какие упражнения относятся к упражнениям для освоения с водой
Подготовительные упражнения в плавании
Изучение подготовительных упражнений по освоению с водой [ править | править код ]
Прежде чем приступить к изучению техники спортивных способов плавания или одновременно с ее изучением, следует овладеть общими подготовительными упражнениями для освоения с водой.
Большинство занимающихся при начальном обучении технике спортивного плавания неуверенно чувствуют себя в воде, так как боятся воды. Их действия в воде обычно торопливы, движения порывисты, угловаты, плохо координированы, совершенно не согласованы с нужным ритмом дыхания и направлены главным образом на то, чтобы удержать себя на поверхности воды. Занимающиеся выполняют движения с большими усилиями, поэтому быстро утомляются и прекращают дальнейшее плавание.
Общие подготовительные упражнения для освоения с водой обычно включаются в первые четыре —шесть уроков, и только упражнения на скольжение и изучение основ техники дыхания выполняются в последующие уроки, посвященные освоению техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов.
Общие подготовительные упражнения для освоения с водой проводятся следующим образом.
Подготовительные упражнения необходимо демонстрировать при выполнении новых упражнений и тогда, когда у занимающихся не создалось правильного представления об изучаемом упражнении. В этом случае демонстрация-показ повторяется на данном или следующем уроке.
Общие подготовительные упражнения рекомендуется чередовать с ходьбой, бегом, играми и другими активными движениями конечностей. После этого необходимо перейти к освоению отдельных элементов техники спортивных способов плавания или разрешить занимающимся произвольно поплавать.
Упражнение № 1. Из положения стоя на дне выполнять движения под водой прямыми руками наружу и вовнутрь, вниз и вверх. Движения руками нужно делать ладонью вперед или ребром ладони. Возникающее при этом разное сопротивление воды создает у занимающегося представление, что при определенном положении кисти о воду можно опираться, от нее можно отталкиваться.
Упражнение № 2. Из положения стоя на дне и держа в руках плавающее средство, выполнять ходьбу по дну бассейна.
Упражнение № 3. Из положения стоя на дне выполнять ходьбу по дну бассейна с подгребающими движениями рук, помогающими удерживать тело в вертикальном положении.
Упражнение № 4. Стоя на дне, выполнять приседания до касания подбородком воды, с выпрыгиванием толчком от дна. При этом при приседании и выпрыгивании туловище должно находиться в вертикальном положении.
Упражнение № 5. Стоя на дне и держась руками за бортик бассейна, выполнять погружение под воду. Для страдающих водобоязнью погружение нужно делать вначале до подбородка, затем — до носа, до глаз и только после этого — до полного погружения. При выполнении погружения голову следует держать вертикально, и погружение выполнять медленно, равномерно опускаясь под воду и также поднимаясь вверх. Выполняя погружение, человек должен, в первую очередь, поверить в то, что при погружении головы вода не попадет в нос, уши, не проникнет в рот, что для этого необходимо лишь держать голову вертикально. После того, как занимающийся научится погружаться с головой под воду, упражнение усложняют. Сначала дается задание погружаться, держась за неподвижную опору одной рукой, а затем — не держась за опору. Если занимающегося не покидает состояние страха, вызываемого погружением всей головы, нужно дать ему в руки подвижное плавающее средство.
При обучении погружению необходимо придерживаться следующих правил:
1) при погружении под воду тело должно сохранять вертикальное положение, при этом голову нельзя наклонять лицом вниз, в противном случае вода может попадать в нос. Это правило особенно важно соблюдать при обучении в морской воде, когда опускание грудью вниз приводит лишь к отрыву ног от дна;
2) обучение погружению следует проводить без плавательных очков. При опускании под воду глаза должны быть приоткрыты. Если занимающийся будет широко открывать глаза, то под верхнее веко могут попадать ресницы и вызывать при этом боль. Кроме того, при широко открытых глазах в соприкосновение с водой вступает значительная поверхность роговицы глаза, что иногда вызывает ее раздражение, а при длительном контакте — появление тумана в глазах, быстро проходящего после окончания занятия;
3) в начале изучения погружений нельзя допускать, чтобы занимающийся зажимал в воде нос рукой, а после выхода из воды вытирал лицо руками и тер глаза. Волосы должны быть убраны под шапочку. Они особенно мешают в то время, когда пловец поднимает голову из воды. Вода, стекающая с них, нередко при последующем вдохе попадает в нос или в рот. Неприбранные волосы, особенно если они длинные, заставляют выполнять лишние движения руками, чтобы снять их с лица. В последующих упражнениях, когда руки будут заняты плавательными движениями, волосы начнут заметно задерживать освоение двигательного навыка;
4) если занимающийся выполняет погружение в резиновой шапочке, то необходимо следить за тем, чтобы шапочка не закрывала уши. При закрытых ушах вода тонкими струями просачивается под резину и проникает в наружный слуховой проход, вызывая неприятные ощущения похолодания, щекотания и потерю остроты слуха. Иногда при этом серное вещество наружного слухового прохода набухает, и потеря остроты слуха сохраняется некоторое время после окончания занятий;
5) упражнение на погружение можно считать изученным, лишь когда занимающийся выполняет его без напряжения. Показатель этого — расслабленные мышцы лица, способность приоткрывать глаза в воде и видеть под водой предметы или их контуры, возможность задержаться под водой хотя бы на несколько секунд.
Упражнение № 6. Держась руками за бортик бассейна (голова в вертикальном положении), опуститься в воду до линии рта. Выполнять выдох на воду, как дуют на блюдце с горячим чаем. Губы при этом немного напряжены и вытянуты вперед, щель между ними такого размера, который обеспечивает необходимую скорость воздушного потока, способного препятствовать попаданию воды в рот. При погружении головы до линии носа и выполнении выдоха через рот необходимо стремиться к тому, чтобы выдох всегда был равномерным, глубоким и непрерывным. Заканчиваться он должен после того, когда рот окажется на поверхности воды.
При погружении головы до линии бровей или при полном погружении головы выдох в воде необходимо начинать через рот, а заканчивать его — через нос. При этом очень важно, чтобы окончание выдоха приходилось на тот момент, когда нос появляется над поверхностью воды.
Последующие упражнения на дыхание следует выполнять с наклоном головы лицом вниз при вертикальном положении туловища. Такой вариант дыхания будет применяться в дальнейшем при изучении движений ног в кроле на груди, брассе и баттерфляе, а также при изучении движений рук в способах брасс и баттерфляй. Выдох при положении головы лицом вниз осваивается несколько сложнее, так как вода легче попадает в полость носа. Поэтому в отличие от предыдущего упражнения занимающемуся необходимо научиться регулировать направление потока выдыхаемого воздуха, увеличивая его при необходимости в сторону носоглотки. Следует заметить, что не все занимающиеся могут успешно справляться с этой задачей. Педагогу необходимо специально обращать внимание на этот элемент действий.
Наиболее сложным для выполнения является вариант выдоха в воду с приподнятым вверх лицом. Такое положение головы свойственно для плавания и для скольжения под водой на спине. При выдохе в воду с лицом, приподнятым вверх, вода беспрепятственно заливает носовую полость. Поэтому при таком положении головы выдох необходимо делать только через нос. Научиться выдыхать через нос с приподнятым лицом непросто, для этого требуется умение создать достаточно сильный поток воздуха, чтобы не допустить попадания воды. Выдохи с приподнятым лицом рекомендуется делать при небольшом погружении в воду, так как при глубоком погружении длительность упражнения увеличивается, и воздуха в легких может оказаться недостаточно для создания воздушного потока, препятствующего проникновению воды в нос.
Методические рекомендации к упражнениям, применяемым для изучения выдохов в воду, можно свести к двум основным правилам: выдох в воде должен быть непрерывным; он должен заканчиваться над водой через нос. При соблюдении этих правил обучение дыханию проходит быстро, и, самое главное, навык дыхания является устойчивым, что создает благоприятную основу для изучения спортивных способов плавания.
