какие уровни экологического управления существуют в рф

Вопрос 9. Экологическое управление. Понятие, виды, система органов

Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды – совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Выделяют следующие виды управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

Центральное место в системе экологического управления занимаетгосударственное экологическое управление, представляющее собой процессвзаимодействия на общественные отношения, складывающиеся в сферевзаимодействия общества и природы, имеющей своей задачей ихупорядочение, координацию и развитие для достижения определенной цели,а именно поддержания оптимального состояния окружающей среды, ееоздоровление, рациональное использование природных ресурсов и, конечномсчете, создание благоприятных условий для жизнедеятельности людей и осуществляемое в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Объектом государственного экологического управления выступает деятельность субъектов экологических отношений, связанная с негативными воздействиями на окружающую среду.

Субъектами государственного экологического управления являются органы исполнительной власти федерального и регионального уровня, наделенные административно-властными полномочиями в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или воздействием на окружающую среду.

Муниципальное управление природопользованием и охраныокружающей среды направлено на решение местных экологических проблем.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения поселения относятся:

· организация в границахпоселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения,снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленныхзаконодательством Российской Федерации;

· участие в предупреждении иликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

· сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

· организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

· утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;

· установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;

· организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

· создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

· осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

· осуществление муниципального лесного контроля;

· осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны (ст. 14).

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

· организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

· организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

· создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территории местного значения и др.

К вопросам местного значениягородского округа относятся:

· организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

· организация мероприятий по охране окружающий среды вграницах городского округа;

· организация сбора, переработки, утилизации и вывоза бытовых и промышленных отходов и мусора;

· создание, развитие иобеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортовместного значения на территории городского округа, а также осуществлениемуниципального контроля в области использования и охраны особоохраняемых природных территорий местного значения.

Производственное управление природопользованием и охранойокружающей среды определяется практическими задачами, стоящими передкаждым предприятием по выполнению экологическихтребований. Взависимости от специфики предприятия эти задачи могут быть связаны сохраной водных объектов, обеспечением рационального использования недр,выбросами в атмосферный воздух, размещением отходов. Для реализациивозложенных на природопользователей обязанностей в областирационального природопользования охраны окружающей среды хозяйствующие субъекты могут создавать структурные подразделения или возлагать соответствующие обязанности на отдельных работников.

Общественное управление природопользованием и охраны окружающей среды осуществляется общественными формированиями (объединениями) игражданами. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных объединений в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках проведения экологической экспертизы, экологического просвещения, контроля. Права и обязанности граждан и общественных объединений предусмотрены ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об общественных объединениях» и другими законодательными и подзаконными актами, уставами общественных формирований.

Источник

Управление в сфере регулирования природоохранных отношений

Организационно-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды. Понятие и содержание управления в сфере охраны окружающей среды. Система органов управления в сфере охраны окружающей среды. Органы общей компетенции и специальной компетенции. Компетенция Российской Федерации, субъектов Федерации, органов самоуправления в области охраны окружающей природной среды. Компетенция специальных органов управления в области охраны окружающей природной среды. Экологическая функция правоохранительных органов.

Понятие и содержание управления в сфере охраны окружающей среды

Функции производственного управления:

Функции общественного управления:

Функции отраслевого (ведомственного) управления реализуются следующим образом.

Государственные функции управления претворяются через соответствующие отраслевые функции, а эти в свою очередь и производственные могут реализовывать экологические функции управления совместно с общественностью.

Методы государственного управления в области охраны окружающей среды: административный или прямой метод (напр., приказ); экономический или косвенный метод (создание условий экономической заинтересованности); моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

Принципы государственного экологического управления: законность, комплексность, административно-территориальный принцип организации управления, бассейновый (применительно к территории бассейна морей, рек, озер, рыбному промыслу и др. без учета административно-территориального деления), принцип организации управления смешанный (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов), разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.

Система органов управления в области охраны окружающей среды. Органы общей компетенции и специальной компетенции

До сих пор действует Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1594 «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды», в котором Правительство РФ постановляет: «Установить, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственного земельного комитета Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды».

С тех пор произошли неоднократные изменения в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и большинство указанных в этом Постановлении органы в настоящее время реорганизованы или вовсе ликвидированы.

Полномочия и специализация указанных федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды определяются положениями об этих органах.

