какие упражнения включены в спортивную акробатику
Всё о спортивной акробатике: требования к костюму и аксессуарам, порядок оценивания, судейство
Ловкие грациозные акробаты всегда поражали воображение зрителей. Этот вид спорта был известен ещё в далёкой древности. Чтобы стать акробатом, нужно иметь крепкое здоровье, природную лёгкость и гибкость, а также много и упорно тренироваться. Также надо постоянно поддерживать идеальную физическую форму.
Что представляет собой акробатика
Слово «акробатика» произошло от древнегреческого выражения, которое в переводе означает «ходить на цыпочках, ступать по краю, забираться вверх».
Акробатика – это ответвление гимнастики. Акробаты показывают упражнения на гибкость, силу, равновесие, ловкость, балансировку и прыгучесть.
Виды акробатики
Есть два основных вида акробатики:
Помимо этих главных видов известны также другие разновидности. Они отличаются друг от друга техникой упражнений и артистизмом.
Спортивная акробатика
Спортсмены готовят разные виды выступлений:
От спортсменов требуется показать отличную технику и координацию движений, а также соблюдение темпа. Если соревнования парные или командные, то очень важна синхронность движений. Элементы не должны повторяться. Жюри оценивает сложность номера и технику его исполнения.
Для состязаний почти всегда требуется спортивный инвентарь:
Спортсмены надевают специальные тапочки. Женщины выступают в специальных купальниках, а мужчины – в специальных брюках и майке. Гимнастикой занимаются спортсмены самых разных направлений. Базовые навыки в спортивной гимнастике развивают ловкость и вестибулярный аппарат. Это полезно в любом виде спорта, поэтому тренировочные разминки начинаются с гимнастических упражнений.
Самые популярные направления внутри спортивной акробатики:
Виды трамплинов в лыжной акробатике:
Лыжная акробатика – очень популярное хобби. Парашютная акробатика содержит признаки театрального выступления. Оба эти вида спорта считаются экстремальными.
Цирковая акробатика
В рамках цирковой акробатики выделяются несколько разновидностей:
В прыжковой акробатике есть множество цирковых прыжков:
Внутри прыжковой акробатики выделяются две разновидности:
В рамках пластической акробатики выполняются одиночные, парные и групповые выступления:
Цирковая акробатика требует от человека не только идеальной спортивной подготовки, но и блестящего артистизма.
Характер соревнований
В зависимости от состава и количества участников в спортивной акробатике проводятся соревнования по 5 видам:
В зависимости от программы выступления все соревнования делятся на три типа:
На всех типах соревнований участники могут выступать в любом составе: одиночно, в паре или в группе.
Процедура измерения участников
Перед состязаниями спортсмены проходят сложную процедуру измерения. При измерении важны абсолютно все показатели с точностью до миллиметра. Каждого участника измеряет профессиональный антропометрист, врач или физиотерапевт. На этой процедуре всегда присутствует один официальный представитель Федерации спортивной акробатики или Технического комитета акробатики, который подписывает протокол. Повторные измерения тоже проводятся в присутствии специалиста ТК АКРО.
Сначала проверяют рост. Если у участника нормальный рост, то затем регистрируют его паспортный возраст. Измерения проводятся только для дополнительных исследований.
Повторное измерение проводится после первого упражнения квалификационного соревнования. В протокол вносится лучший результат спортсмена. Можно провести максимум три измерения.
«Нижних», «средних» и «верхних» спортсменов измеряют следующим образом:
Спортсмен должен прижать пятки к стене, вытянуть колени, расслабить плечи и повернуть голову в нейтральное положение. Результаты передаются в верховное жюри.
Между партнёрами в парных выступлениях допускается разница в росте не больше 30–30,9 см. Если разница в росте между мужчиной и женщиной составляет 31–34,9 см, то будет сбавка 0.5. Если разница от 35 см и больше, то будет сбавка 1.0.
При измерении иногда обнаруживаются ошибки:
Если спортсмен отказывается от измерений, его дисквалифицируют. Вслед за ним могут дисквалифицировать всю команду и тренера.
Состав судейских бригад
В состав судейской бригады входят:
У всех судей должны быть средства общения на языке состязаний. Поблизости должны находиться переводчики.
Судейская униформа
Судьи обязаны надевать униформу Международной федерации гимнастики (ФИЖ). Официальная форма представляет собой строгий комплект:
Причёска должна быть опрятной. Ювелирные украшения должны соответствовать общему стилю и профессиональному образу.
Структура упражнений
К упражнениям предъявляются строгие требования:
К структуре каждого упражнения предъявляются специальные требования и ограничения.
Продолжительность упражнений
Выступление должно быть коротким и содержательным, поэтому от участников требуется уложиться в строго определённое время. Балансовые и комбинированные упражнения должны продолжаться в течение 2 минут 30 секунд. Максимальная продолжительность динамических упражнений составляет 2 минуты.
Минимальная продолжительность не определена. Время выполнения упражнения можно превысить только на 2 секунды, но не больше. Выполнение упражнения начинается с первых аккордов музыки и завершается в статическом положении с последними звуками музыки.
Состав упражнений
К составу упражнений предъявляются строгие требования:
Разновидности индивидуальных элементов (ИЭ):
Упражнения должны не только показывать зрителям физическую подготовку спортсмена, но и создавать красивое художественное выступление.
Требования к костюму, аксессуарам и приспособлениям
Костюм и аксессуары оцениваются судьями. Одежда спортсмена должна быть гимнастической и выглядеть элегантно, чтобы дополнять артистический образ. Костюм должен быть удобным, чтобы не пришлось его поправлять. Важно, чтобы он не мешал выступлению.
Требования к одежде:
Много внимания уделено аксессуарам:
Костюм должен быть удобным и соответствовать артистическому образу. На нём не должно быть лишних деталей, мешающих спортсмену.
Оценивание упражнений
Судьи оценивают выступления по многим критериям:
Жюри выставляет оценки в соответствии с правилами.
Для оценки используются сокращения
Общая оценка представляет собой сумму всех выставленных оценок по этим четырём критериям.
Сбавки из общей оценки
Председатель судейской бригады выставляет общую оценку (сумма «А», «Е» и «D») и вычитает из неё сумму сбавок.
За что снижают оценку:
Судьи по трудности могут снизить оценку за такие нарушения:
За ошибки и недочёты оценка может быть значительно снижена. Спортсмены и тренер заранее подают программу выступления. Все упражнения должны строго соответствовать заявленной программе.
Протесты на оценку
Спортсмены могут оспорить оценку. Для этого они подают протест в верховное жюри. Как подать протест:
Чтобы оспорить выставленную оценку, придётся поторопиться. Надо успеть подать протест за 4 минуты после оглашения результатов.
Федерации
Есть множество федераций, объединяющих спортсменов разных стран и международных игроков:
Все федерации делятся на международные, национальные, региональные и городские.
История акробатики
История акробатики насчитывает несколько тысячелетий. Этот вид спорта был известен в 2300 году до н. э. в Древнем Египте. Тогда акробатикой увлекались все – от простых крестьян до аристократов. Акробатические упражнения были незаменимой частью всех египетских народных праздников.
В Древней Греции акробатика была популярна уже в XV–XIV веках до н. э. Сохранились глиняные сосуды, керамика, фрески с изображением акробатов. Благодаря этим археологическим артефактам стала достоверно известна история акробатики. Сложные физические упражнения можно было увидеть в древнегреческом театре.
Акробатические этюды были элементами праздников, организованных в честь сбора урожая. На острове Крит праздник урожая включал в себя игры крестьян с быками, во время которых нужно было выполнять сложные упражнения. Такая же традиция существовала не только у жителей Крита, но у многих других народов:
В Древнем Риме акробатикой занимались циркуляторы – странствующие артисты. Они зарабатывали на жизнь тем, что показывали представления: ходили по канату, кувыркались, делали другие сложные упражнения. Странствующие артисты плясали на вертящемся гончарном круге, на шесте, который крепился ко лбу. Они стали первыми в истории предшественниками циркачей. Многие из этих артистов постоянно служили в домах богатых римлян, а также развлекали гостей во время пира и театральных постановок.
В Средние века акробатикой занимались только странствующие артисты и участники народных праздников. Церковь осуждала акробатику и не приветствовала такие занятия.
Многое изменилось в эпоху Возрождения. В Венецианской республике были популярны построения акробатических пирамид. Люди забирались друг другу на плечи, и получалась башня. Проводились «конкурсы живой архитектуры». В них побеждали участники, которые построили самую высокую башню.
В XVI веке были напечатаны книги по акробатике с методическими указаниями. Одна из них посвящена спортивному воспитанию детей, а другая содержит подробное практическое руководство для профессиональных гимнастов.
На Руси акробатические этюды показывали скоморохи. Также они плясали, жонглировали разными предметами и показывали фокусы. Скоморохи подвергались жестоким преследованиям со стороны государства и церкви, особенно в XVII веке в эпоху правления царя Алексея Михайловича. Несмотря на это скоморохи продолжали выступать на народных праздниках и развлекать простолюдинов. В первой половине XVII века акробатика начинала делиться на специальности, поэтому скоморохи обучали учеников разным трюкам.
В конце XVIII века в Европе появились стационарные цирки, где регулярно показывались представления. В XIX веке некоторые акробатические упражнения стали обязательными для гимнастики.
Окончательное разделение акробатики на жанры произошло в конце XIX веке. Стрели опубликовал книгу «Акробатика и акробаты». В ней подробно описана методика обучения, техника упражнений, страховка и первая помощь при травмах. Специализация акробатов становилась всё более узкой: почти не осталось тех, кто умел делать всё. Появилось разделение акробатики на спортивную и цирковую.
В 1900 году в Санкт-Петербурге появились любительские кружки по акробатике. С 1901 года до начала войны 1914 года спортсмены часто показывали своё искусство на многочисленных выступлениях. В 1938 году А.К. Бондарев создал стандартные правила соревнований и программу подготовки спортсменов. Всесоюзные состязания по акробатике прошли в 1939 году. В 1974 году состоялись мировые соревнования, на которых призовые места заняли 13 советских спортсменов. В 1975 году в Швейцарии впервые прошёл чемпионат на Кубок мира по акробатике. Акробатика стала олимпийским видом спорта в 2016 году.
Книги по акробатике
Для любителей и профессионалов выпущено множество книг:
В библиотеках или в интернете можно найти самые разные учебники и методические пособия по акробатике. Они предназначены как для профессиональных спортсменов, так и для любителей.
Акробатика – сложный и увлекательный вид спорта. Чтобы успешно им заниматься, надо иметь отличную физическую форму и крепкое здоровье. Этот вид спорта развивает характер, упорство и силу воли. Для здоровья каждому человеку полезно выполнять простые гимнастические упражнения.
Физическая культура. 6 класс
Конспект урока
Физическая культура, 6 класс
Урок № 13. Гимнастика с основами акробатики. Акробатические комбинации
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Акробатика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.
Спортивная акробатика — вид спорта, включающий выполнение акробатических упражнений (балансирование, вращения с опорой и без).
Комбинация — совокупность элементов и соединений с чётко выраженным начальным и конечным элементами.
Акробатическая комбинация — это последовательно связанное выполнение акробатических упражнений.
Элемент — кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
Связка — согласование упражнений между собой.
Группировка – положение согнувшись с захватом согнутых ног, подготовительное упражнение для выполнения перекатов, кувырков, сальто.
Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.
Кувырок — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачивания через голову.
Мост — максимально прогнутое положение тела с опорой ногами и поднятыми вверх руками.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Физическая культура. 6-7 кл. учебник для общеобразовательных организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2018. С.124-128.
2. Сосина В. Ю. Акробатика для всех. – М.: Олимпийская литература, 2014.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Официальный сайт министерства спорта Российской Федерации — https://www.minsport.gov.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Учебная комбинация № 1.
Исходное положение — основная стойка упор присев, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперёд в упор присев, два последовательных кувырка вперед в упор присев, основная стойка.
1. Из положения упор присев переход назад в стойку на лопатках.
2. Из стойки на лопатках перекат вперёд в упор присев.
3. Из упора присев два кувырка вперёд в упор присев.
Переходить к каждому следующему упражнению можно лишь тогда, когда предыдущее упражнение хорошо освоено. Освоение всей комбинации начинается в медленном темпе. После выполнения каждого упражнения необходимо сделать паузу 3-5 сек., фиксируя положение тела, в котором закончилось упражнение. По мере освоения комбинации темп её выполнения увеличивают, а паузы уменьшают до 1-2 сек. При этом необходимо обращать внимание на технику выполнения связок, перехода одного упражнения в другое.
Учебная комбинация № 2.
Исходное положение — упор лёжа, толчком двух ног в упор присев, перекат в стойку на лопатках, в стойке на лопатках развести и свести ноги, группировка и переворот назад через голову в упор присев, кувырок вперед в упор присев, основная стойка.
1. Из упора лёжа толчком двумя ногами в упор присев.
2. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатки.
3. В стойке на лопатках развести и свести ноги.
4. Из стойки на лопатках группировка и переворот назад через голову в упор присев.
5. Из упора присев кувырок вперёд в упор присев, основная стойка.
В данной комбинации присутствуют два новых элемента.
Первый — переход из упора лёжа в упор присед: упор лёжа, слегка прогибая спину и опираясь на руки, толчок ногами в упор.
Второй — разведение ног в стойке на лопатках: из стойки на лопатках, развести ноги как можно шире, носки оттянуть.
Разучив эти элементы, приступают к освоению техники акробатической комбинации.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите тип интерактивного теста:
Установление соответствий между элементами двух множеств
Информация о тестовом вопросе:
Установите соответствие между терминами и определениями:
совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным и конечным элементами.
Вид спорта, включающий выполнение акробатических упражнений (балансирование, вращения с опорой и без).
это последовательно, связанное выполнение акробатических упражнений.
исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.
кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Вид спорта, включающий выполнение акробатических упражнений (балансирование, вращения с опорой и без).
исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей.
совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным и конечным элементами.
кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
это последовательно, связанное выполнение акробатических упражнений.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными
Выберите тип интерактивного теста:
Добавление подписей к изображениям
Информация о тестовом вопросе:
Техника акробатических упражнений.
Опишите технику упражнений.
Подберите подписи к изображениям:
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): Правильный вариант.
Из положения упор присев переход назад в стойку на лопатках
Из стойки на лопатках перекат вперёд в упор присев.
Из упора присев два кувырка вперёд в упор присев.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными
Акробатические упражнения по предмету физическая культура для учащихся 1 – 11 классов.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20
Акробатические упражнения по предмету физическая культура для учащихся 1-11 классов
Методические рекомендации: предназначено для учителей физической культуры. Методика обучения. Акробатические упражнения по предмету физическая культура для учащихся 1 – 11 классов. Из опыта работы учителя физической культуры МБОУ СОШ №20 Кайгородова О.Б
Для освоения наиболее сложных упражнений рекомендуются использовать обучающие программы, методические пособия. Известно, что учащиеся I-IV классов, как правило, с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатические упражнения. Однако к V-VII классам интерес начинает снижаться, а к VIII-XI классам исчезает совсем. Подобное можно объяснить тем, что для младших школьников перекаты, кувырки и равновесия являются новинкой, но затем эти упражнения без больших изменений переходят вместе со школьниками из класса в класс, и интерес к ним, естественно, пропадает. Так не должно быть, зародив интерес к этим упражнениям, учитель физической культуры должен не только поддерживать его, но и развивать. Для этого необходимо изучать разнообразные варианты известных школьникам упражнений, усложнять их, видоизменять и соединять с другими элементами, включать в игры, эстафеты.
В программе по физической культуре для учащихся 1- 11 классов общеобразовательной школы большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических упражнений. Они предусмотрены с I по XI класс, как для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек). Перечень упражнений в целом невелик, однако благодаря своей динамичности и эмоциональности они широко используются на уроках гимнастики в школе и являются эффективным средством физического воспитания учащихся. При их выполнении воспитывается смелость, умение управлять своим телом во времени и пространстве, совершенствуется функция вестибулярного аппарата. Большое значение эти упражнения имеют и как средства развития таких физических качеств, как скоростная сила, гибкость, ловкость, прыгучесть. Проведение акробатических упражнений не требует использования различных снарядов. Фронтальный, фронтально- посменный, поточный и игровой способы организации учащихся при выполнении этих упражнений способствуют значительному повышению плотности урока. Несложные и хорошо освоенные равновесия, стойки, «мосты» можно с успехом выполнять в подготовительной части урока. В брошюре рассмотрены акробатические упражнения, составляющие базовый компонент программы. Их освоение позволит учащимся выполнить требования общегосударственного образовательного стандарта по физической культуре и требования ФГОС
Группировка это согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены).
Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам и сальто в группировке. Группировку выполняют в приседе.
1.Из о. с. руки вверх, быстро присесть и принять положение в группировке в приседе, обращая внимание на умение округлять спину.
2.Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги и сгруппироваться.
3.Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппироваться.
4.Из положения лежа на спине, поднимая туловище, принять группировку сидя.
Откинутая назад голова.
Ноги вместе, не разведены.
Ноги разведены слишком широко.
Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или низко, в «замок»).
Требования к выполнению.
Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движения и фиксируя положение группировки.
Перекаты это движение с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову.
Перекаты используют как подводящие упражнения во время обучения кувыркам.
Программой предусмотрены перекаты вперед и назад в группировке, в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись, лежа на животе.
1.Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине.
2.Из положения группировки сидя перекат назад и перекатом вперед вернуться в и. п.
3.Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке.
4.Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и. п.
5.Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе. Лежа на животе, прогнуться, наклонить голову назад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выполнить перекат вперед и, разгибая их, перекат назад.
6.Из упора стоя на коленях перекаты в стороны в группировке. Последовательно касаясь пола предплечьем, плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, принять группировку и обратным движением возвратиться в и. п.
6.Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п.
7.Перекаты вперед и назад прогнувшись с различными положениям рук (вверху, за спиной, к плечам).
Требования к выполнению.
Наиболее сложным из приведенных перекатов является перекат из упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно выполнять из и. п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает возвращение в и. п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и плотность группировки.
Программой предусмотрено обучение следующим акробатическим упражнениям: кувырк вперед, кувырок в сторону, стойка на лопатках согнув ноги, из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперед в упор присев. Наиболее сложным из этих упражнений является кувырок вперед.
Из упора присев (с опорой руками впереди ; стопы на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и выполнить группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев.
1.Группировка из различных и. п. (и.п.-о.с руки вверх )
2 Из упора присев выпрямить ноги в коленях ( неполностью ), голову наклонить ( подбородок к груди ). Придти в и.п.
2.Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.
3.Из упора присев кувырок вперед в сед в группировке.
4.Из упора присев перекат назад и перекатом вперед упор присев.
5.Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).
Отсутствие отталкивания ногами.
Ноги полностью согнуты при отталкивании.
Неправильное положение рук.
Опора руками сзади при переходе в упор присев.
Страховка и помощь.
В большинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь (страховка ) нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.
Выполняется из упора стоя на коленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у переката в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение тела необходимо продолжить в том же направлении и, переворачиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.
Группировка из положения лежа на спине.
Из упора стоя на коленях перекат в сторону.
Из упора стоя на коленях кувырок в сторону.
Из упора присев кувырок в сторону в упор присев.
В начале кувырка рука не ставится на предплечье. Неплотная группировка.
Страховка и помощь.
стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов
Стойка на лопатках согнув ноги
Стойка на лопатках выполняется перекатом назад в группировке. В момент опоры лопатками и затылком подставить руки под поясницу (большими пальцами вперед), ноги согнуты, голени вертикально. Это подводящее упражнение для обучения стойке на лопатках.
Из упора присев перекаты назад и вперед.
Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со гнув ноги.
Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.
Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены.
Туловище не принимает вертикального положения.
Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.
Страховка и помощь.
Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги.
Из стойки на лопатках согнув ноги, перекатом вперед упор присев
Убрав руки с поясницы, начать перекат вперед, одновременно взять группировку. В конце переката выполнить энергичное движение плечами вперед и принять упор присев.
1.Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.
2.Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед упор присев.
3.Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги (держать), перекатом вперед сед в группировке.
4.Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги (держать), перекатом вперед, упор присев.
Аналогичны ошибкам при выполнении стоики на лопатках согнув ноги и второй половины кувырка вперед.
Страховка и помощь.
Помогать стоя сбоку в момент перехода в упор присев, поддерживая под спину или плечо.
Комбинация для контрольного урока.
Из упора присев кувырок вперед в упор присев –
перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги –
перекатом вперед упор присев –
кувырок в стороны в упор присев и о. с.
Осваиваются следующие упражнения:
2-3 кувырка вперед стойка на лопатках, из положения лежа на спине «мост», перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.
Два-три кувырка вперед
После первого кувырка, который выполняется несколько энергичнее, чем обычно, поставить рук на пол и, не задерживаясь, выполнить второй, третий кувырок.
1.Из упора присев кувырок вперед в упор присев
2.Из упора присев кувырок вперед в упор присев и прыжок вверх
3.Из упора присев два кувырка вперед в упор присев
Остановка между кувырками
Ошибки типичные между кувырками вперед
Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.
Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги разогнув ноги стойка на лопатках держать.
Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках.
Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
Сгибание в тазобедренных суставах.
Тело отклонено от вертикальной плоскости.
Неправильно поставлены руки.
Широко разведены локти.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой.
захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно (по мере необходимости) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками.
«Мост» из ИП положения, лежа на спине
Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад. Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опуститься на спину в исходное положение. При выполнении стремиться полностью разогнуть ноги и перевести массу тела на руки.
Предварительно размять мышцы спины и плечевого пояса (наклоны туловища вперед, назад, в стороны, вращения туловищем, круги и рывковые движения руками).
Освоить исходное положение и наклон головы назад, стоя ноги врозь у гимнастической стенки, опираясь о нее.
Из положения, лежа на спине выполнить «мост» с помощью.
Из положения, лежа на спине выполнить «мост» самостоятельно.
Первое время повторять «мост» 3-5 раз, затем увеличивать до 8-12 раз, чередуя с наклонами вперед, кувырками, стойками.
Ноги в коленях согнуты, ступни на носках.
Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей.
Руки и ноги широко расставлены.
Голова наклонена вперед.
Страховка и помощь
Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу
Перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.
Это упражнение является подводящим для освоения первой части кувырка назад. Из упора присев сгруппироваться и выполнять перекат назад, в конце переката опереться ладонями о пол у головы, держа локти и кисти параллельно.
На расстоянии полушага от стенки, наклоняясь назад, поставить согнутые в локтях руки у головы.
Из положения лежа на спине повторить и. п. для выполнения «моста», т. е. согнуть ноги в коленях и руки на пол кистями около головы.
Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой и перекат вперед.
При постановке кистей сильно разведены локти.
Локти и кисти непараллельны.
Неодновременная постановка кистей.
Страховка и помощь.
При появлении ошибок помогать, стоя у головы, параллельно держать локти.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока.
Кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках.
Эта связка состоит из разученных ранее элементов. Поэтому необходимо предварительно повторить их отдельно, а затем соединить.
Требования к технике выполнения, страховке и помощи те же.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока.
На данном этапе идет закрепление кувырков вперед и назад, стойки на лопатках.
Учащиеся данного класса должны научиться выполнять «мост» из положения, стоя с помощью, закреплять кувырки вперед.
Выполняется из стойки ноги врозь, руки вверх. Наклоняясь назад, подать таз вперед и медленно опуститься в положение «мост». При опускании голову наклонить назад до отказа.
1. Выполнить «мост» из положения лежа на спине.
2. Из и. п., стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии полушага, наклон назад с захватом руками за рейку.
3. То же на большем расстоянии и, поочередно перехватывая руками рейки гимнастической стенки, опуститься как можно ниже. Помогать стоя сбоку, поддерживая под лопатки при опускании и поднимании туловища.
4.«Мост» наклоном назад с поддержкой стоя лицом друг к другу.
1.При наклоне туловища назад и опускании в «мост» голова не полностью отведена назад.
2.В положении «мост» типичные ошибки описаны выше.
Страховка и помощь.
Страховку осуществлять стоя сбоку, поддерживая одной рукой под лопатки, другой под поясницу. Упражнение выполняют со страховкой до полного освоения.
Комбинация контрольного урока для мальчиков.
Лечь и, поднимая туловище, упор сидя сзади, перекатом назад стойка на лопатках (держать) 1,5 балла.
Перекатом вперед упор присев 1,5 балла.
Кувырок назад в упор присев 2,0 балла.
Кувырок вперед и прыжок вверх прогибаясь 2,0 балла.
Комбинация контрольного урока для девочек
Два кувырка вперед и, выпрямляясь, руки вверх 2,0 балла.
Опуститься в «мост» 3,5 балла.
Лечь и стойка на лопатках 2,0 балла.
Перекат вперед, в упор присев и прыжок прогибаясь, ноги врозь 2,5 балла
С этого класса мальчики и девочки начинают осваивать разные упражнения.
— Мальчики должны освоить: кувырок вперед в стойку на лопатках,
стойку на голове и руках согнув ноги.
— Девочкам предстоит освоение кувырка назад в полушпагат.
Кувырок вперед в стойку на лопатках.
Из упора присев или упора стоя на коленях, разгибая ноги, согнуться в тазобедренных суставах и, наклоняя голову на грудь, опуститься на шею и лопатки. Далее, не отрывая носки от пола, подставляя руки под спину, поднять ноги в стойку на лопатках, перекатом вперед в группировке встать.
Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
Из упора стоя на коленях кувырок вперед в стойку на лопатках.
Из упора присев кувырок вперед в стойку на лопатках.
Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперед.
Постановка рук с широко разведенными локтями.
Ошибки, типичные для стойки на лопатках.
Страховка и помощь.
Во избежание сильного вращения и возможного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать, как при выполнении стойки на лопатках.
Стойка на голове согнув ноги
Упражнение является подводящим для освоения стойки на голове и руках. Из упора присев, разгибая ноги, опереться головой о мат, перенося массу тела на руки и голову, без толчка и маха согнуть к груди сначала одну ногу, затем другую, принимая стойку на голове согнув ноги.
1. Руки и голова должны образовать равносторонний треугольник. Кисти располагаются на ширине плеч. Голова опирается верхней частью лба.
2. Из упора присев стойка на голове с согнутыми ногами с помощью
3. Из упора присев стойка на голове самостоятельно.
1. Неправильная постановка головы; не на лоб, а на темя.
2.Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника). 3.Сгибание ног не к груди, а за спину.
Страховка и помощь.
Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая одной рукой под спину, другой за голени.
Кувырок назад в полушпагат.
1.Из упора присев кувырок назад в упор присев.
2.Из упора присев кувырок назад в упор стоя на коленях.
3. Из упора присев кувырок назад в упор стоя на одном колене, другую назад.
4. Из упора стоя на коленях, опираясь руками о пол, выдвигая вперед левое (правое) колено и отводя назад другую ногу, коснуться тазом пятки левой (правой) ноги; выпрямиться, руки в стороны, смотреть вперед.
5.Из упора стоя на одном колене, другую назад, опуская одну ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу, и принять полушпагат.
6.Из упора присев кувырок назад в полу шпагат.
Резкое опускание согнутой и прямой ноги.
Сгибание ноги, отведенной назад.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, поддерживать под бедро прямой ноги и под плечо.
Комбинация контрольного урока для мальчиков.
Из упора присев кувырком вперед стойка на лопатках 2,5 балла.
Перекат вперед в сед с наклоном 1,0 балл.
Кувырок назад в упор присев 2,0 балла.
Стойка на голове согнув ноги 3,0 балла.
Опускаясь в упор присев, прыжок вверх прогибаясь 1,5 балла.
Комбинация контрольного урока для девочек.
Из упора присев кувырок вперед 1,0 балл.
Кувырок вперед в сед с наклоном1,5 балла.
Лечь и «мост» 3,0 балла.
Лечь и стойка на лопатках 2,0 балла.
Перекатом вперед сед с наклоном 1,0 балл.
Кувырок назад в полушпагат 1,5 балла.
Мальчики должны освоить: кувырок назад в упор, стоя ноги врозь,
Девочки «мост» и поворот в упор стоя на одном колене.
Кувырок назад в упор, стоя ноги врозь
Из упора присев, заканчивая кувырок назад, развести ноги, не сгибая их в коленях, и, выпрямляя руки, выйти в упор стоя ноги врозь.
Из упора присев кувырок назад в упор присев.
Из седа в группировке перекат назад до упора согнувшись ноги врозь и возвратиться в и. п. Из упора присев перекат назад в группировке до упора согнувшись ноги врозь и возвратиться в и. п.
Из упора стоя ноги врозь согнувшись сгибание и разгибание рук до касания головой матов, Из упора присев кувырок назад в упор стоя ноги врозь.
Неправильная постановка рук, как при выполнении кувырка назад.
Слишком запоздалое разведение ног.
Неполное разгибание ног в момент разведения.
Страховка и помощь.
Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая под спину в момент переворачивания через голову. Чтобы выполняющий не задел страхующего ногами при их разведении, последний должен находиться рядом с выполняющим в и. п.
Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом руками вперед разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками.
Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
Из упора присев кувырок вперед с постепенным увеличением расстояния между ногами и руками в упор присев.
Из полуприседа длинный кувырок вперед в упор присев с линии, находящейся на расстоянии 60-80 см до постановки рук.
Близкая постановка рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.
Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.
Появление фазы полета из-за слишком большого расстояния между стопами и местом постановки рук.
Ошибки, типичные при выполнении группировок, перекатов и кувырка вперед.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку у места постановки рук, одной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро.
Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуя равносторонний треугольник, толчком
стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения.
Из упора присев стойка на голове согнув ноги (упражнение VII класса).
Из упора присев стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением тела до прямого положения.
Из упора присев толчком двумя ногами стойка на голове и возвратиться в и. п.
Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя).
Голова поставлена близко или далеко от рук.
Неполное разгибание в тазобедренных суставах.
Излишнее прогибание в пояснице.
Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, одной рукой поддерживать за голень снизу, другой под спину. При выходе в стойку поддерживать одной рукой за бедро, а другой за голень, добиваясь точного вертикального положения.
«Мост» и поворот кругом в упор стоя на одном колене.
Описание техники выполнения «моста» из положения лежа на спине и из положения стоя с помощью приведены для учащихся III и VI классов. Поэтому здесь остановимся на технике поворота в упор стоя на одном колене из положения «мост».
Перенося тяжесть тела на правую (левую) руку и правую (левую) ногу, оттолкнуться левой (правой) рукой и начать поворот направо (налево). Повернувшись на 90% согнуться и закончить упражнение в упоре стоя на правом (левом) колене, другую назад. Завершая поворот, опереться на левую (правую) руку и вернуть кисть правой (левой) руки в обычное положение.
Повторить «мост» из положения лежа на спине.
Повторить «мост» из положения стоя с помощью.
В положении «мост» научить переносить тяжесть тела с руки на руку, приподнимая одну руку от пола.
Повторить положение упора стоя на одном колене.
«Мост» и поворот кругом в упор стоя на одном колене с помощью и самостоятельно.
Недостаточная передача тяжести тела на руки.
Слишком широкая постановка рук на пол.
При повороте нет толчка ногой, противоположной повороту от пола.
Опускание и сгибание ноги сзади.
Страховка и помощь.
Помогать, стоя с противоположной повороту стороны, поддерживая под спину и за ногу.
Комбинация контрольного урока для мальчиков
1.Из упора присев кувырок назад в упор стоя ноги врозь 3,0
2.Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны 1,0 балл.
3.Упор присев и стойка на голове толчком двумя 3,0 балла.
4.Опускание в упор присев и кувырок вперед 1,0 балл.
5.Длинный кувырок и прыжок вверх прогибаясь 2,0 балла.
Комбинация контрольного урока для девочек
Из упора присев кувырок назад – 2.0 балла
Перекатом назад стойка на лопатках – 1,5 балла
Поворот в упор, стоя на правом колене, левую назад 2,0 балла.
Махом левой упор присев и кувырок вперед 1,0 балл.
Прыжок вверх прогибаясь и о, с. 1,0 балл.
В этом классе мальчики осваивают:
— из упора присев силой стойку на голове и руках
— с трех шагов разбега кувырок вперед прыжком,
девочки осваивают: равновесие на одной, выпад вперед и кувырок вперед.
Из упора присев силой стойка на голове.
Из упора присев (голову и руки необходимо поставить так же, как и при выполнении стойки на голове и руках согнув ноги (VII кл.), стойку силой можно выполнить с согнутыми или прямыми ногами (согнувшись). Но в обоих вариантах из упора присев, предварительно разогнув ноги и не отрывая их от пола, необходимо поставить вертикально туловище, а затем поднять ноги: в первом случае сгибая их в коленях через стойку, согнув ноги, а во втором разгибаясь в тазобедренных суставах с прямыми ногами
Повторить стойку на голове согнув ноги (VIII кл.).
Повторить стойку на голове толчком двумя из упора присев согнутыми ногами.
Из упора присев стойка на голове согнув ноги силой.
Из упора присев стойка на голове согнувшись (с прямыми ногами) силой.
Неправильное положение рук и головы, описанное ранее.
Стойка выполняется толчком двумя или махом одной и толчком другой.
Слишком далеко или близко поставлены руки от ног, и при разгибании ног туловище принимает наклонное положение: либо вперед (когда руки поставлены слишком близко к ногам), либо назад (когда руки поставлены слишком далеко от ног).
Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах (до того момента, когда туловище еще не примет вертикального положения).
Страховка и помощь.
Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под спину
С трех шагов разбега кувырок вперед прыжком
Характерной особенностью техники является наличие полетной фазы после толчка ногами, в без опорном положении тело слегка согнуто в тазобедренных суставах. После касания руками опоры выполняется кувырок вперед. Кувырок вперед прыжком выполняется из полуприседа, с шага, с разбега на горку из 2-3 матов.
Из упора присев кувырок вперед.
Из упора присев длинный кувырок вперед в упор присев.
Из полуприседа руки назад, кувырок прыжком в упор присев.
С трех шагов разбега кувырок вперед прыжком в упор присев.
Ошибки, типичные при выполнении кувырка в группировке, длинного кувырка.
Слишком высокая или низкая траектория в полетной фазе.
Постановка рук под себя и резкое их сгибание.
Страховка и помощь.
Страховка обеспечивается одним или двумя партнерами в фазе полета, особенно в момент прихода руками на опору. Стоя сбоку, страхующий одной рукой берет ученика за затылок, наклоняет его голову вперед, а другой рукой помогает снизу под бедро. В начальной стадии обучения лучше страховать вдвоем, а когда упражнение освоено, страховку можно обеспечивать одному.
Равновесие на одной, выпад вперед и кувырок вперед
В этой связке новым элементом для учащихся является равновесие на одной. Рассмотрим технику выполнения данного элемента.
Равновесие это положение, в котором учащийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, подняв другую ногу назад до отказа и руки в стороны. Для принятия равновесия из основной стойки отвести одну ногу максимально назад и несколько прогнуться. Сохраняя такое положение, сделать наклон вперед.
Стоя лицом у гимнастической стенки махи одной ногой назад.
Равновесие стоя боком у гимнастической стенки.
Равновесие самостоятельно. Удерживать равновесие следует по 3-4 с, а для совершенствования до 10-20 с, выполнять равновесие с закрытыми глазами.
Равновесие на одной, выпад вперед и кувырок вперед.
При наклоне туловища вперед нога опускается.
Не полностью выпрямлена опорная нога.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку со стороны отводимой назад ноги, одной рукой помогать под плечо, другой под бедро, постепенно помощь уменьшать, держа только за одну руку.
Комбинация контрольного урока для мальчиков
Комбинация контрольного урока для девочек
В этих классах юноши должны освоить:
— кувырок прыжком через препятствие на высоте до 90 см,
— стойку на руках с помощью,
— кувырок назад через стойку на руках с помощью
— переворот в сторону.
Девушки закрепляют комбинации из ранее освоенных элементов.
Кувырок прыжком через препятствие высотой 90 см
Кувырок выполняется аналогично кувырку прыжком с трех шагов разбега, но высота полетной фазы постепенно увеличивается, для чего и увеличивается длина и скорость разбега.
Повторить из упора присев длинный кувырок вперед.
С места кувырок прыжком.
С 2-3 шагов разбега кувырок прыжком, постепенно увеличивая высоту до 50-70 см.
С разбега кувырок прыжком через препятствие высотой до 90 см (в качестве препятствия может служить натянутая скакалка, свернутый мат).
Ошибки такие же, как и при кувырках прыжком без препятствия. В связи с опасностью получения травм учащиеся, не освоившие кувырок прыжком с места, не должны допускаться к выполнению данного упражнения
Стойка на руках махом одной и толчком другой
Стоя на маховой ноге, толчковую вперед на носок, руки вверху ладонями вперед, шагом сделать выпад, наклонить туловище вперед, поставить прямые руки на пол на ширине плеч и махом одной, толчком другой выйти в стойку на руках. В стойке ноги соединить, смотреть.
Стойка на руках махом одной и толчком другой с помощью.
Стоя на расстоянии двух шагов от стенки, шагом толчковой ноги и махом другой стойка на руках, пятками опереться о стенку.
Неправильное положение головы (не отклоняется назад).
Слишком прогнутое тело.
Слишком широкая или узкая постановка рук.
Не полностью выпрямлено тело в плечевых и грудинноключичных суставах.
Страховка и помощь.
Помогать со стороны маховой ноги, вытянув одну руку вперед (над местом постановки рук), второй захватить ученика за бедро или голень маховой ноги. Поднятая рука служит ориентиром.
Переворот в сторону
Из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх ладонями вперед и сделать шаг той ногой, в какую сторону выполняется переворот, затем, наклоняясь вперед, опереться о пол одноименной рукой (если переворот выполняется влево, то левой рукой) пальцами в эту же сторону на расстоянии шага от толчковой ноги и махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках ноги врозь. Далее, оттолкнувшись поочередно
Махом одной, толчком другой стойка на руках с помощью. После выхода в стойку исполнитель разводит ноги врозь, а страхующий поддерживает со стороны спины захватом около коленей.
Из стойки на руках ноги врозь, опускание на ноги. Сначала помогать как в предыдущем упражнении, затем быстро переместить поочередно руки: одну на поясницу ( в сторону опускания), а другую под плечо, помогая опуститься на ноги – В стойку ноги врозь, руки в стороны ( это упражнение помогает освоению второй половины переворота).
Махом одной и толчком другой стойка на руках ноги врозь с поворотом (это упражнение связано с освоением первой половины переворота). После выхода в стойку помощь оказывать, как в упражнении 1.
Махом одной и толчком другой переворот в сторону.
Руки и ноги не ставятся на одной линии.
Переворот выполняется не через стойку на руках.
Голова не отклонена назад, и ученик не контролирует постановку рук.
Переворот выполняется не через стойку на руках, т. е. тело проходит не в вертикальной плоскости, а сбоку.
Страховка и помощь.
В практике применяют три основных варианта помощи проводкой по движению со стороны спины: Одной рукой поддерживать за пояс, другой под плечо. Захватом обеими руками скрестно за поясницу. Захватом обеими руками за поясницу.
Кувырок назад через стойку на руках с помощью
Кувырок выполняется из седа с наклоном вперед или после седа назад с прямыми ногами. Заканчивая перекат назад согнувшись, поставить руки около плеч пальцами к плечам и быстро разогнуться ногами вверх, одновременно активно выпрямляя руки, опуская ноги назад, принять упор присев.
Махом одной и толчком другой повторить стойку на руках с помощью.
Из положения упора лежа согнувшись разгибаться в тазобедренных суставах с помощью в стойку на руках.
Помогать, стоя сбоку, придерживая за ноги, правильно направляя их во время разгибания.
Из седа с наклоном вперед перекатом назад стойка на руках с помощью и возвращение в и. п.
Из седа с наклоном вперед кувырок назад через стойку на руках с помощью.
Из о. с. наклониться вперед как можно глубже и, теряя равновесие назад, опереться руками о пол около колен.
Сед с прямыми ногами и кувырок назад через стойку на руках с помощью.
Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах.
Запоздалое разгибание в тазобедренных суставах,
Неправильная постановка рук.
Страховка и помощь.
Стоя сбоку ноги врозь около места постановки рук, взять за ноги и помочь разогнуться в стойку на руках и, подтолкнув за ноги, оказать помощь при завершении кувырка.
Комбинация контрольного урока для юношей в X классе
1.Махом одной и толчком другой стойка на руках и кувырок вперед 3,0 балла.
2.Силой стойка на голове 3,5 балла.
3.Опускаясь в упор присев, кувырок назад через стойку на руках 3,5 балла.
Комбинация контрольного урока для девушек в X классе
1.Опускаясь на колени, наклон назад, руки на пояс 1,5 балла.
2.Выпрямляясь с поворотом налево, сед и угол (держать), руки в стороны 3,0 балла.
3.Лечь и стойка на лопатках 2,0 балла.
4.Кувырок назад в полушпагат 1,5 балла.
Комбинация контрольного урока для юношей в XI классе.
С 2-3 шагов разбега кувырок прыжком вперед 2,0 балла.
Кувырок вперед в упор присев 1,0 балл.
Силой стойка на голове 2,5 балла.
Опускаясь в упор присев, кувырок назад в упор стоя согнувшись 1,5 балла.
Выпрямляясь шагом одной и махом другой, переворот в сторону 3,0 балла
Комбинация контрольного урока для девушек в XI классе.
1.Кувырок вперед в сед с наклоном 1,0 балл.
2.Выпрямляясь, сед углом, руки в стороны 2,0 балла.
3.Перекатом назад стойка на лопатках 1,0 балл.
4.Перекатом вперед лечь и «мост» 2,0 балла.
5.Поворот в упор присев 1,5 балла.
6.Встать в равновесие на одной, руки в стороны, выпад вперед и кувырок вперед в упор присев и о. с. 2,5 балла.
- какие упражнения включаются в разминку почти во всех видах спорта
- какие упражнения влияют на пресс