Упражнение № 7. Упражнение называется «медуза» (рис. 6.1, а). Стоя на дне, сделать глубокий вдох, присесть под воду и расслабить все мышцы тела, опустив при этом голову на грудь. В таком положении тело будет всплывать до момента, пока верхняя часть спины не покажется на поверхности воды. В этом положении, не выдыхая воздух, необходимо задержаться на несколько секунд. Это упражнение позволяет обучающемуся убедиться, что при полном вдохе он может без всяких усилий находиться у поверхности воды. При этом у него исчезает страх и появляется уверенность в возможности научиться плавать.
Упражнение № 8. Упражнение «поплавок» (рис. 6.1, б). Стоя на дне, сделать глубокий вдох, присесть на дно и плотно сгруппироваться, прижав колени и подбородок к груди. В таком положении, не выдыхая воздух, необходимо остаться некоторое время. Тело при полном вдохе, приобретая положительную плавучесть, стремится вверх, к поверхности воды. Достигнув поверхности, оно после нескольких покачиваний занимает неподвижное положение.
Несмотря на кажущуюся легкость, это упражнение удается освоить не сразу из-за покачивающего движения тела головой вниз и вверх. Преждевременное выпрямление из положения группировки возникает в тот момент, когда голова опускается вниз. Чтобы помочь занимающемуся, преподаватель или партнер по обучению в момент окончания всплывания должен остановить покачивание. Нужно иметь в виду, что у некоторых людей при полном вдохе тело не приобретает положительной плавучести и не всплывает. Естественно, это упражнение, как и предыдущее, им повторно выполнять не следует.
Упражнение № 9. После изучения всплывания можно переходить к выполнению лежания в воде. Упражнение на лежание также устраняет чувство водобоязни. Оно выполняется из исходного положения стоя на дне, руки вверху. Вначале изучается лежание на спине, затем — на груди.
Из указанного исходного положения занимающийся, прогибаясь, ложится на спину, а затем, сгибая ноги в тазобедренных и коленных суставах, поднимает их до уровня воды и выпрямляет. Устойчивое положение при лежании считается достигнутым тогда, когда туловище лежит параллельно поверхности воды и ноги не погружаются вниз. Легко выполняют это упражнение дети, женщины и люди пожилого возраста.
Лежание на груди можно усложнить всплыванием из положения «поплавок». Когда спина занимающегося покажется из воды, ему необходимо медленно выпрямить ноги и руки вдоль поверхности воды. При этом голова должна находиться в воде.
Лежание на спине и на груди необходимо выполнять на максимальном вдохе, так как при этом тело приобретает наибольшую положительную плавучесть, что создает благоприятные условия для появления устойчивого положения. При лежании на груди и на спине ноги занимающихся могут опускаться вниз. Поэтому вначале лежание выполняют с разведенными прямыми ногами и руками (звездочка), а затем, по мере усвоения ощущения того, что вода поддерживает тело, если оно выпрямлено, ноги сводят вместе и стараются лежать в таком положении (положение стрелки) (рис. 6.1, в). Если при лежании ноги все-таки погружаются вниз, то ими нужно выполнять медленные движения в стороны и вовнутрь. Очень важно, чтобы таз занимающегося был у самой поверхности воды. Если не удается лечь на воду в вытянутом положении, ведущий занятие или партнер должен помочь, поднимая поясницу лежащего ладонью руки.
Упражнение №10. Скольжение — последнее упражнение из группы подготовительных упражнений по освоению с водой. Скольжение создает у занимающихся ощущение движения тела в воде, формирует чувство встречного давления воды, поддерживающего тело у поверхности. Вначале изучают скольжение на груди. Наиболее простым упражнением является скольжение толчком от дна с предварительно наклоненным туловищем и с вытянутыми вверх руками. Такое же движение выполняется и на спине, но из положения прогнувшись. При скольжении на груди необходимо, чтобы голова находилась между рук или ниже рук, а на спине — между рук или выше рук. Ноги после толчка от дна должны быть прямыми, носки вытянутыми. При таком положении тело испытывает наименьшее встречное сопротивление воды и на большее расстояние продвигается вперед. При скольжении действие подъемных сил препятствует опусканию ног вниз, и у занимающегося создается представление о возможности передвижения в горизонтальном положении. После того, как будет изучено скольжение толчком от дна, переходят к изучению скольжения толчком от стенки бассейна. Для этого нужно подойти к стенке бассейна, встать к ней спиной на расстоянии одного шага, согнуть ногу и поставить стопу на стенку ближе к поверхности воды. После этого поднять прямые руки вверх, соединить их и наклониться так, чтобы туловище и руки оказались на поверхности воды. Приняв это положение, сделать толчок ногой, поставленной на стенку, и скользить до полной остановки.
