какие условия являются необходимыми для успешной учебной деятельности правополушарных учащихся
Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе
Профессиональная специализация полушарий завершается у человека после рождения, и по мере взросления между аппаратами образного и абстрактного мышления устанавливается демаркационная линия. И тогда оказывается, что индивидуальность человека, особенности его психики зависят от того, какой из аппаратов приобретает ведущее значение. Правда, нельзя воспринимать асимметрию буквально. Каждое решение принимается обоими полушариями совместно, между ними проходят миллионы информационных каналов. Просто в общем решении содержится разный вклад полушарий. Это лишь исходные условия, которые необходимо выравнивать и формировать в процессе индивидуального развития.
Нет главного и второстепенного, “большого” и “малого” полушарий. У большинства людей доминирует смешанный тип, где правое и левое полушария тесно взаимодействуют. У людей с амбидикертностью (универсальный) преобладает комбинированный индуктивно-дедуктивный способ изложения материала, дифференцированное запоминание, умение одновременно оперировать знаками, символами и художественными образами. Для таких людей характерна пластичность мышления возможность реализовать себя в любом виде деятельности. Полученная информация последовательно обрабатывается то одним, то другим полушарием. Люди с такими задатками могут развивать свои способности,как в области техники, так и в области гуманитарных наук. Имеют широкий диапазон возможностей и интересов.
Полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий. Около 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И. П. Павлов писал о двух типах людей: “Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница. Одни – художники. захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления. Другие – мыслители, именно дробят ее. делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить. ”
Асимметричная организация мозга прослеживается на различных уровнях: от молекулярного до поведенческого. Полушария по-разному обрабатывают информацию, поступающую из внешнего мира. Левое отвечает за аналитическое мышление; люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. Левое полушарие – база абстрактного мышления – ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. Правополушарные обладают образным мышлением, им свойственно не аналитическое целостное восприятие мира. Правое полушарие – база образного мышления – охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии.
Мир еще недавно был предельно жесток по отношению к правополушарным людям. Им было трудно социализироваться. Для того, чтобы соответствовать нормам левополушарного общества, необходимо было затрачивать недюжинные запасы энергии, ломать себя. Правополушарные представители в нашем, приспособленном под левополушарных мире, испытывают массу неудобств. Например, правополушарные дети позже взрослеют и не сразу вписываются в общество, чего не понимают учителя, ставящие им двойки и тем самым понижающие их самооценку. Этим детям присуща повышенная ранимость, ведь эмоции являются основой их личности. Асоциальное поведение тоже часто встречается среди неадаптировавшихся к жизни правополушарных людей.
Работая над этой проблемой, я предположила, что если в процессе обучения учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся, то потенциальные возможности самого учащегося будут реализовываться наиболее полно. Являясь участницей городской экспериментальной площадки (ГЭП) второго уровня в Центре образования №1748 “Вертикаль” по созданию единого образовательного пространства и повышению качества образования, мной была разработана система психологической поддержки участников учебного процесса через учет психофизиологических особенностей учащихся с ассиметрией полушарий головного мозга.
Проанализировав литературу и по данной теме, посещая уроки, я пришла к выводу, что в образовательном процессе не учитываются индивидуальные особенности учащихся с ассиметрией головного мозга.
Целью данной работы стала разработка рекомендаций по психолого-педагогической помощи педагогам и учащимся в образовательном процессе с учетом психофизиологических особенностей детей. Для реализации поставленной цели нужно провести диагностику по определению типа функциональной ассиметрии полушарий головного мозга в 5-9 классах, наблюдение за учащимися в процессе обучения.
Основы функциональной специализации полушарий мозга является врожденной, однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной симметрии.
Существует три типа функциональной организации полушарий мозга.
— отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий- смешанный тип.
— доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению)
— доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение)
К односторонним представителям (правополушарным и левополушарным) принадлежат чуть меньше половины людей. Большая часть относится к равнополушарным людям. (Результаты диагностических методик показали, что у учащихся 5-9 классов ЦО №1748 “Вертикаль”, что у 19% доминирует левое полушарие, у 21% доминирует правое полушарие, у 60% учащихся отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.)
логическое последовательное линейное, символическое, основано на реальности вербальное
Видит символы (буквы, слова). Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения. Любит смотреть фильм после чтения книги.
интуитивное хаотическое абстрактное, ориентировано на фантазии, невербальное, вневременное, аналоговое
Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги.
Правополушарный метод чтения использует ключи контекста. Но основные методы учителей в научении чтению рутинно используют только левополушарный подход. Таким образом, не удивительно, что отстающими учениками в чтении оказываются правополушарными.
Когда классу предоставляется выбор возможных ответов, правополушарные ученики склонные к догадкам, (имеют больше шансов). Полагаясь на интуицию, они часто находят правильный вариант. А доказательства может дать только “левый” мозг. Примеры этого имеются на всех образовательных уровнях. Младшие проверяют вычитание сложением двух меньших чисел. Ученики старших классов могут проверять ответ, помещая его в уравнение. Интересно, что левополушарные ученики действительно любят проверки своих работ, в то время как половина правополушарных находят, что это не интересно, и их нужно заставлять это делать.
Благодаря пространственной природе геометрии многие правополушарные ученики, считающиеся слабыми, будут блистать в сравнении с их левополушарными товарищами. Напротив, алгебра требует логически последовательного мышления, что является преимуществом левого полушария.
Методика преподавания в средней школе построена с “левополушарным” акцентом. Для того что бы создать ситуацию успеха на уроках нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.Создать оптимальные психолого –педагогические условия для реализации потенциальных возможностях ребенка, с учетом мозговой организации познавательных процессов.
Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (собственный развернутый ответ).
Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа).
У многих преподавателей возникает вопрос “Как левополушарный учитель может преподавать правополушарному учащемуся?”. Ответ очень простой. Не нужно пытаться изменить свое сознание. Нужно, с пониманием относится к трудностям, которые возникают у детей. Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей.
Подход в обучении с учетом психофизиологии
Левополушарные. Анализ, вневременные задания, работа в одиночку, доказательство теорем, оперирование знаками на плоскости, задание в символах, алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости, многократное повторение
Правополушарные. Синтез, здание на время, работа в группе, формулировка теорем, оперирование пространственными связями, задание в картинках, геометрия (пространственное мышление), схемы, таблицы
Левополушарные. Анализ рассказа, разбор слов и предложение по составу, обучение других, применение правил понятийное понимание слов
Правополушарные. Сочинение составление слов и предложений из частей, чтение-нахождение взаимосвязи пересказ, чтение по ролям, инсценировка, творческие работы
Правополушарные. Рационально-логический способ изучения,освоение вокабуляра посредством изучения слов, усвоение правил и грамматических конструкций, обучение других, лингафонная система, восприятие на слух, сопоставление текстов, дробление текстов и слов на части, проверка после урока деятельность требующая отсроченной реакции.
Левополушарные. Интуитивный способ изучения, освоение вокабуляра методом “островков”, образные представления и конкретные ситуации, ролевые игры, работа с наглядностью фильмами и карточками, деятельность требующая быстрой реакции, задание на правописание, интервью, синтез текстов и слов предложенных частей
Левополушарные. Аналитическая работа, логические задания, выявления различий, выделение деталей, создание категорий, обобщение, многократное повторение, алгоритм
Правополушарные. Мозговой штурм, просмотр фильмов, предсказание результатов, творческие задания, выявление сходств, сопоставление фактов, выделение сути, выделение важных моментов, использование речевых и музыкальных ритмов, экскурсии, походы, путешествия
Левополушарные. Индивидуальная борьба, рассчитывает только на свои силы
Правополушарные. Командная борьба, обостренное чувство честной борьбы, “один за всех и все за одного”.
Левополушрные. Получать информацию с правой стороны
Правополушарные. Получать информацию с левой стороны
Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу.
Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий.
Специфика обучения правополушарных и левополушарных детей
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Специфика обучения правополушарных и левополушарных детей
Поэтапное создание ситуации успеха на уроке
Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны создаваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.
Мотивационный этап (установка на предполагаемую деятельность). Учитель ставит перед собой задачу сформировать в учениках мотив достижения. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка.
Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.
Рабочая полусфера — левая
Рабочая полусфера — правая
Светлая доска — темный
Темная доска — светлый мел
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности
Гештальт (образы). Контекст. Связь информации с реальностью, практикой. Творческие задания. Эксперименты. Музыкальный фон. Речевой и музыкальный ритм
Детали. Абстрактный линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала. Тишина на уроке
Завоевание авторитета. Престижность положения в коллективе. Установление новых контактов. Социальная значимость деятельности
Стремление к самостоятельности. Глубина знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Потребность в образовании
Особенности сенсорного восприятия. Познавательная активность, первично возникающая в одном из полушарий, запускает движения глаз в противоположную сторону, так что движения глаз можно рассматривать как показатель относительной активности двух полушарий. Можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных — правая полусфера. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию.
Для лучшего восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска — темный мел. А посадить их необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 32%. Для левополушарных учащихся наиболее важна правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.
Операционный этап (обеспечение деятельности). Задача учителя на операционном этапе — обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.
Обычно учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушарий И большинство учебников отражает эти характеристики: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся же ставят перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.
Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться ими плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.
Целостное. Интонационная сторона речи. Визуалы(зрительное)
Дискретное (по частям).Смысловая сторона речи.
Приверженность к практике
Приверженность к теории
Экстравертированнось. Отрицательные (страх, печаль, гаев, ярость)
Интровертированность. Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья)
Наглядно-образное. Оперирование образами. Спонтанное. Эмоциональное. Интуитивное. Трехмерное (в пространстве)
Абстрактно-логическое. Оперирование цифрами, знаками. Формальное. Рациональное. Программируемое. Двумерное (на плоскости)
Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь и не имеют успеха в свободной конверсации. Если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако их точность в употреблении слов и применении правил обычно выше, чем у их правополушарных одноклассников. Тем не менее левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.
Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой). Результативный этап деятельности учителя является диагностирующим в его работе, определяет прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.
Учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Выбирая методы проверки знаний учащихся, также необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.
Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.
Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски
Высокий самоконтроль речи. Высокий самоконтроль изложения материала
Ошибки в словарных словах. Пропуски букв, описки.
Имена собственные пишут со строчной буквы
Безударные гласные в корне Пропуск мягкого знака
Написание лишних букв
Замена одних согласных другими Падежные окончания
Устный опрос. Задания с ограниченным сроком выполнения Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ)
Решение задач. Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа)
Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дадут им возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ. Есть несколько факторов, представляющих риск для учащихся с отличающимися учебными предпочтениями: неспособность к обучению, негибкость учебного, стиля и ограниченность набора обучающих стратегий. Учебники обычно ориентированы на один стиль обучения и часто на полушарную модель автора. В то время как для многих детей необходимо использовать набор учебных материалов, ориентированных как на левополушарный, так и на правополушарный тип учащихся.
Учителю при разработке методических планов необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки. Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие, у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки.
После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше. Правополушарные ученики после изучения правил иногда делают ошибок в 4 раза больше. Дело в том, что дети правополушарного типа обладают так называемой «врожденной грамотностью», которая позволяет им писать без ошибок, не опираясь на знание правил, а используя опору на зрительные и моторные образы слов, не задумываясь о правописании вообще. Правополушарным свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Правополушарные, не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово, на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается «врожденная грамотность». Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное — понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок не любят.