Как правило, эту систему делят на органы общей и специальной компетенции.

К органам общей компетенции на федеральном уровне относятся Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ. Они играют ведущую роль в определении политики государства в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, в создании правовых и организационных основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в области экологии.

Органы представительной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления, являясь органами общей компетенции, непосредственно или через другие органы организуют и осуществляют контроль на подведомственной им территории за исполнением законодательства об охране окружающей среды всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и подчинения. Совместно с федеральными специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды осуществляют реализацию государственной экологической политики. Как отмечалось выше, органы представительной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации принимают законы, постановления, отдают распоряжения по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, которые должны соответствовать законодательству Российской Федерации, и организуют их исполнение.

Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируют следующим образом: в первую очередь, органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий); органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.); органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов (Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.).

Каждый из них осуществляет различные функции в области охраны окружающей среды.

При этом они имеют квалифицированных специалистов, отраслевые методики проверок состояния окружающей среды, современные средства измерительного контроля и аппаратуру по определению состояния окружающей среды и наделены необходимыми полномочиями.

Компетенция Российской Федерации, субъектов Федерации, органов самоуправления в области охраны окружающей природной среды

На современном этапе развития Российского государства одной из внутренних функций государства является экологическая. Она стоит в одном ряду с другими важными внутренними функциями, такими, как установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; экономическая; культурная; социальная.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации проблемам экологической безопасности, усилению их правовой регламентации придается особое государственное значение.

Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами. Согласно ст. 72 Конституции РФ экологическое законодательство входит в совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ).

Но оно не должно противоречить законам Российской Федерации; в противном случае действуют законы Российской Федерации. Ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и приняли свои законы, например республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия, Тыва, Хакасия, Чувашия, Саха (Якутия); области Брянская, Омская, Орловская, Оренбургская, Ростовская, Свердловская; Приморский край и др.

В целом, надо иметь в виду следующее: при образовании структур федеральной власти на территориях прежде всего необходимо исходить из Конституции РФ, закрепляющей предметы ведения РФ и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения, к которым относится и экологическое законодательство, политикой государственной власти является постепенный, в течение нескольких лет, переход к исполнению федеральных функций органами государственной власти субъектов РФ.

Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования осуществляется органами исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ. Согласно ст. 18 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в действ. ред.) Правительство Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определены в ст. 7. Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Согласно нормам закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Экологические функции правоохранительных органов

Для обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды нужна работа многих органов государственной власти, в том числе правоохранительных. Специально уполномоченным органом в этой области является МПР и экологии России и его территориальные органы. Заметное место в борьбе с экологическими правонарушениями занимают органы государства, выполняющие правоохранительную функцию. Эти органы непосредственно применяют институт юридической ответственности за совершение экологических правонарушений.

Под экологической функцией правоохранительных органов понимается их деятельность по применению природоохранительного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений и разработке мер по их предупреждению и пресечению.

Главным из направлений реализации экологической функции является предупреждение экологических правонарушений, пресечение неправомерных действий, задачей которого является прекращение уже совершенного противоправного деяния (действий, бездействия), принятие мер по установлению, розыску и задержанию правонарушителя. Пресечением правонарушений занимаются правоохранительные органы.

Можно сделать вывод, что в настоящее время субъектами реализации экологической функции Российского государства является значительное число государственных органов.

Органы государственного экологического контроля, правоохранительные органы признают сложившуюся экологическую ситуацию во многих регионах России неблагоприятной.

Число реально совершаемых экологических правонарушений значительно превышает официально фиксируемые. Статистические данные показывают, что в общей структуре регистрируемой преступности экологические правонарушения составляют 0,2 %. Между тем, исследования А.М. Плешакова, В.Д. Ермакова и др. показывают, что латентность экологических преступлений, по мнению экспертов, достигает 95-99 %. Можно согласиться с утверждениями В.Д. Ермакова, что с учетом латентности удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности фактически составляет не менее 15-20 %.

Среди основных причин высокой латентности, роста количества ежегодно регистрируемых экологических преступлений, на наш взгляд, является отсутствие эффективного механизма взаимодействия и координации деятельности правоохранительных и природоохранных органов.

