какие условия могут стать факторами социальной напряженности
Исследование социально-экономических и политических процессов. Тестовые задания по теме «Сферы взаимодействия и ситуационные пространства»
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Явление преступности заключается в
инфляции
падении рождаемости
мошенничестве
взяточничестве
повышении смертности
падении производства
загрязнении окружающей среды
коррупции
2. Ситуация – это
пространственно-временное явление
пространственно-временной образ
пространственно-временное структурное образование
свойство ситуационного пространства
атрибутивный признак системы
3. Сфероценоз — это
совокупность сферы и базиса, обеспечивающего ее существование
совокупность различных образов реальных систем
совокупность реальных систем
совокупность систем ценностей
4. К анизотропии политического пространства можно отнести
устойчивые связи России с балканскими странами
великое переселение народов, происходившее вдоль направления Восток-Запад
явление экономического коллапса
неоднородность государственно-политических образований
наличие исторически сложившихся межнациональных ориентаций (Сербия-Россия)
5. Ситуация раскрывается в
образах реальных систем
факторах и условиях
явлениях
состояниях
расплывчатости границ
эквифинальности реальной системы
6. Явление- это
системное свойство
базис сфероценоза
признак ситуации
системообразующий фактор
системный процесс
системное замыкание
7. Определите, какие образы имеет этнос (как реальная система) в различных сферах:
8. Ситуация
доступна непосредственному наблюдению
частично доступна непосредственному наблюдению
недоступна непосредственному наблюдению
9. Какие факторы являются системообразующими факторами политического процесса:
органы государственной власти
экологические проблемы
политические партии
высокие мировые цены на нефть
угрозы техногенных катастроф
коррупция власти
деятельность религиозных организаций
дифференциация населения
10. Определите, какие образы имеет человек (как реальная система) в различных сферах:
11. Какие условия могут стать факторами социальной напряженности:
ранние зимы
падение реальной заработной платы
рост тарифов на коммунальные услуги
повышение пенсий
безработица
повышение цен
реформа образования
укрепление рубля
коррупция власти
падение курса иностранной валюты
12. Ситуацию экономического кризиса выражают следующие явления:
алкоголизм
высокие темпы инфляции
безработица
социальная напряженность
увеличение числа иностранных рабочих
рост пассажиропотоков
падение урожайности зерновых
13. Структура сфероценоза включает в себя:
системы ценностей; системы знаний; структурные образования
структурные образования; временные образования; дискретные структуры
пространственно-временные континуумы; структурные образования; системы процессов
пространственно-временные континуумы; структурные образования; системы ценностей
14. Пусть Pi — мера самодостаточности по i-му фактору, оказывающему определенное воздействие на реальную систему. Тогда интегративный показатель самодостаточности социально-политической системы имеет следующий вид:
15. Какие факторы являются системоформирующими факторами политического процесса:
политические партии
природные условия
экологические проблемы
рост промышленного производства
идеология
падение курса рубля
повышение курса иностранной валюты
16. Самодостаточность экономической или социально-политической системы характеризует ее способность
эффективно выполнять заданные функции в течение определенного времени
к самостоятельному существованию и развитию
быть взаимосвязанной и взаимозависимой
представлять единое целое при взаимодействии с окружающей средой
существовать за счет действия внешних факторов
17. Свойствами ситуационных пространств являются:
неоднородность; сфероценоз; этногенез; анизотропность; изоморфизм; квантификация
компактность; топология; связность; экономичность; кривизна; масштабность
размерность; устойчивость; емкость; коллапс; квантованность
устойчивость; анизотропность; компактность; неоднородность; емкость
квантованность; релевантность; кривизна; устойчивость; размерность; топология
18. Мера самодостаточности социально-политической или экономической системы по i-му фактору имеет вид:
Факторы и причины социальной напряженности
Под факторами понимаются объективные условия, причинно воздействующие на социальный процесс (явление) случайным образом, в сознательно неустановленном никем направлении.
Необходимость их изучения сегодня сохраняющимся обо-стрением социальной напряженности в крупных городах и на про-мышленных предприятиях. Причинами являются; I) форсированное изменение прежних экономических институтов общества; 2) поли-тическая либерализация, вызванная расширением уровня демократизации общества. Обе причины относятся к числу макросоциальных факторов, практически одинаково воздействующих на все трудовые коллективы, организации и социальные группы и в этом смысле являющихся неуправляемыми, если под субъектом социального управления подразумевать администрацию конкретного
предприятия (учреждения, города). Иначе говоря, предприятия
втянуты в экономическую реформу, в экономическую нестабильность, в процессы демократизации и не могут собственными силами ничего изменить.
Макрофакторами считаются объективные, действующие неза-висимо от данного коллектива и его администрации, факторы со-циальной напряженности. В отличие от них существуют средне-уровневые факторы, которые являются управляемыми и субъек-тивно и объективными. К ним относятся: авторитарный стиль руководства, низкий уровень доверительности к подчиненным, несправедливое распределение зарплаты, недостатки в организации труда и т.п. Они практически полностью зависят от администрации, ее умелого или неумелого руководства. На них можно воздействовать, устранять или смягчать. Именно среднеуровневые факторы, которые можно назвать дисфункциями в социальной организации труда, выступают непосредственным поводом (ибо причиной, на самом деле, могут быть макро-факторы) к обострению трудового конфликта и возникновения забастовки.
1) рестрикционизме (сознательном ограничении нормы выработки),
2) стихийном неорганизованном протесте (волнении),
3) в ор-ганизованном коллективном приостановлении работы (забастов-ке).
Таким образом, можно выделить три типа факторов или причин возникновения социальной напряженности: I) макросоциальные не-управляемые факторы (зависят от положения дел в обществе), 2) среднеуровневые управляемые факторы (зависят от администрации предприятия), 3) микросоциальные малоуправляемые факторы (зависят от субъективно-ценностной ориентации и психологического склада человека).
По данным исследований С.В.Янина[122], в общественном мнении людей доминируют взгляды, что роль армии в обществе в настоящих условиях принижена, воинская служба стала непопулярной. Только 46% опрошенных не против того, чтобы их сын прошел службу в армии. Особенно заметно неоднозначное отношение людей к профессии офицера: лишь менее 1/3 опрошенных выразили желание, чтобы их сын учился в военном училище, дочти половина отвергает эту мысль вообще. Среди молодых людей призывного возраста каждый третий, признавая необходимость армии для государства, хотел бы избежать призыва, а в случае призыва в армию, каждый второй хотел бы проходить службу рядом с домом. По мнению большинства опрошенных, воинская служба должна быть уделом только профессионалов. В этой связи серьезной проблемой для общества становится проблема борьбы с уклонениями молодежи от призыва на воинскую службу. Так, например, осенью 1992 г. из каждых 100 подлежащих призыву молодых людей в армию было призвано в среднем 20-22 человека. Многие из призывников просто не явились на призывные пункты. Особую обеспокоенность вызывает морально-психоло-гическое состояние молодого пополнения призыва весны-лета 1993 г., среди которого более половины не желают служить в армии по призыву, а каждый третий не удовлетворен службой в своей воинской части.
Понятно, что подобный настрой не способ-ствуют заинтересованному отношению к выполнению служебных обязанностей. Почти половина опрошенных С.В.Яниным офицеров, прапорщиков и мичманов отметили, что нежелание части военнослужащих добросовестно выполнять свой долг является одной из главных причин социально-психологической напряженности в их подразделениях и частях.
Континуум аномии
Ни Мертон, ни Дюркгейм, к сожалению, не выделяли и не различали две стороны аномии. Дюркгейму это вполне простительно, поскольку он считается пионером в подобном исследовании, поэтому он поставил проблему, но не раскрыл ее сущность. Мертон описал не формы проявления аномии, а типы реакции индивидов на нее, а именно конформизм инновацию, ритуализм, ретритизм, мятеж.
