какие услуги социального работника платные
Платные социальные услуги нестационарных учреждений
Для населения — деятельность учреждений социального обслуживания по предоставлению населению платных социальных услуг
В целях расширения категорий и спектра социальных услуг, развития рынка социальных услуг, создания условий для реализации гражданами права выбора учреждениями социального обслуживания с 2011 года предоставляются населению платные социальные услуги.
Платные социальные услуги ориентированы в первую очередь на граждан, не имеющих оснований для предоставления им бесплатного социального обслуживания.
В соответствии со ст. 8 Закона города Москвы от 9 июля 2008г. № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» бесплатно социальные услуги предоставляются:
В целях реализации статьи 9 указанного Закона, а также постановления Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. № 919-ПП «О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы» утвержден Порядок и условия оплаты гражданами платных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы.
Лицам, состоящим на надомном обслуживании в центрах социального обслуживания, услуги, предусмотренные Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг, оказываются бесплатно.
На платной основе предоставляются только дополнительные услуги, сверх Территориального перечня гарантированных государством социальных услуг (перечень утвержден постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009г. № 215-ПП «О мерах по реализации закона города Москвы от 09.07.2008г. № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы»).
В случае обращения в учреждения социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, проживающих в семьях с трудоспособными родственниками, социальные услуги им будут оказываться на платной основе в соответствии с указанным Территориальным перечнем.
Первично, в соответствии с решением Межотраслевого совета по рассмотрению проектов регулируемых цен (тарифов) при Департаменте экономической политики и развития города Москвы распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 5 марта 2011 г. № 11-Р утверждены:
Решением Межотраслевого совета по рассмотрению проектов регулируемых цен (тарифов) при Департаменте экономической политики и развития города Москвы тарифы были пересмотрены и утверждены распоряжением Департаментом экономической политики и развития города Москвы от 28 декабря 2012 № 61-Р.
Платные социальные услуги населению оказываются исключительно на добровольной основе.
Соцработники больше не курьеры по доставке еды, а компаньоны
О том, что получение социальных услуг в Москве должно быть простым и доступным, для чего нужны стандарты социальных услуг и почему соцработники больше не курьеры по доставке еды, а помощники и компаньоны, «Москвич Mag» рассказал замглавы московского Департамента труда и социальной защиты Павел Келлер.
Индивидуальные программы услуг вместо усредненных
В этом году Москва отмечает 30-летие социальной работы в современной России, но традициям социального служения в нашей стране много больше — несколько веков. Времена меняются и социальная защита вместе с ними. На повышение эффективности работы в первую очередь повлияла цифровизация социальных сервисов. Еще 10 лет назад трудно было представить, что государство будет предлагать услуги под названием «суперсервис». Очень важно, что при принятии решений в социальной сфере в наше время активно используется клиентский опыт, кроме этого, стало больше внимания уделяться индивидуальным потребностям людей.
В центре внимания теперь — интересы москвичей. Клиентоцентричность в соцзащите сегодня вышла на первый план. Это позволяет учитывать все потребности человека, создавать такие индивидуальные программы, которые нужны и важны каждому отдельно взятому горожанину, а не усредненному потребителю.
Стандарты соцобслуживания вместо размытых формулировок
Признание москвича нуждающимся в социальном обслуживании — государственная услуга, которая должна быть проста и доступна для всех желающих получить социальную поддержку на дому. Так же, как и определение объема соцпомощи, на которую можно рассчитывать. Но не всегда было так. Например, 30 лет назад решение о том, какую помощь может получить человек, определял руководитель центра соцобслуживания, прежде всего руководствуясь личными представлениями. Позднее Правительство Москвы приняло перечень гарантированных соцуслуг в стационарной форме соцобслуживания. О стандартах услуг тогда речь еще даже не шла.
Новым этапом в развитии законодательства о соцобслуживании стало принятие в 2008 году закона «О социальном обслуживании населения города Москвы», в котором впервые были закреплены требования к стандартам соцуслуг. Правда, появились они значительно позже.
В развитие закона в следующем году был принят новый территориальный перечень гарантированных государством соцуслуг уже во всех формах социального обслуживания (который содержит те услуги, которые в системе по факту и предоставляются) и новый порядок предоставления социальных услуг. Правда нового там было не так уж много — сокращены сроки на сбор документов с семи до трех дней, да решение теперь принималось не руководителем центра социального обслуживания, а специально созданной комиссией при нем. Все это приводило к тому, что любой житель города, признанный нуждающимся в социальном обслуживании на дому, имел право как на весь перечень услуг, так и на неограниченное их количество, так как стандарты социальных услуг в итоге не появились.
Важным этапом в развитии службы социальной поддержки стало принятие в 2013 году Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Закон дал возможность создать реестр негосударственных поставщиков социальных услуг. Это в свою очередь, впервые заставило серьезно задуматься о конкуренции за человека, и, как следствие — об эффективности внутренних процессов управления в государственных центрах соцобслуживания. На основе федерального закона Правительство Москвы в 2014 году приняло новый порядок предоставления социальных услуг.Новый механизм стал более понятным и что самое главное — универсальным для всех форм социального обслуживания, а право на принятие решения о признании человека нуждающимся в соцобслуживании на дому передано от руководства центров социального обслуживания в районные отделы социальной защиты. Но главное — в Москве впервые появились стандарты социального обслуживания, которые описывали содержание услуг, устанавливали периодичность их предоставления.
Качество выполненных работ вместо количества обслуживаемых на дому людей
Изменения законодательства позволили пересмотреть подходы к формированию оплаты труда соцработников. С 2015 года заработная плата соцработника стала формироваться из количества оказанных услуг и реально уделенного человеку времени, в то время как раньше заработная плата начислялась исходя из норматива обслуживания определенного числа усредненных потребителей, что приводило к неэффективному использованию рабочего времени соцработника. Эта система позволила создать конкуренцию среди соцработников и позволить эффективно использующим свое время соцработникам получать большую заработную плату. Но в то же время эта система позволила выявить существенные проблемы внутри, связанные с существенным преобладанием услуг по доставке чего бы то ни было. Социальные работники были прежде всего курьерами и им порой не хватало времени на простое человеческое общение, которого так не хватало нашим получателям. К решению этой проблемы мы подошли позднее.
Надежные компаньоны вместо курьеров по доставке еды
Некоторые вопросы в работе службы социальной поддержки на дому к тому моменту все еще оставались нерешенными. Как определить необходимый индивидуальный набор услуг на дому? Соответствует ли имеющийся перечень социальных услуг фактическим потребностям получателей социальных услуг? И следует ли дожидаться обращения человека за оказанием помощи или действовать проактивно?
Но главное — в Москве полностью пересмотрены перечень и стандарты соцуслуг. Широкое использование современных сервисов по доставке продуктов, товаров позволило, к примеру, такие исключительно платные услуги, как сопровождение на прогулку, приготовление горячей пищи, межсезонная комплексная уборка квартиры предоставлять в рамках гарантированного перечня. Кроме того, и это очень важно, при принятии решения о назначении социальных услуг исключен человеческий фактор — все происходит в автоматизированном режиме.
Социальное обслуживание сегодня — всегда индивидуальный набор услуг. Житель Москвы, обратившийся за поддержкой, получит ровно те услуги, которые ему необходимы, а не «средний пакет». Сам соцработник перестал быть курьером: 40% его времени перераспределено с услуг по доставке на услуги по уходу. Если раньше доставка продуктов и лекарств было самой массовой услугой, то сейчас это — приготовление горячих обедов и сопровождение на прогулку. Соцработник сегодня — это надежный помощник и компаньон.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Павел Келлер о надомном обслуживании в Москве: «Мы ориентируемся на потребности и нужды конкретного человека»
Сегодня в Москве работает более семи тысяч социальных работников, они обслуживают порядка 130 тысяч москвичей на дому. С начала этого года в Москве изменились стандарты предоставления социальных услуг, и теперь надомное обслуживание больше направлено на нужды конкретного человека. О портрете социального работника, его обновленном функционале и новшествах рассказывает Павел Келлер, заместитель руководителя столичного Департамента труда и социальной защиты населения.
«У СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ — ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»
— Павел Анатольевич, каких личных качеств и профессиональных навыков требует профессия социального работника?
— Во-первых, относиться с уважением и вниманием к человеку, с заботой и милосердием. Во-вторых, перед соцработником стоит задача — помогать тем, кто особенно в этом нуждается. Безусловно, это сложная работа, как и любая работа, связанная с людьми. И это та профессия, в которой не должно быть случайных людей. Что касается профессиональных навыков и умений социального работника, то здесь мы опираемся на профессиональный стандарт. Это выполнение социально-бытовых услуг: уборка, приготовление горячей пищи и так далее. Плюс социально-медицинские услуги, которые связаны с оказанием первой помощи, проведением санитарно-гигиенических процедур.
— Давайте нарисуем портрет соцработника: возраст, уровень образования, компетенции.
— В целом у социальной защиты и у коллектива социальных работников женское лицо. Чаще всего в эту профессию идут работать женщины среднего возраста, старше 40 лет.
— Что соцработник обязан выполнять бесплатно, а что — платно?
— В каждом регионе России есть свой перечень социальных услуг. И все, что в него входит, предоставляется платно или бесплатно в зависимости от дохода человека. Есть гарантированный список услуг, а есть также только платные услуги. Например, соцработник может выгулять домашнего питомца — эта услуга в гарантированный перечень не входит, но некоторые территориальные центры соцобслуживания предоставляют ее за отдельную плату.
С 1 января этого года в Москве изменился перечень социальных услуг, оказываемых на дому, а также стандарты их предоставления. Время, которое раньше соцработники тратили на выполнение всего объема социальных услуг, мы перераспределили на те сервисы, в которых люди особенно нуждаются. Сегодня москвич может гарантированно получить около 20 услуг: помощь в приготовлении горячей пищи, уборке, организации и доставке продуктов питания, оплате ЖКХ, сопровождении на прогулках, проведении санитарно-гигиенических процедур, стирке, смене белья и одежды и так далее.
«ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ»
— По каким стандартам теперь работают социальные работники?
— Например, раньше продукты доставляли до восьми раз в месяц. Соцработник шел в магазин и приносил продукты. Сегодня уже новый стандарт: продукты можно и нужно заказывать в интернет-магазинах, где их доставят на дом. Задача соцработника сейчас — создать личный кабинет, сформировать заказ и по согласованию со своим подопечным назначить дату и время, когда приедет курьер. Социальный работник делает четыре заказа доставки основных продуктов через интернет-сервисы и четыре раза самостоятельно приносит хлебобулочные изделия. По требованиям охраны труда в руках соцработник может нести не больше семи килограммов, а с тележкой — не более десяти.
Раньше у наших соцработников не хватало времени на то, чтобы пойти на прогулку с человеком, которому они помогают. Ведь они много рабочего времени вынуждены были тратить на походы в магазин, выбор товаров, их доставку и так далее. Сейчас, благодаря новым стандартам, нам удалось перераспределить время и высвободить 60 минут в день посещения, которые можно потратить на то, чтобы помочь пожилому человеку собраться на прогулку, составить ему компанию на улице, в парке, погулять и пообщаться на свежем воздухе. Мы отталкиваемся от того, что нужно человеку. Перестаем тратить время впустую, наполняя его актуальными услугами для конкретного человека.
— А как понять, в каких услугах человек нуждается больше, а в каких — меньше?
— Сейчас на социальное обслуживание мы можем взять тех, кто прошел функциональную диагностику у социального инспектора. Диагностика позволяет определить, насколько человек может выполнять простые и сложные действия самообслуживания. Для понимания: простые действия — самостоятельно есть, выходить из дома. Сложные — приготовить еду, пользоваться общественным транспортом. То, что человек сам не может, и есть функциональные дефициты, которые должны компенсировать социальные службы.
По сути, речь идет о качестве жизни. Если человек теряет какие-то способности по самообслуживанию, мы ему помогаем. А значит, у него появляется возможность жить достойно даже тогда, когда ему трудно выходить из квартиры, когда он не может стирать, убирать дом. В первую очередь, социальное обслуживание направлено на одиноких москвичей, которым помощь жизненно необходима. Ни очереди, ни ранжирования по приоритетам у нас нет.
— В чем заключается философия обновленной модели заботы о людях?
— Во-первых, мы уходим от принципа «что мы можем» к принципу «что нужно человеку», ориентируемся на его потребности, индивидуальный подход. Вторая важная особенность — это новые стандарты с использованием современных технологий и сервисов. Третья важная задача, к решению которой мы подошли в этом году, это ежедневный уход. Социальные службы города такие сервисы никогда ранее не предоставляли. Раньше, например, центры социального обслуживания работали по стандартному графику: пять/два. Но если человеку в выходной нужна горячая еда или смена абсорбирующего белья? В государственной системе таких ежедневных сервисов пока нет, но мы уже утвердили стандарты предоставления таких услуг, которые позволят их развить. В этом году мы решим эту задачу. Пока жителей с такими потребностями мы направляем в негосударственные организации, которые состоят в Реестре поставщиков социальных услуг.
АКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С БОЛЬНИЦАМИ
— Кто сегодня особенно нуждается в заботе и надомном обслуживании?
— Те, кто в силу своих физических особенностей не могут полноценно жить без посторонней помощи. Мы принимаем во внимание и социальный фактор: живет ли человек в семье, есть ли у него родственники и так далее. Наша задача — прежде всего помочь совсем одиноким и одиноко проживающим москвичам, у которых родственники далеко.
Чтобы оформить социальное обслуживание, человеку раньше приходилось обращаться непосредственно в отделы социальной защиты населения по месту жительства. Теперь это можно сделать в ближайшем центре госуслуг «Мои документы». За год поступает около 30 тысяч новых обращений. С 1 января перечень документов, которые человеку нужно предоставить для оформления надомного обслуживания, существенно сократился. Для одинокого москвича, например, достаточно заполненного заявления и паспорта. Максимально просто. У москвичей, которые проживают в семье или у которых есть близкие родственники, попросят документы, подтверждающие доходы членов семьи, а также причины, по которым они не могут выполнять обязанности по уходу за своим родственником.
— Сейчас много говорят об уходе от заявительного способа получения социальных услуг к проактивному. Расскажите, как это происходит на практике.
— Необходимость перехода к проактивному принципу работы очевидна, но не всегда понятно, как этот переход осуществить. Ясно одно — нужно действовать на опережение. Универсальных решений пока нет, мы их ищем. В Москве выстраивается работа по использованию Big Data — совокупности данных, которые содержатся в разных информационных ресурсах города. Анализ по заданным параметрам позволяет нам распознавать жителей, которые потенциально могут нуждаться в социальном обслуживании. Есть несколько критериев для отбора — возраст, состояние здоровья, наличие инвалидности, социальный статус человека, а также, например, частота использования социальной карты москвича и посещение поликлиник.
Как пример: если пенсионер регулярно пользуется социальной картой москвича, самостоятельно перемещается по городу, вряд ли ему нужна помощь социальных служб, тем более на постоянной основе. Благодаря Big Data мы можем видеть возрастающую или угасающую динамику посещения поликлиник. Чаще всего получателями социальных услуг на дому становятся одинокие москвичи старше 75 лет, имеющие инвалидность.
— Каких изменений в сфере социального облуживания ждать в ближайшее время?
— Мы начинаем плотно работать с медицинскими организациями. Формируется новая система долговременного ухода, основанная на межведомственном взаимодействии. В некоторых округах мы уже начали работу с медицинскими стационарами, в которых после госпитализации на этапе предварительной выписки выявляем пациентов, которым необходим уход после возвращения домой. Учитываем их возраст, диагноз, социальный статус и способность к самообслуживанию. К человеку направляем социального инспектора для функциональной диагностики. К моменту его выписки домой из больницы организовываем все необходимое, чтобы оказать патронажную или паллиативную помощь. Нельзя допускать ситуации, когда из стационара человек попадает домой, где без посторонней помощи жить достойно он уже не может. Помощь должна приходить вовремя.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому для одиноких граждан пожилого возраста, инвалидов, а также других граждан, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой навыков самообслуживания и/или передвижения.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому в полустационарной форме предоставляются бесплатно:
— гражданам, получающим бесплатные социальные услуги в организациях социального обслуживания города Москвы по формам и в объемах в рамках территориального перечня гарантированных социальных услуг по правоотношениям, возникшим до 1 января 2015 года;
— лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Социальные услуги на дому в Москве предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход ниже или равен 1,5 прожиточного минимума. Если доход выше этой величины, то услуги предоставляются за плату или частичную плату.
Оплачиваются услуги в соответствии с договором, предусмотренным статьей 17 Федерального закона № 442.
Источник фото Павла Келлера: https://mguu.ru/
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Тарифы на социальные услуги, предоставляемые гражданам в форме социального обслуживания на дому
Наименование социальной услуги
Средняя норма времени на выполнение одной социальной услуги
услугу без НДС, руб.
покупка и доставка за счет средств получателя социальных услуг на дом продуктов питания, горячих обедов из торговых организаций
помощь в приготовлении
помощь в приеме пищи
покупка и доставка за счет средств получателя социальных услуг на дом товаров первой необходимости
оказание помощи в проведении уборки жилых помещений
доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения)
сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка за счет средств получателя социальных услуг
организации ремонта жилого помещения и его последующей комплексной уборке
содействие в осуществлении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, услуги связи (в том числе снятие показаний приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа, заполнение квитанций, оплата по счетам)
содействие в организации предоставления услуг организациями торговли, организациями, оказывающими коммунальные услуги и услуги связи, а также другими организациями, оказывающими услуги населению
доставка книг, покупка газет и журналов за счет средств получателей социальных услуг
оформление подписки на газеты и журналы за счет средств получателей социальных услуг
содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий
кратковременный присмотр за детьми
оказание помощи в оформлении документов на погребение
содействие в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья
оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в экстренной форме
выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача
оказание санитарногигиенических услуг
содействие в оказании медицинской помощи
содействие в проведении медико-социальной экспертизы
содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации
содействие в обеспечении необходимыми техническими средствами реабилитации инвалида
содействие в обеспечении по заключению медицинской организации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями
содействие в госпитализации в медицинские организации, сопровождение в медицинские организации
посещение получателей социальных услуг, находящихся в медицинских организациях в стационарных условиях
содействие в оформлении путевок на санаторно-курортное лечение
Социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное соцобслуживание. Тарифы на социальные услуги
Согласно Федеральному закону № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются получателям в формах:
Для получения социального обслуживания гражданину или его законному представителю необходимо подать заявление в письменном или электронном виде.
Заявление можно подать по месту регистрации в:
Вместе с заявлением представляются следующие документы:
2. Документ, подтверждающий место жительства в Московской области;
3. Документы, подтверждающие доходы гражданина и членов семьи в денежной форме;
4. Выписка из домовой книги;
5. Выписка из финансового лицевого счета
6. Справка медицинской организации о состоянии здоровья гражданина;
7. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (только для инвалидов и детей-инвалидов).
В течение 5 рабочих дней с момента подачи гражданином заявления Комиссией по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании принимается одно из следующих решений:
После признания гражданина нуждающимся в социальных услугах органом социальной защиты населения по месту жительства составляется и передается гражданину или его законному представителю в срок не более
10 рабочих дней с момента подачи заявления индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ), в которой указываются виды социальных услуг, а также рекомендуемые поставщики социальных услуг.
Далее:
Гражданин или его законный представитель обращается к одному из рекомендованных в ИППСУ поставщиков социальных услуг для заключения договора о предоставлении социальных услуг.
Договор о предоставлении социальных услуг заключается в течение суток с момента обращения гражданина или его законного представителя к поставщику социальных услуг.