Важно заметить, что природоохранные органы, осуществляющие государственный экологический контроль, а также другие государственные органы, которые рассматривают дела об административных правонарушениях экологического характера согласно гл. 23 КоАП РФ весьма многочисленны. Так, гл. 23 КоАП РФ определены 22 специализированных государственных органа (в зависимости от состава экологического правонарушения), которые помимо судебных органов рассматривают соответствующие дела об экологических административных правонарушениях. Среди этих органов лишь незначительная часть относится к правоохранительным.

Существенна роль правоохранительных органов и при привлечении нарушителей к уголовной ответственности.

При наличии признаков преступлений, дознание по которым проводят указанные правоохранительные органы, эти органы возбуждают уголовное дело и проводят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших.

Это означает, что, возбудив уголовное дело, перечисленные органы проводят осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей. По выполнению неотложных следственных действий орган передает дело следователю (согласно ст. 157 УПК РФ). Дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела.

В Положениях об упомянутых правоохранительных органах четко прописана задача по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, отнесенных федеральным законодательством к их подследственности. Причем оперативно-розыскные мероприятия проводятся по делам, предварительное следствие по которым обязательно.

Определенное место среди специально уполномоченных на то органов государственной власти в области обеспечения экологической безопасности в соответствии с действующим законодательством отводится органам внутренних дел (ОВД), включая подразделения (службы) экологической милиции.

Природоохранительная деятельность как ОВД в целом, так и экологической милиции в частности регламентирована различными по юридической силе нормативными актами, в том числе и ведомственными.

В настоящее время структура экологической милиции носит местный, оторванный от центральных органов МВД России характер и не имеет единого согласованного подхода к деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений. В целом, это объясняется современным этапом развития нашего государства, когда идет реструктуризация всей власти и передача многочисленных функций местным администрациям.

При определении места и роли экологической милиции в системе органов государственной власти, осуществляющих природоохранительную деятельность, следует исходить из того, что само назначение милиции общественной безопасности, обеспечивающей поддержание общественного порядка, борьбу с преступностью, обусловливает ее непременное участие в обеспечении экологической безопасности.

Таким образом, подразделения экологической милиции МВД России относятся к числу специальных отраслевых органов государственной власти, решающих задачи по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды с помощью организационно-правовых средств, реализация которых направлена на укрепление законности и правопорядка. Подобного рода цели преследуются не всеми государственными органами, выполняющими природоохранительные функции. В этом отношении наиболее близко к милиции примыкают органы прокуратуры и суда. Но они, как известно, не выполняют непосредственно охрану тех или иных объектов природы и не обеспечивают экологическую безопасность.

В основной своей массе и в соответствии с Федеральным законом «О милиции» задачи деятельности служб экологической милиции можно сформулировать следующим образом: охрана общественного порядка и обеспечение экологической безопасности; выявление, предупреждение и пресечение экологических преступлений и нарушений законодательства Российской Федерации; раскрытие экологических преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; обеспечение безопасности деятельности природоохранных органов и других специально уполномоченных на то органов, защиты их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей; участие в установленном порядке в обеспечении режима экологической и санитарно- эпидемиологической безопасности при проведении карантинных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

Для выполнения задач, поставленных перед экологической милицией, ее сотрудники имеют право: в установленном порядке требовать от юридических и физических лиц устранения нарушений экологического и природоохранного законодательства; давать обязательные для исполнения представления и предписания об устранении экологических правонарушений и выполнении необходимых и достаточных мероприятий по охране окружающей природной среды; проверять транспортные средства, водные суда и объекты и в случае нарушения экологических требований принимать к виновным меры административного воздействия; направлять в органы исполнительной власти, прокуратуры, органы государственного экологического контроля предложения о прекращении деятельности, выполняемой с нарушением экологических требований и причиняющей вред окружающей природной среде; получать от предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных задач; пользоваться иными правами, предоставленными действующим природоохранным законодательством.

Деятельность органов государственной власти по контролю соблюдения организациями, должностными лицами и гражданами установленных правил в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений законности в области охраны окружающей среды представляет собой административный надзор. Он возложен и на службы экологической милиции в числе других, специально уполномоченных на то государственных органов.

Осуществление экологической милицией надзора за соблюдением экологического законодательства заключается в наблюдении за действиями должностных лиц и граждан, выявлении действий, противоречащих закону, и уведомлении государственных органов о всех случаях нарушений экологического законодательства. В отличие от специализированных инспекций сотрудники экологической милиции, осуществляя надзор, не всегда могут давать обязательные предписания о прекращении обнаруженных нарушений и привлекать к такому виду административной ответственности, как штраф, за нарушение правил охраны окружающей среды. Это зависит от имеющихся правовых актов как РФ, так и субъектов РФ.

Надзор, осуществляемый экологической милицией, представляет собой проверку выполнения установленных правил и положений с доведением информации о выявленных нарушениях до сведения соответствующих компетентных органов, на которые возложена ответственность за принятие необходимых мер воздействия к нарушителям.

Помимо службы экологической милиции контрольные и надзорные функции по охране окружающей среды возложены и на другие службы милиции общественной безопасности: на ППС, ГИБДД, участковых уполномоченных милиции и т.д.

На органы внутренних дел кроме осуществления контроля и надзора возложена обязанность оказания соответствующим органам содействия в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения окружающей среды.

Численность сотрудников природоохранных органов относительна мала. Их силами фактически невозможно осуществить повсеместный государственный экологический контроль в полном объеме.

Одним из наиболее эффективных и реальных вариантов деятельности по соблюдению экологического правопорядка со стороны государства является использование имеющихся возможностей правоохранительных органов для борьбы с экологическими правонарушениями, в частности органов внутренних дел.

Особое значение в России имеет прокурорский надзор за соблюдением требований законодательства, в том числе экологического. Эти вопросы достаточно разработаны в теории прокурорского надзора.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. “О прокуратуре Российской Федерации” (действ. ред.) органы прокуратуры осуществляют пять видов прокурорского надзора. Среди них наиболее существенными в области реализации экологической функции государства следует отметить: осуществление надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

К сожалению, по мнению большинства специалистов пока слабо используются возможности прокуратуры возбуждать уголовные дела в отношении должностных лиц, виновных в нанесении ущерба окружающей среде. В соответствии ст. 1 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” и со ст. 151 вступившего в действие с 1 июля 2002 г. УПК РФ следователями прокуратуры предварительное следствие производится по уголовным делам об экологических и смежных с ними преступлениях, предусмотренных статьями 215.1, 216, 217, 237, 246-249, 250 ч. 2 и ч. 3, 251 ч. 2 и ч. 3, 252 ч. 2 и ч. 3, 254 ч. 2 и ч. 3, 255, 358 УК РФ.

И, наконец, Прокуратура РФ в соответствии с Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации” осуществляет координацию деятельности других правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью.

В ряде регионов страны в 1985-1986 гг. для повышения эффективности прокурорского надзора в сфере экологии были созданы специализированные природоохранные прокуратуры.

Система специализированных прокуратур более эффективно осуществляет прокурорский надзор в сфере экологии. Это подтверждено результатами научного исследования деятельности Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры В.П. Виноградовым. Вместе с тем эффективность реализации экологической функции государства требует системного комплексного подхода со стороны всех органов государственной власти.

Суды обеспечивают защиту конституционного строя страны, руководствуясь

Конституцией и законами России, конституциями и законами республик в ее составе; осуществляют правосудие по экологическим правонарушениям. При рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, суды сталкиваются с определенными сложностями, связанными с необходимостью иметь определенные специальные знания, обладать спецификой анализа результатов экологических экспертиз и др. Не случайно согласно принятому УПК РФ рассмотрение уголовных дел, касающихся большинства экологических преступлений и относящихся к категории преступлений небольшой тяжести, тем не менее подсудны районным судам (судам общей юрисдикции) и не могут рассматриваться мировыми судьями в отличие от большинства других уголовных дел, относящихся к этой же категории преступлений (небольшой тяжести).

Некоторые специалисты придерживаются точки зрения о возможности создания специализированных экологических судов. Это вполне возможно, исходя из положений ст. 26 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации”.

Международные организации рекомендуют образование либо специальных экологических судов, которые рассматривали бы уголовные дела, связанные с экологической преступностью, либо специальной коллегии судей. Так, в рекомендациях 8-го и 9-го Конгрессов ООН по предупреждению преступности, проведенных соответственно в Гаване (1990 г.) и в Каире (1995 г.), предлагались различные варианты расширения применения уголовного права для охраны окружающей среды, в том числе специализированное экологическое уголовное правосудие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *