какие условия необходимо учесть при использовании приема сравнения
Какие условия необходимо учесть при использовании приема сравнения
Заметок в базе: 4314
Комментариев: 181
Способ сравнения. Условия сравнимости экономических показателей
Автор: Методический материал
Способ сравнения. Условия сравнимости экономических показателей
Этот прием дает возможность оценить выполнение плановых заданий, определить достигнутый уровень и темпы эк развития, измерить влияние факторов на отклонение от заданий, определить резервы, связанные с повышением эффективности производства, выявить непроизводственные расходы и потери.
Базой для сравнения является показатели планового задания, окончания предшествующего периода, нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Необходимым условием применения сравнения является обеспечение одинаковой методики расчета и структуры сравниваемых показателей.
Виды сравнений:
●сравнение различных показателей экономической деятельности (темпы роста производительности труда ППС с темпами роста среднегодовой заработной платой)
●сравнение одинаковых показателей за отчетный период (состав и использование ФЗП рабочих)
●сравнение по показателям выполнения планового задания (выполнение планового задания за отчетный период или нарастающими показателями)
●динамика сравнения показателей за ряд временных периодов в абсолютных и относительных величинах
●сравнительный межзаводской анализ направлен на выявление резервов, повышение эффективности путем выявления причин различий в результатах деятельности внутриотраслевого характера.
Этот анализ проводится с целью распространения передового опыта, выявление возможностей лучшего использования промышленных мощностей и разработки на этой основе мероприятий по мобилизации выявленных резервов на всех сравниваемых предприятиях.
Прием сравнения. Условия сравнения экономических показателей
Универсальным приемом эк.анализа является метод простого сравнения. Сущность его состоит в сопоставлении однородных объектов с целью выявления черт сходства либо различий между ними. Он позволяет давать оценку любому показателю, всегда сравнивается фактическое значение отчетного года с различными базовыми значениями. Чем больше база сравнения, тем глубже результаты аналитического исследования. В качестве базы сравнения может быть плановое значение, фактические значения предыдущего периода, фактические данные отчетного периода этой же отрасли, нормативные значения, среднеотраслевой уровень отчетного периода.
— Сравнение с планом необходимо для контроля и оценки выполнения наличных в бизнес-плане заданий, а также для определения неиспользованных резервов предприятий.
— Сравнение с фактическими данными за прошлый период делается для исследования динамики, закономерностей и темпов развития организации.
— Сравнение со среднеотраслевым уровнем делается для выявления перспективы развития предприятия.
— Сравнение с отчетными данными предприятий своей отрасли позволяет определить рейтинг внутри системы.
— Сравнение с нормами и лимитами необходимо для изучения их соблюдения и выявления резервов по экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости.
— Сравнение с данными лучших предприятий отрасли служит для выявления возможности и резервов ХД.
Результатами использования приема простого сравнения является абсолютное отношение. Прием простого анализа перетекает во времени в сравнительный анализ, который позволяет проводить сравнение различных организаций одной и той же отрасли – межотраслевой анализ. Сравнительный межотраслевой анализ должен проводиться по однотипным группам предприятий с сопоставлением условий работы. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия.
Одним из существенных моментов сравнения различных показателей является требования соблюдения сопоставимости показателей:
1) Идентичные (тождественные), одинаковость методик определения сравниваемых показателей.
2002 год: Чистая прибыль = Прибыль бух-ая – налог на прибыль + Чрезвычайные доходы – Чрезвычайные расходы.
2003 год: Чистая прибыль = Прибыль бух-я ± отложенные налоговые обязательства ± отложенные налоговые активы – «текущий» налог на прибыль
Для приведения показателя чистой прибыли к сопоставимому виду – они должны быть рассчитаны по одной и той же методике.
2) Использование цен одного уровня.
Например: Выручка от продаж (N) = кол-во продаж (q) · цену (P)
2002 год: 30000 = 500·60
2003 год: 1. 45500 = 650·70
Условие сопоставимости показателей выдержано во (2) случаи, т.к. при расчете были использованы цены одного уровня.
3) Фактор времени – это проявляется в том, что сравнение должно проводится за одинаковые периоды, должна соблюдать идентичность
Можно сравнивать: 1 квартал 2002 года и 1 квартал 2003 года, 2 полугодие 2002 года и 2 полугодие 2003 года. Нельзя сравнивать 4 квартал 2002 года и 1 полугодие 2003 года.
Для приведения показателей к сопоставимому виду существуют спец. приемы, которые помогают устранить различия в сравниваемых показателях.
Таким образом, несопоставимость показателей может быть вызвана разными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приведет к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому, прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных ранее факторов.
Тест с ответами по курсу Экономический анализ Часть 1
1.Экономический анализ это:
1. Разграничение (распределение) явлений на составляющие элементы
+ 2. Наука, которая позволяет оценить эффективность деятельности субъекта рыночной деятельности.
3. Сочетание отдельных составных явлений
4. Широкий поиск решения конкретных задач.
2. Дайте определение экономического анализа как науки.
1. Восприятие действительности через систему экономической информации, что позволяет количественно измерить явления
+ 2.Система специальных знаний, позволяющая оценить эффективность деятельности того или иного субъекта рыночной экономики
3. Совокупность процессов, направленных на выполнение целевой функции оргструктуры в соответствии с ее местом в системе общественного разделения труда
4. Система специальных знаний о показателях, информации, взаимосвязи показателей, факторов и их влияние на результаты, методику исследования изменений.
4. Что является объектом экономического анализа?
1. Сбор и обработка материалов и принятия управленческих решений
2. Совокупность производственных отношений во взаимосвязи с производственным и силами
3. Материальные и социальные процессы деятельности предприятия
+ 4.Хозяйственная деятельность, которая включает материальные, экономические и социальные процессы.
6. Характерные особенности метода экономического анализа
1. Изучение явлений хозяйственной деятельности
2. Необходимость дробления на элементы
3. Объединение однородных явлений в группы
+ 4. Использование системы показателей, способов и приемов для изучения и оценки деятельности предприятия
7. Какие из перечисленных методов позволяют выявить резервы повышения эффективности производства?
+ 1. Метод сравнения, элиминирования.
2. Детерминированно е моделирование
3. Метод балансовых увязок
9. Какие из приведенных методов относятся к методам измерения факторов
+ 1. Сравнения, элиминирования, экономико-матема тические
2. Социально-эконом ические
3. Экономико-эколог ические
4. Функционально-ст оимостные
10. Основными источниками информационного обеспечения экономического анализа являются:
+ 1.Материалы отчетов, планов, статистической и бухгалтерской отчетности.
2. Внешняя информация, учетная и учетная
3. Нормативно-плано вая
4. Внешняя информация
11. Какие показатели являются абсолютными величинами?
1. Коэффициенты, проценты
+ 2. Килограммы, метры, тонны
3. Размеры, объемы общественных явлений
4. Числовые соотношения, характерные для общественных явлений
12. Относительные величины выражаются в :
1. Натуральных единицах
2. Стоимостной оценке
+ 3. Коэффициентах, структуре, процентах
4.Числовых соотношениях
13. Какие условия необходимо учесть при использовании приема сравнения?
+ 1. Привести информацию в сопоставленный вид
2. сгруппировать материалы
3. Провести классификацию факторов
4. Отобрать нужные для анализа показатели
14. Прием цепных подстановок используют при:
+ 1. изучении любых хозяйственных результатов, характеризуется простой пропорциональной зависимостью
2. Выявлении резервов интенсивного характера
3. Определение объемов производства продукции
15. Прием элиминирования подразделяется на:
1. Интегральный прием
+ 2. Прием пропорциональног о деления
+ 3. Прием абсолютных разниц
+ 4. Прием относительных разниц
+ 5. Прием цепных подстановок
6. Индексный прием
16. Примером качественных показателей являются:
1. Посевная площадь
+ 2. Производительнос ть труда
3. Объем валовой продукции
+ 4. Урожайность, продуктивность животных
5. Количество работников
+ 6. Среднегодовая заработная плата
17. Примером количественных показателей являются:
+ 1. Посевная площадь
2. Производительнос ть труда
+ 3. Объем валовой продукции
4. Урожайность, продуктивность животных
+ 5. Количество работников
6. Среднегодовая заработная плата
18. Средние величины в экономическом анализе характеризуют:
+ 1. Обобщенную количественную характеристику совокупности однородных явлений по определенному признаку
2. количественные размеры в единицах измерения
3. соотношение величины отдельных явлений
19. Какие из перечисленных приемов позволяют выявить резервы повышения эффективности производства
+ 1. Прием сравнения, элиминирования
2.Детерминирован ное моделирование
3. Элиминирование моделирования
4. Прием балансовых увязок
20. Какие из перечисленных приемов относятся к приемам измерения влияния факторов
+ 1. Сравнения, элиминирования, экономико-матема тические
2. Экономико-эколог ический
3. Социально-эконом ический
4. Функционально-ст оимостный
21. Назовите этапы аналитической работы
+ 1. Подбор и проверка данных, разработка системы мероприятий, оформление результатов анализа
2. Оформление аналитических таблиц и выводов по их данным
3. Выявление достоверных объективных резервов
22. По объему вопросов, которые изучаются экономический анализ бывает:
+ 1. Полный(комплексн ый)
2. Тематический
+ 3. Частичный
4. Функционально-ст оимостный
23. С применением технических средств анализ бывает:
+ 1. Автоматизированн ый
+ 2. Механизированный
+ 3. Немеханизированн ый
4.Ежедневный
24. Индукция
+ 1.Способ изучения исследуемого предмета(процесс а) от частного к общему
2.Способ изучения исследуемого предмета(процесс а) от общего к частному
3.Процесс познания объектов, которые изменяют оригинал и являются источником информации о нем
4. Процесс познания с использованием модели
25. Дедукция
1.Способ изучения исследуемого предмета(процесс а) от частного к общему
+ 2.Способ изучения исследуемого предмета(процесс а) от общего к частному
3.Процесс познания объектов, которые изменяют оригинал и являются источником информации о нем
4. Процесс познания с использованием модели
26. Балансовый прием заключается в:
1.Определении связи отдельных факторов на обобщающий результат
2. Корректировке показателя, принятого за основу сравнения
+ 3.Установлении равновесия между несколькими однородными и взаимосвязанными показателями
4.Выделении из совокупности исследуемых явлений качественно однородных типов, групп по существенным признакам
27.Прием группировки данных заключается в:
1.Определении связи отдельных факторов на обобщающий результат
2. Корректировке показателя, принятого за основу сравнения
3.Установлении равновесия между несколькими однородными и взаимосвязанными показателями
+ 4.Выделении из совокупности исследуемых явлений качественно однородных типов, групп по существенным признакам
28. Прием пересчета показателей заключается в:
1.Определении связи отдельных факторов на обобщающий результат
+ 2. Корректировке показателя, принятого за основу сравнения
3.Установлении равновесия между несколькими однородными и взаимосвязанными показателями
4.Выделении из совокупности исследуемых явлений качественно однородных типов, групп по существенным признакам
29. Статистические приемы:
+ 1. Ряды динамики, графический, группировка данных
2. Интегральный
3.Прием экспертных оценок
4.Экономическая диагностика
30.Ретроспективн ый (последующий) анализ делится на:
1.предыдущий и следующий
2.внутрихозяйств енный и межхозяйственный
+ 3.оперативный и текущий
4.технико-эконом ический и финансово-эконом ический
13. Прием «сравнение»: сущность, условия сравнения, способы приведения показателей в сопоставимый вид.
Сравнение – это способ познания, в процессе которого изучаемое явление, предметы сопоставляются с уже изученными ранее, с целью определения общих черт или различий.
В экономическом анализе используются множество видов сравнения, которые между собой отличаются, в основном, базой сравнения. Например, сопоставление фактических показателей с плановыми, с нормами, с данными прошлых лет, со средними показателями по отрасли, сопоставление темпов роста одного или различных показателей за разные периоды времени и др.
Различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный; вертикальный; трендовый; одномерный; многомерный.
Способы приведения показателей в сопоставимый вид.
— нейтрализация стоимостного фактора;
— нейтрализация ценового фактора;
— нейтрализация количественного фактора;
— приведение к однородной структуре сравниваемых сложных показателей;
— равенство периодов времени, за которое делается сравнение;
— приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления;
— замена абсолютных показателей относительными;
— устранение территориальных различий, географических условий и сезонных особенностей.
Использование этих способов обеспечивает сопоставимость показателей внутри предприятия, между отраслями и территориями.
14. Прием последовательного изолирования факторов (цепных подстановок).
способ цепной подстановки используется в детерминированном факторном анализе во всех типах моделей – мультипликативной, аддитивной, кратной и смешанной для расчета влияния факторов на результативный показатель. Для этого последовательно заменяются базисные величины каждого фактора (плановые данные или фактические данные за прошлый год) на фактические данные отчетного года. В результате такой замены образуются условные показатели, которые сравниваются с базисными. Результаты сравнения показывают величину влияния измененного фактора на результативный показатель, т.к. остальные факторы в данном расчете являются неизменными.
При проведении факторного анализа следует, в первую очередь, определять влияние количественных факторов, затем качественных, сначала определяется влияние факторов первого уровня подчинения, а за тем второго, третьего и т.д. В таком же порядке факторы располагаются в модели. Замена базисных величин на фактические производится последовательно, по цепи, в том порядке как они расположены в модели. Размер влияния каждого фактора на результативный показатель определяется также по цепи, от первого условного показателя вычитается базисное значение показателя, от второго условного показателя отнимается первый и т.д., и в конце от фактического значения результативного показателя отнимается последний условный показатель. Затем путем балансовой увязки проверяется правильность расчетов, т.е. сумма влияния всех факторов должна быть равна общему изменению результативного показателя.
15. Прием абсолютных разниц.
При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.
Рассмотрим алгоритм расчета для мультипликативной факторной модели типа Y=axbxcxd. Имеются плановые и фактические значения по каждому факторному показателю, а также их абсолютные отклонения:
Определяем изменение величины результативного показателя за счет каждого фактора:
Как видно из приведенной схемы, расчет строится на последовательной замене плановых значений факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей.
Обеспечение сопоставимости показателей
1) единство объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов;
2) единство промежутков или моментов времени, за которые были рассчитаны сравниваемые показатели;
3) сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и т. д.);
4) единство методики исчисления показателей и их состава.
Для обеспечения сопоставимости сравниваемые показатели необходимо привести к единой базе с учетом перечисленных требований.
Для нейтрализации воздействия ценового фактора сравниваемые показатели должны быть выражены в одних и тех же ценах, как правило, плановых или базисного периода.
Для нейтрализации воздействия объемного фактора сравнимые показатели должны быть пересчитаны на объем производства отчетного периода
Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего сравниваемые показатели приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая их количество.
Для нейтрализации воздействия структурного фактора сравниваемые показатели необходимо пересчитать на плановую структуру или структуру базисного периода.
Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить относительные величины. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты. Также при анализе следует учитывать, что несопоставимость показателей может быть вызвана изменениями в учетной политике предприятия, способными радикально повлиять на формирование операционных затрат, финансовых результатов и финансовое состояние предприятия.
Таким образом, основными способами приведения показателей в сопоставимый вид является нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису.