какие упражнения не рекомендуется проводить с помощью сюжетных картинок в период обучения грамоте
Обучение грамоте «Составление рассказа по сюжетным картинкам»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План урока по обучению грамоте
Школа: КГУ « Борасинская средняя школа-сад»
ФИО учителя: Голяндина Юлия Сергеевна
Сквозная тема : Всё обо мне
1.1.8.1 Составлять рассказ по сюжетной иллюстрации или по серии картинок.
1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту (с помощью учителя), отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Цели урока (дифференцированные ожидаемые результаты)
Все учащиеся смогут: составлять вопросы к иллюстрациям (с помощью учителя) и отвечать на них, составлять рассказ по серии картинок
Большинство учащихся смогу: составлять вопросы к картинкам без помощи учителя
Некоторые учащиеся смогут задавать вопросы к тексту самостоятельно.
сотрудничество; творчество; открытость; умение нести ответственность за результаты своей работы.
Понимают, что такое речь, текст, предложение, слово, высказывают отношения к прослушанному тексту, обосновывают его простыми предложениями.
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
-Посмотрите на свою парту. Соблюден ли порядок на ней?
— Какая бывает речь? (устная и письменная)
— Из чего состоит речь? (слов, предложений)
— Молодцы, мы вспомнили то, что проходили на предыдущем уроке. И сейчас попробуем это применить.
— Посмотрите на картинку, что на изображено? (домашние животные)
-Узнайте друг у друга о любимом домашнем животном, задавая вопросы.
-Какие вопросы можно задать? (какое твое любимое животное, почему, какого цвета, что любит кушать и тд.)
(Фиксация интервью при помощи листа оценивания)
картинки с изображением домашних животных.
— Что помогло вам при составлении вопросов и ответа? (слова, речь, предложения, наглядный материал, картинки, др. варианты ответов)
Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке. Что вы хотите узнать на уроке? (предположения детей)
— Сегодня на уроке мы научимся задавать вопросы, отвечать на них используя картинки и составлять рассказ по серии картинок.
— Нам с вами предстоит проделать большой труд, я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями.
— А как вы думаете можно ли рассказать о картинке и иллюстрации? (можно)
— Каким образом? С помощью чего? Почему?
Составляют рассказ по серии картинок.
Составь рассказ по серии картинок.
составляет рассказ по серии картинок.
соблюдает последовательность в изложении.
Взаимооценивание по дескрипторам при помощи приёма «большой палец», с последующим комментированием учителя.
Все учащие дополняют вопросы по иллюстрации при помощи учителя. Большинство придумывают вопрос самостоятельно.
Дополни начало вопроса по иллюстрации.
правильно формулирует вопрос по теме картинок, опираясь на начало.
самостоятельно составляет вопрос.
Оценивание: по дескриптору с комментарием учителя
Детям предлагается текст, читающий ученик или несколько учеников, читают его. Отвечают на готовые вопросы. Некоторые сами придумываю вопрос к прочитанному.
Ответь на вопросы к прослушанному тексту.
отвечает на вопрос по теме.
придумывает вопрос к тексту.
Оценивание: обратная связь в виде комментария учителя.
Набор картинок, слайд,
карточки с изображением большого пальца
Итоговый (анализ, оценка, планирование – рефлексия) (5-7 мин)
На уроке я узнал (а)…
С друзьями я могу поделиться …
— Ребята, вы проделали огромную работу, вы большие молодцы. Вы справились с заданиями урока, задавали вопросы и отвечали на них, составили рассказ, а значит, вы достигли цели.
При составлении плана использовала учебную программу, средне-срочное планирование.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-107468
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Методика обучения грамоте» (в помощь студенту или начинающему учителю)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика обучения грамоте
Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудрости: «Сперва аз да буки, а там и науки»).
Задачи периода обучения грамоте:
1. сформировать элементарный навык чтения и письма;
2. развитие фонематического слуха
Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др.
Все современные учебники можно разделить на три группы по принципу построения:
Частотный принцип (К. Д. Ушинский, В.Г. Горецкий) изучения звуков (букв) означает, что сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных.
Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин) означает, что звуки изучаются в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные а-я, о-е и т.д., сонорные согласные, парные согласные и т.п.
Генетический (Р.Н. Бунеев) по сложности и сходности написания звуков и букв (схожесть элементов и, п, г, р, т)
На каждый урок отводится две страницы «Азбуки» (или разворот), которые содержат материалы разных видов:
· Текстовый материал : столбики слов, предложения, тексты для чтения.
· Иллюстративный материал : предметные картинки, сюжетные картинки
Содержание делится на два блока:
1 блок – основные языковые понятия( речь (устная, письменная), предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный-согласный, гласный –ударный, безударный, согласный твёрдый-мягкий, звонкий-глухой)
2 блок – все буквы и звуки русского языка, учимся плавному слоговому чтению, списыванию с печатного и рукописного текстов, письму под диктовку
Обучение грамоте делится на 2-3 этапа:
1 этап – добуквенный (добукварная подготовка)
Продолжительность от 2-3 уроков до 2 месяцев.
С чем знакомимся? (языковые понятия)
Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант, слово можно спросить: это мАма? Показать разные способы постановки ударения.
Звуки – речевые и неречевые (из этих звуков можно собрать слово?) – собрать слово можно только из тех, что произносит человек.
Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду – произносим сначала тихо, потом громко, чем громче, тем шире раскрывается рот (гласные – ротораскрыватели), историческая справка – глас, голос
Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, спотыкается, ротосмыкатели, твердые, мягкие и т.д.
Структура урока свободная, главное соблюсти 4 момента:
· усвоение учащимися нового термина;
· активная умственная деятельность учащихся;
· организация деятельности самих учащихся (наглядно-действенное мышление): игры, работа с кассами букв, схемами-моделями и т.п.;
Виды деятельности учащихся в подготовительный период:
· выделение предложений из речевого потока;
· выделение отдельных слов в предложении;
· скандирование слов, выделение слогов;
· сравнение по размеру предмета и слова ;
· выделение ударного слога;
· подбор слов к слоговой или звуковой схеме;
· упражнения в звукоподражании;
· выделение первого (последнего) звука в слове;
· подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);
· выделение каждого звука в слове;
· определение на слух количества звуков в слове;
· выделение в слове гласных (согласных) звуков;
· объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук-ключ, сыр-дым)
Формирование представлений о речи и предложении : Ответы на вопросы учителя по картинкам, составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Постановка вопросов к предметным картинкам (не умеют, надо учить). Составление предложений по серии сюжетных картинок. Подсчет предложений в речи. Подсчет слов в предложении. Рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений полученных в д/с).
Лексическая работа : знакомство первоклассников со значением новых слов; введение в активный словарный запас слов на школьную тематику; распределение слов по тематическим группам (учебные вещи, игрушки, инструменты, птицы, насекомые, овощи и т.д.); выделение слова из предложения.
Слушание: чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей; чтение текстов в букварях, предназначенных для чтения взрослыми; беседы по прочитанному учителем.
Чтение: чтение стихов, заученных до школы; для читающих детей – чтение текстов в букваре или специально подобранных учителем.
Начинается с первой буквы, не в алфавитном порядке.
На данном этапе проводятся уроки двух типов:
· введение нового звука,
Структура урока введения новых звуков и букв
1-й этап: Звуковой (слого-звуковой) анализ слов.
Задачи: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей.
— Звуковой (слого-звуковой) анализ слов по готовой модели или составление звуковой модели; протяжное интонирование звуков.
— Вычленение звука из слова, его характеристика; наблюдение над артикуляцией звука.
— Упражнения в слышании звука в других слова; придумывание слов с данным звуком (в разных позициях).
— Обозначение звуков известными буквами, т.е. переход от звуковой модели к буквенной.
— Постановка учебной задачи: «Какой буквой обозначить данный звук?»
2-й этап: Знакомство с новой буквой.
Задачи : овладение детьми представлением о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным образом печатных букв.
— Введение буквы как значка для обозначения звука или звуков (дается алфавитное название буквы).
— Рассматривание буквы, сравнение (на что похожа эта буква).
— Нахождение в «Кассе букв» и наложение буквы на условный значок в звуковой модели.
— Введение новой буквы в буквенную запись слова; помещение на «Ленту букв» или в «Город букв».
3-й этап: Чтение слогов-слияний (СГ) с новой буквой.
Задачи: научить слитному прочтению СГ с ориентацией на букву гласного; формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.
Приемы: анализ и синтез.
4-й этап: Чтение слов с новой буквой.
Задачи: формирование первоначального механизма чтения; понимание лексического значения слов; грамматико-орфографическая пропедевтика.
— Чтение слов с заданием (например: прочитай и отметь непонятное слово; прочитай и найди лишнее слово).
— Соединение стрелкой слова в столбике и слова в тексте.
— Выяснение (уточнение) лексического значения слов.
— Печатание и составление слов из разрезной азбуки.
— Соотнесение слова и звуковой модели; звукового и буквенного состава слов.
— Сравнение слов по разным основаниям (лексическому значению, звуковому, слоговому и буквенному составу).
— Игровые приемы, приемы познавательного чтения (Ш.А. Амонашвили).
— Составление словосочетаний и предложений с данными словами.
— Словесное рисование с использованием слов: на доске учитель рисует рамку, внутри которой в разных местах печатаются слова. Детям надо догадаться, прочитав слова, что может быть нарисовано на рисунке в рамке.
5-й этап: Чтение букварного текста.
Задачи: формирование механизма чтения и приемов понимания прочитанного; овладение общим способом работы с любым текстом; организация продуктивного многочтения.
спрогнозировать содержание будущего текста
по иллюстрации (рассматривание, беседа, составление рас сказа);
по ключевым словам;
работа во время чтения
научиться читать текст
чтение друг другу в парах;
чтение вслух цепочкой;
уточняющие вопросы по ходу чтения;
работа после чтения
— итоговое вырази тельное чтение;
соотношение с иллюстрацией и заголовком;
Структура урока закрепления будет содержать все перечисленные этапы, кроме 2-го и 3-го.
Звукослияние – смотрим на вторую букву, она командует, как будем произносить первую.
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного (тормозят скорость чтения).
Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка (на первых этапах – ошибки при чтении).
Детям предлагаются для чтения отрывки из известных произведений. Уроки заключительной части готовят детей к урокам литературного чтения и по структуре и содержанию аналогичны им: подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ прочитанного. Здесь важно работать над такими качествами навыка чтения как правильность и сознательность. Выразительность и беглость уходят на второй план.
Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.
Сознательный характер письма состоит в следующем:
а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.
Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
· ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
· ориентировка на странице прописей и тетради;
· ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
· письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
· обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;
· предупреждение искажения при написании букв;
· исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
Методы обучения письму:
Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Одно время с этой целью применялась вспомогательная сетка, определяющая пропорции букв. От ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Пропорции буквы ребенок осваивает в ходе анализа формы буквы, далее закрепляет их в процессе письма.
Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.
Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. В настоящее время многие методисты и педагоги-практики отвергают данный метод, однако его ограниченное применение позволяет выработать в классе общую скорость письма, что необходимо на диктантах и контрольных работах.
Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для занятий со взрослыми при выработке скорости письма или исправлении почерка, т.к. многие росчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения могут быть использованы для занятий с детьми.
Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.
Этапы и условия формирования графического навыка:
1. Заштриховка фигур, обводка трафаретов, рисование узоров и др. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, писать прямые и закругленные линии и т.п.
2. Письмо элементов букв.
3. Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами.
4. Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов.
Методические приемы обучения письму.
· показ написания учителем (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание);
· списывание с готового образца (подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях);
· копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);
· воображаемое письмо (письмо в воздухе);
· анализ формы буквы;
а) анализ буквы, разложением ее на зрительные элементы;
б) анализ буквы с точки зрения движений при письме;
в) анализ буквы в сравнении с ранее изученными.
Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование ее из элементов – шаблонов.
· усвоение правил письма:
— Буквы надо писать с одинаковым наклоном.
— Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.
— Буквы в словах надо писать одинаковой высоты.
— Слог пишется безотрывно.
· письмо под счет (Движение «на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительное движение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути);
· анализ ошибочного написания (Ошибочное написание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихся класса проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).
Структура урока письма.
1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. Целевая установка.
2. Повторение: написание букв под диктовку, списывание с печатного, диктант (с 10 урока) – 3-5 минут.
3. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука. Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.
4. Рассматривание образца на доске, в прописи, анализ зрительных элементов буквы.
5. Показ учителем с одновременным объяснением, анализ двигательных элементов.
6. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.
7. Чтение и звуко-буквенный анализ соединение (слогов).
8. Письмо соединений (слогов) различными способами.
9. Чтение и звуко-буквенный анализ слов, предложений.
10. Письмо слов, предложений, выполнение различных заданий.
11. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.
В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методическая разработка основного периода обучения грамоте
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
АДМИНИСТРАЦИИ КНЯГИНИНСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОСНОВНОГО ПЕРИОДА
КУРСА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
учитель начальных классов
Смирнова Инна Анатольевна
Педагогический стаж: 24 года.
Стаж работы учителем начальных классов:22 года
г. Княгинино 2012 г.
учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Эти положения стандарта нашли свое отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности:
переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;
переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной.
Программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009) и авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Н.М.Бетенькова, О.Е.Курлыгина. ( п рограммы общеобразовательных учреждений. Начальные классы 1–4. – Смоленск.: Ассоциация ХХ I век, 2007 ). Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».
Для реализации Рабочей программы в объеме 200 часов (9 час в неделю) используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:
Букварь («Мой первый учебник» для 1 класса общеобразовательных учреж дений в 2 частях. / М. С. Соловейчик, И. М. Бетенькова, Н.С. Кузьмснко, О. Е Курлыгииа. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009 );
Прописи (Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Прописи «Хочу хорошо писать». В 4 ч./ Под ред. М.С. Соловейчик. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009)
Период обучения грамоте — исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.
Необходимо, чтобы желание, с которым первоклассник идёт в школу, постепенно не только не угасало, но и крепло. Поэтому одно из первых условий успешности учебной работы в данный период — сделать уроки чтения и письма интересными для маленького ученика, воспитывающими у него желание учиться, приобретать всё новые и новые знания и умения, иначе говоря, способствующими становлению у него познавательного интереса. Однако это условие тесно связано с другим.
Хорошо известно, что сегодня в первый класс приходят дети с разным уровнем дошкольной подготовки. Так, одни умеют читать, а другие не знают букв, у одних в той или иной степени развит фонетический слух, а у других — нет. Поэтому второе условие продуктивного обучения грамоте — учёт различий в дошкольной подготовке первоклассников. При этом важно не затормозить движение вперёд ни одной из категорий учащихся. Обучение должно быть одновременно доступным каждому и стимулирующим у всех познавательный интерес.
Без соблюдения названных условий трудно рассчитывать, что на первом этапе школьной жизни ребёнка удастся его обучение, развитие и воспитание слить в единый органичный процесс. Достижение же такого слияния — одна из задач современной школы. На решение указанной задачи и нацелена данная программа. Раскроем содержание, которое вкладывается в ней в каждое из названных направлений учебной работы.
Обучение предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание.
Под развитием понимается, во-первых, становление у школьников лингвистического мышления — способности осознавать речь, предложение, слово, звук как предмет наблюдения и изучения, выполнять с различными средствами языка операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; во-вторых, совершенствование у детей природной языковой интуиции, склонности к догадке; в-третьих, зарождение у них умения учиться, а для этого — ориентироваться в букваре и прописях и полноценно работать с ними.
Воспитание связывается, прежде всего, с привитием интереса к учению, в частности к урокам чтения и письма, с формированием у учащихся желания научиться хорошо читать, писать, говорить и слушать, чтобы использовать все умения в практике общения с людьми, при самостоятельном (по собственной инициативе) обращении к книгам.
Специфика уроков обучения грамоте состоит в том, что с них фактически начинаются сразу два курса: литературного чтения и русского языка. Эффективность освоения каждого из этих курсов во многом будет зависеть от содержания и способов подготовки учеников в период обучения грамоте, поскольку на этом этапе должны быть не только сформированы элементарное чтение и письмо, но и заложены основы необходимых в дальнейшем знаний и умений — читательских, речевых, фонетико-графических, орфографических и др.
Задачи и направления обучения грамоте:
появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике;
формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;
фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
становление каллиграфических умений;
знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики: обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [и’];
знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости — умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется);
знакомство с несколькими традиционно изучаемыми в этот период орфографическими правилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи-ши и др., переноса слов.
В обучении грамоте различают 3 периода: подготовительный (добуквенный), основной и завершающий.
Центральная задача основного периода обучения грамоте понятна из его названия: « Узнаём буквы и учимся читать». Этот период занимает 151 час.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное обучение русского языка и литературного чтения.
2. Цели и задачи основного периода обучению грамоте.
овладение учащимися механизма чтения и письма;
речевое развитие детей;
восприятие позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа;
стремление совершенствовать свою речь.
закрепление фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе закрепление умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
становление каллиграфических умений;
знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [й ’ ];
знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости – умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется);
знакомство с несколькими традиционно изучаемыми в этот период орфографическими правилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи –ши и др., переноса слов.
развитие психомоторных способностей детей (точности, координированности, темпа, ритма движений руки.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко меняется весь уклад его жизни. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение – приобретение новых знаний, умений и навыков.
В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющейся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребёнка.
На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения. Резко увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
В младшем школьном возрасте память ребёнка приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Наиболее развита в данном возрасте наглядно-образная память. Дети лучше запоминают конкретные сведения, события, предметы, факты, чем объяснения, определения.
Основная тенденция развития воображения – совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.п. также развивается и творческое воображение.
У младших школьников, кроме учебной деятельности, не менее важную роль играет и игровая деятельность. Этот возраст благоприятен для развития образного мышления, формирования приемов умственной деятельности. В процессе мыслительной деятельности у ребёнка вырабатываются определённые приёмы мышления: синтез, анализ, конкретизация, абстракция.
В данном возрасте ребёнок начинает делать первые обобщения, первые выводы. Постепенно на этой основе начинают формироваться элементарные научные понятия.
В младшем школьном возрасте заметно формируется личность ребёнка. Он постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам чётко формулируемых правил. Дети становятся самостоятельными, В их сознании закладываются определённые нравственные идеалы, образцы поведения.
У первоклассников ярко выражены такие черты характера как импульсивность, недостаточность воли, эмоциональность. Они не умеют сдерживать свои чувства, подвержены частой смене настроения. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
Постепенно происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребёнка в этом возрасте является мотив достижения успеха.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.
4. Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основного раздела «Обучение грамоте»
В процессе обучения грамоте закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
способность к организации собственной деятельности;
доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
эмоционально «проживать» текст , выражать свои эмоции;
высказывать своё отношение к героям прочитанных текстов, их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений их букваря.
Метапредметными результатами изучения раздела является формирование универсальных учебных действий (УУД).
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы классы и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служит текст букваря и его методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности (первичных способов работы с информацией).
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать небольшой текст ;
учиться работать в паре; группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах и парах.
Предметными результатами изучения раздела является сформированность следующих умений:
отличать текст от набора предложений;
осмысленно, правильно читать плавным слоговым чтением ;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные, согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые и мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «буква» и «звук»; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль согласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласного звука на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в Именах, фамилиях;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) – з вуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.
На начальном этапе школьного обучения используется и частично поисковый метод. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, доведя в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Технология з доровьесбережения предусматривает на каждом уроке контроль за сохранением правильной осанки детей, проведение двигательных физкультминуток, применение упражнений для снятия зрительного напряжения.
На уроках букварного периода применяется фронтальная (беседа, ответы на вопросы, составление предложений и т.д.), индивидуальная, работа в парах (по заданиям страниц «Букваря»), в группах.
В педагогике неизбежно возникают вопросы: «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но, вместе с тем, появляется еще один: «Как учить результативно?»
В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.
Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Часто бывает так, что учителю, проработавшему в школе 20-30 лет, когда основными инструментами были мел и доска, диапроектор, памятки, написанные от руки, нелегко принять компьютер в систему дидактических средств обучения. Но современные школьники, которые с детства играют с компьютерными приставками, электронными игрушками, компьютер воспринимают также естественно, как простейшие бытовые предметы. Он привлекателен для детей, как любая новая игрушка, и именно так они в большинстве случаев смотрят на него. Поэтому у младших школьников практически нет психологического барьера перед этой техникой. Учителю необходимо соответствовать современному ученику. Поэтому сегодня учитель всё шире использует в своей педагогической деятельности компьютерные технологии
В помощь учителю существует множество учебных, развивающих, игровых программ. Большую помощь в проведении уроков обучения грамоте оказывает электронное сопровождение к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» Захаровой В.А. Использование на уроках новых методов и форм организации процесса обучения с применением компьютера связано с ответом на вопрос: насколько они эффективнее уже имеющихся методов и форм организации учебных занятий?
1. Делают обучение более эффективным.
2. Способствуют индивидуализации обучения.
3. Повышается мотивация обучения.
4. Активизируется познавательная деятельность учащихся.
5. Обеспечивается оперативность и объективность контроля.
6. Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь, что повышает интерес к изучаемому предмету.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды, служит источником информации. Объяснять ученикам материал могут учителя, книги, фильмы, а также компьютеры. Каждому из этих способов объяснения присущи достоинства и недостатки. Наиболее подходящий для каждого конкретного случая способ зависит от вида изучаемого материала, стиля обучения, предпочитаемого учеником, от количества учебников, фильмов, программ для компьютеров, а также от способностей учителя и его методов преподавания.
На этапе предъявления учебной информации (например, знакомство с новыми буквами) эффективны презентации к урокам (можно использовать при знакомстве с каждой новой буквой), аудиозаписи (аудиоазбука). Яркие рисунки, необычные, интересные задания, способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Для закрепления полученных знаний можно использовать такие интерактивные задания, как «Конструктор урока «Грамота» «Учимся читать»», «Уроки Кирила и Мефодия. Обучение грамоте», разнообразные игры-модули и множество других подобных интерактивных заданий.
Использование ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.
Конечно, на первых порах работа по созданию уроков с компьютерной поддержкой достаточно трудоёмка. Но не стоит забывать, что со временем образуется коллекция электронных уроков, которую можно применять в своей практике не раз, только изменяя некоторые детали. Вот тогда-то ИКТ станет для каждого учителя незаменимым помощником, времени на подготовку к уроку будет уходить гораздо меньше.
Для проверки усвоения знаний по отдельным предметам можно использовать различные тесты: фронтальные и индивидуальные.
Такой вид работы позволяет не только выявить уровень знаний детей по изученной теме, но вызывает огромный интерес к познанию, повышает мотивацию обучения.
С применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
6. Система знаний и система деятельности.
Центральная задача основного периода обучения грамоте понятна из его названия: «Узнаём буквы и учимся читать».
Основной период обучения грамоте включает сочетание традиционного линейного предъявления букв (последовательно, чаще по одной) с появившимся в современной методике парным их изучением, помогающим открывать детям особенности русской фонетики и графики. Сочетание этих двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв проходит перед первоклассниками дважды. Такое двукратное представление букв полезно как для их запоминания, становления умения читать, так и для лучшего осознания фонетико-графической системы нашего языка. При определении последовательности предъявления букв учитывался и принцип их частотности, введённый в современную букваристику В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько.
Первыми, как основные ориентиры при чтении, осваиваются буквы гласных – Аа, Оо,ы, Ии,Уу, Ээ. Поскольку в большинстве случаев эти буквы в той или иной мере знакомы первоклассникам, на уроке чтения они вводятся сразу по две пары (например, Аа и Оо ), после чего проводится их закрепление.
Далее изучаются буквы непарных звонких согласных звуков (сонорных): Лл, Мм, Нн,Рр (знакомство с буквой й отложено из-за невозможности её употребления в начале прямого слога). Изучение букв сочетается с формированием механизма позиционного чтения (ориентации на последующую букву гласного) и обучением чтению прямого слога.
Следующий шаг ( четвёртый ) связан с изучением на уроках чтения всего блока букв, обозначающих мягкость согласных. Этот блок составляют буквы гласных и мягкий знак и, я, е, ё, ю; ь. После повторения пары ы–и буквы гласных предъявляются по две, одна из которых знакома, а другая новая: а–я, э–е, о–ё, у–ю. Особенность этого этапа – перенесение уже освоенного механизма чтения прямого слога на слоги и слова с новыми буквами. Кроме того, первоклассники учатся чтению различных по структуре слов с изученными буквами, в том числе с мягким знаком, а также осваивают правило выбора буквы для обозначения мягкости согласных при письме.
Логическое продолжение работы – проведение особого урока, орфографического. На нём в ходе наблюдений за соотношением безударных гласных звуков и обозначающих их букв делается вывод о том, что безударным гласным звукам при письме «доверять нельзя», и применительно к ним вводится понятие «опасное при письме место». Дальнейшие регулярные упражнения в обнаруживании таких мест – начало целенаправленной работы над орфографической зоркостью учащихся.
Новый этап работы – продолжение освоения букв парных по глухости-звонкости согласных. Буквы снова предъявляются парами, в которых одна уже знакома, а вторая – нет. Это: Зз–Сс, Бб–Пп, Дд–Тт, Вв–Фф, Жж–Шш. Буквы звонких согласных звуков, а также буква глухого Фф являются новыми. Работа с парами букв помогает первоклассникам, во-первых, лучше их запомнить, что важно для орфографии, а во-вторых, осмыслить само понятие парности, чему дополнительно способствует проведённое перед изучением парных повторение всех непарных по глухости-звонкости звонких согласных.
На этом этапе орфографические умения детей пополняются за счёт расширения круга «опасных при письме мест» – в их число включаются парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и в середине перед другими парными, а также буквы ударных гласных в сочетаниях жи–ши.
Далее происходит освоение тех букв, которыми обозначаются непарные по глухости-звонкости глухие согласные: Хх, Цц, Чч, Щщ.
В связи с изучением этих букв ученики узнают о новых «опасных местах» (буквах ударных гласных в сочетаниях ча–ща, чу–щу ) и учатся применять соответствующее орфографическое правило.
Последними изучаются разделительные знаки – ь и ъ. Они осваиваются лишь применительно к чтению, на уроках письма слова с ними только списываются.
Основной период заканчивается уроком обобщения и систематизации изученного.
Короткий завершающий период обучения грамоте ( 7 часов ) отводится на общее знакомство с алфавитом и введение первоклассников в мир детских книг под общей рубрикой «Как хорошо уметь читать»
Иллюстрации учебника несут в себе не только иллюстративный, но и глубоко нравственный потенциал. Так, на первой иллюстрации с. 6 утром мама будит сына. Именно со встречи с родными, близкими ребенку людьми начинается его день. «Мама по-доброму улыбается мне. Открывает окно, сквозь стекло которого пробивается яркий солнечный свет. И он тоже рад встрече со мной, с таким, какой я есть». Ощущение добра, теплоты, человеческого участия сопровождает ребенка весь день. И спокойной ночи желает ему тоже мама, заботливо укрывая одеялом. Так важно сегодня сохранение семейных традиций.
Практически каждую страницу учебника сопровождают иллюстрации с изображением детей. Замечательная веселая девчонка недоуменно разводит ручками: «А я этого не знаю! Помогите мне…» И первоклассники с удовольствием выступают в роли учителя, старшего наставника, разъясняя то или иное правило. А ребенку ориентироваться в учебных заданиях помогают введенные в учебник условные обозначения.
Формированию читательской компетентности служат вопросы и задания, помещенные после текстов.
У осины лоси. Они сломали осину. А у сосны лиса. У лисы нора. Лиса насорила у норы.
Насорили лоси или лиса? А осину сломала лиса?
Своеобразным вкладышем для внеклассного чтения можно назвать страницы «Почитай-ка!»: «осенняя страница», «колючая страница», «сказочная страница» и др. Все они наполнены текстами разных стилей и жанров.
Каждая страница учебника позволяет учителю творчески подойти к организации дифференцированной работы на уроке.
Основной раздел обучения грамоте по букварю целенаправленно, постепенно и ненавязчиво готовит первоклассников к изучению курса русского языка. Пропедевтическая работа к изучению стилей речи начинается уже с этого раздела.«Об одном и том же по-разному». Читая и анализируя небольшие описания природы, первоклассники приходят к выводу, что в зависимости от цели автор выбирает соответствующие языковые средства.
Постелила осень разноцветный ковер.
Осенние листья бывают разных цветов.
Плывут по воде цветные кораблики.
По аналогии дети учатся составлять свои тексты.
Бесспорным достоинством раздела является заложенная в нем система орфографической работы. Внимательное отношение к звукам и буквам, глубокий фонетический анализ слов, осознанное ознакомление с «опасностями» письма, первыми правилами правописания – все это закладывает прочную основу для дальнейшего обучения грамотному письму.
При изучении данного раздела дети получат возможность:
-осуществлять поиск необходимой информации;
— проводить синтез как составление целого из частей;
— осуществлять сравнение и классификацию;
— выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы;
В целом данный букварь создает условия для успешного продолжения обучения чтению и русскому языку в рамках отдельных учебных предметов.
Контроль готовности рабочего места учениками.
2.1. Повторение знаний об изученных буквах.
2.2.Повторение знаний об изученных гласных и согласных звуках.
2.2. Работа в парах. Игра «Назови звук» (работа с звуковыми схемами)
3.Изучение нового материала
3.1. Знакомство с буквой м
3.2. Просмотр видеоролика о букве М.
3.3. Игра «расставь правильно предметы»
3.4. Распредели правильно слова.
3.5. Отработка навыков чтения слогов и слов с новой буквой.
4. Первичное закрепление материала.