какие ууд формируются в большей степени через проектную и исследовательскую деятельность
Выступление на тему «Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования УУД школьника»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МКОУ «Ширковская основная общеобразовательная школа»
как способ формирования УУД школьника
( Выступление на семинаре)
Подготовила: учитель физики
Мы живем в обществе, которое полностью зависит от науки и технологии и в котором мало кто
знает хоть что-нибудь о науке и технологии.
Наше время – это время больших перемен. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить. Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Быстрым темпом развиваются компьютерные технологии. Успех в обучении во многом зависит от мастерства учителя и учета индивидуальных способностей обучающихся.
Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Поэтому перед педагогом ставиться основная задача – пробудить интерес к предмету. Не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.
В настоящее время основной целью образования является не передача обучающимся знаний в готовом виде, а вовлечение их в процесс добывания знаний. Поэтому, на уроках физики необходимо учить детей самостоятельно добывать новое для себя физическое знание, используя для этого доступные источники информации, ставить цели, выдвигать гипотезы, выбирать соответствующие методы и проводить исследования. Необходимо осваивать метод проектно-исследовательской деятельности. В процессе проектно-исследовательской деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка обучающихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у обучающихся ряда универсальных учебных действий:
определять и формулировать цель деятельности;
составлять план действий по решению проблемы (задачи);
осуществлять действия по реализации плана;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
ориентироваться в системе знаний, осознавая необходимость новых;
делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний (энциклопедии, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и другие источники информации);
добывать новые знания;
перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифи-цировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата для создания нового продукта;
преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму.
доносить свою позицию до других, владея приёмами речи;
понимать другие позиции (взгляды, интересы);
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.
Возникает вопрос: с чего начинать проектно-исследовательскую деятельность на уроках физики? Начинать нужно с того, что может заинтересовать детей!
При организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся выделяю три этапа, от простого к сложному:
1. Мотивация (занимательные опыты по физике, простые и легкие; реальные проблемы явлений, наблюдаемые в повседневной жизни).
2. Научность знаний (переход от наблюдения к эксперименту, который подразумевает под собой: построение гипотезы, выбор модели, прогнозирование результатов, расчет погрешности, промежуточные вычисления, анализ результатов).
3. Творчество (творческие задания, экспериментальные задачи, проекты).
Организовывать проектно-исследовательскую деятельность необходимо в комплексе: на уроках и во внеурочной деятельности.
Урочная проектно-исследовательская деятельность обучающихся: проблемные уроки; практические и лабораторные занятия; урочные проекты.
Внеурочная проектно-исследовательская деятельность обучающихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: элективные и факультативные курсы, проектная работа; учебно-исследовательские работы; научные работы; интеллектуальные марафоны; олимпиады; конференци.
При организации исследовательской деятельности на уроках использую метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций).
Проблемный характер можно придать изучению нового материала – уроку усвоения новых знаний.
Показать опыт и поставить проблему перед классом. Рассуждая подойти к нескольким вариантам объяснения явления и поделив класс на группы дать лабораторное оборудование, каждая группа выполняет исследование, и весь класс заполняет итоговую таблицу по которой делается вывод. Или при помощи группы опытов, сделать вывод о явлении.
Например, при изучении темы «Атмосферное явление» урок начинаем с опыта №1 : «волшебное яйцо» (Зажигаем бумагу и бросаем в бутылку, кладем на горлышко яйцо, оно всасывается внутрь бутылки). Это и проблема и интрига. Опыт №2: ученики опускают стеклянную трубку в стакан с водой. Что вы наблюдаете? Что удерживает воду в трубке? (Атмосферное давление).
Опыт №3 : выкачав из шара воздух и закрыв зажим, поместим шар на весы и уравновешиваем их с помощью гирь. Теперь откроем зажим на резиновой трубке. Воздух снова войдет внутрь шара, и мы увидим, как равновесие весов нарушится. Шар с воздухом станет тяжелее. Это и означает, что воздух обладает массой. (Существование атмосферного давления могут объяснить многие явления).
Опыт №4: из колбы, закрытой пробкой с трубкой, откачали воздух и опустили трубку в ванночку с водой. Вода заливается в колбу, фонтаном. (Давление внутри колбы меньше, чем атмосферное, поэтому атмосфера заталкивает воду в колбу.) Опыт №5: стакан с водой накрыли листом бумаги и резко перевернули, вода остается в перевернутом стакане, удерживаемая листом. (Воду удерживает давление воздуха. Давление воздуха распространяется во все стороны одинаково
(по закону Паскаля), значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы поверхность воды оставалась совершенно ровной).
