лучшие хиты звуки му
Звуки Му
Первое полноценное выступление группы состоялось 28 января 1984 года в полностью заполненном 300-местном актовом зале спецшколы № 30, участвовали также «Браво», «Центр», Владимир Рацкевич, Сергей Рыженко и Виктор Цой, а среди зрителей присутствовали многие знаменитости: Борис Гребенщиков, Сергей Курёхин, Андрей Макаревич и др. Концерт был организован Липницким по договорённости с директором школы, где он когда-то учился, и проходил под видом вечера встречи выпускников, поэтому проблем с властями не возникло. Для визуального решения номеров «Звуки» привлекли скульптора-авангардиста из Одессы Вадима Гринберга, кроме того, в их составе уже находился недавно освободившийся Бортничук, хотя он ни на чём не играл, а просто сидел на сцене в огромной маске и резиновых рыбацких сапогах. Отыгранной программе, несмотря на необычность, сопутствовал успех; с тех пор группа получила некоторую известность и стала приглашаться на другие московские музыкальные мероприятия[1].
Весной «Звуки Му» вместе с «Последним шансом» и «Браво» сыграли на свадьбе у знакомого Липницкого, выступление получилось провальным, поскольку гости требовали от группы весёлых песен, а их не было. Практически всё лето музыканты провели на даче у Липницкого на Николиной Горе, репетировали там в разных экспериментальных составах, например, ненадолго к ним присоединился первопроходец русского индастриала Алексей Тегин, взявший на себя роль басиста, иногда в качестве ритм-гитариста участвовал младший брат Липницкого Владимир, хотя он больше пил, чем играл. Бортничук вопреки желанию сесть за барабаны осваивал соло-гитару. Там же в дачных условиях 7 июля состоялся ещё один публичный концерт, несмотря на полное оцепление силами КГБ, прошедший успешно, — устроенный «Звуками» праздник вновь поддержали коллеги из «Аквариума», «Кино» и «Браво». На этом выступлении присутствовал профессиональный барабанщик Михаил Жуков, член джазовой студии ДК «Москворечье», и его решили пригласить в состав, вместо отчисленного Бугаева, который злоупотреблял марихуаной и засыпал прямо посреди репетиций. «По-человечески Африка нравился, — вспоминал Хотин. — Но ему не хватало профессионализма. Конечно, у нас многим не хватало профессионализма, но ведь барабанщик в группе — как вратарь в команде. Если он ненадежен, ничего не получится»
Следующее важное выступление состоялось в апреле 1985 года в Межсоюзном доме самодеятельного творчества на прослушивании команд будущей Московской рок-лаборатории. Приглашённый сюда в качестве эксперта композитор Алексей Рыбников был поражён увиденным: «Я только что побывал в Англии на панк-концерте, так английские панки ничто по сравнению с этими. Россия — родина панков!». Летом «Звуки Му» вновь уехали на Николину Гору, где попробовали записать первый альбом. Продав несколько антикварных икон из своей коллекции, Липницкий через Джоанну Стингрей заказал из США 4-канальную портостудию Yamaha, для звукоизоляции обшил стены дачи списанными физкультурными матами, тем не менее, старания, по его собственному признанию, не увенчались успехом: «Когда Мамонов дорвался до относительно приличной техники, его, что называется, заклинило. У Петра появилась привычка переделывать каждую из композиций по многу раз. В итоге песни получались мёртвыми, а вокалу явно не хватало концертной энергетики. Он мучил себя и мучил музыкантов». Этот альбом в итоге так и не был обнародован, хотя, по воспоминаниям очевидцев, некоторые песни были сыграны на нём вдохновенно, в особенности «Источник заразы» — с красивой партией клавиш, которая впоследствии так никуда и не вошла.
В то же время к «Звукам» присоединился фаготист Александр Александров, выпускник ленинградской консерватории, ранее игравший в «Аквариуме» и в так называемом «Трио современного джаза» вместе с Курёхиным и Вапировым. Его профессионализм положительно сказался на общем звучании группы. «Наша музыка с ним была интереснее и богаче, — вспоминал Бортничук. — Очень тонкий музыкант с развитым чувством меры». Новым барабанщиком стал бывший участник «Центра» Карен Саркисов, тогда как Жуков взял на себя перкуссию. Таким составом 11 января 1986 года они дали первый отчётный концерт в рамках рок-лаборатории, выступление состоялось в ДК им. Курчатова совместно с ведущими московскими коллективами: «Центром», «Вежливым отказом», «Бригадой С», «Браво» и др. Мамонов начал концерт, лёжа на раскладушке, а ближе к финалу принялся интенсивно бить её ногами, чуть не сбросив в зал. Следующее появление группы на большой сцене состоялось здесь же в мае, зрителей поразила впервые исполненная песня «Бойлер», отсылающаяся к чернобыльской катастрофе. Помимо всего прочего, «Звуки Му» впервые съездили на гастроли, по приглашению рижского рок-клуба сыграли в Латвии
8 июня группа успешно отыграла на рок-фестивале «Движение в сторону весны» в ДК МИИТ. Фрагмент репетиции этого концерта, где «Звуки Му» исполняют песню «Мумия», вошёл в известный короткометражный фильм «Стоит лишь тетиву натянуть», посвящённый советским неформалам. По завершении фестиваля Саркисов и Жуков группу покинули — стиль их игры был слишком джазовым и не вписывался в общую концепцию. Место ударника занял девятнадцатилетний барабанщик Алексей Павлов, пришедший из тусовки «Николая Коперника», как описывал его Бортничук: «Странный такой был парень, с непонятным взглядом. Сразу понравился». Осенью Александрова пригласили в «Группу Стаса Намина», и после долгих колебаний он принял решение уйти. Последнее его вступление со «Звуками» датировано 2 декабря, этот концерт, проходивший в рамках 17-й молодёжной выставки московских художников на Кузнецком Мосту, был прерван инструктором МГК ВЛКСМ. Таким образом, сформировался канонический «золотой» состав группы: Мамонов (вокал, ритм-гитара), Бортничук (соло-гитара), Липницкий (бас), Хотин (клавиши), Павлов (ударные).
Гастрольный тур и дебютные альбомы[править]
Следующие два года группа активно гастролировала, посетив множество разных городов, при этом везде их сопровождал влившийся в состав Антон Марчук, выполнявший теперь функции звукооператора. 16 февраля 1987 года «Звуки Му» впервые в своей истории выступили на ленинградской сцене, дав совместный концерт с «Зоопарком» в ЛДМ. Оваций не было, зрители восприняли действо скорее с недоумением, чем с восторгом, о необычности коллектива написали в местном самиздатовском журнале «Рокси»: «Петя выглядит совсем не так, как рокер или там волновик, раста, металлист или панк. Петя не поёт, у него, наверное, нет голоса, он вырывает из себя, выплёвывает, а иногда и создаёт звуки». Затем музыканты съездили на фестиваль в якутский город Мирный, пять раз выступили во Владивостоке, четыре раза в Свердловске, четыре раза в Ташкенте. Далее последовали Киев, Винница, Харьков, Горький, Таллинн, Калининград. 27 августа на сцене Зелёного театра парка Горького группа вынуждена была играть без ушедшего в запой Мамонова (роль вокалиста на себя взял Павлов)
«Звуки Му» существовали уже более пяти лет, накопили больше двадцати отрепетированных композиций, но до сих пор не имели в послужном списке ни одной студийной работы. «Все наши пробы записи долгое время выглядели какими-то полушизофреническими, — отмечал Хотин. — Первое время мы считали, что ещё не готовы технически. Следующие попытки заканчивались неудачей потому, что Мамонов в очередной раз запивал и мы никак не могли собраться вместе». Переломным моментом стало выступление группы на фестивале рок-лаборатории в июне 1988 года, когда за кулисами Дворца культуры имени Горбунова к музыкантам подошёл их старый знакомый Василий Шумов и предложил спродюсировать их первый альбом, а также предоставить для этого всю необходимую аппаратуру. Будучи опытным звукорежиссёром, Шумов установил на студии жёсткую дисциплину и заставил группу записать все песни за двадцать дней. При всём при том, у такого сотрудничества были и отрицательные моменты, в частности, музыкантам не нравилось работать под давлением. Павлов, например, отзывался о сессиях следующим образом: «В голове у Васи идеал звука был совсем другой, чем у нас. Мы были настроены на какую-то определённую чуму, а он пытался сделать так, чтобы всё было сыграно правильно. Поставил процесс на быстрые и профессиональные рельсы, порой обламывая какие-то интересные идеи». По просьбе Шумова вместо концертной энергетики и экспрессии Мамонов использовал спокойный размеренный вокал. Дебютный альбом получил название «Простые вещи» и небольшим тиражом был выпущен на двух грампластинках[3].
«Простыми вещами» группа охватила в основном ранний период творчества Мамонова, собрав и сохранив старые давно написанные песни, однако на тот момент существовал уже новый материал, которого хватило бы на ещё один альбом. Шумов, уезжая со студии на Николиной Горе, на десять дней оставил им свой 8-канальный Fostex, и за этот короткий промежуток времени музыканты успели записать второй свой альбом «Крым». Продюсированием занимался Марчук, работа на сей раз протекала непринуждённо, сведение прошло быстрее и легче
Осенью 1988 года прошли первые заграничные гастроли «Звуков Му». По рекомендации Троицкого группу пригласили в Венгрию на фестиваль альтернативной музыки Hungary Carrot, где она выступила весьма удачно, несмотря на сильное алкогольное опьянение всех участников. Чуть позже состоялся небольшой тур по Италии, совместно с «Браво» и «Телевизором» музыканты посетили Рим, Падую, Турин. Но, поскольку эти гастроли начались по инициативе близкой к коммунистическим кругам структуры Unita, они были плохо организованы и не имели большого успеха[1].
Той же осенью произошло одно из самых важных событий в истории группы, при содействии Троицкого коллектив познакомился с известным английским музыкантом Брайаном Ино. В прошлом клавишник Roxy Music, ныне саунд-продюсер, уже успевший поработать с U2 и Talking Heads, он искал в СССР необычные группы и заинтересовался «Звуками Му», назвав их творчество «своеобразным маниакальным минимализмом», а Мамонова — «удивительным и страшным архетипом, явившимся словно из какого-то глубокого средневековья». Итогом знакомства стал двухлетний контракт, по условиям которого они должны были сначала записать альбом для западного релиза и потом совершить два масштабных тура по Великобритании и США.
Альбом Zvuki Mu был записан в ноябре за двенадцать дней в Москве на арендованной студии ГДРЗ, сведение происходило в Лондоне на Air Studios. Сюда вошёл материал двух ранее записанных программ «Простые вещи» и «Крым», а также одна новая песня «Забытый секс». В процессе записи между Ино и Мамоновым возникло противоречие в плане звучания, лидер «Звуков» категорически отвергал все новаторские предложения продюсера, отдавая предпочтение «гладкой» и «культурной» стилистике, пел «верно» и «скучно», без характерной концертной дикости. Очевидец тех событий Троицкий объяснял связанные с альбомом неудачи тем, что «нашла коса на камень»: «Поскольку Петя был человеком русским и брутальным, а Ино — английским и деликатным, то Ино в конце концов махнул рукой и свёл альбом таким образом, как хотелось Мамонову. В результате получилась, на мой взгляд, пластинка довольно посредственная»[5]. Альбом вышел в начале 1989 года на курируемом Ино лейбле Opal Records и не имел громкого успеха, хотя авторитетный американский критик Роберт Кристгау выставил пластинке вполне хорошую оценку B, назвав творчество группы «гипнотическим рок-кабаре»[6].
7 января в рамках передачи «Музыкальный ринг» группа выступила в прямом эфире на центральном телевидении, исполнив новые свои хиты «Гадопятикна» и «Ежедневный герой», однако по результатам зрительского голосования сильно уступила ленинградской группе «АВИА», а один из присутствующих в зале экспертов посоветовал Мамонову обратиться к врачу-психиатру.