Конформизм | Инновация | Ритуализм | Ретритизм | Мятеж |
Рис. 2. Континуум форм аномии. |
Современные антиглобалисты, съезжающиеся со всех концов мира на саммит Большой восьмерки, выражающие свое несогласие с целями и ценностями развитых стран, находят экстремальные формы выражения своего протеста: громят витрины, поджигают автомобили, сражаются с полицией. Это мятеж в международном масштабе. На эскапизм или инновацию он никак не похож. При мятеже не просто отклоняются цели и средства, но заменяются другими, противоположными тем, что существуют в обществе. Именно на таких принципах основана контркультура, как-то преступная, большевистская, фашистская или сатанинская. Они противостоят существующему обществу, отвергают его, борются с ним и разрушают его.
Учитывая все формы проявления аномии, даже те, которые лишь внешне похожи на нее, а потому представляют собой ее ослабленный вариант, мы получим некий континуум аномии, на котором между двумя полюсами, самым слабым и самым сильным, а именно конформизмом и мятежом, расположились три промежуточные формы (см. рис).
Факторы и причины социальной напряженности
Под факторами понимаются объективные условия, причинно воздействующие на социальный процесс (явление) случайным образом, в сознательно неустановленном никем направлении.
Необходимость их изучения сегодня сохраняющимся обо-стрением социальной напряженности в крупных городах и на про-мышленных предприятиях.
I) форсированное изменение прежних экономических институтов общества;
2) поли-тическая либерализация, вызванная расширением уровня демократизации общества.
Обе причины относятся к числу макросоциальных факторов, практически одинаково воздействующих на все трудовые коллективы, организации и социальные группы и в этом смысле являющихся неуправляемыми, если под субъектом социального управления подразумевать администрацию конкретного предприятия (учреждения, города).
Иначе говоря, предприятия втянуты в экономическую реформу, в экономическую нестабильность, в процессы демократизации и не могут собственными силами ничего изменить.
Макрофакторами считаются объективные, действующие независимо от данного коллектива и его администрации, факторы социальной напряженности. В отличие от них существуют среднеуровневые факторы, которые являются управляемыми и субъективно и объективными.
К ним относятся: авторитарный стиль руководства, низкий уровень доверительности к подчиненным, несправедливое распределение зарплаты, недостатки в организации труда и т.п. Они практически полностью зависят от администрации, ее умелого или неумелого руководства.
Почему именно они? Как показывает статистика, от 60% до 80% промышленных предприятий находятся в крайне неблагоприятных – социальных, технических, финансово-экономических условиях, но не везде возникают забастовки.
Они появляются там, где к действию макрофакторов (общей напряженности в стране) добавляется действие среднеуровневых факторов (равнодушие к людям, злоупотребление служебным положением и т.д.).
Происходит аккумулирование негативных факторов, возникает “накопленный эффект”, т.е. напряженность в собственном смысле этого слова. Когда он достигает критической величины, – по нашим предположениям, это означает, что готовность участвовать в забастовке и неудовлетворенность положением дел на предприятии высказывают более 2/3 коллектива, – потенциальная напряженность становится реальной, т.е. разрешается в:
1) рестрикционизме (сознательном ограничении нормы выработки),
2) стихийном неорганизованном протесте (волнении),
3) в ор-ганизованном коллективном приостановлении работы (забастовке).
Кроме макро- и среднеуровневых факторов выделены микросоциальные факторы – межличностные нормы и правила, социально-психологический климат в малой группе, совокупность социальных ценностей и психологический тип личности.
Человек по своей природе может быть конфликтогенным и с этим ничего не поделаешь. Психологический темперамент и характер мало поддаются изменению, хотя социальное окружение, несомненно, оказывает влияние.
“Оптимист” по своей природе в меньшей степени будет склонен участвовать в конфликтах и фрустрировать, чем “пессимист”. Хотя качество быть оптимистом и пессимистом – не только врожденное, но и приобретенное.
В исследовании ставится задача выявить, насколько возможно, социально-психологические типы людей, линии их поведения в конфликтной ситуации. Необходимость решения такой задачи объясняется тем, что микрофакторы относятся к числу малоуправляемых, они в значительной степени поддаются изменению.
Таким образом, можно выделить три типа факторов или причин возникновения социальной напряженности:
1) макросоциальные не-управляемые факторы (зависят от положения дел в обществе),
2) среднеуровневые управляемые факторы (зависят от администрации предприятия),
3) микросоциальные малоуправляемые факторы (зависят от субъективно-ценностной ориентации и психологического склада человека).
Изучение динамики факторов, формирующих социальную напряженность в современной российской армии, показывает, что они имеют комплексную природу, поскольку коренятся одновременно в политической, экономической, социальной и духовной сферах.
В политической это неурегулированность социально-политического статуса военнослужащих, использование армии в целях подавления выступлений мирного населения, в экономической – резкое падение уровня жизни военнослужащих и их семей, в социальной – недоверие к армии как социальному институту, массовое уклонение от воинской службы и процветающая в казармах дедовщина, в духовной – нравственное и моральное разложение войск, которое выражается в катастрофическом росте преступности.
По данным исследований С.В.Янина, в общественном мнении людей доминируют взгляды, что роль армии в обществе в настоящих условиях принижена, воинская служба стала непопулярной.
Только 46% опрошенных не против того, чтобы их сын прошел службу в армии. Особенно заметно неоднозначное отношение людей к профессии офицера: лишь менее 1/3 опрошенных выразили желание, чтобы их сын учился в военном училище, почти половина отвергает эту мысль вообще.
Среди молодых людей призывного возраста каждый третий, признавая необходимость армии для государства, хотел бы избежать призыва, а в случае призыва в армию, каждый второй хотел бы проходить службу рядом с домом.
По мнению большинства опрошенных, воинская служба должна быть уделом только профессионалов. В этой связи серьезной проблемой для общества становится проблема борьбы с уклонениями молодежи от призыва на воинскую службу.
Так, например, осенью 1992 г. из каждых 100 подлежащих призыву молодых людей в армию было призвано в среднем 20-22 человека.
Понятно, что подобный настрой не способствуют заинтересованному отношению к выполнению служебных обязанностей. Почти половина опрошенных С.В.Яниным офицеров, прапорщиков и мичманов отметили, что нежелание части военнослужащих добросовестно выполнять свой долг является одной из главных причин социально-психологической напряженности в их подразделениях и частях.
В армию и на флот все больше стало приходить юношей, имеющих слабое представление о военной службе. Если в 1989 г. свыше 60% призывников приходили в войска с определенной воинской специальностью, полученной через организации ДОСААФ, то в 1992 г. их число уменьшилось в два раза.
Вызывает тревогу физического и психического состояния призывного контингента. По данным статистики, за последние годы показатель годности призывников к службе регулярно снижается на 3-5%.
По стране наблюдается заметный рост заболеваемости юношей призывного возраста (особенно заболеваний нервной системы, внутренних органов и органов зрения). В целом же, начиная с 1991 г. по состоянию здоровья в армию и на флот не призывается каждый пятый призывник, в то время как в 1989 г. – только лишь каждый десятый юноша.
Нельзя не учитывать и факты роста криминогенности в молодежной среде. В воинские коллективы вливается все больше молодых людей, усвоивших нормы преступного мира. Своим привычкам они стремятся следовать и в армии, что не может не сказываться на нравственно-психологическом климате.
В ходе исследований С.В.Янина были выявлены тенденции в развитии социальной напряженности в армии и на флоте.
Если с 1991 г. она имела направленность к постепенному возрастанию, то с начала 1993 г. (после принятия ряда законо-дательных актов по Вооруженным силам) – к стабилизации на среднем уровне.
Факторы социальной напряженности
Факторы социальной напряженности
Феномен социальной напряженности характеризуется следующими особенностями:
· в самых широких кругах населения утверждаются настроения недовольства положением дел в важных для населения сферах политической жизни;
· снижается авторитет власти;
· в обществе возникает атмосфера массового беспокойства, эмоционального возбуждения.
Социальная напряженность проявляет себя в общественной психологии, но ведет к вполне конкретным действиям людей. Имеется в виду:
· ажиотажный спрос на товары и продукты питания;
· миграции в другие регионы страны, за рубеж;
· резкая активизация самых различных общественно-политических движений;
· борьба за власть и влияние в массах, обострение этой борьбы;
· действия экстремистских групп, которые в случае напряженной ситуации в обществе нередко вызывают одобрение людей;
· митинги, демонстрации, забастовки, часто не санкционированные Следствиями социальной напряженности можно считать следующее.
· Рост числа забастовок
· Отрицательный естественный прирост населения
· Уменьшение количества браков
· Увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума
· Увеличение количества самоубийств [15, С. 68].
Таким образом, социальная напряженность – есть некоторая тенденция или прессинг, обусловливающий возникновение дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы. В случае большого напряжения контрольные механизмы социальной системы могут не справиться с задачей поддержания сложившегося баланса отношений, что приводит к разрушению структуры.
Государство как основной субъект урегулирования напряженной ситуации
Роль государства меняется по мере развития экономики, в период напряженной ситуации в обществе его роль значительно увеличивается. Сами формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Как опыт России, так и других стран с переходной экономикой показывает, что данный процесс идет по следующим направлениям:
· последовательный переход от прямых методов к косвенным методам регулирования экономики;
· резкое усиление социальных функций государства: установление ставок оплаты труда, определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, гарантированных отпусков;
· решение сложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений труда и капитала, социальное партнерство, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе [5].
К прямым методам следует отнести разработку государством нормативных актов, положений, мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов социальных отношений.
В современной России разрабатываются и широко используются нормативные методы государственного регулирования социально-экономического развития. Их суть состоит в том, что государство устанавливает систему экономических нормативов, значений показателей финансового положения предприятий, банков, пропорций и эффективности производства продукции, капиталовложений, что сказывается и на социальной сфере. Нормативные методы позволяют сбалансировать права и ответственность органов государственного управления и хозяйствующих субъектов, перенести разрешение споров между ними в судебные инстанции, повысить стимулирующую роль налоговых льгот и иных мер государственной поддержки экономической активности [13].
Социальную защиту населения обеспечивают Управления социальной защиты на местах, главными задачами которых являются:
· предоставления отдельным категориям граждан гарантированных государством мер социальной поддержки;
· оказание социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
· обеспечения права на социальное обслуживание.
В том числе осуществляют следующие функции:
· изучает и анализирует социально-экономические условия жизни различных категорий населения;
· выявляет социальные проблемы, изучает потребность населения в социальной защите;
· разрабатывает и предоставляет в органы местного самоуправления города предложения о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан;
· в рамках государственных социальных стандартов формирует потребность в продукции и услугах для государственных нужд отрасли «социальная защита»;
· организует работу по осуществлению контроля предоставления мер социальной поддержки и социальных гарантий, установленных законодательством;
· участвует в проведении мероприятий, направленных на организацию отдыха и оздоровление лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из малообеспеченных и многодетных семей, работников бюджетной сферы;
· организует работу по социальному патронажу лиц, нуждающихся в государственной поддержке;
· разрабатывает предложения по развитию системы социального обслуживания населения в сфере государственно-частного партнерства [9, С.56].
Важным инструментом в решении проблемы социальной напряженности является социальная политика, которая обеспечивает необходимый и достаточный уровень социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.
Эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации призваны обеспечить Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы. Одной из главных задач этих программ является обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества
Социально-экономическая и политическая характеристика Российской Федерации
В настоящее время наша страна оказалась на очередной исторической развилке. В результате незавершенных и во многом неудачно реализованных реформ в обществе сложилась неустойчивая ситуация, в рамках которой многие серьезные противоречия не были надлежащим образом урегулированы и продолжают нарастать, в том числе в неявной форме, неотвратимо приближая момент их сознательного или стихийного разрешения. В то же время процесс осознания и научного осмысления этих противоречий с очевидностью отстает от их появления и созревания, что усиливает риск утраты контроля за ситуацией и развития ее по стихийному деструктивному сценарию.
Некоторые эксперты полагают, что социально-экономическая ситуация в России постепенно стабилизируется, хотя основным индексам пока далеко до стабильности [11, С 34].
Сложно складывается ситуация с недостатком государственных финансовых средств. При этом Министерство финансов планирует выходить из кризиса за счет внутренних заимствований, что повлечет рост социальной напряженности с трудно предсказуемыми последствиями.
Потенциально возможно восполнить необходимые финансовые ресурсы за счет экспорта, в первую очередь углеводородов (нефть и газ – это 25% ВВП России и 40% налогов). Но и здесь ситуация негативная: нефтяные цены снижены примерно в 2–2,5 раза. По прогнозам экспертов газовые цены также снизятся в ближайшее время в 1,5 раза. И это при существенном снижении темпов добычи.
Что касается газа, то ситуация с ним может еще более обостриться, если Россию оттеснят от газотранспортной системы Украины, а ситуация с Туркменией не найдет положительного решения.
Реальный сектор российской экономики испытывает большие проблемы. Так, еще 27 марта из сообщений Росстата стало известно, что убытки компаний (без учета малого бизнеса, банков, страховых и бюджетных организаций) в январе в сравнении с январем прошлого года выросли в 4,5 раза, а прибыль сократилась на 13%. Задолженность предприятий по кредитам выросла к концу года на 38%, оборотных средств нет, доступа к рефинансированию – тоже [11].
По существующим оценкам безработица в России настоящий момент составляет около 6 млн. человек, или порядка 8% экономически активного населения.
Банки уже фактически не выдают ипотечные кредиты – в феврале они ссудили гражданам на покупку жилья всего 8,5 млрд. руб. Даже в разгар кризиса в октябре-декабре прошлого года банки выдавали в месяц в среднем в 4 раза больше – 32 млрд. руб. В первом квартале прошлого года среднемесячный объем выдачи ипотеки составлял около 50 млрд. руб. Ставки по кредитам от 20% и выше. При этом минимальная сумма первоначального взноса выросла с 5-10% в 2008 г. до 30-40% в данный момент. До кризиса были распространены 30-летние и 20-летние программы кредитования, а сейчас банки готовы выдавать ипотеку на срок около 10 лет.
По состоянию на окончание третьего квартала 2009г. средние по регионам доходы на одну типовую семью лишь немного превышали ее реальный прожиточный минимум (реальный прожиточный минимум примерно в 1,75-2 раза превосходит искусственно установленный официальный минимум). Иначе говоря, в конце 2008г. около 85-90% всех российских граждан жили от зарплаты до зарплаты.
Положение осложняется тем, что в условиях, когда предприятия остро нуждаются в помощи государства, оно предпринимает кардинально противоположные шаги – повышает ставку рефинансирования и тарифы естественных монополий, не снижая при этом налогового бремени. Столкнувшиеся с падением спроса на свою продукцию со стороны зарубежных потребителей российские предприятия, ориентированные на экспорт, не будучи способными в кратчайшие сроки переориентироваться на внутренний рынок, порождают кризисные явления в предприятиях, которые завязаны на их деятельность. Это ведёт к цепной реакции по сокращению кадров предприятий, что ещё больше снижает возможности переориентироваться на внутренний спрос. Рост безработицы в свою очередь означает увеличение бремени государства и ухудшение социально-экономического положения в стране в целом.
Некоторое охлаждение отношения к президенту связано, по всей видимости, с тем, что, наряду с антикризисными мерами, общество ждало постановки под общественный контроль крупного бизнеса, содействия перераспределению природной ренты в пользу общества, развитию малого и среднего бизнеса, усилению вертикальной мобильности, обновлению элит за счет провинциального ресурса. Однако реальная политика оказалась далека от этих ожиданий. Констатируя положительные сдвиги в российской экономике, люди не видят существенного улучшения уровня жизни населения. Особенно негативно воспринимается ситуация с личной безопасностью, коррупцией и положением дел в правоохранительной системе и армии [10].
Кроме того россияне уже ощутили на себе рост тарифов на газ и электроэнергию, которые начали действовать с начала 2009 года. Стоимость газа для населения выросла на 5%, а электроэнергия подорожала на 25%.
Таким образом, повышение тарифов на электричество на 25% является мерой усугубляющей кризисные явления в экономике России. Это сказывается не только на кошельках граждан, бюджетах всех уровней, но и увеличивает общероссийский показатель инфляции на 10%. Тарифы на электричество для промышленных предприятий в регионах росло по-разному, поэтому точные цифры сложно привести, но рост тарифов в целом по России составил свыше 20% [4, С. 24].
Между тем кризис вызвал ряд новых проблем в нашем обществе. Рост цен и урезания зарплаты побуждают людей подворовывать. Психологи отмечают, что на мелкие кражи все чаще решаются прежде законопослушные граждане. «Распространение мелкого воровства и мошенничества связано с экстремальной ситуацией в стране. Люди потеряли уверенность в своем будущем и ищут неожиданные пути решения проблем», – говорит руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов [6, С 201].
Сказывается кризисная ситуация и на положение в области здравоохранения России. В пресс-релизе Роспотребнадзора говорится: «В этом году ситуацию по туберкулезу усугубляет мировой экономический кризис. Учитывая, что туберкулез является комплексной социальной, медицинской и биологической проблемой, ведущие фтизиатры страны уже с 2009 года прогнозируют рост заболеваемости и смертности от туберкулеза, рост туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью и увеличение числа больных туберкулезом и ВИЧ-инфекцией». Ежегодно в России заболевают туберкулезом около 117-120 тысяч граждан, умирают от этого заболевания около 25 тысяч человек. Особо сложная ситуация в нынешнем году и с заболеваемостью гриппом, практически во всех регионах превышен эпидемиологический порог заболеваемости. В России лабораторно подтверждено 5613 случаев заболевания вирусом A/H1N1. Ситуацию усложняют спекуляции лекарственными средствами [12].
При отсутствии полноценного финансирования и контроля ситуация может выйти из-под контроля. В этом случае напряженность в обществе может перейти в конфликт с властью, массовые недовольства.
Основная деятельность по снижению социальной напряженности
В процессе развития любого общества возникает множество проблем общесоциального, группового, индивидуального характера. Они пересекаются, взаимопроникают, вызывая к жизни другие, подчас более сложные, проблемы, что чаще всего нарушает привычные жизненные устои, сложившиеся жизненные стандарты и правила поведения, приводит к новым формам социального взаимодействия и порождает потребность в их целенаправленном разрешении [8, С. 315].
В настоящее время для целенаправленного разрешения социальных проблем созданы специальные организационные структуры как государственного, так и негосударственного подчинения, в деятельности которых применяется широкий спектр методов, и в их числе программирование играет не последнюю роль. Программы социального обеспечения, страхования, вспомоществования, регулирования занятости, охраны детства, борьбы с различного рода патологиями прочно укоренились в социальной практике, а сам термин “программа” – в научном и обыденном лексиконе.
Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. Ключевыми словами его речи можно считать следующие: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России».
В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил:
Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам).
· Денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам
В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:
· Женская консультация получает 3000 рублей
· Родильный дом получает 6000 рублей
Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.
В результате реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в системе оказания медицинской помощи произошли значительные изменения.
Врачи, работающие на наиболее проблемных участках: первичное звено здравоохранения, родовспоможение, скорая помощь – получили существенное материальное поощрение. Почти треть врачей первичного звена (более 26 тысяч человек) прошли переподготовку и повысили свою квалификацию. На участки пришли более 7,7 тысяч врачей. Более 40% из них – молодые специалисты.
Заменены десятки тысяч единиц устаревшего оборудования. Обновлено около 70% парка автомобилей скорой помощи. Практически все амбулаторно-поликлинические учреждения страны переоснащены современным рентгенологическим, ультразвуковым, лабораторным, эндоскопическим оборудованием. Впервые у граждан России появилась возможность получить полный спектр диагностических исследований. Время ожидания обследований в большинстве амбулаторно-поликлинических учреждений сократилось с 10 до 3-5 дней.
В результате дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров, которые прошли 14,2 млн. работников бюджетной сферы и работников, занятых на производствах с вредными и опасными факторами, удалось обеспечить снижение показателя первичного выхода на инвалидность.
Уровень доступности высокотехнологичной медицинской помощи увеличился более чем в 3 раза, с 20% в 2005 году до 32% в 2007 году. Эту помощь теперь оказывают не только ведущие федеральные учреждения, но и крупные медицинские центры субъектов Российской Федерации.
Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.
· Конкурсы инновационных вузов
· Премии лучшим учителям
· Премии лучшим ученикам
· Транспорт школам сельским
· Премии преподавателей ВУЗов
На сегодняшний день, очевидно, что самым опасным состоянием для любого государства является наличие социальной напряженности.
Социальная напряженность — это индикатор социального кризиса, конфликта. Она возникает, когда кризис еще не обнажен предельно, когда дело еще не дошло до прямого противостояния. Да и формируется она не в одночасье. Ее носителем отнюдь не выступает лишь какая-то одна социальная группа. Хотя именно нечто такое, не могущее удовлетворить свои потребности, реализовать свой личный интерес, может повлиять на все общество. И это возможно в случае, когда само общество оказалось в состоянии тревоги за свое благополучие. Социальная напряженность возникает, когда не удалось (не сумели, не захотели) вовремя выявить назревание кризиса.
Во времена кризиса и напряженной ситуации в обществе усиливается роль государства. К прямым методам регулирования напряженной ситуации следует отнести разработку государством нормативных актов, положений, мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов социальных отношений.
Важным инструментом в решении проблемы социальной напряженности является социальная политика, которая обеспечивает необходимый и достаточный уровень социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.
Эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации призваны обеспечить Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы. Одной из главных задач этих программ является обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества.
Одной из важнейших особенностей управления социальной напряженностью является то, что ее регулирование и разрешение основывается на прочной правовой базе (Конституция Российской Федерации, Всеобщая Деларация прав человека, законодательство субъектов Российской Федерации).
Необходимо отметить, что постоянно высокий уровень социальной напряженности характерен для России в последнее десятилетие. Этот высокий уровень поддерживается как глобальными изменениями в социально-экономической сфере, так и локальными, текущими проблемами жизнедеятельности страны и регионов. При принятии решений, касающихся изменений любой сферы функционирования общества, необходимо учитывать и особенности повышенного уровня социальной напряженности как фонового фактора, влияющего на социальные отношения.
В сложившейся социально-экономической ситуации самое пристальное внимание необходимо уделить социальной сфере, которая, если не принять соответствующих действий может стать источником не только социально-экономических, но и политических рисков.
В соответствии с Программой антикризисных мер, разработанной Правительством Российской Федерации, государство гарантировало выполнение всех социальных обязательств перед населением, принятых до начала кризиса, и определило приоритетные направления государственной поддержки экономике и социальной сфере.