лучшие французские романы 19 века
10 главных романов французской литературы
Если бы не Оноре де Бальзак, едва ли Эммануэль Макрон в 2017 году одержал бы уверенную победу на президентских выборах. Шодерло де Лакло еще в XVIII веке предупреждал об опасности социальных сетей, а «Дамское счастье» Эмиля Золя нынче проходят на занятиях по маркетингу в Парижской школе коммерческих наук. Французские классики описали мир, в котором мы живем и сегодня, — и, чтобы лучше в нем разобраться, вот десять романов, которые стоит прослушать прямо сейчас.
10 главных романов французской литературы
Материал подготовила Инна Дулькина, преподаватель французского языка в Московском городском университете МГПУ.
«Опасные связи», Шодерло де Лакло
Соблазнять, но не влюбляться. Виконт де Вальмон, герой романа, нарушает первое правило либертена. Долгое время он сам отказывается поверить, что его любовница, госпожа де Турвель, для совращения которой ему пришлось написать три дюжины писем, вызывает у него не только страсть, но и нежность. «Вы влюблены!» — холодно сообщает Вальмону его сообщница и один из самых коварных персонажей французской литературы госпожа де Мертей. Для либертена нет более тяжкого оскорбления. После такого — только разрыв. В фильме «Опасные связи» 1959 года Мертей — Жанна Моро — вынуждает Вальмона — Жерара Филиппа — расстаться со своей возлюбленной по телеграфу. Она сама звонит телеграфистке: «Барышня, запишите: прощай, мой ангел, я овладел тобой с удовольствием, покидаю без сожалений. Такова жизнь. И не моя в том вина». В романе Вальмон прилежно переписывает письмо, составленное Мертей, и отправляет его той, которую любит.
Когда роман в письмах выпускника королевской артиллерийской школы выходит в Париже, до свержения французской монархии остается еще семь лет. Первый тираж в 2000 экземпляров раскупается мгновенно, тут же появляются несколько пиратских изданий. «Эти 175 писем опасны так же, как связи, которые они описывают, — отмечал Анри Шайе, богослов из Женевы. — Роман вызывает досаду и восхищение. Каждое сказанное о нем слово увеличит количество читателей, а я хотел бы, чтобы его не читали вовсе». Французы потрясены: впервые в роли вероломного соблазнителя выступает не мужчина, а женщина. Госпожа де Мертей не подчиняется — она доминирует и манипулирует, влюбляет и совращает, вызывает пылкие чувства у своих протеже, чтобы пару писем спустя разрушить их союз.
«Я — божество», — признается она в одном из посланий. Это письмо — как пост в социальной сети, нечаянно ставший доступным всем, — ее и погубит. У персонажей Шодерло де Лакло — совсем как у современных читателей — две жизни. Та, которую они проживают на самом деле, и та, которую представляют на суд окружающих. Реальные события — не более чем повод для «создания и продвижения личного бренда». Разве что герои романа не делают сториз, а пишут письма, каждое из которых — шедевр не только французской литературы, но и самопрезентации. Роман де Лакло о том, что текст может заменить автора, а образ — того, кто его придумал. Персонаж — который, казалось, существует лишь на бумаге — рано или поздно начнет определять поступки своего создателя и при первой возможности его предаст. Так стиль уничтожает смысл, слово заменяет чувство, а Вальмон-либертен сокрушает влюбленного Вальмона.
Французская литература 19 в. реализм. Стендаль, Ба
В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников девятнадцатого столетия. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов России, Италии, Германии, Англии, Франции, Китая, Японии, США. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.
Реализм
Формирование реалистического, художественного метода во французской литературе 19 века обнаруживается уже в памфлетах П. Курье и в сатирических стихах Беранже, Э. Моро. Однако высшее свое развитие этот метод получил в произведениях Стендаля и Бальзака.