Методика работы с правополушарными и левополушарными детьми
Разделы: Биология
Класс: 8
Почти каждый школьный учитель сейчас согласится, что уровень подготовки школьников, их мотивация к учению падают год от года. Но все инновации направлены на изменение процесса преподавания и не учитывают возможностей и особенностей учащегося. Именно школьный учитель биологии непосредственно на уроке может ознакомить каждого ученика с его индивидуально-психологическими особенностями, обуславливающими его познавательные процессы, и предложить ему набор методов и приемов учения, то есть помочь сформировать индивидуальный стиль учения, пусть и в весьма упрощенном варианте. Более всего для этого подходят уроки биологии человека в 8-м классе по темам «Строение и функции нервной системы» и/или «Высшая нервная деятельность». Также данный материал может быть предложен учащимся 9–11-х классов, особенно при профильном обучении в программе элективных курсов, факультатива, биологического кружка.
Впервые вопрос о существовании индивидуальных различий в способах кодирования информации поставил русский физиолог И.П. Павлов в рамках своего учения о двух сигнальных системах коры головного мозга (1932). В настоящее время проблема первосигнальных и второсигнальных способов кодирования информации представлена в качестве проблемы межполушарной специализации. Заметим, что функциональная межполушарная асимметрия является единственной уникальной особенностью деятельности мозга человека, отличающей ее от деятельности мозга животных.
Каждое полушарие обрабатывает информацию специфическим образом. Логическое полушарие (обычно левое) имеет дело с точным счетом, обработкой языка и линейным анализом. В противоположность этому гештальт-полушарие (обычно правое) обрабатывает информацию цельно, имеет дело с образами, эмоциями. У некоторых людей логическим полушарием является правое, а образным – левое.
В осуществлении любого вида сложной психической деятельности принимают участие оба полушария, не дублируя друг друга, а обеспечивая разные (и всегда необходимые) стороны этой деятельности. Среди многочисленных фактов, полученных нейрофизиологией, нейро- психологией, эволюционной биологией, наиболее важными, пожалуй, являются результаты, доказывающие непрерывное взаимодействие полушарий и, следовательно, процесс постоянного взаимоперевода поступающей информации в двух базовых модальностях ментального опыта (визуальной и словесно-речевой). У женщин обмен информацией между полушариями идет быстрее, чем у мужчин, отсюда термин «женская логика».
По некоторым данным, созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9–10 лет ребенок является существом «правополушарным». Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем женщины. Но педагогам и родителям надо знать, что врожденные предпосылки – это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Зная тип межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации, можно объяснить нетерпеливым родителям и преподавателям, почему их не лишенный способностей первоклассник нерадует успехами. Например, праворукий, но левоглазый ребенок запаздывает в развитии на ранних этапах, так как до 9–10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. Такие дети, запаздывая в младшем школьном возрасте, потом обязательно догонят сверстников в своем развитии, а став взрослыми, будут иметь более высокий интеллект.
Естественно, различия между лево- и правополушарными людьми вызывают различные трудности в их обучении и учении. Так, у левополушарных учащихся относительно меньшая (по сравнению с правополушарными) способность к формированию образов вызывает затруднения, когда необходимо усвоить большое количество конкретного материала, недостаточно объединенного смысловыми связями и закономерностями. Такие школьники испытывают трудности при усвоении экологии, биологии, географии, химии, истории, поскольку нужно запомнить большое количество фактов, недостаточно связанных между собой. Трудности для учащихся с преобладающим правополушарным стилем мышления возникают в работе без наглядной опоры. Именно для этих учащихся необходим «перевод» словесной информации в визуальную форму, например: словесное объяснение логических заданий воспринимается хуже, чем рисунок или чертеж, схема, график. Выполнив правильно практическое или лабораторное задание, учащиеся затрудняются дать словесный отчет о сделанном, испытывают сложности при необходимости дать теоретическое обоснование своим действиям.
Школьная практика свидетельствует, что в обучении все чаще обращаются к принципу системной дифференциации, учитывающему особенности функциональной асимметрии мозга.
Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для таких учащихся характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Выражена потребность в совершенствовании ума и волевых качеств.
Как же учитывать особенности межполушарной асимметрии учащихся непосредственно на уроке? Оптимальный подход к обучению – рациональное сочетание работы обоих полушарий, в котором правое полушарие обеспечивает широкое видение проблемы и энтузиазм, а левое — знание структуры проблемы и поэтапное планирование действий. В практической деятельности левополушарному ученику следует предлагать учебную информацию в вербальной (словесной) форме (лучше в письменном виде), а правополушарному – в невербально-вербальной форме: рисунки, таблицы, графики, практические лабораторные работы. К счастью, современные школьные учебники биологии дают обильную информацию и для левополушарных, и для правополушарных учеников. А вот контроль усвоения знаний мы обычно проводим исключительно в вербальной форме, что ставит правополушарных школьников в невыгодную позицию. Мы проверили это положение экспериментально: определили у 40 школьников 8-го класса выраженность межполушарной асимметрии и предложили им специально составленный тест по теме «Нервная система». Тест включал 30 заданий (15 пар), причем каждая пара включала задания, одинаковые по содержанию, но различные по форме представления материала: первое – в вербальной форме, второе – в невербально-вербальной форме (рисунок + текст).
Ученики с доминированием правого полушария достоверно лучше выполнили невербально-вербальные задания. Для них желательна именно такая форма информации и для восприятия, и для воспроизведения. Худшее выполнение ими теста в целом показывает, что они испытывают явный дефицит учебной информации в графической невербальной форме и, возможно, затруднения при вербальном контроле знаний.
Определение и учет в учебном процессе межполушарной асимметрии учащихся может явиться одной из основ индивидуализации обучения с учетом психофизиологических и психологических особенностей школьников, которого требуют ведущие тенденции современного образования. При этом информация о ведущем полушарии каждого ученика должна быть доведена до сведения и учащихся, и всех педагогов-предметников, что поможет в оптимизации способов получения и воспроизведения учебной информации (формировании индивидуального стиля учения) и даже выборе профессии. Резюмируя все вышеизложенное и опираясь в основном на работы А.Л.Сиротюк, мы предлагаем ознакомить всех учащихся с рекомендациями по формированию индивидуального стиля учения (и образа жизни) для учеников с разной выраженностью функциональной асимметрии.
1. Длинный отросток нервной клетки – это
а) нейрон
б) аксон
в) дендрит
г) синапс
2. На рисунке стрелкой обозначен
а) нейрон
б) аксон
в) дендрит
г) синапс
Рис. 3.1. Фрагмент теста, содержащий задания в вербальной и невербально-вербальной форме.
Задание в вербальной форме предшествует аналогичному по содержанию заданию в невербально-вербальной форме.
Лево- и правополушарные школьники имели одинаковую успеваемость по текущим данным классного журнала, но ученики с ведущим правым полушарием справились с тестом достоверно хуже, чем ученики с ведущим левым полушарием. Очевидно, это связано с тем, что большая часть информации на уроке и при выполнении домашних заданий подается в вербальной форме.
У левополушарных учеников четко прослеживается большее количество правильных ответов в тестовых заданиях с вербальным представлением материала. Это значит, что эти учащиеся лучше понимают и выполняют задания в словесной форме, нежели в форме рисунка или графика.
Ученики с доминированием правого полушария достоверно лучше выполнили невербально-вербальные задания. Для них желательна именно такая форма информации и для восприятия, и для воспроизведения. Худшее выполнение ими теста в целом показывает, что они испытывают явный дефицит учебной информации в графической невербальной форме и, возможно, затруднения при вербальном контроле знаний.
Определение и учет в учебном процессе межполушарной асимметрии учащихся может явиться одной из основ индивидуализации обучения с учетом психофизиологических и психологических особенностей школьников, которого требуют ведущие тенденции современного образования. При этом информация о ведущем полушарии каждого ученика должна быть доведена до сведения и учащихся, и всех педагогов-предметников, что поможет в оптимизации способов получения и воспроизведения учебной информации (формировании индивидуального стиля учения) и даже выборе профессии.