После проведения данного эксперимента обучающиеся делают вывод: «сила трения зависит от…»
Иногда сам учебник подсказывает возможность применения исследовательского метода, т.к. тексты учебника обладают проблемным характером, многие из параграфов начинаются с выявления явного противоречия
или проблемы и продолжаются постепенным их разрешением. Иногда тема параграфа является познавательным вопросом, захватывающим внимание
обучающихся. Далее изложение следует по пути решения этих вопросов, приводятся опыты, примеры из жизни. В учебнике и тетрадях на печатной основе есть задания частично-поисковые и проблемного характера.
Лабораторные работы я стараюсь проводить нетрадиционно, не следуя строго по описанию в учебнике, а как решение экспериментальной задачи с исследовательскими элементами. Известно, что выполнение лабораторных работ
по инструкциям снижает степень самостоятельности обучающихся, при этом все ученики находятся в одинаковых условиях.
Школьные лабораторные работы желательно проводить так, чтобы они давали многоплановые результаты. При этом необходимо соблюдать следующую последовательность действий:
— нахождение общей идеи решения экспериментальной проблемы;
— составление плана исследования;
— обработка полученных результатов;
Опыт показывает, что применение такого метода возможно при условии разумного сочетания с работами, выполняемыми по инструкции. Дело в том, что, во-первых, далеко не каждой работе можно придать проблемный характер, и, во-вторых, даже если это возможно, то не всегда целесообразно.
Особенностью урочных проектов по физике является то обстоятельство, что все они основаны на реальных и наблюдаемых явлениях из окружающего нас мира. Изучение обсуждающихся физических явлений не требует сложного и дорогостоящего оборудования. При наличии определенной доли упорства и трудолюбия все они могут быть воспроизведены на базе оборудования обычного школьного кабинета физики. Вместе с тем, каждый из проектов далеко не исчерпывает круг рассматриваемых явлений. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Этапы организации проектной деятельности:
1 этап: Информационно-организационный. Формирование групп. Выбор темы.
2 этап: Подготовительный. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ, построение алгоритма действий. Анализ ресурсов.
3 этап: Практический. Выполнение обучающимися запланированных эксперементов, исследований и наблюдений. Работа с источниками информации.
4 этап: Презентационный. Презентация проектов (в рамках урока, конференции, элективного курса, недели физики).
5 этап: Контрольный. Изучение возможностей использования результатов проекта (участие обучающихся в конкурсах, конференциях, организации выставки, презентация на сайте школы лучших работ, рефлексия).
Проек «Плотность сахара-песка» (домашнее задание) 7 класс.
Простейшая, на первый взгляд, задача оказывается достаточно интересной для самостоятельного проекта. В самом деле, если попытаться измерить
плотность одной крупинки сахара-песка, погрешности оказываются очень и очень большими (кстати, задача взвешивания одной крупинки, и сама по себе достаточно интересна). Если же насыпать стакан сахара, то масса определяется легко и с большой точностью, но вот объём, занимаемый сахаром — как найти
его? Интересно получить значение плотности несколькими способами и сравнить получившиеся результаты.
Практика показывает, что проектно-исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа ученика, который обладает набором умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, владеет способами целенаправленной деятельности, готов к сотрудничеству и взаимодействию, наделен опытом самообразования. Молодые люди, способные принимать адекватные, быстрые, продуманные решения могут обеспечить себе достойную жизнь и высокий уровень социализации.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. – Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Прсвещение, 2008. – 151с.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. Акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.:Просвещение, 2008. – 39с.
3. «Начальная школа: уроки Кирилла и Мефодия» http:/www.nachalka.info
5. Мельникова Е.Л. – Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М., 2002.
6. Пахомова Н.Ю. – Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003.
Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся
автор: Ледяева Елена Юрьевна
учитель технологии МБОУ СШ №17 города Димитровграда Ульяновской области
Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17 имени В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»
«Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Автор: Ледяева Елена Юрьевна,
учитель технологии.
Димитровград
2019
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсальные учебные действия для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
Универсальные учебные действия разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
Способы формирования личностных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К личностным универсальным учебным действиям относятся:
Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:
Цель работы – показать, как можно развивать личностные универсальные учебные действия через систему организации исследовательской деятельности.
Данная тема выбрана не случайно. Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира и развивает весь спектр универсальных учебных действий. Но хотелось бы с акцентировать внимание именно на личностных универсальных учебных действиях, где в центре внимания стоят все таки личностные качества человека.
Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.
Исследовательские умения у учащихся рассматриваются на современном этапе не только, как способ получения новых знаний в различных областях, но и как приобретение универсальных способов познания окружающего мира – исследовательских умений.
В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника школы, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
Исследование как метод должен использоваться практически на каждом уроке. На уроках, в-пятых, классах использую специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ученика, помогающие осваивать навыки проведения исследований, учащиеся учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приёмами рефлексии и самоконтроля, проводят анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулируют выводы.
Обучение исследованию проводится по плану:
Учащиеся, вовлечённые в исследовательскую деятельность (как индивидуальную, так и групповую), учатся:
Формируются УУД в проектной деятельности
Следующая таблица показывает систему организации исследовательской деятельности:
Учебная деятельность | Формы исследовательской деятельности | Внеурочная деятельность | Формы исследовательской деятельности | ||||||||||||||||||
Урок технологии | Урок исследование | Занятия по дополнительному образованию «Народная текстильная игрушка» | Беседа Игры викторины | ||||||||||||||||||
Урок творческий отчёт | Занятия по дополнительному образованию «Дизайн ткани» | Тренинг | |||||||||||||||||||
Учебный эксперимент | Занятия по дополнительному образованию «Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья» | Опыты Эксперименты | |||||||||||||||||||
Защита исследовательских проектов | Выставки Результативность проектно — исследовательской деятельности учащихся можно увидеть в данной таблице:
Организация учебно-исследовательской деятельности, должна опираться на ряд принципов: Таким образом, формирование личностных УУД через исследовательскую деятельность готовит и способствует обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования УУД в рамках ФГОС
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя общеобразовательная школа», Группы дошкольного образования Тындинского района «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС» Педагогические чтения педагогов Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. В новом образовательном стандарте существенным планируемым результатом обучения до-школьников является освоение УУД. Уровень их освоения в значительной мере способствует реше-нию задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько воспитанник может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. В связи с введением ФГОС ДО итогом освоения образовательной программы дошкольного образования являются интегративные качества ребенка. Такие как инициативность и самостоятельность, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др. Таким образом, задача ДОУ заключается в том, чтобы – сформировать совокупность «универ-сальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность лично-сти к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода. Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных ме-тодов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими уни-версальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Ведущее место среди таких методов, я считаю, принадлежит сегодня методу проектов. Метод проектов определяю, как гибкую модель организации образовательного процесса, ориентированную на самореализацию воспитанников путем развития его интеллектуальных, творческих способностей в процессе создания под контролем педагога новых «продуктов». Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение опти-мальным способом заранее запланированного результата. Проектная деятельность воспитанников – сфера, где необходим союз между знаниями и уме-ниями, теорией и практикой. На примере проекта «Азбука дорожного движения» разберём, как на каждом этапе формиру-ются предпосылки УУД. Работа всех участников над проектом всегда разворачивается в проблемной ситуации, которую создаёт педагог или помогает увидеть простое наблюдение или элементарный анализ действитель-ности. Приступая к проекту, мы определили проблему, из которой далее следовала актуальность из-бранной темы изучения. Затем были определены цель и задачи проекта. На подготовительном этапе использовалась модель двух вопросов – «Что я знаю?» и «Что я хочу узнать?» Что дает данный этап ребёнку,как будущему первокласснику: конечно же, активизирует рече-вую деятельностьи развивает коммуникативные навыки: ребёнок учится формулировать и задавать вопросы; учится отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать других детей и взрослого, высказывать своё мнение. Здесь мы можем говорить о предпосылках формирования коммуникатив-ных и личностных универсальных учебных действий. Теперь перейдём к этапу планирования, который способствует формированию предпосылок личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. На данном этапе детьми выбираются темы для индивидуальных детско-родительских проектов. Это, как правило, вопросы, заявленные детьми «Что я хочу узнать». Это очень важно для поддержки и развития детской любознательности как основы познавательной активности будущего ученика. На этом же этапе с детьми обсуждается план реализации проекта: где и как можно найти от-веты на интересующие вопросы, к кому обратиться за помощью, какие принадлежности и оборудо-вание могут использоваться для продуктивной деятельности. То есть на данном этапе дошкольники учатся ставить цель, выстраивать свою деятельность и прогнозировать результат. Например, обсуж-дая варианты поиска ответов на интересующие вопросы, дети предлагали обратиться за помощью к взрослым, найти информацию в книгах, энциклопедиях, посетить библиотеку, воспользоваться Ин-тернетом. Конечно, решить самостоятельно все поставленные задачи дошкольники ещё не могут, поэто-му родители являются полноправными участниками любого проекта. Чтобы их заинтересовать, из-готавливаются красочные просветительские буклеты (фото №1, которые приглашают их к участию в проекте, знакомят с целью проекта, помогают определить, какую посильную помощь они могут оказать своим детям. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активно-сти, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы вос-питать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуника-тивную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельно-сти ребенка Одной из основных задач предметно – развивающей среды должно быть обогащение игрового центра активности «ПДД» элементами, которые могли бы стимулировать познавательную актив-ность детей (Фото №2). Важно чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. С этой целью в центре «ПДД»разложены разные дидактические игры: «До-рожные знаки», «Поступи правильно», «Красный, желтый, зеленый», «Светофор». Родители приоб-рели новые дидактические игры «Три сигнала светофора», «Берегись – автомобиль!» Развивающая среда открытая, динамично изменяемая. Детский сад оснащен техническими средствами: телевизор, мультимедийное оборудование (фото №3, музыкальный центр.Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки те-тушки Совы»,сказки: «Петя в стране светофора» и др., которые помогают детям закреплять правила дорожного движения; слушать стихи, песни. После планирования начинается самый объёмный – основной этап, который осуществляется как в дошкольном учреждении, так и дома. В ходе данного этапа у дошкольников формируются предпосылки всех видов универсальных учебных действий. Он основывается на реализации принципа интеграции образовательных областей и использовании специфичных для дошкольников видов детской деятельности: рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий; чтение художест-венной и научной литературы. Реализация основного этапа проекта предполагает выполнение алгоритма (см. приложение № 1) На данном этапе была организована работа по решению задач проекта через: 1) непосредственно- образовательную деятельность: «О правилах кошке расскажем немножко»; «Наши помощники на дороге»; «Знакомство с правилами дорожного движения»; «Путешествие по стране дорожных знаков»; «Правила для пассажиров»; «Что такое ГИБДД и кто такой инспектор?» 2) Чтение художественной литературы (фото №4); 3) Художественно-эстетическое развитие (фото №5). 4) Совместные рисунки с родителями (фото №6, 7) 5)Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»; «Истории в транспорте»; 6) Целевые прогулки и экскурсии по улицам поселка, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации. 7) Рассматривание иллюстраций, картинок (фото №8); 8)Дидактические игры: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды перекрестков», «Логи-ческая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внима-тельным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию» (фото № 9,10) 9)Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Све-тофор», «Автошкола» и другие. 10)Сюжетно- ролевые игры: «Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «Инспектор ДПС». 11) Отгадывание загадок 12) Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице» 13)Разбор ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?» 14) Проведение недели «Осторожно – пешеход!» (Фото 11,12,13,14) В ходе данного этапа большое внимание уделялось и продуктивной деятельности, так как именно посредством художественного творчества дети отражали свои знания, впечатления, эмо-ции от открытий. Темы продуктивной деятельности определялись интересами детей. Познакомившись с правилами безопасности на дороге, ребятам пришла идея поделиться своими знаниями с младшими дошкольниками.Для этого они создали азбуку безопасности: приду-мали и нарисовали знаки по правилам правильного поведения на улице. После проведения акции «Берегиня» дошкольники выпустили плакаты на тему «Осторожно – улица», посредством которых они выразили своё отношение к окружающему миру, а это уже первое проявление их гражданской позиции, что способствует формированию предпосылок личностных универсальных учебных дейст-вий. На основном этапе дошкольники воплощали в реальность свой план, проявляли определённые усилия в случае преодоления затруднений, препятствий, учились доводить начатое дело до конца. То есть здесь речь идёт о регулятивных универсальных учебных действиях.Также данный этап обеспечивает возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, плани-ровать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контроли-ровать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать под-держку друг другу и эффективно сотрудничать как с воспитателем, так и со сверстниками. То есть, у дошкольников формируются предпосылки коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. В ходе проекта создавались различные продукты деятельности, как выполненные детьми само-стоятельно, так и совместно со взрослыми. Проектная деятельность обязательно имеет адресный ха-рактер, и каждому ребёнку необходимо и важно почувствовать свою значимость. Каждый ребёнок представлял полученный результат, демонстрировал свои знания, приобретая тем самым навык публичного выступления и последовательного изложения своих мыслей. На заключительном этапе нашего проекта было проведено открытое мероприятие «Дорож-ная азбука» (приложение 2). По результатам проведенной диагностики был сделан вывод, что реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. 1.Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движе-ния», «Транспорт в городе», «Профессии на транспорте». 2. Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках. 4. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города. Использование данного проекта способствовало более глубокому усвоению детьми правил до-рожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их со-блюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. В ходе проведенной работы можно сделать вывод, что проектная деятельность способствовала формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей, так как она была направлена на развитие личности ребёнка, поддержку детской познавательной инициативы в условиях детского сада и семьи, дала ребенку возможность синтезировать полученные знания, развить творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школе. Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения. В заключение хочется отметить, что проектная деятельность, как способ организации жизне-деятельности детей отличается своей интегративностью и является технологией развивающего обу-чения, которая обеспечивает активность детей в образовательном процессе, способствует развитию самостоятельности ребёнка в решении творческих, умственных, художественных и других задач, помогает быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной, то есть быть готовым к продолжению образования. А значит дошкольное образование, основанное на инновационных ме-тодах и технологиях, можно смело назвать первым и значимым этапом всеобщего обязательного об-разования. 2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения Ди-ректор школы. М. 1995, №6 3. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. №9 4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование, 1998. 5. Современный урок в условиях реализации ФГОС ОО [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://soc.edurm.ru/stati/metodicheskie-rekomendacii/sovremennyi-urok-inostrannogo-jazyka-v-uslovijah-realizacii-fgos-oo.html(Дата обращения: 8.05.2014) АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель. Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках 1. Обобщить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие; 2. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; 3. Развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логиче-ское мышление; 4. Воспитывать в детях грамотного пешехода. Место проведения: Музыкальный зал. Развивающая среда: Компьютер, дорожные знаки, макет светофора; муль-тимедийное оборудование, презентация «Осторожно – дорога»; флажки (зеленый, желтый, красный, элементы костюма постового (фуражка, жезл); для игры «Собери светофор»по семь серых прямоугольников и по одному цветному: красный, желтый, зеленый (для каждой команды) Знакомство детей с правилами дорожного движения; Знакомство детей со знаками дорожного движения; Разгадывание загадок о транспорте, дорожном движении. Дорожные знаки – дети. Под веселую музыку дети входят в зал. «Вместе весело шагать» Воспитатель. Дети, к нам прибыл гость из сказочного Цветочного города, сейчас он появится, (Входит Незнайка – воспитанник старшей группы.) Вы узнаете, дети, нашего гостя? Кто это? Воспитатель. Но Незнайка чем-то смущен, огорчен. Скажи, Незнайка, что с тобой случилось? Попав в большой и шумный город, Я растерялся, я пропал. Не зная знаков светофора. Чуть под машину не попал! Кругом машины и трамваи. То вдруг автобус на пути. Признаться честно, я не знаю, Где мне дорогу перейти. Ребята, вы мне помогите И, если можно, расскажите, Дорогу как переходить, Чтоб под трамвай не угодить! Воспитатель. Наши дети уже знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, расскажут и покажут, как надо вести себя на улицах большого города. А помогут им в этом наши друзья – Светофор и Постовой. В зал под музыку входят Светофор и Постовой. Очень важен и не прост. Кто следит, чтоб все в пути Знали, как себя вести? Внимание, глядит в упор На вас трехглазый светофор – Зеленый, желтый, красный глаз. Он каждому дает приказ. Я вежливый и строгий. Я известен на весь мир, Я на улице широкой – Самый главный командир. С виду грозный и серьезный, Я трехглазый светофор! Всюду люди меня знают. Да и как меня не знать? Все должны мои сигналы Помнить, строго выполнять! Воспитатель. Светофор, наши дети хорошо знаю сигналы светофора. Ты сейчас в этом сам убедишь-ся. Ведущая проводит игру с залом «Три сигнала светофора» Наши ребята идут в детский сад. Наши ребята очень спешат! Хоть у вас терпенья нет, Подождите – красный свет! Желтый свет засветил Подождите – нет пути! Желтый свет засветил – Приготовьтесь в путь идти. Свет зеленый впереди Вот теперь переходи! (Ведущая поднимает красный флажок. Дети хлопают в ладоши) (Ведущая поднимает желтый флажок) (Дети подают друг другу руки, берутся за руки) (Поднимает зеленый флажок) (Дети топают ногами). Выходя на любой перекресток. Знает взрослый и знает подросток: Всю проезжую часть нужно быстро пройти, Не задерживаться и не зевать на пути! Знать правила движения на свете Должны все взрослые и дети. Говорит нам постовой: Не гоняй на мостовой! Кататься быстро не спеши! Встал на нашей мостовой. Быстро руку протянул, Ловко палочкой взмахнул. Все машины сразу встали, Дружно встали в три ряда Не волнуется народ, И стоит на мостовой, Как волшебник – постовой. Пешеходом станет каждый, Кто пешком идет в поход. От машин его спасет. Ведь ходить по той дорожке Может только пешеход. Игра «Собери светофор» Воспитатель. А давайте-ка, ребята, В гости знаки позовем. И приятное знакомство С ними дружно заведем. Под музыку в зал входят «Дорожные знаки». Запомнить нас не сложно. Веселых знаков – целый ряд Они вас от беды хранят. Они о правилах дорожных, Вам всем безмолвно говорят. Шли из сада мы домой. Видим – знак на мостовой. Круг, внутри – велосипед, Ничего другого нет. Эй, водитель, осторожно! Ехать быстро невозможно. Знают люди все на свете — В этом месте ходят дети. А вот знак простой, Что обозначает этот знак? Этот знак похож на «О» Это значит, что движение (запрещено) На пути ребят – дорога, Транспорт ездит быстро, много. Светофора рядом нет, Знак дорожный даст совет. Надо, чуть вперед пройти, Там, где «Зебра» на пути. Можно двигаться вперед. Воспитатель. Уважаемые знаки, оставайтесь с нами. Нас солнца луч смешит и дразнит, Нам нынче весело с утра, Нам дети дарят звонкий праздник И главный гость на нем – игра! Воспитатель обращает внимание детей на экран. Показ презентации «Осторожно – дорога» Чтобы не было, дружок, Не играй ты никогда На проезжей части. Это правило запомнить На дороге, на дороге Будь всегда внимательным! Как-то раз решил Енот: «Мне не нужен переход!» Через рельсы побежал, Под трамвай чуть не попал. Зачем так было торопиться? Теперь концерт не состоится! Ехал Мишка, не спеша по проезжей части На дорогу не смотрел Потому и в столб влетел. Теперь лечить придется Мишке Один синяк, четыре шишки! Ну, разве умные медведи Так ездят на велосипеде. Идет игра на мостовой Под шум машин, сирены вой… Ему уж не поможет врач. Мы частушки вам пропели О правилах поведения И теперь, мои друзья. Вам скажем без сомнения: Пускай проносятся года И жизнь петляет кругом. Правила для нас всегда Будут лучшим другом. Дети садятся на стульчики. Воспитатель. На дорогах трудностей так много, Но их бояться нет у нас причин. Потому что правила движенья Есть у пешеходов и машин. И чтоб у всех было хорошее настроение Соблюдайте, люди, правила движения. Воспитатель. А теперь все вместе мы поиграем в игру «Это я! Это я! Это все мои друзья!». Я буду задавать вам вопросы, а вы,если согласны со мной говорите: «Это я! Это я! Это все мои друзья!». Кто из вас идет вперед Только там, где переход? Кто летит вперед так скоро, Что не видит светофора? Кто из вас идя домой, Держит путь по мостовой? Знает кто, что красный свет Воспитатель. Молодцы, дружно отвечали и правильно. Вы запомнили основные правила дорожного движения, выучили знаки и сигналы светофора. Правилам дорожного движения мы научили и нашего гостя Незнайку. Чтоб жить, не зная огорченья, Чтоб бегать, плавать и летать, Должны вы правила движенья Всегда и всюду соблюдать. На улице будьте внимательны, дети! Твердо запомните правила эти. Помните правила эти всегда, Чтоб не случилась с вами беда! Дети под песню «Если с другом вышел в путь…» покидают зал. «Жить, чтобы быть человеком». Внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС для 1 класса МБОУ «Гаспринская средняя школа №1» Программа курса «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком. Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.
|