Отрывок из романа Бальзака «Гобсек»:
«…Как-то раз зимою 1829–1830 года в салоне виконтессы де Гранлье до часу ночи засиделись два гостя, не принадлежавшие к её родне. Один из них, красивый молодой человек, услышав бой каминных часов, поспешил откланяться. Когда во дворе застучали колёса его экипажа, виконтесса, видя, что остались только её брат да друг семьи, заканчивавшие партию в пикет, подошла к дочери; девушка стояла у камина и как будто внимательно разглядывала сквозной узор на экране, но, несомненно, прислушивалась к шуму отъезжавшего кабриолета, что подтвердило опасения матери…»
«Госпожа Бовари» лист 1
«Госпожа Бовари» лист 2
«Госпожа Бовари» лист 3
«Госпожа Бовари» лист 4
МЕРИМЕ
Проспер Мериме (1803-1870). Мериме занимал высокие государственные должности, был крупным чиновником, сенатором. Широко и разносторонне образованный человек – историк, этнограф, лингвист, археолог.
Первое опубликованное произведение Мериме – сборник пьес «Театр Клары Газуль», выданный им за сочинение никогда не существовавшей испанской актрисы. В 1827 году Мериме издал сборник прозаических баллад «Гюзла, или Избранные произведения иллирийской поэзии, собранные в Далмации, Боснии, Хорватии и Герцеговине». Этот сборник тоже является литературной мистификацией. Лишь две баллады этого сборника являются переводами сербских песен, остальные 32 сочинены самим Мериме.
В историю литературы Мериме вошел, прежде всего, как мастер новеллы, где он сумел тонко раскрыть сложный мир человеческих отношений. Его новеллы посвящены современности, рисуют жизнь французского общества первой половины 19 века. Он показывает уродующую власть золота в новеллах «Двойная ошибка», «Этрусская ваза». Знаменитая новелла «Кармен» рассказывает о трагической любви и о сложных человеческих отношениях.
Два последних десятилетия своей жизни он посвятил изучению России. Он был знатоком и страстным любителем русского языка и литературы – признавал Пушкина первым поэтом современности.
Отрывок из произведения П. Мориме «Кармен»:
«…Тень и ручей настолько меня очаровали, что я вспомнил про
ломти превосходной ветчины, положенные моими монтильскими
друзьями в сумку моего проводника. Я велел их принести и
пригласил незнакомца принять участие в походном завтраке.
Если он давно не курил, то не ел он, должно быть, по меньшей
мере двое суток. Он глотал, как голодный волк. Я решил,
что встреча со мною ниспослана бедному малому свыше.
Проводник мой меж тем ел мало, пил еще того меньше и не
говорил вовсе, хотя с самого начала нашего путешествия
проявил себя беспримерным болтуном. Присутствие нашего
гостя, по-видимому, его стесняло, и какая-то недоверчивость
отстраняла их друг от друга, хоть я и не мог разгадать ее
причины…»
Французская классика
Самое знаменитое произведение Антуана де Сент-Экзюпери с авторскими рисунками. Мудрая и «человечная» сказка-притча, в которой просто и проникновенно говорится о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, о красоте и нетерпимости к злу. «Все мы родом из детства», – напоминает великий фран.
Два шедевра Альбера Камю – роман «Чума» и пьеса «Недоразумение» – объединены темами свободы и выбора, осознания человеком собственного бессилия перед лицом жестокого рока. Холодная хроника эпидемии чумы в курортном алжирском городке превращается в трагическую и пугающую притчу о смертельной опасн.
Путешествие к центру Земли
«В воскресенье 24 мая 1863 года мой дядя, профессор Отто Лиденброк, быстрыми шагами подходил к своему домику, номер 19 по Королевской улице – одной из самых старинных улиц древнего квартала Гамбурга. Наша служанка Марта, наверно, подумала, что она запоздала с обедом, так как суп на плите лишь нач.
«Красное и черное» — это одно из наиболее известных произведений Стендаля. Книга расскажет вам о честолюбии, о том, куда приводят чрезмерные амбиции и стремление идти по головам за своей целью. Жюльен Сорель расчетливо строит карьеру и стремится прославиться, как Наполеон. Внешне он холоден и цел.
Мастер исторического повествования Александр Дюма не обошел стороной и такой интереснейший период в жизнеописании Франции, как гугенотские войны, продолжавшиеся с 1562 по 1598 год. Яркие персонажи, межрелигиозные распри, придворные заговоры – вот те декорации, на фоне которых разыгрывается удивит.
Дебютная повесть молодого писателя, своеобразный творческий манифест. Понятие абсолютной свободы – основной постулат этого манифеста. Героя этой повести судят за убийство, которое он совершил по самой глупой из всех возможных причин. И это правда, которую герой не боится бросить в лицо своим судь.
Ги де Мопассан (1850–1893) – выдающийся французский писатель, без которого невозможно себе представить европейскую литературу XIX века. Он и сегодня остается самым читаемым не только у себя на родине, но и за ее пределами, в том числе и в России. Публикуемый в этом томе роман «Милый друг» – истор.
Самое знаменитое произведение Антуана де Сент-Экзюпери с авторскими рисунками. Мудрая и «человечная» сказка-притча, в которой просто и проникновенно говорится о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, о красоте и нетерпимости к злу. «Все мы родом из детства», – напоминает великий фран.
В данном разделе представлен топ лучших книг и аудиокниг по теме «Французская классика». Полный список из 343 популярных книг и аудиокниг по теме, рейтинг и отзывы читателей. Читайте книги или слушайте на сайте онлайн, скачайте приложение для iOS или Android, чтобы не расставаться с любимыми книгами даже без интернета.
» d=»M24.769 20.3a4.949 4.949 0 012.356-4.151 5.066 5.066 0 00-3.99-2.158c-1.68-.176-3.308 1.005-4.164 1.005-.872 0-2.19-.988-3.608-.958a5.315 5.315 0 00-4.473 2.728c-1.934 3.348-.491 8.269 1.361 10.976.927 1.325 2.01 2.805 3.428 2.753 1.387-.058 1.905-.885 3.58-.885 1.658 0 2.144.885 3.59.852 1.489-.025 2.426-1.332 3.32-2.67a10.962 10.962 0 001.52-3.092 4.782 4.782 0 01-2.92-4.4zM22.037 12.21a4.872 4.872 0 001.115-3.49 4.957 4.957 0 00-3.208 1.66A4.636 4.636 0 0018.8 13.74a4.1 4.1 0 003.237-1.53z»>
Французская литература XIX века
Конец XVIII в. и XIX столетие сопровождались во Франции непрерывными политическими потрясениями. Происходили забастовки рабочих, восстания республиканцев и социалистов. Самым длительным и кровавым из них стала Парижская коммуна 1871 г. Громкие победы французских армий сменялись сокрушительными поражениями, после которых значительная часть страны дважды, в 1814 и 1870 гг., оказывалась в оккупации. Соотношение сил в обществе было неустойчивым.
Буржуазия продвигалась к политическому господству и укрепляла своё экономическое могущество, но в культуре по-прежнему преобладали очень прочные во Франции светские, аристократические традиции. Вот почему для литературы XIX в. характерны сатирические фигуры тупых буржуа-филистеров. Власть отвечала гонениями: так, в 1857 г. два крупнейших писателя — Гюстав Флобер и Шарль Бодлер один за другим попали на скамью подсудимых за «оскорбление нравов». Известные литераторы вовлекались и непосредственно в политическую деятельность: Франсуа Рене де Шатобриан был одним из главных министров в период Реставрации, Альфонс де Ламартин — основателем Второй республики, Жермена де Сталь (1766—1817) и Виктор Гюго — видными борцами против имперской власти Бонапартов.
На протяжении одной человеческой жизни, с 1789 по 1871 г, французы пережили множество революций, переворотов и восстаний: три республики (первая — в 1792—1804 гг., вторая — в 1848—1851 гг., третья — с 1870 г.), две империи Бонапартов — Наполеона I (в 1804—1814 гг., а затем ещё так называемые «Сто дней» в 1815-м) и его племянника Наполеона III (в 1852—1870 гг.), две реставрации Бурбонов (в 1814—1815 гг. и после окончательного разгрома Наполеона I при Ватерлоо, в 1815—1830 гг.), конституционное правление короля Луи Филиппа (в 1830—1848 гг.) — Июльскую монархию
Стремительная смена политических декораций заставляла задуматься о смысле исторических перемен. Одни видели в них прогресс, другие — упадок, декаданс. Но ещё на рубеже XVIII—XIX вв. у Шатобриана и госпожи де Сталь возникла идея культурной относительности, т. е. мысль о том, что в разные эпохи и у разных народов складывались свои социальные и культурные нормы и ни одни из них не могут считаться выше, правильнее других. Эта идея стала лозунгом главного литературного движения XIX в. — романтизма и даже пережила его. Она выразилась в напряжённом интересе и страстном влечении к Иному: ко всему чужому, необычному, «варварскому» или потустороннему.
Для «неистовых» романтиков первой трети столетия Иное заключалось в вызывающе жестоких, отталкивающих мотивах социального и метафизического зла. Широкий доступ в литературу получили прежде неприемлемые персонажи — разбойники, палачи, вампиры, призраки. «Приличная» публика зачитывалась напечатанными в 1828 г. мемуарами каторжника, а затем сыщика Ф.-Э. Видока, из которых впоследствии черпали знания о жизни «дна» Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Эжен Сю.
Богатым источником Иного стала и географическая экзотика: Гюго и Стендаль, Альфред де Мюссе и Проспер Мериме обращались к страстным и жестоким нравам Испании и Италии, Теофиль Готье и Гюстав Флобер ездили по следам Байрона на Ближний Восток, а Жерар де Нерваль (1808—1855) даже мечтал обрести в таком путешествии мистическую истину, объединяющую весь мир. Ещё одной областью Иного явилось далёкое прошлое. Французская литература быстро усвоила модель исторического романа, разработанную Вальтером Скоттом: исторические коллизии показываются не через поступки выдающегося деятеля (короля, полководца и т. д.), а через судьбу частного лица, занятого среди гражданских бурь своими личными заботами и страстями. Эту модель Дюма-отец и Готье начали применять для чисто авантюрного повествования, а Гюго и Альфред де Виньи — для идеологического исследования истории, её катастрофических перипетий.
Следующий шаг сделали Бальзак и Стендаль: схему исторического романа они приложили к изображению современной жизни, что позволило вписать судьбу рядового человека XIX столетия в контекст эпохальных событий. Их опытом воспользовались Флобер («Воспитание чувств») и Эмиль Золя («Ругон-Маккары»), Описание современности как истории стало важнейшим признаком новой художественной системы — реализма. Писатели-реалисты тяготели к созданию всеобъемлющих картин общества в виде больших романных циклов. При этом Бальзак опирался на типологию характеров, а Золя — на новейшие научные теории наследственности.
С проблемой Иного связан и образ героя литературы XIX в. Романтики выработали новый тип героя—энтузиаста, мечтателя, который стремится к недостижимому идеалу и сам готов преобразиться в кого-то другого. Он занимает «неположенное» ему социальное положение («Рюи Блаз» Гюго), проникает в чужую культуру («Путешествие на Восток» Нерваля), женщина берёт на себя роль мужчины («Мадемуазель де Мопен» Готье, ряд романов Жорж Санд). Даже молодые провинциалы-карьеристы, приезжающие покорять Париж, — а это магистральный сюжет всего французского романа XIX в. — часто одушевлены подражанием великому идеалу. Таков стендалевский Жюльен Сорель, бредящий образом Наполеона. Оборотная сторона романтической мечтательности и неудовлетворённости — описанная ещё Шатобрианом меланхолическая «смутность страстей», которая позднее, в прозе Мюссе и критике Шарля Огюстена Сент-Бёва (1804—1869), будет определена как «болезнь века», связанная с утратой религиозной веры.
Во второй половине столетия в романтическом желании быть иным начинают видеть опасное самообольщение души, что особенно глубоко выразил Флобер в истории Эммы Бовари — провинциалки, начитавшейся романтических книг и пытавшейся следовать им в жизни. Литература этого периода уже не возвеличивает своих нередко аморальных героев (как это было с Гобсеком или Вотреном у Бальзака), а, наоборот, развенчивает псевдогероев буржуазной эпохи, чьи устремления лишены всякой символической значимости и объясняются только жаждой успеха, природно-биологическими инстинктами и наследственными задатками — в духе «натуралистической» теории Золя.
Уже в конце 60-х гг. мировой бунт был пародийно доведён до абсурда в «Песнях Мальдорора» Лотреамона (настоящее имя — Изидор Дюкас, 1846— I 1870), а зрелый Малларме в 80—90-х гг. противопоставил этой традиции новый миф — об абсолютно совершенной Книге, которая по сути своей вообще не нуждается в авторе
Изменялось и самосознание французских писателей. Романтики возвели поэзию в ранг новейшей религии, и это породило на французской почве различные варианты «мифа о Поэте». Вдохновенный творец представал то могущественным и одиноким вождём или жрецом (у Виньи и особенно у Гюго), то презрительно отстранённым от толпы денди (у Готье, Бодлера). С середины века именно эта вторая маска сделалась преобладающей.
Вместо отзывчивости и страстной одушевлённости знаком поэта стало бесстрастие, которое легло в основу эстетики главного поэтического течения 60—70-х гг. — «Парнаса». К концу столетия благодаря Бодлеру, Артюру Рембо, молодому Стефану Малларме и особенно Полю Верлену сформировался образ «проклятого поэта», отвергаемого обществом и живущего в состоянии непрерывного мирового бунта или же бесплодной тоски, которая свойственна «слишком старой» культуре («декадентское» мироощущение).
В течение XIX столетия совершилось грандиозное обновление всей поэтики французской литературы. В 1830 г. революционной вольностью ещё казалось нарушение трёх театральных единств и канонов классического стихосложения; а к концу века поэзия завоевала себе небывалую свободу художественных форм — от неоклассических сонетов поэтов-парнасцев до музыкальной лирики символистов, от стихотворений в прозе до первых опытов верлибра. В прозе окончательно утвердился психологический роман. Благодаря литературным журналам романтиков получили развитие жанры повести, рассказа, «физиологического» (нравоописательного) очерка, а газетная периодика породила особую форму романа с продолжением — роман-фельетон.
Во французской литературе утверждались популярно-коммерческие романные жанры — авантюрно-исторический, как у Александра Дюма-отца, криминальный, как у Эжена Сю (настоящее имя — Мари Жозеф Сю, 1804—1857), или экзотический, как у Жюля Верна или Луи Буссенара (1847—1910)
Словарь художественной литературы значительно расширился, обогатившись словами из бытовой сферы, техническими терминами искусства и даже выражениями из арго — жаргона социальных низов. Романисты, опираясь на опыт популярного театра — комедии и мелодрамы, начали широко вводить в повествовательный текст диалоги, написанные живым разговорным языком, где речь каждого персонажа отличается своей социальной, профессиональной, этнической окраской.
Романтическая поэзия и основанная Шатобрианом поэтическая проза стали кузницей небывалых и ярких метафор, служивших преимущественно для изображения человеческих чувств. Жизнь души проецировалась на грандиозные природные стихии (Гюго) или, наоборот, на искусственные предметы современной «антиприродной» цивилизации («Эмали и камеи» Готье, «Цветы Зла» Бодлера). Эта техника достигла особенной изощрённости в ассоциативном письме символистов конца века, которые стремились, по словам Малларме, «изображать не вещь, а впечатление от неё» и добивались полного развеществления мира, превращая его в призрачную игру культурных символов.
Лучшие французские романы 19 века
XIX век характеризуется становлением капиталистических отношений и головокружительного прогресса промышленности. Эти процессы наложили отпечаток и на творчество французских культурных деятелей.
Знаменитые писатели Франции сделали монументальный вклад в мировую литературу. От экзистенциалиста Жан-Поль Сартра до автора заметок об общественных нравах Флобера – человечеству известно немало гениев, плоды трудов которых разобрали на цитаты.
Шедевры реализма как будто размышляли о современности и месте человека в мире. В этот период стремительно развивалась проза, особенно жанр романа. 19 столетие подарило свету немало эпических произведений, где жизнь простых людей описана на фоне известных исторических событий.
Реалистический роман зародился в 18 веке. Деятели Просвещения так и не сумели раскрыть многогранность связей между персонажами и действительностью. Наиболее полно направление реализма выразилось в жанре социального романа. Для него характерны масштабность проблемы, пафосное описание, запоминающиеся художественные образы.
Королями французского реалистического романа считаются Стендаль и Бальзак. Их основная тематика — жизнь общества того исторического периода.
Стендалю принадлежит первенство в создании основных принципов реализма, воплощенных в его художественных повествованиях. Шедевр «Красное и черное» рассказывает о любви, о выборе между карьерой в церкви и в армии, что отражено в названии. В авантюрной «Пармской обители» наглядно и увлекательно передана суть придворных интриг небольшого итальянского двора.
Знаменитая «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака принесла ему первый успех. Это своеобразные комментарии всех жизненных аспектов. Цикл сочинений выпустил в свет немало эпохальных героев: Отец Горио, например, в курсах французской литературы представляется как классический символ реализма, в «Блеске и нищете куртизанок» и «Утраченных иллюзиях» отражаются морально-этические проблемы общества, почитающего деньги.
Тема торжества добра над злом положена в основу романа Виктора Мари Гюго «Отверженные», среди героев которого и осужденный за похищение еды для голодной семьи на 20 лет каторжных работ, и замарашка, обернувшаяся прелестной девушкой, и дерзкий Гаврош. Автор вложил в этот шедевр все своё человеколюбие, в некоторых фразах сокрыт невероятно бездонный смысл, порой стоит перечитать книгу, чтобы глубже в него проникнуть.
Роман «Собор Парижской Богоматери» вызывает в душе читателей бурю разноплановых эмоций. И хотя целью Гюго было сделать главным героем готический собор Парижа, который хотели снести или модернизировать, до сих пор читателям переворачивает душу трагическая судьба персонажей: Эсмеральды, Квазимодо, Фролло.
Первый опубликованный роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» сначала вышел в форме цикла новелл, но французские власти подали против автора иск за безнравственность. Сюжет произведения невероятно прост — главная героиня живет не по средствам и заводит внебрачные интрижки, пытаясь убежать от пустоты и банальности жизни в провинции. Настоящая ценность романа — в деталях. Флобер, вообще, знаменит стремлением довести каждое свое творение до совершенства, выбирая единственно верные слова.
Ги де Мопассан, подобно своему наставнику Флоберу, ни разу не изменял собственным принципам. Он был яростно нетерпим к буржуазному миру. Когда его персонаж оступался в чем-нибудь, присоединяясь к буржуазности, автор не миловал его. Его новелла «Ожерелье» стала образцом неожиданной развязки.
Один из авторов, обратившихся к научной фантастике – Жюль Верн. Он написал много приключенческих сюжетов: «Двадцать тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру Земли». Коллизии, в которые попадают путешественники, не отпускают благодарного читателя до финала.
Не менее грандиозный успех настиг реалистичные творения Александра Дюма. Сюжет «Графа Монте-Кристо» взят из полицейских архивов. Реальная история Франсуа Пико, послужившего прототипом Дантесу, под пером литературного гения трансформировалась в занимательный роман о заключенном замка Иф. Читатели погружаются в историческую обстановку и испытывают весь спектр эмоций персонажей, утрачивая чувство реальности.
«Три мушкетера» — общепризнано лучший авантюрно-приключенческий роман. Это бессмертное и нестареющее произведение о смелых мужчинах и роскошных женщинах, об интригах кардиналов и романтичности королей. Современное поколение читателей с тем же азартом следит за увлекательными приключениями Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна.
Видный публицист Эмиль Золя стоял в эпицентре литературной жизни 19 века. Его истории о рабочем классе «Жерминаль» и «Западня» были попыткой совершенствования системы взаимоотношений буржуазного общества. В них немало истинного описания пролетариата того времени. Оба произведения экранизированы.
Броские факты ослепительного богатства и удушающей нищеты были основной темой поэтов и прозаиков Франции этого столетия. Обстановка душевного смятения положила начало большому количеству литературных движений и жанров, внесших заметный вклад во всемирное наследие.