Освоив скольжение толчком одной ногой, переходят к изучению скольжения толчком двумя ногами. Для этого становятся спиной к стенке бассейна на расстоянии одного шага от нее, погружаются полностью под воду и, опираясь о воду ладонями, поднимают согнутые ноги к поверхности воды, ставя стопы на стенку. Одновременно вытягивают руки вперед по отношению направления скольжения так, чтобы кисти касались друг друга. Только после того, как туловище займет горизонтальное положение с вытянутыми вперед руками, произвести толчок ногами и скользить до полной остановки.
Такие же движения выполняются при изучении скольжения на спине, но из положения лежа на спине.
Освоив скольжение на груди и на спине, приступают к скольжению на боку. Для этого перед толчком занимают положение на боку с вытянутыми вверх руками, а затем, погружаясь боком в воду, делают толчок и скользят на боку. Это упражнение надо выполнять как на правом, так и на левом боку. Скольжение на боку расширяет представления о свойствах воды.
Подготовительные упражнения по освоению с водой по своему характеру статичны и при недостаточной температуре воды или воздуха должны чередоваться с динамичными. Обычно при освоении подготовительных упражнений дается задание выполнять частые движения прямыми ногами сидя на бортике, лежа в воде на груди или на спине. Такие движения напоминают упражнения для изучения техники движений ног кролем, но они не несут задачи обучения, а главным образом преследуют цель повышения уровня эмоциональности занятий и согревания. Из всей группы подготовительных упражнений по освоению с водой наибольшее значение для овладения техникой спортивных способов плавания имеют упражнения для освоения дыхания. Поэтому упражнения на дыхание повторяют после выполнения каждого упражнения (по 15 — 20 выдохов в воду).
После того, как будут изучены подготовительные упражнения по освоению с водой, можно перейти к изучению спортивных способов плавания.
Научная электронная библиотека
Величко Т И, Гришина Е И, Лоскутов В А, Лоскутова И В,
11. ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ
Общие основы лечебной физической культуры в водной среде
Здоровье человека – проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ученых (П.Ф. Лесгафт, А. Хилл, И.Е. Дядьковский), сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни и стиля поведения.
Сегодня необходима консолидация всех информационных средств, направленная не только на пропаганду здорового образа жизни, но и такой общественной системы, которая способствовала бы осознанию обществом престижности быть здоровым.
В последние годы возрос уровень заболеваемости студентов, который в значительной степени обусловлен их недостаточной физической подготовленностью и слабым здоровьем. Большая часть первокурсников уже имеет те или иные отклонения в иммунной системе, которые можно объяснить и как с точки зрения наследственности, так и с позиции недостаточной физической активности. В связи с этим наиболее важную роль в устойчивости организма к воздействиям внешней среды и укреплении здоровья играет закаливание. Основной метод закаливания, применяемый в вузе, – это занятия плаванием. Использование плавания в учебном процессе по физическому воспитанию способствует формированию мотивационно-ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями и создает установку на здоровый образ жизни. Использование плавания как жизненно важного навыка и как одного из эффективных средств закаливания организма, способствующего формированию стойких гигиенических навыков, является основным компонентом лечебной физической культуры.
Лечебная физкультура – совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании специально подобранных и разработанных физических упражнений, клинико-физиологически обоснованных к применению. Физические упражнения как неспецифические раздражители, вовлекающие в ответную реакцию все звенья нервной системы, способны избирательно влиять на разные функции организма, что очень важно при выявлении патологических проявлений в отдельных системах и органах. Систематическое выполнение физических упражнений благотворно воздействует на реактивность организма и патогенез заболевания.
Регулярная дозированная тренировка в бассейне стимулирует, тренирует и приспосабливает организм к возрастающим физическим нагрузкам, приводит к функциональной адаптации занимающихся плаванием. По нашим данным (исследование 2008/2009 уч. года), студенты, занимавшиеся плавание два раза в неделю, болели простудными заболеваниями реже (примерно на 25 %), чем студенты, которые занимались плаванием только один раз в неделю.
Физиологическое обоснование лечебного действия плавательных упражнений
Движение в жизни человека играет важную социальную и биологическую роль: без мышечной работы человек не может ни познать природу, ни воздействовать на нее [6]. Лечебное воздействие физических упражнений состоит в том, что в организме человека активизируются различные структурные и функциональные изменения, усиливаются защитные процессы, развиваются компенсации, нормализуется метаболизм.
Физические упражнения в воде ускоряют создание постоянных или временных замещений нарушенных функций и делают их более полными, способствуют появлению новых моторно-висцеральных связей, которые совершенствуют компенсацию. Так, при нарушении функции дыхания занятия плаванием способствуют выработке и закреплению процесса формирования заместительных функциональных систем за счет углубленного дыхания, тренировки сердца, улучшения вентиляции и кровообращения в легких, увеличения количества эритроцитов и гемоглобина в крови, более экономного протекания окислительных процессов в тканях [14; 19].
Здоровый организм обладает высокой способностью приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. При заболеваниях наблюдается подавление и ослабление адаптационных свойств организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. Сознательная физическая тренировка, с помощью которой стимулируются физиологические процессы, увеличивает возможности организма к развитию приспособительных процессов [8; 14].
Ведущую роль в совершенствовании приспособительных реакций под влиянием дозированной физической тренировки играет нервная система. Так, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.П. Боткин считают, что нервная регуляция деятельности организма осуществляется посредством рефлексов. Воздействия внешнего мира воспринимаются экстерорецепторами (зрительным, слуховым и тактильным): возникающие возбуждения в виде импульсов достигают больших полушарий мозга и выражаются в форме различных ощущений. ЦНС, в свою очередь, формирует ответную реакцию. Такое же рефлекторное взаимодействие имеется между внутренними органами и ЦНС. При оценке физиологического воздействия физических упражнений необходимо учитывать их влияние на эмоциональное состояние человека. Положительный психоэмоциональный отклик, инициированный выполнением физических упражнений в воде, стимулирует физиологические процессы и в то же время отвлекает от переживаний по поводу болезни, что немаловажно для успешного лечения и реабилитации.
Наравне с неоспоримой значимостью нервного механизма регуляции физиологических функций велико значение гуморального механизма. При мышечной работе в кровь выделяются гормоны, стимулирующие работу сердца, а метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют артериолы, улучшая их кровоснабжение. Активизация деятельности желез внутренней секреции благотворно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливает обмен веществ и различные защитные реакции, в том числе и иммунологические.
Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности нормализуются обменные процессы и процессы регенерации в организме, перестраивается и стабилизируется функциональное состояние вегетативных центров, которые улучшают трофику внутренних органов и опорно-двигательного аппарата [6; 19].
Чередование специально разработанных плавательных движений, интенсифицирующих процессы возбуждения в ЦНС (упражнения для крупных мышечных групп с выраженным мышечным напряжением), с упражнениями, усиливающими процессы торможения (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц), способствует восстановлению нормальной подвижности нервных процессов.
Учитывая нейрогуморальный характер регуляции функций в ответной реакции организма, лечебное плавание выступает как метод общего воздействия на весь организм.
Физические упражнения в воде
Важным компонентом плавательных процедур является дозированная мышечная работа в условиях водной среды, ориентированная на оздоровление и профилактику заболеваний.
Использование в практике лечебного плавания активных и пассивных физических упражнений, коррекции положением обусловлены необходимостью достижения той или иной цели. Занятия должны проводиться в соответствии с дидактическими принципами – наглядности, доступности, постепенности, последовательности, систематичности, с учетом индивидуальных особенностей и всестороннего воздействия на организм занимающихся.
Пассивные физические упражнения применяют при отсутствии нормальной подвижности суставов вследствие различных неврологических расстройств, а также при стойких посттравматических двигательных нарушениях, контрактурах, деформациях суставов. Пассивные упражнения в воде выполняют в медленном темпе, с возможно более полной амплитудой движений и достаточной силой внешнего воздействия. Обязателен визуальный контроль за выполняющим пассивные движения, а непременная фиксация расположенного выше сегмента конечности и способ фиксации определяются локализацией поражения. В тугоподвижных суставах, помимо пассивных движений, выполняют упражнения, направленные на увеличение объема движений [8].
Активные физические упражнения в воде проводят со сниженной или дополнительной физической нагрузкой на мышцы, обусловленной их функциональным состоянием, определяющим движения в том или ином суставе. Изменение нагрузки на локомоторный аппарат осуществляется выбором исходных положений тела, поддержкой конечности или ее сегмента в воде с использованием специальных плавательных приспособлений (водные гантели, поплавки, пояс, плавательные доски и т.д.).
Дополнительная физическая нагрузка на мышечно-суставной аппарат достигается ускорением движений, изменением направления движений в воде (создание вихревых потоков), выполнением упражнений сначала в воде, затем вне ее (силовой контраст), с применением специальных приспособлений (ручные и ножные ласты, водные гантели и пр.), выполнением упражнений в воде с использованием поручней лестницы.
Коррекция положением в водной среде позволяет увеличить амплитуду пассивных движений при стойком ограничении размаха движений в суставах (при вторичных изменениях в тканях после длительной иммобилизации конечности, вследствие посттравматических функциональных нарушений). Коррекция положением в воде обеспечивает глубокое, полноценное расслабление периартикулярных тканей и мышц под влиянием теплой воды, что оказывает наиболее интенсивное воздействие на изменение ткани [8]. Корригирующее воздействие, приводящее к натяжению тканей, может выражаться в давлении груза от 2–5 до 10 кг в определенном направлении. Эффективность лечения положением в воде определяется интенсивностью корригирующего воздействия, которое в то же время не должно быть чрезмерным и/или сопровождаться болевыми ощущениями, так как это может вызвать обратный эффект, то есть привести к рефлекторному напряжению мышц [9].
Занятия лечебным плаванием проходят по следующей схеме: разучивание плавательного движения на суше, отработка техники движений руками и ногами у бортика; обучение движению в воде, плавание по заданию и свободное плавание (с плавательной доской, ластами или с гимнастическими предметами).
Как правило, ухудшение общей координации движений, связанное с болезнью, требует длительного разучивания элементов плавательных движений на суше. При этом следует подбирать наиболее удобные для занимающегося положение тела и стиль плавания с учетом двигательных возможностей. Обучение выдоху в воду начинают не сразу, а после адаптации к водной среде и обеспечения устойчивого положения пациента в бассейне. Проработку общей координации движений руками и ногами при плавании рекомендуется начинать в момент скольжения на груди. Занимающихся с различной патологией локомоторного аппарата или с неврологическими нарушениями обучают взаимосвязанной работе рук и ног в воде при поддержке туловища с помощью специального «гамака», подвешенного в бассейне, или плавательного пояса [8]. Это помогает выработать согласованность движений без расходов мышечных усилий и внимания на поддержание тела на поверхности воды, что повышает уверенность в собственных силах.
Выбор стиля плавания определяется функциональными задачами (общеукрепляющее воздействие, улучшение функции дыхания, укрепление определенных мышечных групп, коррекция осанки и др.). Например, для устранения сутулости обучают плаванию кроль на спине; а брасс на груди максимально вытягивает позвоночник, поэтому этот стиль, активно используют для лечения сколиоза.
Стиль плавания «дельфин», связанный с большой общефизической нагрузкой, сложной координацией движений, опасностью излишней мобилизации поясничного отдела позвоночника, в лечебной практике менее приемлем. В ряде случаев целесообразно отступить от принципов спортивного плавания и объединить разные стили, например, руки работают брассом, а ноги – кролем на груди. Различные сочетания движений координационно проще, поэтому быстрее и легче усваиваются в лечебном плавании.
Тренировочные занятия лечебным плаванием характеризуются постепенным увеличением нагрузки с обоснованным дозированием плавательных упражнений.
Лечебное плавание как метод профилактики и реабилитации при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Особенно наглядно лечебное значение плавания в комплексном консервативном лечении сколиоза, кифоза, лордоза и других заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ОДА). При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, пропадает асимметричность работы межпозвоночных мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвоночников; самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, закрепляется навык правильной осанки [5; 11].
Осанка – это привычное положение вертикально расположенного тела человека, которое регулируется на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом, и обусловлено скелетным равновесием и мышечным балансом. Осанка обусловлена конституцией человека, его генотипом, т.е. является врожденным свойством человека. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, во многом устанавливающая правильность физиологических изгибов позвоночника [14]. Физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости (шейный и поясничный лордозы, которые обращены выпуклостью кпереди, и грудной и пояснично-копчиковый, или крестцовый, кифозы, направленные кзади), а также эластичные межпозвонковые диски обеспечивают рессорную и защитную функции позвоночного столба, предохраняющие спинной и головной мозг, внутренние органы, увеличивают устойчивость и подвижность тела.
Нарушения осанки связаны с функциональными изменениями ОДА, зачастую вызванными неправильной рабочей позой, слабым физическим развитием, врожденной патологией опорно-двигательного аппарата и пр. Немаловажное значение имеет и психологический фактор (например, авторитарность родителей). Дефекты осанки не являются заболеванием. Это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее нарушение осанки – грозный предвестник снижения подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшения рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, может негативно повлиять на деятельность ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стать причиной многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата [5; 8; 14; 18].
Различают нарушения осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях. В сагиттальной плоскости дифференцируют (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988) пять видов нарушений осанки (4): вызванных уменьшением (плоская спина, плоско-выгнутая) или увеличением (сутуловатость, круглая спина (или тотальный кифоз) физиологических изгибов и кругло-вогнутая спина (кифологическая осанка). Нарушением во фронтальной плоскости является дугообразное искривление позвоночника и скручивание позвонков вокруг вертикальной оси.
Одной из причин нарушения осанки может быть деформация стопы, которая изменяет правильную походку. Под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты её продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего свода отдела стопы. Иногда плоскостопие совмещается с вальгусным положением стопы (отклонение пятки кнаружи). Такое сочетание называется плосковальгусной стопой и характеризуется тем, что одновременно с уменьшением сводов происходит скручивание стопы, в связи с чем основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний свод [14]. Рессорные свойства стопы при этом резко снижаются. Различают также продольное и поперечное плоскостопие. По происхождению выделяют врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую, рахитическую и статическую.
Основные задачи лечебных занятий физическими упражнениями
1. Замедлить прогрессирование заболевания.
2. Создать благоприятные физиологические предпосылки для нормального роста тел позвонков и восстановления осанки посредством разгрузки позвоночника.
3. Научить применять различные способы коррекции начальной деформации позвоночника.
4. Сформировать и закрепить навыки правильной осанки.
5. Улучшить общую координацию движений.
6. Повысить силовую выносливость и мышечный тонус.
7. Ослабить и по возможности препятствовать развитию плоскостопия с помощью специальных упражнений.
8. Обучить техникам правильного дыхания.
9. Способствовать улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
10. Ознакомить с методами закаливания на постоянной основе.
11. Выработать навыки плавания.
12. Содействовать развитию волевых качеств и выявлению психологических обоснований для дальнейшего лечения.
13. Стать средством эмоциональной разрядки и профилактики психологических перегрузок больных.
14. Мотивировать занимающихся лечебным плаванием к переходу на спортивный уровень.
Плавание в лечении сколиоза. Основным стилем плавания для лечения сколиоза является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, симметричные движения руками и ногами производятся в одной плоскости. Возможные увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза крайне нежелательны при сколиозе, в то время как при плавании брассом подвижность позвоночника минимальна [4].
При сколиозе I степени эффективны такие плавательные упражнения, как брасс на груди с удлиненной паузой скольжения; кроль на груди; плавание только с работой рук или ног вышеуказанными способами; соединение двух стилей – руки брассом, а ноги кролем и/или руки баттерфляем в полгребка без выноса рук из воды, а ноги брассом. Можно применять упражнения с проплыванием скоростных отрезков. Примерный комплекс упражнений лечебного плавания при грудном сколиозе I степени приведен в прил. 1.
При сколиозе II–III степени для исправления деформации позвоночника показаны асимметричные исходные положения. Плавание в позе коррекции после освоения техники брассом на груди должно занимать до 50 % учебного занятия. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника [4]. Примерный комплекс упражнений лечебного плавания при грудных сколиозах II–III степени отражен в прил. 2, при грудопоясничных и поясничных формах сколиоза – в прил. 3.
При IV степени сколиоза основополагающей становится задача улучшения общего состояния организма, а также функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим используют, как правило, симметричные исходные положения [4]. Особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. Однако для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц необходим строго персональный подход и последующий контроль при введении коротких скоростных плавательных отрезков.
Чрезвычайно важно совершенствовать технику плавания, особенно у тех больных, у которых почти постоянным симптомом является нестабильность позвоночника. Большой угол искривления позвоночника (определяемый по рентгенограмме в положении лежа и стоя) требует при плавании максимального исключения движений позвоночника в переднезаднем направлении и вращений позвоночника [4].
Плавание в лечении кифоза, лордоза. Все упражнения в воде необходимо разучивать индивидуально и последовательно: освоив технику плавания брассом на груди и на спине, переходят к отработке элементов техники кролем на груди и спине, а затем приступают к овладению баттерфляем в полгребка без выноса рук над водой и ногами брассом.
При ярко выраженном грудном кифозе рекомендуется 70 % времени занятий отводить плаванию брассом на спине. При кифозном сколиозе показана только одновременная работа рук на спине, работа ног кролем или брассом.
При лордозе не следует плавать на спине. При лордозе в грудном отделе рекомендуется делать гребок руками брассом и/или баттерфляем в полгребка без выноса рук из воды. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывается плавательная доска.
2. Работа ногами на спине кролем (или брассом), руки вдоль туловища.
3. Работа ногами на спине кролем, руки вытянуты на доске.
4. Кроль на спине в полной координации.
5. Работа ногами на спине брассом с одновременной работой руами.
6. Работа ногами кролем на груди, руки брасс.
7. Брассом в полной координации с большой паузой в скольжении.
8. Кролем на груди с дыханием на 3, 5, 7 гребков.
После каждого задания выполняются выдохи в воду. Объем плавательных упражнений на занятии индивидуален для каждого пациента (от 500 до 1000 м).
Плавание при плоскостопии. Используемые стили плавания зависят от степени деформации стопы. Плавать можно любым стилем. Только при глубокой деформации плавание ногами стилем «брасс» следует исключить или тщательно дозировать, так как сила тяжести приходится на внутренний свод стопы. В то же время чередование напряжения и расслабления мышц стопы при этом способе плавания способствует повышению мышечного тонуса и укреплению внутреннего свода стопы (что особенно наглядно при использовании большой паузы в скольжении). Полезны движения ногами кролем на груди и на спине; для усиления воздействия на мышцы стопы можно плавать в ластах.
4 Кифоз – искривление позвоночника, характеризующееся выпуклостью той или иной его части кзади. Лордоз – врожденное или приобретенное искривление позвоночника выпуклостью кпере-ди, часто в сочетании с другими искривлениями. Сколиоз – боковое искривление позвоночника (прогрессирующее заболевание, которое имеет четыре степени деформации).