Практически всю весну «Звуки Му» провели в европейских гастролях, дали концерт в Варшаве, совместно с «Аукцыоном», «Ва-Банком» и поп-певицей Екатериной Суржиковой проехали по Германии, выступив в Берлине, Гамбурге, Бремене, Геттингене, чуть позже вместе с «Кино» и «Аукцыоном» побывали во Франции, отыграли свою программу в Париже, Лионе, на крупном фестивале в Бурже. Далее последовал длительный британский тур, перед началом которого Ино опубликовал в газете The Guardian большую статью о русском роке и о своих подопечных. В мае группа ненадолго вернулась домой для участия в международном инди-фестивале «Независимые музыканты — Югу Африки» в Московском дворце молодёжи. Бортничук перед началом этого концерта сильно запил, поэтому в его отсутствие было решено выступать под фонограмму недавно записанного альбома
Американский тур проходил при поддержке влиятельной медиа-компании Warner Brothers, группа объездила все крупнейшие города восточного побережья: Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон и др. Дали один совместный концерт с Pere Ubu, на сцене Линкольн-центра выступили в паре с инди-рокерами The Residents — их вокалист Рэнди Фокс отметил впоследствии: «Я не мог и предположить, что какая-то группа из России окажется куда более дикой, чем все американские группы, которые я когда-либо видел». Тем временем в Советском Союзе на экраны вышел фильм Рашида Нугманова «Игла», где Мамонов играет небольшую, но яркую роль, антагониста персонажа Виктора Цоя. Из-за их кино-противостояния у многих советских меломанов возникло ощущение, что Цой является лидером ленинградского рока, а Мамонов — московского. Группу вновь пригласили на центральное телевидение, в передаче «Программа А» помимо общего интервью была показана получасовая нарезка из живых выступлений в разных городах.
Период распада[править]
Во второй половине 1989 года «Звуки Му» стали одной из самых популярных групп в СССР, находились в зените славы, но осенью Пётр Мамонов неожиданно объявил о роспуске музыкантов, посчитав, что их совместный проект «кончился как идея», в таком формате «достиг потолка развития». Перед окончательным распадом было решено совершить прощальный тур по Сибири: Ангарск, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Челябинск. 28 ноября они в последний раз отыграли на фестивале рок-лаборатории, в этом выступлении также приняли участие некоторые бывшие члены коллектива: Саркисов, Жуков, Александров, Троицкий. Мамонов под давлением исключённых участников отказался от старого названия, продолжив музыкальную деятельность в рамках дуэта «Мамонов и Алексей», куда кроме него вошёл ещё Алексей Бортничук. Вместо барабанщика они использовали программируемую драм-машину, тогда как ритм-секция записывалась заранее и включалась на концертах как фонограмма — в таком виде намечалась запись одноимённого альбома[1].
Мамонов возлагал на дуэт с братом большие надежды, тем не менее, западные партнёры группы оказались недовольны таким радикальным преобразованиям, предстоял второй тур по США, а большие средства уже были вложены в раскрутку бренда «Звуки Му». Люди из Warner Brothers, узнав о переименовании, сразу же отказались от дальнейшего сотрудничества, вместо них организацию выступлений взяла на себя Линда Гринберг. Чтобы соблюсти условия действующего с Opal Records контракта, пришлось брать с собой фактически отчисленных Липницкого, Хотина и Павлова — все трое после изгнания находились в состоянии апатии, но всё же согласились ехать. Второй американский тур охватывал уже всю территорию страны, начавшись с западных городов Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, продолжившись дальше на восток: Мэдисон, Чикаго, Детройт и т. д. Заключительный концерт в Нью-Йорке 17 мая 1990 года считается последним выступлением канонического состава «Звуков Му»
Прежде чем разойтись, летом музыканты последний раз собрались вместе для записи альбома «Транснадёжность». На студии преобладало настроение упадничества, многие были огорчены роспуском состава, и это сказалось на звучании. Как описывал эту работу Сергей Гурьев: «Присущая группе изощрённость стала сочетаться с холодной жесткостью, превращавшей артистизм концепции, образно выражаясь, в эдакий застывший оскал. Полнокровный выброс брутального иррационализма прорастал хмурой интеллектуальной рефлексией». Несмотря на это, некоторые песни оттуда позже стали довольно известными, например, «Пробковый пояс» и «Спиритизм»
Выступления в рамках дуэта продолжались недолго, вскоре Мамонов пришёл к выводу, что их урезанному коллективу требуется хотя бы живой барабанщик: в группу временно вернулся Михаил Жуков, приведя с собой двоих учеников-перкуссионистов. Ученики практически сразу отсеялись, и на фестивале телевизионной «Программы А» они играли уже втроём. В новом формате основной акцент делался скорее на зрелищность сценического представления, нежели на звук — важную роль здесь сыграла Ольга Мамонова, проявлявшая находчивость в создании декораций для концертов мужа, она также стала новым менеджером музыкантов вместо ушедшего Липницкого. «Мамонову было тесно и скучно в рамках рок-н-ролла да и музыки вообще. Каждая его песня была музыкальным спектаклем, и постепенно концертная программа стала мутировать в театрализованное шоу», — вспоминала она в мемуарах
Жуков тоже не остался в группе надолго, поэтому альбом «Мамонов и Алексей» в 1992 году записывался дуэтом. Явно ощущалась нехватка музыкантов, и для создания живой ритм-секции в коллектив были приглашены опытнейший бас-гитарист Евгений Казанцев, переигравший во многих советских ансамблях, а также ударник-виртуоз Юрий «Хэн» Кистенёв из группы «Альянс». Репетиции проходили в подвале недалеко от станции метро «Студенческая», где, кроме того, базировалась их собственная студия звукозаписи «Отделение Мамонов». Музыкантам удалось достичь хорошего звучания, однако Кистенёва буквально сразу же пригласили в перспективную недавно образовавшуюся группу «Моральный кодекс», уходя, он посоветовал на своё место львовского барабанщика Андрея Надольского. «Когда он впервые появился, — отмечал Бортничук, — в его игре сразу промелькнуло что-то, из чего показалось: наш барабанщик. Хороший парень, свой, мягчайший, очень добрый. И при этом более роковый, чем Павлов. Весь в музыке, поглощён ей полностью»[1].
Название «Мамонов и Алексей» по причине расширившегося состава уже не подходило, поэтому было решено вернуться к первоначальному названию «Звуки Му». Благодаря пришедшим музыкантам Мамонову удалось добиться плотного напористого звучания, создать «стену звука», о которой он уже давно мечтал, — это позволило играть некоторые старые песни, не исполнявшиеся из-за отсутствия технических возможностей: «Больничный лист», «Канава», «Консервный нож». В 1993 году все эти записи были выпущены на альбоме «Грубый закат», он выходил в двух вариантах, обычный и с изменёнными аранжировками Dance Mix. Лейбл Moroz Records занялся переизданием ранних магнитоальбомов и винилов на CD-носителе, и это привело к некоторым проблемам с авторскими правами, поскольку участники первого состава «Звуков» имели непосредственное отношение к тем записям, но денег не получали. Конфликт интересов, тем не менее, быстро себя исчерпал, после того как Олег Коврига перевыпустил в России опаловскую пластинку Zvuki Mu и вырученные с продаж средства отдал покинувшим коллектив музыкантам. Среди прочих релизов, в 1994 году вышел альбом «Инструментальные вариации», где известные песни представлены без вокальных партий.
С каждым годом Мамонов всё дальше уходил от музыки, роль лидера группы постоянно совмещал с реализацией многочисленных сольных проектов, играл в театре, снимался в кино, порой совсем забывая о своих коллегах. «О такой работе я мечтал всю жизнь, — отмечал Казанцев. — Но театр отнимал у Пети массу времени и сил, на группу его не хватало». В 1995 году он, ко всему прочему, переехал жить в деревню и, увлёкшись православным христианством, стал переосмысливать всё своё прошлое творчество. На волне духовных поисков родилась идея метафорического костюмированного представления, где Казанцев должен был изображать петуха, Бортничук — огромную рыбу, Надольский — птенца в гнезде, а сам Мамонов при этом пилил бы сук, на котором сидит, перепиливал и падал с большой высоты в заросли крапивы. Напряжение в группе усиливалось, так как подобное действо имело мало общего с музыкой, среди участников коллектива росло недовольство. Ситуация особенно усугубилась после неудачного концерта 31 октября в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, откуда группу с позором выгнали из-за хулиганского поведения пришедших зрителей: фанаты бросали окурки на пол, распивали спиртные напитки прямо в зале, громко выкрикивали нецензурные слова
Поражаясь хамскому настроению своих поклонников и находясь под давлением недовольных музыкантов, Мамонов окончательно разочаровался в рок-культуре и принял решение распустить «Звуки Му», теперь уже навсегда. Безумное представление с переодеваниями так и не удалось воплотить на сцене, поэтому песни оттуда в 1996 году были выпущены в виде обычного аудиоальбома «Жизнь амфибий, как она есть». Также в этот период состоялось издание двойного альбома «П. Мамонов 84—87», куда вошли раритетные записи с квартирных концертов.
Звуки Му
Zvuki Mu (translated as The Sounds of Moo) is a Russian experimental rock/post-punk band founded by Petr Mamonov in Moscow in 1983. One of the most revered and eccentric figures of the post-Soviet art and music scene, Mamonov reorganized Zvuki Mu several times with a different line-up and recorded solo under this name. In various years, he played experimental (1983–1987) and psychedelic rock (1988–1991), post-punk (1993–1997), and lo-fi/freak folk (1998–2005). In February of 2015, Petr Mamonov announced a formation of Совершенно Новые Звуки Му (The Brand New Sounds of Moo) with young musicians from Stoneberry band. The group presented their new concert program The Adventures of Dunno in 2015-2016.
Petr Mamonov started making music and writing poetry since early childhood, but serious experiments began in 1981 when he would sing and play acoustic guitar with his younger half-brother Alexey Bortniychuk drumming on turned chairs, saucepans, empty cans and toy rattles. They made a few home recordings and in the summer of 1982 recruited Pavel Hotin on keyboards, the first professionally trained musician in the band. Artemy Troitsky would sometimes accompany the band on violin, and he also suggested the name Armored Train w/o Wheels (Бронепоезд без колёс). The group soon disbanded, because Bortniychuk was abusing alcohol and got in trouble with authorities for being unemployed (which was a penal offense in USSR at some point).
Troitsky introduced Mamonov to many established rock musicians from Saint-Petersburg, so Petr started participating in «квартирники» (unofficial gigs held at private apartments instead of designated venues) of Aquarium, Kino, and Zoopark. He tried to reform a band, eventually inviting old friend Alexander Lipnitsky, who had no musical training, to play on bass guitar. Lipnitsky had to invent an original form of notation, marking which positions on four strings should be pulled how many times. In 1983, young avant-gardist from Leningrad Sergey «Afrika» Bugaev joined the group on drums. Troitsky acted as a replacement solo guitarist while Bortniychuk was serving prison time for «parasitism» (тунеядство).
The first official gig took place on 28th January 1984 at Moscow High School No 30 concert hall. Mamonov and the band performed on the same stage with Bravo, Center, Vladimir Ratzkevich, Sergey Ryzhenko and Viktor Tsoi. Vadim Grinberg, an avant-garde sculptor from Odessa, decorated the stage for the band, and Bortniychuk, who just got out of prison, joined musicians in a giant mask and fisherman’s rubber boots, sitting silently for the whole show. Boris Grebenschikov, Sergey Kuryokhin, Andrei Makarevich and other celebrities attended this event.
Musicians spent summer of 1984 at Lipnitsky’s dacha (country house) rehearsing and experimenting. Occasionally other artists would join the band, including Alexei Tegin on bass guitar. Zvuki Mu organized another private concert out in the country, and soon Mamonov fired Bugaev, who was smoking too much pot and snoozing at rehearsals, and replaced him with a professional jazz drummer Mikhail Zhukov.
In 1985, Lipnitsky sold a few antique icons from his collection and with a help of Joanna Stingray brought Yamaha 4-channel portastudio from the USA. Alexander set up a DIY record booth at his country house, using old exercise mats to soundproof the room, and musicians struggled to record some studio material. Finally having more or less decent equipment at his hands, Mamonov got obsessed with details and re-recorded each song numerous times losing the honest energy of his spontaneous performances. At the same time, more professional musicians joined the band: bassoonist Alexander Alexandrov (who graduated from the Leningrad Conservatory and used to play in Aquarium and Modern Jazz Trio with Kuryokhin and Anatoly Vapirov) and drummer Karen Sarkisov (ex-member of Center), while Zhukov switched to percussion.
Renewed Zvuki Mu gave their first concert on 11th January 1986 at the Moscow Rock Laboratory with Center, Bravo, Polite Refusal, and Brigada S. They returned to the same stage in May, and also played their first concert outside of Russia, in Latvia. On the 8th June, Zvuki Mu participated in the Movement Towards Spring rock festival at DK MIIT (Palace of Culture at the Moscow State University of Railway Engineering). After this show, Sarkisov and Zhukov left the band – their jazzy style and performing techniques didn’t fit the group. Instead Alexey Pavlov, a 19-year-old drummer who used to hang out with Nikolay Kopernik band, joined Zvuki Mu. Alexandrov left the same autumn after long hesitation – Stas Namin Group invited him. Thus, a canonical Zvuki Mu line-up was formed: Mamonov (vocals, rhythm guitar), Bortniychuk (solo guitar), Lipnitsky (bass), Hotin (keyboards) and Pavlov (drums).
In 1987–88, Zvuki Mu toured actively around USSR. The band had a repertoire of over 20 well-rehearsed songs at this point but still didn’t produce any studio recordings. After the gig at the Rock Laboratory festival at DK Gorbunov in June 1988, Vasily Shumov offered to become a producer of Zvuki Mu debut album, providing all equipment and technical guidance. As an experienced studio engineer, Shumov set strict discipline and forced musicians to record all their songs in 20 days. Instead of a brutal and aggressive vocals he had been using at concerts, Mamonov demonstrated measured and calm vocal manner. A resulting double album Simple Things was self-released on reel-to-reel in 1988.
Shumov left his 8-channel Fostex portastudio at Lipnitsky’s dacha for ten days, and Zvuki Mu quickly recorded their second album Crimea. During the three-week session with Vasily, musicians fixated an already established «old» program, and this time, they recorded some new material they’ve been working on at the moment, feeling more laid back without an authoritative producer. On this record, Pavel Hotin played Yamaha DX-7 instead of a cheap «Mini-Mu» synth he used before. The album was officially released in 1994.
In the autumn of 1988, Zvuki Mu participated in the Carrot Festival in Budapest – it was one of the first major alternative music festivals in Europe. A brief Italian tour with Bravo and Televizor followed. Through Artemy Troitsky, Mamonov soon met with Brian Eno, who was looking for original bands from USSR to promote in the West. They signed a two-year agreement for Zvuki Mu album and two large-scale tours in the UK and USA.
Zvuki Mu had been touring internationally for the most of 1989 – gave a concert at Warsaw, went on a German tour with Auktyon, Va-Bank, and Ekaterina Surjikova (they played in Berlin, Hamburg, Bremen, and Göttingen). With Kino and Auktyon, Zvuki Mu performed in Paris, Lyon and Bourges. The UK tour followed, and to coincide with it The Guardian published a large Eno’s article about Russian rock and Zvuki Mu. Warner Bros. Records organized the North American leg of the tour on the East Coast, with shows in New York, Washington, Boston, and other large cities. Zvuki Mu played with Pere Ubu and shared the Lincoln Center stage with The Residents. Randy Rose was very impressed and noted that he would never imagine that Soviet band would give one of the wildest performances he saw in his life.
On the peak of success, Mamonov suddenly announced his plans to disband Zvuki Mu, since the project was over as an artistic concept. He decided to continue making music with Borthichuk as Mamonov and Alexey duo. Their second US tour was already booked, so American partners were extremely disappointed with the news. Warner Bros. opted out of the contract, and Linda Greenberg became their promoter in America. To meet the terms of his deal with Eno, Mamonov was forced to go on tour with full Zvuki Mu cast, including expelled Lipnitsky, Hotin, and Pavlov. This time, the band went nationwide, starting in Los Angeles and San Francisco and moving east, with stops at Madison, Chicago, Detroit, etc. The final show in New York on 17th May 1990 was the last concert for an original Zvuki Mu line-up. After returning to Russia, musicians got together for the last time to record their third album Transtability. Mamonov realized that boundaries of rock ‘n roll were limiting him, so he became more focused on staging live shows, not the sound. He envisioned his concert as more of spectacular theatrical performances than simple music gigs.
Mamonov and Alexey performed with a drum machine instead of a live rhythm section, but soon they decided to expand the group and invited Mikhail Zhukov to return. He didn’t stay for long, so they recorded their eponymous album in 1992 as a duo. After releasing it, Mamonov invited bassist Evgeny Kazantsev, who played with many Soviet groups and ensembles, and virtuoso drummer Yury Kistjenev from Alliance to join his band. Unfortunately, Kistjenev departed soon because Moral Codex invited him. As a replacement, he suggested Andrij Nadolskyj.
With a new quartet, Mamonov could finally perform many of his old songs, arranging them with heavy guitar riffs and achieving a dense «wall of sound» effect at live shows he always wanted. Petr decided to use the Zvuki Mu name for the band again, and original ex-members were not happy. To make things worse, Moroz Records started reissuing Zvuki Mu early albums on CDs, with all royalties going solely to Mamonov. Oleg Kovriga volunteered to reissue Zvuki Mu album at his label Otdelenie VYHOD to resolve the dispute and compensate the original cast of the band with proceeds. Since 1997, old Zvuki Mu started performing together again as otZvuki Mu (The Fainted Sounds of Moo).
Mamonov became more and more occupied with his various solo projects and theater/film roles, too busy to work with a band. After Gruby Zakat was released in 1995, Petr moved to the village and turned very religious. He conceived an idea of a metaphorical performance with Kazantsev dressed as a rooster, Borthichuk as a giant fish, and Nadolsky portraying baby bird in the nest. Mamonov was supposed to saw a huge tree branch they would all sit on. His band members were not particularly impressed with the eccentric idea, and the conflict got worse in October when Zvuki Mu concert at the Moscow Pushkin Drama Theatre got canceled due to the inappropriate behavior of the audience. Mamonov was shocked and disgusted by the actions of his fans, which were drinking and smoking in the concert hall, littering and swearing profusely. Utterly disappointed by the whole punk and rock community, he decided to disband Zvuki Mu again, this time for good. The material composed for the planned performance was released as Life of Amphibians as It Is in 1996.
Most of the following Zvuki Mu albums were composed and recorded by Mamonov alone. He departed from a heavier guitar sound towards an abstract and minimalist freak folk with primitive blues-like guitar arrangements and stream of consciousness lyrics. Due to his new pious Christian lifestyle, Mamonov abandoned most of his old concert repertoire as vulgar and bestial. Though, he released a compilation of old unpublished material Shkura Neubitogo (1999) and the greatest hits collection Selected a Few Good Ones to Fill a Compact (2000).
In 2000, Mamonov also released the first Zvuki Mu original material after a long break – Chocolate Pushkin. Musician characterized the album as a «lit-hop» (литературный хип-хоп, or literary hip-hop) and performed it as a one-man theatrical show. After releasing an experimental Electro T. the next year, in 2003 he almost simultaneously presented Mice 2002 and Greenish, again directing solo theatrical shows based on each album. In 2005, Mamonov released Brothers Grimm Fairytales with a peculiar musical interpretation of famous European tales. As of 2016, Mamonov is actively touring with his Brand New Zvuki Mu band.
The band’s name Звуки МУ have different interpretations, with МУ referring to «music» (Звуки Музыки), Moscow streets (Звуки Московских Улиц), or a cow’s moo. Journalist Sergey Guriev noted that Mamonov started using Zvuki Mu in his early poems even before forming a band, as an informal definition of his experimental style – somewhere between music and formless mooing. Another source of inspiration came from affectionate names Mamonov used with his very close friend Olga Gorokhova in the 1980s: муравей (ant) and муха or мухочка (little fly).
Early Zvuki Mu formation
Pyotr Mamonov
Alexey Bortniychuk (various instruments)
Alexander Lipnitsky (bass)
Pavel Hotin (keyboards)
Alexander Alexandrov (bassoon)
Mikhail Zhukov (percussion)
Karen Sarkisov (drums)
Zvuki Mu «canonical» line-up (1986-1990)
Pyotr Mamonov (vocals, rhythm guitar)
Alexey Bortniychuk (solo guitar)
Alexander Lipnitsky (bass)
Pavel Hotin (keyboards)
Alexey Pavlov (drums)
Second Zvuki Mu line-up (1993-1996)
Pyotr Mamonov (vocals)
Alexey Bortniychuk (guitar)
Evgeny Kazantsev (bass)
Andrey Nadolskiy (drums)
OtZvuki Mu (1997 – to date)
Alexey Bortniychuk (guitar)
Alexander Lipnitsky (bass)
Pavel Hotin (keyboards)
Alexey Pavlov (drums)
Alexander «Fagot» Alexandrov (bassoon)
(with rotating cast of vocalists)
Brand New Zvuki Mu (since 2015)
Pyotr Mamonov (direction, vocals, guitar)
Grant Minasyan (drums)
Ilya Urezchenko (bass)
Alex Gritskevich (electronics, keyboards)
Slava Losev (wind, keyboards)