лучшие фарфоровые заводы ссср

Фарфор СССР: клейма ведущих заводов

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.

Гиганты фарфоровой промышленности СССР

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.

Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.

Ретроспектива по годам:

В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.

В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.

В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»

С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:

Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».

Фарфор Вербилки

Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.

Клейма по годам:

С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.

С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.

1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».

С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.

Гжель

Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.

В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.

Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.

В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.

С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.

Дулёво

Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.

В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.

Другие виды маркировки в хронологическом порядке:

С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.

В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.

Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.

1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».

С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.

С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.

Первомайский фарфоровый завод

Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:

Источник

Сколько на самом деле стоит советская утварь из бабушкиного серванта

При оценке винтажных вещей не всегда работает правило «чем старше — тем дороже», чаще всего цена будет зависеть от состояния предмета, его редкости и спроса.

Дореволюционный подсвечник может оказаться дешевле столового набора времен СССР, поэтому, чтобы не ошибиться с оценкой всего этого старого добра, нужно знать, по каким признакам коллекционеры отличают настоящую редкость от ширпотреба.

Мы не оцениваем старинные иконы, серебряные чайники работы Адольфа Шпера и не рекомендуем продавать бабушкин сервиз. В статье только примеры домашней утвари, которую вы, возможно, не цените, а зря. С сахарницей из детства легко расстаться, да только потом найти такую же будет сложно.

Столовые приборы

Полный комплект, которым ни разу не пользовались, стоит дороже. Если утеряны несколько чайных ложек или слезла эмаль с ножей, у покупателя будет повод сбить цену минимум на 50%.

Наборы из нержавейки стоят в среднем полторы-две тысячи. Можно продать дороже, если найдется покупатель, которому нужен именно такой рисунок, как на вашем наборе. Например, мне для полной коллекции не хватало ножей с белыми цветочками на зеленой эмали, и если бы владелец запросил больше 150 Р за штуку, мне пришлось бы согласиться: у других продавцов ножей с таким рисунком найти не удалось.

Понять, насколько изделие старинное, можно по клейму: до конца 19 века клеймо было выпуклым, а потом его стали углублять в металл.

Сахарницы

Советская эпоха помнит три вида сахарниц: фарфоровые, стеклянные и сахарницы из металлов — мельхиора, алюминия и серебра.

Фарфор. Если советская фарфоровая сахарница без сколов и трещин, не восстановлена, не бита и не крашена, ее можно продать рублей за пятьсот. Даже сахарница из Чехословакии — страны, которой больше нет, — будет стоить те же деньги. Дело в том, что таких сахарниц сохранилось много, дефицита в них не наблюдается, художественной ценности они не представляют, поэтому и цены невысокие.

Однако есть рисунки, которые поднимают стоимость, — агитационные. Это серп и молот, лозунги и изображения рабочих. «Агитки» — раннесоветская, довоенная тема. Такие вещи делали в двадцатые годы прошлого века.

Другое дело, если стекло — богемское, да еще и конца 19 века. Сахарницы того времени были украшены золотом и драгоценными камнями. Цены на подобные вещи начинаются от 50 000 Р и уходят в бесконечность. Если вы обнаружили в серванте что-то подобное, не выставляйте на «Авито», а сразу несите оценщику.

Столовый сервиз

Чтобы оценить сервиз, нужно посмотреть на клеймо и монограмму — они помогут понять, какая фабрика изготовила блюдца и чашечки, и узнать имя художника, что их расписывал. Некоторые клейма встречаются редко — именно от этого и будет зависеть цена всего сервиза.

Дулево. Дулевский фарфоровый завод получил такое название после национализации в 1917 году, до этого он именовался фабрикой Кузнецова. Посуда кузнецовского периода украшала императорские столы, но сейчас полные сервизы с клеймами «ЗК » или «Фабрики Кузнецова» в продаже найти сложно, их сохранилось не так много.

Сервиз «Мадонна». Легендарный сервиз из ГДР, о котором мечтали многие советские граждане, сейчас может стоить и пару тысяч, и несколько средних зарплат. Цена зависит от производителя, возраста и сохранности: чем сервиз старше, тем дороже можно продать.

Узнать возраст поможет клеймо «Кахла»: в 40—50-е годы оно выглядело как герб с надписью KAHLA по диагонали, в левом верхнем углу была изображена елочка, а в нижнем правом углу — шестиконечная звезда. Позже клеймо стало напоминать корону в круге, а слово «Кахла» писали строго горизонтально. Сервизов с «елочкой» практически не осталось. Если у вас именно такой, не спешите продавать его за пару тысяч.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Чайная пара Вербилки 60-е годы 20-го века продана за 1000руб нп Авито

нет, но хочеться продать

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

наша посуда почему то мало ценится

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Татьяна, ну так качество и разнообразие сори. пару примеров:

2. Качество изделий и особенно черепка начинает резко падать после 60 какогото там года и потом второе катастрофическое падение после 80-го (на самом деле после карибского кризиса и боинга с афганом). это и звук и форма в том числе толщина и белизна. то серый черепок то незвучит. ну и разнообразие деколей и пигментов.. Санкции

3 отдельная пЭстня это партия и ее диктат. пару примеров:

— киевский завод так и держали с малыми партиями в статусе эксперементального. хотя именно он спас петрикивский роспыс от забвения и разрабатывал наиболее оригинальные рисунки и формы.

Опять же коростень разработал внутриглазурное золочение. Это нынешняя гордость не кого нибудь а мейсена. Да похуже мейсена но всё же устойчивое золочение это неимоверное достижение! И.
И использовали эту технологию не на дорогих сервизах способных принести славу производству а на ординарных тарелках для ежедневного использования.

picclick com /Antiques/Decorative-Arts/Ceramics-Porcelain/Figurines/

picclick com /Antique-Bisque-Porcelain-Art-Nouveau-Style-Woman-in-203186813569.html#&gid=1&pid=1

picclick com /LARGE-Antique-Austrian-Deco-Goldscheider-Josef-Lorenzl-Ceramic-184542428725.html

Источник

Ценный фарфор Страны Советов

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Знаменитый Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ) в свое время был эталоном качества, но далеко не единственным производителем фарфора Страны Советов. В СССР этим занимались почти 300 фабрик – у многих были свои музеи, в экспозициях которых выставлялась фарфоровая продукция.

Довоенный фарфор

Музейные коллекции часто использовались как учебные пособия для учащихся ПТУ. Студенты сравнивали свои работы с коллекционными изделиями опытных мастеров, постигали их секреты, работали над ошибками. В Союзе была хорошо развита система ОТК – за соответствием готовых изделий ГОСТам следили тщательно, поэтому фарфор того времени характеризуется практически идеальным качеством, за что его и ценят коллекционеры. Особый интерес для них представляют довоенные изделия.

Довоенный (агитационный) фарфор лимитировано выпускался в СССР в 20-30-х годах в малом количестве – купить его проблематично, потому что практически весь он находится в частных коллекциях, а высокий спрос никуда не делся. После революции 1917-го года изделия из фарфора считались буржуазным наследием, мещанством. Большевики национализировали заводы и перепрофилировали – это в лучшем случае. В худшем – разрушали.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Через 3-4 года ситуация изменилась – только формировавшаяся советская культура должна была нести идеи пролетариата в массы, а для этого требовалась наглядная агитация. Частью такой агитации стали фарфоровые статуэтки для всех, а не только для избранных. Они выпускались, чтобы украшать дома советских граждан и укреплять в них «красную» идеологию.

Агитационные фигурки изображали красногвардейца, матроса со знаменем и работницу, вышивающую все то же знамя, других представителей рабочего класса. Сегодня стоимость довоенных статуэток стартует с 1,5-2 тысяч долларов, а послевоенный фарфор можно приобрести с рук за 5-10 тысяч рублей.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Послевоенный фарфор

С началом Второй Мировой войны выпуск фарфоровых статуэток в Советском Союзе прекратился – не до того было. Возрождаться отрасль начала в 50-х годах, а на 60-70-е пришелся ее расцвет. Этот период стал своеобразным наследием той эпохи, частью истории. Заводы выпускали фигурки рабочих, пионеров, спортсменов – внешне они были выполнены настолько реалистично, что можно было сравнивать с фотографиями тех лет, искать отличия в одежде, жестах, других деталях и не находить их.

Наряду с отдельными героями предприятия выпускали тематические серии, посвященные национальному костюму республик, входивших в состав СССР, профессиям, счастливому детству. Статуэтки советских детей пользовались высоким спросом – заводы выпускали детскую серию несколько раз. Не менее популярны были и изделия спортивной тематики, что объясняется активной пропагандой физкультуры и здорового образа жизни в советском обществе.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Третье место в рейтинге популярности занимали балетные скульптуры. Балет в Союзе был не просто высоким искусством, а гордостью государства. Не удивительно, что на почетном месте в каждой квартире находились статуэтки хрупких девушек в пачках и пуантах. Конкурировать в популярности со спортом и балетом могли фарфоровые птицы и животные. Советские фабрики выпускали их в большом количестве.

В годы перестройки производство начало постепенно угасать, а в 90-е многие фабрики стали банкротами и закрылись. Так закончилась эра фарфора Страны Советов, но интерес к нему сохранился не только на постсоветском пространстве, а и за рубежом.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Экологичность

Заводы в те годы выпускали и фарфоровые изделия, и посуду. Экологические характеристики – ее безусловное преимущество, сегодня посуда такого качества не выпускается. По мнению экспертов, в современном производстве в качестве сырья используется глина, которая не вылежала необходимый срок, и химические красители.

Глина вылеживается в среднем 35 лет, очищаясь от тяжелых металлов, ртути, других вредных примесей. Срок долгий, поэтому производители используют более доступное сырье. Во времена СССР при производстве фарфора использовались натуральные красители – теперь их заменили химическими составами.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Каолин, из которого изготавливали советский фарфор, не содержал ни единого вредного компонента. Он обеспечивал готовым изделиям легкость, воздушность, белизну, был безопасен для здоровья, потому что не вступал в химическую реакцию с пищей. Некоторые выходцы из СССР и теперь едят и пьют чай, кофе только из фарфоровой посуды тех времен, зная о ее экологической чистоте.

Известные мастера

Мастера, создававшие фарфоровые фигурки в Советском Союзе, трудились неделями над каждой из них, чтобы сделать ее реалистичной и узнаваемой. Одним из таких умельцев была Аста Бржезицкая, работавшая на Дулевском заводе. В ее личном активе – более 500 образцов, включая сказочных персонажей, литературных героев, детей. Аста называла свои работы «фарфоровым народцем» — все они были радостными, эмоциональными.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Герои басен Крылова и другие животные были любимой творческой темой Бориса Воробьева, долгие годы проработавшего на ЛФЗ. Была у мастера и серия по гоголевским произведениям.

Сегодня некоторые произведения искусства, созданные руками Бржезицкой, Воробьева и других знаменитых скульпторов, украшают коллекции Эрмитажа, Третьяковской галереи и других известных музеев мира.

Источник

Антикварный фарфор

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Собирая антикварный фарфор, коллекционеры сталкиваются с трудностями, незнакомыми нумизматам или фалеристам. Приходится оценивать не только подлинность изделия, но и его художественную ценность – а это категория, не имеющая чётких, однозначных критериев. Как сравнить изысканную пластику немецких производителей и, например, фигурки послевоенного периода СССР с нарочито обобщёнными, но невероятно выразительными формами? Можно ли мерить одной меркой Мейсен и Гжель? Тех, кто коллекционирует «белое золото» для собственного удовольствия, мало волнуют подобные вопросы. Однако, чтобы в дальнейшем получать прибыль, нужно проявить максимальную беспристрастность и учитывать не «чистую эстетику», а востребованность у потенциальных покупателей.

Памятка начинающему коллекционеру

Антикварным считается фарфор, произведенный как минимум 100 лет назад, обладающий художественной или исторической ценностью. Среди российских коллекционеров нередко к данной категории причисляются изделия советского периода, в том числе и послевоенные. Это – особенность отечественного антикварного рынка, на западе к временным критериям подходят намного строже. И продукция ЛФЗ или Вербилок полувековой давности там будет иметь статус винтажной, не более. Эту разницу тоже следует учесть, собирая коллекцию.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Но и возраст фарфора сам по себе не определяет его принадлежность к антиквариату. Вкладывая средства в столовую посуду или малую пластику, придётся учитывать совокупность факторов.

На что обратить внимание при покупке «антиков»

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

С чего начать

Коллекционер обязан хорошо знать «предмет своей страсти». Поэтому нет смысла скупать любой старинный фарфор, лучше сосредоточиться на продукции одного завода или выбрать определённый временной отрезок и узнать о нём всё: от А до Я. Эксперты рекомендуют читать профильную литературу, посещать выставки и антикварные салоны с тем, чтобы понимать, как выглядит по-настоящему ценная тонкостенная керамика и не попадаться на фальсификат.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Необходимо также тщательно изучить клейма интересующего завода, которые существовали в разные периоды. Если на фарфоровом изделии стоит правильная маркировка, но её вид не соответствует заявленному продавцом времени изготовления, скорее всего речь идёт о подделке. Клейма наносили преимущественно подглазурными, реже надглазурными красками или отдавливали в тесте. На штучных изделиях они до сих пор прописываются вручную, поэтому не могут быть идеально ровными и симметричными как при штамповке.

Часто начинающие коллекционеры совершают покупки через интернет. Им кажется, что такой способ – самый дешёвый и доступный. Не приходится искать магазины с действительно стоящим ассортиментом, часами рыться в развалах блошиных рынков, лично встречаться с владельцами раритетов. Всё уже собрано, подготовлено и аккуратно выложено на виртуальных страницах с подробным описанием и фото в хорошем разрешении.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Однако мошенники тоже знают об особенностях покупательского спроса, поэтому большинство подделок, в том числе и китайский новодел, можно встретить именно на интернет-площадках. Хорошо, если совестливый продавец скромно назовёт своё предложение статуэткой или сервизом с «клеймом производителя Мейсен», либо других, не менее известных брендов. Двусмысленное описание сразу выдаёт фальсификат. Никто ведь не утверждает, что продаёт подлинник, а заявленная маркировка действительно присутствует. Но есть и те, кто гордо настаивает на оригинальности выставленной продукции и даже указывает период её изготовления, что может сбить с толку неопытных покупателей. «Выдать» китайский новодел может подставка – производитель использует современные, более технологичные формы, о которых не имели понятия мастера XIX и начала XX века. Но главное, должна настораживать низкая цена, которой и приманивают коллекционеров-новичков.

О реставрации

Есть большая разница между просто старым фарфором и антикварным. Битые изделия могут иметь ценность, только если они:

Подобные экземпляры стараются отреставрировать, что может обернуться двойными расходами. Восстановительные работы порой стоят дороже, чем само изделие. А вот продать его впоследствии, окупив все вложения, будет проблематично. Приобретать ли реставрированный фарфор? У экспертов нет однозначного ответа. Иногда, купив за копейки на блошином рынке действительно ценную вещь и отдав в руки хорошего мастера, можно затем продать её не дешевле целой. Если найдётся покупатель, которому предмет действительно придётся по душе.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Сказанное в большей степени относится к статуэткам начала – середины XIX века. Даже в музеях редко найдутся экземпляры хорошей сохранности, что уж говорить о частных предложениях. Тончайшие хрупкие детали – кружева, разделённые пальчики, локоны в причёсках, лепестки цветов, не всегда способны выдержать натиск времени. Но в данном случае небольшая реставрация слабо отразится на стоимости фарфорового раритета. Настоящие ценители обычно закрывают глаза на «нюансы», когда держат в руках подлинный шедевр. Сложнее с посудой. Даже высочайшее качество работы реставратора не заменит целое изделие. Восстановленные чашки и блюдца всё равно разрушатся при активной эксплуатации.

лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть фото лучшие фарфоровые заводы ссср. Смотреть картинку лучшие фарфоровые заводы ссср. Картинка про лучшие фарфоровые заводы ссср. Фото лучшие фарфоровые заводы ссср

Если нет желания становиться владельцем отреставрированного (иными словами, менее ликвидного) фарфора, лучше избегать интернет-покупок. Изделие в салоне или на рынке внимательно осматривают через лупу, а затем медленно проводят по нему пальцами. Мелкие трещинки или сколы чувствуются на гладкой глазури. Обращать внимание нужно на детали: слишком тонкие пальцы на руках и ногах статуэток могут стать следствием восстановительных работ. Проверить посуду можно зажигалкой. Её подносят к чашке, кувшину или тарелке и держат несколько секунд. Характерный треск выдаёт наличие реставрации. В особо сложных случаях – при высокой цене изделия и сомнениях по поводу его сохранности, лучше обратиться за консультацией к специалистам.

Как «вычислить» подделку

Сколько советов не давали бы знатоки, сколько справочников не выпускалось бы производителями и экспертами, ничего не гарантирует стопроцентную защиту от фейка. Коллекционеру придётся вырабатывать собственное «чутьё» на фальсификат, который в последние годы стал качественнее и намного масштабнее. Нужно держать в руках как можно больше антикварных фарфоровых изделий, чтобы понимать на интуитивном уровне, чем они отличаются от новодела. Сегодня уже известно, что китайские мастера скупают оригинальную продукцию ведущих мировых брендов, затем копируют её и возвращают на вторичный рынок под видом коллекционных изделий. Среди российских производителей, чаще всего подделывают Императорский фарфоровый завод.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *