лучшие хиты джаза 20 века
7 треков, чтобы понять и полюбить джаз навсегда
Джаз, как принято считать — «интеллектуальная» музыка. Не всем доступная. С высоким входным порогом. Известное противоречие: чтобы слушать джаз, нужно в нем разбираться, но чтобы разобрать — нужно знать, что именно слушать! Но это все проблемы только на первый взгляд. Во-первых, наших читателей словом «интеллект» не испугать (даже мы в редакции его не очень боимся). Во-вторых… стесняюсь сказать, но ведь джаз — это тоже музыка, и тоже, простите, душевная.
Просто, может быть, не сразу понятно, во что именно вслушиваться и как реагировать на то, что услышал. И правда ж — ни «ла-ла-ла-лай» не подпеть, ни ногой в такт не потопать. Ну и форма: квадрат темы — а дальше сплошные импровизации. Где припев? Да не нужен он вообще: удовольствие от джаза как раз в том, чтобы следить за импровизацией, которая течет, как река или разговор, а не выбрасывать кулак вверх на осточертевшей ударной фразе припева.
И все равно. Есть джазовые треки, которые цепляют, пленяют и не отпускают. Мы выбрали семь самых «заразных». Напоследок совет — слушайте импровизационные куски, держа в голове тему. Пусть оригинальная мелодия идет в голове фоном. И вот, поняв эту головокружительную перекличку игры гармонии и контрапункта, спонтанность и витальность, вы будете к поп-музыке относиться снисходительно-спокойно. Даже к Мадонне и Земфире!
Take 5
Брубек — один из создателей послевоенного стиля «кул-джаз», пианист и композитор, соединивший гармонии европейской классики и кул-джаз. Также он «научил» джаз свинговать в несимметричных размерах. Да, великие Макс Роуч и Телониус Монк играли пьесы в вальсовом размере и на 5/4, но то были единичные случаи.
Квартер Брубека же в 1959 выпустили альбом «Time Out», где все пьесы в «кривых» размерах. Пьеса на 5/4 «Take Five» (авторства альт-саксофониста Пола Дезмонда) стала хитом. Позже к ней даже слова сочинили. Вы наверняка слышали эту мелодию, в основе которой, кстати, обычный блюзовый лад. Но и весь альбом хорош. И следующий — «Time Further Out».
Song for My Father
Редкой трогательности композиция — посвящение пианиста Хораса Силвера своему отцу, видавшему свет португальцу с Кабо-Верде. В версии со словами так и поется: «Если и был когда-нибудь мужчина столь щедрый, добрый и хороший — то это мой отец».
Фотографию старика отца, Джона Тавареса Сильвера, Хорас поместил на обложку своего главного альбома, «Song for My Father» (1965). И таким образом увековечил папу, потому что альбом, записанный с командой крутых музыкантов вроде саксофониста Джо Хендерсона и трубача Блю Митчелла, стал классикой хард-бопа. Весь альбом — обязаловка для всех, кто хоть как-то интересуется джазом, да и просто любой нетупой музыкой.
My Favorite Things
Джон Колтрейн за свою недолгую жизнь написал массу гениальных пьес, которые двинули вперед джаз. Но, увы, почти ничего из этого не годится для входа в жанр. Кроме «My Favorite Things» — кавера на песню из мюзикла «Звуки музыки». Конечно, великий Трейн не играл кавера — он поднимал известные мелодии до своего уровня мудреца и визионера. Но конкретно «My Favorite Things» из одноименного альбома 1961 года — красивая мелодия в оригинальной аранжировке, с восточным ароматом, которая «заходит» ну абсолютно любому слушателю. Проверено.
В том же 1961-м композиция даже была выпущена синглом, весьма, правда, своеобразным: разломали пополам и поместили на две стороны. Пожалуй, укороченную версию и послушаем.
Girl from Ipanema
Стоит сказать одно: с этой песни началась мировая слава босановы. Долгая предыстория, но, в общем, отец боссы Антониу Карлос Жобим и тенор-саксофонист Стен Гетц так хорошо спелись, что альбом с «Девушкой из Ипанемы» получил «Запись года» на «Грэмми» в 1965.
А песню эту вы все, конечно, сто раз слышали. Но теперь знайте — это серьезная музыка, босса плюс кул-джаз — от мастеров!
Waltz for Debby
Все лучшее (и худшее) человек делает для родных и близких. Не исключение Билл Эванс, выдающийся пианист стиля «кул», написавший трогательный «Вальс Дебби» для своей племянницы. Пьеса впервые появилась как сольная фортепианная на дебютном альбоме Эванса «New Jazz Conceptions» (1957). Несколько лет спустя — уже в версии трио, на концертном альбоме «Waltz for Debby» (1962). В этой аранжировке пьесу все и играют.
Autumn Leaves
Да, еще один кавер поп-песни, но зато какой песни! «Осенние листья» (Les Feuilles mortes, 1945) Владимира Космы и Жака Превера — классическая любовная баллада. И вроде все джазмены ее пели-играли, но саксофонист Кэннонболл Эддерли сделал для своего альбома «Somethin’ Else» (1958) нечто особенное. Аранжировка — шагающий бас, сиплая труба Майлса Дейвиса — усилили щемящую ноту просто донельзя!
So What
Главный авторский хит Майлса Дейвиса из альбома «Kind of Blue» (1959). У ролика архивного более десяти миллионов просмотров — как у рэп-баттла какого-нибудь. Классика кул-джаза, между прочим.
Но если уж «So What» не зайдет — то вы просто бесчувственная скотина. Простите, это описка, я хотел сказать — попробуйте «My Funny Valentine» в его же исполнении (альбом «Cookin’ with the Miles Davis Quintet»).
В общем, джаз — это не страшно. Страшно, когда джаза нет.
10 самых известных джазовых композиций
Эти мелодии звучат чуть ли не из каждого мобильного телефона. Они постоянно создают настроение в рекламных сюжетах. В кинофильмах музыкальные отрывки являются самостоятельными элементами.
Но если спросить: «что это было?» — далеко не каждый сходу может припомнить хотя бы название музыкальной композиции. Даже вспомнив название, вряд ли назовёт композитора. И ещё больше путаницы с исполнителями — вплоть до судебных разбирательств между певцами.
Что же это за неуловимые мелодии? Кто на самом деле их авторы? Давайте присмотримся к десятке самых известных джазовых композиций.
10. Summertime
Музыкальные критики до сих пор расходятся в определении базового стиля джаз-композиции. Одни усматривают подражание традиционным протестантским спиричуэлсам; другим слышатся напевы украинских колыбельных.
В разное время её исполняли:
Интересные факты: вольность трактовки арии группой «The Zombies» стала причиной судебного иска об авторстве. А по количеству исполнений (более 70 000) она опережает «Yesterday» группы Beatles.
9. Feeling good
Мюзикл увидел свет в следующем, 1965 году. И американская певица Нина Симон сразу же включила арию в свой новый альбом.
Именно в исполнении Симон песня быстро приобрела всемирную известность. Она не раз использовалась в кинофильмах, радиопостановках и рекламных кампаниях.
После неподражаемого исполнения Нины Симон джаз-композиция входила также в репертуар:
8. Let it snow! Let it snow! Let it snow!
Впервые песню о двух влюблённых, которым неожиданный снегопад даёт повод побыть вместе подольше, исполнил Вон Монро. Классическим стало добродушное ворчание Френка Синатры.
Не пожелал отставать проникновенный Дин Мартин. И — пошло-поехало… Известно не менее двадцати перепевок и вариаций «хита всех новогодних фильмов».
Неполный список исполнителей неизменной, «классической» версии:
7. Hello Dolly
В 2001 году композиция совершенно заслуженно получила место в Зале славы премии Грэмми. Считается, что это лучшая песня в карьере Луи Армстронга.
6. Autumn leaves
Первыми исполнителями были Ив Монтан (прекрасно поющий сам) и Ирен Йоахим, которая озвучивала исполнительницу главной роли Натали Наттье.
Двумя годами позже американец Джонни Мерсер переложил песню на английский язык.
В 1956 году русскоязычная версия авторства Николая Доризо была выпущена в СССР. В этом варианте песню исполняла Гелена Великанова.
Кроме того, известно переложение Бориса Мокроусова на слова Марка Лисянского.
Все варианты вариаций мелодии и переложений на разные языки просто не сосчитать.
5. The entertainer
Регтайм, как музыкальное направление, символ начала XX века; «Артист» — визитная карточка этого стиля. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний вполне по праву включила его в «10 лучших мелодий века».
Настоящая популярность пришла к мелодии лишь в 70-е годы. На волне ностальгического интереса к началу века, композицию издают в музыкальных сборниках, используют в стилизованных кинофильмах и на театральных подмостках.
Интересный факт: джаз-композиция превратилась в рекламный девиз, которым пользуются уличные мороженщики и продавцы фруктов на Юге.
4. Take five
Музыка сразу получила популярность на радио. Джазисты брали на вооружение ритм и отдельные фразы; композиция в оригинальном исполнении неоднократно переиздавалась как сингл.
Сегодня эта мелодия является музыкальной заставкой:
3. Singing in the rain
Но в 1952 году режиссёр Джин Келли сыграл главную роль в одноимённом киномюзикле и лично исполнил песню, после чего она получила самостоятельную жизнь.
В разное время мелодия звучала не менее чем в двух десятках фильмов. В том числе таких, как «Заводной апельсин», «Крепкий орешек», «Леон», «Годзилла» и многих других.
2. I’ve got you under my skin
После этого мелодия неоднократно исполнялась десятками (если не сотнями) джазистов. Но особую популярность получила в 1956 году, когда её исполнил Фрэнк Синатра.
Сам Фрэнк очень трепетно относился к этой песне, неоднократно подчёркивая что «значительно переосмыслил оригинал». По собственным словам Синатры, «из просто хорошей песни я сделал шедевр».
1. Fly me to the moon
Учитывая настроения публики, при подготовке пластинки издатели решили дать ей «народное название», под которым она известна до сих пор.
Интересный факт: по версии журнала «Animage», данная песня входит в двадцатку лучших тем аниме.
Исполнители: