняющейся игровой ситуацией и быстрым передвижением.

Развитие такого качества, как быстрота зависит от лабильности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами.

Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнем возрасте. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Как известно, чем меньше внешнее сопротивление движениям, тем они быстрее. Уменьшить вес снаряда, установленный правилами соревнований, нельзя. Также невозможно уменьшить вес тела без вреда для здоровья. Но можно увеличить силу. Возросшая сила позволит спортсмену легче преодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее выполнять движения.

Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же относится и к упражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обусловлена степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с ликвидацией кислородного долга.

Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражнений должен обеспечить готовность повторить ту же работу, не снижая быстроты. При длительных интервалах отдыха быстрота движений снижается. Видимо, это объясняется изменением состояния центральной нервной системы, уменьшением возбудимости нервных клеток коры головного мозга, а также снижением температуры тела, повышающейся во время разминки и предыдущей работы. Продолжительность отдыха зависит от вида упражнений, состояния спортсмена, его подготовленности, условий тренировки. Обычно интервал отдыха определяется субъективно по моменту готовности к выполнению упражнения.

Упражнения, требующие значительной быстроты при интенсивности, не достигающей предельной, выполнять лучше чаще. Нагрузка в любом занятии должна быть такой, чтобы к следующему занятию спортсмен полностью отдохнул.

Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения:

-развивающие быстроту ответной реакции;

-способствующие возможно более быстрому выполнению движений;

-облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.

Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т.п.

Методы развития быстроты

Выполнять упражнения с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. – 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).

Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п.

Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.

Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.

Особенно рекомендуется последний – соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.

Для тренировки быстроты реакции, необходимой нам в самых разнообразных жизненных ситуациях, можно предложить множество упражнений. Например, вы вытягиваете вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а другой человек держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром вашей ладони (на расстоянии 1-2 см от нее). Затем он неожиданно для вас отпускает линейку, а вы должны как можно быстрее схватить ее (предплечье должно оставаться неподвижным). При этом расстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать вашу быстроту реакции.

Мы рассмотрели пример с так называемой простой реакцией. В жизни же нам приходится проявлять быстроту сложной реакции, когда мы заранее не знаем, как нам придется реагировать на то или иное неожиданное изменение обстановки. Соответственно и тренируется такая быстрота упражнениями, в которых в зависимости от сигнала человеку приходится выбирать ответное действие минимум из двух вариантов. Модель такой ситуации – широко известная игра: один человек выставляет ладони открытыми кверху, а партнер накрывает их своими. Задача первого – быстро ударить любой своей рукой по тыльной стороне любой ладони соперника. У того более сложная задача – уловить, какой из четырех возможных вариантов начал выполнять партнер, и в зависимости от этого успеть отдернуть одну или другую руку. Игра эта отлично тренирует быстроту реакции и быстроту движений рук в том объеме, в каком она проявляется в игровых действиях.

Последнее обстоятельство очень важно иметь в виду. Как мы уже сказали, скорость определенных движений развивается с помощью аналогичных же по структуре движений. А поскольку двигательная деятельность человека чрезвычайно многообразна и ситуации, которые могут потребовать от нас быстроты, практически непредсказуемы, тренировать быстроту отдельных движений с помощью простых упражнений нецелесообразно – слишком много их для этого понадобится. Пожалуй, лишь быстроту разгибателей ног и рук есть смысл тренировать отдельно, ибо важней всего для человека, чтобы именно они обладали этим качеством. Здесь годятся обычные прыжки на носках, а также выпрыгивание вверх из положения приседа и полуприседа. Данные упражнения можно выполнять как в утренней зарядке, так и в отдельной тренировке, но только на «свежую» силу, то есть в начале занятия. Не следует выполнять упражнения, способствующие развитию быстроты, в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их и рекомендую включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое. Для мышц рук выполняются всевозможные метания на дальность теннисного мяча, камешков – желательно одной и другой рукой. В домашних условиях можно использовать такой прием: несколько первых отжиманий в упоре лежа делать с максимальной скоростью. Если более или менее быстрые отжимания не получаются, лучше выполнять их из «облегченного» исходного положения – с повышенной опорой руками.

Упражнения для развития быстроты:

-Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу.

-Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная).

-Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками.

-Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления.

-движения и резкими остановками способствуют развитию быстроты перемещения.

-Имитационные упражнения с акцентированно быстрым выполнением какого-то отдельного движения.

-Быстрые перемещения, характерные для волейбола, баскетбола и др., с последующей имитацией или выполнением технического приема.

-Различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых в разной последовательности.

Начинать развитие быстроты следует с выполнения упражнений равномерным методом, со средней интенсивностью: как только развивается способность контроля за движениями, применять метод переменных и повторно-переменных упражнений; наибольшая скорость (интенсивность) движений на этой стадии – 80-85 % от максимальных возможностей.

В процессе упражнений в циклических видах спорта нагрузку на организм следует регулировать по показателям частоты дыхания и пульса, а также руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых попыток и сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха между отдельными повторениями должны быть такой длительности, чтобы частота дыхания приближалась к норме и вместе с тем не прошло возбуждение от предыдущего упражнения. Длительность перерыва для отдыха от одного повторения к другому на протяжении одного занятия должна постепенно увеличиваться.

Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. В старшем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и ограниченно.

Источник

Методика воспитания быстроты

По мнению многих специалистов (Р. Е. Мотылянская, 1956, 1961; В. С. Фарфель, В. М. Корецкий, 1962, и др.), на этапе начальной спортивной специализации большое внимание следует уделять воспитанию быстроты. Подростки отличаются большой двигательной активностью. Они способны совершать более быстрые движения, чем юноши и девушки. Так, исследования В. С. Топчияна (1964, 1968) показали, что по частоте беговых шагов на коротких отрезках дистанции подростки не уступают взрослым квалифицированным спортсменам. Это свидетельствует о том, что кратковременные упражнения скоростного характера соответствуют особенностям сердечно-сосудистой системы подростков и наиболее близки их моторике. Следовательно, с одной стороны, наличие высоких возрастных темпов развития быстроты как физического качества, с другой стороны, доступность упражнений скоростного характера обусловливает целесообразность систематической работы над развитием быстроты спортивных движений у подростков.

Приступая к экспериментальному обоснованию методики тренировки на этапе начальной спортивной специализации, мы исходили из предположения о том, что занятия на этом этапе должны быть направлены преимущественно на разностороннюю физическую подготовку, осуществляемую путем применения широкого комплекса разнообразных тренировочных средств, а также специальных комплексов упражнений, направленных на воспитание физических качеств, имеющих важное значение для специализации в избранном виде спорта. Таким образом, мы полагали, что на этапе начальной спортивной специализации целесообразно придерживаться комплексного подхода к развитию физических качеств.

С целью решения проблемы начальной спортивной специализации был осуществлен двухлетний педагогический эксперимент, в котором решались следующие задачи:

В эксперименте приняли участие 66 мальчиков 11— 12 лет, занимающихся в отделении легкой атлетики ДЮСШ. Испытуемые были распределены на три группы, в каждой из них в период эксперимента проведено по 293 учебно-тренировочных занятия. Их методика в первой группе (контрольной) была разработана на основе действующей программы по легкой атлетике для детско-юношеской спортивной школы.

Занятия второй группы были направлены преимущественно на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и мышечной силы с помощью подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также комплексов специальных подготовительных упражнений, способствующих развитию физических качеств, играющих важную роль в процессе специализации в легкой атлетике. Соотношение упражнений, направленных преимущественно на развитие быстроты, силы и выносливости, было следующим: соответственно 50, 25, 25% общего времени занятия.

В программу занятий третьей опытной группы были включены упражнения из наиболее массовых среди учащихся школьного возраста видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт, баскетбол). Каждому виду спорта отводилось одинаковое количество времени занятий. В период исследования осуществлено 215 педагогических наблюдений, выполнено более 9000 различного рода измерений.

При всех сравниваемых в эксперименте вариантах начальной спортивной специализации имело место повышение уровня развития быстроты, скоростно-силовых качеств, мышечной силы и других физических качеств занимающихся. Однако более значительные сдвиги наблюдались во второй группе.

Уровень развития быстроты в этой группе за два года эксперимента по результату в беге на 60 м со старта повысился на 10,1 %, в беге на 20 м с хода — на 13,1%, по показателю скорости двигательной реакции — на 32,1 %. За этот же период в контрольной группе — соответственно на 9,7; 8,0; 26,3%; в третьей группе — соответственно на 9,4; 10,3; 34,1%.

Более значительные сдвиги у испытуемых второй группы имели место в развитии скоростно-силовых качеств. Так, результат в прыжке в длину с места улучшился на 21,5%, в прыжке в высоту с места — на 21,9%; в первой группе — соответственно на 16,8 и 7,2 в третьей группе — на 13,2 и 11,9%.

По показателям развития мышечной силы испытуемые второй группы также превзошли испытуемых других экспериментальных групп. Так, становая сила у занимающихся этой группы увеличилась на 52,6%, а у занимающихся контрольной и третьей экспериментальных групп— соответственно на 31,2 и 43,1%.

Во всех группах в наибольшей степени возросла становая сила, а также сила разгибателей туловища и бедра. Существенные сдвиги наблюдались в развитии быстроты и скоростно-силовых качеств. Проведение занятий по программе второго варианта создало благоприятные предпосылки для обеспечения прочной базы всесторонней физической подготовленности занимающихся.

Таким образом, результаты 2-летнего педагогического эксперимента подтвердили нашу гипотезу о том, что рациональная преимущественная направленность тренировки на этапе начальной спортивной специализации состоит в том, что наряду с различными видами спорта, подвижными играми целесообразно широко использовать комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие физических качеств, имеющих важное значение в избранном виде спорта.

Быстрота, сила, выносливость

Подтвердилась также наша гипотеза о том, что на этапе начальной спортивной специализации с целью развития быстроты следует использовать комплексный метод тренировки, который предполагает применение подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также комплексов специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие физических качеств, играющих важную роль при специализации в легкой атлетике.

Соотношение упражнений, направленных преимущественно на развитие быстроты, силы и выносливости, должно быть примерно следующим: соответственно 50, 25, 25% общего времени, отводимого на занятие.

Вывод, сделанный на основании наших исследований, согласуется с точкой зрения тех специалистов, которые считают, что на начальном этапе занятий спортом наибольший эффект дает разносторонняя тренировка, способствующая увеличению силы, выносливости, быстроты движений в большей степени, чем тренировка, направленная только на воспитание одного из этих физических качеств (П. П. Яковлев, С. В. Каледин и др., 1950, 1956, 1957). Так, в книге «Всесторонняя физическая подготовка спортсмена» (под общ. ред. С. В. Каледина), вышедшей в свет в 1957 г., экспериментально обосновывается это положение. В одном из ее разделов Н. Н. Яковлев пишет о том, что упражнения на силу, быстроту и выносливость создают предпосылки для дальнейшего целенаправленного развития основных физических качеств.

Следует также учитывать, что для высшей нервной деятельности детей и подростков характерно преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга. Вместе с тем процессы возбуждения у них выражены сильнее, чем процессы торможения. Поэтому при длительной однообразной мышечной деятельности, а также при возникновении тех или иных трудностей охранительное торможение, связанное с чувством усталости, развивается у них раньше, чем у взрослых. В связи с этим дети и подростки лучше переносят более разнообразные по содержанию и кратковременные физические нагрузки. Вследствие этого в занятиях с ними наряду с обучением спортивной технике необходимо развивать двигательные качества путем применения разнообразных средств и методов физического воспитания.

Как отмечает И. А. Арямов (1958), для подростков характерна повышенная раздражительность и относительно быстрая утомляемость центральной нервной системы. Такие явления объясняются, с одной стороны, повышенной функцией щитовидной железы, а с другой — наблюдающимся иногда функциональным нарушением кровоснабжения головного мозга. В связи с тем что возбудительные процессы еще преобладают у них над тормозными, им свойственна порывистость движений, чрезмерная двигательная активность. Этим же объясняются некоторые особенности их поведения.

Выводы, вытекающие из наших исследований, совпадают с точкой зрения тех физиологов, которые высказываются в пользу более целенаправленной подготовки на этапе начальной спортивной специализации. В частности, как справедливо отмечает А. В. Коробков (1962), на формирование временных связей у детей до 13—14-летнего возраста и старше неблагоприятное влияние может оказать чрезмерное разнообразие движений. Это обусловлено тем, что высшая нервная деятельность детей не подготовлена к значительным переключениям. Физические упражнения следует использовать с учетом посильности их выполнения занимающимися данного возраста.

Основываясь на результатах врачебно-педагогических наблюдений, О. (1964) пришел к заключению, что между программами тренировки взрослых спортсменов и подростков имеются лишь количественные различия — в уровне применяемых тренировочных нагрузок. Если учтены возрастные особенности, то с медицинской точки зрения не может быть возражений против проведения довольно интенсивной тренировки в детском возрасте. В ряде работ других авторов выражена мысль о том, что организм детей и подростков обладает довольно значительными функциональными возможностями для целенаправленной тренировки.

Исследования В. С. Фарфеля с сотр. (1959, 1960) показали, что мнение о недостаточности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, о диспропорции между ростом в длину, совершенствованием опорно-двигательного аппарата и развитием сердца, органов дыхания у детей (особенно у подростков) не соответствует действительности.

Как пишет В. С. Фарфель, «работы Р. Е. Мотылянской, Л. И. Абросимовой и других подвергают заслуженной критике взгляд на организм подростков как на неполноценный. По нашим данным, также не обнаруживается у детей и подростков никаких признаков особой недостаточности органов кровообращения и дыхания.

Характерно, что один из наиболее важных показателей функциональных возможностей организма — величина «кислородного потолка» увеличивается с возрастом в общем пропорционально массе тела, что было бы невозможно в случае отставания в развитии сердца. Подростковый возраст, т. е. именно тот возраст, который якобы отличается неполноценностью своих функций, обладает, по нашим данным, большими функциональными возможностями» (В.С. Фарфель. Физиология спорта. ФиС, 1960, стр. 121).

Этого же мнения придерживается М. Я. Горкин (1951), считая, что у многих педагогов существует излишняя боязнь раннего применения спорта как средства физического воспитания. Автор пишет, что эти педагоги не принимают во внимание тот факт, что 7—12-летние дети часто сами «организуют» свое физическое воспитание: часами «гоняют» футбольный мяч, по целым дням играют в волейбол, с утра до вечера проводят время у реки, купаясь несколько раз в день и беспорядочно загорая.

М. Я. Горкин говорит, что мнение о чрезвычайной функциональной ограниченности детского организма является, несомненно, ошибочным. Однако до сих пор в специальной литературе продолжает распространяться так называемая теория о неполноценности сердца у детей. Эта концепция возникла в конце прошлого столетия за рубежом и пользовалась значительным распространением. На ее несостоятельность указал еще в 1906 г. Н. П. Гундобин.

К сожалению, большинство авторов, высказывая мнение о принципиальной возможности применения значительных тренировочных нагрузок в занятиях с подростками, не раскрывают содержание и дозировку их применения. Этот вопрос исследован еще явно недостаточно и требует своего решения. Особенно важно на этапе начальной спортивной специализации правильно дозировать физические нагрузки в связи с высоким уровнем двигательной активности детей и подростков и некоторым отставанием в развитии отдельных вегетативных функций организма. Как показали наши исследования, в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для овладения двигательными навыками. Поэтому необходимо стараться сразу же обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, создавать запас разнообразных навыков и умений, с тем чтобы успешно совершенствовать спортивную технику в более зрелом возрасте. Следует создавать условия для правильного взаимодействия процессов развития физических качеств и формирования двигательных навыков. В частности, обращать внимание на то, чтобы соотношение времени между показом, объяснением и выполнением упражнений было бы наивыгоднейшим для данной возрастной группы.

Мы полностью разделяем точку зрения В. С. Фарфеля, который, основываясь на результатах многолетних исследований, констатирует: «Овладевать спортивной техникой надо не тогда, когда уже в основном завершается развитие двигательного анализатора, т. е. не с подросткового возраста. Освоение техники движений должно начинаться в тот период, когда наблюдается наиболее крутой рост кривой показателей развития двигательного аппарата. А это происходит в младшем и особенно в среднем школьном возрасте (В.С. Фарфель. Физиология спорта. ФиС, 1960).

Специальные подготовительные упражнения

В процессе педагогических экспериментов разработаны и экспериментально обоснованы комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие быстроты и других физических качеств. Разрабатывая методику воспитания быстроты, мы опирались не только на результаты собственных исследований, но и на методические рекомендации, содержащиеся в работах В. Г. Яковлева (1953, 1955, 1965, 1968), З. И. Кузнецовой (1958, 1964, 1966, 1967), В. М. Корецкого (1962) и других авторов.

Приводим один из разработанных и апробированных нами комплексов специальных подготовительных упражнений на развитие быстроты:

В процессе воспитания быстроты необходимо обращать внимание на расслабление мышц во время выполнения упражнений. Очень важно, чтобы занимающиеся почувствовали разницу в мышечных ощущениях между напряженным и расслабленным состоянием мышц. С этой целью целесообразно применять метод «контрастных» попыток, предусматривающий выполнение упражнений с дополнительным напряжением и предельным расслаблением. Большой эффект дают упражнения с предметами. Так, если в руке стартующего будет мягкая картонная палочка, то нетрудно контролировать напряжения в мышцах кисти руки. Это воспитывает способность к расслаблению мышц, не играющих решающую роль в данном упражнении.

Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости. Обоснование такой же последовательности применения упражнений для развития основных физических качеств, какая описана нами выше, дано в работах А. А. Аскназия Н. П. Еременко, Г. П. Пауперовой, Л. С. Соколовой, Н. И. Тавастшерны (1962).

Огромное значение для эффективного воспитания быстроты движений имеют подвижные и спортивные игры. Как известно, при длительной однообразной мышечной деятельности, а также при возникновении тех или иных трудностей охранительное торможение, связанное с чувством усталости, развивается у детей и подростков раньше, чем у взрослых. Поэтому, как отмечалось выше, дети и подростки лучше переносят более разнообразные по содержанию и кратковременные нагрузки. Следовательно, в занятиях с ними одновременно с обучением спортивной технике должна проводиться работа по воспитанию быстроты и других физических качеств с использованием разнообразных средств (в том числе подвижных и спортивных игр) и методов тренировки. Методика проведения подвижных и спортивных игр обстоятельно изложена, например, в книге И. М. Короткова «Подвижные игры в занятиях спортом» (1971).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *